Полезные ископаемые (уголь). Залежи каменного угля в Кузбассе
Познавательные:анализировать и обобщать, сравнивать, делать выводы; подводить под понятие;строить рассуждения;находить необходимую информацию по заданной теме;строить речевое высказывание;уметь обобщать текстовую информацию;анализировать учебный материал. Личностные:уметь слушать других;применять правила поведения в процессе учебной деятельности; уважать иное мнение.
Коммуникативные:уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;аргументировать свою точку зрения; сотрудничать в группе;
умение договариваться в совместной деятельности;уметь с достаточной полнотой и точностью выражать мнение группы
Регулятивные:определять и формулировать тему урока;работать по инструкции; оценивать результаты своей деятельности;планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей;умение оценивать учебные действия; осуществлять учебное действие; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование: «Окружающий мир» 3класс, авт. Плешаков А.А.,слайдовая презентация,карта Кемеровской области, физическая карта России, карта г. Полысаево, индивидуальные копии карт г. Полысаево, образцы каменного угля, ящик с углем, молоточек, образцы угля с отпечатками растений, рисунки с изображением улыбающегося и хмурого шахтеров, компьютер, медиапроектор, магнитофон.
Ход урока.
Этап урока | Содержание | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Результат (УУД) | ||||
Оргмомент. | — Здравствуйте, ребята. Новый день приносит новые знания. Если вы согласны с моим утверждением, улыбнитесь мне и друг другу. |
Настраивает на работу. |
Слушают и выполняют действия. |
Личностные:уметь слушать. | ||||
I. Актуализация знаний. Мотивация на работу. |
— Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, что лежит в этом ящике. Звучит магнитофонная запись. Слайд 2. «Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придется находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в веселый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жилье, привожу в движенье машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров». — Что же лежит в этом ящике? — Как вы думаете, какая тема урока? |
Предлагает отгадать, что лежит в черном ящике… | Слушают. Отвечают. |
Личностные:уметь слушать других;применять правила поведения в процессе учебной деятельности.Регулятивные: определять и формулировать тему урока. | ||||
Изучение нового материала. |
— Рассмотрите уголь и дайте ему характеристику. Слайд 3. — Какие основные характеристики угля вы определили? — Почему уголь горит? — Деревья поглощают солнечную энергию, затем отмирают, оказавшись в почве затвердевают и каменеют. Так образуется уголь. Когда он горит – выделяется солнечная энергия. — Каменный уголь – остатки очень больших растений, которые росли на земле очень давно, когда людей еще не было, а жили огромные животные – динозавры. Остатки растений накопили солнечную энергию, которая выделяется при горении. Ученик: «Листик солнца луч поймал, Удержал, упаковал, И отправил в кладовую, Необычную, живую. Долго лучики хранились Вот и людям пригодились». — Как по-другому можно назвать каменный уголь? — Люди узнали, что уголь горит приблизительно 250 лет назад. Но многие не знали, как его применять. Поэтому в Америке для рекламы жгли уголь в кострах на улице, а в некоторых городах углем устилали мостовые. Теперь без угля не обойтись. — Посмотрите фрагмент фильма об угле. Слайд 4 или просмотр видеофильма. Переход по ссылке: «Полезные ископаемые. Добыча каменного угля» http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/22 — Как вы думаете, где применяют уголь или угольную смолу? — Давайте прочитаем текст в учебнике. — Что же можно изготовить из каменного угля? – Чтобы изготовить эти предметы, нужно большое количество угля. — Как вы думаете, изменяется ли запас угля в недрах Земли? — В какую же группу можно отнести каменный уголь? IV. Слайд 5.
— А к какой группе относится солнечная энергия? V. Работа с картой полезных ископаемых России. VI. Слайд 6. — Найдите по карте России, где добывают каменный уголь? — Месторождения полезных ископаемых, в частности угля, истощаются. — Ведь камень не растет вновь, как растение, и раз использованный камень не рождается на наших глазах. Подсчеты геологов и минерологов показывают, что угля на всей Земле хватит при современной добыче лет на 70. Человечество останется без природных богатств, если будет по-прежнему расхищать природу. -Чем можно заменить каменный уголь? VII. Работа по карте Кемеровской области. — Очень богата углем Кемеровская область, где мы с вами живем. — Как по-другому называют Кемеровскую область? — А кто знает, как расшифровывается «Кузбасс»? — Кузнецкий уголь был открыт тобольским казачьим сыном Михайлом Волковым в 1720 году близ Верхотомского острога. С этого открытия и начинается история угольного Кузбасса. Кузбассовцы не забыли о Михайле Волкове. Его именем названы один из угольных пластов Кемеровского рудника, улица Рудничного района г. Кемерово, одна из площадей г. Кемерово. На этой площади стоит памятник первооткрывателю Кузнецкого угля. — Найдите по карте Кемеровской области города, где добывают каменный уголь. Задание 1 бригаде: «В каких городах на севере области добывают уголь?» Задание 2 бригаде: «В каких городах на востоке центральной части Кемеровской области добывают уголь?» Задание 3 бригаде: «В каких городах на юге области добывают уголь?» Задание 4 бригаде: «В каких городах на западе центральной части Кемеровской области добывают уголь?» VIII. – Проверим, как вы выполнили задание. IX. – Оцените ответы бригадиров. X. XI. Работа по карте г. Полысаево. Слайд 7. — Посмотрите на карту г. Полысаево. — Какие шахты расположены в черте города? XII. XIII. Дифференцированная работа. 1 группаработает самостоятельно. (Карты разделены на квадраты. Задание на доске.) 3 квадрата - на север 3 квадрата – на северо-запад 4 квадрата – на восток 2 квадрата – на северо-восток 6 квадратов – на запад 2 группаработает с учителем. — В каком направлении от города находится: а) ш. «Октябрьская» б) ш. «Заречная» в) ш. «Сибирская» г) ш. «Алексиевская» г) ОАО «Разрез Моховский» д) ш. «Полысаевская» — К какой шахте мы пришли? — Оцените свою работу на рабочих листах. |
Дает практическое задание. Организует беседу об угле. Показывает образцы окаменевших деревьев и угля с отпечатками растений. Организует просмотр фильма. Организует работу по учебнику. Организует работу по карте России. Организует беседу. Организует работу по карте Кемеровской области. Организует работу по карте г. Полысаево. Организует дифференцирован ную работу. | Отвечают. Черного цвета, блестит, твердый, хрупкий, тяжелее воды, горит. Отвечают. Слушают. Рассказывает подготовленный ученик. Солнечным камнем. Слушают. Смотрят фильм. Отвечают. Отвечают на вопросы. Уголь - невозобновляемые природные ресурсы. Неисчерпаемые природные ресурсы. Работают по карте. Солнечной энергией. Кузбасс. Кузнецкий угольный бассейн. Слушают. Работают 4 бригады по четырем картам. После проведенной работы бригадиры отчитываются. Оценивают ответы бригадиров. Отвечают и показывают. Учащиеся 1 группы, используя знания сторон горизонта, от заданной точки двигаются в заданном направлении. Учащиеся 2 группы, ориентируясь по карте, повторяют направления сторон горизонта. ОАО «ш. Полысаевская». Оценивают свою работу. |
Познавательные:сравнивать, делать выводы; подводить под понятие;строить рассуждения;находить необходимую информацию по заданной теме;уметь обобщать текстовую информацию;анализировать учебный материал. Личностные:уметь слушать других;применять правила поведения в процессе учебной деятельности; уважать иное мнение. Коммуникативные:уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;аргументировать свою точку зрения; сотрудничать в группе; умение договариваться в совместной деятельности;уметь с достаточной полнотой и точностью выражать мнение группы. Регулятивные:работать по инструкции; оценивать результаты своей деятельности;планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей;умение оценивать учебные действия; осуществлять учебное действие. | ||||
Физминутка. |
XIV. Музыка релакс. Слайд 8. Вот полянка, а вокруг Липы выстроились в круг Липы кронами шумят, Ветры в их листве гудят Вниз верхушки пригибают И качают их, качают | | Разводят руки в стороны. Руки поднимают вверх и покачивают ими из стороны в сторону. Наклоняются вперед, покачивают туловищем из стороны в сторону. | | ||||
Закрепление изученного. |
XV. Работа с использованием материалов экскурсии на шахту «Полысаевская». — Мы с вами были на экскурсии на шахту «Полысаевская», но в шахту нас не пустили, т.к. это запрещается инструкцией. — А кто из вас хочет побывать в шахте? — Давайте совершим заочное путешествие в шахту. XVI. Рассказ ученика с использованием таблицы «Разрез шахты». Слайд 9. «Под вышкой глубокий и широкий колодец. По колодцу вверх – вниз снует лифт. Он везет шахтеров на работу и с работы. Всего за минуту кабина опускается на глубину нескольких сотен метров. Приехали — и вперед по подземному проспекту. Он называется — штрек. От «угольного проспекта» отходят в сторону «угольные переулки» — лавы. В переулках тоже светло, но трамвайчики там не ходят. Вместо них для угля дорожки – самокатки. Идешь вдоль по лаве, вдруг – стоп! – тупик! На пути встала сплошная угольная стена. Это забой. Здесь шахтеры из черной стены вырубают уголь комбайном. Уголь черным потоком мчится по самоходным дорожкам в обратную сторону, к «подземному проспекту», к «трамвайной остановке» Тут он делает пересадку: на ходу с дорожки в вагонетки, — и едет до самого лифта. А в лифте поднимается на-гора». — Ребята, отгадайте загадку: «Какой из комбайнов никогда не видит солнышка?» — Из шахты в лифте поднимаются минералы угля. Эти минералы часто спаяны с минералами пустых пород или с минералами рудных образований. Необходимо отделить их друг от друга. Такой процесс разделения минералов выполняют на специальных обогатительных фабриках, расположенных поблизости от шахты. Мы с вами побывали на обогатительной фабрике шахты «Полысаевская». — Давайте вспомним: — С чего начинается разделение угля от минералов других пород? Слайд 10. — А где еще кроме шахт добывают уголь? — Что общего между шахтой и разрезом? — Чем они отличаются? Слайд 11. Словарная работа. — Разрезы должны проводить рекультивацию, т.е. восстанавливать почву. — Что вы можете предложить для восстановления почв? Слайд 12. — Прочитайте слова А.М.Горького: «Человек должен устраивать свою землю так, как он привык устраивать свой дом, свое жилье» | Организует заочное путешествие в шахту. Предлагает отгадать загадку. Знакомит с новым словом. Предлагает прочитать слова. | Выступает подготовленный ученик, остальные слушают. Угольный комбайн. Отвечают: 1 – отмывка угля водой и магнетитом; 2 – просеивание; 3 – обогащение; 4 – отгрузка. На угольных разрезах. Отвечают. При добыче угля открытым способом видоизменяется окружающая природа. Предлагают свои способы. Читают. |
Познавательные:анализировать и обобщать, сравнивать, делать выводы; подводить под понятие;строить рассуждения;уметь обобщать информацию. Личностные:уметь слушать других;применять правила поведения в процессе учебной деятельности; уважать иное мнение. Коммуникативные:уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;аргументировать свою точку зрения. Регулятивные: планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять учебное действие. | ||||
XVII. Обобщение. |
Слайд 13. — Давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо» — Чем хорош уголь? — Чем плох уголь? |
Организует игру. |
Отвечают: а) топливо; б) электричество; в) лекарства; г) краски; д) искусственные ткани; ж) бензин; т.д. а) разрушается почва; б) не возобновляется; в) копоть; г) сажа; д) загрязняет атмосферу; т.д. |
Познавательные:анализировать и обобщать, сравнивать, делать выводы. | ||||
XVIII. Рефлексия. | — У вас у каждого на столе 2 шахтера (один – улыбается, а другой – хмурится). — Выберите и покажите того, чье эмоциональное состояние вы испытали на уроке. |
Организует рефлексию. |
Показывают шахтера в соответствии с эмоциональным состоянием. |
Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | ||||
Домашнее задание. | 1. Найти загадки про уголь. 2. Нарисовать схему, как используется каменный уголь. | | | |
Литература. 1. 1. Дитрих А, Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка [Текст] / А.Дитрих, Г.Юрмин, Р Кошуоникова; – Алма- ата; Главная редакция Казак энциклопедиясы, 1993. – 368 с.; илл.
2. 2. Алексеев С.П. Что такое? Кто такой? [Текст] / С.П.Алексеев; — М.; Педагогика – Пресс, 1995. – 335 с.
3. 3. Маркушевич А.И… Детская энциклопедия [Текст] / А.И.Маркушевич; — М.; Педагогика, 1971. – 447 с.
14 слайдов;
-
Microsoft Office PowerPoint 2007 ;
-
Презентация способствует зрительному восприятию материала урока ;
-
рекомендации в свободной форме (при необходимости):
-
1 слайд - титульный;
-
2 слайд – слова, которые звучат в записи;
-
3 слайд – фото угля со словами, характеризующими его свойства;
-
4 слайд – вставка фильма;
-
5 слайд – классификация природных ресурсов;
-
6 слайд – карта полезных ископаемых России;
-
7 слайд – карта г. Полысаево;
-
8 слайд – физминутка со вставленной музыкой-релакс;
-
9 слайд – шахта в разрезе;
-
10 слайд – фото угольного разреза;
-
11 слайд – словарная работа со словом «рекультивация»;
-
12 слайд – слова М. Горького;
-
13 слайд – игра «Хорошо – плохо»;
-
14 слайд – используемые ресурсы.
-
Ганжала Любовь Александровна
Высшая квалификационная категория
Г. Полысаево, Кемеровская область
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 44»
Окружающий мир
«Окружающий мир», автор Плешаков А.А.
Тема: «Полезные ископаемые (уголь). Залежи каменного угля в Кузбассе».
3 класс
45 минут
Коммуникационные информационные технологии
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе
Учитель Ганжала Л.А.
Тема: Полезные ископаемые (уголь).
Залежи каменного угля в Кузбассе.
Цель: Формирование у детей представления об угле, его добыче и применении.
Задачи: 1. Дать представление об угле, как полезном ископаемом на основе
практической работы.
2. Выявить места добычи каменного угля в Кузбассе.
3. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
4. Познакомить с применением угля и его отходов в различных отраслях народного хозяйства.
УУД
Познавательные: анализировать и обобщать, сравнивать, делать выводы; подводить под понятие; строить рассуждения; находить необходимую информацию по заданной теме; строить речевое высказывание; уметь обобщать текстовую информацию; анализировать учебный материал.
Личностные: уметь слушать других; применять правила поведения в процессе учебной деятельности; уважать иное мнение.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; аргументировать свою точку зрения; сотрудничать в группе; умение договариваться в совместной деятельности; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать мнение группы
Регулятивные: определять и формулировать тему урока; работать по инструкции; оценивать результаты своей деятельности; планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать учебные действия; осуществлять учебное действие; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование: «Окружающий мир» 3 класс, авт. Плешаков А.А.,слайдовая презентация, карта Кемеровской области, физическая карта России, карта г. Полысаево, индивидуальные копии карт г. Полысаево, образцы каменного угля, ящик с углем, молоточек, образцы угля с отпечатками растений, рисунки с изображением улыбающегося и хмурого шахтеров, компьютер, медиапроектор, магнитофон.
Ход урока.
Этап урока |
Содержание |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Результат (УУД) |
Оргмомент. |
- Здравствуйте, ребята. Новый день приносит новые знания. Если вы согласны с моим утверждением, улыбнитесь мне и друг другу. |
Настраивает на работу. |
Слушают и выполняют действия. |
Личностные: уметь слушать. |
|
- Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, что лежит в этом ящике. Звучит магнитофонная запись. Слайд 2. «Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придется находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в веселый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жилье, привожу в движенье машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров». - Что же лежит в этом ящике? - Как вы думаете, какая тема урока? |
Предлагает отгадать, что лежит в черном ящике.. |
Слушают. Отвечают. |
Личностные: уметь слушать других; применять правила поведения в процессе учебной деятельности. Регулятивные: определять и формулировать тему урока. |
Изучение нового материала. |
- Рассмотрите уголь и дайте ему характеристику. Слайд 3. - Какие основные характеристики угля вы определили? - Почему уголь горит? - Деревья поглощают солнечную энергию, затем отмирают, оказавшись в почве затвердевают и каменеют. Так образуется уголь. Когда он горит – выделяется солнечная энергия. - Каменный уголь – остатки очень больших растений, которые росли на земле очень давно, когда людей еще не было, а жили огромные животные – динозавры. Остатки растений накопили солнечную энергию, которая выделяется при горении. Ученик: «Листик солнца луч поймал, Удержал, упаковал, И отправил в кладовую, Необычную, живую. Долго лучики хранились Вот и людям пригодились». - Как по-другому можно назвать каменный уголь? - Люди узнали, что уголь горит приблизительно 250 лет назад. Но многие не знали, как его применять. Поэтому в Америке для рекламы жгли уголь в кострах на улице, а в некоторых городах углем устилали мостовые. Теперь без угля не обойтись. - Посмотрите фрагмент фильма об угле. Слайд 4 или просмотр видеофильма. Переход по ссылке: «Полезные ископаемые. Добыча каменного угля» http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/22
- Как вы думаете, где применяют уголь или угольную смолу? - Давайте прочитаем текст в учебнике. - Что же можно изготовить из каменного угля?
– Чтобы изготовить эти предметы, нужно большое количество угля. - Как вы думаете, изменяется ли запас угля в недрах Земли?
- В какую же группу можно отнести каменный уголь?
Природные
ресурсы
невозобновляемые
ееее неисчерпаемые возобновляемые
- А к какой группе относится солнечная энергия?
- Найдите по карте России, где добывают каменный уголь? - Месторождения полезных ископаемых, в частности угля, истощаются. - Ведь камень не растет вновь, как растение, и раз использованный камень не рождается на наших глазах. Подсчеты геологов и минерологов показывают, что угля на всей Земле хватит при современной добыче лет на 70. Человечество останется без природных богатств, если будет по-прежнему расхищать природу. -Чем можно заменить каменный уголь?
- Очень богата углем Кемеровская область, где мы с вами живем. - Как по-другому называют Кемеровскую область? - А кто знает, как расшифровывается «Кузбасс»?
- Кузнецкий уголь был открыт тобольским казачьим сыном Михайлом Волковым в 1720 году близ Верхотомского острога. С этого открытия и начинается история угольного Кузбасса. Кузбассовцы не забыли о Михайле Волкове. Его именем названы один из угольных пластов Кемеровского рудника, улица Рудничного района г. Кемерово, одна из площадей г. Кемерово. На этой площади стоит памятник первооткрывателю Кузнецкого угля. - Найдите по карте Кемеровской области города, где добывают каменный уголь. Задание 1 бригаде: «В каких городах на севере области добывают уголь?» Задание 2 бригаде: «В каких городах на востоке центральной части Кемеровской области добывают уголь?» Задание 3 бригаде: «В каких городах на юге области добывают уголь?» Задание 4 бригаде: «В каких городах на западе центральной части Кемеровской области добывают уголь?»
- Посмотрите на карту г. Полысаево. - Какие шахты расположены в черте города?
1 группа работает самостоятельно. (Карты разделены на квадраты. Задание на доске.) 3 квадрата - на север 3 квадрата – на северо-запад 4 квадрата – на восток 2 квадрата – на северо-восток 6 квадратов – на запад 2 группа работает с учителем. - В каком направлении от города находится: а) ш. «Октябрьская» б) ш. «Заречная» в) ш. «Сибирская» г) ш. «Алексиевская» г) ОАО «Разрез Моховский» д) ш. «Полысаевская»
- К какой шахте мы пришли? - Оцените свою работу на рабочих листах. |
Дает практическое задание. Организует беседу об угле. Показывает образцы окаменевших деревьев и угля с отпечатками растений. Организует просмотр фильма. Организует работу по учебнику. Организует работу по карте России. Организует беседу. Организует работу по карте Кемеровской области. Организует работу по карте г. Полысаево. Организует дифференцирован ную работу. |
Отвечают. Черного цвета, блестит, твердый, хрупкий, тяжелее воды, горит. Отвечают. Слушают. Рассказывает подготовленный ученик. Солнечным камнем. Слушают. Смотрят фильм. Отвечают. Отвечают на вопросы.
Уголь - невозобновляемые природные ресурсы. Неисчерпаемые природные ресурсы. Работают по карте. Солнечной энергией. Кузбасс. Кузнецкий угольный бассейн. Слушают. Работают 4 бригады по четырем картам. После проведенной работы бригадиры отчитываются. Оценивают ответы бригадиров. Отвечают и показывают. Учащиеся 1 группы, используя знания сторон горизонта, от заданной точки двигаются в заданном направлении. Учащиеся 2 группы, ориентируясь по карте, повторяют направления сторон горизонта. ОАО «ш. Полысаевская». Оценивают свою работу. |
Познавательные: сравнивать, делать выводы; подводить под понятие; строить рассуждения; находить необходимую информацию по заданной теме; уметь обобщать текстовую информацию; анализировать учебный материал. Личностные: уметь слушать других; применять правила поведения в процессе учебной деятельности; уважать иное мнение. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; аргументировать свою точку зрения; сотрудничать в группе; умение договариваться в совместной деятельности; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать мнение группы. Регулятивные: работать по инструкции; оценивать результаты своей деятельности; планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать учебные действия; осуществлять учебное действие. |
Физминутка. |
Вот полянка, а вокруг Липы выстроились в круг Липы кронами шумят, Ветры в их листве гудят Вниз верхушки пригибают И качают их, качают |
|
Разводят руки в стороны. Руки поднимают вверх и покачивают ими из стороны в сторону. Наклоняются вперед, покачивают туловищем из стороны в сторону. |
|
Закрепление изученного. |
- Мы с вами были на экскурсии на шахту «Полысаевская», но в шахту нас не пустили, т.к. это запрещается инструкцией. - А кто из вас хочет побывать в шахте? - Давайте совершим заочное путешествие в шахту.
«Под вышкой глубокий и широкий колодец. По колодцу вверх – вниз снует лифт. Он везет шахтеров на работу и с работы. Всего за минуту кабина опускается на глубину нескольких сотен метров. Приехали - и вперед по подземному проспекту. Он называется - штрек. От «угольного проспекта» отходят в сторону «угольные переулки» - лавы. В переулках тоже светло, но трамвайчики там не ходят. Вместо них для угля дорожки – самокатки. Идешь вдоль по лаве, вдруг – стоп! – тупик! На пути встала сплошная угольная стена. Это забой. Здесь шахтеры из черной стены вырубают уголь комбайном. Уголь черным потоком мчится по самоходным дорожкам в обратную сторону, к «подземному проспекту», к «трамвайной остановке» Тут он делает пересадку: на ходу с дорожки в вагонетки, - и едет до самого лифта. А в лифте поднимается на-гора». - Ребята, отгадайте загадку: «Какой из комбайнов никогда не видит солнышка?»
- Из шахты в лифте поднимаются минералы угля. Эти минералы часто спаяны с минералами пустых пород или с минералами рудных образований. Необходимо отделить их друг от друга. Такой процесс разделения минералов выполняют на специальных обогатительных фабриках, расположенных поблизости от шахты. Мы с вами побывали на обогатительной фабрике шахты «Полысаевская». - Давайте вспомним: - С чего начинается разделение угля от минералов других пород?
Слайд 10. - А где еще кроме шахт добывают уголь?
- Что общего между шахтой и разрезом? - Чем они отличаются?
Слайд 11. Словарная работа. - Разрезы должны проводить рекультивацию, т.е. восстанавливать почву. - Что вы можете предложить для восстановления почв?
Слайд 12. - Прочитайте слова А.М.Горького: «Человек должен устраивать свою землю так, как он привык устраивать свой дом, свое жилье» |
Организует заочное путешествие в шахту. Предлагает отгадать загадку. Знакомит с новым словом. Предлагает прочитать слова. |
Выступает подготовленный ученик, остальные слушают. Угольный комбайн. Отвечают: 1 – отмывка угля водой и магнетитом; 2 – просеивание; 3 – обогащение; 4 – отгрузка. На угольных разрезах. Отвечают. При добыче угля открытым способом видоизменяется окружающая природа. Предлагают свои способы. Читают. |
Познавательные: анализировать и обобщать, сравнивать, делать выводы; подводить под понятие; строить рассуждения; уметь обобщать информацию. Личностные: уметь слушать других; применять правила поведения в процессе учебной деятельности; уважать иное мнение. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; аргументировать свою точку зрения. Регулятивные: планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять учебное действие. |
|
Слайд 13. - Давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо» - Чем хорош уголь?
- Чем плох уголь? |
Организует игру. |
Отвечают: а) топливо; б) электричество; в) лекарства; г) краски; д) искусственные ткани; ж) бензин; т.д.
а) разрушается почва; б) не возобновляется; в) копоть; г) сажа; д) загрязняет атмосферу; т.д. |
Познавательные: анализировать и обобщать, сравнивать, делать выводы. |
|
- У вас у каждого на столе 2 шахтера (один – улыбается, а другой – хмурится). - Выберите и покажите того, чье эмоциональное состояние вы испытали на уроке. |
Организует рефлексию. |
Показывают шахтера в соответствии с эмоциональным состоянием. |
Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Домашнее задание. |
|
|
|
|
Литература.
-
1. Дитрих А, Юрмин Г.,Кошурникова Р. Почемучка [Текст] / А.Дитрих, Г.Юрмин, Р Кошуоникова; – Алма- ата; Главная редакция Казак энциклопедиясы , 1993. – 368 с.; илл.
-
2. Алексеев С.П. Что такое? Кто такой? [Текст] / С.П.Алексеев; - М.; Педагогика – Пресс, 1995. – 335 с.
-
3. Маркушевич А.И.. Детская энциклопедия [Текст] / А.И.Маркушевич; - М.; Педагогика, 1971. – 447 с.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО