Рабочая программа по литературному чтению для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (надомное обучение)
Программа рассчитана на 68 ч в год, 2 ч – в неделю.
В том числе: развитие речи – 10 ч, внеклассное чтение – 3 ч
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»
Принято городским методическим объединением учителей начальных классов Протокол № от августа 2013г. |
Утверждаю Директор МБОУ школы№12 В.М. Егорова Приказ № от августа 2013г. |
Рабочая программа
по литературному чтению
для 5 класса
специального (коррекционного) образования VIII вида
(надомное обучение)
на 2013- 2014учебный год.
Рабочая программа составлена на основе программы
Авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Под редакцией В.В.Воронковой
Составитель: Федоровская Т.А. учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Чтение» в 5 классе СКОУ VIII вида составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы
Программа рассчитана на 68 ч в год, 2 ч – в неделю.
В том числе: развитие речи – 10 ч, внеклассное чтение – 3 ч
На уроках чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. А так как рекомендуемые произведения разножанровые, то при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Учебник:
З.Ф. Малышева. Чтение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: М., «Просвещение», 2012
В начале учебного года учащиеся умеют и знают:
I уровень:
- правильно и осознанно читать;
- владеют навыками беглого чтения, целыми словами;
- с помощью учителя умеют выделять главного героя и главную мысль текста;
- отвечать на несложные вопросы по тексту, и на сложные с помощью учителя;
- давать характеристику главному герою;
- заучивать стихотворения.
II уровень:
- читать правильно вслух целыми словами или по слогам;
- с помощью учителя давать характеристику главному герою;
- с помощью наводящих вопросов пересказывать текст;
- с помощью наглядности способны передать свои мысли;
- заучивать несложные стихотворения.
III уровень:
- читать вслух по слогам;
- с помощью учителя и наводящих вопросов понимают смысл произведения;
- с помощью учителя отвечают на вопросы.
IV уровень:
- читают вслух по слогам или по буквам;
- с помощью учителя понимают основной смысл произведения;
- с помощью учителя отвечают на легкие вопросы;
В конце учебного года учащиеся должны уметь:
- правильно и осознанно читать вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения;
- обучится навыками беглого и выразительного чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям);
- выделять с помощью учителя главную мысль художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц;
- находить в тексте непонятные слова и выражения, пользоваться словарем;
- делить текст на части с помощью учителя, озаглавливать каждую часть и составлять с помощью учителя плана;
- пересказывать по плану, используя слова и обороты из текста;
- самостоятельно читать несложные рассказы с выполнением различных заданий учителя;
- различать тему и идею произведения;
- заучивать наизусть стихотворения.
На I уровне учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух;
- читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно;
- знать наизусть 6-8 стихотворений.
На II уровне учащиеся должны уметь:
- правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях – по слогам;
- находить, читая про себя, отрывки проанализированного текста, связанные с определенными событиями;
- отвечать на вопросы по предметному содержанию текста с помощью учителя;
- заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом учебных возможностей учащегося);
На III уровне учащиеся должны уметь:
- читать текст по слогам;
- отвечать на вопросы по тексту;
- заучивать мини-стихи наизусть;
На IV уровне:
- читать текст вслух по слогам или по буквам;
- с помощью учителя и наводящих вопросов понимать основной смысл текста;
- с помощью учителя и наводящих вопросов отвечать на легкие вопросы.
Внеклассное чтение в коррекционной школе в 5 классе носит рекомендательный характер. Проводится с постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы. Творческие работы по освоению литературных текстов должны проводиться коллективно.
Тематика произведений
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом
нашего народа, о его героизме в труде и
ратных подвигах; о политических событиях
и жизни страны; о труде людей, их отношении
к Родине, друг к другу; о родной природе
и бережном к ней отношении о жизни
животных.
Навыки чтения
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения; темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя; найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Формирование читательской самостоятельности
школьников. Выбор в школьной библиотеке
детской книги на указанную учителем
тему, чтение статей из детских газет,
журналов. Беседы о прочитанном, чтение
и пересказ интересных отрывков.
Изучаемые произведения. Устное народное творчество
Считалки, заклички – приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки.
Народные сказки: «Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко», «Два Мороза», «Три дочери».
Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях»,
Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».
Картины родной природы
Русские писатели о природе: Г. Скребицкий «Июнь», «Сентябрь», «Добро пожаловать», «Декабрь», «Всяк по – своему», «Март», «От первых проталин до первой грозы», А. Платонов «Июльская гроза», И. Соколов – Микитов «Золотая осень», «Весна», В. Астафьев «Осенние грусти», А. Толстой «Весенние ручьи».
Стихи русских поэтов о природе: И. Суриков
«Ярко светит солнце…», А. Прокофьев
«Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится
лето к закату…», К. Бальмонт «Первый
снег», «К зиме», Ф. Тютчев «Чародейкою
Зимою…», С. Есенин «Поёт зима – аукает…»,
«Берёза», «Черемуха», А. Пушкин «Зимняя
дорога», «Гонимы вешними лучами…», А.
Толстой «Вот уж снег последний в поле
тает…», А. Блок «Ворона», Е. Серова
«Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь
в лесу зеленом..», Я. Аким «Весна, весною,
о весне».
О друзьях – товарищах
Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася», Н.
Носов «Витя Малеев в школе и дома»
(отрывок из повести), В. Медведев
«Фосфорический мальчик», Л. Воронкова
«Дорогой подарок», Я. Аким «Твой друг».
Спешите делать добрые дела
Н. Хмелик «Будущий олимпиец», О. Бондарчук
«Слепой домик», В. Осеева «Бабка», А.
Платонов «Сухой Хлеб», В. Распутин
«Люся», В. Брюсов «Труд», Р. Рождественский
«Огромное небо».
О животных
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка»
(отрывок из повести «Детство Тёмы»), А.
Толстой «Желтухин» (отрывок из повести
«Детство Никиты), К. Паустовский «Кот
Ворюга», Б. Житков «Про обезьянку», Э.
Асадов «Дачники», Ф. Абрамов «Из рассказов
Алены Даниловны», С. Михалков «Будь
человеком».
Из прошлого нашего народа
О. Тихомиров «На поле Куликовом», С.
Алексеев «Рассказы о войне 1812 года», Н.
Некрасов «И снится ей жаркое лето…»
(отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»),
А. Куприн «Белый пудель» (отрывки), Л.
Жариков «Снега, поднимитесь метелью…»,
Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного
Солдата».
Из произведений зарубежных писателей
В. Гюго «Гаврош» (отрывки), М. Твен
«Приключения Тома Сойера»(отрывок), С.
Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса
с дикими гусями» (отрывки), Г.Х. Андерсен
«Русалочка» (отрывок).
Произведения для внеклассного чтения
П. Бажов «Серебряное копытце», Б. Житков
«На льдине», М. Пришвин «Лисичкин хлеб»,
К. Паустовский «Заячьи лапы» (сборник
рассказов), А. Куприн «Белый пудель
(последняя глава), Б. Полевой «Сын полка»,
В. Осеева «Волшебное слово», А. Гайдар
Чук и Гек».
Произведения для заучивания наизусть
И. Сурков «Ярко солнце светит…», А.
Прокофьев «Березка», К. Бальмонт «Осень»,
И.Бунин «Первый снег», Ф. Тютчев «Зима»,
С. Есенин «Берёза», А. Пушкин «Зимняя
дорога», Е. Серова «Подснежник».
Тематическое планирование (68 ч)
№ п/п |
Тематика |
Кол-во часов |
Заучивание наизусть |
Внеклассное чтение |
I. |
Устное народное творчество |
3 |
|
|
|
Считалки, заклички, потешки, загадки, пословицы |
3 |
|
|
II. |
Сказки |
8 |
|
|
1. |
Народные сказки |
5 |
|
|
2. |
Авторские сказки |
3 |
А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (отрывок) |
|
III. |
Картины родной природы |
11 |
|
|
1. |
Лето |
5 |
И.Суриков «Ярко солнце светит». А.Прокофьев «Берёзка» |
П.П.Бажов «Серебряное копытце» |
2. |
Осень |
6 |
И.Бунин «Первый снег» |
|
IV. |
О друзьях товарищах |
6 |
|
|
V. |
Басни И.А. Крылова |
2 |
|
|
VI. |
Спешите делать добро |
7 |
|
|
VII. |
Картины родной природы |
9 |
|
|
1. |
Зима |
4 |
Ф.Тютчев «Зима». К.Бальмонт «К зиме». С.Есенин «Берёза». |
|
2. |
Весна |
5 |
А.Толстой «Вот уж снег…» |
|
VIII. |
О животных |
8 |
|
К. Паустовский. Рассказы о животных из сборника «Заячьи лапы» |
IХ. |
Из прошлого нашего народа |
8 |
|
В.Катаев «Сын полка» (отдельные главы) |
Х. |
Из произведений зарубежных писателей |
5 |
|
|
|
Итого |
68 |
8 стихотворений |
3 урока |
Календарно-тематическое поурочное планирование уроков чтения и развития речи в 5 классе (68 ч)
№№ п/п |
Дата |
Тема |
Развитие связной устной речи |
Формирование навыков чтения |
Контрольно-диагностические материалы |
Учебный материал |
Устное народное творчество - 3 ч |
||||||
|
|
Устное народное творчество. Считалки. Заклички. Потешки |
Составление считалки. Инсценировка потешек. Дидактическая игра «Подружись со словом». |
Чтение по ролям. Выразительное чтение.
|
Выразительное чтение (по выбору – считалку, закличку или потешку). |
с. 3 |
|
|
Р.р. Отгадай мою загадку |
Составление загадок. Игра между командами «Знаешь ли загадки». |
Самостоятельное чтение загадок. |
Найти загадки(2-3) на школьную тему. |
с. 6 |
|
|
Пословицы и поговорки о Родине, матери, труде, учении |
Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Дидактическая игра «Продолжи пословицу» |
Самостоятельное чтение пословиц и поговорок. |
Выписать 3 пословицы об учебе. |
с. 5 |
Сказки - 8 ч |
||||||
|
|
Сказки. «Никита Кожемяка» (Борьба добра и зла) |
Беседа по вопросам. Составление характеристики Никиты. |
Подписать иллюстрацию словами из текста. Чтение по ролям. |
Пересказ сказки с использованием авторской лексики. |
с. 11 |
|
|
«Как наказали медведя» (тофаларская сказка) |
(Правда и вымысел в сказке). Ответы на вопросы. |
Чтение по ролям. Выборочное чтение. |
Пересказ сказки.
|
с. 14 |
|
|
«Золотые руки» (башкирская сказка) (секреты жанра) |
Пересказ по плану. Сравнения в сказке. Пословицы и содержание сказки. Составление плана пересказа. Словесное рисование. |
Чтение по ролям . Подписать иллюстрацию словами текста.
|
Пересказ сказки по плану. |
с. 15 |
|
|
«Морозко». (Русская сказка). Построение сказки |
Беседа по содержанию. Составление сравнительной характеристики. Роль синонимов в сказке. Озаглавливание частей Краткий пересказ по иллюстрациям. |
Чтение по ролям. Подписать иллюстрации словами из сказки. Деление сказки на части. |
Чтение по ролям. Пересказ с использованием лексики народных сказок. |
с. 18 |
|
|
Поучительный смысл сказок «Два Мороза», «Три дочери» |
Игра: «Восстанови события». Ответы на вопросы. Игра: «Подружись со словом». Составить характеристики сестёр. |
Чтение по ролям. Подписать иллюстрации словами из сказки. |
Пересказ сказки своими словами близко к тексту |
с. 24,27 |
|
|
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Красота и характер царицы и царевны |
Беседа по содержанию. Найти слова, характеризующую царицу и красоту царевны (составление характеристики). Противопоставление образов |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. |
Чтение отрывка, пересказ. Наизусть отрывок к обобщающему уроку.
|
с. 29 |
|
|
По Д. Мамину-Сибиряку. «Серая Шейка». Птицы готовятся в далекий путь (одиночество серой шейки) |
Беседа по содержанию. Составление плана о поздней осени. Ответы, с использованием авторской лексики. |
Самостоятельное чтение, подбор словаря к отрывку о поздней осени. |
Чтение. Пересказ отрывка по плану о поздней осени. |
с. 41 |
|
|
Р.р. Рассказ о Серой Шейке по плану |
с.51 № 11 |
|||
Картины родной природы - 11 ч |
||||||
Лето - 4 ч |
||||||
|
|
Г. Скребицкий «Июнь» Главные приметы лета |
Составление словесной картины о лете. Обсуждение вопросов. Старинный народный календарь (как называли в народе июнь). Игра: «Подружись» со словом. |
Самостоятельное чтение. |
Чтение. Ответы на вопросы. |
с. 53 |
|
|
Стихи русских поэтов о природе (И. Суриков «Ярко солнце светит…», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату») |
Обсуждаем вопросы. Определение настроения. Переносное значение слов. Озаглавливание стихотворения. Работа с картинкой. Беседа по содержанию. Народный календарь. |
Разметка текста. Выразительное чтение. |
Наизусть. Выразительное чтение. |
с. 54,61,62 |
|
|
А. Платонов. «Июльская гроза». Чтение и обсуждение рассказа |
Работа с картиной К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». «Подружись» со словом. (Слова, описывающие природу как живое существо). Обсуждение вопросов. Определяем настроение. Озаглавливание. |
Деление на части. |
Пересказ содержания по плану. |
с. 55 |
|
|
Р.р. Рассказ о девочке Наташе |
с.61 № 6 |
|||
Осень - 7 ч |
||||||
|
|
По Г. Скребицкому «Сентябрь». Народный календарь |
Составление рассказа о начале осени (по личным наблюдениям). Обсуждение вопросов. Составление плана. |
Деление текста на части. |
Пересказ по плану. |
с. 64 |
|
|
По И. Соколову-Микитову «Золотая Осень». Картины золотой осени» |
Работа с картиной. Работа с планом. (з.5) Игра: восстанови определения (листья… ) |
Выборочное чтение. |
Чтение. Пересказ по плану. |
с. 66 |
|
|
К. Бальмонт «Осень» Природа красива в любое время года |
«Подружись» со словом. Определяем настроение. Ответы на вопросы. |
Разметка текста. Выразительное чтение. |
Выразительное чтение. |
с. 68 |
|
|
По Г. Скребицкому «Добро пожаловать». Лес ранним утром |
Обсуждение вопросов. Составление плана. |
Деление текста на части.
|
Пересказ по плану. |
с. 69 |
|
|
По В. Астафьеву «Осенние грусти». Осенняя радость и осенняя грусть |
Обсуждение вопросов. Составление плана. «Подружись» со словом Словесное рисование картины. |
Деление текста на части. |
Чтение, пересказ по плану. |
с. 72 |
|
|
И. Бунин «Первый снег» |
Обсуждение вопросов. Рисование словесное картины. |
Разметка текста. Выразительное чтение. |
Наизусть. |
с. 73 |
|
|
Урок внеклассного чтения. П.П. Бажов «Серебряное копытце» |
Игра «Дополни строчку». Викторина по прочитанным произведениям. Словесное рисование. Ответы на вопросы. |
Самостоятельное чтение. |
Нарисовать рисунки к сказке. Пересказ понравившегося эпизода. Составить один вопрос по содержанию сказки. |
доп.лит. |
О друзьях-товарищах - 6 ч |
||||||
|
|
Ю. Яковлев. «Колючка». Соотнесение характера героя и названия рассказа |
Обсуждаем вопросы. Определяем настроение, характеры героев. Составление плана. |
Деление текста на части. Выборочное чтение. |
Пересказ по плану. |
с. 75 |
|
|
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» |
Беседа по содержанию. Игра: «Восстанови события» |
Выборочное чтение. |
Чтение. Составить два вопроса по содержанию. |
с. 80 |
|
|
Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома»
|
Беседа по содержанию. Слова, передающие настроение героев. |
Подписать иллюстрацию словами текста. Выборочное чтение.
|
Чтение, ответы на вопросы 1, 2, 3.
|
с. 83 |
|
|
В. Медведев «Фосфорический мальчик». Первое впечатление о героях. |
Ответы на вопросы. Игра «Подружись» со словом. |
Деление текста на части. |
Чтение рассказа. Составить два вопроса по содержанию. |
с. 88 |
|
|
Л. Воронкова. «Дорогой подарок». Картины школьной жизни |
Обсуждаем вопросы. Озаглавливание части. |
Чтение по ролям. |
Чтение. Составить три вопроса к содержанию. |
с. 92 |
|
|
Я. Аким «Твой друг». Учитель в твоей жизни |
Обсуждение вопросов. Игра: Восстанови по памяти действия учителя. Обсуждение пословиц. |
Разметка текста. Выразительное чтение. |
Выразительное чтение стихотворения. |
с. 96 |
Басни И.А. Крылова - 2 ч |
||||||
|
|
И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Квартет» |
Обсуждение вопросов. Определение характеров героев. Что смешное в басне. «Подружись» со словом. |
Чтение и обсуждение басен. Особенности жанра |
Выразительное чтение по ролям. |
с. 99-102 |
|
|
Р.р. Чтение басен по ролям |
Беседа по содержанию. Рисование картины к басне. «Подружись» со словом. Крылатые выражения в басне. |
Чтение по ролям. |
Выразительное чтение по ролям. |
|
Спешите делать добро - 7 ч |
||||||
|
|
Н. Хмелик. «Будущий олимпиец» |
Обсуждение вопросов. «Подружись» со словом. |
Чтение по ролям. |
Чтение по ролям. |
с. 105 |
|
|
О. Бондарчук. «Слепой домик». Вокруг нас люди, нуждающиеся в нашей помощи |
Пересказ своими словами. Беседа по содержанию рассказа. «Подружись» со словом |
Чтение по ролям. Выборочное чтение. |
Чтение. Пересказ своими словами. |
с. 108 |
|
|
В. Осеева «Бабка». «Старость – не радость» |
Обсуждение вопросов. Определение характера героев. Отношение к бабке – слова, передающие отношения к старому человеку. Озаглавливание. |
Чтение по ролям. Деление на части по данному плану. |
Пересказ с опорой на авторский текст. |
с. 110 |
|
|
А. Платонов. «Сухой хлеб». Детская душа перед вечными вопросами |
Обсуждение вопросов. Определение настроения героев с опорой на текст. «Подружись» со словом. |
Выборочное чтение. Чтение по ролям. |
Чтение Пересказ по вопросам. з.8 |
с. 118 |
|
|
В. Распутин. «Люся». Способность искусства приблизить к нам далекие события |
Обсуждение вопросов. Вспомните произведения искусства, рассказывающие о жизни в прошлом (рассказ учащихся). «Подружись» со словом. |
Выборочное чтение. Подписать иллюстрацию словами из текста. |
Чтение, пересказ содержания иллюстраций с опорой на текст.
|
с. 124 |
|
|
В. Брюсов «Труд» |
Беседа по содержанию. Пословицы и содержание стихотворения |
Разметка текста . Выразительное чтение. |
Выразительное чтение. |
с. 127 |
|
|
Р. Рождественский «Огромное небо» |
Определение настроения стихотворения. Характеристика героев. |
Выразительное чтение. |
Выразительное чтение. Задание 5. |
с. 129 |
Картины родной природы - 9 ч |
||||||
Зима - 4 ч |
||||||
|
|
Русские поэты о зиме. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», К. Бальмонт «К зиме», С. Есенин «Поёт зима…», «Береза», А. Пушкин «Зимняя дорога») |
Работа по картине. Общее в стихотворении и картине. «Подружись» со словом. Беседа по содержанию. |
Разметка текста. Выразительное чтение. |
Чтение наизусть. |
с. 131,133, 137-139 |
|
|
Г. Скребицкий «Декабрь». Чтение и обсуждение рассказа |
Ответы на вопросы. Подбор словаря к пунктам плана. Игра: «Восстанови по памяти». |
Самостоятельное чтение. Деление на части по данному плану. |
Чтение. Пересказ по плану с опорой на авторский текст. |
с. 132 |
|
|
Г. Скребицкий «Всяк по - своему». Чтение и обсуждение рассказа. Смысл названия |
«Подружись» со словом. Беседа по содержанию. Определение настроения стихотворения. Словесное рисование. |
Разметка текста. Выразительное чтение. |
Наизусть. |
с. 134 |
|
|
Р.р. Сочинение «Зима» по плану |
Что задумал автор? Определение настроения Игра: «Восстанови по памяти». |
Самостоятельное чтение и деление на части. |
Чтение, ответы на вопросы. |
с. 140 |
Весна - 5 ч |
||||||
|
|
Г. Скребицкий. Чтение и обсуждение рассказов «Март», «От первых проталин до первой грозы», «Весна – красна», «Грачи прилетели», «Заветный кораблик», «В весеннем лесу» |
Беседа по содержанию. Словесное рисование. Составление плана. |
Деление на части. Выборочное чтение. |
Нарисовать картину. Пересказ по плану. |
с. 141,143, 145-149 |
|
|
А. Толстой «Весенние ручьи» |
Обсуждаем вопросы. Игра: «Восстанови события». Подготовка к пересказу. |
Деление текста по плану. Выборочное чтение. |
Пересказ по плану с опорой на авторский текст. |
с. 152 |
|
|
Русские поэты о весне. А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…», А. Блок «Ворона», Е. Серов «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом…», С. Есенин «Черёмуха», Я. Аким «Весна, весною, о весне» |
Обсуждение вопросов. «Секреты» поэзии. Как говорим мы. Как сказал поэт. «Подружись» со словом. Словесное рисование. Настроение стихотворения. Беседа по содержанию. Ответы на вопросы. «Восстанови действия черёмухи». «Секрет» смеха. |
Разметка текста. Выразительное чтение. |
Выразительное чтение. Нарисовать картинки к стихотворению. Наизусть. Составление устного рассказа (з.5.с.162) |
с. 142,154-156,158-159 |
|
|
И. Соколов – Микитов «Весна». Чтение и обсуждение рассказа |
Обсуждаем вопросы. «Подружись» со словом (прилаг. для характеристики живой и неживой природы). Устное рисование. Сравнение рассказов «Март» Г.Скребицкого и «Весна» И.Соколова-Микитова. Составление плана пересказа. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. |
Чтение. Пересказ по плану. |
с.156 |
|
|
Составление устного рассказа о весне по плану |
||||
О животных - 8 ч |
||||||
|
|
М. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» |
Обсуждение вопросов. Учимся рассказывать. Составление плана. |
Выборочное чтение. Деление текста на части. |
Пересказ с опорой на авторский текст. |
с. 163 |
|
|
А. Толстой «Желтухин». Состояние Желтухина |
Что задумал автор? Беседа по содержанию. Составление плана. |
Выборочное чтение. Деление на части. Подписать иллюстрацию словами из текста. |
Чтение, пересказ по плану. |
с. 169 |
|
|
К. Паустовский «Кот Ворюга». Веселая история, рассказанная серьёзным тоном |
Обсуждение вопросов. Игра: «Восстанови по памяти» (глаголы движения). Пересказ, используя иллюстрации к рассказу. |
Деление текста на части. Выборочное чтение. |
Чтение. Рассказать о своих домашних животных. |
с. 176 |
|
|
К. Паустовский. Рассказы о животных из сборника «Заячьи лапы» |
«Секрет» смеха. Беседа по содержанию. Составление плана для пересказа. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. |
Пересказ по плану. |
рассказы |
|
|
Б. Житков «Про обезьянку» |
Беседа по вопросам. Озаглавливание части. «Подскажи словечко». |
Чтение по ролям. |
Чтение, пересказ своими словами. |
с. 180 |
|
|
Э. Асадов «Дачники» Отношение к природе |
Беседа по содержанию. Определение настроения. Описание природы, сравнение описаний в 1 и во 2 частях. |
Самостоятельное чтение. Разметка текста. Выразительное чтение. |
Выразительное чтение. |
с. 187 |
|
|
Ф. Абрамов. Из рассказов Олены Даниловны. Урок любви к живой природе. |
«Подружись» со словом. Игра: «Восстанови по памяти». Обсуждение вопросов. |
Выборочное чтение. Чтение по ролям. |
Рассказать о своём отношении к диким животным, о помощи им. |
с. 189 |
|
|
С. Михалков «Будь человеком». Природа - наш дом |
Обсуждение вопросов. Дать характеристику поступкам человека. Игра: «Восстанови действия» (муравьев, человека). Определить настроение стихотворения. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Выразительное чтение. |
Выразительное чтение.. |
с. 192 |
Из прошлого нашего народа - 8 ч |
||||||
|
|
По О. Тихомирову. Куликовская битва
|
Обсуждение вопросов. Составление плана для пересказа. |
Деление на части. Выборочное чтение. Подписать иллюстрацию словами текста. |
Рассказ о Куликовской битве по плану. |
с. 195 |
|
|
Рассказы о войне 1812 года. По С. Алексееву «Бородино». «Ключи». «Конец похода» |
Обсуждение вопросов. Игра: «Восстанови по памяти». Подготовка к краткому пересказу по плану. Работа с пословицами. |
Самостоятельное чтение частей текста. Выборочное чтение. |
Краткий пересказ по данному плану. |
с. 201 |
|
|
Р.р. Краткий пересказ по плану |
||||
|
|
Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок) |
Беседа по содержанию. Определение настроения стихотворения. «Подружись» со словом. |
Разметка текста. Выразительное чтение. |
Выразительное чтение. |
с. 204 |
|
|
А. Куприн «Белый Пудель». Впечатление о героях |
Беседа по содержанию. Определение настроения героев. Озаглавливание части. Составление плана пересказа. |
Деление текста на части. Выборочное чтение. |
Пересказ по плану. |
с. 207-217 |
|
|
А. Куприн «Белый Пудель». Смена чувств и настроений героев |
Беседа по содержанию. Определение настроения героев. Озаглавливание части. Составление характеристики мальчика и Сергея. Отношение автора к героям. |
Подписать иллюстрацию словами текста. Выборочное чтение. |
Пересказ содержания с опорой на иллюстрацию. |
|
|
|
По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью». |
Беседа по содержанию. «Подружись» со словом. |
Деление рассказа на части. Чтение по ролям. |
Чтение по ролям. Пересказ отрывка близко к тексту. «Когда опустилась ночь» до слов «спасённая смертью своих сыновей». |
с. 217 |
|
|
Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата» |
Беседа по содержанию. Определение настроения стихотворения. «Подружись» со словом. |
Выразительное чтение стихотворения. |
Выразительное чтение. |
с. 222 |
|
|
Урок внеклассного чтения. В. Катаев «Сын полка» (отдельные главы) |
Игра «Восстанови события». Викторина по прочитанным словам. Пересказ понравившегося эпизода.
|
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. |
Подготовить пересказ понравившегося эпизода. Составить вопрос. Нарисовать иллюстрацию. |
доп.лит. |
Из произведений зарубежных писателей - 5 ч |
||||||
|
|
В. Гюго «Гаврош». Знакомство с героем |
Беседа по содержанию. «Подружись» со словом. Составление плана. |
Чтение самостоятельное. Деление текста на части. Выборочное чтение. |
Пересказ (краткий рассказ о событиях в романе) |
с. 224 |
|
|
Р.р. Характеристика литературного героя по плану |
Беседа по содержанию. «Восстанови» действия героя. Определение характера героя. |
Выборочное чтение. Чтение по ролям. |
Рассказать о Гавроше по данному плану. |
с. 229 |
|
|
М. Твен «Приключения Тома Сойера» |
Картина жизни в рассказе. Определение настроения героев. Составление плана. |
Выборочное чтение. Деление текста на части.
|
Пересказ по плану. |
с. 229 |
|
|
С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» |
Обсуждение вопросов. «Подружись» со словом. Озаглавливание части. Рисование словесной картины. Подготовка к пересказу отрывка описания весны. |
Выборочное чтение.
|
Подробный пересказ отрывка описания весны. |
с. 239 |
|
|
Г.Х. Андерсен «Русалочка» |
Беседа по содержанию. Словесное рисование картин. Составление плана пересказа. |
Самостоятельное чтение. Деление на части. Выборочное чтение. |
Пересказ по плану. |
с. 247 |
Список литературы
-
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.
-
З.Ф. Малышева. Чтение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: М., «Просвещение», 2012
- Рабочая программа по природоведению для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (надомное обучение)
- Технологическая карта урока в 1 классе «Что мы знаем о птицах» (УМК "Начальная школа XXI века")
- Технологическая карта урока в 1 классе «Речевой этикет: ситуация знакомства. Собственные имена» ( УМК "Начальная школа XXI века")
- Методика работы с неговорящими детьми с ОВЗ по чтению и развитию речи ФГОС НОО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО