В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Рабочая программа по основам православной культуры

Рабочая программа по основам православной культуры

Марина Мальцева
Тип материала: Планирование
просмотров: 4542 комментариев: 1
Краткое описание
Помощь в составлении рабочей программы по ОРКиСЭ в 4 классе общеобразовательной школы в соответствие ФГОС НОО.
Описание
Муниципальное
казённое
образовательное учреждение
«Облепихинская
основная
общеобразовательная
школа»

Рабочая программапо курсу  «Основы  православной  культуры»  в 4 классе учителя начальных  классоввысшей квалификационной категорииМальцевой  Марины  Анатольевны
п.Облепиха2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»(далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа <metricconverter w:st=«on» productid=«2009 г»>2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа <metricconverter w:st=«on» productid=«2009 г»>2009 г
. (ВП-П44-4632).Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), а также с учётом лучших традиций российской педагогики, программы «Основы религиозных культур и светской этики»<metricconverter w:st=«on» productid=«2012 г»>2012 г.
для образовательных учреждений. Базисного
учебного
плана школы
на 2013-14 уч.г.
Требования ФГОС НОО проистекают из Закона Российской Федерации «Об образовании», пункт 2 статьи 14 которого гласит, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру и формирование духовно-нравственной личности. Не случайно интеграция в национальную культуру поставлена на первое место. Иной порядок не обеспечивает развитие национального самосознания российских школьников и формирование их как свободных и ответственных граждан России.
Закон Российской Федерации «Об образовании» также требует, чтобы основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивали реализацию федерального
государственного образовательного стандарта,«с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников».А рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы должныобеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся (пункт 6 статьи 9 «Образовательные программы» Закона РФ «Об образовании»).
Настоящая рабочая программасоставлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также
выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» —
одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

1. Общая характеристика учебного предметаЦель учебного предмета«Основы православной культуры» состоитв том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений. В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:- усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»); - привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну); - ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие); - привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений; - ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский); - ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице-Сергиева Лавра);- усвоения основных духовно-нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы; - усвоения основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;- формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;- воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям; - формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.
Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры

Личностные результатыизучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 4 класса:- осознаниесебя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность); - развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;- знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России; - осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие; - умение следить за своими словами и делами; способность
контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;- как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися 4 класса: - развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере; - любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;- умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;- умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.Предметные результатыизучения основ православной культуры в начальной школе:- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;- знаниедостопамятныхсобытий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);
- умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл; - умениесоотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;- приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;- формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Курсориентирован на учащихся 4 класса в течение всего года обучения — 34 часа в год. При этом на изучение основ православной культуры отводится по 1 часу в неделю. При изучении основ православной культуры отметки не выставляются. Для определения уровня духовно-нравственного воспитания школьников, изучающих православную культуру, на начальный и заключительный уроки можно пригласить родителей школьников, которые и определят, насколько необходимо и важно их детям осваивать отечественную культуру.Содержание программы
«Основы православной культуры»

Тема 1. Россия — наша Родина.

Тема 2. Культура
и
религия.
Тема 3. Человек
и
Бог
в
православии.
Тема 4. Православная
молитва.
Тема 5. Библия
и
Евангелие.
Тема 6. Проповедь
Христа.
Тема 7. Христос
и
его
Крест.

Тема 8. Пасха.
Тема 9. Православное
учение
о
человеке.

Тема 10. Совесть  и  раскаяние.

Тема 11. Заповеди.Тема 12.
Милосердие
и
сострадание.
Тема 13. Золотое
правило
этики.
Тема 14. Храм. Тема 15. Икона.
Тема 16-17. Творческие
работы
обучающихся. Подведение
итогов.


Тема 18.Как
христианство
на
Русь пришло.
Тема 19. Подвиг.Тема 20. Заповеди
блаженств.
Тема 21. Зачем
творить
добро?
Тема 22. Чудо
в
жизни
христианина.
Тема 23. Православие
о
Божием
суде.
Тема 24. Таинство
Причастия.
Тема 25. Монастырь.Тема 26. Отношение
христианина
к
природе.
Тема 27. Христианская
семья.
Тема 28. Защита
Отечества.
Тема 29. Христианин
в
труде.
Тема 30. Любовь и уважение
к Отечеству.
Тема 31 – 34. Итоговые
занятия. Презентации
работ.

Календарно – тематическое
планирование
курса.
№ урока по  порядку
  урока  по  теме
Раздел.
Тема  урока.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Основные  понятия
Формы  и  виды  контроля  ( самостоятельная  работа,  тест,  зачёт  и  т.д.)
Использование  информационных  технологий.
Домашнее  задание
Календарные  сроки
1
1
Россия – наша  Родина.
Знать: Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции.
Уметь: Объяснить,что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября). 
Духовный  мир,  культурные  традиции.
опрос
Компьютерная  презентация
http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36462.php
http://www.rusizn.ru/sms_t8_gl8.html

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-18644/

Посоветоваться  с  родителями  и  назвать  несколько  культурных  традиций вашей  семьи

2
2
Культура  и  религия.
Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие.
Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века
Культура 
Религия
Православие
Письменный  ответ  на вопрос
Видеоролик
http://www.predanie.ru/
Ответить на вопросы  учебника с. 7.

3
3
Человек  и  Бог  в  православии.
Знать:  Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди
Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом.
Бог, Творец,  разум,  совесть,  доброта,  любовь
Кроссворд
Компьютерная  презентация
http://www.reshma.nov.ru/



4
4
Православная  молитва.
Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые.
Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш».
Молитва-просьба,  благодарение, славословие,  благодать, святые,
Священное  Предание,  Отче  Наш
Опрос
Компьютерная  презентация
Спросить у  родных,  что  по  их  мнению  необходимо  знать  как  «Отче  Наш»

5
5
Библия  и  Евангелие.
Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие.
Что такое Откровение Божие.
Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых.
Христианство, Иисус  Христос,  Ветхий  Завет, Новый  Завет,  Священное  Писание,  апостол,  притча 
Опрос
иллюстрирование
Компьютерная  презентация,  Библия  и  Евангелие.
Прочитать  и  приготовить  пересказ  понравившейся  притчи.

6
6
Проповедь  Христа.
Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему.
Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным.
Проповедь,  Святой  Дух, 
Сочинение -миниатюра
Видеоролик
Рассказать  родителям  о материале урока

7
7
Христос  и  его Крест.
Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплощение»), Голгофа. Кто такой Богочеловек.
В чём состояла жертва Иисуса Христа.
Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ.
Галгофа,
Распятие,
крест
Беседа
Мультфильм
Рассмотреть  православный  крест,  нарисовать  его,  подписать  составляющие  его  части.

8
8
Пасха.
Знать: Что такое Пасха (Воскресение).
Как празднуют Пасху.
Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост.
Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста.
Кулич,  воскресение, пост,  писанка,  христосование.
Тест
Компьютерная  презентация
Картины
http://days.pravoslavie.ru/Life/life1204.html

http://pasxa.eparhia.ru/
Написать  мини- рассказ  «Как  празднуют  Пасху  в  моей  семье?»

9
9
Православное  учение  о  человеке.
Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души.
Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина.
Тело,  душа,  образ  Бога  в  человеке
Беседа
Фрагмент  фильма
http://www.kuraev.ru/
Поговорить  с  родителями  о  том,  какие мысли  надо  отгонять  от  себя  подальше.

10
10
Совесть  и  раскаяние.
Знать: Что христиане считают  добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние.
Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.
Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души».
добро, зло, грех, совесть, раскаяние, покаяние.
Сочинение — миниатюра
Компьютерная  презентация

Ответить  на  вопросы учебника  с 39.

11
11
Заповеди.
Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея.
Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа.
Заповедь, скрижали,
Пророк  Моисей
Закончи  предложение…
Компьютерная  презентация
Выучить  10 заповедей

12
12
Милосердие  и  сострадание.
Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня».
Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия.
Ближний
Милосердие,
Милостыня,
Устный  опрос
Компьютерная  презентация


13
13
Золотое  правило  этики.
Знать: Что такое «этика».Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение».
Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину.
Этика,
неосуждение
Рассказ  по картине
картина  В.Поленова «Грешница»,


14
14
Храм.
Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм.
Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение».
Что такое «церковно-славянский язык».
Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери. Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь».
Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны.
Алтарь, Царские врата,  икона,  иконостас, канун,  поминание,  Благословение,  церковно-славянский  язык,
Казанская  Богоматерь
Урок-экскурсия (очная или заочная, в зависимости от возможности).
Компьютерная  презентация http://www.fotopalomnik.ru/
http://www.eparhia-tmb.ru/



15
15
Икона.
Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир.
Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик».
Нимб,  лик
Работа по картине
Репродукции картин,  икон
http://www.pravoslavie.ru/



16
16
Творческие  работы  учащихся.
Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы.
Уметь: Искать требующуюся литературу.
Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованиями. Подготовить устное выступление.


Подготовка презентации
http://shamshurina.ucoz.ru/publ/7-1-0-8

http://portfem.narod.ru/p11aa1.html


17
17
Подведение  итогов.

Презентация  работы
http://www.hristianstvo.ru/



18
1
Как  христианство  на  Русь  пришло.
Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос.
Узнать: что такое Церковь и крещение.
Как Русь стала христианской страной.
Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах.
Рассказать историю проникновения христианства  в древнерусские земли и крещения Руси.
Церковь,  крещение
Язычество
христианство
Устный  опрос
Видеоролик



19
2
Подвиг.
Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность.
Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого.
Уметь: Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью. Рассказать о герое.
Лука  Войно-Ясенецкий
Подвижник, жертвенность




20
3
Заповеди  блаженств.
Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым.
Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами.
Заповедь
Блаженство

Рассказ -миниатюра
Компьютерная  презентация
Запомнить  заповеди блаженств.

21
4
Зачем  творить  добро?
Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые.
Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея.
Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте».
Смирение
Беседа
Компьютерная  презентация
Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея.

22
5
Чудо  в  жизни  христианина.
Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются.
Уметь: Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках.
Святая  Троица,  добродетель, вера,  верность
Тест
Компьютерная  презентация
Написать  сочинение  миниатюру, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках.

23
6
Православие  о  Божием  суде.
Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие
Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра.
Божий  суд
Беседа
Компьютерная  презентация
Пересказ  статьи учебника

24
7
Таинство  Причастия.
Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство.
Что происходит в храме во время Литургии.
Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви.
Причастие 
Таинство
Литургия
Устный  опрос
Картины
Ответить  на вопросы  к  тексту

25
8
Монастырь.
Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России.
Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России.
Монах
Лавры
Рассказ  по картине
Компьютерная  презентация,  видеоролик
Подготовить  сообщение  о  каком – либо  монастыре

26
9
Отношение  христианина  к  природе.
Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным.
Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?».
Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём.

Сочинение — миниатюра
Компьютерная  презентация, 
Приготовить  рассказ  о  о своём домашнем питомце и о том, как вы заботитесь  о нём.

27
10
Христианская  семья.
Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо.
Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?»
Венчание
Род, генеалогическое древо,
Тест
Компьютерная  презентация, 
Выберите одно из предложенных заданий на выбор:- составь генеалогическое древо своей семьи,- нарисуй герб семьи, объясни, что он обозначает.


28
11
Защита  Отечества.
Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы.
Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве.
Герой
Беседа
Компьютерная  презентация, 
Сообщение  о  каком – либо герое,  защитнике  Отечества

29
12
Христианин  в  труде.
Знать: Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину.
Уметь: Рассказать, какие заповеди получили первые люди от Творца. Объяснить выражение «работать на совесть». Составить устный рассказ на тему «Какой труд вреден для человека».
Пост
Работать на совесть
Объяснить выражение «работать на совесть».

Составить устный рассказ на тему «Какой труд вреден для человека».

30
13
Любовь  и  уважение  к  Отечеству.
Патриотизм много-национального  и много-конфессио-нального народа России.
Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура.
Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины.
Родина, семья, жизнь, культура
Сочинение — миниатюра
Компьютерная  презентация, 
Приготовить  рассказ, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины.

31
14
Итоговая  презентация  творческих  проектов.Тема проектов: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)Темы творческих работ:  «Как я понимаю православие», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества»,  «Памятники религиозной культуры  (в моём городе, селе)», «Моё отношение к миру», «Моё отношение к людям», «Моё отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д.
Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Уметь: Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.


http://azbyka.ru/



32
15





33
16





34
17


Компьютерная  презентация


Список
используемых ресурсов
Интернет:

http://shamshurina.ucoz.ru/publ/7-1-0-8

http://portfem.narod.ru/p11aa1.html
http://www.hristianstvo.ru/

http://www.pravoslavie.ru/
http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36462.php
http://www.rusizn.ru/sms_t8_gl8.html

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-18644/

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
планирование_по_орксэ.doc Скачать

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Облепихинская основная общеобразовательная школа»







Рабочая программа

по курсу «Основы православной культуры»

в 4 классе

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

Мальцевой Марины Анатольевны





п.Облепиха

2013-2014 учебный год







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), а также с учётом лучших традиций российской педагогики, программы «Основы религиозных культур и светской этики» 2012 г. для образовательных учреждений . Базисного учебного плана школы на 2013-14 уч.г.

Требования ФГОС НОО проистекают из Закона Российской Федерации «Об образовании», пункт 2 статьи 14 которого гласит, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру и формирование духовно-нравственной личности. Не случайно интеграция в национальную культуру поставлена на первое место. Иной порядок не обеспечивает развитие национального самосознания российских школьников и формирование их как свободных и ответственных граждан России.

Закон Российской Федерации «Об образовании» также требует, чтобы основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивали реализацию федерального государственного образовательного стандарта, «с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников». А рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся (пункт 6 статьи 9 «Образовательные программы» Закона РФ «Об образовании»).

Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».


1. Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры.

Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:

  • усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);

  • привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);

  • ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);

  • привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;

  • ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);

  • ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице-Сергиева Лавра);

  • усвоения основных духовно-нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;

  • усвоения основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;

  • формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;

  • воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;

  • формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.

Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры

Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 4 класса:

  • осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

  • развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

  • знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

  • осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

  • умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

  • настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

  • как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися 4 класса:

  • развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

  • любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

  • умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

  • умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:

  • развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

  • знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

  • умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);

  • умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

  • умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

  • усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;

  • приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

  • формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Курс ориентирован на учащихся 4 класса в течение всего года обучения — 34 часа в год. При этом на изучение основ православной культуры отводится по 1 часу в неделю.

При изучении основ православной культуры отметки не выставляются. Для определения уровня духовно-нравственного воспитания школьников, изучающих православную культуру, на начальный и заключительный уроки можно пригласить родителей школьников, которые и определят, насколько необходимо и важно их детям осваивать отечественную культуру.

Содержание программы
«Основы православной культуры»

Тема 1. Россия — наша Родина.

Тема 2. Культура и религия.

Тема 3. Человек и Бог в православии.

Тема 4. Православная молитва.

Тема 5. Библия и Евангелие.

Тема 6. Проповедь Христа.

Тема 7. Христос и его Крест.

Тема 8. Пасха.

Тема 9. Православное учение о человеке.

Тема 10. Совесть и раскаяние.

Тема 11. Заповеди.

Тема 12. Милосердие и сострадание.

Тема 13. Золотое правило этики.

Тема 14. Храм.

Тема 15. Икона.

Тема 16-17. Творческие работы обучающихся. Подведение итогов.

Тема 18.Как христианство на Русь пришло.

Тема 19. Подвиг.

Тема 20. Заповеди блаженств.

Тема 21. Зачем творить добро?

Тема 22. Чудо в жизни христианина.

Тема 23. Православие о Божием суде.

Тема 24. Таинство Причастия.

Тема 25. Монастырь.

Тема 26. Отношение христианина к природе.

Тема 27. Христианская семья.

Тема 28. Защита Отечества.

Тема 29. Христианин в труде.

Тема 30. Любовь и уважение к Отечеству.

Тема 31 – 34. Итоговые занятия. Презентации работ.















Календарно – тематическое планирование курса.

№ урока по порядку

№ урока по теме

Раздел.

Тема урока.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Основные понятия

Формы и виды контроля ( самостоятельная работа, тест, зачёт и т.д.)

Использование информационных технологий.

Домашнее задание

Календарные сроки

1

1

Россия – наша Родина.

Знать: Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции.

Уметь: Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября).

Духовный мир, культурные традиции.

опрос

Компьютерная презентация

http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36462.php

http://www.rusizn.ru/sms_t8_gl8.html

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-18644/

Посоветоваться с родителями и назвать несколько культурных традиций вашей семьи


2

2

Культура и религия.

Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие.

Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века

Культура

Религия

Православие

Письменный ответ на вопрос

Видеоролик

http://www.predanie.ru/

Ответить на вопросы учебника с. 7.


3

3

Человек и Бог в православии.

Знать: Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди

Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом.

Бог, Творец, разум, совесть, доброта, любовь

Кроссворд

Компьютерная презентация

http://www.reshma.nov.ru/



4

4

Православная молитва.

Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые.

Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш».

Молитва-просьба, благодарение, славословие, благодать, святые,

Священное Предание, Отче Наш

Опрос

Компьютерная презентация

Спросить у родных, что по их мнению необходимо знать как «Отче Наш»


5

5

Библия и Евангелие.

Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие.

Что такое Откровение Божие.

Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых.

Христианство, Иисус Христос, Ветхий Завет, Новый Завет, Священное Писание, апостол, притча

Опрос

иллюстрирование

Компьютерная презентация, Библия и Евангелие.

Прочитать и приготовить пересказ понравившейся притчи.


6

6

Проповедь Христа.

Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему.

Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным.

Проповедь, Святой Дух,

Сочинение -миниатюра

Видеоролик

Рассказать родителям о материале урока


7

7

Христос и его Крест.

Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплощение»), Голгофа. Кто такой Богочеловек.

В чём состояла жертва Иисуса Христа.

Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ.

Галгофа,

Распятие,

крест

Беседа

Мультфильм

Рассмотреть православный крест, нарисовать его, подписать составляющие его части.


8

8

Пасха.

Знать: Что такое Пасха (Воскресение).

Как празднуют Пасху.

Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост.

Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста.

Кулич, воскресение, пост, писанка, христосование.

Тест

Компьютерная презентация

Картины

http://days.pravoslavie.ru/Life/life1204.html


http://pasxa.eparhia.ru/


Написать мини- рассказ «Как празднуют Пасху в моей семье?»


9

9

Православное учение о человеке.

Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души.

Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина.

Тело, душа, образ Бога в человеке

Беседа

Фрагмент фильма

http://www.kuraev.ru/

Поговорить с родителями о том, какие мысли надо отгонять от себя подальше.


10

10

Совесть и раскаяние.

Знать: Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние.

Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.

Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души».

добро, зло, грех, совесть, раскаяние, покаяние.

Сочинение - миниатюра

Компьютерная презентация


Ответить на вопросы учебника с 39.


11

11

Заповеди.

Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея.

Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа.

Заповедь, скрижали,

Пророк Моисей

Закончи предложение…

Компьютерная презентация

Выучить 10 заповедей


12

12

Милосердие и сострадание.

Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня».

Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия.

Ближний

Милосердие,

Милостыня,

Устный опрос

Компьютерная презентация



13

13

Золотое правило этики.

Знать: Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение».

Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину.

Этика,

неосуждение

Рассказ по картине

картина В.Поленова «Грешница»,



14

14

Храм.

Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм.

Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение».

Что такое «церковно-славянский язык».

Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери. Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь».

Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны.

Алтарь, Царские врата, икона, иконостас, канун, поминание, Благословение, церковно-славянский язык,

Казанская Богоматерь

Урок-экскурсия (очная или заочная, в зависимости от возможности).

Компьютерная презентация http://www.fotopalomnik.ru/

http://www.eparhia-tmb.ru/



15

15

Икона.

Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир.

Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик».

Нимб, лик

Работа по картине

Репродукции картин, икон

http://www.pravoslavie.ru/



16

16

Творческие работы учащихся.

Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы.

Уметь: Искать требующуюся литературу.
Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованиями. Подготовить устное выступление.


Подготовка презентации

http://shamshurina.ucoz.ru/publ/7-1-0-8


http://portfem.narod.ru/p11aa1.html



17

17

Подведение итогов.


Презентация работы

http://www.hristianstvo.ru/



18

1

Как христианство на Русь пришло.

Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос.

Узнать: что такое Церковь и крещение.

Как Русь стала христианской страной.

Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах.

Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси.

Церковь, крещение

Язычество

христианство

Устный опрос

Видеоролик




19

2

Подвиг.

Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность.

Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого.

Уметь: Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью. Рассказать о герое.

Лука Войно-Ясенецкий

Подвижник, жертвенность





20

3

Заповеди блаженств.

Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым.

Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами.

Заповедь

Блаженство


Рассказ -миниатюра

Компьютерная презентация

Запомнить заповеди блаженств.


21

4

Зачем творить добро?

Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые.

Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея.

Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте».

Смирение

Беседа

Компьютерная презентация

Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея.


22

5

Чудо в жизни христианина.

Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются.

Уметь: Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках.

Святая Троица, добродетель, вера, верность

Тест

Компьютерная презентация

Написать сочинение миниатюру, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках.


23

6

Православие о Божием суде.

Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие

Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра.

Божий суд

Беседа

Компьютерная презентация

Пересказ статьи учебника


24

7

Таинство Причастия.

Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство.

Что происходит в храме во время Литургии.

Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви.

Причастие

Таинство

Литургия

Устный опрос

Картины

Ответить на вопросы к тексту


25

8

Монастырь.

Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России.

Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России.

Монах

Лавры

Рассказ по картине

Компьютерная презентация, видеоролик

Подготовить сообщение о каком – либо монастыре


26

9

Отношение христианина к природе.

Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным.

Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?».

Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём.


Сочинение - миниатюра

Компьютерная презентация,

Приготовить рассказ о о своём домашнем питомце и о том, как вы заботитесь о нём.


27

10

Христианская семья.

Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо.

Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?»

Венчание

Род , генеалогическое древо,

Тест

Компьютерная презентация,

Выберите одно из предложенных заданий на выбор:- составь генеалогическое древо своей семьи,- нарисуй герб семьи, объясни, что он обозначает.



28

11

Защита Отечества.

Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы.

Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве.

Герой

Беседа

Компьютерная презентация,

Сообщение о каком – либо герое, защитнике Отечества


29

12

Христианин в труде.

Знать: Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину.

Уметь: Рассказать, какие заповеди получили первые люди от Творца. Объяснить выражение «работать на совесть». Составить устный рассказ на тему «Какой труд вреден для человека».

Пост

Работать на совесть

Объяснить выражение «работать на совесть».


Составить устный рассказ на тему «Какой труд вреден для человека».


30

13

Любовь и уважение к Отечеству.

Патриотизм много-национального и много-конфессио-нального народа России.

Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура.

Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины.

Родина, семья, жизнь, культура

Сочинение - миниатюра

Компьютерная презентация,

Приготовить рассказ, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины.


31

14

Итоговая презентация творческих проектов. Тема проектов: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

Темы творческих работ:

«Как я понимаю православие», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества»,

«Памятники религиозной культуры (в моём городе, селе)», «Моё отношение к миру», «Моё отношение к людям», «Моё отношение к России»,

«С чего начинается Родина», «Герои России»,

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»,

«Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д.

Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Уметь: Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.



http://azbyka.ru/



32

15






33

16






34

17



Компьютерная презентация



Список используемых ресурсов Интернет:


http://shamshurina.ucoz.ru/publ/7-1-0-8


http://portfem.narod.ru/p11aa1.html

http://www.hristianstvo.ru/

http://www.pravoslavie.ru/

http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36462.php

http://www.rusizn.ru/sms_t8_gl8.html

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-18644/

Обсуждение материала
Татьяна Остапцова
30.05.2014 02:51
Уважаемая Марина Анатольевна! Добавьте, пожалуйста, методическое обеспечение, типы контроля и список литературы для учителя и учащихся.
См. Требования к материалам типа "Планирование" http://www.uchmet.ru/library/rules/types/
О повторной загрузке файла сообщите, пожалуйста, в письме. С наилучшими пожеланиями, Татьяна Николаевна Остапцова.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос