Роль односоставных предложений в речи.
Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение Борисоглебского городского округа
Ульяновская средняя общеобразовательная школа
Воронежская область, Борисоглебский городской округ, село Ульяновка.
Урок русского языка в 8 классе по теме:
«Роль односоставных предложений в речи».
Учитель: Анашкина Наталья Владимировна
Цель занятия:
Контроль степени усвоения учебного материала по теме «Односоставные предложения»; выработка навыков использования односоставных предложений в устной и письменной речи на новом качественном уровне.
Задачи занятия:
-
обобщить и систематизировать знания об односоставных предложениях;
-
уметь находить односоставные предложения в художественной речи и определять их роль;
-
воспитывать любовь к русскому слову, к произведениям русской классики;
-
повторить правописание корней с чередованием.
Оборудование занятия:
Распечатки занятия в сокращённом варианте на каждый ученический стол; распечатки текстов для самостоятельной работы; плакат с записью эпиграфа урока, слайды с видами природы окрестностей села Ульяновка.
На уроке используются приёмы технологии РКМЧП.
Эпиграф урока:
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни
звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как
сам жемчуг, и, право, иное названье ещё
драгоценней самой вещи.
Н.В.Гоголь
Ход урока:
I. Стадия вызова.
Приём «Ключевые слова»
Учитель: Ребята, сегодня у нас урок по теме «Роль односоставных предложений в речи». Давайте определим ключевые слова и понятия, с которыми будем работать в течение урока. (Ученики по цепочке называют по одному понятию, учитель записывает на доске):
- особенности односоставных предложений;
- определённо-личные предложения;
- неопределённо-личные предложения;
- безличные предложения;
- назывные предложения;
- один главный член;
- выразительность;
- средство речевой экономии;
- устная речь;
- художественная литература.
Учитель. Хорошо. Ключевые слова, понятия мы обозначили. Таким образом, мы определили круг вопросов, которые будем рассматривать на уроке. Каждое из ключевых слов должно быть отработано!
II. Стадия осмысления.
1. Работа с эпиграфом:
Прочитайте, устно объясните выделенные орфограммы.
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни
звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как
сам жемчуг, и, право, иное названье ещё
драгоценней самой вещи.
- Объясните особенности первой части сложного предложения:
Дивишься драгоценности нашего языка…
Какова роль этого предложения в высказывании Н.В.Гоголя?
(ответы учеников:
Дивишься – диво, - ишь – 2лицо, единственное число;
драгоценности – о – соединительная гласная, ЦЕН- корень, Н – суффикс,
и– 3склонение, Д.п.;
ни – частица, усиливающая отрицание;
подарок – приставка по-;
зернисто – зёрна.
Это односоставное, определённо-личное предложение. Его роль – привлечь внимание слушателя, читателя, вовлечь его в разговор. Данное строение предложения предполагает непременное желание продолжить начатый разговор. Односоставные предложения не только более кратки, они выразительнее, интереснее. Эти предложения привлекают внимание слушателя, собеседника, побуждают к участию в разговоре. Односоставные предложения являются средством речевой выразительности.
2. Коллективная работа. Записать предложения, вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограммы. Предложение охарактеризовать. (Слайд «На берегу Хопра»)
1. Тут стоиш… на б…р…гу один, ладонь к сердцу пр…ложиш… и душой вместе с птич(?)ками и листьями куда(то) летиш….
(Объяснив орфограммы, ученик рассуждает об особенностях строения данного предложения: «Автором этого предложения является Пришвин М.М. Тема – Родина, единение с природой. Отсутствие подлежащего помогает читателю понять глубину чувства писателя; тонко и отчётливо передать стремление Пришвина слиться с природой. Он становится близок и понятен нам. Попробуйте добавить подлежащее «ты» в начале предложения – и оно потеряет и своё очарование, и свой изначальный смысл». Пришвин писал о другой реке, но мы испытываем те же чувства. Все наши реки необыкновенно хороши).
2. Много песен о Росси… сл…жили. Ещё одно пр…мите дивное посланье о красоте родной пр…роды.
(Слайд «Ульяновка. На опушке леса»)
3. Осень. Мног…цветье красок. Мягк…, ласков… солнце. Покой и нега. В такие дни (не) с…дится дома. Скорее в путь!
III. Стадия рефлексии.
1. Индивидуальная работа.
Ученику предлагается подготовить выступление по вопросу:
«Особенности обобщенно-личных предложений», объяснить пример:
Дни поздней осени бранят обыкновенно.
Ученик: Обобщённо-личные предложения указывают на то, что действие производится всеми, любым лицом, т.е. все должны поступать так.
Это предложение взято из стихотворения А.С.Пушкина «Осень».
Ученик выразительно читает (лучше наизусть). Чтение сопровождается демонстрацией осенних картин:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго...
2. Что вы знаете о назывных предложениях?
( Ученик рассказывает тему «Назывные предложения»).
В качестве примера звучит стихотворение А.А. Фета, которое ученик подготовил заранее:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
О прозвучавшем сейчас стихотворении Фета Л.Н. Толстой сказал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Назывные предложения употребляются обычно в художественном и публицистическом стилях. С их помощью можно быстро и чётко нарисовать картину, указать на место действия и участников.
3. Пробуем перо. Ученикам предлагается назывными предложениями описать зимний пейзаж (3 мин. Слайд).
(Пример одной из работ:
Зима… Стужа… И снег, и ветер день-деньской. Завыванье ветра в трубах домов. На заборе грустные, нахохлившиеся воробьи. Прозрачная, холодная, звенящая тишина. Грусть, усталость, ожидание солнышка. По выходным катанье на салазках, снежки, коньки. И дымная печь, и сладкий, горячий чай.)
3. Послушайте стихотворение В. Шефнера «Не привыкайте к чудесам ...»
Не привыкайте к чудесам -
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к родникам,-
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится.
(Стихотворение наизусть читает заранее подготовленный ученик. Он же даёт небольшую биографическую справку.
Вадим Шефнер родился в Петрограде 12 января 1915 года. Весной 1918 года с матерью уехал в Тверскую губернию. Мать умерла от голода в блокадном Ленинграде. Вадим Шефнер воевал, имеет боевые награды).
(Учащиеся делают вывод о роли односоставных предложений в стихотворении Шефнера В.:
- Стихотворение Вадима Шефнера необыкновенно по звучанию и содержанию. Благодаря односоставным определённо-личным предложениям оно звучит как призыв, как руководство к действию. Хочется поступать так, как советует автор. Написано кратко, красиво, выразительно).
4. Самостоятельная работа.
Списать, вставить пропущенные буквы. Определить виды односоставных предложений. Устно ответить на вопрос: «Какова роль односоставных предложений в речи, в художественной литературе?»
Твоя Родина.
«Патриотизм – чувство самое стыдливое», - писал Лев Толстой.Б…р…ги св…тые слова и д…р…жи ими. Не кричи о любви к Родин…, а трудись во имя её блага, счастья, м…гущества.
Родина – твой дом, твоя колыбель. В р…дном доме не всё бывает гла…ко и не всё хорошо. Есть у нас свои беды и горечи. Говоря о них, помни: ты говоришь о бедах и горестях своего родного дома. В какой бы д…лёкий угол нашей Родины н… забросила тебя судьба, н… забывай о своей колыбели.
(В.А.Сухомлинский.)
Делая вывод, учащиеся должны особое внимание обратить на выразительность односоставных предложений, их глубину. Во время ответов, требующих анализа художественного текста, необходимо показать особую роль односоставных предложений с целью создания выразительности, образности. Кроме того, односоставные предложения способствуют речевой экономии.
Учитель. Прежде, чем мы выставим оценки, запишем домашнее задание, давайте вместе подумаем, как мы работали на уроке, что получилось, к чему надо вернуться ещё.
(Стадия РЕФЛЕКСИИ обязательно завершается самоанализом, что позволяет ученику критически оценивать свою работу в течение урока):
- Мне понравилось…
- Я понял…
- Я узнал…
- Особенно интересно…
- У меня хорошо получилось…
- Мне было трудно…
Учитель. Все ключевые понятия, которые были предложены, мы отработали. Спасибо за урок. До свидания.
Домашнее задание: 1) подобрать из стихотворных текстов примеры односоставных предложений или 2) написать небольшое сочинение на лингвистическую тему «Роль односоставных предложений в речи».
Литература.
-
Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. Москва, «Просвещение», 1989г.
-
Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. Москва, «Просвещение», 1983г.
-
Купалова А.Ю., Никаноров В.В. Практическая методика русского языка.8 класс. Москва, «Просвещение», 1992г.
-
Лосева Л.М. Как строится текст. Москва, «Просвещение», 1980г.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
при последующей загрузке материалов в библиотеку Портала прошу Вас соблюдать критерии Требований.
Подробнее см. инф. в разделе Помощь.