Семинар для воспитателей "Особенности работы с гиперактивными детьми"
Задачи: раскрыть особенности гиперактивного ребёнка, выработать эффективные приёмы взаимодействия с гиперактивными детьми.
План 1. Игра «Красная Шапочка и Серый Волк». 2. Постановка цели семинара. 3. Составление портрета гиперактивного ребёнка. 4. Определение понятия СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). 5. Возникновение СДВГ. 6. Коррекция. 7. Рекомендации. 8. Рефлексия. 9. Памятки.
Ход семинара 1. Игра «Красная шапочка и Серый Волк». Цель: снять напряжение с участников, активизировать их деятельность. Воспитатели сидят в кругу. Инструкция: «Красный мячик — это Красная Шапочка. Серый мячик – это Серый Волк. Мы передаём соседу справа Красную Шапочку, помогая ей убежать от Серого Волка. Когда же нам передают Серого Волка, мы помогаем ему догнать Красную Шапочку». 2. Постановка цели семинара. Психолог открывает семинар кратким вступительным словом, разъясняет цели и порядок совместных действий участников занятия. Цель семинара: раскрыть особенности гиперактивного ребёнка, выработать эффективные приёмы взаимодействия с гиперактивными детьми. 3. Составление портрета гиперактивного ребёнка. Всё записывается на доске, либо на ватманном листе. Составляя портрет гиперактивного ребёнка, воспитатели отвечают на вопросы: · Какой он? Подвижный, весёлый, расторможенный, импульсивный, невнимательный, неусидчивый, активный, вспыльчивый. Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них. Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость. · Что он делает? Ломает, забывает (бежит, поэтому ничего не видит и не слышит, если видит, то может не слышать и наоборот). Мешает, отвлекает, дёргает. Берёт чужие вещи, забывает возвращать (это не воровство).Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни… Ребенок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно. · Что он хочет? Внимания. Не привлечения внимания, как демонстративный ребёнок, а просто внимания. · Что он чувствует? Вину за то, что он такой. либо тревожность
Отсюда:
либо агрессивность
Если неправильно работать с таким ребёнком, то он будет дезадаптантом. 4. Определение понятия СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). СДВГ – это синдром, при котором ярко выражен дефицит внимания с гиперактивностью и проявляется он как неврологическо-поведенческое расстройство в детском развитии ребенка. Исправить нельзя, можно приспособиться. Признаки СДВГ 1) Невозможность усидеть на месте. 2) Лёгкая отвлекаемость. 3) Импульсивность. 4) Неспособность учиться на собственном опыте и на сделанных ошибках. 5) Неспособность сконцентрироваться, лёгкая переключаемость с одного занятия на другое без доведения до конца, болтливость, рассеянность. 6) Недостаток чувства опасности. 7) Ведущий симптом – невнимательность. 5. Возникновение СДВГ. Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. Причины СДВГ 1) Генетическая предрасположенность. 2) Повреждение мозга в перинатальный и преднатальный периоды (от 28 недель и 186 часов после родов). 3) Гипоксия, асфиксия. 4) Алкоголь, лекарства, курение, токсикоз, инфекции, хронические заболевания у матери, попытки прерывания беременности, переношенная беременность, несовместимость по резусу. Угроза выкидыша. Возраст матери (моложе 18 и старше 30). 5) Ассоциальное поведение родителей. 6) Плохая экология. 7) Попадание в организм ребёнка токсических веществ в виде пищевых добавок. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все «недоразумения» (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после. 6. Коррекция. Малыш не виноват, что он такой «живчик», поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного – снижение самооценки у него, чувство вины, что он «неправильный» и не может угодить маме с папой. Корекция должна проходить по алгоритму. 1) Работа с чувствами. Научить ребенка управлять собой – ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут «агрессивные» игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: «Хочешь бить — бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)». Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать. 2) Мотив. — В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. — Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним («Тебе интересно это, давай посмотрим…»), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.
— Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.
3) Выработка других способов деятельности. — «Движение — это жизнь», недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать. — Подготовьте непоседе «поле для маневров»: активные виды спорта для него — просто панацея.
— Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним «рецепт» обретения внутренней гармонии – это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация. — Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему. — Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть — не заставляйте его! 4) Укрепление самооценки. — Не забывайте говорить ребенку, что вы его любите. — Чаще говорите ребенку, что он хороший. — Хвалите за успех. 7. Рекомендации. 1) Учить по алгоритму. 2) Занять спортом, где командные виды деятельности. Плавание. Дыхательная гимнастика. 8. Рефлексия. Воспитатели отвечают на три вопроса: 1) Что понравилось на семинаре? 2) Что не понравилось? 3) Что взяли для себя? 9. Раздать памятки. Как играть с гиперактивными детьми 1) При подборе игр учитывать, что гиперактивному ребёнку трудно быть одновременно внимательным, контролировать своё поведение и неподвижно сидеть. Поэтому им необходимо во время игры тренировать одну функцию, например, внимание. 2) Учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как: — неумение длительное время подчиняться групповым правилам — быстрая утомляемость — неумение выслушивать и выполнять инструкцию (заострение внимания на деталях). 3) Включать детей в коллективную игру необходимо поэтапно, т.к. им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Начинать надо с индивидуальной работы, затем в игре в малых подгруппах, а затем переходить к включению ребёнка в коллективную игру. 4) Тренировку слабых функций проводить в игровой форме, чтобы заинтересовать ребёнка. 5) Затем переходим к играм на тренировку двух, а затем и всех трёх дефицитарных функций (внимания, контроля, импульсивности). Рекомендации родителям Спокойствие, только спокойствие! Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от «излишков» активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы «по ходу дела». Скажите себе: «Четкий распорядок дня» и постарайтесь сами стать более организованными. Список использованной литературы1 Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. М., 20082 Монина Г.Б., Лютова Е.К. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая коррекция. М., 20023 Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М., 20084 Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 6, 20105 Журнал «Дошкольное воспитания» № 1, 2007; № 3, 2009
Методическая разработка
Педагог – психолог МБДОУ «Детский сад № 21» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей Кузьмина О.М.
Семинар для воспитателей
Особенности работы с гиперактивными детьми
Цель семинара: повышение психологической компетентности воспитателей при работе с гиперактивными детьми.
Задачи: раскрыть особенности гиперактивного ребёнка, выработать эффективные приёмы взаимодействия с гиперактивными детьми.
План
-
Игра «Красная Шапочка и Серый Волк».
-
Постановка цели семинара.
-
Составление портрета гиперактивного ребёнка.
-
Определение понятия СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
-
Возникновение СДВГ.
-
Коррекция.
-
Рекомендации.
-
Рефлексия.
-
Памятки.
Ход семинара
-
Игра «Красная шапочка и Серый Волк».
Цель: снять напряжение с участников, активизировать их деятельность.
Воспитатели сидят в кругу. Инструкция: «Красный мячик - это Красная Шапочка. Серый мячик – это Серый Волк. Мы передаём соседу справа Красную Шапочку, помогая ей убежать от Серого Волка. Когда же нам передают Серого Волка, мы помогаем ему догнать Красную Шапочку».
-
Постановка цели семинара.
Психолог открывает семинар кратким вступительным словом, разъясняет цели и порядок совместных действий участников занятия.
Цель семинара: раскрыть особенности гиперактивного ребёнка, выработать эффективные приёмы взаимодействия с гиперактивными детьми.
-
Составление портрета гиперактивного ребёнка.
Всё записывается на доске, либо на ватманном листе.
Составляя портрет гиперактивного ребёнка, воспитатели отвечают на вопросы:
-
Какой он?
Подвижный, весёлый, расторможенный, импульсивный, невнимательный, неусидчивый, активный, вспыльчивый. Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них. Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
-
Что он делает?
Ломает, забывает (бежит, поэтому ничего не видит и не слышит, если видит, то может не слышать и наоборот). Мешает, отвлекает, дёргает. Берёт чужие вещи, забывает возвращать (это не воровство). Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни… Ребенок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
-
Что он хочет?
Внимания. Не привлечения внимания, как демонстративный ребёнок, а просто внимания.
-
Что он чувствует?
Вину за то, что он такой.
либо тревожность
Отсюда:
либо агрессивность
Если неправильно работать с таким ребёнком, то он будет дезадаптантом.
4. Определение понятия СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
СДВГ – это синдром, при котором ярко выражен дефицит внимания с гиперактивностью и проявляется он как неврологическо-поведенческое расстройство в детском развитии ребенка.
Исправить нельзя, можно приспособиться.
Признаки СДВГ
-
Невозможность усидеть на месте.
-
Лёгкая отвлекаемость.
-
Импульсивность.
-
Неспособность учиться на собственном опыте и на сделанных ошибках.
-
Неспособность сконцентрироваться, лёгкая переключаемость с одного занятия на другое без доведения до конца, болтливость, рассеянность.
-
Недостаток чувства опасности.
-
Ведущий симптом – невнимательность.
5. Возникновение СДВГ.
Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни.
Причины СДВГ
1) Генетическая предрасположенность.
2) Повреждение мозга в перинатальный и преднатальный периоды (от 28 недель и 186 часов после родов).
3) Гипоксия, асфиксия.
4) Алкоголь, лекарства, курение, токсикоз, инфекции, хронические заболевания у матери, попытки прерывания беременности, переношенная беременность, несовместимость по резусу. Угроза выкидыша. Возраст матери (моложе 18 и старше 30).
5) Ассоциальное поведение родителей.
6) Плохая экология.
7) Попадание в организм ребёнка токсических веществ в виде пищевых добавок.
И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все "недоразумения" (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после.
6. Коррекция.
Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного – снижение самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить маме с папой.
Корекция должна проходить по алгоритму.
1) Работа с чувствами.
Научить ребенка управлять собой – ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.
2) Мотив.
- В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.
-
Приучайте малыша к пассивным играм. Мы
читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если
ребенку трудно усидеть на месте, он
часто отвлекается, следуйте за ним
("Тебе интересно это, давай посмотрим…"),
но после удовлетворения интереса
постарайтесь возвратиться с малышом к
предыдущему занятию и довести его до
конца.
- Ребенка нужно хвалить в каждом
случае, когда ему удалось довести начатое
дело до конца. На примере относительно
простых дел нужно научить правильно
распределять силы.
3) Выработка
других способов деятельности.
- "Движение - это жизнь", недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.
-
Подготовьте непоседе "поле для
маневров": активные виды спорта для
него - просто панацея.
- Научите малыша
расслабляться. Возможно, ваш с ним
"рецепт" обретения внутренней
гармонии – это йога. Для кого-то больше
подойдут другие методы релаксации.
Хороший психолог подскажет вам, что это
может быть: арттерапия, сказкотерапия
или, может, медитация.
- Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему.
- Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!
4) Укрепление самооценки.
- Не забывайте говорить ребенку, что вы его любите.
- Чаще говорите ребенку, что он хороший.
- Хвалите за успех.
7. Рекомендации.
1) Учить по алгоритму.
2) Занять спортом, где командные виды деятельности. Плавание. Дыхательная гимнастика.
8. Рефлексия.
Воспитатели отвечают на три вопроса:
1) Что понравилось на семинаре?
2) Что не понравилось?
3) Что взяли для себя?
9. Раздать памятки.
Как играть с гиперактивными детьми
1) При подборе игр учитывать, что гиперактивному ребёнку трудно быть одновременно внимательным, контролировать своё поведение и неподвижно сидеть. Поэтому им необходимо во время игры тренировать одну функцию, например, внимание.
2) Учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как:
- неумение длительное время подчиняться групповым правилам
- быстрая утомляемость
- неумение выслушивать и выполнять инструкцию (заострение внимания на деталях).
3) Включать детей в коллективную игру необходимо поэтапно, т.к. им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Начинать надо с индивидуальной работы, затем в игре в малых подгруппах, а затем переходить к включению ребёнка в коллективную игру.
4) Тренировку слабых функций проводить в игровой форме, чтобы заинтересовать ребёнка.
5) Затем переходим к играм на тренировку двух, а затем и всех трёх дефицитарных функций (внимания, контроля, импульсивности).
Рекомендации родителям
Спокойствие, только спокойствие!
Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы "по ходу дела". Скажите себе: "Четкий распорядок дня" и постарайтесь сами стать более организованными.
Список использованной литературы
-
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. М., 2008
-
Монина Г.Б., Лютова Е.К. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая коррекция. М., 2002
-
Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М., 2008
-
Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 6, 2010
-
Журнал «Дошкольное воспитания» № 1, 2007; № 3, 2009
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»