В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Специфика русского барокко

Специфика русского барокко

Юлианна Ситникова
Тип материала: Урок
просмотров: 9102 комментариев: 2
Краткое описание
Развитие у учащихся способности к эмоционально-личностному восприятию и осмыслению особенностей растреллиевского барокко.
Описание
Форма урока:комбинированный урок.
Цель:развитие у учащихся способности к эмоционально-личностному восприятию и осмыслению особенностей растреллиевского барокко.
Задачи:
1. Расширение культурно-художественного кругозора учащихся при знакомстве с русским барокко.
2. Развитие у учащихся способности к личностному проживанию изучаемого произведения искусства, а также умения анализировать, систематизировать и критически осмысливать материал.
3. Постижение мировоззренческих акцентов творчества русского архитектора Ф.Б.Растрелли.
Зрительный ряд:
Общий вид и интерьеры Зимнего дворца в Санкт-Петербурге и Екатерининского дворца в Царском Селе, портрет Франческо Бартоломео Растрелли, фотографии панорам Санкт-Петербурга, любительские фотографии, выполненные во время экскурсии по Санкт-Петербургу.
Видеоролики: Фасады Зимнего дворца, Екатерининский дворец.
Оборудование:мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Методы:
1. Эмоционально-образное погружение;
2. Комплексное воздействие искусств;
3. Активизация восприятия, воображения и творческого мышления;
4. Создание ситуаций творческого поиска;
5. Формальный анализ художественных произведений.
Форма обучения:групповая и индивидуальная учебно-познавательная и творческая деятельность.
Ход урока.
I. Оргмомент.
При изучении темы барокко, особое внимание хочется уделить специфике барокко в России. Русская национальная особенность этого стиля имеет неповторимую красоту и очарование. На протяжении тысячелетий человек мечтает о рае — небесном и земном. Земной рай должен напоминать небесный, соотноситься с ним. Человек ищет его в красоте ландшафтов или создает сам. Соотнесением, сопряжением земного и небесного издавна занималось искусство — зодче­ство, архитектура. Неслучайно само слово «архитектор» озна­чает «главный строитель», «верховный строитель».
Архитектуру не случайно называют застывшей музыкой. Она играет пространством и светом. Человек никогда не жил вне архитектуры, он всегда живет внутри нее. Архитекту­ра является своеобразной книгой, которую веками пишет народ, подчиняя ее национальным обычаям и видениям. Архитектура организует пространство городов, в которых мы живем, делая их своеобразными и неповторимыми. Многие архитектурные сооружения становятся визитными карточками городов, чем интереснее и самобытнее организована городская сре­да, тем ярче и оригинальнее сам город.
II. Основная часть
1. «Архитектурное ядро города» (работа с картой Санкт-Петербурга)
Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие по одному из величественных городов России – Санкт-Петербургу, на основе видео материала и впечатлений, которые у вас возникли во время реального посещения города.
На экране — панорама Не­вы, Заячьего острова, стрелки Васильевского острова, Двор­цовой площади и Адмирал­тейского бульвара (Слайд 2-3).
Рассмотрите план истори­ческой части Санкт-Петербурга и выявите характерные особен­ности планировки города.
Что, по-вашему, объеди­няет местный ландшафт?
Найдем подтверждение нашим размышлениям в учебнике: «Главным «проспектом» и главной «площадью» новой столицы, заложенной в устье Невы, стала река. Она композиционно объединила местный ландшафт — плоские болотистые берега и обширные водные пространства. Все основные архитектурные ансамбли группировались вокруг Невы.» (учебник, с. 75).
 «Строить Петербург как европейский город»  (введение в тему исследования)
Учащиеся рассматривают панораму Невы, Заячьего ост­рова, стрелки Васильевского острова, Дворцовой площади и Адмиралтейского бульвара.
Царь Петр I с юности мечтал о новой россий­ской столице на берегу моря, столице, которая будет похо­дить на западноевропейские города. Вот почему, едва осно­вав Петербург, государь пове­лел всем послам искать и на­нимать на Западе опытных ма­стеров, художников, архитек­торов.
На  экране портрет Франческо Бартоломео Растрелли. (Слайд 4)
Франческо Бартоломео Рас­трелли было столько же лет, сколько сейчас вам, когда он, сын итальянского скульптора, вместе с отцом приехал в Рос­сию и остался здесь навсегда.
«Он превратил Петербург из города-крепости, города-порта в город дворцов. Ансамбли, созданные им, — Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе — относятся к уникальному стилю, ко­торый не имеет аналогов на Западе, растреллиевскому барокко, или монументальному рококо»(учебник, с. 76).
Сразу следует оговориться, что хронологические рамки стиля барокко в России и в Европе не совпадают. Сложив­шийся в Европе в XVII веке стиль барокко проник на Русь только в конце столетия. Новый архитектурный стиль на Руси, назван­ный «нарышкинским барокко», сильно отличался от запад­ного прототипа. Национальная тяга к узорочью и насыщен­ной красочности обусловила использование пышного расти­тельного декора даже в культовом строительстве и сочетание красной кирпичной кладки с резными деталями из белого камня (Слайд 5).
Стиль «петровское барокко», оформившийся при строи­тельстве Петербурга и загородных дворцов, вобрал в себя графичность голландской архитектуры, пышную декоративность «большого стиля» Людовика XIV и изощренную линейность итальянского маньеризма. Но истинно масштабное развитие стиль барокко получил в елизаветинскую эпоху, когда Пе­тербург из города-порта превращался в город дворцов. Именно орнаментика рококо в сочетании с классическим ордером, барочной динамикой и русским узорочьем стала ядром уникального русского ба­рокко, который Растрелли виртуозно вписал в уникальный петербургский ландшафт (Слайд 6).
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по самым выдающимся и знаменитым архитектурным ансам­блям Франческо Бартоломео Растрелли, исследуя особенно­сти его оригинального стиля, и попытаемся выполнить формальный анализ произведений архитектуры.
2.  «Основные особенности архитектуры Екатерининского дворца»
Видеофрагмент «Екатерининский дворец»
««Пафосшири» в архитектуре царской резиденции в Цар­ском Селе» (учебник, с. 78).
А сейчас рассмотрите иллю­страции и попробуйте найти те строительные и декоративные приемы архитектора, которые он применил при строитель­стве Екатерининского дворца. (Слайды 7-10).
Оригинальными находками мастера является и решение внутреннего пространства дворца (Слайд 11-15)
· Вопросы для размышления (Слайд 16)
Дополните свои изыскания и размышления тек­стом учебника (с. 78 — 79), сде­лайте выводы и обобщения.
3.  «Основные особенности архитектурыЗимнего дворца»
Перед вами — Зимний дворец, одно из самых замечательных творений Фран­ческо Бартоломео Растрелли. Обратите внимание на фасады дворца.
Видеофрагмент  «Фасады Зимнего дворца»
Анализ архитектурных особенностей оформления фасадов Зимнего дворца совместно с учащимися (Слайды 17 -22).
Попытаемся найти  ответы на следующие вопросы (Слайд 23):
· С помощью ка­ких приемов архитектор пре­одолел тяжесть каменной мас­сы и создал иллюзорную под­вижность стены?
· Каким обра­зом решен в архитектуре Зим­него дворца вопрос противобор­ства горизонтали и вертика­ли?
· В чем уни­кальность архитектуры Зимне­го дворца?
Исследовательское задание «Стилистика растреллиевского барокко» (Слайд 24)
Учащиеся рассматривают спроецированные на экран изображения архитектурных сооружений барокко
Чтобы ярче по­чувствовать стилистику рас­треллиевского барокко, выпол­ним небольшое задание.
• Рассмотрите архитектур­ные сооружения эпохи барок­ко. Определите, в чем состоит сходство и различие итальян­ского и растреллиевского ба­рокко.
Ответы, размышления ре­бят.
4. Анализ архитектурного ансамбля Большого Петергофского дворца (проект Ф.Б Растрелли). Определить стилистические особенности елизаветинского барокко на примере архитектурно-паркового ансамбля Большого Петергофского дворца (Слайды 25-37). Работа учащихся совместно с учителем (на основании материалов реальной экскурсии)
· Особенности архитектурно-паркового ансамбля (Верхний и Нижний парки).
· Предназначение и функция сооружения.
· Световая организация фасадов и внутреннего пространства дворца.
· Цвет.
· Соотношение со скульптурой и монументальной живописью.
· Временная организация восприятия сооружения и протекающей в ней жизни.
III. Заключение
Сегодня созерцая архитектурные ансамбли Франческо Бартоломео Растрел­ли, размышляя над ними и ис­следуя их, мы совместными усилиями провели анализ произведений Растрелли, в котором отразили важнейшие черты уникального стиля — русского барокко.
Домашнее задание:
§11. Познакомиться с особенностями архитектуры Смольного монастыря.
Спасибо за работу. До свидания!
Литература.
1. Л.Г. Емохонова. Учебник МХК для 11 класса. Москва. Издательский центр «Академия», 2009
2. Л.Г. Емохонова, Н.Н. Малахова. МХК книга для учителя 11 класса.  Москва. Издательский центр «Академия», 2009
3. СD-приложение к учебнику МХК для 11 класса
4. Видеоэкскурсия «Санкт-Петербург и пригороды». AMFORA video company

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Конспект.docx Скачать

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\uchmet_120_60.gif




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РОВДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»












Дисциплина - Мировая художественная культура (Искусство)



Тема - «Специфика русского барокко»


Учебник - Л.Г. Емохонова. Учебник МХК для 11 класса. Москва. Издательский центр «Академия», 2009



Класс (курс) – 11



Продолжительность урока - 45 минут

рок с использованием презентации Microsoft Office PowerPoint 2007)






Автор - Ситникова Юлианна Васильевна

Квалификационная категория - первая

Место проживания - село Ровдино Шенкурского района Архангельской области






Форма урока: комбинированный урок.

Цель: развитие у учащихся способности к эмоционально-личностному восприятию и осмыслению особенностей растреллиевского барокко.

Задачи:

  1. Расширение культурно-художественного кругозора учащихся при знакомстве с русским барокко.

  2. Развитие у учащихся способности к личностному проживанию изучаемого произведения искусства, а также умения анализировать, систематизировать и критически осмысливать материал.

  3. Постижение мировоззренческих акцентов творчества русского архитектора Ф.Б.Растрелли.

Зрительный ряд:

Общий вид и интерьеры Зимнего дворца в Санкт-Петербурге и Екатерининского дворца в Царском Селе, портрет Франческо Бартоломео Растрелли, фотографии панорам Санкт-Петербурга, любительские фотографии, выполненные во время экскурсии по Санкт-Петербургу.

Видеоролики: Фасады Зимнего дворца, Екатерининский дворец.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Методы:

  1. Эмоционально-образное погружение;

  2. Комплексное воздействие искусств;

  3. Активизация восприятия, воображения и творческого мышления;

  4. Создание ситуаций творческого поиска;

  5. Формальный анализ художественных произведений.

Форма обучения: групповая и индивидуальная учебно-познавательная и творческая деятельность.

Ход урока.

I. Оргмомент.

При изучении темы барокко, особое внимание хочется уделить специфике барокко в России. Русская национальная особенность этого стиля имеет неповторимую красоту и очарование. На протяжении тысячелетий человек мечтает о рае — небесном и земном. Земной рай должен напоминать небесный, соотноситься с ним. Человек ищет его в красоте ландшафтов или создает сам. Соотнесением, сопряжением земного и небесного издавна занималось искусство — зодчество, архитектура. Неслучайно само слово «архитектор» означает «главный строитель», «верховный строитель».

Архитектуру не случайно называют застывшей музыкой. Она играет пространством и светом. Человек никогда не жил вне архитектуры, он всегда живет внутри нее. Архитектура является своеобразной книгой, которую веками пишет народ, подчиняя ее национальным обычаям и видениям. Архитектура организует пространство городов, в которых мы живем, делая их своеобразными и неповторимыми. Многие архитектурные сооружения становятся визитными карточками городов, чем интереснее и самобытнее организована городская среда, тем ярче и оригинальнее сам город.

II. Основная часть

  1. «Архитектурное ядро города» (работа с картой Санкт-Петербурга)

Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие по одному из величественных городов России – Санкт-Петербургу, на основе видео материала и впечатлений, которые у вас возникли во время реального посещения города.

На экране — панорама Невы, Заячьего острова, стрелки Васильевского острова, Дворцовой площади и Адмиралтейского бульвара (Слайд 2-3).

  • Рассмотрите план исторической части Санкт-Петербурга и выявите характерные особенности планировки города.

  • Что, по-вашему, объединяет местный ландшафт?

Найдем подтверждение нашим размышлениям в учебнике: «Главным "проспектом" и главной "площадью" новой столицы, заложенной в устье Невы, стала река. Она композиционно объединила местный ландшафт — плоские болотистые берега и обширные водные пространства. Все основные архитектурные ансамбли группировались вокруг Невы.» (учебник, с. 75).

«Строить Петербург как европейский город» (введение в тему исследования)

Учащиеся рассматривают панораму Невы, Заячьего острова, стрелки Васильевского острова, Дворцовой площади и Адмиралтейского бульвара.

Царь Петр I с юности мечтал о новой российской столице на берегу моря, столице, которая будет походить на западноевропейские города. Вот почему, едва основав Петербург, государь повелел всем послам искать и нанимать на Западе опытных мастеров, художников, архитекторов.

На экране портрет Франческо Бартоломео Растрелли. (Слайд 4)

Франческо Бартоломео Растрелли было столько же лет, сколько сейчас вам, когда он, сын итальянского скульптора, вместе с отцом приехал в Россию и остался здесь навсегда.

«Он превратил Петербург из города-крепости, города-порта в город дворцов. Ансамбли, созданные им, — Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе — относятся к уникальному стилю, который не имеет аналогов на Западе, растреллиевскому барокко, или монументальному рококо» (учебник, с. 76).

Сразу следует оговориться, что хронологические рамки стиля барокко в России и в Европе не совпадают. Сложившийся в Европе в XVII веке стиль барокко проник на Русь только в конце столетия. Новый архитектурный стиль на Руси, названный «нарышкинским барокко», сильно отличался от западного прототипа. Национальная тяга к узорочью и насыщенной красочности обусловила использование пышного растительного декора даже в культовом строительстве и сочетание красной кирпичной кладки с резными деталями из белого камня (Слайд 5).

Стиль «петровское барокко», оформившийся при строительстве Петербурга и загородных дворцов, вобрал в себя графичность голландской архитектуры, пышную декоративность «большого стиля» Людовика XIV и изощренную линейность итальянского маньеризма. Но истинно масштабное развитие стиль барокко получил в елизаветинскую эпоху, когда Петербург из города-порта превращался в город дворцов. Именно орнаментика рококо в сочетании с классическим ордером, барочной динамикой и русским узорочьем стала ядром уникального русского барокко, который Растрелли виртуозно вписал в уникальный петербургский ландшафт (Слайд 6) .

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по самым выдающимся и знаменитым архитектурным ансамблям Франческо Бартоломео Растрелли, исследуя особенности его оригинального стиля, и попытаемся выполнить формальный анализ произведений архитектуры.

  1. «Основные особенности архитектуры Екатерининского дворца»

Видеофрагмент «Екатерининский дворец»

«"Пафос шири" в архитектуре царской резиденции в Царском Селе» (учебник, с. 78).

А сейчас рассмотрите иллюстрации и попробуйте найти те строительные и декоративные приемы архитектора, которые он применил при строительстве Екатерининского дворца. (Слайды 7-10).

Оригинальными находками мастера является и решение внутреннего пространства дворца (Слайд 11-15)

  • Вопросы для размышления (Слайд 16)

Дополните свои изыскания и размышления текстом учебника (с. 78 — 79), сделайте выводы и обобщения.

  1. «Основные особенности архитектуры Зимнего дворца»

Перед вами — Зимний дворец, одно из самых замечательных творений Франческо Бартоломео Растрелли. Обратите внимание на фасады дворца.

Видеофрагмент «Фасады Зимнего дворца»

Анализ архитектурных особенностей оформления фасадов Зимнего дворца совместно с учащимися (Слайды 17 -22).

Попытаемся найти ответы на следующие вопросы (Слайд 23):

  • С помощью каких приемов архитектор преодолел тяжесть каменной массы и создал иллюзорную подвижность стены?

  • Каким образом решен в архитектуре Зимнего дворца вопрос противоборства горизонтали и вертикали?

  • В чем уникальность архитектуры Зимнего дворца?

Исследовательское задание «Стилистика растреллиевского барокко» (Слайд 24)

Учащиеся рассматривают спроецированные на экран изображения архитектурных сооружений барокко

Чтобы ярче почувствовать стилистику растреллиевского барокко, выполним небольшое задание.

Рассмотрите архитектурные сооружения эпохи барокко. Определите, в чем состоит сходство и различие итальянского и растреллиевского барокко.

Ответы, размышления ребят.

  1. Анализ архитектурного ансамбля Большого Петергофского дворца (проект Ф.Б Растрелли).

Определить стилистические особенности елизаветинского барокко на примере архитектурно-паркового ансамбля Большого Петергофского дворца (Слайды 25-37). Работа учащихся совместно с учителем (на основании материалов реальной экскурсии)

  • Особенности архитектурно-паркового ансамбля (Верхний и Нижний парки).

  • Предназначение и функция сооружения.

  • Световая организация фасадов и внутреннего пространства дворца.

  • Цвет.

  • Соотношение со скульптурой и монументальной живописью.

  • Временная организация восприятия сооружения и протекающей в ней жизни.

III. Заключение

Сегодня созерцая архитектурные ансамбли Франческо Бартоломео Растрелли, размышляя над ними и исследуя их, мы совместными усилиями провели анализ произведений Растрелли, в котором отразили важнейшие черты уникального стиля — русского барокко.

Домашнее задание:

§11. Познакомиться с особенностями архитектуры Смольного монастыря.

Спасибо за работу. До свидания!



Литература.

  1. Л.Г. Емохонова. Учебник МХК для 11 класса. Москва. Издательский центр «Академия», 2009

  2. Л.Г. Емохонова, Н.Н. Малахова. МХК книга для учителя 11 класса. Москва. Издательский центр «Академия», 2009

  3. СD-приложение к учебнику МХК для 11 класса

  4. Видеоэкскурсия «Санкт-Петербург и пригороды». AMFORA video company

Ю.В. Ситникова. Конспект урока МХК, 11 класс.rar Скачать
Обсуждение материала
Татьяна Остапцова
28.06.2014 17:34
Уважаемая Юлианна Васильевна!Прекрасный материал - но к презентации (по требованиям Портала) требуется указать ссылки на иллюстрации. Добавьте их, пожалуйста! О перезагрузке материала сообщите в письме. С уважением, Т.Н.
Юлианна Ситникова
19.07.2014 23:09
Уважаемая Татьяна Николаевна! Отправляю Вам ссылку на перезагруженный материал http://www.uchmet.ru/library/material/244359/
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос