Организация воспитательной работы (воспитывающая деятельность педагога дополнительного образования)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
Дворец детского (юношеского) творчества
« Организация воспитательной работы»
(Воспитывающая деятельность ПДО)
Тема опыта
Третьяковой Светланы Анатольевны
(педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории)
МАГАДАН-2014
Тема опыта: «Организация воспитательной работы» (Воспитывающая деятельность ПДО)
Условия возникновения и становления опыта: педагогическая деятельность с детьми по обучению игре на русских народных инструментах, и создание оркестра на базе ДД(Ю)Т. За время работы был накоплен определённый опыт по организации детского коллектива, его сплочению, формированию и развитию творческого потенциала, социальной адаптации детей, работы с родителями.
Актуальность: Организация занятости подрастающего поколения интересным, содержательным, творческим, социально полезным делом.
Ведущая идея опыта: воспитать любовь к музыке и исполнительскому искусству, сценическую культуру, содействовать формированию чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи, самостоятельности и самоорганизованности, трудолюбию, терпению.
Учёный и педагог А.Н. Леонтьев подчеркивал, что главная беда образования во всём мире – это обнищание души при обогащении её информацией. Система дополнительного образования создаёт благоприятные условия для сближения мира взрослых и детей, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Многолетняя практика показывает, что одной из самых эффективных и действенных форм профилактики многих асоциальных проявлений в детской и молодёжной среде является организация их занятости интересным, творческим делом.
«Педагог дополнительного образования – сердце учреждения дополнительного образования детей, доверенное лицо общества, ваятель нравственности» (В. П. Голованов).
Без активной работы педагога невозможно создать психологический комфорт и творческую атмосферу,– условия, в которых учащиеся могут по-настоящему раскрыть и творчески реализовать себя. Именно он взаимодействует, как с учащимися, так и с родителями.
Воспитывающую деятельность можно разделить по нескольким направлениям:
-
Воспитание в процессе обучения.
-
Стиль отношений в детском коллективе, морально-психологический климат.
-
Внеучебная деятельность.
-
Работа с родителями.
Воспитание и обучение в общем педагогическом процессе составляют одно целое. Опираясь на знания в своей практической сфере, педагог призван привить детям общекультурные качества: уважительное отношение к людям, интерес к получению знаний, здоровому образу жизни, умению конструктивно общаться. Важно видеть в ребёнке не только очередного обучающегося, а человека, личность, с присущими ей чертами характера. В процессе индивидуальных занятий педагог имеет возможность вести беседы с учениками на разные темы, ближе знакомиться с их жизнью, успехами и проблемами. В деле музыкального воспитания основная цель – развить в ученике любовь к музыке.
Обучение игре на русских народных инструментах несёт в себе большое воспитательное значение. Это – как мостик, перекинутый из прошлого в настоящее. В процессе освоения музыкального инструмента на наш взгляд эффективны, беседы об истории их возникновения, о развитии ансамблевого творчества на Руси. Процесс обучения традиционной культуре создаёт условия для вовлечения детей в самую разнообразную творческую деятельность. Некоторые ребята делают доклады о музыкальных инструментах и выступают на школьных конференциях. Работа над докладом требует поиска и отбора информации, что способствует развитию коммуникативной компетенции. Например Василий Ш. выступил с докладом в гимназии № 13, где занял первое место, Валерия П. стала победителем в конкурсе проектов в ДД(Ю)Т.
Освоение игры на элементарных народных инструментах – ложках, трещотках, коробочке, рубеле, стиральной доске позволяет знакомить детей с бытом русского народа, т.к. ложки, рубель, стиральная доска это ещё и предметы быта.
Важным средством духовно-нравственного воспитания является репертуар. Его основу составляет народная музыка, начиная с простейших попевок, потешек, частушек и заканчивая современными обработками народных песен и танцев. При разучивании народных песен дети обязательно учат текст, поскольку именно народная песня с её поэтичным ярким образным языком, эмоциональной выразительностью формирует у детей внимательное, бережное отношение к культуре своего народа. Целый пласт песен имеет чётко выраженную воспитательную направленность: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки готовят ребёнка к жизни. Народная песня является ценным материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, красота русской природы находят отражение в таких песнях, как например: «Баю, баюшки, баю», «Как пошли наши подружки», «Во кузнице», «Во поле берёза стояла» и т. д.
Наряду с народной музыкой репертуар включает в себя музыку русских и зарубежных композиторов, пьесы современников, эстрадные произведения.
