Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Краткое описание
Распространение собственного опыта по патриотическому воспитанию и ознакомлению детей с родным городом.
Описание
МКДОУ «Детский сад №10 общеразвивающего вида городского округа город Нововоронеж»
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников .
Воспитатель 1кк:
Пекшева Н.И.
2014 год
В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Региональность — опора на объект ближайшего окружения, учёт природных, экологических, социальных, культурных особенностей региона. Приоритетным направлением в работе дошкольного учреждения, в котором я работаю, является социально-личностное развитие ребёнка. Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём родном городе, усвоения принятых в нём норм поведения и приобщения к его культурным ценностям. Наш город является моногородом, он достаточно молодой и сравнительно небольшой, поэтому к детям должно прийти понимание того, что история творится «здесь и сейчас». И очень важно чувствовать это самой и передавать это чувство своим воспитанникам. Своеобразие моей работызаключается в том, что я начинаю реализацию задач патриотического воспитания с детьми 3 лет. Тогда как большинство источников рекомендует реализовывать это направление работы с 4 лет. Во второй младшей группе я решаю следующие задачи: ¾ Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; ¾ Формирование бережного отношения к природе и всему живому; ¾ Воспитание уважения к труду; ¾ Развитие интереса к русским традициям и промыслам. Для реализации этих задач я беру следующие темы: «Что такое детский сад?», «Труд взрослых в детском саду», «День рождения города», «Город – деревня», «Моя семья», «Наши папы», «Моя мама…», «Народные игрушки», «Наша Родина – Россия». Концепцию моей работы можно представить в форме пирамиды, где основанием является повышение личной компетентности в вопросе патриотического воспитания дошкольников, на этой основе создание развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию, далее знакомство детей с понятием семья, с её историей и настоящим, затем знакомство с детским садом, знакомство с городом, знакомство с краем, знакомство со страной. Всю работу пронизывает тесное взаимодействие с родителями, как активными участниками педагогического процесса. И в итоге вершиной моей концепции является выпускник-дошкольник, уважающий историю и культуру своего народа, своей страны; ориентированный на стабильную семейную жизнь; обладающий знаниями о достижениях своих соотечественников и понимающий, что эти достижения- результат труда отдельных людей в разные периоды истории; испытывающий желание гордиться народом, к которому принадлежит. Я осознаю, что дошкольник ещё не может стать истинным патриотом, но проводимая мною работа способствует зарождению патриотических чувств и определенных качеств, о чем свидетельствует положительная динамика, выявленная в результате мониторинга в конце года. Работа по формирование патриотических чувств у дошкольника ведется в таких направлениях как: «Семья», «Детский сад», «Родной край», «Моя страна», «Наша армия». Для успешного освоения содержания этих направлений я использую различные формы организации работы с детьми такие как: краеведческие экскурсии и целевые прогулки по городу, посещение школьного музея города, и памятников его защитникам в годы ВОВ, тематические беседы на темы: «Что мне нравится в моём городе?», «Каким город будет, когда я вырасту?», «Что было раньше?»; совместное изготовление и рассматривание с детьми тематических фотоальбомов: «Мой любимый город», «Строительство АЭС»; участие детей в народных праздниках; чтение произведений местных авторов о городе (Ю. Полевого, В. Быкова, В. Рыбачевой); создание проблемно – игровых ситуаций: «Прогулка по городу», «На берегу Дона», «Узнай улицу»; использование дидактических игр: «Найди герб города», «Что было вначале, а что потом?» и других формпозволяет привить детям чувство любви и привязанности к родному краю, воспитать человека с высоким чувством долга. Задачи области «Социализации» решаются в ходе реализации других областей программы. Так в конструктивной деятельности дети изготавливают макеты памятников и улиц города, в изобразительной деятельности выполняют рисунки на темы: «Улица, на которой я живу», «Мой детский сад», «День города» и др. которые формируют альбом «Город глазами детей». В 2009 году мои воспитанники приняли участие в международном конкурсе «Мы – дети атомграда». На музыкальных занятиях дети знакомятся с музыкальными произведениями местных композиторов, узнают особенности песенного творчества знаменитых земляков. В познавательной деятельности дети знакомятся с историей родного города во взаимодействии с культурой и историей России, родного края. Социально — личностное воспитание ребенка — сложный педагогический процесс.Одной из особенностей работы в данном направлении является способность педагога приобретать знания по краеведению, анализировать и систематизировать имеющийся материал, повышать свою профессиональную компетентность. Прежде чем вести работу с детьми, педагог должен владеть необходимой информацией краеведческого и профессионального характера. Беседуя с работниками АЭС, старожилами города, изучая периодику и специальную литературу, используя интернетресурс, я приобретаю интересующие меня знания об истории родного города и Воронежского края, о работе градообразующего предприятия. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Правильно организованная развивающая среда - мощный стимул воспитания любви к родному городу.В группе оформлен уголок «Край родной», представлены книги с иллюстрациями природы края, достопримечательностей родного города; оформлены фотоальбомы «Наш город» (герб города, карта, достопримечательности, подобраны стихи местных авторов), «Наши родители» (профессии работников АЭС и города), представлены фоторепортажи «НВАЭС-35 лет», «Строительство АЭС-2». Мною оформлен «Социальный паспорт ДОУ», включающий наиболее важные объекты инфраструктуры микрорайона. В данный момент история творится на глазах детей – активно строится АЭС-2, в СМИ ведётся работа по отслеживанию строительства, мимо внимания детей не проходит ни одно событие. Я обращаю внимание детей на то, что в городе появилось много людей разных национальностей, знакомлю их с многообразием народов нашей страны, мира, при этом особое внимание уделяю формированию толерантности. В воспитании детей огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. Включение родителей в образовательный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. Организуемая работа проходит под девизом: знания и любовь родителей к Родине, городу должны передаваться детям. Я стараюсь показать через малое — большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей. С помощью родителей создан видеопаспорт города Нововоронеж, изготовлен архивный альбом города, макеты ближайшего окружения, проведён конкурс «Город нашего будущего», оформлена выставка организована выставка кукол в русских национальных костюмах «Дуняшина радость». Родители привлекаются к организованным беседам с детьми на темы «Профессия атомщика», «Я помню город…». В данный момент по инициативе родителей собирается коллекция «Куклы в национальных костюмах». Результат работы по краеведению должен быть ориентирован не только на приобретение дошкольниками определённых знаний, но и на повышение его жизненной активности и развитие интегративных качеств.Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребёнка, как основы его любви к родному краю. Вос
питание патриотических чувств, было – есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому — очень важно привить ему именно общие человеческие ценности.
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников .
Воспитатель 1кк:
Пекшева Н.И.
2014 год
В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Региональность — опора на объект ближайшего окружения, учёт природных, экологических, социальных, культурных особенностей региона. Приоритетным направлением в работе дошкольного учреждения, в котором я работаю, является социально-личностное развитие ребёнка. Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём родном городе, усвоения принятых в нём норм поведения и приобщения к его культурным ценностям. Наш город является моногородом, он достаточно молодой и сравнительно небольшой, поэтому к детям должно прийти понимание того, что история творится «здесь и сейчас». И очень важно чувствовать это самой и передавать это чувство своим воспитанникам. Своеобразие моей работызаключается в том, что я начинаю реализацию задач патриотического воспитания с детьми 3 лет. Тогда как большинство источников рекомендует реализовывать это направление работы с 4 лет. Во второй младшей группе я решаю следующие задачи: ¾ Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; ¾ Формирование бережного отношения к природе и всему живому; ¾ Воспитание уважения к труду; ¾ Развитие интереса к русским традициям и промыслам. Для реализации этих задач я беру следующие темы: «Что такое детский сад?», «Труд взрослых в детском саду», «День рождения города», «Город – деревня», «Моя семья», «Наши папы», «Моя мама…», «Народные игрушки», «Наша Родина – Россия». Концепцию моей работы можно представить в форме пирамиды, где основанием является повышение личной компетентности в вопросе патриотического воспитания дошкольников, на этой основе создание развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию, далее знакомство детей с понятием семья, с её историей и настоящим, затем знакомство с детским садом, знакомство с городом, знакомство с краем, знакомство со страной. Всю работу пронизывает тесное взаимодействие с родителями, как активными участниками педагогического процесса. И в итоге вершиной моей концепции является выпускник-дошкольник, уважающий историю и культуру своего народа, своей страны; ориентированный на стабильную семейную жизнь; обладающий знаниями о достижениях своих соотечественников и понимающий, что эти достижения- результат труда отдельных людей в разные периоды истории; испытывающий желание гордиться народом, к которому принадлежит. Я осознаю, что дошкольник ещё не может стать истинным патриотом, но проводимая мною работа способствует зарождению патриотических чувств и определенных качеств, о чем свидетельствует положительная динамика, выявленная в результате мониторинга в конце года. Работа по формирование патриотических чувств у дошкольника ведется в таких направлениях как: «Семья», «Детский сад», «Родной край», «Моя страна», «Наша армия». Для успешного освоения содержания этих направлений я использую различные формы организации работы с детьми такие как: краеведческие экскурсии и целевые прогулки по городу, посещение школьного музея города, и памятников его защитникам в годы ВОВ, тематические беседы на темы: «Что мне нравится в моём городе?», «Каким город будет, когда я вырасту?», «Что было раньше?»; совместное изготовление и рассматривание с детьми тематических фотоальбомов: «Мой любимый город», «Строительство АЭС»; участие детей в народных праздниках; чтение произведений местных авторов о городе (Ю. Полевого, В. Быкова, В. Рыбачевой); создание проблемно – игровых ситуаций: «Прогулка по городу», «На берегу Дона», «Узнай улицу»; использование дидактических игр: «Найди герб города», «Что было вначале, а что потом?» и других формпозволяет привить детям чувство любви и привязанности к родному краю, воспитать человека с высоким чувством долга. Задачи области «Социализации» решаются в ходе реализации других областей программы. Так в конструктивной деятельности дети изготавливают макеты памятников и улиц города, в изобразительной деятельности выполняют рисунки на темы: «Улица, на которой я живу», «Мой детский сад», «День города» и др. которые формируют альбом «Город глазами детей». В 2009 году мои воспитанники приняли участие в международном конкурсе «Мы – дети атомграда». На музыкальных занятиях дети знакомятся с музыкальными произведениями местных композиторов, узнают особенности песенного творчества знаменитых земляков. В познавательной деятельности дети знакомятся с историей родного города во взаимодействии с культурой и историей России, родного края. Социально — личностное воспитание ребенка — сложный педагогический процесс.Одной из особенностей работы в данном направлении является способность педагога приобретать знания по краеведению, анализировать и систематизировать имеющийся материал, повышать свою профессиональную компетентность. Прежде чем вести работу с детьми, педагог должен владеть необходимой информацией краеведческого и профессионального характера. Беседуя с работниками АЭС, старожилами города, изучая периодику и специальную литературу, используя интернетресурс, я приобретаю интересующие меня знания об истории родного города и Воронежского края, о работе градообразующего предприятия. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Правильно организованная развивающая среда - мощный стимул воспитания любви к родному городу.В группе оформлен уголок «Край родной», представлены книги с иллюстрациями природы края, достопримечательностей родного города; оформлены фотоальбомы «Наш город» (герб города, карта, достопримечательности, подобраны стихи местных авторов), «Наши родители» (профессии работников АЭС и города), представлены фоторепортажи «НВАЭС-35 лет», «Строительство АЭС-2». Мною оформлен «Социальный паспорт ДОУ», включающий наиболее важные объекты инфраструктуры микрорайона. В данный момент история творится на глазах детей – активно строится АЭС-2, в СМИ ведётся работа по отслеживанию строительства, мимо внимания детей не проходит ни одно событие. Я обращаю внимание детей на то, что в городе появилось много людей разных национальностей, знакомлю их с многообразием народов нашей страны, мира, при этом особое внимание уделяю формированию толерантности. В воспитании детей огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. Включение родителей в образовательный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. Организуемая работа проходит под девизом: знания и любовь родителей к Родине, городу должны передаваться детям. Я стараюсь показать через малое — большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей. С помощью родителей создан видеопаспорт города Нововоронеж, изготовлен архивный альбом города, макеты ближайшего окружения, проведён конкурс «Город нашего будущего», оформлена выставка организована выставка кукол в русских национальных костюмах «Дуняшина радость». Родители привлекаются к организованным беседам с детьми на темы «Профессия атомщика», «Я помню город…». В данный момент по инициативе родителей собирается коллекция «Куклы в национальных костюмах». Результат работы по краеведению должен быть ориентирован не только на приобретение дошкольниками определённых знаний, но и на повышение его жизненной активности и развитие интегративных качеств.Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребёнка, как основы его любви к родному краю. Вос
питание патриотических чувств, было – есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому — очень важно привить ему именно общие человеческие ценности.
Размещено в
разделе:
Дошкольное образование
Воспитатель
Технологии, методики, формы работы
Для всех программ
07 апреля 2014
Файлы
Опыт работы.pptx
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей