Развитие информационной грамотности младших школьников через погружение в информационно-образовательную среду
Задачи исследования:
— уточнить содержание понятия « информационная грамотность» младшего школьника;
— определить значение информационной грамотности в реализации ФГОС НОО второго поколения;
— подобрать методы, приёмы и формы работы направленные на формирование
информационной грамотности младших школьников.
Актуальность данной работы заключается в том, что работа по формированию у обучающихся умений пользоваться различными информационными средствами для решения той или иной поставленной задачи способствует личностно-ориентированному подходу (каждый ученик подбирает те источники информации, которые ему более удобны и знакомы, постепенно расширяя эти источники), деятельностному подходу (обучающийся является активным субъектом, который может проявлять свою инициативу и творчество при изучении материала), компетентностному подходу (в ходе постоянной самостоятельной работы с разными источниками информации вырабатывается умение пользоваться данными источниками в определённой жизненной ситуации).
При овладении информационной грамотностью обучающийся начальной школы на достаточно высоком уровне формирует познавательные УУД:
Самостоятельно выделять и формулировать учебные цели;
Осуществлять информационный поиск;
Выполнять знаково-символические действия;
Структурировать необходимую информацию;
Произвольно и осознанно строить речевые высказывания (устно и письменно)
Осмысленно читать тексты различных жанров; извлекать информацию в соответствии с целью чтения;
Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий.
Ещё в 80-е годы 20-го столетия Исаак Яковлевич Лернер предпринимает попытку описать понятие «информационная культура» с педагогической точки зрения. Он выделял умения, которые не относятся к конкретному предметному содержанию, а обслуживают самостоятельное усвоение учебной информации, то есть «работают» на дидактическом уровне.
Как все мы знаем, сегодня государство определило единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, который позволит обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Этот путь - модернизация и инновационное развитие. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства и со школьной скамьи.
Школа – это государственный институт. Поэтому школа сегодня является исполнителем государственного заказа, который направлен на образование и воспитание инициативной, творчески мыслящей личности, способной самообразовываться в течение всей жизни. То есть школа должна дать в руки обучающегося такой инструмент, при помощи которого он смог бы постоянно самообразовываться и самосовершенствоваться. Одним из видов деятельности по самообразованию как раз и является информационная грамотность личности.
В мире постоянно растёт информационно-знаниевый объём. Объём информации в во всем мире увеличивается более чем в два раза каждые два года. В 2003 году на одного человека в среднем приходилось 0,8 ГБ всей информации, в 2006 г. – 24 ГБ на человека, в 2010 г. – 128 ГБ.
Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.
Что такое «информационная грамотность» школьника?
В публикациях, посвящённых проблемам образования, подчёркивается, что информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать и использовать информацию в образовательных целях.
В стандартах 2-го поколения в планируемых результатах НОО прописано, что по предмету «Технология» выпускники начальной школы «овладеют приёмами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами»; по чтению: «выпускник научится ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
Выпускник получит возможность научиться: находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях».
Я работаю по УМК «Планета знаний». Поэтому раскрывать содержание работы по формированию информационной грамотности я буду, опираясь в некоторой степени, на этот УМК.
В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования» названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Сказано, что метапредметные результаты должны отражать:
— использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
— предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: умение самостоятельно выбирать интересующую литературу: пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Таким образом, информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов.
Начиная с 1 класса, обучающиеся сталкиваются с проблемой толкования незнакомых слов. В русском языке в конце учебника напечатаны небольшие словарики: толковый и этимологический. Как видим, с 1 класса дети могут не просто узнать значение слова, но и его историю, что постепенно приучает детей к осмысленному обучению, поиску причинно-следственных связей. К 4 классу постепенно расширяются знания детей о видах словарей и принципах работы с ними. Так в конце учебника появляются такие словарики как Орфоэпический и Словарик синонимов, что конечно же способствует не только обогащению словарного запаса обучающегося, но и учит нормам произношения.
Во 2 классе, мои ребята заводят орфографические словарики, которые ведут на протяжении всего обучения в начальной школе. Такая работа способствует формированию у детей умения систематизировать материал, умению быстро ориентироваться в разных словарях и справочниках.
С 3-го года обучения, мои ученики при необходимости пользуются «Толковым словарём русского языка » Владимира Даля. Обучающиеся, первоначально были поставлены в нестандартные условия.
На партах лежали толковые словари. Работа заключалась в том, чтобы расставить ударения в словах, определить род существительных и записать толкование выделенного слова (мастодо'нт, креме'нь, верени'ца). У ребят возникла проблема: как, пользуясь только толковым словарём выполнить данный объём работы и доказать, что работа выполнена правильно. В ходе работы основная часть обучающихся быстро сообразила, что во всех словах в толковом словаре стоит ударение, более внимательные учащиеся через некоторое время выяснили, что и род существительных в этих словарях указан. Таким образом, ребята учатся применять стандартные средства обучения в нестандартных ситуациях.
В соответствии с Государственными стандартами общего образования, задания, представленные в тетради по литературному чтению активизируют различные виды деятельности, которые способствуют развитию информационной грамотности.
Так введена работа с научно-популярной статёй, где дети учатся работать с научным текстом, учатся отличать научные статьи от рассказов и других художественных произведений и в зависимости от вида сообщения осознавать «цель чтения и выбор в соответствии с ней нужный вид чтения» (изучающее, ознакомительное, просмотровое).
В тетрадях по литературному чтению много заданий, связанных с обогащением словарного запаса обучающихся (подобрать синонимы, антонимы; продолжить смысловой ряд).
Конечно же, нельзя пройти мимо работы над проектной деятельностью. Проектная деятельность представлена в УМК «Планета знаний» по всем предметам. Эта работа предполагает систематизацию и углубление знаний обучающихся по определённой теме, активность обучающихся в образовательном процессе.
В 1 классе проектная деятельность примитивная и предполагает определённую помощь взрослых при подготовке и оформлению работы. Постепенно ребята овладевают приёмами работы и уже с большой долей самостоятельности могут работать по заданному проекту. Работа по проекту учит детей планировать свою работу, адекватно оценивать свои возможности, умения работать с различными информационными источниками
( словари, справочники, интернет).
Когда ведётся разговор с ребятами об извлечении информации из интернета, то необходимо довести до сознания ребят, что не вся информация найденная в интернет ресурсе является достоверной и научной. Необходимо учить детей отсеивать официальные источники информации от различных комментариев, суждений и гипотез. В первую очередь ориентирую ребят на Википедию как универсальную интернет-энциклопедию. Также объясняю ребятам, что легче всего и интереснее искать необходимую информацию, а если надо и картинки через поисковую систему yandex, так как там по запросу информация выдаётся отдельными картинками.
Таким образом, информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов.
На протяжении всего обучения в начальной школе обучающиеся ступенька за ступенькой осваивают разнообразные приёмы и способы добычи информации; учатся находить необходимые знания в различных источниках; применять стандартные средства в нестандартных ситуациях.
Используемые источники:
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М., 2010.
2. Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А. Как измерить сформированность информационной компетентности выпускников начальной школы? // Начальная школа плюс: До и После. - 2010. — № 5.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М., 2010.
4. http://ior.edu.ru/ (Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов)
5. http://www.ifap.ru/projects/infolit.htm (Информационная культура, информационная грамотность и компьютерная компетентность)
6. http://www.mediagram.ru/ (Информационная грамотность и медиаобразование)
Ячник Ирина Дмитриевна
г. Донецк Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени Гриши Акулова
учитель начальных классов
Развитие информационной грамотности младших школьников через погружение в информационно-образовательную среду
Цель работы : развитие информационной грамотности обучающихся при реализации ФГОС НОО второго поколения;
Задачи исследования:
- уточнить содержание понятия « информационная грамотность» младшего школьника;
- определить значение информационной грамотности в реализации ФГОС НОО второго поколения;
- подобрать методы, приёмы и формы работы направленные на формирование
информационной грамотности младших школьников.
Актуальность данной работы заключается в том, что работа по формированию у обучающихся умений пользоваться различными информационными средствами для решения той или иной поставленной задачи способствует личностно-ориентированному подходу (каждый ученик подбирает те источники информации, которые ему более удобны и знакомы, постепенно расширяя эти источники), деятельностному подходу (обучающийся является активным субъектом, который может проявлять свою инициативу и творчество при изучении материала), компетентностному подходу (в ходе постоянной самостоятельной работы с разными источниками информации вырабатывается умение пользоваться данными источниками в определённой жизненной ситуации).
При овладении информационной грамотностью обучающийся начальной школы на достаточно высоком уровне формирует познавательные УУД:
-
Самостоятельно выделять и формулировать учебные цели;
-
Осуществлять информационный поиск;
-
Выполнять знаково-символические действия;
-
Структурировать необходимую информацию;
-
Произвольно и осознанно строить речевые высказывания (устно и письменно)
-
Осмысленно читать тексты различных жанров; извлекать информацию в соответствии с целью чтения;
-
Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий.
Ещё в 80-е годы 20-го столетия Исаак Яковлевич Лернер предпринимает попытку описать понятие «информационная культура» с педагогической точки зрения . Он выделял умения, которые не относятся к конкретному предметному содержанию, а обслуживают самостоятельное усвоение учебной информации, то есть «работают» на дидактическом уровне.
Как все мы знаем, сегодня государство определило единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, который позволит обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Этот путь - модернизация и инновационное развитие. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства и со школьной скамьи.
Школа – это государственный институт. Поэтому школа сегодня является исполнителем государственного заказа, который направлен на образование и воспитание инициативной, творчески мыслящей личности, способной самообразовываться в течение всей жизни. То есть школа должна дать в руки обучающегося такой инструмент, при помощи которого он смог бы постоянно самообразовываться и самосовершенствоваться. Одним из видов деятельности по самообразованию как раз и является информационная грамотность личности.
В мире постоянно растёт информационно-знаниевый объём. Объём информации в во всем мире увеличивается более чем в два раза каждые два года. В 2003 году на одного человека в среднем приходилось 0,8 ГБ всей информации, в 2006 г. – 24 ГБ на человека, в 2010 г. – 128 ГБ.
Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.
Что такое "информационная грамотность» школьника?
В публикациях, посвящённых проблемам образования, подчёркивается, что информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений , навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать и использовать информацию в образовательных целях.
В стандартах 2-го поколения в планируемых результатах НОО прописано, что по предмету «Технология» выпускники начальной школы «овладеют приёмами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами»; по чтению: «выпускник научится ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
Выпускник получит возможность научиться: находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях».
Я работаю по УМК «Планета знаний». Поэтому раскрывать содержание работы по формированию информационной грамотности я буду, опираясь в некоторой степени, на этот УМК.
В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования» названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Сказано, что метапредметные результаты должны отражать:
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
- предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: умение самостоятельно выбирать интересующую литературу: пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Таким образом , информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов.
Начиная с 1 класса, обучающиеся сталкиваются с проблемой толкования незнакомых слов. В русском языке в конце учебника напечатаны небольшие словарики: толковый и этимологический. Как видим, с 1 класса дети могут не просто узнать значение слова, но и его историю, что постепенно приучает детей к осмысленному обучению, поиску причинно-следственных связей. К 4 классу постепенно расширяются знания детей о видах словарей и принципах работы с ними. Так в конце учебника появляются такие словарики как Орфоэпический и Словарик синонимов, что конечно же способствует не только обогащению словарного запаса обучающегося, но и учит нормам произношения.
Во 2 классе, мои ребята заводят орфографические словарики, которые ведут на протяжении всего обучения в начальной школе. Такая работа способствует формированию у детей умения систематизировать материал, умению быстро ориентироваться в разных словарях и справочниках.
С 3-го года обучения, мои ученики при необходимости пользуются «Толковым словарём русского языка » Владимира Даля. Обучающиеся, первоначально были поставлены в нестандартные условия.
На партах лежали толковые словари. Работа заключалась в том, чтобы расставить ударения в словах, определить род существительных и записать толкование выделенного слова (мастодо'нт, креме'нь, верени'ца). У ребят возникла проблема: как, пользуясь только толковым словарём выполнить данный объём работы и доказать, что работа выполнена правильно. В ходе работы основная часть обучающихся быстро сообразила, что во всех словах в толковом словаре стоит ударение, более внимательные учащиеся через некоторое время выяснили, что и род существительных в этих словарях указан. Таким образом, ребята учатся применять стандартные средства обучения в нестандартных ситуациях.
В соответствии с Государственными стандартами общего образования, задания, представленные в тетради по литературному чтению активизируют различные виды деятельности, которые способствуют развитию информационной грамотности.
Так введена работа с научно-популярной статёй, где дети учатся работать с научным текстом, учатся отличать научные статьи от рассказов и других художественных произведений и в зависимости от вида сообщения осознавать «цель чтения и выбор в соответствии с ней нужный вид чтения» (изучающее, ознакомительное, просмотровое).
В тетрадях по литературному чтению много заданий, связанных с обогащением словарного запаса обучающихся (подобрать синонимы, антонимы; продолжить смысловой ряд).
Конечно же, нельзя пройти мимо работы над проектной деятельностью. Проектная деятельность представлена в УМК «Планета знаний» по всем предметам. Эта работа предполагает систематизацию и углубление знаний обучающихся по определённой теме, активность обучающихся в образовательном процессе.
В 1 классе проектная деятельность примитивная и предполагает определённую помощь взрослых при подготовке и оформлению работы. Постепенно ребята овладевают приёмами работы и уже с большой долей самостоятельности могут работать по заданному проекту. Работа по проекту учит детей планировать свою работу, адекватно оценивать свои возможности, умения работать с различными информационными источниками
( словари, справочники, интернет).
Когда ведётся разговор с ребятами об извлечении информации из интернета, то необходимо довести до сознания ребят, что не вся информация найденная в интернет ресурсе является достоверной и научной. Необходимо учить детей отсеивать официальные источники информации от различных комментариев, суждений и гипотез. В первую очередь ориентирую ребят на Википедию как универсальную интернет-энциклопедию. Также объясняю ребятам, что легче всего и интереснее искать необходимую информацию, а если надо и картинки через поисковую систему yandex, так как там по запросу информация выдаётся отдельными картинками.
Таким образом, информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов.
На протяжении всего обучения в начальной школе обучающиеся ступенька за ступенькой осваивают разнообразные приёмы и способы добычи информации; учатся находить необходимые знания в различных источниках; применять стандартные средства в нестандартных ситуациях.
Используемые источники:
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М., 2010.
2. Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А. Как измерить сформированность информационной компетентности выпускников начальной школы? // Начальная школа плюс: До и После. - 2010. - № 5.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., 2010.
4. http://ior.edu.ru/ (Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов)
5. http://www.ifap.ru/projects/infolit.htm (Информационная культура, информационная грамотность и компьютерная компетентность)
6. http://www.mediagram.ru/ (Информационная грамотность и медиаобразование)
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре