"Во имя жизни" ( по творчеству татарского поэта М.Джалиля)
Цель:на основе творчества и стихов М.Джалиля показать внутренний мир поэта, его понимание чести, долга, чувства собственного достоинства. Воспитывать в ребятах гордость советского человека, способного на подвиг во имя Родины. Отрабатывать выразительное чтение стихов.Наглядный материал: буклет, портрет поэта.Тип урока: устный журнал.Ход урока:I.Организационный момент. Объявить тему урока, задачи и цели урока. II.Новая тема. Слово учителя.
I страница. Жизнь и творчество М.Джалиля. Имя М.Джалиля, поэта – борца, облетело весь мир. Мужественная поэзия Мусы, одухотворенная высокими человеческими идеалами, наполненная горячей любовью к людям, за короткое время нашла дорогу к сердцам миллионов… Наша Родина и народ по достоинству оценили героический подвиг поэта.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года М.Джалилю за исключительную стойкость и мужество, проявленное в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.Поэт М.Джалиль принадлежал к тому счастливому поколению борцов за новую жизнь, чья юность совпала с великими революционными событиями в нашей стране.И все же, кто он, Муса Джалиль?Слово вам, ребята.1 ученик: Муса Джалиль (Залилов) родился в деревне Мустафино Оренбургской губернии 15 февраля 1906 года в многодетной семье бедняка. С детства познал нужду, социальную несправедливость. Поэтому, первые стихотворения, которые он принес в газету «Кзыл Юлдуз» (Красная Звезда) в 1919 году – о борьбе за счастье простых людей. В 1921 году Муса становится курсантом Оренбургской военно-партийной школы, а затем студентом Татарского института народного образования. Немного позже он получает еще одно высшее образование в Московском Государственном университете.Джалиль смело выходит на широкую дорогу литературного творчества. Джалиль писал стихи, поэмы, песни. Его взволнованная лирика, отличающаяся глубиной, поэтической свежестью, воспевает радость созидания. Лучшие его произведения насыщены чувством гордости за человека – творца, строителя нового мира…В 1939 – 1941 годах Муса Джалиль возглавлял Союз писателей Татарии.Мусса выступает перед творческой интелегенцией, перед читателями – учащимися, студентами, рабочей молодежью, читает стихи по радио. Он пишет публистические статьи, делится своими мыслями по злободневным вопросам литературы и искусства, откликается на новые произведения своих товарищей.Учитель22 июня 1941 года… великая Отечественная война… Когда началась ВОВ, М. Джалиль ушел добровольцем на фронт. Его стихи, сложанные в перерывах между боями, проникнуты любовью к Родине, к борющемуся народу, яростным гневом и жгучей ненавистью к фашистам.Поэтический талант М. Джалиля с особой силой проявился в годы ВОВ. Его стихи поднимали бойцов на ратные подвиги, а тружеников тыла – на подвиги в труде.Так проходили напряженные дни. Но война уготовила поэту великие испытания…2 ученик — В июне 1942 года на Волховском фронте, тяжело раненый, не способный к сопротивлению, старший политрук М. Джалиль попал в лапы гитлировцев. Тяжелый кошмар фашистского концлагеря не сломил поэта. С большим риском для жизни он создает подпольную антифашисткую организацию. Под руководством М. Джалиля устраивались побеги пленных из концлагеря, распространились среди заключенных листовки и патриотические стихи, сочиненные М. Джалилем, велась антифашистическая пропаганда.Побеги из лагеря повторялись все чаще и чаще, подпольщики действовали все смелее и смелее. М. Джалиль готовил крупный побег, когда вместе с товарищами был выдан предатели и схвачен.Советский поэт оказался на столько опасным для гитлеревцев, что они поторопились упрятать его в берлинскую тюрьму Моабит, где содержали опасных для фашизма политических деятелей. Начались пытки, бесконечные допросы, издевательства. Через некоторое время М. Джалиль и другим 11 организаторам подполья был вынесен смертный приговор.УчительДа, казалось, наступил конец. 25 августа 1944 года М. Джалиль был казнен…Поэт верил, что его стихотворения, в которые он вложил всю силу своего таланта, кипение сердца и самое заветное в жизни, не должны погибнуть! Они должны жить, дойти до Родины, как сыновнее завещание.Как увядший цветок, в забытьи Я под снежной засну пеленою, Но последние песни мои Расцветут в вашем сердце весною (Могила цветка)(читаю эпиграф к уроку)……Верный сын советского народа, поэт М. Джалиль «умер, побеждая», отдам свою честную и светлую жизнь борьбе за Отчизну, за счастье народа. Его богатое поэтическое наследие вошло в золотой фонд многонациональной советской литературы. Оно не тускнеет с годами, сила поэзии М.Джалиля возрастает с каждым годом, вдохновляя и зовя народы к борьбе, к светлому будущему. Закончить рассказ о жизни и творчестве Мусы Джалиля. и закрыть 1 страницу журнала я хотела бы словами самого Мусы Джалиля, которое он писал с фронта своей жене: «Я не боюсь смерти. Это не пустые слова. Когда мы говорили, что мы смерть презирали, то это на самом деле так. Я не знаю того момента, когда я будучи в опасности, со страхом думал бы о смерти» (Волховский фронт. 1941г). «Великое чувство патриотизма, полное осознание своей общественной функции доминирует над личными чувствами страха, — писал М. Джалиль. – Когда приходит мысль о смерти, то думаешь так: есть ещё жизнь за смертью. Не та «жизнь на том свете», которую проповедовали попы и муллы. Мы знаем, что этого нет. Вот есть жизнь после смерти, в сознании, в памити народа. Если я при жизни делал что-то важное, бессмертное, то этим я заслужил ту, другую жизнь, — жизнь после смерти…В этом и заключается цель жизни: жить так, чтобы и после смерти не умирать». Джалиль и после смерти остается жив. Его горячее сердце бьётся в его стихотворениях.II страница. Моабитская тетрадь. Моабитская тюрьма… Это тюрьма выделялась тем, что за все годы её существования отсюда не совершено ни одного побега. И усиленная охрана, и сложная система сигнализации, и строгий тюремный распорядок — пресловутый фашистский «орднунг», когда узник ни на секунду не остается без присмотра, — всё было направлено на то, чтобы в зародыше растоптать в узнике мысль о возможности спасения. В таких условиях могли молиться физически и морально даже сильные люди. Наверное, поэтому особенно рельефно выступает ведущая черта поэзии М. Д. – вера в будущее, убеждённость в том, что жертвы, приносимые во имя победы — не напрасны. Татарский поэт верит, что его смерть будет способствовать продолжению жизни! Ведь длительность жизни измеряется не числом прожитых лет, а тем, что ты сделал для Родины, для народа. В Моабите Муса много писал, чуть ли не ежедневно создавал новые замечательные стихотворения. Никогда ещё в своей жизни он не работал так яростно и самозабвенно, не писал так искренне и глубоко. «Моабитская тетрадь» Джалиля – это летопись войны, это ярчайшая страница в творчестве поэта.
Послушайте эти стихи, стихи, в которых боль муки, тяжесть неволи,… переплавляются в светлую торжественную песнь жизни…
4 ученик: «Ты прощай, моя умница»5 ученик: «Молодая мать»6 ученик: «Любимой»7 ученик: «Смерть девушки»8 ученик: «Палачу» Учитель: «Воля»
III страница. Выразительное чтение стихов (техника чтения)IV страница.Открываем последнюю страницу нашего журнала.Ребята, в годы Великой Отечественной Войны во имя жизни, во имя победы погиб не только М.Джалиль, но и тысячи наших людей. О них мы должны помнить всегда. Наша Родина и народ по достоинству оценили их героический подвиг. Во многих городах и селах стоят мемориалы Славы, обелиски, горят вечные огни, чтобы люди помнили не забывали пламя войны.Посмотрите, вот некоторые из них. (демонстрирую слайды)
- Памятник Зое Космодемьянской – юной девушке, отдавшей свою короткую жизнь за то, чтобы мы могли мирно жить, трудиться, учиться. Гитлеровцы повесили ее, и ее последними словами были «Нас миллионы! Всех не перевешаете! Родина отомстит за нас!»
- Хатынь…
- Братские могилы, павшим в годы Великой Отечественной Войны в городах нашей страны
-
Берлин. Трептов-парк. Памятник советскому воину-освободителю. Вот он стоит, обняв немецкую девочку, а в руке у него меч. Он готов в любую минуту защитить ее, защитить всех нас от огня войны.
Мухамедиева Раушан Жумабековна
Учитель русского языка и литературы
средняя школа «Мамания»
с.Аксу, Аксуского района,
Алматинской области.
«Во имя жизни»
(по творчеству татарского поэта Мусы Джалиля)
Цель: на основе творчества и стихов М.Джалиля показать внутренний мир поэта, его понимание чести, долга, чувства собственного достоинства. Воспитывать в ребятах гордость советского человека, способного на подвиг во имя Родины. Отрабатывать выразительное чтение стихов.
Наглядный материал: буклет, портрет поэта.
Тип урока: устный журнал.
Ход урока:
I. Организационный момент. Объявить тему урока, задачи и цели урока.
II. Новая тема. Слово учителя.
I страница. Жизнь и творчество М.Джалиля.
Имя М.Джалиля, поэта – борца, облетело весь мир. Мужественная поэзия Мусы, одухотворенная высокими человеческими идеалами, наполненная горячей любовью к людям, за короткое время нашла дорогу к сердцам миллионов…
Наша Родина и народ по достоинству оценили героический подвиг поэта.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года М.Джалилю за исключительную стойкость и мужество, проявленное в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Поэт М.Джалиль принадлежал к тому счастливому поколению борцов за новую жизнь, чья юность совпала с великими революционными событиями в нашей стране.
И все же, кто он, Муса Джалиль?
Слово вам, ребята.
1 ученик: Муса Джалиль (Залилов) родился в деревне Мустафино Оренбургской губернии 15 февраля 1906 года в многодетной семье бедняка. С детства познал нужду, социальную несправедливость. Поэтому, первые стихотворения, которые он принес в газету «Кзыл Юлдуз» (Красная Звезда) в 1919 году – о борьбе за счастье простых людей.
В 1921 году Муса становится курсантом Оренбургской военно-партийной школы, а затем студентом Татарского института народного образования. Немного позже он получает еще одно высшее образование в Московском Государственном университете.
Джалиль смело выходит на широкую дорогу литературного творчества. Джалиль писал стихи, поэмы, песни. Его взволнованная лирика, отличающаяся глубиной, поэтической свежестью, воспевает радость созидания. Лучшие его произведения насыщены чувством гордости за человека – творца, строителя нового мира…
В 1939 – 1941 годах Муса Джалиль возглавлял Союз писателей Татарии.
Мусса выступает перед творческой интелегенцией, перед читателями – учащимися, студентами, рабочей молодежью, читает стихи по радио. Он пишет публистические статьи, делится своими мыслями по злободневным вопросам литературы и искусства, откликается на новые произведения своих товарищей.
Учитель
22 июня 1941 года… великая Отечественная война… Когда началась ВОВ, М. Джалиль ушел добровольцем на фронт. Его стихи, сложанные в перерывах между боями, проникнуты любовью к Родине, к борющемуся народу, яростным гневом и жгучей ненавистью к фашистам.
Поэтический талант М. Джалиля с особой силой проявился в годы ВОВ. Его стихи поднимали бойцов на ратные подвиги, а тружеников тыла – на подвиги в труде.
Так проходили напряженные дни. Но война уготовила поэту великие испытания…
2 ученик
- В июне 1942 года на Волховском фронте, тяжело раненый, не способный к сопротивлению, старший политрук М. Джалиль попал в лапы гитлировцев.
Тяжелый кошмар фашистского концлагеря не сломил поэта. С большим риском для жизни он создает подпольную антифашисткую организацию. Под руководством М. Джалиля устраивались побеги пленных из концлагеря, распространились среди заключенных листовки и патриотические стихи, сочиненные М. Джалилем, велась антифашистическая пропаганда.
Побеги из лагеря повторялись все чаще и чаще, подпольщики действовали все смелее и смелее. М. Джалиль готовил крупный побег, когда вместе с товарищами был выдан предатели и схвачен.
Советский поэт оказался на столько опасным для гитлеревцев, что они поторопились упрятать его в берлинскую тюрьму Моабит, где содержали опасных для фашизма политических деятелей.
Начались пытки, бесконечные допросы, издевательства. Через некоторое время М. Джалиль и другим 11 организаторам подполья был вынесен смертный приговор.
Учитель
Да, казалось, наступил конец. 25 августа 1944 года М. Джалиль был казнен…
Поэт верил, что его стихотворения, в которые он вложил всю силу своего таланта, кипение сердца и самое заветное в жизни, не должны погибнуть! Они должны жить, дойти до Родины, как сыновнее завещание.
Как увядший цветок, в забытьи
Я под снежной засну пеленою,
Но последние песни мои
Расцветут в вашем сердце весною
(Могила цветка)
(читаю эпиграф к уроку)…
…Верный сын советского народа, поэт М. Джалиль «умер, побеждая», отдам свою честную и светлую жизнь борьбе за Отчизну, за счастье народа. Его богатое поэтическое наследие вошло в золотой фонд многонациональной советской литературы.
Оно не тускнеет с годами, сила поэзии М.Джалиля возрастает с каждым годом, вдохновляя и зовя народы к борьбе, к светлому будущему.
Закончить рассказ о жизни и творчестве Мусы Джалиля. и закрыть 1 страницу журнала я хотела бы словами самого Мусы Джалиля, которое он писал с фронта своей жене: «Я не боюсь смерти. Это не пустые слова. Когда мы говорили, что мы смерть презирали, то это на самом деле так. Я не знаю того момента, когда я будучи в опасности, со страхом думал бы о смерти» (Волховский фронт. 1941г).
«Великое чувство патриотизма, полное осознание своей общественной функции доминирует над личными чувствами страха, - писал М. Джалиль. – Когда приходит мысль о смерти, то думаешь так: есть ещё жизнь за смертью. Не та «жизнь на том свете», которую проповедовали попы и муллы.
Мы знаем, что этого нет. Вот есть жизнь после смерти, в сознании, в памити народа. Если я при жизни делал что-то важное, бессмертное, то этим я заслужил ту, другую жизнь, - жизнь после смерти…
В этом и заключается цель жизни: жить так, чтобы и после смерти не умирать». Джалиль и после смерти остается жив. Его горячее сердце бьётся в его стихотворениях.
II страница. Моабитская тетрадь.
Моабитская тюрьма… Это тюрьма выделялась тем, что за все годы её существования отсюда не совершено ни одного побега. И усиленная охрана, и сложная система сигнализации, и строгий тюремный распорядок - пресловутый фашистский «орднунг», когда узник ни на секунду не остается без присмотра, - всё было направлено на то, чтобы в зародыше растоптать в узнике мысль о возможности спасения.
В таких условиях могли молиться физически и морально даже сильные люди. Наверное, поэтому особенно рельефно выступает ведущая черта поэзии М. Д. – вера в будущее, убеждённость в том, что жертвы, приносимые во имя победы - не напрасны.
Татарский поэт верит, что его смерть будет способствовать продолжению жизни! Ведь длительность жизни измеряется не числом прожитых лет, а тем, что ты сделал для Родины, для народа.
В Моабите Муса много писал, чуть ли не ежедневно создавал новые замечательные стихотворения. Никогда ещё в своей жизни он не работал так яростно и самозабвенно, не писал так искренне и глубоко.
«Моабитская тетрадь» Джалиля – это летопись войны, это ярчайшая страница в творчестве поэта.
Послушайте эти стихи, стихи, в которых боль муки, тяжесть неволи,… переплавляются в светлую торжественную песнь жизни…
4 ученик: «Ты прощай, моя умница»
5 ученик: «Молодая мать»
6 ученик: «Любимой»
7 ученик: «Смерть девушки»
8 ученик: «Палачу»
Учитель: «Воля»
III страница. Выразительное чтение стихов (техника чтения)
IV страница.
Открываем последнюю страницу нашего журнала.
Ребята, в годы Великой Отечественной Войны во имя жизни, во имя победы погиб не только М.Джалиль, но и тысячи наших людей. О них мы должны помнить всегда. Наша Родина и народ по достоинству оценили их героический подвиг. Во многих городах и селах стоят мемориалы Славы, обелиски, горят вечные огни, чтобы люди помнили не забывали пламя войны.
Посмотрите, вот некоторые из них. (демонстрирую слайды)
-
памятник Зое Космодемьянской – юной девушке, отдавшей свою короткую жизнь за то, чтобы мы могли мирно жить, трудиться, учиться. Гитлеровцы повесили ее, и ее последними словами были «Нас миллионы! Всех не перевешаете! Родина отомстит за нас!»
-
Хатынь…
-
братские могилы, павшим в годы Великой Отечественной Войны в городах нашей страны
-
Берлин. Трептов-парк. Памятник советскому воину-освободителю. Вот он стоит, обняв немецкую девочку, а в руке у него меч. Он готов в любую минуту защитить ее, защитить всех нас от огня войны.
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»