Рабочая программа по природоведению для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (надомное обучение)
· формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека
· установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений
· экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
· привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»
Принято городским методическим объединением учителей начальных классов Протокол № от августа 2013г. |
Утверждаю Директор МБОУ школы№12 В.М. Егорова Приказ № от августа 2013г. |
Рабочая программа
по природоведению
для 5 класса
специального (коррекционного) образования VIII вида
(надомное обучение)
на 2013- 2014учебный год.
Рабочая программа составлена на основе программы
Авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Под редакцией В.В.Воронковой
Составитель: Федоровская Т.А. учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной целью курса природоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Для достижения поставленных целей изучения природоведения в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:
-
формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека
-
установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений
-
экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
-
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
-
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.
Рабочая программа курса «Природоведение» в 5 классе СКОУ VIII вида составлена на основе программы В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках.
Программа рассчитана на 34 ч в год, 1 ч – в неделю.
Учебник:
Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / И.В. Романов, Р.А. Петросова. – М: «Дрофа», 2012
Природоведение как учебный предмет в 5 классе состоит из следующих разделов:
-
Окружающий нас мир
-
Изменения в жизни природы
-
Наша Родина – Россия
-
Увлекательные путешествия в мир природы
-
Рядом с нами
-
Коротко о главном
Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность обучающихся имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития школьников с ОВЗ, их познавательных возможностей и интересов.
Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения.
Учебно-тематический план (34 ч)
-
№
Тема
Кол.часов
Окружающий нас мир
1
Изменения в жизни природы
11
Наша Родина – Россия
5
Увлекательные путешествия в мир природы
12
Рядом с нами
4
Коротко о главном
1
СОДЕРЖАНИЕ
Окружающий нас мир
Человек и природа
Изменения в жизни природы
Календарь природы. Погода. Температура воздуха. Вода в воздухе. Осадки. Ветер. Прогноз погоды. Смена дня и ночи. Суточные часы. Сутки в жизни растений и животных. Смена времён года. Осень. Зима. Весна. Лето. Многолетние изменения в природе. Многообразие живых организмов
Наша Родина - Россия
Российская Федерация. Города и сёла. Москва – столица России. Разнообразие поверхности. Полезные ископаемые. Природа России. Заповедники и национальные парки
Увлекательные путешествия в мир природы
Лес. Растения леса. Грибы. Лесной дом и его обитатели. Птицы леса. Змеи и ящерицы. Насекомые леса.
Луг. Луговые травы. Животный мир луга.
Обитатели почв.
Болото. Растения болот. Птицы болот.
Вода на Земле. Животные морей и океанов. Жизнь на границе двух сред
Рядом с нами
Культурные растения. Сад. Цветочно-декоративные растения. Огород. Поле. Природа и наше будущее
Коротко о главном
Вопросы и задания для повторения. Краткий словарь
Закрепление знаний на практике:
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз в месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда.
Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям), в местный краеведческий музей.
Практические работы по выращиванию комнатных растений и уходу за ними; участие в работах на приусадебном участке; ведение дневников (о наблюдениях).
Ожидаемые результаты освоения программы:
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Практика взаимодействия с окружающим миром
-
Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;
-
Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;
-
Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы;
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Обучающиеся должны уметь:
-
называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
-
связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
-
выполнять рекомендуемые практические работы;
-
соблюдать правила безопасности труда;
-
соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.
Обучающиеся должны знать:
-
обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы; -
расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
-
основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.
Календарно-тематическое поурочное планирование по природоведению в 5 классе – 34 ч
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Информационное обеспечение |
Дата |
Окружающий нас мир (1ч) |
|||||
|
Человек и природа. Окно в природу «Далёкий остров» |
1 |
комбинированный |
с.8,10 |
|
Изменения в жизни природы (11 ч) |
|||||
|
Календарь природы. Погода. Температура воздуха |
1 |
комбинированный |
с.14,16,18 |
|
|
Вода в воздухе. Осадки. Ветер |
1 |
комбинированный |
с.20,23 |
|
|
Прогноз погоды. Человек и его здоровье «Погода и мы» |
1 |
комбинированный |
с.27,28;зад.8-9 |
|
|
Смена дня и ночи. Суточные часы Человек и его здоровье «Режим дня школьника» |
1 |
комбинированный |
с.30,32,34;зад.10-11 |
|
|
Сутки в жизни растений и животных Окно в природу «Синичка-лазоревка» Человек и его здоровье «Утренняя зарядка» |
1 |
комбинированный |
с.36,39,41;зад.12-13 |
|
|
Смена времён года |
1 |
комбинированный |
с.43;зад.14-16 |
|
|
Осень. Окно в природу «Осенние приготовления» Зима. Окно в природу «Спасаясь от зимней стужи» |
1 |
комбинированный |
с.44,47,48,50 |
|
|
Весна. Лето. Человек и его здоровье «Без болезней круглый год» |
1 |
комбинированный |
с.52,54,57 |
|
|
Многолетние изменения в природе |
1 |
комбинированный |
с.58;зад.17 |
|
|
Многообразие живых организмов |
1 |
комбинированный |
с.61 |
|
|
Изменения в жизни природы |
1 |
обобщение и систематизация знаний |
зад.1-7 |
|
Наша Родина – Россия (5 ч) |
|||||
|
Российская Федерация. Города и сёла |
1 |
комбинированный |
с.66,68;зад.18,19 |
|
|
Окно в природу «Один день нашей Родины». Москва – столица России |
1 |
комбинированный |
с.69,72;зад.20,21 |
|
|
Разнообразие поверхности. Полезные ископаемые |
1 |
комбинированный |
с.74,77;зад.22,23 |
|
|
Природа России. Заповедники и национальные парки |
1 |
комбинированный |
с.79,82;зад.24,25 |
|
|
Окно в природу «Полуостров Кони» |
1 |
комбинированный |
с.85;зад.26-28 |
|
Увлекательные путешествия в мир природы (12 ч) |
|||||
|
Лес. Растения леса. Грибы |
1 |
комбинированный |
с.90,92,94 |
|
|
Лесной дом и его обитатели. Окно в природу «Лесные охотники» |
1 |
комбинированный |
с.97,100;зад.29 |
|
|
Птицы леса. Окно в природу «Ночная тишина» |
1 |
комбинированный |
с.102,105;зад.31 |
|
|
Змеи и ящерицы. Насекомые леса. Человек и его здоровье «Встречи в лесу» |
1 |
комбинированный |
с.106,108,110;зад.33 |
|
|
Луг. Луговые травы |
1 |
комбинированный |
с.113,115;зад.34 |
|
|
Животный мир луга. Окно в природу «Насекомые луга» |
1 |
комбинированный |
с.118,120;зад.35 |
|
|
Обитатели почв. Окно в природу «Крот» |
1 |
комбинированный |
с.123,125 |
|
|
Болото. Растения болот |
1 |
комбинированный |
с.126,128;зад.37 |
|
|
Птицы болот. Окно в природу «Комары» |
1 |
комбинированный |
с.130,133;зад.38 |
|
|
Вода на Земле. Животные морей и океанов |
1 |
комбинированный |
с.134,138;зад.39 |
|
|
Жизнь на границе двух сред. Окно в природу «Зимняя жизнь бобра» |
1 |
комбинированный |
с.141,145 |
|
|
Увлекательные путешествия в мир природы |
1 |
обобщение и систематизация знаний |
зад.30,32,36 |
|
Рядом с нами (4 ч) |
|||||
|
Культурные растения. Сад. Цветочно-декоративные растения. Окно в природу «Жабы» |
1 |
комбинированный |
с.148,150,153,155 |
|
|
Огород. Окно в природу «Сорняки». Поле |
1 |
комбинированный |
с.156,159,160 |
|
|
Природа и наше будущее |
1 |
комбинированный |
с.163 |
|
|
Рядом с нами |
1 |
обобщение и систематизация знаний |
зад.40-43 |
|
Коротко о главном (1 ч) |
|||||
|
Страницы юного натуралиста |
1 |
обобщение и систематизация знаний |
зад.44-50 |
|
Список литературы
-
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.
-
Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / И.В. Романов, Р.А. Петросова. – М.: «Дрофа», 2012
- Рабочая программа по литературному чтению для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (надомное обучение)
- Технологическая карта урока в 1 классе «Что мы знаем о птицах» (УМК "Начальная школа XXI века")
- Технологическая карта урока в 1 классе «Речевой этикет: ситуация знакомства. Собственные имена» ( УМК "Начальная школа XXI века")
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»