Творческий проект «Узоры России»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА ГОРОД ПОКАЧИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Городской конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке» Направление работы Прикладное искусство Творческий проект «Узоры России» Автор: Подготовительная к школе группа Научный руководитель: Мальцева Марианна Сергеевна, педагог-организатор, МАДОУ ДСКВ «Рябинушка» 2019 г. |
Творческий проект «Узоры России»
(для детей подготовительной к школе группы)
«Пусть ребенок чувствует красоту
и восторгается ею, пусть в его сердце и
в памяти навсегда сохранятся образы
в которых воплощается Родина»
(В.А.Сухомлинский)
Вид проекта: творческий
Продолжительность проекта: длительный
Возраст детей: 6-7лет.
Участники проекта: художественный руководитель, дети, воспитатели, родители.
Формы работы: групповая, фронтальная.
Актуальность проекта:
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.
Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Цель: организация образовательно-развивающей среды с целью расширения кругозора детей и приобщение к традиционной русской народной культуре.
Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.
Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.
Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта
Познакомиться с возникновением народного промысла
Задачи:
Образовательные:
-
Познакомить детей с народными промыслами.
-
Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской, хохломской, городецкой росписью, с гжелью.
-
Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
-
Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, хохломской, городецкой, гжельской, филимоновской росписи.
-
Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
-
Учить использовать растительные элементы.
-
Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
-
Учить наблюдать за живой природой.
Воспитательные:
-
Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
-
Воспитывать любовь к народному творчеству.
-
Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
-
Воспитывать эстетические и этические чувства.
-
Воспитывать любознательность.
Развивающие:
-
Развитие познавательной активности детей.
-
Развивать чувство цвета, композиционные умения.
-
Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская роспись, гжель, ярмарка, коробейник, жостово, городецкая роспись,
Предварительная работа:
1. Подбор литературы, иллюстраций;
2. Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц; «Узоры России»;
3. Чтение художественной литературы: Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома», М. Г. Смирнова «Дымка»
4. Беседа с родителями о содействии в пополнении уголка «Узоры России»;
5. Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен, загадывание загадок, чтение стихов;
6. Подбор подвижных народных игр, хороводов, дидактических игр;
7. Проведение развлечений, фольклорных праздников, посиделок;
8. Подбор материалов для родителей.
9. Сбор и оформление наглядного материала.
Ожидаемый результат:
• Знание детьми декоративно-прикладного искусства.
• Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
• Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
Этапы работы:
1 этап: подготовительный. Формулирую проблему, цель проекта. Ставлю задачи перед детьми в игровой форме.
2 этап: практический. Провожу запланированные мероприятия для реализации проекта.
3 этап: итоговый. Итоговое мероприятие - Организация мини-выставки изделия русского декоративно-прикладного искусства «Ярмарка узоров России», тематической папки на тему: «Узоры России».
План проекта «Узоры России»
Области интеграции |
Формы работы с детьми |
Тема, содержание |
Социально-коммуникативное развитие |
Трудовое поручение |
Изготовление совместно с детьми альбомов, буклетов, тематических папок на темы: «Гжель», «Дымка», «Филимоновская роспись», «Городецкая роспись», «Жостовство», «Каргопольская игрушка» |
Художественно - эстетическое развитие |
Слушание |
Муз.,Чичикова, сл. П. Синявского «Незабудковая Гжель», М. Пархоменко «Хохлома»; А. Герман «Вдоль по улице метелица метёт» |
Физическое развитие |
Знакомство с подвижными играми. |
«Где мы были вам не скажем, а что делали покажем», «У медведя во бору», «Горелки», «Салки» и т. д. |
Познавательное развитие |
беседа |
«В гости к гжельским мастерам», «Каргопольская игрушка», «Золотая Хохлома» |
Художественно - эстетическое развитие |
НОД (рисование, лепка, аппликация) |
«Жостовский поднос», «Чайная пара», «Сахарница», «Городецкий конь», «Барыня», «Свистулька»
|
Социально -коммуникативное развитие |
презентация |
«Узоры России», «Народные промыслы»
|
Социально -коммуникативное развитие |
Сюжетно-ролевая игра |
«Служба у царя гороха» |
Познавательное развитие |
Экскурсия в библиотеку, в выставочный зал |
«У истоков мастерства», «Самобытность земли русской» |
Художественно - эстетическое развитие |
Чтение былин, сказок, художественной литературы |
Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», Н. Бедник «Хохлома», Ю. Николаева «Чаша», «Богатыри на Соколе-корабле», «Алеша Попович и Тугарин Змей» |
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы на темы: «В гости к гжельским мастерам», «Жостовский поднос», «Золотая Хохлома», «Каргопольская игрушка», «Дымка», «Городецкая роспись», «Филимоновская роспись»
2. Чтение художественной литературы: Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», Н. Бедник «Хохлома», Ю. Николаева «Чаша», «Богатыри на Соколе-корабле», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Малахитовая шкатулка».
3. Художественно-творческая деятельность:
НОД (лепка и роспись) «Филимоновская игрушка»
НОД (рисование) «Жостовский поднос»
НОД (роспись) «Городецкий конь»
НОД (рисование) «Золотая Хохлома»
НОД (лепка и роспись) «Барыня»
Выставка рисунков и подделок на тему: «Ярмарка Узоров России»
Изготовление тематических папок, буклетов, альбомов по следующим темам: «Гжель», «Дымка», «Филимоновская роспись», «Городецкая роспись», «Жостовство», «Каргопольская игрушка»
Рассматривание альбома: «Орнаменты на одежде и обуви русского народа».
Рассматривание иллюстраций к потешкам и колыбельным.
4. Игровая деятельность:
Подвижные игры: «Где мы были вам не скажем, а что сделали покажем», «У медведя во бору», «Горелки», «Салки»
Сюжетно-ролевая игра «Служба у царя гороха».
Дидактические игры: «Подбери головной убор», «Собери целое», «Продолжи рисунок», «Обведи элемент»
5. Экскурсии: Экскурсия в городскую библиотеку и выставочный зал тема: «У истоков мастерства»,«Самобытность земли русской»
6. Методическое обеспечение:
Подбор методической и художественной литературы
7. Изготовление тематических папок буклетов, альбомов по следующим темам:
«Гжель»,
«Дымка»,
«Филимоновская роспись»,
«Городецкая роспись»,
«Жостовство»,
«Каргопольская игрушка»
Формы работы с родителями:
Консультации:
«Художественно – эстетическое воспитание ребенка в семье»
«Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
Изготовление:
«Жостовский поднос»,
«Чайная пара»,
«Сахарница»,
«Городецкий конь»,
«Барыня»,
«Свистулька»
Вывод:
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. В ходе реализации проекта посредством общения детей с народным искусством происходило обогащение души ребенка, прививалась любовь к своему краю, дети научились оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей, использовать растительные элементы, ориентироваться в различных видах росписи.
Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогло раскрыть детям мир прекрасного, развить у них художественный вкус.
Познавая и создавая красоту, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждалась и развивалась созидательная активность, формировались эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. Мы старались формировать разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Список литературы:
Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.
Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.
Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО