Эмоции положительные и отрицательные.
Республика Коми, г. Сыктывкар
МАОУ «СОШ № 21 с углублённым изучением немецкого языка»
Учитель начальных классов
Родительское собрание: Эмоции положительные и отрицательные
Продолжительность: 35 минут
Родительское собрание Тема:Эмоции положительные и отрицательные
Форма проведения: Семейный совет, работа в группах.
Класс: 2 класс. Оборудование: мультимедиа — проектор, ПК, экран, раздаточный материал в виде треугольников красного и жёлтого цвета, бумага, ручки, цветные маркеры, мешочек.
Цель:Выработать с родителями оптимальные требования и условия для формирования позитивных эмоций ребёнка. Задачи: 1. Познакомить родителей школьников с такими понятиями, как положительные и отрицательные эмоции; 2. Формировать у родителей понимания необходимости устранения у ребёнка негативных эмоциональных состояний для сохранения здоровья, успешной учебной деятельности, в общении со сверстниками и окружающими. ХОД: Войдя в класс, родители получают на выбор треугольник красного и желтого цвета и в зависимости от этого рассаживаются за столы, на которых стоят маячки соответствующего цвета. 1. Вступительное слово учителя. Уважаемые родители! Спасибо вам, что Вы, отложив все свои многочисленные хлопоты и заботы, несмотря ни на что, пришли к нам на деловой разговор по проблемам воспитания. Я надеюсь, что сегодняшний разговор поможет избавиться от конфликтов и ссор, поможет нам понимать своих детей. Проведём мы сегодня родительское собрание в форме семейного совета. 2. Введение в тему собрания. -Собираясь на собрание, а возможно, после того как вы переступили школьный порог, в вашем сердце поселились мысли и чувства. Поделитесь, пожалуйста своими ощущениями. (ожидание, любопытство, тревога и др).Вы можете представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?.. И действительно, все мы в различные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то восхищаемся. — Сегодня наш разговор пойдёт о человеческих эмоциях. 3. Понятие — эмоции. -Так что же такое эмоции? (высказывания родителей) — слайд 1-2. Для учителя: Слово «эмоции» происходит от латинского слова и означает «потрясаю, волную». То есть само значение слова «эмоции» говорит о неравнодушном отношении к различным событиям и ситуациям в жизни человека. С помощью эмоций мы выражаем свое отношение к происходящему. Вот и сейчас, когда вы слушаете меня, у вас наверняка возникло определенное отношение к моим словам, ваши лица могут выражать либо скуку, либо любопытство, либо удивление и еще какую-то эмоцию. Значит, эмоции выражаются через мимику или выражение лица. К эмоциям человека относят: настроение (общее стойкое актуальное эмоциональное состояние человека, определяющее его общий тонус и активность); страсть (сильная, все себе подчиняющая увлеченность человека кем-либо или чем-либо); аффект(яркое, кратковременное эмоциональное переживание, например горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе); чувства(высшие человеческие эмоции, связанные с теми людьми, событиями, предметами, которые для данного человека являются значимыми); стресс (состояние сильного общего напряжения, возбуждения в трудных, необычных, экстремальных условиях). слайд 3. — Все эмоции делятся условно на две категории. Как вы думаете какие? (высказывания родителей). Для учителя:Эмоции условно можно разделить на две категории: отрицательные и положительные. Отрицательные эмоции, это — эмоции разрушения (гнев, злоба, агрессия) и эмоции страдания (боль, страх, обида). Положительные эмоции, это – эмоции радости и добра. слайды 4,5. 4. Выделение проблемы — Наблюдая за детьми, приходиться констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра. — Ваши наблюдения и мнения по этому высказыванию? (Обмен мнениями) 5. Поиск решения проблемы. Работа в группах. 1. Отрицательные и положительные эмоции. -Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанные с отрицательными и положительными эмоциями. — Так, когда же, при каких условиях, возникают отрицательные эмоции, а когда положительные эмоции? (Работа в группах.) — К чему могут привести частые отрицательные проявления эмоций? (стимулируют развитие неврозов, разрушают здоровье ребёнка, мешают в общении со сверстниками и окружающими) Слайды: 5, 6. Для учителя: Положительные эмоции появляются у человека, когда его любят, понимают, признают, уважают, принимают. Отрицательные — при неудовлетворении потребностей в любви, признании и т.п. Человек по своей природе весьма эмоционален: все, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то или иное отношение, те или иные чувства. Даже одна и та же ситуация может вызвать множество разных чувств. Эмоции и чувства – понятия сходные. Но нельзя однозначно утверждать, что положительные эмоции всегда оказывают активизирующее влияние на деятельность человека, а отрицательные – тормозящее. В зависимости от особенностей конкретного человека и конкретной ситуации влияние тех или иных эмоций может быть различным. Например, страх в одном случае может лишать человека способности к действию, в другом же, наоборот, побуждать к активности...
2. Формирование положительных эмоций. — Как же формировать положительные эмоции? На что же в первую очередь следует обратить внимание? (работа в группах.) — Первое на, что следует обратить внимание, это на самого себя, не являюсь ли я инициатором тех отрицательных эмоций ребёнка? - Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения, запрещённые в общении с ребёнком (для одной группы). Другая группа напишет рекомендуемые и желательные выражения в общении с ребёнком в семье. Возможные варианты: При общении с детьми не рекомендуется употреблять следующие выражения:
- Я тысячу раз говорил тебе, что …
- Сколько раз надо повторять …
- О чём ты только думаешь …
- Неужели тебе трудно запомнить, что …
- Ты становишься …
- Ты такой же, как …
- Отстань, некогда мне …
- Почему Лена (Настя, Вася и т.д.) такая, а ты – нет …Слайд 7.
4. «Волшебный мешочек». Учитель дает задание родителям на бумаге написать слова, обозначающие отрицательные эмоции. Затем он предлагает избавиться от плохого настроения с помощью волшебного мешочка: сложить в него все отрицательные эмоции, которые родители зафиксировали в виде записок. Пусть они там и находятся и как можно реже выходят наружу… Обсуждается вопрос: «С кем нам приятнее общаться – с бодрым, активным, веселым человеком или нытиком?». Группам предлагается ответить, какого человека они предпочли бы взять с собой на каток, в кино, в поход, пригласили на день рождения. Затем делается вывод: все хотят дружить и общаться с людьми активными, бодрыми и уравновешенными.
6. Рефлексия. — Поделитесь своими мыслями и чувствами, по теме нашего собрания. Может кто-то открыл для себя что-то новое, о чём- то задумался, что-то решил…(обмен впечатлениями об услышанном в ходе собрания) Слайд 10. 7. Итог собрания. — Подошла к концу наша очередная встреча. Хочется пожелать, чтобы вы были более внимательны к своим детям, к их эмоциям, любите их, помогайте справляться с отрицательными эмоциями, разрушающими здоровье ребёнка, мешающими общению с окружающими. Хочется, чтобы наша встреча оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желания построить взаимоотношения в семье по- новому. Ожидаемый результат: При работе в группах: — Снятие страха перед самостоятельным высказыванием; — Закрепляется чувство удовлетворённости, взаимопомощи от совместного труда и творчества; По теме собрания: — Помощь в устранении у ребёнка негативных эмоциональных состояний для сохранения здоровья, успешной учебной деятельности, в общении со сверстниками и окружающими, развитии волевых качеств. — Взаимопонимание между членами семьи. Литература:
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы. –М.: ВАКО, 2008.
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы + Новые собрания. М.: ВАКО, 2005.
- Елена Барковская. Тепло семьи // Школьный психолог. – Первое сентября. – 2008 — №10
- Модуль 4. Здоровье и эмоции. // Школьный психолог. – Первое сентября. – 2009. — №14
- Юлия Черкашина. Ребёнок и эмоции.// Начальная школа. – Первое сентября. – 2009. — №11
Приложение 1. В ДНЕВНИК РОДИТЕЛЕЙРекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребенкаПапы и мамы! Дедушки и бабушки! Помните! • От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я — хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение: «со мной что-то не так», «я — плохой». • Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем. • Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой. • Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести. • Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним. • Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям. • Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте. • Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом. • Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее. Ритуалы, которые нравятся детям • Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест. • По возвращении из школы рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая. • В выходной день обсудить прожитую неделю и значение ее для детей и родителей. • Посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой. • На ночь послушать сказку и быть заботливо укрытым. • В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи. • Вместе с мамой готовиться к празднику и печь вкусный торт. • Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.
Евсеенко Светлана Валерьевна
Республика Коми, г. Сыктывкар
МАОУ "СОШ № 21 с углублённым изучением немецкого языка"
Учитель начальных классов
Родительское собрание: Эмоции положительные и отрицательные
Продолжительность: 35 минут
Родительское собрание
Тема: Эмоции положительные и отрицательные
Форма
проведения: Семейный
совет, работа в группах.
Класс: 2
класс.
Оборудование:
мультимедиа — проектор,
ПК, экран, раздаточный материал в виде
треугольников красного и жёлтого цвета,
бумага, ручки, цветные маркеры, мешочек.
Цель: Выработать с родителями оптимальные требования и условия для формирования позитивных эмоций ребёнка.
Задачи:
-
Познакомить родителей школьников с такими понятиями, как положительные и отрицательные эмоции;
-
Формировать у родителей понимания необходимости устранения у ребёнка негативных эмоциональных состояний для сохранения здоровья, успешной учебной деятельности, в общении со сверстниками и окружающими.
ХОД:
Войдя в класс, родители получают на выбор треугольник красного и желтого цвета и в зависимости от этого рассаживаются за столы, на которых стоят маячки соответствующего цвета.
1. Вступительное слово учителя.
Уважаемые родители!
Спасибо вам, что Вы, отложив все свои многочисленные хлопоты и заботы, несмотря ни на что, пришли к нам на деловой разговор по проблемам воспитания.
Я надеюсь, что сегодняшний разговор поможет избавиться от конфликтов и ссор, поможет нам понимать своих детей. Проведём мы сегодня родительское собрание в форме семейного совета.
2. Введение в тему собрания.
- Собираясь на собрание, а возможно, после того как вы переступили школьный порог, в вашем сердце поселились мысли и чувства. Поделитесь, пожалуйста своими ощущениями. (ожидание, любопытство, тревога и др).
Вы можете представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?.. И действительно, все мы в различные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то восхищаемся.
- Сегодня наш разговор пойдёт о человеческих эмоциях.
3. Понятие - эмоции.
-Так что же такое эмоции? (высказывания родителей) - слайд 1-2.
Для учителя: Слово «эмоции» происходит от латинского слова и означает «потрясаю, волную». То есть само значение слова «эмоции» говорит о неравнодушном отношении к различным событиям и ситуациям в жизни человека. С помощью эмоций мы выражаем свое отношение к происходящему. Вот и сейчас, когда вы слушаете меня, у вас наверняка возникло определенное отношение к моим словам, ваши лица могут выражать либо скуку, либо любопытство, либо удивление и еще какую-то эмоцию. Значит, эмоции выражаются через мимику или выражение лица.
К эмоциям человека относят:
настроение (общее стойкое актуальное эмоциональное состояние человека, определяющее его общий тонус и активность);
страсть (сильная, все себе подчиняющая увлеченность человека кем-либо или чем-либо);
аффект (яркое, кратковременное эмоциональное переживание, например горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе);
чувства (высшие человеческие эмоции, связанные с теми людьми, событиями, предметами, которые для данного человека являются значимыми);
стресс (состояние сильного общего напряжения, возбуждения в трудных, необычных, экстремальных условиях). слайд 3.
- Все эмоции делятся условно на две категории. Как вы думаете какие? (высказывания родителей).
Для учителя: Эмоции условно можно разделить на две категории: отрицательные и положительные. Отрицательные эмоции, это - эмоции разрушения (гнев, злоба, агрессия) и эмоции страдания (боль, страх, обида). Положительные эмоции, это – эмоции радости и добра. слайды 4,5.
4. Выделение проблемы
- Наблюдая за детьми, приходиться констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра.
- Ваши наблюдения и мнения по этому высказыванию? (Обмен мнениями)
5. Поиск решения проблемы. Работа в группах.
1. Отрицательные и положительные эмоции.
-Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанные с отрицательными и положительными эмоциями.
- Так, когда же, при каких условиях, возникают отрицательные эмоции, а когда положительные эмоции? (Работа в группах.)
- К чему могут привести частые отрицательные проявления эмоций? (стимулируют развитие неврозов, разрушают здоровье ребёнка, мешают в общении со сверстниками и окружающими)
Слайды: 5, 6.
Для учителя: Положительные эмоции появляются у человека, когда его любят, понимают, признают, уважают, принимают. Отрицательные - при неудовлетворении потребностей в любви, признании и т.п.
Человек
по своей природе весьма эмоционален:
все, с чем он сталкивается в повседневной
жизни, вызывает у него ту или иную
реакцию, то или иное отношение, те или
иные чувства. Даже одна и та же ситуация
может вызвать множество разных чувств.
Эмоции и чувства – понятия сходные. Но
нельзя однозначно утверждать, что
положительные эмоции всегда оказывают
активизирующее влияние на деятельность
человека, а отрицательные – тормозящее.
В зависимости от особенностей
конкретного человека и конкретной
ситуации влияние тех или иных эмоций
может быть различным. Например, страх
в одном случае может лишать человека
способности к действию, в другом же,
наоборот, побуждать к активности...
2. Формирование положительных эмоций.
- Как же формировать положительные эмоции? На что же в первую очередь следует обратить внимание? (работа в группах.)
- Первое на, что следует обратить внимание, это на самого себя, не являюсь ли я инициатором тех отрицательных эмоций ребёнка?
- Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения, запрещённые в общении с ребёнком (для одной группы). Другая группа напишет рекомендуемые и желательные выражения в общении с ребёнком в семье.
Возможные варианты:
При общении с детьми не рекомендуется употреблять следующие выражения:
-
Я тысячу раз говорил тебе, что …
-
Сколько раз надо повторять …
-
О чём ты только думаешь …
-
Неужели тебе трудно запомнить, что …
-
Ты становишься …
-
Ты такой же, как …
-
Отстань, некогда мне …
-
Почему Лена (Настя, Вася и т.д.) такая, а ты – нет …Слайд 7.
При общении с детьми рекомендуется употреблять следующие выражения:
-
Ты у меня самый умный (заботливый, внимательный и т.д.)
-
Как хорошо, что у меня есть ты.
-
Ты у меня молодец.
-
Я тебя очень люблю.
-
Как ты хорошо это сделал, научи и меня этому.
-
Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
-
Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился. Слайд 8,9
Учитель раздаёт распечатки - рекомендиции «В родительский дневник» каждому родителю. (Приложение 1.)
3. Рисуем «Радость» и «Грусть».
- А как можно изобразить радость и грусть? Сделайте два рисунка, которые называются «Радость», и «Грусть» (можно дать задание по группам: одни рисуют радость, другие грусть).
- Объясните, какие цвета вы выбрали для своих рисунков и почему?
– Настроение – это
душевное состояние человека. Подумайте,
какое настроение у вас в цвете в данный
момент.
Для учителя: Анализируя
рисунки, учитель говорит, что теплые
тона в рисунке означают, что у его автора
настроение доброе, веселое, светлое,
радостное, а холодные – мрачное, сердитое,
угрюмое.
- Давайте избавимся от плохого
настроения:
4. «Волшебный мешочек».
Учитель дает задание родителям на бумаге написать слова, обозначающие отрицательные эмоции. Затем он предлагает избавиться от плохого настроения с помощью волшебного мешочка: сложить в него все отрицательные эмоции, которые родители зафиксировали в виде записок. Пусть они там и находятся и как можно реже выходят наружу...
Обсуждается
вопрос: «С кем нам приятнее общаться –
с бодрым, активным, веселым человеком
или нытиком?».
Группам предлагается
ответить, какого человека они предпочли
бы взять с собой на каток, в кино, в поход,
пригласили на день рождения. Затем
делается вывод: все хотят дружить и
общаться с людьми активными, бодрыми и
уравновешенными.
6. Рефлексия.
- Поделитесь своими мыслями и чувствами, по теме нашего собрания. Может кто-то открыл для себя что-то новое, о чём- то задумался, что-то решил…(обмен впечатлениями об услышанном в ходе собрания) Слайд 10.
7. Итог собрания.
- Подошла к концу наша очередная встреча. Хочется пожелать, чтобы вы были более внимательны к своим детям, к их эмоциям, любите их, помогайте справляться с отрицательными эмоциями, разрушающими здоровье ребёнка, мешающими общению с окружающими. Хочется, чтобы наша встреча оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желания построить взаимоотношения в семье по- новому.
Ожидаемый результат:
При работе в группах:
- Снятие страха перед самостоятельным высказыванием;
- Закрепляется чувство удовлетворённости, взаимопомощи от совместного труда и творчества;
По теме собрания:
- Помощь в устранении у ребёнка негативных эмоциональных состояний для сохранения здоровья, успешной учебной деятельности, в общении со сверстниками и окружающими, развитии волевых качеств.
- Взаимопонимание между членами семьи.
Литература:
-
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы. –М.: ВАКО, 2008.
-
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы + Новые собрания. М.: ВАКО, 2005.
-
Елена Барковская. Тепло семьи // Школьный психолог. – Первое сентября. – 2008 - №10
-
Модуль 4. Здоровье и эмоции. // Школьный психолог. – Первое сентября. – 2009. - №14
-
Юлия Черкашина. Ребёнок и эмоции.// Начальная школа. – Первое сентября. – 2009. - №11
Приложение 1.
В ДНЕВНИК РОДИТЕЛЕЙ
Рекомендации
по развитию
положительных эмоций
вашего ребенка
Папы и мамы! Дедушки и бабушки! Помните!
• От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я — хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение: «со мной что-то не так», «я — плохой».
• Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
• Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
• Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.
• Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
• Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
• Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
• Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
• Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.
Ритуалы, которые нравятся детям
• Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
• По возвращении из школы рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая.
• В выходной день обсудить прожитую неделю и значение ее для детей и родителей.
• Посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой.
• На ночь послушать сказку и быть заботливо укрытым.
• В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.
• Вместе с мамой готовиться к празднику и печь вкусный торт.
• Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.
Краткие методические рекомендации по использованию презентации
Евсеенко Светлана Валерьевна
учитель начальных классов
Республика Коми, г. Сыктывкар
МАОУ"СОШ №21 с углублённым изучением немецкого языка"
Презентация выполнена в среде Power Point и предназначена для медиа поддержки родительского собрания по теме "Эмоции положительные и отрицательные".
Информация располагается на 10 слайдах. Каждый слайд представляет собой информационный модуль, логически связанный с темой и ходом родительского собрания и работает на общую идею презентации.
Использование презентации позволяет вовлечь родителей в активную познавательную деятельность, пробудить интерес к обсуждаемой теме собрания.
Элементы на слайдах появляются автоматически и (или) по щелчку в определенной последовательности. Смена слайдов осуществляется по щелчку.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
Заранее Вам благодарна. Дулатова Н.И.