В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Планирование по грамоте в средней группе детского сада

Планирование по грамоте в средней группе детского сада

Елена Беркутенко
Тип материала: Планирование
просмотров: 9082 комментариев: 1
Краткое описание
Планирование по грамоте в средней группе детского сада, в помощь педагогам ДОУ

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Планирование по грамоте в средней группе ДОУ.doc Скачать

Планирование по грамоте в средней группе

1 квартал

Цель:

1. Формировать представления детей о слове, подвести к пониманию, что слова называют разные предметы и их действия; словами мы описываем какой-то предмет.

2.Развивать речевое внимание и фонематический слух, учить вслушиваться в звучание слов и понимать, что слова звучат по-разному. Слова бывают: длинные и короткие; созвучные и разные.

3.Формировать представления детей о звуке, соединяя звук с образом. Учить правильному произношению звука изолированно, в слоге, в слове, в чистоговорках. Вслушиваться в звучащее слово и слышать «знакомую песенку», т.е. звук.

сентябрь

Проверка фонематического слуха детей.

Программное содержание

В Д/И «Где хлопнули в ладоши» «Угадай, кто позвал?» провести проверку фонематического слуха детей, упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать словами направление «впереди, сзади, справа, слева».

В Д/И «Солнце или дождик?» учить детей выполнять действия согласно различно­му звучанию бубна, развивать умения переключать слуховое внимание.

Вспомнить дидактические рассказы «Жук» и «Комар», песенки комара [з] и жука [ж]. Добиваться правильной артикуляции при изолированном произношении звука. В Д/упражнение «цветные коврики» слушать слова с песенками жука, комарика и обозначать их цветными фишками (жук ([ж]жёлтую), комар ([з] зелёную). (позиция звука вначале слова, использовать наглядность)

Длинные и короткие слова.

Программное содержание

В Д/И «Солнце или дождик?» учить детей выполнять действия согласно различно­му звучанию бубна, развивать умения переключать слуховое внимание. В Д/И «назовём предметы» знакомить с термином «слово» без определений, подвести к пониманию, что слова называют разные предметы, слова звучат по-разному. Познакомить с Д/и «Жук и верёвочка» - формировать понимание, что слова бывают длинные и короткие.

В Д/упражнение «цветные коврики» слушать слова с песенками жука, комарика и обозначать их цветными фишками (жук ([ж]жёлтую), комар ([з] зелёную). (позиция звука вначале слова, использовать наглядность)

Созвучные слова.

Программное содержание

Через Д/и «Какие бывают слова» (Е.В. Колесникова стр.14) продолжать знакомить с термином «слово» без определений, формировать понимание того, что слова обозначают конкретные предметы; упражнять в умение придумывать слова на заданную педагогом тему. Вызывать интерес к звучащему слову. В Д/и «Жук и верёвочка» учить вслушиваться в звучащее слово, различать длинные и короткие слова с опорой на картинку.

Познакомить с тем, что слова бывают созвучные, используя рифмовки, Д/и «Подскажи словечко» (Е.В. Колесникова стр.11)

Вспомнить дидактический рассказ «Паровоз», песенку паровоза [ч]. Добиваться правильной артикуляции при изолированном произношении звука. В Д/упражнение «цветные коврики» слушать слова с песенками жука, комарика и паровоза обозначать их цветными фишками (жук ([ж]жёлтую), комар ([з] зелёную), ([ч] чёрная). (позиция звука вначале слова, использовать наглядность)

Слова бывают разные: созвучные, длинные и короткие.

Программное содержание

В Д/И «Что звучит за ширмой?» учить слушать и угадывать звуки: музыкальные, шуршание, звуки речи. Используя дидактический рассказ «Сказка о весёлом язычке» знакомить детей с органами артикуляции и объяснить, как образуются звуки речи и слова. Продолжать развивать фонематический слух и речевое внимание, умение подбирать созвучные слова через рифмовки «Подскажи словечко» Д/и «Загадки и отгадки». В Д/и «Жук и верёвочка» учить различать длинные и короткие слова с опорой на картинку путём «похлопывания слова».

В Д/упражнение «цветные коврики» слушать слова с песенками жука, комарика и паровоза обозначать их цветными фишками (жук ([ж]жёлтую), комар ([з] зелёную), ([ч] чёрная). (позиция звука вначале слова, использовать наглядность)


Октябрь

Ищем слова со знакомыми песенками [ч] [с] [з] [ж]

Программное содержание

В Д/И «Скажи, что ты слышишь?» (шуршит, звенит, льётся, сыпется, упало, человек произнёс слово) учить вслушиваться в звуки и называть их словами, формировать представление о звуках речи.

В Д/и «Жук и верёвочка» учить вслушиваться в звучащее слово, различать длинные и короткие слова с опорой на картинку.

Вспомнить дидактический рассказ «Водичка», песенку водички [с]. Добиваться правильной артикуляции при изолированном произношении звука. В Д/упражнение «цветные коврики» слушать слова с песенками жука, комарика, паровоза и водички обозначать их цветными фишками (жук ([ж]жёлтую), комар ([з] зелёную), ([ч] чёрная) ([с] синяя). (позиция звука вначале слова, использовать наглядность)

Слова вокруг нас

Программное содержание

Через Д/И «Угадай, кто позвал?» развивать фонематический слух. Познакомить со словесным упражнением «Придумаем много слов, что с ним можно сделать?» (карандаш, ключ и т.д.) – подводить к пониманию, что все предметы и их действия называются словами, люди общаются при помощи слов. В Д/и «Жук и верёвочка» учить вслушиваться в звучащее слово, различать длинные и короткие слова.

Формировать представления детей о звуке, соединяя звук с образом через Д/упражнение «цветные коарики» слушать слова с песенками жука, комарика, паровоза и водички обозначать их цветными фишками (жук ([ж]жёлтую), комар ([з] зелёную), ([ч] чёрная) ([с] синяя). (позиция звука вначале слова, использовать наглядность)

Придумываем слова

Программное содержание

В Д/и «Передай сигнал» развивать слуховое внимание, запоминать ритм хлопков и его передавать следующему по кругу. В Д/и с мячом «Придумай словечко, чтобы в ней была песенка...» [о], [у], [з], [ж]- учить подбирать слова на заданный звук. В Д/и «Найди свою пару» упражнять в умении самостоятельно называть слова и находить созвучные из предложенных.

Вспомнить дидактический рассказ «самолёт», песенку самолёта [р]. Добиваться правильной артикуляции при изолированном произношении звука. В Д/упражнение «цветные коврики» слушать слова с песенками жука, комарика, паровоза, водички и самолёта обозначать их цветными фишками (жук ([ж]жёлтую), комар ([з] зелёную), ([ч] чёрная), ([с] синяя), ([р] розовая), (позиция звука вначале слова, использовать наглядность)

Звук [с] - песенка водички

Программное содержание

В Д/И «Солнце или дождик?» учить детей выполнять действия согласно различно­му звучанию бубна, развивать умения переключать слуховое внимание. В Д/и с мячом «Придумай словечко, чтобы в ней была песенка...» [у], [а], [с], [з], [р], [ж]- учить подбирать слова на заданный звук (без опоры на наглядность)

В Д/упражнение «цветные коврики» слушать слова с песенками жука, комарика, паровоза, водички и самолёта обозначать их цветными фишками (жук ([ж]жёлтую), комар ([з] зелёную), ([ч] чёрная), ([с] синяя), ([р] розовая), (позиция звука вначале слова, использовать наглядность)

В Д\И «Что, где лежит?» учить вслушиваться в звучащее слово и образовывать новое (В: куда положим хлеб? Д: Хлеб положим в..... (хлебницу), сахар – сахарницу, мыло в мыльницу, чернила – в чернильницу, соль в солонку, конфеты – в конфетницу, салат – в салатницу)


5н.

Дифференцировка звуков [з] -[с]. Д/и «Звуковой поезд».

Программное содержание

В Д/и «Передай сигнал» развивать слуховое внимание, запоминать ритм хлопков и его передавать следующему по кругу. В Д/и с мячом «Придумай словечко, чтобы в ней была песенка...» [з], [с]- учить подбирать слова на заданный звук. Через Д/и «Звуковой поезд» учить слушать звучащее слово и дифференцировать звуки [з] -[с] распределять «картинки-слова» по вагонам: вагон звенящих и свистящих.

Вспомнить дидактический рассказ «ёжик», песенку ежа [ф]. Добиваться правильной артикуляции при изолированном произношении звука. В Д/упражнение «цветные коврики» слушать слова с песенками жука, комарика, паровоза, водички, самолёта, ежа и обозначать их цветными фишками ([ж]жёлтая), ([з] зелёная), ([ч] чёрная), ([с] синяя), ([р] розовая), (позиция звука вначале слова, использовать наглядность)

В Д/И «Жук и верёвочка» упражнять в различении длинных и коротких слов.

Ноябрь

Дифференцировка звуков [ж] -[ш]. Д/и «Звуковой поезд».

Программное содержание

Используя Д/и «Придумаем много слов, какой он (она)?» (книга, стакан и т.д.) – подводить к пониманию, что все предметы и их действия называются словами, люди общаются при помощи слов, а слова разные и звучат они по-разному. В Д/и «Найди свою пару» упражнять в умении самостоятельно находить созвучные слова.

Вспомнить дидактический рассказ «гуси», песенку гусей [ш]. Добиваться правильной артикуляции при изолированном произношении звука.

Через Д/и «Звуковой поезд» учить слушать звучащее слово и дифференцировать звуки [ж] -[ш] распределять «картинки-слова» по вагонам: вагон жужжащих и шипящих.

В Д/упражнение «цветные коврики» слушать слова с песенками жука, комарика, паровоза, водички, самолёта, ежа, гусей и обозначать их цветными фишками ([ж]жёлтая), ([з] зелёная), ([ч] чёрная), ([с] синяя), ([р] розовая), [ш] - изображение гуся. (позиция звука вначале слова, использовать наглядность)

Звук [л] - песенка индюка

Программное содержание

В Д/и с мячом «Придумай словечко, чтобы в ней была песенка...» [ш], [ж], [з]- учить подбирать слова на заданный звук. Формировать понимание, что слов много, но звучат они по-разному. В Д/и «Найди свою пару» упражнять в умении находить созвучные слова. В Д/И «Жук и верёвочка» - длинные и короткие.

Вспомнить дидактический рассказ «индюк», песенку индюка [л]. Добиваться правильной артикуляции при изолированном произношении звука.

В Д/упражнение «цветные коврики» слушать слова с песенками жука, комарика, паровоза, водички, самолёта, ежа, гусей, индюка и обозначать их цветными фишками ([ж]жёлтая), ([з] зелёная), ([ч] чёрная), ([с] синяя), ([р] розовая), [ш] - изображение гуся, [л] - изображение индюка. (позиция звука вначале слова, использовать наглядность)

Звук [ц] - песенка синички

В Д/И «Солнце или дождик?» учить детей выполнять действия согласно различно­му звучанию бубна, развивать умения переключать слуховое внимание. В Д/и «Передай сигнал» развивать слуховое внимание, запоминать ритм хлопков и его передавать следующему по кругу.

Вспомнить дидактический рассказ «синичка», песенку синички [ц]. Добиваться правильной артикуляции при изолированном произношении звука.

В Д/упражнение «цветные коврики» слушать слова с песенками жука, комарика, паровоза, водички, самолёта, ежа, гусей, индюка, синички и обозначать их цветными фишками ([ж]жёлтая), ([з] зелёная), ([ч] чёрная), ([с] синяя), ([р] розовая), [ш] - изображение гуся, [л] - изображение индюка. [ц] - изображение синички (позиция звука вначале слова, использовать наглядность)

Д/И «Звуковой поезд» . Говорим чистоговорки.

Программное содержание

В Д/И «Где хлопнули в ладоши» упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать словами направление «впереди, сзади, справа, слева».

Через д/и «Эхо» закрепить умение узнавать звук [а], [у], [и], [о], [з], [с], [ж]; [ш], [р]- по артикуляции. Формировать понимание, что из звуков складываются слова; слов много, но звучат они по-разному, бывают длинные и короткие «Жук и верёвочка»

В Д/и «Звуковой поезд» учить слушать звучащее слово и определять слова звенящие, свистящие и жужжащие, шипящие. Распределять «картинки-слова» по вагонам.

Используя чистоговорки, добиваться правильного произношения звуков [ж], [ш], совершенствовать дикцию и голосовой аппарат.




2 квартал

Цель:

  1. Обучать интонированию звуков, т.е. более протяжному произношению или более громкому.

  2. Определение места звука в слове, работа со звуковыми линейками.

Цель обучения интонированию: помочь развитию фонематического слуха, умение услышать звук, а потом самостоятельно его выделить (в начале, в середине, в конце слова)

Правило: учим интонированию только с первого звука и с согласного сонорного.

Алгоритм работы по обучению интонирования звука в слове

  • читаю четверостишье: «Спит спокойно старый слон, стоя спать не хочет он» читаю 2 раза.

  • Третье чтение с интонированием звука [с], детям даётся установка: «Сейчас я прочитаю по-другому»

  • Вопрос к детям: какой одинаковый звук я выделяла голосом. Если дети ошиблись повторить чтение с интонированием звука [с]

  • Назовите слова в которых вы услышали звук [с]

  • Вместе со мной произнесём слово, чтобы другие услышали этот звук.

  • Кто сам сможет произнести слово, чтобы дети услышали этот звук?

  • Вывод: Что мы делали? слушали слова и узнавали в них звук [с]

Декабрь




1н.

Учимся интонировать звуки [з] и [ж].

Программное содержание

В Д/и «Передай сигнал» развивать слуховое внимание, запоминать ритм хлопков и его передавать следующему по кругу. Развивать умение придумывать слова на заданный звук [з], [с], [ж] - без опоры на наглядность. Формировать понимание, что слов много, но звучат они по-разному, в Д/И «Найди пару» упражнять в умении подбирать созвучные слова.

Используя четверостишье со звуками [з], [ж] (см. алгоритм интонирования) учить интонировать первый звук в слове (протяжное произношение).

В Д/упражнение «цветные коврики» слушать слова с песенками жука, комарика, паровоза, водички, самолёта, ежа, гусей, индюка, синички и обозначать их цветными фишками ([ж]жёлтая), ([з] зелёная), ([ч] чёрная), ([с] синяя), ([р] розовая), [ш] - изображение гуся, [л] - изображение индюка. [ц] - изображение синички (позиция звука вначале слова, использовать наглядность)

2н.

Учимся интонировать звуки [ш] и [л].

Программное содержание

В Д/и «Угадай, что звучит за ширмой» учить понимать и различать звуки природы и звуки речи. Через игровой приём «Путешествие в сказочный лес» продолжать развивать умение детей слышать звучащие слова (с опорой на наглядность) и отмечать фишками те, в которых есть [а], [у], [ш], [р]. Формировать понимание, что слов много, но звучат они по-разному, в Д/И «Жук и верёвочка» упражнять в умении различать длинные и короткие.

Используя четверостишье со звуками [ш], [л] (см. алгоритм интонирования) учить интонировать первый звук в слове (протяжное произношение).

В Д/упражнение «цветные коврики» слушать слова с песенками жука, комарика, паровоза, водички, самолёта, ежа, гусей, индюка, синички и обозначать их цветными фишками ([ж]жёлтая), ([з] зелёная), ([ч] чёрная), ([с] синяя), ([р] розовая), [ш] - изображение гуся, [л] - изображение индюка. [ц] - изображение синички (позиция звука вначале слова, использовать наглядность)

3н.

Учимся интонировать звук [ф] в начале и конце слова

Программное содержание

Через игровой приём «Путешествие в сказочный лес» продолжать развивать умение детей слушать звучащие слова (с опорой на наглядность) и отмечать фишками те, в которых есть

[и] ,[ц]; придумывать слова со звуками [о], [ж]

В Д/и «Вернём звуковичкам голоса» закрепить умение по артикуляции угадывать звук и озвучивать его [а], [у], [и], [о], [з], [с], [ж]; [ш], [р],[ц],[л]

Продолжать обучать приму интонирования звука [ф]- в слове, в предложении, используя поговорки (см. азбуковедение); через д/и «Эхо» учить самостоятельно интонировать звук, запомнить в каких словах он звучал. Формировать понимание, что слов много, но звучат они по-разному, бывают созвучные (использовать рифмовки см. азбуковедение)

4н.

Учимся интонировать звук [ч] в начале и конце слова

Программное содержание

В Д/и «Угадай, что звучит за ширмой» учить понимать и различать звуки природы и звуки речи. В Д/И «Солнце или дождик?» учить детей выполнять действия согласно различно­му звучанию бубна, развивать умения переключать слуховое внимание.

Через игровой приём «Путешествие в сказочный лес» продолжать развивать умение детей

слушать звучащие слова (с опорой на наглядность) и отмечать фишками те, в которых есть

[л] ,[ф]; придумывать слова со звуками [л], [ф].

В Д/и «Вернём звуковичкам голоса» закрепить умение по артикуляции угадывать звук и озвучивать его [а], [у], [и], [о], [з], [с], [ж]; [ш], [р],[ц], [л], [ф]

Продолжать обучать приму интонирования звука [ч]- в слове, в предложении, используя поговорки (см. азбуковедение); через д/и «Эхо» учить самостоятельно интонировать звук, запомнить в каких словах он звучал. Формировать понимание, что слов много, но звучат они по-разному, бывают созвучные (использовать рифмовки см. азбуковедение)


Январь




1 н.

Учимся интонировать звуки в начале, конце и середине слова.

Программное содержание

В Д/и «Угадай, что звучит за ширмой» учить понимать и различать звуки природы и звуки речи. В Д/И «Солнце или дождик?» учить детей выполнять действия согласно различно­му звучанию бубна, развивать умения переключать слуховое внимание.

Через игровой приём «Путешествие в сказочный лес» продолжать развивать умение детей

слушать звуки и называть их словами: шуршит, звенит, льётся, сыпется, упало и т.д. формировать понимание, что среди звуков природы есть звуки речи: слушать звучащие слова (с опорой на наглядность) и отмечать фишками те, в которых есть [ч] ,[ш]; придумывать слова со звуками [ч], [ш].

В Д/и «Вернём звуковичкам голоса» закрепить умение по артикуляции угадывать звук и озвучивать его [а], [у], [и], [о], [з], [с], [ж]; [ш], [р],[ц], [л], [ф]

Продолжать обучать приму интонирования звука [ч]- в слове, в предложении, используя поговорки (см. азбуковедение); через д/и «Эхо» учить самостоятельно интонировать звук, запомнить в каких словах он звучал. Формировать понимание, что слов много, но звучат они по-разному, бывают созвучные (использовать рифмовки см. азбуковедение)



2 н.

Знакомство со звуковой линейкой. Определение позиции звука в слове.

Программное содержание

В Д/и «Передай сигнал» развивать слуховое внимание, запоминать ритм хлопков и его передавать следующему по кругу.

Через игровой приём «Путешествие в сказочный лес» продолжать развивать умение детей

слушать звуки и называть их словами: шуршит, звенит, льётся, сыпется, упало и т.д. формировать понимание, что среди звуков природы есть звуки речи: слушать звучащие слова (с опорой на наглядность) и отмечать фишками те, в которых есть [ч] ,[ш]; придумывать слова со звуками [ч], [ш].

Познакомить детей со звуковой линейкой, используя приём интонирования звука в слове учить обозначать позицию звука вначале и в конце слова на звуковой линейке.

В Д/упражнение «цветные коврики» слушать слова с песенками жука, комарика, паровоза, водички, самолёта, ежа, гусей, индюка, синички и обозначать их соответствующими фишками (без опоры на наглядность)

3 н.

Работа со звуковой линейкой. Определение позиции звука в середине слова.

Программное содержание

Через Д/И «Угадай, кто позвал?» «Угадай, откуда позвал?» развивать фонематический слух и умение обозначать направление словами: слева, справа, сзади, спереди. В Д/и с мячом «Придумай словечко, чтобы в ней была песенка...» [з],[с],[ж],[ш],[р],[ц],[ф], - учить подбирать слова на заданный звук, самостоятельно интонировать звук в слове и показывать позицию звука на звуковой линейке.

Используя упражнение «Эхо» закреплять атрикуляцию знакомых звуков изолированно, в слове, во фразах. Через Д/и «Звуковой поезд» учить слушать звучащее слово и определять слова звенящие, свистящие и жужжащие, шипящие. Распределять «картинки-слова» по вагонам.

Используя рифмовки, Д/и «Подскажи словечко» упражнять в умении подбирать созвучные слова.

4 н.

Уточнение понятий «Звук» и «Слово».

Программное содержание

В Д/и «Передай сигнал» развивать слуховое внимание, запоминать ритм хлопков и его передавать следующему по кругу.

В Д/и «Угадай, что звучит за ширмой» учить понимать и различать звуки природы и звуки речи. В Д/И «Вернём звуковичкам голоса» - закрепить артикуляцию звуков[з],[с],[ж],[ш],[р],[ц],[ф]; развивать умение находить слова на заданный звук [р],[с] из дидактического рассказа педагога, отмечать позицию звука в слове на звуковой линийке. 9по заданию педагога). Подвести к пониманию, что из звуков складываются слова, а из слов предложения; слова называют предметы, а предложения о них рассказывают. Продемонстрировать детям слияние звуков [з] [о] [ш] [р] [с] [а] в слова оса, шар, роза (используя картинки- образы)

5 н.

Уточнение понятий «Звук» и «Слово». Созвучные слова.

Программное содержание

В Д/И «Солнце или дождик?» учить детей выполнять действия согласно различно­му звучанию бубна. В Д/И «Найди свою пару» развивать умение слышать созвучные (похожие) слова. В Д/и «Цветные коврики» - продолжать слушать звучащие слова и находить те, в которых есть песенки комарика, водички и жука, гуся и самолёта, индюка, синички, ёжика и паровоза (на слух) и обозначать эти слова соответствующими фишками.Подводить к пониманию, что из звуков складываются слова. Продемонстрировать детям слияние звуков [а] [у] [ш] [р] [с] [о] в слова шар; ура, оса, используя картинки- образы). В Д/и «Жук и верёвочка» - упражнять в различении длинных и коротких слов







Февраль




1н.

Работа со звуковой линейкой. Определение позиции звука в середине и конце слова.

Программное содержание

В Д/и «Назови скорее» упражнять в умении придумывать слова на заданный педагогом звук [а], [у], [з], [с], [ц]- без опоры на наглядность (позиция звука в конце и середине слова). Продолжать работать со звуковой линейкой, обучать способу выделения звука.

В Д/И «Цветные коврики» - упражнять в умении слушать звучащие слова и определять интонированный педагогом звук (в середине и конце слова), самостоятельно находить фишку, цвет которой начинается с этого же звука. Подводить к пониманию, что из звуков складываются слова Продемонстрировать детям слияние звуков [а], [у], [и], [о], [з], [с], [ж]; [ш], [р],[ц] [ф]- в слова Ира, ура, шар, ус, оса, уа, ау и т.д. используя картинки- образы.

2н.

Подбираем прилагательные, из слов складываем предложение.

Программное содержание

В Д/И «Найди свою пару» развивать умение слышать созвучные слова. В Д/И «Магазин» проанализировать умение детей интонировать заданный педагогом звук [и], [о], [ш], [ф]. Игровое действие: «ребёнок купил предмет-картинку если чётко интонировал звук в середине и конце слова»

В Д/и «Решаем ребусы» обучать самостоятельному составлению слов из звуков [а], [у], [и], [о], [з], [с], [ж]; [ш], [р],[ц] [ф] [л]- используя картинки- образы.

Д/и «Расскажи, какой предмет»- учить подбирать прилагательные к существительному (с использованием фишек, по окончании считаем фишки и выясняем, кто больше придумал слов). Упражнять детей в умении с заданными словами составлять предложения; подводить к пониманию, что из слов складываются предложения; слова называют предметы, а предложения о них рассказывают.

3н.

Подбираем слова-действия, из слов складываем предложение.

Программное содержание

В Д/и «Передай сигнал» развивать слуховое внимание, запоминать ритм хлопков и его передавать следующему по кругу. В Д/и «Угадай, что звучит за ширмой» учить понимать и различать звуки природы и звуки речи. В Д/И «Вернём звуковичкам голоса» - закрепить умение по артикуляции угадывать звук и озвучивать его; находить слова на звук [ж] или [ш] из дидактического рассказа педагога, отмечать позицию звука в слове на звуковой линийке. Подводить к пониманию, что из звуков складываются слова. В Д/и «Решаем ребусы» обучать самостоятельному составлению слов из звуков [а], [у], [и], [о], [з], [с], [ж]; [ш], [р],[ц] [ф] [л] - используя картинки- образы. В Д/и Жук и верёвочка» учить вслушиваться в звучащее слово, различать длинные и короткие слова.

Д/и «Кто больше скажет слов о том, что он делает» учить подбирать глаголы (образец Г.А. Тумакова стр. 13) Упражнять детей в умении с заданными словами составлять предложения; подводить к пониманию, что из слов складываются предложения; слова называют предметы, а предложения о них рассказывают.

4н.

Д\И «Что, где лежит?», строим предложения.

Программное содержание

Используя Д/и «Звуковой поезд» учить слушать звучащее слово, интонируемый педагогом звук [з], [с], [ж]; [ш] и определять какой он? звенящий, свистящий и жужжащий, шипящий. Распределять «картинки-слова» по вагонам. В Д/и «Вернём звуковичкам голоса» закрепить умение по артикуляции угадывать звук и озвучивать его [а], [у], [и], [о], [з], [с], [ж]; [ш], [р],[ц] [ф] [л]. Подводить к пониманию, что из звуков складываются слова. В Д/и «Решаем ребусы» обучать самостоятельному составлению слов из звуков [а], [у], [и], [о], [з], [с], [ж]; [ш], [р],[ц] [ф] [л] - используя картинки- образы.

В Д\И «Что, где лежит?» учить вслушиваться в звучащее слово и образовывать новое (В: куда положим хлеб? Д: Хлеб положим в..... (хлебницу), сахар – сахарницу, мыло в мыльницу, чернила – в чернильницу, соль в солонку, конфеты – в конфетницу, салат – в салатницу). Упражнять детей в умении с заданными словами составлять предложения; подводить к пониманию, что из слов складываются предложения; слова называют предметы, а предложения о них рассказывают



3 квартал

Цель: Научить на слух различать мягкие и твёрдые согласные без употребления терминов.

Упражнять в умении интонировать звуки в слове, фразах, предложении, рассказах.

Обучать частичному звуковому анализу.

Подводить к пониманию, что из звуков складываются слова, а из слов предложения. Слова в предложении стоят в определённой последовательности. Предложение о чём либо рассказывают.

Март




1н.

Составляем слова из звуков.

Программное содержание

В Д/И «Магазин» упражнять детей интонировать заданный педагогом звук [ч] [р] [ш] [л] Игровое действие: «ребёнок купил предмет-картинку если чётко интонировал звук»

Подводить к пониманию, что из звуков складываются слова. В Д/и «Решаем ребусы» обучать самостоятельному составлению слов из звуков [а], [у], [и], [о], [з], [с], [ж]; [ш], [р],[ц] [ф] [л] - используя картинки- образы.

В Д/И «Придумай рифму» учить на слух подбирать созвучные слова, формировать понимание, что слов много и они разные. В Д/И «Назовём игрушку по-разному» учить подбирать слова «Например, дети передают друг другу медвежонка и подбирают слова: мишка, мишутка, косолапый, топтышка, мишенька. Слова повторять нельзя» Д/и «Кто больше скажет слов о том, что он может делать» учить подбирать глаголы к существительному.


2н.

Знакомство с Тимом и Томом

Программное содержание

Через игровой приём «Путешествие в сказочный лес» продолжать развивать умение детей слушать звучащие слова и запоминать те, в которых есть звуки [р] ,[к]; придумывать слова со звуками [ф] [к] [ч] и «передавать слово» педагогу по типу игры «Эхо», самостоятельно интонируя соответствующий звук.

В Д/И «Разноцветные коврики» - упражнять в умении слушать звучащие слова и определять интонированный педагогом звук (в середине и конце слова), самостоятельно находить фишку, цвет которой начинается с этого же звука. Подводить к пониманию, что из звуков складываются слова Д/и «Решаем ребусы» обучать самостоятельному составлению слов из звуков [а], [у], [и], [о], [з], [с], [ж]; [ш], [р],[ц] [ф] [л] - используя картинки- образы.

Познакомить с братьями-волшебниками Тимом и Томом (Том – большой и толстый, Тим – маленький и тоненький) учить на слух различать мягкие и твёрдые звуки без употребления терминов, используя демонстрацию большого и маленького образа.


ОБРАЗЕЦ в книге Эльконина.

«А сейчас я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками ТИМОМ и ТОМОМ, они прилетели из страны звуков. Давайте их рассмотрим (педагог использует приём противопоставления) Чем они отличаются? (толстый – тонкий; высокий - низкий; большой - маленький) ТИМ и ТОМ хоть и братья, но совсем не похожи друг на друга и любят всё разное. Воспитатель предлагает детям встать в круг и говорит, что круг — это мяч; его Том накачивает боль­шим насосом. Дети вместе с воспитателем произносят с-с-с '(имитируют работу насоса) и одновременно делают боль­шой круг. «Мяч лопнул», — говорит воспитатель. И дети, произнося звук ш-ш-ш, бегут к центру круга. Затем им предлагают послушать, как работает маленький насос Тима, он надувает маленький мячик. Воспитатель произно­сит сь-сь-сь-сь. Дети «надувают» маленький мячик, образу­ют небольшой круг и произносят сь-сь-сь»




3н.

Придумываем слова действия. Играем с Тимом и Томом.

Программное содержание

В Д/и «Кто больше скажет слов о том, что можно сделать с предметом?» учить подбирать глаголы к существительному. Упражнять детей в умении с заданными словами составлять предложения; подводить к пониманию, что из слов складываются предложения; слова называют предметы, а предложения о них рассказывают.

Учить понимать вопрос «Из чего состоят предложения?» (из слов); «Из чего состоят слова?» (из звуков, звуки, как и слова звучат по-разному). Продолжать знакомить с братьями-волшебниками Тимом и Томом (см. выше) учить на слух различать мягкие и твёрдые звуки без употребления терминов, используя демонстрацию большого и маленького образа. Старший брат ТОМ любит всё большое, а младший брат ТИМ всё маленькое. Сейчас они выбирают себе слова-предметы, давайте им поможем. Большой и маленький кран [с]-[с']; большой и маленький комар [з]-[з']; Большой и маленький самолёт [р]-[р']; Большой и маленький ёж [в]-[в'].

4н.

Играем с Тимом и Томом.

Программное содержание

Используя словесную игру «Соберем слова в коробку, затем составим предложения» - упражнять в умении подбирать прилагательные к существительному, различать длинные и короткие слова, составлять предложения; подводить к пониманию, что из слов складываются предложения; слова называют предметы, а предложения о них рассказывают. (Игровое действие: перед детьми предмет; в руках у детей фишки. Дети придумывают о предмете много слов, каждое слово - это фишка, фишки складываем в коробку и обобщаем «много слов придумали». Выясняем какие слова «дарим» жуку и верёвочке. Затем из придуманных слов составим предложения). Учить понимать вопрос «Из чего состоят предложения?» (из слов); «Из чего состоят слова?» (из звуков, звуков много и они звучат по-разному). В Д/И «Вернём звуковичкам голоса» - закрепить артикуляцию звуков [а], [у], [и], [о], [з], [с], [ж]; [ш], [р],[ц] [ф] [л]. Развивать умение придумывать слова со звуками: [р],[с] отмечать позицию звука в слове на звуковой линийке.

Продолжать знакомить с братьями-волшебниками Тимом и Томом (см. выше) учить на слух различать мягкие и твёрдые звуки без употребления терминов, используя демонстрацию большого и маленького образа. Старший брат ТОМ любит всё большое, а младший брат ТИМ всё маленькое. Большой и маленький самолёт [р]-[р']; Большой и маленький ёж [в]-[в'], ]; Большой и маленький жук [ж]-[ж']; Большой и маленький паровоз [ч]-[ч'], Большой и маленький гусь [ш]-[ш'].


















Апрель




1н.

Звуки звучат по-разному и образуют слова

Программное содержание

В Д/и с мячом «Назови скорее» упражнять в умении придумывать слова со звуками [з], [с], [ж]. Через упражнение «Эхо» развивать умение самостоятельно интонировать звук в слове, фразе, чистоговорке, показывать позицию звука на звуковой линейке (вначале, середине и конце слова)

В Д/и «Скажи наоборот» упражнять артикуляционный аппарат произносить изолированный звук мягко (твёрдо) [р]-[р']; [в]-[в']; [ж]-[ж']; [ч]-[ч'], [ш]-[ш'], произносить звук в слоге мягко (твёрдо) [ра]-[р'е]; [ва]-[в'е]; [жа]-[ж'е]; [ча]-[ч'е], [ша]-[ш'е]. Познакомить с Д/и «синий и зелёный сигналы» - слушать слоги и различать мягкое (твёрдое) звучание (поднимать синюю карточку, если звучит слог твёрдо, зелёную – если мягко).

В словесной игре с Тимом и Томом - учить слушать слова с мягким и твёрдым звучанием согласных [з],[с],[ж] (использовать картинки-подсказки большие и маленькие образы) и в соответствии со звучанием делать подарок Тиму или Тому.

Продемонстрировать звуковую структуру слова на примете трёх-буквенных слов (мак, рак, кот, лук), используя приём поочерёдного интонирования звуков и обозначения их белыми карточками-«домиками» (показать позицию звука в структуре слова, используя слова : (первый) «начало», (последний) «конец», «середи­на», считать количество звуков в слове по количеству карточек)

2н.

Строим звуковые домики.

Программное содержание

В Д/и с мячом «Назови скорее» упражнять в умении придумывать слова со звуками : [р] и [в]. Через упражнение «Эхо» развивать умение самостоятельно интонировать звук в слове, фразе, чистоговорке, показывать позицию звука на звуковой линейке.

В Д/и «Скажи наоборот» упражнять артикуляционный аппарат произносить изолированный звук мягко (твёрдо) [р]-[р']; [в]-[в']; [ж]-[ж']; [ч]-[ч'], [ш]-[ш'], произносить звук в слоге мягко (твёрдо) [ро]-[р'и]; [во]-[в'и]; [жо]-[ж'и]; [чо]-[ч'и]. В Д/и «синий и зелёный сигналы» - слушать слоги и различать мягкое (твёрдое) звучание (поднимать синюю карточку, если звучит слог твёрдо, зелёную – если мягко).

В словесной игре с Тимом и Томом - учить слушать слова с мягким и твёрдым звучанием согласных [р],[в] (использовать картинки-подсказки большие и маленькие образы) и в соответствии со звучанием делать подарок Тиму или Тому. Учить делать элементарный звуковой анализ двух и трёх буквенных слов (Уа, ау, мак, рак, кот, лук), используя приём поочерёдного интонирования звуков и обозначения их белыми карточками-«домиками» (обозначать позицию звука в структуре слова словами: (первый) «начало», (последний) «конец», «середи­на» (между первым и последним), считать количество звуков в слове по количеству карточек).

3н.

Слова в предложении стоят в определённой последовательности.

Программное содержание

В Д/и «Передай сигнал» развивать слуховое внимание, запоминать ритм хлопков и его передавать следующему по кругу. В Д/и «Скажи наоборот» упражнять артикуляционный аппарат произносить изолированный звук мягко (твёрдо) [р]-[р']; [с]-[с']; [ж]-[ж']; [л]-[л'], [ш]-[ш'], произносить звук в слоге мягко (твёрдо) [ра]-[р'е]; [са]-[се]; [жа]-[ж'е]; [ла]-[л'е], [ша]-[ш'е]. Через упр. Д/и «синий и зелёный сигналы» - слушать слоги и различать мягкое (твёрдое) звучание (поднимать синюю карточку, если звучит слог твёрдо, зелёную – если мягко).В словесной игре с Тимом и Томом - учить слушать слова с мягким и твёрдым звучанием согласных [л],[с] (использовать картинки-подсказки большие и маленькие образы) и в соответствии со звучанием делать подарок Тиму или Тому. Учить делать элементарный звуковой анализ трёх буквенных слов (лес, мел, кот, сом, рот), используя приём поочерёдного интонирования звуков и обозначения их белыми карточками-«домиками» (обозначать позицию звука в структуре слова словами: (первый звук) «начало», (последний звук) «конец», (средний звук) «середи­на» (между первым и последним), считать количество звуков в слове по количеству карточек).

Познакомить с Д/и «Живое предложение» уточнить, что предложение состоит из слов; продемонстрировать, что слова в предложении стоят в определённой последовательности. (Например, выходят 2 ребёнка и каждый назначается словом: Катя и красивая. Затем дети составляют живое предложение «Катя красивая» после «Красивая Катя». Выясняется, какое слово первое, второе. Сколько всего слов).

4н.

Строим звуковые домики и предложения.

Программное содержание

Используя д/упр. «Живое предложение» развивать умение самостоятельно строить предложение, считать слова, обозначать словами «первое слово», «следующее», «последнее», считать сколько всего слов в предложении (см. занятие выше). Учить понимать вопрос «Из чего состоит предложение?» (из слов), «из чего состоят слова?» (из звуков) В Д/и «Решаем ребусы» обучать самостоятельному составлению слов из звуков [а], [у], [и], [о], [з], [с], [ж]; [ш], [р],[ц] [ф] [л] - используя картинки- образы (шар, ус и т.д.), - учить делать элементарный звуковой анализ двух, и трёх буквенных слов, интонируя звуки и обозначая их белыми карточками-«домиками», проговаривать : первый звук, последний звук, средний звук, считать количество звуков в слове по количеству карточек.

В Д/И «Подарок Тиму и Тому» -учить подбирать слова (из серии картинок) с мягким (твёрдым) звучанием [м], [н].

Строим звуковые домики

Программное содержание

Познакомить с Д/И «Цепочка слов» упражнять в умении интонировать последний звук в слове, придумывать слово на выделенный звук.

В Д/и «строим слова» - учить делать элементарный звуковой анализ слов: луна, мама, река, поочерёдно интонируя звуки и обозначая их белыми карточками-«домиками», проговаривать: первый звук, последний звук, средний звук, считать количество звуков в слове по количеству карточек. Учить понимать вопрос «Из чего состоят слова?» (из звуков, звуки звучат по-разному: мягко и твёрдо. В Д/и «Скажи наоборот» упражнять артикуляционный аппарат произносить изолированный звук мягко (твёрдо) [р]-[р']; [с]-[с']; [ж]-[ж']; [л]-[л'], [ш]-[ш'], произносить звук в слоге мягко (твёрдо) [ра]-[р'е]; [са]-[се]; [жа]-[ж'е]; [ла]-[л'е], [ша]-[ш'е]. Через упр. Д/и «синий и зелёный сигналы» - слушать слоги и различать мягкое (твёрдое) звучание (поднимать синюю карточку, если звучит слог твёрдо, зелёную – если мягко). В словесной игре с Тимом и Томом - учить слушать слова с мягким и твёрдым звучанием согласных [з],[ж] (использовать картинки-подсказки большие и маленькие образы) и в соответствии со звучанием делать подарок Тиму или Тому.

Используя д/упр. «Живое предложение» формировать понимание, что предложение состоит из слов, слова в предложении стоят в определённой последовательности, считать сколько всего слов в предложении, какое первое, какое следующее, предыдущее и т.д.




Май




1н.

Строим звуковые домики

Используя д/упр. «Живое предложение» развивать умение самостоятельно строить предложение, считать слова, обозначать словами «первое слово», «следующее», «последнее», считать сколько всего слов в предложении. Учить понимать вопрос «Из чего состоит предложение?» (из слов), «из чего состоят слова?» (из звуков) В Д/и «Решаем ребусы» обучать самостоятельному составлению слов из звуков [а], [у], [и], [о], [з], [с], [ж]; [ш], [р],[ц] [ф] [л] - используя картинки- образы (роза, оса и т.д.), - учить делать элементарный звуковой анализ трёх и четырёх буквенных слов, интонируя звуки по порядку и обозначая их белыми карточками-«домиками», проговаривать : первый звук, последний звук, средний звук, считать количество звуков в слове по количеству карточек.

В Д/И «Подарок Тиму и Тому» - учить подбирать слова (из серии картинок) с мягким (твёрдым) звучанием [б], [п].

2н.

Неделя безопасности в детском саду




3н.

Строим звуковые домики

Программное содержание

В Д/и «Передай сигнал» развивать слуховое внимание, запоминать ритм хлопков и его передавать следующему по кругу. В Д/и «Скажи наоборот» упражнять артикуляционный аппарат произносить изолированный звук мягко (твёрдо) [р]-[р']; [с]-[с']; [ж]-[ж']; [л]-[л'], [ш]-[ш'], произносить звук в слоге мягко (твёрдо) [ра]-[р'и]; [са]-[си]; [жа]-[ж'и]; [ла]-[л'и], [ша]-[ш'и]. Через упр. Д/и «синий и зелёный сигналы» - слушать слоги и различать мягкое (твёрдое) звучание (поднимать синюю карточку, если звучит слог твёрдо, зелёную – если мягко).В словесной игре с Тимом и Томом - учить слушать слова с мягким и твёрдым звучанием согласных [н],[м] (использовать картинки-подсказки большие и маленькие образы) и в соответствии со звучанием делать подарок Тиму или Тому. Учить делать элементарный звуковой анализ трёх и четырёх буквенных слов (кит, оса, лук, мак…), используя приём поочерёдного интонирования звуков и обозначения их белыми карточками-«домиками» (обозначать позицию звука в структуре слова словами: (первый звук) «начало», (последний звук) «конец», (средний звук) «середи­на» (между первым и последним), считать количество звуков в слове по количеству карточек).

4н.

Контрольно -учётное занятие

Программное содержание










































Обучение интониро­ванию;

Ознакомление с твер­дыми и мягкими сог­ласными;

Обучение частичному звуковому анализу.





















. Познакомить детей со схемой звукового состава слова; научить произносить слово медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме; произносить слово в соответствии с движением указки по схеме.

Обсуждение материала
Сергей Колодин
22.01.2020 16:17
Нет авторских данных, логотипа Портала, списка использованной литературы.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос