Урок-презентация Михаил Пришвин "Кладовая солнца" 5 класс
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 63 г. Иркутска
Методическая разработка урока
Тема урока:
Человек в окружающем мире. «Что есть правда»?
Итоговый урок по творчеству Пришвина.
6 класс
Предмет: литература
Тип урока: урок - обобщение
Учитель русского языка и литературы:
Асламова Злата Викторовна.
Цели урока:
-способствовать формированию интереса к творчеству М. М. Пришвина;
-способствовать развитию умения анализировать материал, обобщать и систематизировать изученное
-создать условия для дальнейшего развития общеучебных интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, классификации, обобщения и самоконтроля, самоанализа.
- способствовать развитию творческих способностей учащихся посредством выполнения заданий.
-способствовать формированию конструктивных, доброжелательных взаимоотношений в классе.
Задачи:
образовательные: показать метафорический смысл сказки – были; обобщение по творчеству М. М. Пришвина
воспитательные: воспитание чувства любви к Родине, природе; воспитание гордости за свое отечество; воспитание эстетического восприятия окружающего мира; воспитывать культуру речи и умение работать в группе.
развивающие: показать единство человека и природы; продолжить развитие умения анализировать художественные тексты; способствовать развитию творческих способностей, развивать умение формулировать собственную точку зрения высказывать и аргументировать ее.
Оборудование: компьютерная презентация (13 слайдов ), компьютер.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка отсутствующих на уроке.
Наш урок посвящен М. М. Пришвину. Максим Горький говорил: «Для меня ценнейший смысл работы Пришвина сводится к его поразительному умению создавать словами лицо его земли, живой облик его страны». А Василий Песков считает, что «открывая его книги, мы идем по волшебному мосту между Природой и Человеком и тем из родника радости».
(Слайд № 1, 2)
В своем дневнике Пришвин писал : «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
Все живое в природе поднимается от земли к солнцу: травы, деревья, животные – все растут. Так точно и человек, сливаясь с природой, тоже возвышается и растет. Вся природа содержится в душе человека».
Он мечтал создать сказку жизни, «чтобы читали мой детский рассказ, как сказку, все возрасты». (Слайд № 3).
«Старик», автор М. Цуранов.
«Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперед
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растет
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И том о лесе рассказать
Как этот человек.
Зимой вдали, за снежной мглой
Бывало слышал он,
Как колокольчик луговой
Роняет синий звон.
Порой в бору, что мхом оброс
Присядет на пенек,
И верный спутник его - лес
Ложится возле ног.
Родник земель щедра краса
И светлый облик мил
Любите дом и леса
Как Пришвин их любил.
Задание: Прочитайте стихотворение, докажите, пользуясь строчками стихотворения, что Природа была «живой» для Пришвина.
(Слайд № 4).
Всю свою жизнь Пришвин посвятил поискам необычного в природе. Свои путешествия он называл «охотой за находками». В «доме на колесах», специально приспособленной для длительных поездок машине, он вместе с женой Валерией Дмитриевной путешествует по разным местам.
Почувствовав, что скоро уйдет из жизни, М. М. Пришвин оставил жене завещание: «Верно судить о писателе можно только по семенам его, понять, что с семенами делается, а для этого время нужно и время. Так скажу о себе (уже 50 лет пишу!), что прямого успеха не имею и меньше славен даже, чем средний писатель. Но семена мои всхожие, и цветочки из них вырастают с золотым солнышком в голубых лепестках, те самые, что люди называют незабудками. Итак, если представить себе, что человек, распадаясь после конца, становиться основанием видов животных, растений и цветов, то окажется, что от Пришвина остались незабудки. Милый друг – если ты переживешь меня, собери из листков этих букет и книжечку назови «Незабудки».
Пришвин поэтически воспринимает природу. Благодаря простому, точному, образному языку его произведений настроение писателя передается и нам. Результатом всех наблюдений Пришвина стали его произведения, объединенные общим названием «Родники Берендея», «За волшебным колобком», «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Лесная капель», «Охотничьи были», «Календарь природы», «Времена года».
Любимые времена года Пришвина – весна и осень.
Пришвин открыл едва уловимое для обычного глаза явление природы. Весну он подразделяет на … (слайды № 5, №6).
Весна с нарастанием света и осень с уменьшением света. Томной грустью пропитано Пришвинское описание осени.
Но Пришвин умел увидеть необычное во все времена года. (Смотрим слайды № 7, № 8).
Обсуждение
Самое известное произведение М. М. Пришвина – сказка – быль «Кладовая солнца» соединила в себе поэзию природы, занимательность сюжета и познавательный интерес. В дневниковой записи М. Пришвин рассказывает: В «Кладовой солнца» я написал, что правда есть суровая борьба за любовь…» Пришвин создает сказку «для всех». Заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому как солнце откладывало свою энергию в торфяных залежах, писатель вместил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе…Правда – не просто любовь к человеку. Она заключена в суровой борьбе за любовь и раскрывается в столкновении двух начал: зла и любви. «На одной стороне полукруга воет собака, на другой воет волк… Какой это жалобный вой. Но ты, прохожий человек, если услышишь и у тебя поднимется ответное чувство, не верь жалости: воет не собака, вернейший друг человека, - это волк, злейший враг его, самой злобой своей обреченный на гибель.»
Прием слияния сказочного и реального дал возможность писателю выразить свой идеал, мечту о высоком назначении человека, о его ответственности перед всем живым на земле. Сказка – быль пронизана оптимистической верой писателя в близость и возможность осуществления этой мечты, если искать её воплощение в реальной жизни, среди обыкновенных на первый взгляд людей. Эту мысль писатель прежде всего выразил в главных героях произведения – Насте и Митраше. (Слайды № 9, № 10).
Своеобразие произведения – раскрытие человека через природу, чрез отношение человека к природе. Ведь недаром эпиграфом к изучению творчества Пришвина у нас в учебнике служат его слова: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».
Вопросы:
-
Как природа предупреждает мальчика об опасности?
-
Как автор относится к Митраше?
-
Почему Настя забыла о брате?
-
Как относится автор к Насте?
-
Как животные реагирует на появление детей в лесу? (Слайд № 11).
-
Почему Травке трудно привыкать к дикой жизни?
-
Почему автор не жалеет голодного волка?
-
Что же такое счастье, по мнению автора? А по вашему мнению?
В конце сказки – были писатель восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» Это, конечно, не только о торфе. Это, прежде всего о людях, их душевном богатстве. Как торф – «кладовая солнца», то есть жизни, запасов из прошлого, так человеческая жизнь многих поколений – кладовая душевного тепла, любви. Писатель показывает, что важнейший смысл «правды жизни» заключается в единстве человека и природы, в родственном, мудром отношении к ней человека. (Слайды № 12, 13)
Задание – обсуждение: Так ли мы мудры сегодня, как хотел бы этого Пришвин?
Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе – он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник слова, искатель правды. «Чувство природы есть чувство жизни личной, отражаемой в природе: природа это я. Труднее всего говорить о себе, оттого так и трудно говорить о природе». (Слайд № 14).
М. М. Пришвину посвятил свои стихи поэт - моряк Дмитрий Тихонов. (читает подготовленный ученик)
Памяти Пришвина.
Когда у Полярного круга
Темно в снегопаде густом,
Беру я , как верного друга,
Волшебника Пришвина том.
И ветер, когда завывая,
Несет ледяную метель
Над книгой о ней забывая,
Я слышу лесную капель…
Какое знакомое место:
В воде по полено кусты,
Роняют березы - невесты
На землю куски бересты.
Пускай озверело колотит
С борта штормовая волна -
Я вижу на тонком болоте
Ковер из кукушкина льна.
На дальний огонь деревушки
Иду не спеша через лес,
Где мачтовых сосен верхушки
Поднялись до самых небес…
Под призрачным небом чужбины
Пока мы не в нашем порту,
Земли нашей русской картина
Со мной, у меня на борту.
За силу великую эту,
Сокрытую в слове простом,
Вожу я по белому свету
Волшебника Пришвина том.
Мне хотелось бы, чтобы Пришвин всегда напоминал вам о единстве человека и природы, чтобы он стал необходим вам. С помощью его творчества поймите природу, берегите землю!
«Я расту из земли, как трава, цвету, как трава, меня косят, меня едят лошади, а я опять с весной зеленею и летом к Петрову дню цвету. Ничего с этим не сделаешь, и меня уничтожат только, если русский народ кончится, но он не кончается, а может быть, только что начинается».
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение
Использованные источники
-
Пришвин, М.М. Собрание сочинений. В 8 Т. / М.М. Пришвин; редкол. В.В. Кожинов и др.; вступит. ст. В.Д. Пришвиной; ил. Ф.В. Домогацкого. – М. : Худож. лит. – 1982-1986.
-
Пришвин, М.М. Кладовая солнца: сказка-быль / М.М. Пришвин. – М. : Мир Искателя, 2001. – 80 с. – (Б-ка школьника).
-
Зотов, И.А. Человек и природа в творчестве М. Пришвина : пособие для учителей / И.А. Зотов. – М. : Просвещение, 1982. – 80 с.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
Прошу Вас проверить разработку на соответствие критериям
Заранее Вам благодарен.
С уважением, С.А. Колодин.
Спасибо за замечание, постаралась привести урок к требуемым стандартам. Надеюсь, после проверки замечаний не будет.
С уважением, С.А. Колодин.
Очередные замечания устранены, надеюсь, очередная проверка моего урока пройдет без замечаний.
С уважением, З. В. Асламова
Благодарю Вас за понимание. Материал опубликован в библиотеке Портала. Пожалуйста, подайте заявку на получение Сертификата.
С уважением, С.А. Колодин.