Знатоки права
• Развивать умение использовать правовые знания и навыки в контексте условий современной жизни, применительно к условиям региона проживания.
• Способствовать социализации школьной молодежи.
• Поощрение коллективного творческого поиска правовых решений.
Знатоки права (игра школьных команд города) Волкова Т.И, педагог-организатор ОБЖ, учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия» г. Абакана Цели и задачи:
- Способствовать росту общей правовой культуры старшеклассников.
- Развивать умение использовать правовые знания и навыки в контексте условий современной жизни, применительно к условиям региона проживания.
- Способствовать социализации школьной молодежи.
- Поощрение коллективного творческого поиска правовых решений.
- Расширять юридический и общекультурный кругозор учащихся, их эрудицию.
- Воспитывать чувство уважения к основному Закону страны – Конституции, чувства патриотизма и гражданской ответственности за судьбу многонациональной Родины.
- Вырабатывать активную жизненную позицию гражданина-созидателя.
Оформление: Флаг Российской Федерации.
Плакаты: · «Только в законе существует свобода!» — Цицерон, I в.н.э.
- «Сущность закона – человеколюбие!» — Вильям Шекспир
- «Мы должны научиться быть рабами законов, чтобы стать свободными!» — Сенека II в.н.э.
- «Свобода – это ответственность, потому люди её и бояться» — Гегель.
Участники: учащиеся 9-11 классов школ города. Первый тур – отборочный. Проводится олимпиада по праву. Из учащихся, набравших наибольшее количество баллов, формируется две команды – «Истцы» — 9 человек, «Ответчики» — 9 человек. Роль «Судейской коллегии» (жюри) выполняют учителя и приглашенные представители правоохранительных органов. Зрители и гости выполняют роли «присяжных заседателей». Домашнее задание: представители команд получают заранее домашнее задание. Повторить следующие понятия: льгота, ассоциация, радикальный, тотальный, казна, конфискация, акционерное общество, дееспособность, правоспособность, презумпция невиновности, референдум, налоги, право, презумпция детства, гражданство, акционерное общество. Знать содержание статей Конституции: ст.12, 17, 49,22. Повторить разделы: Трудовое право, особенно раздел поощрение и наказание, Уголовный Кодекс, особенно пределы необходимой обороны, меры уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних. Обратить внимание на документы «Русская Правда», законы Хаммурапи, Кондиции Анны Иоанновны, Уложение 1649, Конституцию США, Конституцию России. План проведения игры
- Звучит Гимн Российской Федерации. Вступительное слово ведущего.
- I тур «Стезя Шамаша» — интеллектуально-правовой марафон (муз. пауза 5 мин)
- II тур «Ты самый…самый» — юридическая «узнайка».
- III тур – Мозговой штурм (решение юридических задач на разные отрасли права).
- IV тур – ролевая игра «Служители Фемиды».
- V тур – поединок финалистов.
- Заключительное слово ведущего.
- Оглашение итогов конкурса по сумме баллов.
- На доске 5 букв, так во времена «Русской Правды» называли свидетеля.
в | и
|
|
| к
|
- Во времена царя Алексея Михайловича Тишайшего, каждый подданный обязан был доносить об увиденной или услышанной крамоле возгласом «Слово и дело государево». Очевидно, многие так и делали, но находились и те, кто стеснялся перед всеми быть верноподданным, и подходил ночью к воротам Приказа разбойных дел, взяв в руки деревянный молоточек, делал так: тук-тук. Как звали этих людей в те времена?
- Во времена «Русской Правды так звали убийцу, отсюда и название самого сурового из наших кодексов (головник).
- В XVI в. в русском государстве так называли бумагу с жалобой на злоупотребления воевод и прочих приказных лихоимных людей. (Ябеда)
- Действие, направленное на установление, изменение, прекращение прав и обязанностей – деликтоспосбность.
- Частичное освобождение от обязательств по выполнению договора – льгота.
- Действие, возложенное на кого-то и обязательное для исполнения.
7. Шабельник Е.С. “Ваши права”, М., “Вита-Пресс”, 1996.
Знатоки права
(игра школьных команд города)
Волкова Т.И,
педагог-организатор ОБЖ,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Гимназия»
г. Абакана
Цели и задачи:
-
Способствовать росту общей правовой культуры старшеклассников.
-
Развивать умение использовать правовые знания и навыки в контексте условий современной жизни, применительно к условиям региона проживания.
-
Способствовать социализации школьной молодежи.
-
Поощрение коллективного творческого поиска правовых решений.
-
Расширять юридический и общекультурный кругозор учащихся, их эрудицию.
-
Воспитывать чувство уважения к основному Закону страны – Конституции, чувства патриотизма и гражданской ответственности за судьбу многонациональной Родины.
-
Вырабатывать активную жизненную позицию гражданина-созидателя.
Оформление: Флаг Российской Федерации.
Плакаты:
-
«Только в законе существует свобода!» - Цицерон, I в.н.э.
-
«Сущность закона – человеколюбие!» - Вильям Шекспир
-
«Мы должны научиться быть рабами законов, чтобы стать свободными!» - Сенека II в.н.э.
-
«Свобода – это ответственность, потому люди её и бояться» - Гегель.
Можно оформить тематический стенд, на котором помещаются Административный, Гражданский кодекс, Конституция РФ.
Участники: учащиеся 9-11 классов школ города.
Первый тур – отборочный. Проводится олимпиада по праву. Из учащихся, набравших наибольшее количество баллов, формируется две команды – «Истцы» - 9 человек, «Ответчики» - 9 человек.
Роль «Судейской коллегии» (жюри) выполняют учителя и приглашенные представители правоохранительных органов.
Зрители и гости выполняют роли «присяжных заседателей».
Домашнее задание: представители команд получают заранее домашнее задание. Повторить следующие понятия: льгота, ассоциация, радикальный, тотальный, казна, конфискация, акционерное общество, дееспособность, правоспособность, презумпция невиновности, референдум, налоги, право, презумпция детства, гражданство, акционерное общество.
Знать содержание статей Конституции: ст.12, 17, 49,22.
Повторить разделы: Трудовое право, особенно раздел поощрение и наказание, Уголовный Кодекс, особенно пределы необходимой обороны, меры уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних.
Обратить внимание на документы «Русская Правда», законы Хаммурапи, Кондиции Анны Иоанновны, Уложение 1649 , Конституцию США, Конституцию России.
План проведения игры
-
Звучит Гимн Российской Федерации. Вступительное слово ведущего.
-
I тур «Стезя Шамаша» - интеллектуально-правовой марафон (муз. пауза 5 мин)
-
II тур «Ты самый…самый» - юридическая «узнайка».
-
III тур – Мозговой штурм (решение юридических задач на разные отрасли права).
В паузах – игра со зрителями.
-
IV тур – ролевая игра «Служители Фемиды».
-
V тур – поединок финалистов.
-
Заключительное слово ведущего.
-
Оглашение итогов конкурса по сумме баллов.
Награждение участников: Организаторы игры готовят дипломы за 1,2,3 место в личном зачете; диплом «Самый лучший присяжный заседатель» (из зрителей); диплом победителю интеллектуального марафона (можно 1,2,3 степени), дипломы – «Лучший в конкурсе «История права», «Лучший в конкурсе «Юридическая решайка».
Вступительное слово ведущего.
Уважаемые гости и участники нашего юридического ринга. Мы собрались сегодня все вместе и попытаемся найти ключ к разрешению многих острых проблем сегодняшнего времени. И я полагаю, что эти проблемы не разделяя, а соединят нас, потому что мы будем сегодня решать их вместе и пойдем не узкими тропками, а широкой дорогой закона, путем права и человеколюбия. Мы надеемся, что такой мощный инструмент как право будет нам верным помощником и правильным ориентиром, который поможет нам одолеть наши незнания, неумения, стать достойными людьми-гражданами, живущими не в законе, а по закону. А как это делать, нам покажут сегодня наши уважаемые «истцы» и «ответчики».
Великий французский писатель Оноре де Бальзак с сожалением констатировал: «Мы ничего так плохо не знаем, как то, что должны знать хорошо – это закон». Утверждение бесспорное, но в то же время дискуссионное. Впрочем, подтвердят или опровергнут Знатоки права.
Тур I
Итак, объявляю начало первого тайма на ринге. Интеллектуально-правовой марафон «Стезя Шамаша».
Ведущий: В 18 веке до н.э. в Вавилоне – центре Восточной цивилизации – правил царь Хаммурапи. С его именем и связано появление первых писанных законов. И уже в наше время этот наскальный сборник законов был обнаружен археологами. Там есть сцена, где Бог Солнца Шамаш передает Хаммурапи жезл – символ власти. Не правда ли, символично? А в нашем случае, тем более, ведь у древних шумеров, солнце и было светом познания. В наше время солнце является символом процветания.
Команды получают тест, который после 5 минут решения, сдают в Жюри.
Тур II
Ведущий: Объявляем начало конкурса «Самый, Самый». Естественно, знаток права.
Ведущий: Отгадайте, из какого сборника законов это взято. «Кто украл чужого раба, тот должен отдать раба за раба. Если сын ударил отца рукой, ему должны отсечь руку. Кто выбил зуб, тот сам должен лишиться зуба».(Законы Хаммурапи)
«А ещё, кто найдет тело мертвого тиуна или иного управителя у поселения верви, то виру платит вся вервь». («Русская Правда»)
«Все люди рождаются свободными и равными в своих правах. Они наделены разумом и совестью. И должны поступать в отношении друг с другом в духе братства» (Всеобщая декларация прав человека)
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации», соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие. Исходя из ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации. (Преамбула Конституции РФ).
«Только Сенат имеет исключительное право рассматривать все дела об импичменте. Приговор по делам импичмента ограничивается отстранением от должности и лишением права занимать должность, и исполнять какую-либо почетную должность, или официальную, приносящую доход должность на службе. (Конституция США).
Ведущий: Пора совершить экскурс в историю Российского права. Этот документ историки до сих пор считают попыткой дать России первую Конституцию. Кем и когда был принят этот документ?
«Верховный тайный Совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного Совету соглашения ни с кем войны не затевати. Миру не заключати. Верных наших подданных никакими налогами не отегащати. У шляхетства живота, имения и четси не отнимати. Вотчины и деревни не жаловати. В придворные чины ни русских ни иностранцев без Верховного Тайного Совета не производить. (Кондиции Анны Иоанновны).
«Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян поодиночке иди целыми селениями на волю и вместе с тем утвердить им участок земли, то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через представителя дворянского, к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам, и после уплаты пошлины будут рассматриваться как законное установление, охраняемое свято и нерушимо». (Указ о вольных хлебопашцах)
Тур III «Мозговой штурм»
Ведущий: Уважаемые игроки. Вам предстоит решить следующие задачи по разделам разных разделам отраслей российского права, а точнее применить их в меняющихся жизненных ситуациях.
Задача 1.
В один из летних вечеров участковый инспектор милиции, проходя мимо заброшенного дома, услышал подозрительный шум. Быстро преодолев забор, он увидел, как в 4-5 метрах от него двое парней отчаянно избивали сопротивляющегося мужчину. У одного из них, он успел увидеть нож. Инспектор потребовал прекратить избиение, вынув табельное оружие. Один из нападавших (17-летний Богачев) бросился с ножом на инспектора, но последний выстрелил в руку, обезоружив его. Второй нападавший (17-летний Петров) схватил с земли толстый металлический прут, тоже накинулся на инспектора. Инспектор прицелился ему в ногу, однако выстрела не последовало, так как преступник выбил пистолет из рук инспектора. Милиционер изловчился и ударил преступника, попавшейся под руку бутылкой. Удар оказался настолько сильным, что от черепно - мозговой травмы, Петров скончался на месте преступления. Дайте заключение о правомерности применения оружия инспектором. Являлась ли эта мера мерой административно-правового принуждения, жизненно необходимой в данной ситуации. Как можно оценить действия нападавших, как преступление или правонарушение?
Задача 2.
16-летний подросток решил стать предпринимателем без образования юридического лица. С этой целью он пришел в регистрационную палату по месту жительства с заявлением, паспортом и фотографиями. Однако там ему сказали, что не хватает ещё одного документа. Что должен был предоставить 16-летний подросток для того, чтобы его зарегистрировали?
Задача 3. Слесарь Петров 10 мая после праздника опоздал на работу на два часа. Во время его отсутствия произошла протечка в одной из квартир. Петрову объявили выговор за опоздание и обязали возместить имущественный ущерб, причиненный жильцам дома. Вправе ли администрация применять к Петрову перечисленные меры?
Игра со зрителями (между третьим и четвертым туром).
Ведущий: Итак, выражаясь словами известного литературного персонажа, мне остается воскликнуть: «Лед тронулся, господа Присяжные заседатели».
-
На доске 5 букв, так во времена «Русской Правды» называли свидетеля.
в
и
к
-
Во времена царя Алексея Михайловича Тишайшего, каждый подданный обязан был доносить об увиденной или услышанной крамоле возгласом «Слово и дело государево». Очевидно, многие так и делали, но находились и те, кто стеснялся перед всеми быть верноподданным, и подходил ночью к воротам Приказа разбойных дел, взяв в руки деревянный молоточек , делал так: тук-тук. Как звали этих людей в те времена?
-
Во времена «Русской Правды так звали убийцу, отсюда и название самого сурового из наших кодексов (головник).
-
В XVI в. в русском государстве так называли бумагу с жалобой на злоупотребления воевод и прочих приказных лихоимных людей. (Ябеда)
Тур IV. Готов ли ты служить Фемиде?
Ведущий: «Чей светел ум, чей зорок взгляд, Познай закона благодать!»
Игроки облачаются в соответствующие костюмы (мантия, шапочка). Им раздаются таблички «Прокурор», «Нотариус», «Адвокат», «Следователь», «Судья». От каждой команды тянется жребий, по которому определяются роли участников. Каждый проходит проверку на профкомпетентность.
Нотариусу: В законе сказано: «Собственник несет бремя содержания. Принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором». Как называется сборник законов, регулирующий имущественные и обязательственные отношения? (Гражданский кодекс).
Будущие молодожены желали бы заключить брачный договор и пришли с этим предложением к Вам. Уважаемый господин нотариус, по правильному ли адресу они пришли к Вам? Где заключается брачный договор? В суде, в ЗАГСе или в нотариальной конторе? (В нотариальной конторе. Обжалован договор может быть только в суде).
Вопрос на профкомпетентность адвокату. Скажите, с какого момента подозреваемый может воспользоваться помощью адвоката? (Адвокат осуществляет защиту подозреваемого, как на этапе предварительного следствия, так и в суде по уголовным делам. В соответствии с Конституцией РФ граждане могут воспользоваться помощью адвоката с момента задержания, предъявления обвинения или заключения под стражу.
К Вам обратился гражданка Н. Брак между нею и гражданином М. был признан недействительным судом, так как М. скрыл факт, что на момент регистрации он уже состоял в другом зарегистрированном браке. Так вот будет ли ребенок, родившийся в таком браке, признанным не действительным, получать алименты на свое содержание от отца? (Да. Дети, рожденные в браке, который впоследствии признается недействительным, приравниваются в правах к тем, кто рожден в законном браке).
Проверка прокурора на профкомпетентность. Уважаемый прокурор! Может ли быть применено к несовершеннолетнему наказание в виде лишения свободы в виде 12 лет лишения свободы за совершение особо тяжкого преступления? (Нет, Максимальный срок лишения свободы несовершеннолетних – 10 лет).
Подлежит ли уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ гражданин России, совершивший преступление, предусмотренное уголовным законодательством и в Бельгии, и в России? (Да).
Гражданин Иванов, 19 лет, был осужден за кражу и отбывает наказание в местах лишения свободы в курской области. В области проводятся выборы губернатора. Имеет ли право осужденный принять участие в выборах? (Не имеет, ибо он осужден судом. Следовательно, поражен в гражданских правах).
Проверка на профкомпетентность судьи. Уважаемый господин судья! Какие из уголовных дел в Российской Федерации рассматриваются с участием присяжных заседателей? (С участием присяжных рассматриваются уголовные дела по особо важным преступлениям, за которые возможно применение исключительной меры наказания).
Поздней ночью гражданин С., взломав замок, забрался на склад, который в то момент оказался пустым. При выходе из склада, он был задержан охраной. Объяснить, что он делает на складе в столь поздний час, да в столь поздний час, да ещё с набором отмычек, он не смог. Можно ли гражданина С. привлечь к уголовной ответственности, ведь склад оказался пустым? (Да, Гражданин С. совершил преступление, которое не было доведено дл конца по независящим от него обстоятельствам.
Проверка профкомпетентности следователя. Можно ли привлечь к уголовной ответственности жену за отказ давать показания против мужа ? ( Нельзя. В соответствии с Конституцией РФ никто не имеет права свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников).
В чем состоят процессуальные особенности допроса несовершеннолетних? (несовершеннолетние могут допрашиваться в присутствии родителей, опекунов или лиц их заменяющих, или учителей и воспитателей)
Прошу Вас прокомментировать недавний телевизионный сюжет, шокирующий всю страну. 14-летний подросток, желая похвастаться охотничьим ружьем , которое было заряжено, смертельно ранил своего товарища. Назовите круг лиц, которые будут нести ответственность за случившееся. (14-летний подросток будет нести уголовную ответственность за причинение смерти по неосторожности. Его отец понесет ответственность за ненадлежащее хранение оружия).
Участковый инспектор. Уважаемый участковой инспектор! К вам обращаются жильцы коммунальной квартиры с жалобой на пенсионерку 70 лет, которая превратил х жизнь в сплошной ад. Она подозревает своих соседей в намерении лишить её жизни, с целью завладеть её комнатой. В частности, она застала одну соседку в тот момент, когда якобы та, подбрасывала цианистый калий в её кастрюлю. Другого соседа - в намерении забить её дверь на гвозди, чтобы уморить её голодом, а молодоженов Олега и Катю – в намерении обварить её крутым кипятком во время сна. Соседи написали на Ваше имя письмо с просьбой отправить пенсионерку в психиатрическую больницу для освидетельствования и последующего принудительного лечения. Каким будет Ваш ответ? (Жильцам квартиры могу посоветовать лишь две вещи: быть более снисходительными к пожилому человеку и если не удается отрегулировать отношения с соседкой, обратиться в суд. Только суд может признать полностью или частично недееспособным. Определить есть в её действиях опасность, следовательно назначить ей опекуна).
Звучит финальный гонг. Подводятся итоги. Жюри выявляет трех лучших по результатам всех туров. Начинается финальный тайм. Ведущий предлагает им поговорки и пословицы, которые проецируются на экран мультимедиа.
1-му участнику: Какие из предложенных русских народных поговорок отражают такую черту как серьезный недостаток правовой культуры? Как эта черта называется?
«Кнут не мука, а впредь наука». «Нет того скорее, чем кулак по шее». «Палка нема, а даст ума». (Правовой нигилизм).
2-ому участнику. Что из сказанного в Уголовно-процессуальном кодексе соответствует правде?
Подсудимый имеет право: а) на звонок другу; б) на молчание в судебном заседании;
в) на отвод состава суда (На все, кроме звонка другу).
3-ему участнику. Что соответствует истине? Улики бывают: а) прямыми; б) косвенными; в )неопровержимыми. (ответ неопровержимыми).
Ведущий просит финалистов перевести на русский язык термины.
Объединение – ассоциация; утверждение договора – ратификация; безвозмездное изъятие в пользу государства – конфискация; объединение граждан или юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности, которые получают доход – дивиденды; Способность по своему психическому состоянию нести ответственность по закону
-
Действие, направленное на установление, изменение, прекращение прав и обязанностей – деликтоспосбность.
-
Частичное освобождение от обязательств по выполнению договора – льгота.
-
Действие, возложенное на кого-то и обязательное для исполнения.
Звучит финальный гонг. Заключительное слово ведущего и Жюри для награждения.
Литература
-
Конституция Российской Федерации:
-
Комментарий Конституционного Суда РФ – 3-е изд., доп. и переработанное – М., Юрайт, 2000 г.
-
Никитин А.Ф. Избирательное право М. “Открытый мир”, 2000 г.
-
Никитин А.Ф. “Политика и право” М., “Просвещение”, 1998 г.
-
Юридический энциклопедический словарь. М., Большая Рос. Энциклопедия, 2002 г.
-
Хрестоматия по курсу Основы правовых знаний.9-11 класс. Изд. Вита- Пресс. М., 2000.
-
Шабельник Е.С. “Ваши права”, М., “Вита-Пресс”, 1996.
Формирование правовой культуры школьников является одной из ключевых задач современного образования. Для реализации данной задачи необходимо поднять интерес обучающихся к предмету «право». Игровые меропрития, охватывающие рамки нескольких класов или школьных команд, вызывают особый дух соревновательности и расширяют кругозор в области права не только участников, но и зрителей. Данное мероприятие может являться итоговым в ходе правовой декады или месячника. Возраст участников - 15-17 лет (9-11 классы). Основными задачами внеклассного мероприятия являются: развиватие умений использовать правовые знания и навыки в контексте условий современной жизни, применительно к условиям региона проживания; поощрять коллективный творческий поиск правовых решений; расширять юридический и общекультурный кругозор учащихся.
Данному мероприятия пердшествует отборочный тур – олимпиада по праву, итоги которой будут учитываться в финале игры.
В ход игры включены следующие конкурсы:
• I тур «Стезя Шамаша» - интеллектуально-правовой марафон (муз. пауза 5 мин)
• II тур «Ты самый…самый» - юридическая «узнайка».
• III тур – Мозговой штурм (решение юридических задач на разные отрасли права).
В паузах – игра со зрителями.
• IV тур – ролевая игра «Служители Фемиды».
• V тур – поединок финалистов.
• Заключительное слово ведущего.
• Оглашение итогов конкурса по сумме баллов.
Победители награждаются дипломами. Членами жюри могут стать представители органов прокуратуры, полиции, суда.
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»