В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Суперакция! С 5 по 7 ноября 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Положительные и отрицательные числа

Положительные и отрицательные числа

Лидия Криницина
Тип материала: Урок
просмотров: 2992 комментариев: 1
Краткое описание
«Погружение» обучающихся  в тему «Отрицательные числа»: определение отрицательных чисел, их запись и расположение на числовой прямой
Описание
Предмет: математика.
Класс: 3
УМК: система развивающего обучения Л.В. Занкова.
Тема: «Положительные и отрицательные числа.»
Тип урока: открытие новых знаний.
Учебные пособия: учебник математики, 3 класс И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Корнишина. Издательство «Учебная литература», издательский дом «Федоров» 2012 г.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку.
Аннотация к уроку: учащиеся рассажены по группам, состав которых постоянный, групп-3 .

Цели урока.

Предметные:
1. «Погружение» обучающихся  в тему «Отрицательные числа»: определение отрицательных чисел, их запись и расположение на числовой прямой,
2. Применение  полученных знаний в быту,
3. Обучение продуктивным действиям учащихся в изучаемой области математики.
Метапредметные: Формирование УУД
· Познавательные УУД: формулировка темы  и задач урока, выводов на основе логического анализа обучающимися, самостоятельное создание способов решения проблемы,
· Коммуникативные УУД: умение работать в группе, обосновывать и доказывать свою точку зрения,
· Регулятивные УУД: умение сохранять заданную цель, контролировать свою деятельность,
· Личностные УУД: воспитание уважения к иной точке зрения, личностное самосовершенствование через получение новых знаний, развитие  мышления.
Технология проведения Деятельность ученика Деятельность учителя Содержание урока Формирование УУД  Организационный момент.
Цель активизация учащихся.
Ученики слушают стихотворение и обмениваются улыбками.
Учитель активизирует учащихся и настраивает их  на продуктивную работу.
Слайд 2: Ты улыбкой, как солнышком брызни, выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.

Стихотворение читают ученики.
Добрый день, ребята!
Добрые слова помогают сохранять хорошее настроение надолго. Именно такими добрыми словами я вас сегодня приветствую. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.
Личностные УУД
(адекватная мотивация учебной деятельности)
Регулятивные УУД
(эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха)
Актуализация знаний. Постановка учебных задач.
Цель – по­вторение изученного  материала, необходи­мого для открытия нового знания и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.
Создать проблем­ную ситуацию и фиксировать новую учебную задачу.

Выполняют задание известным способом, фиксируют проблему.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва: «Известное — неизвестное»
Актуализирует знания, фиксирует индивидуальные затруднения, помогает самостоятельно сформулировать цели урока
Разделите данные числа на  группы:
389, 8/9,15,6, -2, 1/2, 275,
 QUOTE
, -5, 7/4, 12.
Какие числа вам известны?
(дробные и натуральные …)
В какую группу вы поместили -2 и -5? Почему?
(Это новые числа).

Как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?
Тема урока положительные и отрицательные числа.

Каковы задачи урока?
Наша главная задача разобраться, какие же числа -2 и -5.     Слайд3.


Заполнение участниками групп таблицы «Знаю-хочу узнать –узнал» (1 ,2 колонки).

Познавательные УУД (выполняют задание, фиксируют проблему)
Коммуникативные УУД
(слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания.)
Регулятивные УУД
(принимают и сохраняют учебную цель и задачу)
Личностные УУД (формируют личностный смысл учения, развивают навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, проявляют эмоционально-положительное отношение к предмету.)

 


 Изучение нового материала.
Совместное исследование проблемы.
Цель-поиск решения учебной задачи.
Участвуют в работе с термометром, таблицей «Впадины», сказкой «Золотой ключик». Исследуют проблему, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Организует анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
Давайте исследуем нашу проблему. Посмотрите на шкалу термометра. Зачем нужен термометр? (измерять температуру)
Какие бывают термометры? (уличные и медицинские)
На рисунке какой термометр? (уличный)
Что вы видите? (шкалу)
Какое на ней самое маленькое число? ( 0 )
А нуль натуральное число? (нет)
А вы ничего не замечаете? Может есть какие-нибудь особенности? (несоответствие чисел 10 на термометре. Точки разные, а числа одинаковые).
 Какая температура ниже?
А зачем мы исследовали этот термометр? (чтобы обнаружить новые числа).  Слайд4.

Посмотрите на термометр. Кто знает это какой термометр? (медицинский)
Почему на медицинском термометре нет отрицательных чисел?  Слайд5.
.Посмотрите на впадину. Что можете сказать об этом рисунке? Чем похожи этот рисунок и термометр? (и на рисунке и на термометре числа расположены ниже нуля).
С помощью знаков + и – можно измерить высоту гор и глубину морей от уровня воды в мировом океане. Слайд6.

Физминутка  Слайд7.
Вы читали сказку «Золотой ключик»? Помните Мальвину и Карабаса? Кого бы вы назвали положительным героем, а кого отрицательным? (Мальвина добрая, это положительный герой, Карабас злой, значит отрицательный герой).
Давайте обобщим все выше сказанное.
Обобщение. Слайд8.
Числа одинаковые, а выражают противоположные утверждения.

Давайте проведём разминку!
Посчитайте хором:
6+4 6-4
6+6 6-6
6+8 6-8
(пример 6-8 решить не можем)
Давайте его выпишем. Этот пример у нас сегодня самый главный.
ПРОБЛЕМА! Слайд9.  Приходит девочка в костюме Мальвины и предлагает решить задачу.  
 Я вчера ходила в магазин за конфетами. У меня было с собой 6 сольдо. А за коробку конфет нужно было  заплатить 8 сольдо. Конфеты мне дали, но я осталась должна 2 сольдо.
 Как записать решение? (6 – 8 = 2 Долга.)
Чем похожи запись задачи на наш пример? (2 сольдо ДОЛГА -это минус)
Справка:
Раньше ростовщики давали в долг и ставили напротив фамилии минус, а когда возвращали – плюс. Так появились числа-долги. Слайд10

Давайте по шагам изобразим наши действия:6-8.
Чертим числовой луч, отмечаем точки 0, 1 (единичный отрезок).
Найдем точку, соответствующую числу 6.
Если мне необходимо к 6 + 4, в какую сторону я должна отчитывать отрезки?
(вправо).
А мы должны из 6-8.
В какую сторону нужно отсчитывать отрезки? (мы двигаемся влево и попадаем на точку -2).
Где же расположены отрицательные числа?(слева от 0)
Значит можно из 6-8? Сколько получится?(-2)  Докажите!   Слайд11
Физминутка  Слайд 12-16.

Личностные УУД (адекватно оценивать возможности)

Регулятивные УУД  (способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять контроль над процессом и результатом деятельности)

Коммуникативные УУД (понимать важность коллективной работы, принимать участие в ней, умение работать в группе)
Закрепление изученного.

Цель:  закрепить новый способ действия с проговариванием алгоритма решения вслух.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально и в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Осуществлятьвзаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).

Участвоватьв обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать работу в группах, обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.


Итак, ребята, мы решили главную проблему урока?
Какими же являются числа-2 и -5? (отрицательные)
 Что можете о них сказать? (они расположены слева от нуля)Докажите. Слайд 17
Назовите отрицательные числа и положительные. Каким числом является 0?
      Слайд  18

Работа с термометром.
Как иначе сказать, используя знаки + и — ?
16 градусов тепла, 10 градусов холода, 5градусов выше нуля, 20 градусов мороза, 30 градусов жары, 7градусов ниже нуля, 18 градусов ниже нуля, 13 градусов мороза.
    Слайд19
Предлагаю вам работу в группах.(5 минут)
1группа.
Допишите множество чисел, которые будут состоять из натуральных чисел, им противоположных и 0
(…-3; -2; -1; 0; 1; 2; 3…)

2группа. Нарисуйте шкалу термометра и обозначьте температуру.
(+6градусов; -3 градуса; 0 градусов; 10 градусов мороза; 7 градусов тепла; 2 градуса мороза

3 группа.  Нарисуйте на числовом луче образ действий следующих выражений:
4+2; 3-5; 4-6.
Слайд 20
Защита заданий по группам.

Познавательные  УУД:   формулировать правило на основе выделения существенных признаков; строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений Коммуникативные УУД:
принимать участие в работах группами;
сотрудничать с товарищем в группе.
Личностные УУД:
развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
договариваться с партнерами и приходить к общему решению;
Регулятивные УУД:
оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий;
вносить соответствующие коррективы.

 


Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цельподвести итог проделанной работе на уроке.

Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 


На данном этапе фиксирует новое содержание, изученное на уроке, и организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Беседа с учащимися.Удивило вас что-нибудь на уроке?
Работа с таблицей ЗХУ, третий столбец (что узнал на уроке).
Цель: выявление уровня знаний, полученных на уроке, определение типичных недостатков.
Что я делал?
С какой целью?
Каковы результаты моей деятельности?
Как я этого достиг?
Можно ли сделать лучше?
Что я буду делать дальше?
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Регулятивные УУД:
учиться оценивать результаты своей работы.
Личностные УУД:
адекватно оценивать свои возможности.
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Домашнее задание.
Базовый уровень.
Термометр утром показывал температуру 5° ниже нуля. К вечеру температура понизилась на 6°. Какую температуру показывал термометр утром и вечером?

Продвинутый уровень.
Придумайте задачу с числом – долгом по данному выражению: 2 – 6.

Творческий уровень.
Придумайте сказку про положительные и отрицательные числа.

 


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
pologinelnie_otricatelnie_chisla.doc Скачать

Предмет: математика.

Класс: 3

УМК: система развивающего обучения Л.В. Занкова.

Тема: «Положительные и отрицательные числа.»

Тип урока: открытие новых знаний.

Учебные пособия: учебник математики, 3 класс И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Корнишина. Издательство «Учебная литература», издательский дом «Федоров» 2012 г.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку.

Аннотация к уроку: учащиеся рассажены по группам, состав которых постоянный, групп-3 .


Цели урока.


Предметные:

  1. «Погружение» обучающихся в тему «Отрицательные числа»: определение отрицательных чисел, их запись и расположение на числовой прямой,

  2. Применение полученных знаний в быту,

  3. Обучение продуктивным действиям учащихся в изучаемой области математики.

Метапредметные: Формирование УУД

  • Познавательные УУД: формулировка темы и задач урока, выводов на основе логического анализа обучающимися, самостоятельное создание способов решения проблемы,

  • Коммуникативные УУД: умение работать в группе, обосновывать и доказывать свою точку зрения,

  • Регулятивные УУД: умение сохранять заданную цель, контролировать свою деятельность,

  • Личностные УУД: воспитание уважения к иной точке зрения, личностное самосовершенствование через получение новых знаний, развитие мышления.

Технология проведения


Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Содержание урока

Формирование УУД

Организационный момент.

Цель активизация учащихся.


Ученики слушают стихотворение и обмениваются улыбками.

Учитель активизирует учащихся и настраивает их на продуктивную работу.

Слайд 2: Ты улыбкой, как солнышком брызни, выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.


Стихотворение читают ученики.

Добрый день, ребята!
Добрые слова помогают сохранять хорошее настроение надолго. Именно такими добрыми словами я вас сегодня приветствую. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

Личностные УУД

(адекватная мотивация учебной деятельности)

Регулятивные УУД

(эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха)

Актуализация знаний. Постановка учебных задач.

Цель – по­вторение изученного материала, необходи­мого для открытия нового знания и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.
Создать проблем­ную ситуацию и фиксировать новую учебную задачу.



Выполняют задание известным способом, фиксируют проблему.


Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва: «Известное - неизвестное»










Актуализирует знания, фиксирует индивидуальные затруднения, помогает самостоятельно сформулировать цели урока







Разделите данные числа на группы:
389, 8/9,15,6, -2, 1/2, 275,

pologitelnie_otricatelnie_chisla.pptx Скачать
Обсуждение материала
Марина Гилярова
20.07.2014 15:54
Материалы к уроку полностью соответствуют учебной программе, оптимально продуман план проведения учебного занятия, выбранные формы работы способствуют высокой степени достижения поставленных целей урока. Урок построен на преодолении возникающих проблем, что сооответствует организации деятельностного подхода в обучении.
Методика изложения материала привлекательна примерами из жизни, вычисления бытовых задач создают прочную основу для усвоения и запоминания.
Материалы к уроку соответствуют требованиям ФГОС, при проведении урока согласно данного конспекта появляется большая  степень формирования универсальных учебных действий различного вида. Очевидна реализация метапредметных УУД.
Красочная презентация подчеркивает высокий профессионализм учителя. Нестандартная подача физкультминутки соответствует принципам здоровьесбережения.
Автор не учел требования портала к размещению материала на его страницах (раздел Справка Главного меню), не добавил логотип на титульный лист технологической карты и презентации.
Материал можно рекомендовать для использования в образовтельном процессе.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос