В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Неделя математики

Неделя математики

Валентина Тюрина
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 123 голосов:2просмотров: 5790
Краткое описание
1.Развитие интеллектуальной деятельности учащихся, через использование заданий занимательного характера.
2.Пополнение запаса математических знаний, углубляющих основной курс математики и умения применять их в нестандартной ситуации;
3.Расширение представлений, связанных с окружающей действительностью;
4.Формирование творческих математических способностей, математической смекалки;
5.Воспитание коммуникативных навыков, ответственности за принимаемые решения.
Описание

Тюрина Валентина Викторовна
Iквалификационная категория – учитель математики
Город Прокопьевск Кемеровская область
МКОУ «Школа-интернат № 1» VIIIвида г. Прокопьевска
Предмет: Математика
Внеклассное мероприятие: «Неделя математики»
Класс:7-9
Продолжительность: 45 мин.

Неделя математики МКОУ «Школа- интернат № 1» VIIIвида г. Прокопьевска. Учитель математики первой категории: Тюрина Валентина Викторовна 2014 учебный год Цели:
Обобщение, систематизация и углубление знаний по математике, развитие логического мышления, кругозора, быстроты реакции, внимания.
— Повышение значимости предмета математики, мотивация обучения.
Содержание недели математики: 1) Школьная математическая олимпиада 8-9 классы.

2) Кросс-опрос.

3) Тематическая линейка: «Как люди учились считать».
4) Внеклассное мероприятие «Математика вокруг нас».
Школьная олимпиада по математике 8 – 9 класс.
1) В записи трехзначного числа единиц в 2 раза меньше, чем десятков, а сотен – в 2 раза больше, чем десятков. Найти это число, если в нем четыре десятка. Ответ: 842
2) Незнайка начертил 3 прямые линии и отметил на них 6 точек. Оказалось, что на каждой прямой он отметил 3 точки. Покажите, как он это сделал?  Ответ:  
3) Наташе было задано разделить некоторое число на 4. По ошибке  вместо деления она выполнила вычитание и в результате получила число 48. Каков же должен быть правильный ответ?  52: 4 = 13
т.к. 52 – 4 = 48    Ответ:13
4) Вини-Пуху подарили в день рождения бочонок с медом массой <metricconverter productid=«7 кг» w:st=«on»>7 кг. Когда Вини-Пух съел половину меда, то бочонок с оставшимся медом стал иметь массу <metricconverter productid=«4 кг» w:st=«on»>4 кг. Сколько килограммов меда было в бочонке первоначально?
1) 7 – 4 = 3(кг) – половина меда
2) 3кг · 2 = 6 (кг) – было в бочонке
Ответ: 6кг.
5) Во время прогулки в лесу Сережа через каждые 40м находил гриб. Какой путь он прошел от первого гриба до последнего, если всего он нашел 20 грибов.
40м · 19 = <metricconverter productid=«760 м» w:st=«on»>760 м.  
Ответ: <metricconverter productid=«760 м» w:st=«on»>760 м
6) Круг сыра имеет массу <metricconverter productid=«1 кг» w:st=«on»>1 кг 200г. За завтраком съели 1/3 сыра, за ужином 1/10 остатка. Сколько сыра съели за ужином?
a. 1200: 3 = <metricconverter productid=«400 г» w:st=«on»>400 г – съели за завтраком
b. 1200 – 400 = <metricconverter productid=«800 г» w:st=«on»>800 г – осталось
c. 800: 10 = <metricconverter productid=«80 г» w:st=«on»>80 г – сыра съели за ужином.
Ответ: 80г.
7) Найди два числа, произведение и частное которых равно 24.
24 · 1 = 24;   24: 1 = 24
Ответ: 24 и 1
8) В бочке находится не менее 13 ведер бензина. Как перелить из нее 8 ведер с помощью девяти ведерной и пяти ведерной бочек?
Решение:
Взять девяти ведерную бочку наполнить и перелить из нее бензин в пяти ведерную. Останется 4 ведра бензина в девяти ведерной бочке и вновь повторить это же действие. 4 + 4 = 8 ведер.
Ответ: 8 ведер.
9) Заполни пропуски в волшебном квадрате так, чтобы суммы чисел по горизонталям, по вертикалям и по диагоналям были одинаковы.
4 14 12 18 10 2 8 6 16 12 18 10 8
   Ответ:
 

10)  На дворе ходят гуси и лошади. У всех вместе 10 голов и 26 ног. Сколько гусей и сколько лошадей  ходят во дворе?
Ответ: 7 гусей и 3 лошади.
11)  Восстанови цифры:
_9*8     38 _1*7 7
  76_     *6    ** 2*
_**8    _7
**8      7
Ответ:

_988     38 _147 7_
  76_     26    14 21
_228    _7
228      7
Кросс-опрос I. Цель: развитие внимания, памяти, воображения, логического мышления, умения анализировать.

1. Число над дробной чертой?      (Числитель)
2. Инструмент для измерения и построения отрезков?   (Линейка)
3. Две непересекающиеся прямые?    (Параллельные)
4. Результат вычитания?   (Разность)
5. Число под дробной чертой?   (Знаменатель)
6. Результат умножения?    (Произведение)
7. Мера измерения жидкости? (Литр)
8. Действие, обратное умножению?     (Деление)
9. Наибольшее однозначное число? (9)
10. Наименьшая мера времени? (Секунда)
11. Столетие?  (Век)
12. Прямоугольник, у которого все стороны равны? (Квадрат)
13. Древнегреческий ученый, чьим именем названа таблица умножения? (Пифагор)
14. Число, из которого вычитают?    (Уменьшаемое)
15. Наименьшая мера массы?     (Грамм)
16. Геометрическое тело, все грани которого равны? (Куб)
17. Число, которое делят? (Делимое)
18. Число состоящее из единицы и шести нулей? (Миллион)
19. Отрезок, соединяющий центр окружности и точку, лежащую на окружности?   (Радиус)
20. Результат сложения? (Сумма)
21. Сколько прямых можно провести через две точки?    (Одну)
22. Наименьшее трехзначное число? (100)
23. Результат решения?   (Ответ)
24. Геометрическая фигура, имеющая три стороны?    (Треугольник)
25. Сумма длин всех сторон многоугольника?     (Периметр)
II. Подведение итогов.
Тематическая линейка
Как люди учились считать. Первые предки числа появились, когда древний человек захотел как-то обозначить различные «количества».
Постепенно «арифметические» задачи усложнялись, и, чтобы быстрее их решать, человек придумал примитивную машину – счеты. Дальше дело пошло быстрее – в сущности, от счетов до современных суперкомпьютеров путь (в историческом масштабе) оказался не слишком долгим.
Первый счет. Самый простой способ счета заключается в сравнении предметов из двух разных групп. Если пастуху необходимо подсчитать количество овец, то он может сложить в сумку столько камней, сколько овец содержится в его стаде.
Когда животные будут возвращаться с пастбища, он без труда «пересчитает» их, вынимая по одному из сумки камни – по мере того как овцы станут входить в загон. О пропаже овец просигнализируют оставшиеся невостребованными камни. Заменителями камней могут выступать палки, ракушки, зарубки на поленьях, узелки на веревках, отметены на песке. Так вели счет древние люди. Но эффективной эта система счета была до тех пор, пока речь не заходила о больших числах.
Один из самых наглядных методов счета – «на пальцах».
На протяжении веков он был наиболее популярен в странах Средиземноморья и Ближнего Востока. На рисунке – способ, предложенный Лукой Пачоли. Древние египтяне, занимаясь «бухгалтерией»,
 в качестве «счетной машины» использовали пальцы. На представленной иллюстрации, относящейся к концу Vв. до н.э., главный писарь диктует «финансовый отчет» своим подчиненным.
Папуасы и счет.
Чтобы назвать то или иное число, папуасы, живущие в Новой Гвинее, дотрагиваются до разных частей тела. Мизинец правой руки означает единицу, далее цифры (до числа 22) по окружности описывают все тело.

Это интересно!
Представители народности дамара (Южная Африка) не умеют считать больше пяти, потому что ведут счет, указывая одной рукой на пальцы другой руки (коих, как известно, всего пять).
При этом они слывут рачительными хозяевами – скот у них никогда не теряется. Почему? Потому что всех своих животных они знают «в лицо».
В Азии раньше вели счет с помощью пальцевых фаланг. Суммируя все фаланги, мы получим 28 – это и было предельное число в такой системе подсчета. Римляне давали имена своим детям только до четвертого ребенка. Далее их просто нумеровали: пятый, шестой, восьмой, десятый. В многодетных семьях встречались дети, чьи имена переводятся как «многочисленный».
Считать умеет не только человек – в животном мире мы обнаружили немало видов, представители которых делают это ненамного хуже нас. Осы – одиночки, например, способны оценить количество живых гусениц, предназначенных в пищу. Оно всегда равно 5, 12 или 24.

Объединение чисел. Пока счет шел на единицы и десятки, можно было обходиться камнями и палками. Но их оказалось мало, когда стали актуальными сотни и тысячи (это касается тех же попыток описания звездного неба).
В Вавилоне с числами окончательно «разобрались» примерно к 2000 году до н.э. – в те времена вавилонская система была, пожалуй, самой прогрессивной. Основывалась она на двух числовых символах – вертикальном и горизонтальном клинышках.
Первый «гвоздик» соответствовал единице, а второй – десяти.
В древнегреческой, древнееврейской и некоторых других культурах числа обозначали с помощью алфавита, в котором каждой букве присваивалось определенное числовое значение. Это было не слишком удобно, так как иногда приводило к путанице букв и цифр.
Древние египтяне без труда считали до миллиона и больше. Первые десять цифр они обозначали линиями; десятки – вытянутой «подковой», а сотни – «спиралью». Большие «рубежные» числа от тысячи и выше записывались с помощью «картинок». Так сидящий мужчина с поднятыми к солнцу руками обозначал миллион.
Другие подходы. В древнейшей цивилизации майа (Северная и Центральная Америка) для написания цифр было принято группировать точки и черточки по пяти позициям. Ноль при этом обозначался значком в форме ракушки.
Китайцы и сегодня продолжают использовать числовую систему созданную более 6000 лет назад. Она основана на 13 фундаментальных символах, соответствующих знакам китайской письменности.
Римская система счета получила широкое распространение в Европе. Пользуются ею и сейчас – в частности, римскими цифрами обозначают века и нумеруют события, представляющие особую важность (вспомним название Олимпийских игр, мировых войн и т.п.)
Большие числа. В древности счет заканчивался на нескольких тысячах. В обозначении слишком больших чисел долгое время не было необходимости, так как считать с их помощью было попросту нечего. Говоря о подобных множествах, обычно восклицали: «Больше, чем звезд на небе!» — и всем становилось ясно о чем идет речь. Число «миллион» появилось только в конце Средневековья. Само это слово переводится с латыни как «большая тысяча» или (тысяча раз тысяча). Лишь с развитием астрономии и ростом объемов торговли возникла потребность модернизации системы чисел в сторону ее расширения.
Камушки и счеты.
Латинское слово «calculus» переводится как «маленький камушек». Такие камушки издавна помогали обучать детей счету. Для того чтобы считать было легче, в камушках просверливались дырки, через которые пропускали нитки. Он используется и в четках – с их помощью верующие ведут счет собственным молитвам.
Описанная схема легла в основу устройства счетов – первой «вычислительной машины».

Счетовод за работой. В Европе Эпохи Возрождения многие тогдашние «бизнесмены», подсчитывая собственные доходы и расходы, прибегали к услугам профессиональных счетоводов.
И сегодня древние счеты используются для обучения школьников в некоторых восточных странах.   
На этом наша линейка окончена.
Спасибо  за внимание!!!
       Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-9 классов

«Математика вокруг нас»
        
 

Цели: 
1.Развитие интеллектуальной деятельности учащихся, через использование заданий занимательного характера.
2.Пополнение запаса математических знаний, углубляющих основной курс математики и умения применять их в нестандартной ситуации;
3.Расширение представлений, связанных с окружающей действительностью;
4.Формирование творческих математических способностей, математической смекалки;
5.Воспитание коммуникативных навыков, ответственности за принимаемые решения.


Оборудование: музыкальное сопровождение; геометрические фигуры и тела, карточки для индивидуальной работы: со скороговорками, для словарной работы, с названием рек; таблицы с кроссвордом; геометрические фигуры с вписанными в них цифрами и буквами.

Ход мероприятия.

Вступление. 
Звучит песня «Чему учат в школе». Автор слов: Пляцковский М… Композитор:
Шаинский В.
 Учитель:
« С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, кто не нуждался б в знанье.
Какой мы не возьмём язык и век -
Всегда стремился к знанью человек».

 
Приветствуем всех собравшихся в нашем классе, тех, кто любит математику, тех, кто учит математике, тех, кто учится математике.

Звенит звонок на урок. Дети в классе делятся на две команды, садятся за столы по 6 человек.


 
 

Начинается урок чтения.
1 задание. Проверка домашнего задания. Рассказать стих (по одному четверостишию).
Iкоманда.  IIкоманда.

«Мне учиться очень нравится»     «В труде применяем сложенье»

Мне учиться очень нравится,      В труде применяем сложенье,
Отвечать я не боюсь.        Сложению – честь и почёт.
Я могу с задачей справиться,      К уменью прибавим терпенье,
Потому, что не ленюсь.     А сумма успех принесёт!
И прекрасна, и сильна,       Нельзя забывать вычитанье.

Математика-страна!      Чтоб зря не потратился день,
Тут везде идёт работа,         Из суммы старанья и знанья
Все подсчитывают что-то,         Мы вычтем безделье и лень!
Сколько ног у воробьёв,      В труде умноженье поможет.
Сколько в комнате углов,    Чтоб дельной работа была,
Сколько в садике скамеек,           Стократ трудолюбье умножим -
Сколько в пятачке копеек.          Умножатся наши дела.
У стола четыре ножки,    Деленье нам служит на деле,
Пять котят у нашей кошки,          Оно нам поможет всегда:
Всюду можно услыхать:        Кто поровну трудности делит,
«Раз, два, три, четыре, пять!»      Разделит успехи труда!
Раз, два, три, четыре, пять,    Поможет любое из действий,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.      Они нам удачу несут,
Можно всё пересчитать,    И в жизни, поэтому вместе
Сосчитать, измерить, взвесить.    Шагают науки и труд!

  Математика повсюду,
     Глазом только поведёшь-
    И примеров разных уйму
    Ты вокруг себя найдёшь.

2 задание. Прочитать скороговорки (детям даются индивидуальные карточки для прочтения, по две скороговорки на каждый класс).

«
I— команда».       « II— команда».
а) Три скороговорки    а) У четырёх черепах,
Прикатились с горки.   Четыре  черепашонка.

б) Три трубача   б)Три сороки-тараторки,
Трубили в трубы.      Тараторили на горке.

Определить последовательность следующих уроков (задание для двух команд).

Мы проведём четыре урока: математики, чтения, географии, письма. Первый урок-чтение, последний — география, математика не второй.


Звенит звонок. Начинается урок письма.
1 задание. Словарная работа. Вместо многоточия подставить число прописью, чтобы получилось слово (каждому ребёнку даётся индивидуальная карточка).


«I— команда».  «II— команда». 
По…л (подвал)     Ли…к (листок)
И…рия (история)   Ви…на (витрина)
…я (семья) Ро…к (росток)
Те… (тесто)      С…жка (стрижка)

С…ж (стриж)    Пи…лет (пистолет)
…лб (столб)      Сви…к (свисток) 

2 задание. Игра «большой — маленький» (задания даются по очереди: сначала
«I— команда», затем – « II— команда»).

«I— команда».  «II— команда». 
Хвост – (хвостик)  Глаз –
Стол —   Арбуз –
Нос —     Столб –

-Объяснить, как из большого предмета сделать маленький? (добавить суффикс ик).

3 задание. Назвать пословицы и поговорки, в которых используются числа (по четыре пословицы). Объяснить их смысл.

Например:
Обещанного три года ждут. 
Один в поле не воин.
Скупой платит дважды, а лентяй дважды работает.

Два сапога – пара.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Знать, как свои пять пальцев.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семеро одного не ждут.

Большая перемена. 

Играем в игру «Семеро одного не ждут».

Правила игры: восемь человек встают в круг. Внутри круга семь булав. Под музыку дети идут по кругу и выполняют движения (хлопают в ладоши, поднимают руки вверх, идут на цыпочках и т.д.). После того, как заканчивается музыка, стараются взять одну булаву. Кому не досталось, выходит из игры. Побеждает тот, кто возьмёт последнюю булаву.


Звенит звонок. Начинается урок математики.
1 задание. Вопросы командам задаются по очереди. Если команда затрудняется или отвечает не правильно, то право ответа передаётся соперникам или зрителям.
Iкоманда   IIкоманда
1.
Раздел математики, изучающий фигуры и линии.     (Геометрия)
Как называется пример, в котором неизвестное число заменено буквой (Уравнение)
2.
Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой. Все 4 стороны одинаковой длины. (Квадрат)
Охотник заряжает ею патроны, а в математике она показывает часть целого. (Дробь)
3.
Семьсот ворот, да один вход. Что это?
( Рыболовная сеть)
4 девушки одним платком покрыты (Стол)
4.
2 дочери, 2 матери, да бабушка с внучкой. Сколько всех?    (3)
Название какой птицы состоит из 4 десятков букв? (Сорока)
5.
Чем кончаются как день, так и ночь?
(Мягким знаком)
Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» до того, как он поймал золотую рыбку?
(33 года)
6.
 В каком месяце есть 28 дней? (В любом)
Какие часы показывают верное время только 2 раза в сутки?
(Те, которые стоят)
7.
Сколько минут нужно варить яйцо, сваренное в крутую? (Оно уже сварено)
Сын моего отца, а мне не брат. Кто это?  (Я сам)
8.
 Летела стая уток, всего 5. Одну убили. Сколько осталось?   (Одна, остальные улетели)
В школу шли 5 мальчиков. Навстречу шли 3 мальчика. Сколько мальчиков шло в школу? (5)
9.
Что тяжелее: 1 центнер кирпичей или 1 центнер целлофановых пакетов?  (Одинаково)
Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов осталось?  (5)

10.
2 мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько часов играл каждый мальчик?  (2 часа)
У чего нельзя найти ни конца, ни начала?  (У прямой)

2 задание. Решить кроссворд (один для двух команд). Каждой команде выдан лист: 



По горизонтали вписать слова. 
1. Знак вычитания. м и н у с 
2. Мера длины. м е т р 
3. 5 х 8. с о р о к
4. Геометрическая фигура, у которой четыре прямых угла и все стороны равны.

к в а д р а т

Как доказать, что кроссворд решен правильно?

Звенит звонок. Начинаем урок географии.

Как называется наша страна? Площадь нашей страны огромна. В ней много рек и полезных ископаемых.


1 задание. Прочитать название рек России и их длину (даются индивидуальные карточки).


«Iкоманда».        «IIкоманда».
Амур – 4416 км     Волга – 3530 км
Лена – 4400 км      Енисей – 3487 км
Обь – 4338 км Нева – 74 км
Иртыш – 4248 км  Дон – 1870 км


Назвать самую длинную реку. Почему?
Назвать самую короткую реку. Почему?

2 задание. Назвать основные полезные ископаемые России (детям даются пять геометрических фигур, в которых вписаны числа и пять таких же фигур, в которых вписаны буквы).
«
Iкоманда».

В первый ряд поставить фигуры с числами в порядке возрастания.
Во второй ряд поставить фигуры с буквами, соответствующей геометрической формы.
Прочитать слово. Для чего нужна нефть?
«
IIкоманда».

В первый ряд поставить фигуры с числами в порядке убывания.
Во второй ряд поставить фигуры с буквами, соответствующей геометрической формы.
Прочитать слово. Для чего нужен уголь?


III. Итог мероприятия.

Сегодня мы провели четыре урока, и все они были связаны с математикой. Вы убедились, что математика вокруг нас!
Все работали хорошо! Молодцы!
Пока жюри выставляет итоговые оценки, у меня для вас есть пожелание. Вы помогаете, заканчивая фразу.


Все вы должны, ребята, знать,
Как мы любим цифру …(пять).
О чудесной цифре …
Можно многое сказать.
В воскресенье и в субботу
Мама стала отдыхать,
И рабочих дней в неделе
Остаётся только ….
Тем, кто к звёздам в высь стремится, 
Космонавтом хочет стать,
Надо в школе не лениться,
Знать любой предмет на ….
Все выходят из класса под звуки музыки.


Используемая литература:
1.Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. «Предметные недели и праздники».- Волгоград: Учитель, 2008.
2.Волина В.В. «Занимательная математика для детей». — С.-Пб.: Лев и К, 1996.
3.Никитина Н.Н. «Математика в пословицах, загадках и стихах».- СПб.: 

4.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида 5-9 классы. Сборник № 1.М.: «Владос» 2000.
5. Перова М.Н. «Методика преподавания математики в коррекционной школе» М.: «Владос», 1999.
6. Степурина С.Е. «Математика 5-8 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные мероприятия. В.: учитель, 2007
7.Перельман Я.И. «Живая математика» М.: Наука, 1970.
8. Кордемский Б.А. «Математическая смекалка» М.: Наука, 1991
9. Зелялетдинова Ф.Р. «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе 5-9 классы».
10.Чаус Е.А. «Начальная школа 3-4 классы, олимпиадные задания».
11.Дынько В.А. «500 задач и заданий для детей»

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Неделя математики Скачать
Неделя математики Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров