Личностный-ориентированный подход на уроках социально бытовой ориентировки
Литература Социально- бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида/ Пособие для учителя. — М. 2006. Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида/ Под ред. А. М. Щербаковой. — М. 2003. Социально- бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида/ Под ред. В. В. Гладкой. — М. «Издательство НЦ ЭНАС». 2006.
Коррекционная школа 8 вида ст Староминской
Учитель социально бытовой ориентировки Бондарь Елена Степановна
Личностно-ориентированный подход на уроках социально бытовой ориентировки
Социально- бытовая ориентировка - специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение их общего развития.
Первоочередная цель СБО — формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к ведущей самостоятельной жизнедеятельности.
Основными задачами обучения социально-бытовой ориентировки являются:
- воспитание у обучающихся, воспитанников положительных личностных качеств (честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду);
- коррекция имеющихся у них дефектов и таким образом подготовка их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей. Очень важно учитывать реализацию разноуровнего обучения на основе личностно-ориентированного подхода, когда каждый ученик может самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить "ситуацию успеха" в решении учебных проблем.
Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья-результат всей коррекционно-воспитательной работы школы. Коррекционно-воспитательный процесс и процесс социальной адаптации тесно связаны. Проводимая во внеурочное время воспитательная работа дополняет занятия по социально-бытовой ориентировке. Ведь очень важно интегрировать коррекционный компонент в систему планирования всех служб учреждения, в каждое конкретное мероприятие, в работу каждого специалиста в отдельности и всех вместе взятых служб.
Взаимодействие классного руководителя, учителей- предметников, социального педагога, педагога- психолога, инструктора по труду, медицинских работников помогает совместно выявить проблемы, возникающие у подростка, прогнозировать развитие личности, организовать работу по социализации школьников.
Многолетний опыт работы свидетельствует, что для успешной подготовки воспитанников к самостоятельной жизни необходимо выполнение следующих условий:
1. Целенаправленная педагогическая система работы, направленная на получение ребёнком конкретных результатов в освоении необходимых ему в жизни социально- бытовых знаний и умений;
2. Достижение каждым ребёнком максимально возможного уровня социально- бытовой подготовленности;
3. Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам;
4. Достижение ситуации успеха.
Особые требования предъявляются к компетентности педагога - его умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение заранее сформулированных учителем образовательных результатов ребенка. Необходимо комплексно планировать образовательные, коррекционно - развивающие и воспитательные цели каждого урока, применяя наиболее рациональные методы, средства обучения и воспитания, способствующие социальной адаптации и реабилитации учащихся. Для формирования социально - бытовых знаний и методов, используемых для решения проблем социальной адаптации, в ходе уроков учителю СБО необходимо предусмотреть использование разнообразных приёмов подачи новой информации. Система методов и приёмов должна определяться характером познавательного материала, дидактическими и коррекционными задачами, уровнем общего развития и социально- бытовой подготовленности воспитанников, их возможностями.
Разнообразие применения способов упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и обучаемых, направленных на решение задач образования, воспитания и развития - рассказ, беседа, работа с учебником, моделирование реальных ситуаций, игровые методы и приёмы, безусловно, активизирует познавательную деятельность учащихся и способствует введению новой информации по различным каналам через комплексную систему работы различных анализаторов.
Такой подход позволяет реализовать учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, тем самым способствует максимальному их включению в активное учебное поведение. Введение в процесс образования на уроках СБО метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объёмно, с позиции разных дисциплин. При правильной организации уроков значительно расширяется бытовой и социальный опыт умственно отсталых детей. Учащиеся знакомятся с организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. У детей развиваются умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.
Они обретают навыки приготовления пищи, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью. Дети учатся ухаживать за жилищем, планировать свой бюджет, помогать старшим ухаживать за младшими. Они усваивают морально-этические нормы поведения, у них вырабатываются навыки общения с людьми, в определенной мере развивается художественный вкус.
Действенным методическим приемом на занятиях является моделирование реальных ситуаций, предполагающее распределение ролей между участниками, вступающими в определенные отношения. Разыгрывая и разбирая различные бытовые ситуации, учащиеся развивают навыки общения, учатся строить свои отношения с другими людьми.
Успешность социальной адаптации учащихся определяется и способностью адекватно применять знания, умения и навыки в разнообразных жизненных ситуациях. С этой целью следует использовать приёмы проблемного обучения- создание проблемных ситуаций. Разрешение этих ситуаций развивает способность детей ориентироваться в обстановке, формирует привычку анализировать условия, в которых приходится действовать, адекватно применять знания в изменённых условиях.
Литература
Социально- бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида/ Пособие для учителя. - М. 2006.
Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида/ Под ред. А. М. Щербаковой. - М. 2003.
Социально- бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида/ Под ред. В. В. Гладкой. - М. "Издательство НЦ ЭНАС". 2006.
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»