Находят отклик в душе юных музыкантов песни военных лет, такие как «Моя любимая», «Смуглянка», «Случайный вальс», «В землянке». По музыке можно глубоко и всесторонне изучать живую историю Великой Отечественной войны, музыка звала в бой, давала силы в борьбе, веру в Победу. Музыка воспитывает ребёнка, который, живя в мире людей, способен творить добро, чувствовать, сопереживать. Но при самом добросовестном отношении педагога к занятиям, ученик не достигнет хороших результатов, если не будет работать самостоятельно. Поэтому одна из главных задач педагога привить ученику любовь к труду, умение доводить начатое дело до конца, настойчивость в достижении поставленной цели. Особенно важно воспитывать эти качества у тех, кто считает, что им всё легко даётся, а значит, нет необходимости достаточно прилагать усилий, но даже самому способному ученику необходимо умение кропотливо работать. На начальном этапе обучения учащиеся сталкиваются с множеством трудностей: это изучение музыкальной грамоты, способы звукоизвлечения, посадка за инструментом, координация движений.
Чтобы у ребёнка не пропал интерес к занятиям, необходимо создавать ситуацию успеха. Технологически это достигается рядом операций: спокойная и доброжелательная речь, подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность общения. Похвалить за правильную посадку за инструментом, интересный рассказ на музыкальную тематику, выразительное исполнение произведения, концертное выступление и т.д. Могу, хочу, умею, делаю, не боюсь ошибиться – эти глаголы определяют позицию педагога и детей.
В своей практике я не раз сталкивалась с детьми, которые не комфортно чувствовали себя в школе из-за сложных взаимоотношений с одноклассниками, а иногда и с учителями. Или дети из коррекционных классов, инвалиды, к которым требовалось дополнительное внимание и иной подход. Занимаясь в оркестре, они находили здесь своих единомышленников и друзей. Это позволяло им лучше социализироваться, дало возможность успешно окончить школу, поступить в средне-специальные и высшие учебные заведения. Одному из детей была снята инвалидность.
Юный музыкант начинает свой творческий путь с индивидуальных занятий и порой не воспринимает себя как часть коллектива. Стараюсь как можно быстрее привлечь новичков к игре в оркестре на шумовых инструментах, что на уровне их первоначальной подготовки является оптимальным и создаёт дополнительную уверенность в их силах и значимости.
Но в тоже время ребёнок бывает морально не готов играть в ансамбле. Некоторые ребята не могут справиться с волнением, не верят в свои силы, стесняются играть при других детях. Это создаёт определённые трудности в работе педагога. Необходимо поддержать их добрым словом, настроить на преодоление возникших трудностей, и убедить в том, что у них всё получится. Подобрать репертуар, который интересен как учащимся, более подготовленным, так и не сложен для ребят, у которых ещё небольшой опыт игры на музыкальном инструменте. Мало хорошо знать свою партию, необходимо слаженно играть её в ансамбле, в группе своих инструментов и всего оркестра: выдерживать темп, ритм, динамику, единство штрихов. Также важно уметь поддержать своего товарища, если у него что-то не получается, корректно сделать замечание и правильно на него реагировать без агрессии и обид.
Для формирования музыкальных навыков большое значение имеет общая образованность и эстетическое развитие детей. В этом нам помогает прослушивание классических произведений, народной музыки в исполнении выдающихся солистов и оркестров. Данный вид деятельности обогащает детей, формирует тембральный, интонационный слух, развивает музыкальное восприятие, воображение, образное мышление. Объединение различных видов искусства – музыки, живописи, литературы углубляет понимание художественного образа, эмоционально обогащает юных исполнителей.
Чтобы добиться большего в своём творчестве, нельзя замыкаться только на своих достижениях, необходимо знать, что происходит в других коллективах. Поэтому мы с ребятами из оркестра посещаем музыкальные субботы в библиотеке им. Пушкина, отчётные концерты в музыкальной школе, концерты Русского Магаданского оркестра, оркестра народных инструментов «Метелица», ансамбля народных инструментов «Арт-квартет». Отрадно, что артисты ансамбля «Арт-квартет» были гостями нашего объединения. Игра руководителя ансамбля А.Н. Барановой на домре и выступление «Арт-квартета» произвели большое впечатление на всех слушателей, а юным музыкантам послужило стимулом для занятий на инструменте.
На протяжении 5 лет регулярно ходим на концерты этого интересного творческого коллектива, приглашаем на эти концерты и родителей.
Связь с родителями – это не только обязательное условие работы с детьми, но и одно из сильных средств воспитания детского коллектива. В 2014году было проведено анкетирование родителей «Оценка деятельности образовательного учреждения». Анализируя анкеты можно сделать вывод о том, что большинство родителей удовлетворены информированностью о деятельности объединения и Дворца, 100% опрошенных высоко оценили качество оказываемых услуг. Позитивно оценивают занятие детей в ДОО (отмечают занятость ребёнка в свободное от учёбы время, разностороннее развитие его личности).
Моя работа не ограничивается только проведением родительских собраний. Мы встречаемся с родителями индивидуально, обсуждаем вопросы успеваемости ребёнка, организации домашних занятий, родители посещают уроки. Важен диалог между родителями и педагогом, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия необходимые для развития ребёнка. Поддержка родителей важный стимул для детей. Они с радостью готовятся к концертам для родителей, которые мы традиционно проводим в декабре и апреле. Некоторые разучивают произведения к семейным праздникам дню рождения мамы или папы, Новому году. Иногда семьям бывает, нужна помощь психолога и в этом случае её всегда квалифицированно оказывает наша психологическая служба. Хочется отметить, что это не разовые встречи. Все психологи, если есть необходимость, оказывают психологическое сопровождение.
Родители нашего объединения активно принимают участие в мероприятиях дворца. К празднику «На балу у Золушки» мама Леры П. научилась играть на балалайке и дуэтом они выступили на сцене. Денис Ш. и его папа ярко продемонстрировали свои способности в конкурсе «Я и мой папа». Приз в номинации «Дружная семья» получила семья Андрея Г. участники конкурса «Мама, папа, я дружная семья». В этом конкурсе от нашего объединения выступала также и семья Кирилла С. Все родители с энтузиазмом подошли к подготовке своих выступлений учились играть на музыкальных и шумовых инструментах, шили костюмы, готовили визитные карточки о своей семье.
Концерт это особое мероприятие требующее тщательной подготовки. Они имеют большое воспитательное значение. Учащиеся должны хорошо выучить музыкальные произведения, исполнять их выразительно, уверенно держаться на сцене, преодолеть своё волнение. Можно проявить себя в качестве ведущего или чтеца стихотворений. Сцена предъявляет свои правила к внешнему виду юных артистов, поэтому необходимо быть красиво и стильно одетым, иметь сменную обувь и т. д. Все эти вопросы требуют дополнительного внимания со стороны педагога и родителей. Умение справляться со своим волнением приходит не сразу, но добрая поддержка родителей дает детям уверенность в своих силах. Такие встречи можно назвать семейными праздниками. Если на первых порах приходили только мамы на подобные мероприятия, то сейчас приходят целыми семьями.
Надолго запомнились всем участникам оркестра праздники, посвящённые юбилейным датам оркестра: 25 летию - «В кругу друзей», и 30 летию - «Напевы звонких струн». В их подготовке хочу особо отметить большую кропотливую работу педагога - организатора Н.Ф. Боряк, которая написала интересные сценарии, раскрыв работу оркестра и представив всех его участников.
Участие в концерте даёт воспитанникам возможность насладиться тем, что он знает, умеет, чему недавно научился. Исполнительской радости предшествует долгий труд всего коллектива. За три четыре года работы в оркестре ученик овладевает законами сцены, ему не надо напоминать: не забудь ноты, медиаторы, инструменты, помоги новичкам. Без напоминаний он сделает всё сам. Такие ребята помощники в оркестре.
Обучение игре на музыкальном инструменте позволяет детям проявить себя в школе. Участие в школьных концертах повышает их самооценку, иногда меняет отношение учителей и одноклассников в лучшую сторону. Со своей стороны я всегда поддерживаю желание детей выступить.
Конечно, жизнь нашего коллектива не ограничена рамками изучения нотной грамоты и разучиванием пьес. Чтобы дети лучше узнали друг друга нужна неформальная обстановка для общения. Это чаепития, посвящённые разным датам: началу каникул, Дню защитника Отечества, 8 марта. К праздникам 23 февраля и 8 марта девчонки и мальчишки в секрете готовят друг для друга небольшие сюрпризы, конкурсы, загадки, весёлые соревнования. Проявляют свои способности в других видах творчества: рукоделии, кулинарии, организации игр, умении показывать фокусы. Доброжелательная, непринуждённая атмосфера таких праздников укрепляет коллектив, закладываются дружеские отношения, ребята лучше узнают друг друга.
Для плодотворной работы необходимо видеть результаты своего труда. Один из критериев - сохранность контингента. На протяжении 5лет она составляет более 85% , в 2013-2014 учебном году 100%. (диаграмма 1) Диагностика воспитанности дала следующие результаты:
Оптимальный уровень воспитанности показали 40%, высокий 60%, что показано в диаграмме 2.
Диагностика по направлениям: низкий уровень коммуникативности (дети мало общаются) 80%, культура поведения - высокий уровень 66,6%, организованность высокий более 50% (диаграмма 3).
Совместно с психологом Д.О. Просяник провели ряд исследований: «Исследование творческих характеристик личности обучающихся», «исследование уровня творческого мышления», выявление индекса групповой сплочённости. Для определения уровня самооценки творческих характеристик личности, использовалась методика опросник Вильямса. Они включают в себя: Любознательность, Воображение, Сложность, Склонность к риску и Общий суммарный показатель.
Чем выше оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах он является; все выше описанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями (диаграмма 4).
Из приведённых данных видно, что все показатели приближены к максимальным значениям. У ребят развиты: любознательность, воображение, рискованность, сложность эти качества пригодятся им в жизни.
Результаты исследования уровня творческого мышления таковы:
имеют очень высокий уровень 24%, 72% высокий уровень, 24% нормальный средний уровень. ( диаграмма 5).
Исследование уровня групповой сплоченности.
В целом все полученные показатели имеют индекс групповой сплочённости выше среднего. Наименьший показатель 14 (он так же выше среднего) у испытуемого первого года обучения. Максимальные показатели 19 у испытуемых 7и 8 года обучения. Исходя из данных результатов, можно сделать, вывод о том, что у испытуемых с первых лет обучения в объединении уровень групповой сплоченности выше среднего, и начиная с седьмого года обучения, достигает максимального значения. Так слаженная работа в оркестре невозможна без высокой интеграции его участников (диаграмма 6)
Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что разнообразие методов воспитания, способов взаимодействия, направлены на проявление индивидуальности воспитанников, их творческому самовыражению, гуманизации деловых и межличностных отношений. Оркестр, прежде всего, коллектив единомышленников, ребята любят бывать вместе. Им нравится различная совместная работа: играть и заниматься уборкой, готовить концерты или праздники. За тридцать лет существования оркестра русских народных инструментов «Калинка» коллективу удалось воспитать не только значительное количество детей, но и слушательскую аудиторию. И это можно назвать главным результатом совместной работы.
Список литературы.
1. Музыка детям: сб. статей. Вып. 5. / Сост. Л. Михеева. – Л.: Музыка, 1985. – 96 с.
2. Л. Г. Дмитриева, И. М. Черноиваненко. Методика музыкального воспитания в школе (учеб. для учащихся пед. училищ). – М.: Просвещение, 1989. – 207 с.
3. А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. Детство с музыкой (современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста). – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 656 с.
4. Нохрина И. А. Патриотическое воспитание – один из приоритетов в работе педагога музыкальной студии // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - № 2. – С. 41–43.
5. Школа русского фольклора. Обучение в младших классах / Нау. Ред. М. Т. Картавцева. – М.: МГИК, 1994. – 72 с.
6. Методика воспитательной работы (учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений) /под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.
7. И. В. Цветкова. Как создать программу воспитательной работы (метод. пособие). – М.: Просвещение, 2006. – 207 с.
8. Д. В.Григорьев, И. В. Кулешов, П. В. Степанов. Воспитательная система школы: от А до Я (пособие для учителя) / Д. В.Григорьев, И. В. Кулешов, П. В. Степанов; Под ред. Л.И. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2006. – 207 с.
9. Е. А. Смолина. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. Ярославль: Академия развития, 2007. – 128 с.
10. З. Ставицкий. Начальное обучение игре на домре / Ред. И. Шитенков. – Л.: Музыка, 1984. – 64 с.
11. В. Б. Попонов. Русская народная инструментальная музыка. М.: Знание, 1984. – 112 с.
12. В. А. Березина. Дополнительное образование детей в России (учебно-метод. пособие). М.: АНО «Диалог культур», 2007. – 512 с.
13. Н. А. Капишников. Музыкальный момент. М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
14. В. П. Голованов. Методика и технология работы педагога дополнительного образования (учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования). – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 239 с.
15. Б. С. Рачина. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе (учеб. пособие). – СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2007. – 544 с.
Диаграмма № 1
Диаграмма № 2
Диаграмма № 3
Диаграмма № 4
Диаграмма № 5
Диаграмма № 6
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей