Рабочая программа по основам православной культуры
казённое
образовательное учреждение«Облепихинская
основная
общеобразовательная
школа»
Рабочая программапо курсу «Основы православной культуры» в 4 классе учителя начальных классоввысшей квалификационной категорииМальцевой Марины Анатольевны
п.Облепиха2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»(далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа <metricconverter w:st=«on» productid=«2009 г»>2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа <metricconverter w:st=«on» productid=«2009 г»>2009 г. (ВП-П44-4632).Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), а также с учётом лучших традиций российской педагогики, программы «Основы религиозных культур и светской этики»<metricconverter w:st=«on» productid=«2012 г»>2012 г.
для образовательных учреждений. Базисного
учебного
плана школы
на 2013-14 уч.г.Требования ФГОС НОО проистекают из Закона Российской Федерации «Об образовании», пункт 2 статьи 14 которого гласит, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру и формирование духовно-нравственной личности. Не случайно интеграция в национальную культуру поставлена на первое место. Иной порядок не обеспечивает развитие национального самосознания российских школьников и формирование их как свободных и ответственных граждан России.
Закон Российской Федерации «Об образовании» также требует, чтобы основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивали реализацию федерального
государственного образовательного стандарта,«с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников».А рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы должныобеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся (пункт 6 статьи 9 «Образовательные программы» Закона РФ «Об образовании»).Настоящая рабочая программасоставлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также
выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» —
одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
1. Общая характеристика учебного предметаЦель учебного предмета«Основы православной культуры» состоитв том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений. В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:- усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»); - привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну); - ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие); - привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений; - ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский); - ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице-Сергиева Лавра);- усвоения основных духовно-нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы; - усвоения основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;- формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;- воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям; - формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.
Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры
Личностные результатыизучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 4 класса:- осознаниесебя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность); - развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;- знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России; - осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие; - умение следить за своими словами и делами; способность
контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;- как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися 4 класса: - развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере; - любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;- умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;- умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.Предметные результатыизучения основ православной культуры в начальной школе:- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;- знаниедостопамятныхсобытий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);
- умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл; - умениесоотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;- приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;- формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Курсориентирован на учащихся 4 класса в течение всего года обучения — 34 часа в год. При этом на изучение основ православной культуры отводится по 1 часу в неделю. При изучении основ православной культуры отметки не выставляются. Для определения уровня духовно-нравственного воспитания школьников, изучающих православную культуру, на начальный и заключительный уроки можно пригласить родителей школьников, которые и определят, насколько необходимо и важно их детям осваивать отечественную культуру.Содержание программы
«Основы православной культуры»
Тема 1. Россия — наша Родина.
Тема 2. Культура
и
религия. Тема 3. Человек
и
Бог
в
православии.Тема 4. Православная
молитва. Тема 5. Библия
и
Евангелие.Тема 6. Проповедь
Христа. Тема 7. Христос
и
его
Крест.
Тема 8. Пасха.
Тема 9. Православное
учение
о
человеке.
Тема 10. Совесть и раскаяние.
Тема 11. Заповеди.Тема 12.Милосердие
и
сострадание.
Тема 13. Золотое
правило
этики.Тема 14. Храм. Тема 15. Икона.
Тема 16-17. Творческие
работы
обучающихся. Подведение
итогов.
Тема 18.Как
христианство
на
Русь пришло.Тема 19. Подвиг.Тема 20. Заповеди
блаженств.Тема 21. Зачем
творить
добро?Тема 22. Чудо
в
жизни
христианина.Тема 23. Православие
о
Божием
суде.Тема 24. Таинство
Причастия.Тема 25. Монастырь.Тема 26. Отношение
христианина
к
природе.Тема 27. Христианская
семья.Тема 28. Защита
Отечества.Тема 29. Христианин
в
труде.Тема 30. Любовь и уважение
к Отечеству.Тема 31 – 34. Итоговые
занятия. Презентации
работ.
Календарно – тематическое
планирование
курса.
№ урока по порядку
| № урока по теме
| Раздел.
Тема урока. | Требования к уровню подготовки учащихся.
| Основные понятия
| Формы и виды контроля ( самостоятельная работа, тест, зачёт и т.д.)
| Использование информационных технологий.
| Домашнее задание
| Календарные сроки
|
1
| 1
| Россия – наша Родина.
| Знать: Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции.
Уметь: Объяснить,что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября). | Духовный мир, культурные традиции.
| опрос
| Компьютерная презентация
http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36462.php http://www.rusizn.ru/sms_t8_gl8.html http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-18644/ | Посоветоваться с родителями и назвать несколько культурных традиций вашей семьи
|
|
2
| 2
| Культура и религия.
| Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие.
Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века | Культура
Религия Православие | Письменный ответ на вопрос
| Видеоролик
http://www.predanie.ru/ | Ответить на вопросы учебника с. 7.
|
|
3
| 3
| Человек и Бог в православии.
| Знать: Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди
Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом. | Бог, Творец, разум, совесть, доброта, любовь
| Кроссворд
| Компьютерная презентация
http://www.reshma.nov.ru/ |
|
|
4
| 4
| Православная молитва.
| Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые.
Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш». | Молитва-просьба, благодарение, славословие, благодать, святые,
Священное Предание, Отче Наш | Опрос
| Компьютерная презентация
| Спросить у родных, что по их мнению необходимо знать как «Отче Наш»
|
|
5
| 5
| Библия и Евангелие.
| Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие.
Что такое Откровение Божие. Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых. | Христианство, Иисус Христос, Ветхий Завет, Новый Завет, Священное Писание, апостол, притча
| Опрос
иллюстрирование | Компьютерная презентация, Библия и Евангелие.
| Прочитать и приготовить пересказ понравившейся притчи.
|
|
6
| 6
| Проповедь Христа.
| Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему.
Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным. | Проповедь, Святой Дух,
| Сочинение -миниатюра
| Видеоролик
| Рассказать родителям о материале урока
|
|
7
| 7
| Христос и его Крест.
| Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплощение»), Голгофа. Кто такой Богочеловек.
В чём состояла жертва Иисуса Христа. Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ. | Галгофа,
Распятие, крест | Беседа
| Мультфильм
| Рассмотреть православный крест, нарисовать его, подписать составляющие его части.
|
|
8
| 8
| Пасха.
| Знать: Что такое Пасха (Воскресение).
Как празднуют Пасху. Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост. Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста. | Кулич, воскресение, пост, писанка, христосование.
| Тест
| Компьютерная презентация
Картины http://days.pravoslavie.ru/Life/life1204.html http://pasxa.eparhia.ru/ | Написать мини- рассказ «Как празднуют Пасху в моей семье?»
|
|
9
| 9
| Православное учение о человеке.
| Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души.
Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина. | Тело, душа, образ Бога в человеке
| Беседа
| Фрагмент фильма
http://www.kuraev.ru/ | Поговорить с родителями о том, какие мысли надо отгонять от себя подальше.
|
|
10
| 10
| Совесть и раскаяние.
| Знать: Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние.
Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках. Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души». | добро, зло, грех, совесть, раскаяние, покаяние.
| Сочинение — миниатюра
| Компьютерная презентация
| Ответить на вопросы учебника с 39.
|
|
11
| 11
| Заповеди.
| Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея.
Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа. | Заповедь, скрижали,
Пророк Моисей | Закончи предложение…
| Компьютерная презентация
| Выучить 10 заповедей
|
|
12
| 12
| Милосердие и сострадание.
| Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня».
Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия. | Ближний
Милосердие, Милостыня, | Устный опрос
| Компьютерная презентация
|
|
|
13
| 13
| Золотое правило этики.
| Знать: Что такое «этика».Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение».
Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину. | Этика,
неосуждение | Рассказ по картине
| картина В.Поленова «Грешница»,
|
|
|
14
| 14
| Храм.
| Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм.
Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык». Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери. Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь». Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны. | Алтарь, Царские врата, икона, иконостас, канун, поминание, Благословение, церковно-славянский язык,
Казанская Богоматерь | Урок-экскурсия (очная или заочная, в зависимости от возможности).
| Компьютерная презентация http://www.fotopalomnik.ru/
http://www.eparhia-tmb.ru/ |
|
|
15
| 15
| Икона.
| Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир.
Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик». | Нимб, лик
| Работа по картине
| Репродукции картин, икон
http://www.pravoslavie.ru/ |
|
|
16
| 16
| Творческие работы учащихся.
| Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы.
Уметь: Искать требующуюся литературу. Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованиями. Подготовить устное выступление. |
| Подготовка презентации
| http://shamshurina.ucoz.ru/publ/7-1-0-8
http://portfem.narod.ru/p11aa1.html |
|
|
17
| 17
| Подведение итогов.
|
| Презентация работы
| http://www.hristianstvo.ru/
|
|
| |
18
| 1
| Как христианство на Русь пришло.
| Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос.
Узнать: что такое Церковь и крещение. Как Русь стала христианской страной. Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах. Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси. | Церковь, крещение
Язычество христианство | Устный опрос
| Видеоролик
|
|
|
19
| 2
| Подвиг.
| Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность.
Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Уметь: Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью. Рассказать о герое. | Лука Войно-Ясенецкий
Подвижник, жертвенность |
|
|
|
|
20
| 3
| Заповеди блаженств.
| Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым.
Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами. | Заповедь
Блаженство | Рассказ -миниатюра
| Компьютерная презентация
| Запомнить заповеди блаженств.
|
|
21
| 4
| Зачем творить добро?
| Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые.
Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея. Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте». | Смирение
| Беседа
| Компьютерная презентация
| Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея.
|
|
22
| 5
| Чудо в жизни христианина.
| Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются.
Уметь: Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках. | Святая Троица, добродетель, вера, верность
| Тест
| Компьютерная презентация
| Написать сочинение миниатюру, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках.
|
|
23
| 6
| Православие о Божием суде.
| Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие
Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра. | Божий суд
| Беседа
| Компьютерная презентация
| Пересказ статьи учебника
|
|
24
| 7
| Таинство Причастия.
| Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство.
Что происходит в храме во время Литургии. Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви. | Причастие
Таинство Литургия | Устный опрос
| Картины
| Ответить на вопросы к тексту
|
|
25
| 8
| Монастырь.
| Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России.
Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России. | Монах
Лавры | Рассказ по картине
| Компьютерная презентация, видеоролик
| Подготовить сообщение о каком – либо монастыре
|
|
26
| 9
| Отношение христианина к природе.
| Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным.
Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?». Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём. |
| Сочинение — миниатюра
| Компьютерная презентация,
| Приготовить рассказ о о своём домашнем питомце и о том, как вы заботитесь о нём.
|
|
27
| 10
| Христианская семья.
| Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо.
Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?» | Венчание
Род, генеалогическое древо, | Тест
| Компьютерная презентация,
| Выберите одно из предложенных заданий на выбор:- составь генеалогическое древо своей семьи,- нарисуй герб семьи, объясни, что он обозначает.
|
|
28
| 11
| Защита Отечества.
| Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы.
Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве. | Герой
| Беседа
| Компьютерная презентация,
| Сообщение о каком – либо герое, защитнике Отечества
|
|
29
| 12
| Христианин в труде.
| Знать: Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину.
Уметь: Рассказать, какие заповеди получили первые люди от Творца. Объяснить выражение «работать на совесть». Составить устный рассказ на тему «Какой труд вреден для человека». | Пост
Работать на совесть | Объяснить выражение «работать на совесть».
|
| Составить устный рассказ на тему «Какой труд вреден для человека».
|
|
30
| 13
| Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм много-национального и много-конфессио-нального народа России. | Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура.
Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины. | Родина, семья, жизнь, культура
| Сочинение — миниатюра
| Компьютерная презентация,
| Приготовить рассказ, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины.
|
|
31
| 14
| Итоговая презентация творческих проектов.Тема проектов: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)Темы творческих работ: «Как я понимаю православие», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моём городе, селе)», «Моё отношение к миру», «Моё отношение к людям», «Моё отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д.
| Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Уметь: Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. |
|
| http://azbyka.ru/
|
|
|
32
| 15
|
|
|
|
|
| ||
33
| 16
|
|
|
|
|
| ||
34
| 17
|
|
| Компьютерная презентация
|
|
|
используемых ресурсов
Интернет:
http://shamshurina.ucoz.ru/publ/7-1-0-8
http://portfem.narod.ru/p11aa1.html |
http://www.hristianstvo.ru/
http://www.pravoslavie.ru/ |
http://www.rusizn.ru/sms_t8_gl8.html
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-18644/
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Облепихинская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по курсу «Основы православной культуры»
в 4 классе
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
Мальцевой Марины Анатольевны
п.Облепиха
2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовой основой разработки
и введения в учебный процесс
общеобразовательных школ комплексного
учебного курса «Основы религиозных
культур и светской этики» (далее
– Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение
Президента Российской Федерации от 2
августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение
Председателя Правительства Российской
Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), а также с учётом лучших традиций российской педагогики, программы «Основы религиозных культур и светской этики» 2012 г. для образовательных учреждений . Базисного учебного плана школы на 2013-14 уч.г.
Требования ФГОС НОО проистекают из Закона Российской Федерации «Об образовании», пункт 2 статьи 14 которого гласит, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру и формирование духовно-нравственной личности. Не случайно интеграция в национальную культуру поставлена на первое место. Иной порядок не обеспечивает развитие национального самосознания российских школьников и формирование их как свободных и ответственных граждан России.
Закон Российской Федерации «Об образовании» также требует, чтобы основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивали реализацию федерального государственного образовательного стандарта, «с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников». А рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся (пункт 6 статьи 9 «Образовательные программы» Закона РФ «Об образовании»).
Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
1. Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры.
Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:
-
усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);
-
привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);
-
ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);
-
привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;
-
ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);
-
ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице-Сергиева Лавра);
-
усвоения основных духовно-нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;
-
усвоения основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;
-
формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;
-
воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;
-
формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.
Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры
Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 4 класса:
-
осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
-
развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
-
знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
-
осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
-
умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
-
настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
-
как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися 4 класса:
-
развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
-
любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
-
умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
-
умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:
-
развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
-
знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
-
умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);
-
умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
-
умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;
-
приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
-
усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;
-
приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
-
формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Курс ориентирован на учащихся 4 класса в течение всего года обучения — 34 часа в год. При этом на изучение основ православной культуры отводится по 1 часу в неделю.
При изучении основ православной культуры отметки не выставляются. Для определения уровня духовно-нравственного воспитания школьников, изучающих православную культуру, на начальный и заключительный уроки можно пригласить родителей школьников, которые и определят, насколько необходимо и важно их детям осваивать отечественную культуру.
Содержание
программы
«Основы православной
культуры»
Тема 1. Россия — наша Родина.
Тема 2. Культура и религия.
Тема 3. Человек и Бог в православии.
Тема 4. Православная молитва.
Тема 5. Библия и Евангелие.
Тема 6. Проповедь Христа.
Тема 7. Христос и его Крест.
Тема 8. Пасха.
Тема 9. Православное учение о человеке.
Тема 10. Совесть и раскаяние.
Тема 11. Заповеди.
Тема 12. Милосердие и сострадание.
Тема 13. Золотое правило этики.
Тема 14. Храм.
Тема 15. Икона.
Тема 16-17. Творческие работы обучающихся. Подведение итогов.
Тема 18.Как христианство на Русь пришло.
Тема 19. Подвиг.
Тема 20. Заповеди блаженств.
Тема 21. Зачем творить добро?
Тема 22. Чудо в жизни христианина.
Тема 23. Православие о Божием суде.
Тема 24. Таинство Причастия.
Тема 25. Монастырь.
Тема 26. Отношение христианина к природе.
Тема 27. Христианская семья.
Тема 28. Защита Отечества.
Тема 29. Христианин в труде.
Тема 30. Любовь и уважение к Отечеству.
Тема 31 – 34. Итоговые занятия. Презентации работ.
Календарно – тематическое планирование курса.
№ урока по порядку |
№ урока по теме |
Раздел. Тема урока. |
Требования к уровню подготовки учащихся. |
Основные понятия |
Формы и виды контроля ( самостоятельная работа, тест, зачёт и т.д.) |
Использование информационных технологий. |
Домашнее задание |
Календарные сроки |
1 |
1 |
Россия – наша Родина. |
Знать: Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции. Уметь: Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября). |
Духовный мир, культурные традиции. |
опрос |
Компьютерная презентация http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36462.php |
Посоветоваться с родителями и назвать несколько культурных традиций вашей семьи |
|
2 |
2 |
Культура и религия. |
Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие. Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века |
Культура Религия Православие |
Письменный ответ на вопрос |
Видеоролик |
Ответить на вопросы учебника с. 7. |
|
3 |
3 |
Человек и Бог в православии. |
Знать: Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом. |
Бог, Творец, разум, совесть, доброта, любовь |
Кроссворд |
Компьютерная презентация |
|
|
4 |
4 |
Православная молитва. |
Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые. Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш». |
Молитва-просьба, благодарение, славословие, благодать, святые, Священное Предание, Отче Наш |
Опрос |
Компьютерная презентация |
Спросить у родных, что по их мнению необходимо знать как «Отче Наш» |
|
5 |
5 |
Библия и Евангелие. |
Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие. Что такое Откровение Божие. Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых. |
Христианство, Иисус Христос, Ветхий Завет, Новый Завет, Священное Писание, апостол, притча |
Опрос иллюстрирование |
Компьютерная презентация, Библия и Евангелие. |
Прочитать и приготовить пересказ понравившейся притчи. |
|
6 |
6 |
Проповедь Христа. |
Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему. Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным. |
Проповедь, Святой Дух, |
Сочинение -миниатюра |
Видеоролик |
Рассказать родителям о материале урока |
|
7 |
7 |
Христос и его Крест. |
Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплощение»), Голгофа. Кто такой Богочеловек. В чём состояла жертва Иисуса Христа. Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ. |
Галгофа, Распятие, крест |
Беседа |
Мультфильм |
Рассмотреть православный крест, нарисовать его, подписать составляющие его части. |
|
8 |
8 |
Пасха. |
Знать: Что такое Пасха (Воскресение). Как празднуют Пасху. Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост. Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста. |
Кулич, воскресение, пост, писанка, христосование. |
Тест |
Компьютерная презентация Картины http://days.pravoslavie.ru/Life/life1204.html
|
Написать мини- рассказ «Как празднуют Пасху в моей семье?» |
|
9 |
9 |
Православное учение о человеке. |
Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души. Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина. |
Тело, душа, образ Бога в человеке |
Беседа |
Фрагмент фильма |
Поговорить с родителями о том, какие мысли надо отгонять от себя подальше. |
|
10 |
10 |
Совесть и раскаяние. |
Знать: Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние. Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках. Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души». |
добро, зло, грех, совесть, раскаяние, покаяние. |
Сочинение - миниатюра |
Компьютерная презентация |
Ответить на вопросы учебника с 39. |
|
11 |
11 |
Заповеди. |
Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея. Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа. |
Заповедь, скрижали, Пророк Моисей |
Закончи предложение… |
Компьютерная презентация |
Выучить 10 заповедей |
|
12 |
12 |
Милосердие и сострадание. |
Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня». Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия. |
Ближний Милосердие, Милостыня, |
Устный опрос |
Компьютерная презентация |
|
|
13 |
13 |
Золотое правило этики. |
Знать: Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение». Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину. |
Этика, неосуждение |
Рассказ по картине |
картина В.Поленова «Грешница», |
|
|
14 |
14 |
Храм. |
Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм. Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык». Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери. Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь». Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны. |
Алтарь, Царские врата, икона, иконостас, канун, поминание, Благословение, церковно-славянский язык, Казанская Богоматерь |
Урок-экскурсия (очная или заочная, в зависимости от возможности). |
Компьютерная презентация http://www.fotopalomnik.ru/
|
|
|
15 |
15 |
Икона. |
Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир. Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик». |
Нимб, лик |
Работа по картине |
Репродукции картин, икон |
|
|
16 |
16 |
Творческие работы учащихся. |
Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы. Уметь:
Искать требующуюся литературу. |
|
Подготовка презентации |
http://shamshurina.ucoz.ru/publ/7-1-0-8
|
|
|
17 |
17 |
Подведение итогов. |
|
Презентация работы |
|
|
||
18 |
1 |
Как христианство на Русь пришло. |
Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос. Узнать: что такое Церковь и крещение. Как Русь стала христианской страной. Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах. Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси. |
Церковь, крещение Язычество христианство |
Устный опрос |
Видеоролик |
|
|
19 |
2 |
Подвиг. |
Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Уметь: Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью. Рассказать о герое. |
Лука Войно-Ясенецкий Подвижник, жертвенность |
|
|
|
|
20 |
3 |
Заповеди блаженств. |
Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым. Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами. |
Заповедь Блаженство |
Рассказ -миниатюра |
Компьютерная презентация |
Запомнить заповеди блаженств. |
|
21 |
4 |
Зачем творить добро? |
Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые. Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея. Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте». |
Смирение |
Беседа |
Компьютерная презентация |
Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея. |
|
22 |
5 |
Чудо в жизни христианина. |
Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются. Уметь: Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках. |
Святая Троица, добродетель, вера, верность |
Тест |
Компьютерная презентация |
Написать сочинение миниатюру, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках. |
|
23 |
6 |
Православие о Божием суде. |
Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра. |
Божий суд |
Беседа |
Компьютерная презентация |
Пересказ статьи учебника |
|
24 |
7 |
Таинство Причастия. |
Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство. Что происходит в храме во время Литургии. Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви. |
Причастие Таинство Литургия |
Устный опрос |
Картины |
Ответить на вопросы к тексту |
|
25 |
8 |
Монастырь. |
Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России. Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России. |
Монах Лавры |
Рассказ по картине |
Компьютерная презентация, видеоролик |
Подготовить сообщение о каком – либо монастыре |
|
26 |
9 |
Отношение христианина к природе. |
Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?». Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём. |
|
Сочинение - миниатюра |
Компьютерная презентация, |
Приготовить рассказ о о своём домашнем питомце и о том, как вы заботитесь о нём. |
|
27 |
10 |
Христианская семья. |
Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо. Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?» |
Венчание Род , генеалогическое древо, |
Тест |
Компьютерная презентация, |
Выберите одно из предложенных заданий на выбор:- составь генеалогическое древо своей семьи,- нарисуй герб семьи, объясни, что он обозначает. |
|
28 |
11 |
Защита Отечества. |
Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы. Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве. |
Герой |
Беседа |
Компьютерная презентация, |
Сообщение о каком – либо герое, защитнике Отечества |
|
29 |
12 |
Христианин в труде. |
Знать: Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. Уметь: Рассказать, какие заповеди получили первые люди от Творца. Объяснить выражение «работать на совесть». Составить устный рассказ на тему «Какой труд вреден для человека». |
Пост Работать на совесть |
Объяснить выражение «работать на совесть». |
|
Составить устный рассказ на тему «Какой труд вреден для человека». |
|
30 |
13 |
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм много-национального и много-конфессио-нального народа России. |
Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины. |
Родина, семья, жизнь, культура |
Сочинение - миниатюра |
Компьютерная презентация, |
Приготовить рассказ, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины. |
|
31 |
14 |
Итоговая презентация творческих проектов. Тема проектов: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) Темы творческих работ: «Как я понимаю православие», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моём городе, селе)», «Моё отношение к миру», «Моё отношение к людям», «Моё отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д. |
Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Уметь: Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. |
|
|
|
|
|
32 |
15 |
|
|
|
|
|
||
33 |
16 |
|
|
|
|
|
||
34 |
17 |
|
|
Компьютерная презентация |
|
|
Список используемых ресурсов Интернет:
http://shamshurina.ucoz.ru/publ/7-1-0-8
|
http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36462.php
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игры с правилами - эффективная форма развития волевой регуляции и произвольной концентрации внимания дошкольников»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Библиопсихология и библиотерапия в работе с детьми и взрослыми»
- Вебинар «Монотипия как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Использование вокальных комплексов для развития певческого голоса детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности ДОО»
См. Требования к материалам типа "Планирование"
О повторной загрузке файла сообщите, пожалуйста, в письме. С наилучшими пожеланиями, Татьяна Николаевна Остапцова.