"Безопасное лето"
МБОУ «Верхнетоемская средняя общеобразовательная школа»
«Безопасное лето»
Классный час - викторина
Мотмиллер Галина Альфредовна
учитель начальных классов
165500 Архангельская область,
с. Верхняя Тойма,
ул. Комсомольская д. 8, кв. 8.
Комарова Елена Николаевна
воспитатель ГПД
165500 Архангельская область,
с. Верхняя Тойма,
ул. Центральная д.6, кв1.
Пояснительная записка
«Основа безопасности жизнедеятельности» представляет собой область знаний, охватывающую теорию и практику безопасного поведения человека в повседневной жизни, в опасных ситуациях природного и социального характера.
Изучая ОБЖ в начальных классах, происходит формирования у младших школьников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения первичных знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них.
Мы живем в сельской местности. В селе есть река, недалеко находится лес.
В период летних каникул большинство детей остается дома или уезжают в деревни к бабушкам и дедушкам. И только малая часть детей уезжают в лагеря или в город.
Ежегодно классный руководитель проводит инструктаж по правилам поведения детей в каникулярное время: ПДД, безопасность на водоемах, дома в лесу. Особое внимание уделяется безопасному поведению в летние каникулы, т к дети могут оставаться дома одни на долгое время.
Для проведения такого инструктажа мы разработали викторину, которую можно провести на классном часе или на уроках, используя отдельные ее части. Вопросы подобраны с учетом проживания в сельской местности и городских условий жизни.
Дети не только повторяют правила безопасного поведения и оказания первой помощи, но и получают дополнительную информацию, которая в дальнейшем пригодится им для сохранения здоровья.
Викторина составлена для учащихся 3-4 кл.
План мероприятия
-
Ввод в тему
-
Основная часть викторины
1.ПДД
2.На водах
3.В лесу
1.Дома
-
Подведение итогов
-
Релаксация
Правила игры
-
Ввод в тему
Рядом с входом в пещеру весело потрескивал костер, и клубы дыма то и дело окутывали лица разместившихся вокруг огня детей. Мальчики и девочки семи – восьми лет, одетые в грубо выделанные шкуры, отворачивались, вытирали ладошками слезящиеся глаза, но при этом очень внимательно слушали старика, сидящего перед ними на камне. А говорил он важнейшие вещи:
« На охоте подкрадывайтесь к зверю только с подветренной стороны: он вас не учует и его острые клыки и когти не будут вам угрожать.
Не переходите реку на стремнине (словарь), ищите место со спокойным течением. Там безопаснее всего перебираться на другой берег.
Осторожно входите в незнакомую пещеру. В ее темных углах может поджидать саблезубый тигр или медведь, а они – смертельные враги людей».
Так или примерно так много тысяч лет назад опытный охотник учил молодежь, пожалуй, самой главной тогда науке – науке выживания. И дети внимали ему, потому что, плохо выучив урок, они рисковали не двойкой на экзамене, а собственной жизнью.
Сейчас большинство из нас живет в благоустроенных домах, добывает себе пищу не на охоте, а покупает в магазине. И страшные звери по улицам не ходят. Казалось бы, надобность в уроках выживания отпала. К сожалению, все совершенно не так . Современный мир наполнен опасностями не меньше, чем первобытный, только они приобрели совсем иной характер.
-
Основная часть
Учащиеся делятся на две команды. Отвечая на вопросы викторины, команды зарабатывают баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, считается победителем викторины. Педагог может сам присуждать команде дополнительные баллы за развернутые ответы или дополнительную информацию.
1.ПДД
Задание 1(ответы на слайде)
Задание № 2.
Ответьте на вопросы
-
Где и в каком направлении разрешено двигаться пешеходам, если дорога проходит вне населённого пункта?
По обочине, навстречу движению транспорта с левой стороны обочины.
-
Где разрешается переходить дорогу вне населённого пункта,
если нет пешеходного перехода?
В местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
-
С какого возраста можно ездить на велосипеде по улицам и дорогам?
С 14 лет, до этих пор вы можете тренироваться на стадионах, в парках и в скверах
-
Как правильно обходить стоящий автобус или троллейбус?
-Если перехода нет, всегда обходите автобус и троллейбус сзади, а трамвай – спереди.
-Стоящий на остановке автобус или троллейбус нельзя обходить ни спереди, ни сзади, так как можно не заметить едущие по дороге машины. Подожди, пока автобус или троллейбус отойдёт от остановки. Внимательно посмотри, нет ли машин. Убедись в безопасности, а потом переходи дорогу там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
5.Как правильно вести на тротуарах?
-Всегда придерживаться правой стороны.
-Если есть сумка, то нести ее лучше в правой руке, чтобы не задеть идущего навстречу прохожего.
6.Пешеходы начали переходить дорогу на зелёный сигнал светофора. Вдруг сигнал изменился… Где должны остановиться пешеходы?
На линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
Задание № 3.
Назови знаки и их группы
а) предупреждающие
1 – дорожные работы
2 – пешеходный переход
б) предписывающие
3 –дорожка для пешеходов
4 – дорожка для велосипедистов
в) запрещающие
5 – запрещено движение пешеходов
6 – въезд запрещён
г) особых предписаний
7 – пешеходный переход
8 – подземный переход
д) знаки сервиса
9 – пункт медицинской помощи
10 – место остановки автобуса
Задание № 4.
Ситуации
Найди пешеходов нарушителей.
1 – переход в неположенном месте, нельзя перелезать через железные заборчики вдоль тротуаров.
2 – переходит не по пешеходному переходу
4 – переходит не по пешеходному переходу
7 – на красный свет идти нельзя.
2. На водах
Задание № 1.
Отгадайте (ответы на слайде)
Задание № 2.
Ответьте на вопросы.
Как избежать солнечного удара на пляже?
-Иметь головной убор (кепку, косынку, панаму, платок), желательно светлых тонов
-Под палящим солнцем белые предметы меньше нагреваются. В жару лучше надевать свободную одежду светлых тонов (дополнительный балл)
-В жаркий день не рекомендуется проявлять излишнюю активность.
Через каждые 10-15минут прятаться в тень (дополнительный балл)
-Лучше загорать не более 10 – 15 минут в день, причём лучше всего в утренние и вечерние часы, когда солнце расположено низко над горизонтом и не так сильно печёт.
Пить больше жидкости, ни в коем случае нельзя бросаться в воду, перегревшись на солнце. Может наступить шок от холода даже в относительно тёплой (20оС) воде.
Когда обнажённый человек долго находится под палящими лучами, поверхность тела быстро нагревается. Может произойти обморок (дополнительная информация)
При какой температуре воды можно купаться?
+18 – 20о
Подходящая для купания обычно температура 20о
Почему долго нельзя находиться в воде?
Долгое пребывание в воде приводит к переохлаждению организма. Это может закончиться простудой, а в худшем случае - смертельной для человека потерей тепла.
Почему опасно купаться в грозу?
Может поразить электрическим током.
Какие спасательные средства можно бросить утопающему?
Плавательный круг, надувные игрушки, плавательный матрас, плавательный жилет, верёвку, доску.
Как оказать первую помощь при тепловом ударе?
Усадите или уложите больного в тень.
Дайте напиться холодной воды.
Положите на него полотенце, смоченное холодной водой
Вызовите врача.
Задание № 3.
Назовите водные знаки и их группы.
а) запрещающие
1 – купание запрещено
2 – за буйки не заплывать
3 – ныряние с берега запрещено
4 – запрещено плавание в судоходных местах
б) разрешающие
5 – место для плавания
6- место для купания детей
Задание № 4.
Ситуации. Найди нарушителей.
1 – не ныряйте в незнакомых местах, неизвестно, что там может оказаться на дне!
2 – не стой и не играй в тех местах, откуда можно свалиться в воду!
3 – не используйте для плавания самодельные устройства! Они могут не выдержать ваш вес и перевернуться!
4 –– нельзя купаться в грозу
6 – не сиди на берегу! Берег может обвалиться, и ты окажешься в воде.
7 – не играй в воде
3.В лесу
Задание № 1.
Отгадайте (ответы на слайде).
Задание № 2.
Ответьте на вопросы.
Как уберечься в лесу от укусов насекомых?
- носить просторную, плотно застёгивающуюся на манжетах и воротнике одежду;
-обязательно иметь головной убор, желательно с полями – типа панамы, чтобы насекомые не попадали за воротник; сапоги
-в местах, где много насекомых, пользоваться защитной сеткой для лица и перчатками;
- после похода в лес обязательно вымыться и внимательно осмотреть всё тело, особенно шею, спину и запястья.
-Использовать мази, которые отпугивают насекомых. Без разрешения взрослых мазями не пользоваться.
Как можно ориентироваться в лесу?
По компасу, солнцу.
Если у вас с собой компас, и вы умеете им пользоваться, то заблудится практически невозможно.
В полдень Солнце всегда находится в направлении юга. Солнце всходит на востоке, а заходит на западе.
Если вас ищут, то уходя от места стоянки, какие сигналы можно оставлять?
Зарубки на деревьях, выкладывайте на земле стрелки из веток, камней в направлении своего движения, ленточки от носового платка.
Что надо делать, если в лесу вы почувствовали запах дыма?
Не дожидайтесь, пока огонь станет видно, начинайте двигаться. Огонь всегда идёт по направлению ветра, значит, вам нужно бежать в поперечном направлении, иначе огонь может вас догнать: ведь он движется с огромной скоростью! Иногда лесной пожар можно переждать, используя воду, озёр, рек и больших ручьев. Следует помнить:
местность понижается по направлению к воде – ведь вода всегда течёт вниз;
большие просветы в лесу – признак озера, болота или вырубки (дополнительная информация)
Какие срочные меры надо предпринять при отравлении ягодами или грибами?
- вызовите рвоту, засунув пальцы рук в рот к основанию языка;
- пейте больше воды и не покидайте вашего убежища;
-ничего не ешьте в течение суток
Что надо делать, если вас укусил клещ?
Укусы клещей и некоторых лесных насекомых могут вызвать у человека серьёзные, а порой смертельные заболевания. После осмотра тела обнаружили ползающего клеща, то его стряхнуть. Если клещ присосался к телу, немедленно смазать растительным маслом или вазелином, срочно обратиться за помощью к врачу.
Задание № 3.
Назовите грибы и определите их группу.
а) съедобные
1 – подберёзовик
2 – белый гриб
3 – подосиновик
4 – моховик
5 – груздь
6 – сыроежки
7 – лисичка
б) несъедобные
8 – желчный гриб
Часто выдаёт себя за царя грибов. Но шляпка желчного гриба не гладкая, как у белого, а бархатистая. Цвет – желтовато-серый, тусклый. Низ шляпки розоватый. Ножка жёлтая с тёмно-коричневой сеточкой, а у белого сеточка светлая. Гриб несъедобен. Имеет горький вкус (дополнительная информация)
9 – бледная поганка
Её путают с зеленошляпочными сыроежками.
Ножка бледной поганки в основании имеет утолщение в виде клубня. Этого нет у сыроежек. У сыроежек ножки внизу сужены.
Между верхней частью ножки и краем шляпки у бледной поганки есть белая плёнка. Разрываясь по мере роста гриба, плёнка образует на ножке кольцо.
У старых грибов может не быть ни хлопьев, ни кольца.
Ножки зелёных сыроежек белые, а на ножке бледной поганки зеленоватые или желтоватые прожилки.
Ножка бледной поганки выше, чем у сыроежки.
Яд бледной поганки не разрушается даже при длительном кипячении. Достаточно съесть небольшой кусочек плодового тела, чтобы отравиться. Признаки отравления: сильная рвота, резкие боли в кишечнике, понос. Мышечная и головная боль. В большинстве случаев отравления ядом бледной поганки заканчиваются смертью (дополнительная информация).
10 – красный мухомор
Отравление мухомором реже приводит к смертельному исходу, но может протекать не менее остро: появляются тошнота, рвота, нарушается сердечный ритм. Возможны судороги. Наблюдается расширение зрачков.
Яд мухоморов обладает сильным галлюциногенным воздействием, человек испытывает возбуждение, ощущает прилив энергии (дополнительная информация)
Задание № 4.
Найди ядовитые ягоды.
2 – вороний глаз
Растение с характерной розеткой из четырёх листьев и жёлто-зелёным цветком в центре, который позднее сменяется крупной сизо-чёрной ягодой.
Невысокий маловетвистый лесной кустарник с ярко-красными ягодами
Яд содержится во всех органах растения. Ягода представляет наиболее опасность (дополнительная информация)
5 – ландыш
Ядовито всё растение, в том числе привлекательные ярко-оранжевые ягоды. Яд ландыша, прежде всего, воздействует на сердечную деятельность; в особенно больших дозах он способен вызвать остановку сердца (дополнительная информация)
7 – волчье лыко
Невысокий маловетвистый лесной кустарник с ярко-красными ягодами
Все органы ядовиты, особенно кора и ягоды. Попадание ягодного сока на кожу и слизистую оболочку вызывает воспаление. Отравление красивыми сочными ягодами сопровождается тошнотой, рвотой, сильной слабостью (дополнительная информация)
8- крушина
Ягоды крушины несъедобны для человека, их никто не собирает, и все они остаются на семена. Зато ягоды крушины - лакомство для медведя, пожирающего их в большом количестве. Охотно поедают ягоды крушины и птицы. Они-то и являются сеятелями крушины в лесу. Многие считают плоды крушины ядовитыми, это связано с их сильным рвотным и слабительным действием (дополнительная информация).
4.Дом
Задание № 1.
Отгадайте (ответы на слайде).
Задание № 2.
Ответьте на вопросы.
Что нужно сделать, если почувствуешь запах газа?
-Сразу же открыть окна и двери для проветривания помещения.
-Перекрыть газовый кран.
-Вызвать Аварийную службу газа.
-Нельзя зажигать спички. Включать и выключать электрический свет, т. к. малейшая искра способна вызвать взрыв и пожар.
-В помещение, где произошла утечка газа, следует входить, закрыв нос и рот платком (дополнительная информация)
Какие опасные жидкости бывают в квартире?
-Пары уксуса опасны при вдыхании, а при попадании внутрь вызывает трудноизлечимые ожоги пищевода.
-Краски, лаки, клей, растворители – ядовиты. Их хранить надо в специальных помещениях, где ограничен доступ детей.
-Акварельные и масляные краски бывают ядовитыми, т. к. иногда в состав их входят соединения тяжёлых металлов: свинец, барий, хром. Если проглотить случайно краску, то можно отравиться (дополнительная информация).
Что может стать причиной пожара дома?
-Шалости с огнём (со спичками, пиротехнические опыты и т. д.).
-Неосторожное обращение со свечками, пиротехникой.
-Размещение нагревательных приборов и ламп рядом со шторами, деревянными предметами и одеждой.
-Оставленные без присмотра электрические, газовые, нагревательные приборы.
-Неправильное обращение с легко воспламеняющими веществами (краски, лаки, аэрозольные баллоны)
-Включение одновременно большого количества приборов.
-Самостоятельная починка электрических игрушек и приборов.
Как надо действовать при пожаре в квартире?
1.Почувствовав запах дыма, сразу спускайся на пол, на корточки, чтобы оказаться ниже границы дыма.
Добравшись до двери, сразу не открывай её, а осторожно прикоснись к двери и ручке, если они горячие – за стеной пожар.
Если дверь негорячая, немного приоткройте её, чтобы поток воздуха не разжёг пламя. Убедившись, что пожара нет, сразу же перебирайтесь в это помещение.
Будите всех соседей, кричите, зовите на помощь. Вызывайте пожарных.
2.Если путь к выходу из квартиры отрезан, не открывайте дверь комнаты, а заткните щели
вокруг неё бельём, полотенцами или одеждой, желательно, чтобы они были мокрыми.
Откройте окно и громко кричите: «Помогите, пожар!». Производите как можно больше шума.
Если окно не открывается, тяжёлым предметом или обутой ногой разбейте стекло.
Дожидаясь пожарных, дышите через носовой платок или рубашку, лучше всего намочив их.
Покидайте горящий дом без паники.
Почему термометр является одним из самых опасных предметов в домашней аптечке?
Опасна не сама металлическая ртуть, а пары ртути. Она испаряется быстро. В лёгких эти пары превращаются в чрезвычайно токсичные соединения. Они приводят к серьёзным нарушениям в организме, прежде всего к нарушениям центральной нервной системы. Для острого ртутного отравления характерны головная боль, покраснение и набухание дёсен, набухание лимфатических и слюнных желез, расстройство пищеварения.
При лёгком отравлении нарушенные функции восстанавливаются, ртуть выводится из организма (дополнительная информация).
Как оказать первую помощь при порезах?
- Если есть возможность, нужно подставить рану под струю холодной воды. Так вы промоете рану, кроме того холод сузит кровеносные сосуды и поможет быстрее остановить кровотечение.
-Сожмите края раны пальцами, чтобы остановить кровотечение.
-Обработайте рану перекисью водорода (3%), а края раны йодом или зеленкой. Не стоит допускать попадания йода и зеленки в саму рану, тем более, если порез глубокий.
-Сложите в несколько слоев, кусочек стерильного бинта, положите на место пореза и плотно замотайте бинтом. Накладывая повязку, учтите, что если кровотечение артериальное (кровь алая), завязывать узел лучше выше места пореза, а если венозное (кровь темная), то ниже места пореза. Естественно он должен быть достаточно тугим, чтобы передавить кровеносные сосуды и ограничит приток крови к месту пореза.
-При необходимости, можно приложить поверх повязки, на 10-15 минут, пакет со льдом. Холод уменьшит боль, поможет остановить кровотечение и предотвратит появление отека.
Задание № 3.
Назови номера телефонов службы защиты от населения
1 – единый телефон службы спасения
2 – телефон службы охраны правопорядка (полиция)
3 – телефон службы охраны здоровья (скорая помощь)
Задание № 4.
Найди опасные ситуации.
1 – не включай несколько проводов в одну розетку.
3 – не бери острые предметы, можешь пораниться.
4 – не играй на балконе, а то можешь упасть.
6 – нельзя брать лекарства и играть с ними
-
Подведение итогов
Команды подсчитывают баллы. Команда набравшая наибольшее количество баллов, считается победителем.
-
Релаксация.
-Как нужно вести себя в экстренных ситуациях?
- Если вы увидели опасную ситуацию. Ваши действия?
-Что нужно помнить всегда?
Работа с презентацией
Первый слайд – титульный
Второй слайд – цели и задачи.
Третий слайд – выбор отдельного блока с заданиями (можно в произвольном порядке)
Каждому блоку соответствуют четыре вида задания различного уровня сложности. Задания можно выбирать в произвольном порядке. После выполнения задания идет возврат к очередному заданию. И только после выполнения всех четырех уровней идет возврат на третий слайд к основным блокам. Далее по аналогии.
За каждый правильный ответ команда зарабатывает балл или очко. Если ответов несколько, то педагог может сам присуждать команде дополнительные баллы (очки). Это относится и к дополнительной информации.
На 5,6,7,8,10,11,12,13,15,16,17,18,20,21,22,23 слайдах работают триггеры, указывающие баллы при правильном ответе. Нажимать нужно на сам вопрос или на цифры в овалах.
22 слайд. При нажатии на запись «Новые номера экстренных служб для мобильных и стационарных телефонов» срабатывает триггер.
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС