Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии 7 класс
Программа
География. Материки и океаны
(7 класс, 70 часов)
Пояснительная записка
География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.
Содержание программы полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение географии в 7 классе отводится 70 часов учебного времени или 2 часа в неделю. Однако информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура, все это делает его довольно насыщенным.
Цели и задачи курса:
– создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;
– раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
– воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
Курс состоит из двух частей:
1. Планета, на которой мы живем.
2. Материки планеты Земля.
Открывает курс небольшая тема «Мировая суша». В ней дается общее представление о материках и островах, их размерах, взаимном расположении. Также разъясняется отличие понятий «материк» и «часть света».
Следующая тема «Литосфера» знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа.
Тема «Атмосфера» дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит как климат целых материков, так и отдельных территорий.
Тема «Мировой океан» призвана раскрыть закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира и др. С другой стороны, она знакомит с особенностями отдельных океанов и факторами, их обуславливающими, а также с взаимным влиянием, которое суша и океан оказывают друг на друга.
Тема «Геосфера» знакомит с общими закономерностями природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины существования этих закономерностей и формы их проявления.
Тема «Человек» дает представление о том, как планета Земля осваивалась людьми, как влияет их деятельность на природу Земли, в каких формах происходит взаимодействие общества и природы.
Следующая, большая часть курса включает в себя темы: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия. Каждая из тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом:
– географическое положение и история исследования;
– геологическое строение и рельеф;
– климат;
– гидрография;
– разнообразие природы;
– население;
– регионы.
Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах, и, вместе с тем, выявить общее в природе всех материков.
На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.
Содержание программы
Введение (3 часа )
Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушария. Материки и острова.
Основные понятия: материк, океан, часть света, остров.
Практическая работа №1 «Решение расчётных задач по географическим координатам
Раздел 1. Главные особенности природы Земли (9 часов)
Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Возникновение материков и океанов. Строение земной коры. Теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Основные понятия: геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.
Персоналии: Альфред Вегенер.
Практическая работа: 2. «Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов».
Тема. Атмосфера
Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Виды воздушных масс.
Основные понятия: климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, западный и северо-восточный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.
Персоналии: А.И. Воейков.
Практическая работа: 3. Выделение на карте территорий, где в наибольшей мере проявляется взаимодействие Океана, атмосферы и суши.
Тема. Геосфера
Понятие о географической оболочке. Материки и океаны, как крупные природные комплексы геосферы Земли. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилеи.
Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона.
Персоналии: В.В. Докучаев.
Раздел 2. Материки и океаны Земля (53 часа)
Тема 1. Мировой океан (4 часа)
Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Основные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.
Персоналии: Огюст Пикар.
Практическая работа: 4. Характеристика одного из океанов Земли.
Тема 2. Африка (11 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Преобладание плоскогорий, Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды.
Самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.
Неравномерность размещения населения, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные понятия: саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, Сахель, Магриб, экваториальная раса.
Персоналии: Васко да Гама, Д. Ливингстон, Г. Стэнли, Н.С. Гумилев, Дж. Спик.
Практические работы: 5,6,7,8. Описание климата африканских городов, Описание рек Африки по плану. Описание природной зоны Африки по плану. Описание стран Африки по плану.
Тема 2. Австралия (4 часа)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Основные понятия: лакколит, эндемик, аборигены.
Персоналии: А. Тасман, Дж. Кук, Э.Дж. Эйр, Мак-Артур, Н.Н. Миклухо-Маклай, Ю.Ф. Лисянский, Т. Хейердал.
Практическая работа: 9. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.
Тема 3. Антарктида (2 часа)
Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического положения, геологического строения рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Отсутствие постоянного населения.
Основные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.
Персоналии: Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Р. Амундсен, Р. Скотт.
Практическая работа 11 Сравнение природы Антарктиды и Антарктики.
Тема 4. Южная Америка ( 7 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Южной Америки. Равнинный Восток и Горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Анды – регион богатой культуры, Галапагосские острова, Мачу-Пикчу.
Основные понятия: сельва, пампа, метис, мулат, самба, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка.
Персоналии: А. Гумбольдт, Х. Колумб.
Практические работы: 9. Описание природной зоны Южной Америки по плану. 10. Описание стран Южной Америки по плану.
Тема 5. Северная Америка (9 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры – главный горный хребет. Аппалачи. Разнообразие типов климата, меридиональное простирание природных зон. Миссисипи, Великие Американские озера. Богатство растительного и животного мира. Население и регионы Северной Америки. Англо-Америка, мигранты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия: Ниагарский водопад, Йеллоустонский национальный парк, Большой каньон Колорадо.
Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка.
Персоналии: А. Макензи, Дж. Кабот, Г. Гудзон.
Практические работы: 12. Описание климата отдельных территорий Северной Америки.13. Описание природных зон Северной Америки по плану. 14. Описание стран Центральной Америки по плану.
Тема 6. Евразия (16 часов)
Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Персоналии: Марко Поло, Афанасий Никитин, Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов, В.К. Арсеньев.
Практические работы: 15. Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам. 16. Описание стран Зарубежной Европы по плану. 17 Описание стран Азии по плану.
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (2 часа)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.
Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.
Персоналии: Н.И. Вавилов, В.И. Вернадский.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны:
1. Знать (понимать):
– географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
– причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
– основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
– связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;
– причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;
– географию крупнейших народов Земли.
2. Уметь:
– давать характеристики материков и океанов;
– характеризовать крупные природные регионы с использованием карт атласа;
– приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, рационального природопользования и др.;
– определять географическое положение природных объектов.
Географическая номенклатура
Тема «Африка»:
– Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;
– Нил, Конго, Нигер, Замбези;
– Виктория, Танганьика, Чад;
– Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).
Тема «Австралия и Океания»:
– Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;
– Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;
– Муррей, Эйр;
– Сидней, Мельбурн, Канберра.
Тема «Южная Америка»:
– Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;
– горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла-Платская низменности;
– Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;
– Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).
Тема «Северная Америка»:
– полуострова Флорида, Калифорния, Аляска;
– Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;
– Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;
– горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;
– Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;
– Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое;
– Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).
Тема «Евразия»:
– полуострова Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корея;
– моря Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;
– Финский, Ботнический, Персидский заливы;
– проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;
– острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские;
– равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно-Сибирское, Декан;
– горы Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья: Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;
– реки Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;
– озера Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.
Тематическое планирование по географии7 класс
(2ч. в неделю)
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Вид учебной деятельности |
Результаты |
Вид контроля |
Домашние задание |
Дата по плану |
Дата фактическая |
|
Введение. |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Что изучает география материков и океанов. |
1 |
Изучения нового материала |
Вводная беседа. Работа с учебником |
Знать: предмет изучения географии. Части света. Карты материков. Уметь: читать и анализировать географические карты. |
Фронтальный. Устный опрос |
§ 1, подготовить сооб-я |
|
|
2. |
Как люди открывали мир. |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Сообщения уч-ся. Работа по карте. |
Знать: содержание, специфику объекты изучения курса «Географии материков и океанов»; основные этапы географических знаний о Земле, выдающихся путешественников и совершенные ими открытия; типы географических карт; Уметь: работать с географическими картами, различными источниками информации |
Фронтальный. Устный опрос |
§.2, раб.тет. с.3-4 |
|
|
3. |
Методы географических исследований и источники географических знаний |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Работа по карте. |
Фронтальный. Устный опрос |
§ 3 задание по к.к. |
|
|
|
|
I. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ. |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Состав и строение литосферы. |
1 |
Изучение нового материала. |
Вводная беседа. Работа по карте. Работа в раб. тет. |
Знать: строение литосферы земной коры, материковую и океаническую земную кору, теорию литосферных плит. Уметь: показывать крупные литосферные плиты, складчатые области, сейсмические пояса. |
Фронтальный опрос Устный опрос |
§4 задание по Р.Т. |
|
|
5. |
Рельеф Земли. |
1 |
Изучение нового материала. |
Вводная беседа. Работа по карте. Работа в раб. тет. |
Знать: зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых. Уметь: объяснять признаки понятий «платформа», «рельеф». |
Фронтальный опрос |
§5, раб.тет. |
|
|
6. |
Климатообразующие факторы. |
1 |
Изучение нового материала. |
Вводная беседа. Работа с картами атласа. Вопросы и задания. Тест. |
Знать: гипотезу происхождения атмосферы, климатообразующие факторы. Уметь: определять по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур и осадков. |
Фронтальный опрос Письменный. |
§6, задание по Р.Т. |
|
|
7. |
Климатические пояса Земли. |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Работа по учебнику. Практическая работа №2 «Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов». |
Знать: основные типы воздушных масс, области пассатов, муссонов. Уметь: объяснять п. «воздушная масса»,»пассаты», «муссоны Знать: типы климатических поясов Уметь: определять географическое положение климатических поясов и давать их характеристику |
Фронтальный опрос Письменный |
§7, запол.табл. |
|
|
8. |
Мировой океан – главная часть литосферы. Роль гидросферы в жизни Земли. |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Работа по учебнику. Практическая работа №3 «Выделение на карте территорий, где в наибольшей мере проявляется взаимодействие Океана, атмосферы и суши». |
. Знать: Мировой океан, свойства водных масс. Уметь: объяснять роль Мирового океана в жизни Земли, свойства вод. |
Фронтальный опрос Письменный. |
§8,9 8задание по Р.Т. |
|
|
9. |
Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. |
1 |
Урок обобщения и закрепления знаний. |
Вводная беседа. Тест. |
Знать: гипотезу возникновения жизни на Земле, расселение по Земле растений, животных и человека. |
Фронтальный опрос. Письменный |
§10, под.сообщ. |
|
|
10. |
Географическая оболочка планеты. |
1 |
Изучение нового материала. |
Вводная беседа. ИКТ. Работа по карте. |
|
Фронтальный опрос |
§11, 12вопросы на стр. 73 |
|
|
11. |
Географическая зональность. |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Заполнение таблицы. |
|
Фронтальный опрос |
§13, задание по Р.Т. |
|
|
12. |
Население Земли. |
1 |
Комбинированный |
Вводная работа. Работа по карте. |
|
Фронтальный опрос |
§14,15 запол.табл |
|
|
|
|
53 |
|
|
|
|
|
|
|
13. |
Северный Ледовитый океаны. |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. ИКТ. Работа с картами атласа |
Знать: особенности природы океана, рельеф дна, течения, ресурсы и будущее океана. Уметь: показывать океан и его части на карте. |
Фронтальный опрос. Устный опрос |
§40, задание по к.к. |
|
|
14. |
Тихий океан и Индийский океаны |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Работа по карте. П\р №4 Характеристика одного из океанов Земли |
Знать: особенности природы океана, рельеф дна, течения, ресурсы и будущее океана. Уметь: показывать океан и его части на карте. |
Фронтальный опрос. Устный опрос |
§41, подготовить сооб-я. |
|
|
15. |
Атлантический океан |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Работа с картами атласа. Сообщения уч-ся. |
Знать: особенности природы океана, рельеф дна, течения, ресурсы и будущее океана. Уметь: показывать океан и его части на карте. |
Фронтальный опрос. Устный опрос |
§42, запол.табл. |
|
|
16. |
Обобщающий урок по теме «Океаны». |
1 |
Урок обобщения и закрепления знаний |
Контрольная работа. |
|
Итоговый. Письменный опрос. |
|
|
|
17. |
Географическое положение Африки. История открытия и исследования. |
1 |
Изучение нового материала |
Вводная беседа. Работа по карте. |
Знать: приемы определения ГО материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь: определять ГО положение материка, оценивать влияние ГП на особенности природы материка. |
Фронтальный опрос Устный опрос |
§16, задание по к.к. |
|
|
18. |
Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые. |
1 |
Изучение нового материала |
Вводная беседа. Работа по карте. Обозначение на к/арте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. |
Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. |
Фронтальный опрос Устный опрос |
§17, задание по к.к. |
|
|
19. |
Климат Африки. |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Работа с картами. Практическая работа №5 «Описание климата африканских городов». |
Знать: особенности климата материка, основные речные системы, озёра материка. Уметь: показывать климатические пояса, показывать внутренние воды на карте. |
Фронтальный опрос Письменный |
§18, раб.тет. |
|
|
20. |
Внутренние воды Африки. |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Работа по карте. Практическая работа №6 «Описание рек Африки по плану». |
|
Фронтальный опрос. Письменный |
§19, задание по Р.Т. |
|
|
21. |
Природные зоны Африки. |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Работа по карте. Практическая работа №7 «Описание природной зоны Африки по плану». |
Знать: особенности природных зон материка. Уметь: объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. |
Фронтальный. Письменный опрос. |
§20,21 запол.табл. |
|
|
22. |
Население Африки. |
1 |
Изучение нового материала. |
Вводная беседа. Заполнение таблицы. Работа по карте. |
Знать: численность, плотность, особенности размещения населения, современную политическую карту. Уметь: определять по карте географическое положение страны и ёе столицы. |
Фронтальный |
§,22 задание по Р.Т. |
|
|
23. |
Страны Северной Африки. |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Работа по карте. Работа по раб. тет. |
Знать: состав территории и её регионы, черты различия между странами, входящими в регион. Гл. особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города. Уметь: показывать на карте ос. Регионы Африки, описывать природные условия населения и хозяйственной жизни одной из стран. |
Фронтальный опрос. Устный. |
§23, подготовить сооб-я |
|
|
24. |
Страны Судана и Центральной Африки. |
1 |
Комбинированный |
Водная беседа. Работа по карте. Сообщения уч-ся |
Фронтальный опрос. Устный. |
§24, задание по к.к. |
|
|
|
25. |
Страны Восточной Африки. |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Работа по карте. Практическая работа №8 «Описание стран Африки по плану». |
Знать: состав территории и её регионы, черты различия между странами, входящими в регион. Гл. особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города. Уметь: показывать на карте страны Восточной и Южной Африки, описывать природные условия населения и хозяйственной жизни одной из стран. |
Фронтальный опрос. Письменный опрос.. |
§25 подг.сообщ |
|
|
26. |
Страны Южной Африки. |
1 |
|
Вводная беседа. Работа по карте. Работа в раб.тет. |
|
§26, задание по Р.Т. |
|
|
|
27. |
Обобщающее повторение по теме «Африка». |
1 |
Урок обобщения знаний |
Контрольная работа |
|
Письменный Итоговый. |
|
|
|
28. |
Австралия. Географическое положение и история исследования материка. Рельеф. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Вводная беседа. Работа по карте. |
Знать: приемы определения ГП Австралии, имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь: определить ГП Австралии, крайних точек, протяжённость с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в км. |
Фронтальный опрос |
§27, задание по к.к. |
|
|
29. |
Климат. Внутренние воды. Природные зоны. |
1 |
Комбинированный. |
Вводная беседа. Работа по карте. ИКТ. Заполнение таблицы. Составление географического описания природных зон материк.. |
Знать: особенности климата материка. Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, Выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. |
Фронтальный. Устный опрос. |
§28, запол.табл |
|
|
30. |
Население Австралии. Австралийский союз. |
1 |
Изучение нового материала |
Вводная беседа. Работа по карте. |
Знать: численность, плотность, особенности размещения населения, современную политическую карту. Уметь: определять по карте географическое положение страны и ёе столицу. |
Фронтальный. Устный опрос. |
§29, подготовить сообщ-я |
|
|
31. |
Океания. |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Работа по карте. Сообщения уч-ся. |
Знать: особенности природы и населения Океании. |
Фронтальный. Устный опрос. |
§30, задание по Р.Т. |
|
|
32. |
Южная Америка: географическое положение. История открытия и освоения. |
1 |
Изучение нового материала. |
Вводная беседа. Работа по карте. Работа в раб.тет. |
Знать: приемы определения ГП Южной Америки, имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь: определить ГП материка, крайних точек, протяжённость с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в км. Оценивать влияние ГП на особенности природы материка. |
Фронтальный. Устный опрос. |
§31, задание по к.к. |
|
|
33. |
Особенности рельефа Южной Америки. Размещение полезных ископаемых на материке. |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Работа по карте. |
Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых |
Фронтальный. Устный опрос. |
§32, задание по Р.Т. |
|
|
34. |
Климат и внутренние воды Южной Америки. |
1 |
Изучение нового материала. |
Вводная беседа. Работа по карте. Работа в раб. тет. |
Знать: особенности климата материка. Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, Выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. |
Фронтальный. Устный опрос. |
§33, вопросы и задания ст.153 |
|
|
35. |
Природные зоны Южной Америки. |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Работа по карте. Практическая работа №9 «Описание природной зоны Южной Америки по плану». |
Знать: особенности природных зон материка. Уметь: объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. |
Фронтальный. Письменный |
§34, подготовить сообщ-я |
|
|
36. |
Население Южной Америки. |
1 |
Изучение нового материала. |
Вводная беседа. Работа по карте. Сообщения уч-ся |
Знать: численность, плотность, особенности размещения населения, современную политическую карту. |
Фронтальный. Устный опрос. |
§31, задание по Р.Т. |
|
|
37. |
Страны востока материка. Бразилия. Аргентина |
1 |
Изучение нового материала. |
Работа по карте. Практическая работа №10 «Описание стран Южной Америки по плану». |
Уметь: давать краткую характеристику наиболее крупных и типичных для регионов материка стран, определять по карте географическое положение страны и ёе столицу. |
Фронтальный. Письменный. |
§36,37 задание по к.к. |
|
|
38. |
Обобщающее повторение по теме «Южная Америка». |
1 |
Урок обобщения знаний. |
Контрольная работа. |
Уметь: давать краткую характеристику наиболее крупных и типичных для регионов материка стран, определять по карте географическое положение страны и ёе столицу. |
Письменный опрос |
Повторить тему, вопросы стр.179 |
|
|
39. |
Полярные области. Антарктика: особенности географического положения. |
1 |
Изучение нового материала. |
Вводная беседа. Работа по карте. Работа в раб. тет. |
Знать: приемы определения ГП Антарктиды, имена исследователей и результаты их работы. Уметь: определять ГП материка, оценивать влияние ГП на особенности природы материка. |
Фронтальный Устный опрос. |
§38, задание по к.к. |
|
|
40. |
Природа Антарктиды. |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Работа по карте. Практическая работа №11 «Сравнение природы Антарктиды и Антарктики». |
Знать: особенности рельефа, климата материка. Уметь: называть и показывать крупные формы рельефа, климатические пояса. Выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. |
Письменный опрос. |
§39, задание по Р.Т. |
|
|
41. |
Северная Америка: географическое положение. История открытия и исследования материка. |
1 |
Изучение нового материала. |
Вводная беседа. Работа по карте. Работа в раб.тет. |
Знать: приемы определения ГП Северной Америки, имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь: определить ГП материка, крайних точек, протяжённость с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в км. Оценивать влияние ГП на особенности природы материка. |
Фронтальный Устный опрос. |
§43, задание по к.к. |
|
|
42. |
Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки. |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Работа по карте. |
Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых |
Фронтальный Устный опрос. |
§44,задание по Р.Т. |
|
|
43. |
Климат Северной Америки. |
1 |
Изучение нового материала. |
Вводная беседа. Работа по карте. Практическая работа №12 «Описание климата отдельных территорий Северной Америки». |
Знать: особенности климата Северной Америки. Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, Выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. |
Фронтальный. Письменный опрос. |
§41, задание по к.к. |
|
|
44. |
Внутренние воды Северной Америки. |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Работа по карте. Заполнение таблицы. |
Знать: Основные речные системы, озёра материка. Уметь: показывать внутренние воды на карте. |
Фронтальный Устный опрос. |
§41, подг.сообщ. |
|
|
45. |
Природные зоны Северной Америки. |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Работа по карте. Практическая работа №13 «Описание природных зон Северной Америки по плану». |
Знать: особенности природных зон материка. Численность, плотность, особенности размещения населения, современную политическую карту. Уметь: давать краткую характеристику наиболее крупных и типичных для регионов материка стран, определять по карте географическое положение страны и ёе столицу. |
Фронтальный. Письменный. |
§42, задание по Р.Т. |
|
|
46. |
Население и страны Северной Америки. |
1 |
. Комбинированный |
Вводная беседа. Работа по карте. Заполнение таблицы. |
Знать: численность, плотность, особенности размещения населения, современную политическую карте Евразии. Уметь: давать краткую характеристику страны, показывать на карте. |
Фронтальный. Устный |
§43, подготовить сооб-я |
|
|
47. |
США |
1 |
. Комбинированный |
Вводная беседа. Работа по карте. ИКТ. Сообщения уч-ся |
Знать: численность, плотность, особенности размещения населения, современную политическую карте Евразии. Уметь: давать краткую характеристику страны, показывать на карте. |
Фронтальный. Устный |
§44, подг.сообщ. |
|
|
48. |
Население и страны Северной Америки. |
1 |
Комбинированный. |
Вводная беседа. Работа по карте. Практическая работа №14 «Описание стран Центральной Америки по плану». |
Знать: численность, плотность, особенности размещения населения, современную политическую карте Евразии. Уметь: давать краткую характеристику страны, показывать на карте. |
Фронтальный. Устный |
§45, заполнить табл. |
|
|
49. |
Обобщающее повторение по теме «Северная Америка». |
1 |
Урок обобщения знаний |
Контрольная работа |
|
Итоговый. Письменный. |
Повторить тему, вопросы стр245 |
|
|
50. |
Евразия: географическое положение и история исследования материка. |
1 |
Изучение нового материала. |
Вводная беседа. Работа по карте. ИКТ. |
Знать: приемы определения ГП Евразии, имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь: определить ГП материка, крайних точек, протяжённость с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в км. Оценивать влияние ГП на особенности природы материка |
Фронтальный. Устный опрос. |
§46, задание по к.к. |
|
|
51. |
Особенности рельефа и полезные ископаемые Евразии. |
1 |
Изучение нового материала. |
Вводная беседа. Работа по карте. Работа по раб.тет. |
Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых |
Фронтальный. Устный опрос |
§47, задание по Р.Т. |
|
|
52. |
Климат Евразии. |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Работа по карте. Практическая работа №15 «Описание климата различных территорий Евразии». |
Знать: особенности климата Евразии. Основные речные системы, озёра материка. Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, Выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. Показывать внутренние воды на карте |
Фронтальный. Письменный. |
§48, задание по к.к. |
|
|
53. |
Внутренние воды Евразии. |
1 |
Комбинированный
ный |
Вводная беседа. Работа по карте. Работа по к.к. |
Знать: Основные речные системы, озёра материка. Уметь: показывать внутренние воды на карте. |
Фронтальный. Устный опрос. |
§49, подг.сообщ. |
|
|
54. |
Природные зоны Евразии. |
1 |
Изучение нового материала. |
Вводная беседа. Работа по карте. Заполнение таблицы. |
Знать: особенности природных зон Евразии. Уметь: объяснять своеобразие природы Евразии, характеризовать природу отдельных частей материка. |
Фронтальный. Устный опрос |
§50, задание по Р.Т. |
|
|
55. |
Природные зоны и высотная поясность Евразии. |
1 |
Комбинированный |
Работа по карте. Работа в раб.тет. |
Фронтальный. Устный опрос |
§50, запол. таблицу |
|
|
|
56. |
Население и страны Евразии. |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Работа по карте. Работа в раб.тет. |
Знать: численность, плотность, особенности размещения населения, современную политическую карте Евразии. Уметь: определять по карте ГП страны, показывать по карте крупные страны и их столицы. |
Фронтальный. Устный опрос |
§51, под.сообщ |
|
|
57. |
Зарубежная Европа. Страны Северной и Западной Европы. |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Работа по карте. Заполнение таблицы. |
Знать: состав территории и её регионы, черты различия между странами, особенности населения, быт, народные промыслы, религия; крупные города. Уметь: показывать на карте страну и столицу |
Фронтальный. Устный опрос |
§52, 53, задание по к.к. |
|
|
58. |
Страны Восточной Европы. |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Работа по карте. Сообщения уч-ся. ИКТ. |
Знать: состав территории и её регионы, черты различия между странами, особенности населения, быт, народные промыслы, религия; крупные города. Уметь: показывать на карте страну и столицу |
Фронтальный. Устный опрос |
§54,56, запол.табл. |
|
|
59. |
Страны Южной Европы. |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Работа по карте. Практическая работа №16 «Описание стран Зарубежной Европы по плану». |
Знать: состав территории и её регионы, черты различия между странами, особенности населения, быт, народные промыслы, религия; крупные города. Уметь: показывать на карте страну и столицу |
Фронтальный. Устный опрос |
§57, подг.сообщ. |
|
|
60. |
Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии. |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Работа по карте. |
Знать: состав территории и её регионы, черты различия между странами, особенности населения, быт, народные промыслы, религия; крупные города. Уметь: показывать на карте страну и столицу |
Фронтальный. Устный опрос |
§58, подг.презент |
|
|
61. |
Страны Закавказья и Центральной Азии. |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Работа по карте. Сравнение стран. Работа по раб. тет. |
Фронтальный. Устный опрос |
§58.1, 58.2, подготовить сообщ-я |
|
|
|
62. |
Страны Восточной Азии (Япония, Китай). |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. ИКТ. Сообщения уч-ся |
Знать: состав территории и её регионы, черты различия между странами, особенности населения, быт, народные промыслы, религия; крупные города. Уметь: показывать на карте страну и столицу |
Фронтальный. Устный опрос |
§59, 60, подг.сообщ |
|
|
63. |
Страны Южной и Юго-Восточной Азии. |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Работа по карте. Практическая работа №17 «Описание стран Азии по плану». |
Знать: состав территории и её регионы, черты различия между странами, особенности населения, быт, народные промыслы, религия; крупные города. Уметь: показывать на карте страну и столицу |
Фронтальный. Устный опрос |
§61, задание по к.к. |
|
|
64. |
Страны СНГ (Закавказье и Средняя Азия). |
1 |
Комбинированный |
Вводная беседа. Работа по карте. |
Фронтальный. Устный опрос |
§62, запол.табл. |
|
|
|
65. |
Обобщающее повторение по теме «Евразия». |
1 |
Закрепление ЗУНов по разделу. |
Контрольная работа |
Письменный опрос. Итоговый. |
Повторить тему |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
66. |
Взаимодействие человеческого общества и природы. |
1 |
. Изучение нового материала. |
Вводная беседа. Работа с учебником. |
Знать: этапы развития географической оболочки. Уметь: называть состав географической оболочки и объяснять связи между её компонентами. |
Фронтальный. Устный опрос. |
§63, задание на стр.328 |
|
|
67. |
Уроки жизни. Сохранить окружающую природу. |
1 |
Комбинированный. |
Вводная беседа. Составление схемы. |
Знать: как взаимодействуют природа и общество, как влияет деятельность человека на природу. Уметь: объяснять причины географической зональности, значение природных богатств для человека, влияние человека на природу. |
Фронтальный. Устный опрос. |
§64, подг.сообщ. |
|
|
68. |
Обобщение учебного материала всего курса. |
1 |
Урок-практикум |
Вводная беседа. Работа по заданиям и вопросам. |
|
Устный опрос |
Ст.337-339 |
|
|
69. |
Итоговое тестирование по курсу «География материков и океанов». |
1 |
Контрольное тестирование и работа над ошибками |
Разноуровневые тесты |
|
Итоговый. Письменный. |
|
|
|
70. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»