Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Здоровый ребенок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Здоровый ребенок»
физкультурно-спортивной направленности
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
|
Автор-составитель: Галкина Елена Александровна педагог дополнительного образования
|
г. Пласт
2019
Содержание
-
№
Название раздела
№ страниц
Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1
Пояснительная записка
1
1.2
Цель и задачи программы
2
1.3
Содержание программы
3
1.4
Планируемые результаты
4
Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1
Календарный учебный график
5
2.2
Учебный план
6
2.3
Условия реализации программы
9
2.4
Формы аттестации
10
2.5
Оценочные материалы
11
2.6
Методические материалы
12
2.7
Список литературы
13
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
-
Пояснительная записка
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития как умственного, так и физического. В этом возрасте ребенок получает и усваивает информацию в несколько раз больше, чем в период школьного обучения.
Плавание благоприятно воздействует на детский организм и является общепризнанным.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по плаванию «Здоровый ребенок» направлена на привлечение детей дошкольного возраста к занятиям плаванием.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
•Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
•Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
•Устав МКУ ДО «Аквамарин», нормативные и локальные акты учреждения.
Актуальность программы обусловлена тем, что основной причиной возникновения несчастных случаев в водной среде является неумение плавать и правильно вести себя в сложных, экстремальных ситуациях. Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь и является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.
Отличительной особенностью является то, что процесс реализации данной программы осуществляется в крытом бассейне (малая ванна) МКУ ДО «Аквамарин».
Новизна программы заключается в том, что обучение детей дошкольного возраста плаванию начинается с погружений под воду.
Педагогическая целесообразность
Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности у детей, способствуют развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу.
Срок реализации программы 1 год, 36 недель, 36 занятий.
Наполняемость группы 12 человек.
Основной формой проведения занятий является урок
Способы определения результативности
Контрольный опрос, тестирование, спортивное мероприятие.
-
Цель и задачи программы
ЦЕЛЬ: Формирование начальных знаний у детей дошкольного возраста о физической культуре через уроки плавания, приобщение к здоровому образу жизни
Задачи программы:
Обучающие:
-
Овладеть жизненно необходимым навыком плавания
Развивающие:
-
Развивать двигательную культуру
Воспитательные:
-
Приобщать к здоровому образу жизни
-
Содержание программы
Раздел 1. Теоретическая подготовка (1 час)
Теоретическая подготовка играет важную роль и является неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Теоретические занятия проводятся в начале занятия по 3- 5 минут.
Форма организации занятий: инструктаж, беседа.
Вид деятельности: рассказ
Тема: Правила поведения в бассейне и техника безопасности на занятиях
Способствует формированию знаний о правилах поведения в бассейне и техники безопасности на занятиях плаванием.
Тема: Влияние физической культуры на организм человека
Формирует знания о влиянии физических упражнений на организм человека.
Раздел 2. Плавательная подготовка (34 часа)
Практическая подготовка направлена на овладение жизненно необходимого навыка - умения плавать, обучению облегченного способа плавания.
Форма организации занятий: Урок, подвижная игра, спортивное мероприятие.
Вид деятельности: Урок, игра.
Жизненно необходимые навыки плавания (21 час)
Тема: Ознакомления с плотностью и сопротивлением воды (3 часа)
Формирует представление о плотности и сопротивлении воды.
Тема: Погружения и открывание глаз в воде (5 часов)
Способствует преодолению страха при погружении и открыванию глаз в воде.
Тема: Всплывание и лежание на воде (5 часов)
Способствует формированию навыка – умения держаться на воде.
Тема: Выдохи в воду (3 часа)
Нацеливает на умение выполнять вдох – выдох в воду.
Тема: Скольжение на груди (5 часов)
Формирует умение – скользить.
Обучение облегченному способу плавания (13 часов)
Тема: Обучение технике движений ногами при плавании кролем на груди (4 часа)
Нацеливает на выполнение правильных движений ногами при плавании кролем на груди.
Тема: Обучение технике движений руками при плавании кролем на груди (3 часа)
Нацеливает на выполнение правильных движений руками при плавании кролем на груди
Тема: Координация движений при плавании облегченным способом (6 часов)
Способствует формирование координации движений при плавании облегченным способом – кроль на груди.
Раздел 3. Промежуточная и итоговая аттестация (1 час)
Форма организации: Контрольный опрос, тестирование
Вид деятельности: Урок
Тема: Промежуточная аттестация (2 часа)
-
Планируемые результаты
В результате освоения программы обучающиеся
будут знать:
- правила поведения в бассейне и технику безопасности на занятиях;
- о влиянии физической культуры на организм человека
уметь:
- без боязни держаться на воде и уметь плавать;
- выполнять самостоятельно упражнения;
- играть.
Планируемый итоговый результат реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - приобретение начальных знаний у детей дошкольного возраста о физической культуре, сформированный жизненно необходимый навык плавания и здорового образа жизни.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса |
|
Начало освоения программы |
1 октября 2019г. |
Начало учебного года |
1 октября 2019г. |
Окончание учебного года |
30 июня 2020г. |
Продолжительность учебного года (учебные часы) |
36 часов |
Входной контроль знаний |
1.10-01.12 (октябрь-ноябрь) |
Текущий контроль успеваемости |
В течение всего периода освоения программы |
Промежуточная аттестация обучающихся |
01.12-25.12
|
Итоговая аттестация |
20-31 мая 2020г. |
Продолжительность учебных занятий |
30 минут |
Каникулы зимние |
01-03января |
Дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками |
04.11; 07.01; 23.02; 08.03; 01.05; 09.05; 12.06
|
2.2 Учебный план
№ п/п |
Название раздела (темы) |
Количество часов |
Форма аттестации |
I |
Теоретическая подготовка |
1 |
|
Правила поведения в бассейне и техника безопасности на занятиях |
|
Контрольный опрос |
|
Влияние физической культуры на организм человека |
Контрольный опрос |
||
II |
Плавательная подготовка |
34 |
|
Жизненно необходимые навыки плавания |
21 |
Тестирование
|
|
Ознакомления с плотностью и сопротивлением воды |
3 |
|
|
Погружения и открывание глаз в воде |
5 |
|
|
Всплывание и лежание на воде |
5 |
Тестирование
|
|
Выдохи в воду |
3 |
Тестирование
|
|
Скольжение на груди |
5 |
Тестирование
|
|
Обучение облегченному способу плавания |
13 |
Тестирование
|
|
Обучение технике движений ногами при плавании кролем |
4 |
|
|
Обучение технике движений руками при плавании кролем на груди |
3 |
|
|
Координация движений при плавании облегченным способом |
6 |
|
|
III |
Итоговая аттестация |
1 |
Контрольный опрос Тестирование
|
Содержание учебного плана
Раздел 1. Теоретическая подготовка (1 час)
Тема: Правила поведения и техника безопасности на занятиях (в начале занятия 3-5 минут)
Теория: Беседа по правилам поведения и технике безопасности на занятиях
Каждый обучающийся должен знать и соблюдать следующие правила поведения в бассейне:
-
Не бегать в помещении бассейна;
-
Внимательно слушать задание и выполнять его;
-
Входить в воду только по разрешению преподавателя;
-
Спускаться по лестнице спиной к воде;
-
Не стоять без движений в воде;
-
Не мешать друг другу, окунаться;
-
Не наталкиваться друг на друга;
-
Не кричать;
-
Не звать нарочно на помощь;
-
Не топить друг друга;
-
Проситься выйти по необходимости;
-
Выходить быстро по команде педагога.
Тема: Влияние физической культуры на организм человека (в начале занятия 3-5 минут)
Теория: Беседа о влиянии физической культуры на организм человека.
Фундамент физического здоровья закладывается в детстве. Занятие физической культурой и спортом положительно влияют на развитие и укрепление организма человека.
В результате систематических занятий плаванием совершенствуется сердечнососудистая и дыхательная системы, осуществляется коррекция нарушений осанки, лучше развиваются физические качества, осуществляется общее укрепление организма.
Раздел 2. Плавательная подготовка (34 часа)
Жизненно необходимые навыки плавания (21 час)
Тема: Ознакомления с плотностью и сопротивлением воды (3 часа)
Практика: Упражнения на ознакомления с плотностью и сопротивлением воды
Упражнения на освоение с водой и снятие чувства страха перед непривычной средой, упражнения на ознакомление со свойствами воды.
Тема: Погружения и открывание глаз в воде (5 часов)
Практика: Упражнения на погружения
Упражнения для снятия чувства страха, упражнения на погружения, упражнения на открывание глаз в воде.
Тема: Всплывание и лежание на воде (5 часов)
Практика: Упражнения на всплывание и лежание на воде
Упражнения у поручня, упражнения без опоры.
Тема: Выдохи в воду (3 часа)
Практика: Упражнения на выдохи в воду
Упражнения у поручня, упражнения без опоры.
Тема: Скольжение на груди (5 часов)
Практика: Упражнения на скольжение
Упражнения с опорой в движении, упражнения в движении без опоры.
Обучение облегченному способу плавания (13 часов)
Тема: Обучение технике движений ногами при плавании кролем (4 часа)
Практика: Выполнение упражнений для ног при плавании кролем
Упражнения для разучивания движений ногами у поручня, упражнения для разучивания движений ногами с опорой в движении и без неё.
Тема: Обучение технике движений руками при плавании кролем на груди (3 часа)
Практика: Выполнение упражнений для рук при плавании кролем на груди
Упражнения для разучивания движений руками у поручня, упражнения для разучивания движений руками с опорой в движении и без неё.
Тема: Координация движений при плавании облегченным способом (6 часов)
Практика: Упражнения на координацию движений
Упражнения на координацию с опорой, упражнения на координацию движений без опоры.
Раздел 3. Промежуточная и итоговая аттестация (1 час)
Тема: Промежуточная и итоговая аттестация
Практика: Тестирование.
Промежуточная аттестация проводиться в середине учебного года.
Промежуточная аттестация по темам пройденного теоретического материала проводиться в форме контрольного опроса.
Промежуточная аттестация по плавательной подготовке проводиться в форме: Тестирования.
Итоговая аттестация проводиться по истечению срока реализации программы.
Итоговая аттестация по темам пройденного теоретического материала проводиться в форме контрольного опроса.
Итоговая аттестация по плавательной подготовке проводиться в форме: Тестирования.
2.3 Условия реализации программы
Обучение плаванию детей дошкольного возраста по программе проходит в крытом бассейне (малая ванна), расположенном в здании МКУ ДО «Аквамарин», по адресу улица Титова – 2, г. Пласт.
Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительность занятий – 30 минут.
Решению поставленных задач способствуют следующие методы и формы работы.
Формы проведения занятий: обучающее занятие, закрепляющее занятие, беседа, игра, итоговое занятие, спортивное мероприятие.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Кадровое обеспечение
Инструктор по гигиене – ответственный за состояние здоровья обучающихся, при необходимости оказывает медицинскую помощь.
Педагог дополнительного образования - ответственный за проведение занятий, согласно образовательной программе. Несет ответственность за безопасность обучающихся на воде.
Матрос спасатель – ответственный за безопасность на воде (производит наблюдение за обучающимися в воде, находясь в помещении бассейна), оказывает помощь в подготовке плавательного инвентаря. Следит за дисциплиной в душевой комнате перед началом и по окончании занятий.
Организационно-педагогические основы деятельности
Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
К занятиям по плаванию допускаются дети без противопоказаний по состоянию здоровья, при наличии медицинской справки. Количество детей в группе не должно превышать 12 человек.
Для достижения ожидаемого результата в учреждении МКУ ДО «Аквамарин» создаются все условия для реализации программ дополнительного образования. Наличие бассейна (малая ванна), необходимого спортивного инвентаря и оборудования.
Малая ванна имеет размер: длина - 10 метров, ширина - 6 метров, минимальная глубина - 0,9 метров, максимальная глубина - 1,1 метра.
Материально-техническое обеспечение программы
Инвентарь и оборудование для обеспечения безопасности и страховки обучающихся во время занятий в бассейне: Спасательные круги, нарукавники, поплавки, разделительная дорожка, длинный шест, нудлсы.
Пособия предназначенные для наиболее эффективной организации занятий в бассейне: Плавательные доски, резиновые, пластмассовые, тонущие игрушки, шайбы, обручи, мячи разного размера.
2.4 Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, аналитический материал (диагностика знаний), методические разработки (тестирование).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: Открытый урок, спортивное мероприятие, фото.
Промежуточная аттестация проводиться в середине учебного года.
Промежуточная аттестация по темам пройденного теоретического материала проводиться в форме контрольного опроса.
Промежуточная аттестация по плавательной подготовке проводиться в форме: Тестирования.
Итоговая аттестация проводиться по истечению срока реализации программы.
Итоговая аттестация по темам пройденного теоретического материала проводиться в форме контрольного опроса.
Итоговая аттестация по плавательной подготовке проводиться в форме: Тестирования.
Результаты промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в форме протокола.
2.5 Оценочные материалы
В качестве методов диагностики результатов теоретической подготовки используется контрольный опрос по пройденным темам, по общей физической и плавательной подготовке - тестирование. В течение года применяется метод наблюдения.
Теоретическая подготовка
Контрольный опрос
№ |
Ф.И. |
Теоретический материал |
|
|
|
Промежуточная аттестация |
Итоговая аттестация |
«+» владеет знаниями теоретического материала
«-» не владеет знаниями теоретического материала
Плавательная подготовка
Тестирование
Ф.И. ребенка |
Гигиенические процедуры |
Дыхание |
Скольжение на груди |
Участие в играх |
Плавание кролем |
|||||
Промежуточная аттестация |
Итоговая аттестация |
Промежуточная аттестация |
Итоговая аттестация |
Промежуточная аттестация |
Итоговая аттестация |
Промежуточная аттестация |
Итоговая аттестация |
Промежуточная аттестация |
Итоговая аттестация |
Критерии оценивания - оптимальный, допустимый, недопустимый
Оптимальный уровень (4-5 баллов) - упражнение выполняется уверенно, с соблюдением основных требований к технике данного упражнения
Допустимый уровень (3 балла) - упражнение выполняется уверенно, но есть незначительные ошибки в выполнении данного упражнения
Недопустимый уровень (1-2 баллов) – упражнение не выполняется, либо выполняется неуверенно, есть грубые ошибки в выполнении данного упражнения
2.6 Методические материалы
№ п/п |
Раздел |
Форма занятия |
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса |
Методический и дидактический материал |
Техническое оснащение занятий |
I |
Теоретическая подготовка
|
Инструктаж Беседа |
Вербальный Наглядный Объяснительно-илюстративный
|
Плакаты Иллюстрации Методическая разработка Н.Михайловой |
Мультимедийный проектор |
II |
Плавательная подготовка |
Занятие Урок Игра |
Вербальный Наглядный
|
«Обучение плаванию в детском саду» Т.И.Осокиной
|
Спасательные круги Нарукавники Обручи Плавательные доски Поплавки Нудлсы
|
2.7 Список литературы
Список литературы для педагогов
-
Буйвола Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ // Молодой ученый — №15. С. 567-572. 2018г.— URL https://moluch.ru/archive/95/21459/
-
Булгакова Н.Ж. Плавание / М: Физкультура и спорт , 2017г.
-
Белиц-Гейман С.В. Плавание/ М: Просвещение, 2014г.
-
Обучение плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателей детского сада / Осокина Т.И. и др. - М.: Просвещение, 1991г.
-
Карпенко Е.Н. «Плавание: игровой метод обучения» / Москва, 2018г.
-
Методическая разработка Н. Михайловой 18.03.2018г. [Электронный ресурс] https://anatomiya-zdoroviya.ru/zdorove-tela/dvigatelnaya-aktivnost/dejstviya-po-okazaniyu-pomoshhi-utopayushhemu.html
-
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ [Электронный ресурс] .— URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/
Список литературы для обучающихся
1. Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. М: Физкультура и спорт, 2018г.
2. Велитченко В.К. Как научиться плавать /М.:Терра-Спорт, 2015г.
3. Коротков Н.М. «Подвижные игры» / Москва, «Знание», 2016г.
Список литературы для родителей
1.Булгакова Н. Ж. Познакомьтесь – плавание /М.: ООО «Издательство АСТ», 2017г.
2. Мухортова Е.Ю. Обучение плаванию малышей /Москва «Физкультура и спорт» - 2017г.
3. Карпенко Е.Н. «Плавание: игровой метод обучения» / Москва, 2018г.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей