организационно-деятельностная игра для педагогов «Организация прогулок с дошкольниками в холодное время года»
1) актуализировать проблему организации прогулок с дошкольниками в холодное время года; 2) побудить педагогов к повышению качества организации прогулок с детьми; 3) выработать рекомендации для педагогов и родителей дошкольников по организации прогулок.
Участники:педагоги ДОУ, зам.зав ВМР, ст.медсестра. Подготовка: 1. Изучение методических рекомендаций по организации прогулок с дошкольниками. 2. Изучение требований к организации прогулок с дошкольниками СанПин (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»). 3. Сравнительный анализ требований предыдущей редакции СанПин (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»). 4. Организация коллективного творческого дела — фотовыставки «Прогулка — это здорово!» с целью выявления наиболее ярких моментов деятельности детей во время прогулки (к семинару педагоги по группам готовят презентацию своих фотографий). 5. Презентация «полезного чемоданчика» (подборка выносного игрового материала для организации игровой и двигательной активности детей в холодное время года). 6. Оформление картотеки «Организация прогулок с дошкольниками». Оформление, оборудование:мультимедийное устройство (экран, проектор), групповые фотовыставки «Ребенок на прогулке: игра и познание окружающего мира», выставка методической литературы (подборка пособий, консультаций для педагогов и родителей, картотека по организации прогулок с дошкольниками), «полезные чемоданчики» (подборка выносного игрового материала) в разных возрастных группах ДОУ. Ход мероприятия
I. Участники семинара (педагоги) делятся на подгруппы: ¾ группа «педагоги»; ¾ группа «родители»; ¾ группа «дети»;
Все участники занимают места за рабочими столами той или иной группы. Каждая группа выбирает секретаря, который фиксирует результаты работы своей группы. II. Проведение игры происходит в следующем порядке: Первый этап — введение, зам.зав ВМР поясняет цели и задачи игры. Второй этап — ст.медсестра с помощью педагогов делает сравнительный анализ требований СанПин 2010 и 2013 г. Третий этап — разминка, группы продолжают предложение: «Прогулка для ребенка — это...» (с точки зрения педагогов, родителей и самих детей участники сообща определяют значение прогулок в развитии и воспитании дошкольников). Четвертый этап — выявление проблем и противоречий в организации прогулок с дошкольниками (группы педагогов, зам.зав.ВМР и ст.медсестра анализируют основные проблемы и противоречия в использовании прогулок в режиме дня).
Условия организации прогулок с дошкольниками в холодное время | |
внешние | внутренние |
нехватка ресурсов: ¾ кадровые (сокращение штатного количества педагогических работников и острая нехватка обслуживающего персонала, способного помочь педагогу не только подготовить участок к прогулке, но и одеть, а затем и вывести детей на улицу); ¾ финансовые (отсутствие средств на приобретение игрового оборудования и инвентаря для организации познавательной и двигательной активности дошкольников на прогулках) ¾ материально-технические (несоответствие состояния прогулочных участков требованиям СанПин, в частности, отсутствие теневых навесов) | необходимость выполнять многие действия (организовать прогулку согласно методическим рекомендациям, соблюдать структуру, вести образовательную и воспитательную работу, руководить игровой деятельностью, держать в поле зрения всех детей, учитывать их индивидуальные особенности, контролировать соблюдение ТБ) |
временные ограничения (из-за увеличения образовательной нагрузки в группах старшего дошкольного возраста (а также несформированности КГН: длительность процессов одевания и раздевания детей) сокращается длительность прогулок; суровые погодные условия также сокращают длительность прогулок) | необходимость принимать решения по задачам (постоянно) |
информационная неопределенность (отсутствует, т.к. имеются четкие требования к организации прогулок с детьми) | противоречивость нормативно-правовой документации (отсутствует, т.к. имеются четкие требования к организации прогулок с детьми) |
высокая ответственность за конечный результат (сохранение здоровья детей, рациональное использование закаливающих факторов, высокая степень познавательной и двигательной активности) | отсутствие четких критериев оценочной деятельности (отсутствует, т.к. имеются критерии анализа педагогической деятельности по организации прогулок с детьми) |
не регламентируемый труд (отсутствует, т.к. продолжительность прогулок строго определена СанПин и режимом дня) | соблюдение полного алгоритма деятельности: наблюдение, дидактическая игра, труд в природе, подвижная игра, самостоятельная игровая деятельность детей (часто нарушается, прогулка протекает хаотично, дети самостоятельно заняты, недостаточное количество выносного игрового материала) |
наличие экстремальных (стрессовых) ситуаций (имеют место ситуации самовольного ухода ребенка с территории ДОУ, необходимость оказания первой помощи при травмах и т.п.) |
Пятый этап — мозговой штурм по решению ключевых проблем и противоречий организации прогулок с детьми. Игровые группы предлагают способы рационального использования свободного времени для организации прогулок с дошкольниками, проводят презентацию картотеки «Организация прогулок с дошкольниками», представляют свой «полезный чемоданчик» (подборку выносного игрового материала для организации игровой и двигательной активности детей в холодное время года). Шестой этап — принятие решения. Решение: 1. Способствовать повышению качества организации прогулок с детьми (использование разнообразных видов детской деятельности на прогулке, соблюдение структуры прогулок, добросовестное исполнение педагогами своих должностных обязанностей, увеличение ответственности за результат воспитательно-образовательного процесса, за сохранение и укрепление здоровья воспитанников, привлечение родителей к обогащению инвентаря и игрового оборудования прогулочных площадок). 2. Выработать рекомендации для педагогов и родителей дошкольников по организации прогулок, оформить их в виде консультаций, разместить в информационных уголках и на сайте учреждения. 3. Зам.зав.ВМР и ст.медсестре осуществлять тематический контроль «Организация прогулок в холодное время года» согласно критериям карты анализа прогулок (см.приложение 1). Срок исполнения ноябрь 2013 – март 2014 г. 4. Организовать в ДОУ конкурс на лучший зимний участок «В царстве Снежной королевы» согласно положению о конкурсе (см.приложение 2), экологическую акцию «Покормите птиц зимой» (выставка агитационных плакатов, изготовление кормушек для зимующих птиц). 5. Результаты работы педагоги каждой группы оформляют в виде творческого отчета и представляют на заседании городского методического объединения «Познавательное развитие дошкольников», «Физическое развитие дошкольников». III. Обсуждение хода и результатов мероприятия. Заполнение рефлексивных отчетов участниками по следующей схеме: ¾ У меня сегодня получилось… ¾ Мне сегодня помогало… ¾ Мне сегодня мешало… ¾ Что я хочу изменить в своей профессиональной деятельности… ¾ Организатору мероприятия я хочу (пожелать, сделать замечание, поблагодарить и т.д.)… ¾ При организации мероприятия в следующий раз необходимо (что-то поменять, оставить, использовать и т.д.)…
|
«Организация прогулок с дошкольниками в холодное время года» |
организационно-деятельностная игра |
|
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 40»
г.Усолье-Сибирское
Бирюкова Наталья Валерьевна
Цели:
1) актуализировать проблему организации прогулок с дошкольниками в холодное время года;
2) побудить педагогов к повышению качества организации прогулок с детьми;
3) выработать рекомендации для педагогов и родителей дошкольников по организации прогулок.
Участники: педагоги ДОУ, зам.зав ВМР, ст.медсестра.
Подготовка:
-
Изучение методических рекомендаций по организации прогулок с дошкольниками.
-
Изучение требований к организации прогулок с дошкольниками СанПин (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»).
-
Сравнительный анализ требований предыдущей редакции СанПин (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»).
-
Организация коллективного творческого дела - фотовыставки «Прогулка - это здорово!» с целью выявления наиболее ярких моментов деятельности детей во время прогулки (к семинару педагоги по группам готовят презентацию своих фотографий).
-
Презентация «полезного чемоданчика» (подборка выносного игрового материала для организации игровой и двигательной активности детей в холодное время года).
-
Оформление картотеки «Организация прогулок с дошкольниками».
Оформление, оборудование:
-
мультимедийное устройство (экран, проектор),
-
групповые фотовыставки «Ребенок на прогулке: игра и познание окружающего мира»,
-
выставка методической литературы (подборка пособий, консультаций для педагогов и родителей, картотека по организации прогулок с дошкольниками),
-
«полезные чемоданчики» (подборка выносного игрового материала) в разных возрастных группах ДОУ.
Ход мероприятия
-
Участники семинара (педагоги) делятся на подгруппы:
-
группа «педагоги» (младший, средний и старший дошкольный возраст);
-
группа «родители»;
-
группа «дети» (младший, средний и старший дошкольный возраст);
Все участники занимают места за рабочими столами той или иной группы. Каждая группа выбирает секретаря, который фиксирует результаты работы своей группы.
II. Проведение игры происходит в следующем порядке:
Первый этап — введение, зам.зав ВМР поясняет цели и задачи игры.
Второй этап — ст.медсестра с помощью педагогов делает сравнительный анализ требований СанПин 2010 и 2013 г.
Третий этап — разминка, группы продолжают предложение: «Прогулка для ребенка — это...» (с точки зрения педагогов, родителей и самих детей участники сообща определяют значение прогулок в развитии и воспитании дошкольников).
Четвертый этап — выявление проблем и противоречий в организации прогулок с дошкольниками (группы педагогов, зам.зав.ВМР и ст.медсестра анализируют основные проблемы и противоречия в использовании прогулок в режиме дня).
Условия организации прогулок с дошкольниками в холодное время |
|
внешние |
внутренние |
нехватка ресурсов:
|
необходимость выполнять многие действия (организовать прогулку согласно методическим рекомендациям, соблюдать структуру, вести образовательную и воспитательную работу, руководить игровой деятельностью, держать в поле зрения всех детей, учитывать их индивидуальные особенности, контролировать соблюдение ТБ) |
временные ограничения (из-за увеличения образовательной нагрузки в группах старшего дошкольного возраста (а также несформированности КГН: длительность процессов одевания и раздевания детей) сокращается длительность прогулок; суровые погодные условия также сокращают длительность прогулок) |
необходимость принимать решения по задачам (постоянно) |
информационная неопределенность (отсутствует, т.к. имеются четкие требования к организации прогулок с детьми) |
противоречивость нормативно-правовой документации (отсутствует, т.к. имеются четкие требования к организации прогулок с детьми) |
высокая ответственность за конечный результат (сохранение здоровья детей, рациональное использование закаливающих факторов, высокая степень познавательной и двигательной активности) |
отсутствие четких критериев оценочной деятельности (отсутствует, т.к. имеются критерии анализа педагогической деятельности по организации прогулок с детьми) |
не регламентируемый труд (отсутствует, т.к. продолжительность прогулок строго определена СанПин и режимом дня) |
соблюдение полного алгоритма деятельности: наблюдение, дидактическая игра, труд в природе, подвижная игра, самостоятельная игровая деятельность детей (часто нарушается, прогулка протекает хаотично, дети самостоятельно заняты, недостаточное количество выносного игрового материала) |
наличие экстремальных (стрессовых) ситуаций (имеют место ситуации самовольного ухода ребенка с территории ДОУ, необходимость оказания первой помощи при травмах и т.п.) |
Пятый этап — мозговой штурм по решению ключевых проблем и противоречий организации прогулок с детьми. Игровые группы предлагают способы рационального использования свободного времени для организации прогулок с дошкольниками, проводят презентацию картотеки «Организация прогулок с дошкольниками», представляют свой «полезный чемоданчик» (подборку выносного игрового материала для организации игровой и двигательной активности детей в холодное время года).
Шестой этап — принятие решения.
Решение:
-
Способствовать повышению качества организации прогулок с детьми (использование разнообразных видов детской деятельности на прогулке, соблюдение структуры прогулок, добросовестное исполнение педагогами своих должностных обязанностей, увеличение ответственности за результат воспитательно-образовательного процесса, за сохранение и укрепление здоровья воспитанников, привлечение родителей к обогащению инвентаря и игрового оборудования прогулочных площадок).
-
Выработать рекомендации для педагогов и родителей дошкольников по организации прогулок, оформить их в виде консультаций, разместить в информационных уголках и на сайте учреждения.
-
Зам.зав.ВМР и ст.медсестре осуществлять тематический контроль «Организация прогулок в холодное время года» согласно критериям карты анализа прогулок. Срок исполнения ноябрь 2013 – март 2014 года.
-
Организовать в ДОУ конкурс на лучший зимний участок «В царстве Снежной королевы» согласно положению о конкурсе, экологическую акцию «Покормите птиц зимой» (выставка агитационных плакатов, изготовление кормушек для зимующих птиц).
-
Результаты работы педагоги каждой группы оформляют в виде творческого отчета и представляют на заседании городского методического объединения «Познавательное развитие дошкольников», «Физическое развитие дошкольников».
III. Обсуждение хода и результатов мероприятия. Заполнение рефлексивных отчетов участниками по следующей схеме:
-
У меня сегодня получилось…
-
Мне сегодня помогало…
-
Мне сегодня мешало…
-
Что я хочу изменить в своей профессиональной деятельности…
-
Организатору мероприятия я хочу (пожелать, сделать замечание, поблагодарить и т.д.)…
-
При организации мероприятия в следующий раз необходимо (что-то поменять, оставить, использовать и т.д.)...
Список использованной литературы:
-
Организация прогулки в ДОУ: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/сост. Е.А. Донченко. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011. – 66 с.
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
-
Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. Методическое пособие по программе воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика Синтез, 2008. –144 с.
-
Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности // Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов. М., 1983.
ФОТООТЧЕТ
Организационно-деятельностная игра
«Организация прогулок с дошкольниками в холодное время года»
Дата проведения: 27 ноября 2013 г.
Место проведения: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 40» г.Усолье-Сибирское
организатор
ОДИ – зам.зав. ВМР Н.В.Бирюкова
группа
«педагоги»:
Е.А.Климчук,
Э.В.Матюшенко, Н.С.Мусатова, Е.В.Батурина
Результат: «педагоги» обстоятельно рассказали о значении прогулки для всестороннего развития ребенка, напомнили структуру организации прогулки, смогли выявить условия (внешние и внутренние) организации прогулок с дошкольниками.
группа
«дети»:
Е.Ю.Нижегородцева,
Н.В.Кропова, А.И.Шатикян, В.Н.Иванова,
Е.Н.Симашко
Результат: «дети» отметили, что для них прогулка – это «отдых, бег, игра, простор, общение, познание мира, возможность просто поваляться в снегу!».
«Дети» также написали письмо-пожелание для воспитателей по проведению прогулок:
«Не трогайте меня, я хочу бегать и валяться! Я хочу громко кричать и висеть на заборе! Я требую:
- В туалет ходим не по расписанию!
- Хочу! Я хочу много игрушек!
Куда хочу, туда иду и строем идти не хочу!»
Примечание: авторская лексика и оформление сохранены.
группа
«родители»:
А.П.Видищева,
С.Н.Анохина, В.П.Демиденко, М.А.Дербенцева,
Л.Б.Валынцева
Результат: «родители» как всегда разделились на «вредных» и «довольных». И получилось следующее:
а) «вредные родители» считают, что прогулка – это «повод заморозить ребенка, чтобы он заболел и меньше ходил в детский сад». Сообщили, что следят за деятельностью педагогов и пообещали пожаловаться куда следует…
б) «довольные родители» возразили, что прогулка – это «закаливание, двигательная активность, пребывание на свежем воздухе, общение с природой. Прогулка – это хорошо, потому что мы не всегда можем выгулять своего ребенка!»
Кроме того «довольные родители» отметили, что часто наблюдают за организацией прогулки в ДОУ и видят, что «у детей все одето, застегнуто, завязано, заправлено». Вместе с тем, эти родители просят педагогов, чтобы дети «двигались больше, вытирали детям носы, следили за тем, чтобы ребенок меньше валялся в снегу, не облизывал своим языком металлические конструкции!». Напоследок родители сказали: «Ну, а так, в принципе, мы все довольны. Особенную благодарность хотим выразить таким педагогам, как ( все «родители» отметили поименно себя) – они всегда ответсвенно подходят к проведению прогулок. Спасибо им большое!»
Примечание: авторская лексика и оформление сохранены.
Педагоги представляют свой «полезный чемоданчик» (подборку выносного игрового материала для организации игровой и двигательной активности детей в холодное время года)
Воспитатель А.И. Шатикян представила картотеку прогулок с детьми, а также разработала карманную книжку для родителей «Игры по дороге домой», содержащую методические рекомендации и подсказки по рациональному использованию времени прогулки с ребенком.
Организация коллективного творческого дела - фотовыставки «Прогулка - это здорово!» с целью выявления наиболее ярких моментов деятельности детей во время прогулки (к семинару педагоги по группам готовили презентацию своих фотографий)
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"
- Портфолио воспитателя: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей