Взаимодействие семьи и ДОУ в адаптационный период (Среднесрочный проект по работе с родителями)
профессионального образования (повышения квалификации) сп
ециалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра дошкольного образования
Взаимодействие семьи и ДОУ
в адаптационный период
(Среднесрочный проект по работе
с родителями)
Исполнитель:
Балаганская Оксана Георгиевна
.
Воспитатель МАДОУ «Детский сад№14
«Вишенка»
Консультант:
Елисеева Гали
на Сергеевна, методист
МБУ Киселёвского ГО «Информационно-
методический центр»
Кемерово 2014
Содержание:
- ВведениеX 3
- Цели и задачи проекта … X 4
- Этапы реализации проектаX 5-11
- Предполагаемый результат реализации проекта, оценка
- результатов X 12
- Литература X 13
3
Введение.
Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса — поиск рациональных путей взаимодействия.
Что такое взаимодействие педагога с родителями? Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.
И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ, тем более что набирается новая группа и оттого, как я сумею наладить контакт с родителями в начале пути, зависит дальнейшее сотрудничество. И здесь удачной находкой оказался метод проектов.
4
Вид проекта: информационно-творческий, открытый.
Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.
Продолжительность: среднесрочный.
Сроки реализации: сентябрь 2014 г. – декабрь 2014г.
Среда реализации: развивающая предметно- пространственная среда, развивающие виды деятельности.
Цель проекта: создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.
Основные задачи :
- обеспечение физического, психического здоровья, интеллектуального, эстетического развития детей;
- вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку;
- повышение профессионального уровня педагогов, способствующего развитию и направленное на воспитание свободной, творческой, успешной личности, способной на самостоятельные поступки и нестандартные решения;
- совершенствование развивающей среды, формирование творческой обстановки медицинское, психологическое, педагогическое сопровождение каждого ребёнка;
- обучение конструктивным способам общения каждого участника педагогического взаимодействия.
5
Этапы реализации проекта.
- Подготовительный этап( сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:
— составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий .
- Основной этап (октябрь-ноябрь)
3.Заключительный этап(декабрь)
-анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ;
-проведение новогоднего праздника совместно с родителями «Дружно встретим новый год!»;
-создание семейного клуба «Дружная семейка».
1.Подготовительный этап.
Приложение1, приложение 2
6
2.Основной этап(октябрь-ноябрь).
ИДЕИДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТСКИМ САДОМ.
Создавайте и используйте возможности для непосредственного общения, используйте разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и делитесь информацией друг с другом. Создавайте возможности и отводите время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Научитесь хорошо слушать.
1. Первые визиты в детский сад.
Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомиться с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.
2. Вводные собрания.
После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать о ежедневных мероприятиях и другую полезную информацию.
3. Посещения на дому.
Воспитатель может посетить ребенка на дому, чтобы узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке.
4. Когда приводить и забирать ребенка.
Расписание можетбыть составлено так, чтобы время, когда детей приводят в детский сад и забирают домой, использовалось для общения с семьями.
5. Телефонные звонки.
Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всем родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с ними.
7
6.Конференции родителей и воспитателей.
Конференции — это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.
Используйте письменные формы общения, когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.
7. Брошюры.
Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
8. Пособия.
Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
9. Бюллетень.
Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
10. Еженедельные записки.
Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
11. Неформальные записки.
Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что
8
освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь: здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.
12. Личные блокноты.
Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
13. Доска объявлений.
Доска объявлений — это настенный экран, который информирует родителей о собраниях, мероприятиях детского сада, расписании на день и др.
14. Ящик для предложений.
Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
15.Отчеты.
Письменные отчеты о развитии ребенка — это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
16.Гость группы. Родительский час.
Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
17.Доброволец.
У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в группе, принимать участие в спектаклях, помогать в
9
организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
18. Оплачиваемая должность.
Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в программе в качестве члена воспитательного коллектива.
19.Член родительского совета.
Родительский совет — это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.
20. Сотрудничество родителей друг с другом.
Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.
21. Информация для родителей и их обучение.
Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.
22. Неформальные встречи родителей и воспитателей.
Это тематические встречи, вечера и т.п.
23. Использование коммуникативных ресурсов.
Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.
24. Обмен литературой.
Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео- и аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.
10
Предложения для работы с родителями:
Советы, предлагаемые ниже, могут помочь активизировать участие родителей.
-уважайтеродителей;
— поощряйте участие родителей, содействуйте им, подсказывайте родителям, как они могут участвовать в жизнидетского сада;
-старайтесьразнообразить виды участия родителей, проявляйте гибкость и творчество;
— позволяйте семьям самим решать, как они могут помогать детскому саду наилучшим образом;
-говорите с семьями о надеждах воспитателей и родителей, обсудите,как вы будете поддерживать контакты с самого начала посещения ребенком детского сада;
-будьте терпеливыми;
— делайте акцент на сильных сторонах ребенка, семьи и давайте положительное подкрепление;
-поддерживайте тесные контакты;
-выражайте свою признательность;
— постарайтесь вовлекать всю семью;
— сохраняйте конфиденциальность;
-сотрудничайте с другими партнерами в вашем районе.
11
Формы работы с родителями:
— педагогическая гостиная;
-консультации, беседы, конференции;
-развлечения, праздники;
— открытые занятия;
— дни открытых дверей;
— родительские собрания;
— практикумы, мастер-классы;
-прогулки, экскурсии;
-наглядная пропаганда ( папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ);
— обобщение опыта семейного воспитания;
— презентация дошкольного учреждения.
3. Заключительный этап(декабрь)
-Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ;
— проведение новогоднего праздника совместно с родителями «Дружно встретим новый год!»
12
Предполагаемый результат реализации проекта:
-повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей посредством разнообразныxформ сотрудничества;
-обеспечение для детей из разных слоев населения равных стартовых возможностей в получении качественного дошкольного образования;
-успешная адаптация к условиям детского сада и поступление в группу;
-повышение авторитета ДОУ среди родителей воспитанников;
— сохранение и укрепление здоровья детей;
-проведение совместного семейного праздника «Дружно встретим новый год»;
— создание семейного клуба «Дружная семейка».
Оценка результатов.
В процессе реализации проекта будет осуществляться мониторинг достижения результатов. На каждом этапе будут подводиться итоги выполнения и результативности системных изменений в совместной деятельности. Достигнутые результаты позволят спрогнозировать дальнейшее развитие проекта.
13
Литература:
-Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2011. — №12. – С.88 – 94.
-Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьёй. [Текст]/ Е. П. Арнаутова. // Управление ДОУ. — 2006.- №4. – С. 66 – 70
-Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. — № 2. – С. 5-6
-Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова, Воронеж, «Учитель», 2008. – 111с.
-Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
-Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. [Текст] / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
-Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.
-Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьёй [Текст] / Л.Е.Осипова. – Изд. центр «Скрипторий», 2011. – 72с.
-Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. — Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.
-Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. [Текст] / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. — 2011. -№11. – С. 82 – 97.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ .
№ |
Формы и методы работы |
Направление, тематика, содержание деятельности |
Ответственные |
Сроки |
1. |
Ознакомительные беседы. |
“Установление доверительных отношений между семьей”, “Создание полноценных условий для эмоционально-психического здоровья детей.” |
Воспитатели |
По мере поступления детей |
2. |
Индивидуальные беседы |
“Совместное нахождение способов и методов психолого-педагогической помощи ребенку.” |
Воспитатели |
По мере необходимости |
3. |
Вводное родительское собрание. |
«Давайте познакомимся». Требования, особенности жизни группы, специфика режима, традиции , ознакомление с проектом. |
Администрация ДОУ, воспитатели. |
Сентябрь |
4. |
Открытые занятия. |
Познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий разной тематики. Подбор познавательных занятий . |
Воспитатели |
В течение полугода |
5. |
Родительский час |
Посещение родителями режимных моментов с активным участием в них. |
Воспитатели, родительский комитет. |
Еженедельно |
6. |
Анкеты. |
“Будем знакомиться» , “Интересно знать...»(Знакомство с индивидуальными особенностями ребенка и семьи, основными приоритетами семейного воспитания для создания максимально благоприятных условий пребывания ребенка в детском саду.) «Анкета уровня удовлетворённости услугами ДОУ» |
Воспитатели. |
Сентябрь декабрь |
7. |
Бюллетени |
Поздравления с праздником. Объявления, просьба, информация. Сообщения, чем будет заниматься группа в данном месяце, полезные советы. |
Воспитатели |
По мере необходимости |
8. |
Педагогическая библиотечка. |
Ознакомление родителей с популярной педагогической и психологической литературой по различным проблемам воспитания и обучения детей. |
Воспитатели |
По запросу родителей в течение полугода |
9. |
Консультации, беседы |
1. «Тревожат ли вас проблемы ребенка?» 2. «Пальцы помогают говорить». 3. «Подарите ребенку праздник!» 4. «Учимся говорить выразительно». 5. «Как снизить агрессивность детей?» 6. «Что бы не было ребенку скучно!» и т.д. |
Воспитатели, приглашенные: психолог, соцпедагог, логопед. |
В течении полугода |
10. |
Информация о прошедшем дне. Информация о проведенных вечерах, выходных днях |
«О наших детях» |
Воспитатели Родители |
Ежедневно По запросу воспитателя |
11 |
Мастер-классы |
По изготовлению атрибутики к играм, по изготовлению костюмов, поздравительных открыток, подарков и т.д. |
Воспитатели, старший воспитатель. Воспитатели других групп, специалисты-сотрудники ДОУ, родители. |
По мере необходимости |
12 |
Посещение семей |
|
Воспитатели |
По мере необходимости |
13 |
Праздники, досуги |
“В гости осень к нам пришла!», «Я один такой у мамы!», «Папа может всё!», «И снова о тебе...», «Дружно встретим новый год» |
Воспитатели, родители, муз.рук. |
Октябрь октябрь ноябрь декабрь |
14 |
Оформление папок-передвижек, информац.стендов |
|
Воспитатели |
В течении полугода |
Анкета для родителей «Будем знакомиться!»
-
Ребенок:
фамилия, имя _______________________________________________________________
дата рождения_______________________________________________________________
-
Состав семьи (кто постоянно живет с ребенком): ___________________________________________________________________________
-
Ребенка, кроме родителей, могут забирать: ___________________________________________________________________________
-
Какие заболевания перенес ребенок, имеются ли у него хронические заболевания? ___________________________________________________________________________
-
Существуют ли ограничения в пищевом, температурном режиме и пр. для Вашего ребенка? ___________________________________________________________________
-
Кто из членов семьи больше всего времени уделяет ребенку? ___________________________________________________________________________
-
Кому из членов семьи ребенок отдает предпочтение в процессе общения, игры? ___________________________________________________________________________
-
Назовите любимые ребенком игры, занятия и другие виды деятельности:___________________________________________________________________________
-
Существует ли у Вашего ребенка любимое занятие, которым он может самостоятельно заниматься довольно продолжительное время? ___________________________________________________________________________
-
Назовите любимые игрушки Вашего ребенка. Как вы думаете, почему ребенок их выделяет? __________________________________________________________________
-
Проводятся ли с ребенком развивающие занятия дома? Какие? Как часто? Кто проводит? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Перечислите положительные качества Вашего ребенка: ___________________________________________________________________________
-
Какие черты характера Вас настораживают в ребенке? ___________________________________________________________________________
-
Какие склонности, задатки Вы заметили в Вашем ребенке? ___________________________________________________________________________
-
Какими способами Вы поощряете ребенка? ___________________________________________________________________________
-
Какая мера поощрения, на Ваш взгляд, наиболее действенна? ___________________________________________________________________________
-
Наказываете ли Вы своего ребенка? За что? Каким образом? ___________________________________________________________________________
-
Дайте краткую характеристику поведения ребенка в домашней обстановке: ___________________________________________________________________________
-
Дайте краткую характеристику поведения Вашего ребенка вне дома:
-
со взрослыми _________________________________________________________
-
с детьми на детской площадке ___________________________________________
-
в группе ______________________________________________________________
-
Какое участие Вы бы хотели принять в жизни дошкольного учреждения? ___________________________________________________________________________
-
О каких семейных традициях Вы хотели бы рассказать: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Желаете ли Вы получить консультацию по вопросам воспитания ребенка:
-
-
-
воспитателя___________________________________________________________
-
медицинского работника _______________________________________________
-
старшего воспитателя __________________________________________________
-
другого специалиста (укажите какого) ____________________________________
-
Ваши пожелания: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета для родителей «Интересно знать...»
Анкета поможет родителям оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, вы получите примерный прогноз для своего ребенка.
( Фамилия имя ребенка)
1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в
домашней обстановке?
Бодрое, уравновешенное - 3 балла
Неустойчивое - 2 балла
Подавленное - 1 балл
2. Как Ваш ребенок засыпает?
Быстро, спокойно (до 10 мин) - 3 балла
Долго не засыпает - 2 балла
Неспокойно - 1 балл
3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?
Да - 1 балл
Нет - 3 балла
4 Какова продолжительность дневного сна ребенка?
2 ч - 3 балла
1 ч - 1 балл
5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
Хороший - 4 балла
Избирательный - 3 балла
Неустойчивый - 2 балла
Плохой - 1 балл
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно - 3 балла
Отрицательно - 1 балл
7. Просится ли Ваш ребенок на горшок?
Да - 3 балла
Нет, но бывает сухой - 2 балла
Нет и ходит мокрый - 1 балл
8. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)
__________________________________________ - 1 балл
Нет - 3 балла
9. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
Да - 3 балла
Иногда - 2 балла
Нет - 1 балл
10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да - 3 балла
Иногда - 2 балла
Нет - 1 балл
11. Как Ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Не играет сам - 1 балл
12. Какие взаимоотношения со взрослыми?
Легко идет на контакт - 3 балла
Избирательно - 2 балла
Трудно - 1 балл
13. Какие взаимоотношения с детьми?
Легко идет на контакт - 3 балла
Избирательно - 2 балла
Трудно - 1 балл
14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Да - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Нет - 1 балл
15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?
Есть - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Нет - 1 балл
16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
Перенес разлуку легко - 3 балла
Тяжело - 1 балл
17. Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
Есть - 1 балл
Нет - 3 балла.
___________________________________
(кол-во баллов)
Прогноз адаптации
Готов к поступлению в ДОУ 40 -55 баллов
Условно готов 24-39
Не готов 16-23
Анкета уровня удовлетворённости услугами ДОУ (нужное подчеркнуть)
1.Состояние материальной базы учреждения:
Не удовлетворен частично Удовлетворен частично Удовлетворен
2.Организация питания:
Не удовлетворен частично Удовлетворен частично Удовлетворен
3.Обеспечение литературой и пособиями:
Не удовлетворен частично Удовлетворен частично Удовлетворен
4.Санитарно-гигиенические условия:
Не удовлетворен частично Удовлетворен частично Удовлетворен
5.Профессионализмом педагогов:
Не удовлетворен частично Удовлетворен частично Удовлетворен
6.Взаимоотношения сотрудников с детьми:
Не удовлетворен частично Удовлетворен частично Удовлетворен
7.Взаимоотношения сотрудников с родителями:
Не удовлетворен частично Удовлетворен частично Удовлетворен
8.Оздоровление детей:
Не удовлетворен частично Удовлетворен частично Удовлетворен
9.Присмотр и уход:
Не удовлетворен частично Удовлетворен частично Удовлетворен
10.Воспитательно-образовательный процесс:
Не удовлетворен частично Удовлетворен частично Удовлетворен
Практикум для родителей
Тема: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»
Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи.
Задачи:
-
активизировать знания родителей о значимости развития связной речи;
-
обучать игровым приемам развития фантазии и словесного творчества;
-
продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
-
расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальной работы с детьми.
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает многообразием языковых средств.
Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании. Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений, рассмотрим некоторые из них.
Игра «увеличение - уменьшение»
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? (Родители приводят свои ответы)
А вот как отвечали ваши дети:
- Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.
- Хотела бы увеличить выходные.
- Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
Усложним эту игру дополнительными вопросами:
Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать? (Родители приводят свои ответы)
А вот как отвечали ваши дети:
- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.
- Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.
- Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.
Игра «Оживи предмет»
Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.
- В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?
- О чем думает ваша обувь? (Родители приводят свои ответы)
А вот как отвечали ваши дети (ответы детей).
Игра «Измени характер персонажа»
Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают. (Родители приводят свои ответы)
Как играть в эту игру дома. Прочитайте ребенку сказку, лучше начинать со сказок о животных. Выберите с ребенком одного персонажа из сказки, у которого вы измените характер. Обратите внимание ребенка на то, что изменение характера одного персонажа изменит привычные отношения между героями сказки.
Игра «Зоопарк»
Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:
Внешний вид.
Где живет?
Чем питается?
Игра «Разными глазами»
Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.
Игра «Опиши ситуацию»
Участникам игры выдаются одинаковые сюжетные картинки. Им предлагается описать ситуацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными, к примеру: с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчел.
Игра «Придумай продолжение»
Прочтите начало сказки и попросите придумать как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.
Игра «Как мне повезло».
Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.
Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.
Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.
Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.
Игра «Подбери метафору»
Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Например, "говор волн", "холодный взгляд".
Объясните, какие свойства в приведенных метафорах и кому перенесены.
Мягкий характер. Щеки горят. Утонул в двойках. Держать в ежовых рукавицах. Позеленел от злости. Надоедливый как муха. Трудолюбивый как пчела.
«Автобиография»
Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путём наводящих вопросов выясните, о ком или о чём идёт речь.
"Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)".
Игра «Веселые рифмы»
Подберите к словам рифмы.
Свечка - … печка; трубы - … губы; ракетка - … пипетка; сапоги - пироги и т.д.
В народе говорят: "Без воображения нет соображения". Альберт Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.
Дети подсознательно учатся думать - в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети "изобретают свои велосипеды". Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать должно быть интересно. Помните, что игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить.
Мудрость тысячелетий.
Всякое дитя родится неученым. Долг родителей есть дать детям учение.
-
Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как – то: брани, клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков, и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры.
-
Во всяком возрасте почитай родителей.
-
Дитя родителям оказывает благодарность покорностию и почтением.
Екатерина II Великая
-
Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания.
-
Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках.
-
Искренность отношений, правда в общении – вот дружба.
-
Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость – победа.
-
Сам погибай – товарища выручай.
Суворов А. В.
-
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
-
Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!
-
Сердце человеческое есть всегда сердце, и в Париже, и в России: оно обмануть не может.
Фонвизин Д. И.
Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей.
Новиков Н. И.
Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
Радищев А. Н.
-
Кто стыдится признать недостатки свои, тот со временем будет бесстыдно оправдывать свое невежество, которое есть наибольший порок.
-
Любовь вызывается любовью, которую производят благосклонность и благоволение в соединении с добродетелью.
-
Чем лучше добро, тем большим трудом окопалось, как рвом. Кто труда не перейдет, и к добру тот не придет.
Сковорода Г. С.
-
Берись за дело, как следует, и ты получишь хорошие результаты, потому что капля по капле камень долбит, и небольшими ударами можно свалить и дуб, и мышь с терпением и упорством перегрызает корабельный канат.
-
Кто могуч? Тот, кто может побеждать свои дурные привычки.
-
Стыдись своего безделья, когда так много можно сделать для самого себя, для своей семьи, для своей страны.
Франклин Б.
-
Если ты разгневан, сосчитай до десяти, прежде, чем говорить; если сильно разгневан, сосчитай до ста.
-
Я убежден, что душа каждого человека радуется, когда он делает добро другому.
-
Я предпочитаю, чтобы меня помнили по тем делам, которые я совершил для других, а не по тем делам, что другие совершили ради меня.
Джефферсон Т.
Любовь сильнее всего, святее всего, несказаннее всего.
Карамзин Н. М.
Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.
Крылов И. А.
-
Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным.
-
Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.
-
Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце.
Пушкин А. С.
-
Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, - ничего, чем человек есть человек.
-
Без здоровья невозможно и счастье.
-
Видеть и уважать в женщине человека не только необходимое, но и главное условие возможности любви для порядочного человека нашего времени.
-
Воспитание – великое дело: им решается участь человека.
-
Есть много родов образования и развития, и каждое важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное.
-
Любовь дается только любви.
-
Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое.
-
Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею.
-
Только в силе воли заключается условие наших успехов на избранном поприще.
-
Труд облагораживает человека.
-
Ум – это духовное оружие человека.
-
Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и проч., но худо при этом не быть человеком.
Белинский В. Г.
Из молодости в старость бери мудрость. Ибо нет достоинства нужнее.
Биант
Без дружбы в семье никакое общение между людьми не имеет ценности.
Демокрит
Великое искусство – уметь быть старым. Еще большее искусство – уметь быть молодым. Уметь понять, как молодости и зрелости подобает относиться к старости.
Виктор Гюго
Старость хранит возможности не меньше, чем юность, но в других одеждах.
Томас Манн
Не стоит бранить старость: ведь мы и сами рады были бы дожить до старости. Бион Борисфенит.
Совместное занятие родителей с детьми «Я и мое имя»
Введение
Воспитатель делает краткий пересказ отрывка из книги Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»:
«Однажды в магазин «Овощи и фрукты» из далекой южной страны доставили много ящиков с апельсинами.
Когда их стали открывать, оказалось, что в одном из ящиков апельсинов совсем не осталось, зато на дне его спит какой – то толстый пушистый зверек. Продавец его вытащил из ящика и поставил на прилавок. Зверек секунду постоял, а потом – чебурах! – и упал с прилавка на стул, а со стула – на пол.
- Фу ты, чебурашка какой! – сказал продавец.
Зверек открыл глаза и огляделся.
- Ты кто? – спросил его продавец.
- Не знаю…
- А как тебя зовут?
- Не знаю…
- Может, ты медведь?
- Не знаю…
- Ну ладно! Тогда тебя буду звать Чебурашка.
Так у Чебурашки появилось имя».
-И у каждого человека есть свое имя.
Упражнение «Имена»
Воспитатель. Имена есть и у всех нас. Меня, например, зовут…. А как вас зовут?
Давайте по команде «Раз, два, три! Имя назови!» - хором назовем каждый свое имя!
Дети выполняют задание. Затем по просьбе воспитателя каждый называет свое имя.
Игра с родителями «Давайте познакомимся»
Участники – родители по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени, или на любую букву, или на все буквы. Например, Ольга – ослепительная улыбка, легка на подъем, голубоглазая…
Дискуссия
Дети отвечают на вопросы:
- Бывают ли люди, у которых нет имен?
- А для чего нужны имена?
- А кто еще имеет имена?
Упражнение «Зеркало»
Воспитатель просит одного из детей встать перед зеркалом и ответить на вопросы: «Что ты видишь?», «А видишь ли ты свое имя?».
После ответа воспитатель делает вывод:
- Да, у человека есть тело, которое мы видим, и есть имя, которое мы знаем, но не видим. Имя не видно, но все друг к другу обращаются по именам, значит это тоже наша часть, хотя и невидимая.
Упражнение «Ласковое имя»
Воспитатель просит каждого ребенка по кругу произнести то ласковое имя, которое ему нравится, а остальные дети хором должны вслед за ним произнести его с такой же интонацией.
Игра «Пожелания родителей»
Родители встают по кругу, обращаясь по именам к детям, произносят какую – либо фразу: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового», «Будьте всегда здоровы» и т. п. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.
Конкурс «Добрый танец»
Под спокойную музыку родители с детьми парами свободно танцуют. По сигналу воспитателя (звук колокольчика) каждый родитель говорит что – то приятное своему ребенку, называя его по имени: «Сережа, как я рада тебя видеть», «Лена, какой замечательный сегодня день» и прочее.
Рисунок «Цветные облака»
Ребенок рисует облако, выбирая тот цвет краски, который ему нравится.
С помощью родителей дети пишут свое имя в центре рисунка.
Рекомендуемые сюжетно – ролевые игры
1 |
«Дочки – матери» |
2 |
«Мой дом» |
3 |
«Мама ведёт детей в детский сад» |
4 |
«Папа играет с детьми» |
5 |
«Семья едет в отпуск» |
6 |
«Семья путешествует» |
7 |
«Мамины и папины помощники» |
8 |
«Мама, папа и я – дружная семья» |
9 |
«Еду с папой на машине» |
10 |
«В гости к бабушке» |
11 |
«Мастерим вместе с дедом» |
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»