Отголоски эпохи Возрождения в Санкт-Петербурге
Рассмотрим самые знаменитые памятники архитектуры Ренессанса:
Показ слайдов.
Архитекторы той эпохи стремились возродить зодчество античности.
Задание: выбрать и записать слова и словосочетания, характеризующие черты античной архитектуры:
1.Симметрия
2. Обилие декоративных элементов
3.Мягкость цветов
2. Каркасная система
3.Пропорции
4.Массивность
5 Геометрия и порядок составных частей
6 Устремленность вверх
7. Насыщенная окраска зданий
8. Ордерная система
Особенное значение в этом стиле придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, симметрии архитектурных элементов, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры.
Собор Святого Петра в Риме. Купол собора Святого Петра сооружен по проекту Микеланджело. Его диаметр составляет 42 м, и в Риме его называют cupollone («куполище»).
Родоначальником ренессансной архитектуры был Филиппе Брунеллески(1377—1446) — основоположник ренессансной архитектуры, разработал теорию перспективы и ордерную систему, вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры.
Ивана III можно считать родоначальником Ренессанса в России, поскольку именно при нём в России начал работу ряд архитекторов из Италии, которые принесли новые технологии строительства и некоторые элементы Ренессанса.
В архитектуре Петербурга 19века ярко проявляются следы эпохи Возрождения. Новый стиль получает название неоренессанс (“ нео- “ –новый)
Прототипом для петербуржских зданий, выполненных в стиле «неоренессанс» являлись итальянские здания с широкими арочными окнами, нарядными наличниками, мощными узорчатыми карнизами, глубоким рустом на фасадах
Неоренессанс считается одним из наиболее распространённых направлений в архитектуре Петербурга 19 века.
Отличительные черты этих зданий: тяга к симметрии, прямоугольные планы с внутренними двориками, рациональное членение фасадов, Применение таких элементов, как …..
Задание: разгадать паутинку (ответ: пилястра и рустика)
Записать определения в тетрадь:
Рустика (архитектурный термин) — облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырехугольными, правильно сложенными и плотно пригнанными один к другому камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной.
Пилястра — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну.
Одним из первых зданий этого стиля (Неоренессанс) (1844—1846 годы) был построен особняк князя Л. В. Кочубея — ныне ул. Чайковского, 30
К данному стилю относят целый ряд особняков и доходных домов на улицах Чайковского, Кирочной и Фурштатской.
Мотивы ренессанса отражаются и в постройках петербургских вокзалов — Николаевского, Балтийского и Варшавского. Фасад Николаевского вокзала напоминает венецианские сооружения 16 столетия: двойные арки с колоннами первого яруса, полуколонны второго яруса, «окна Браманте», башня с часами.
Одними из крупнейших общественных строений в стиле Неоренессанса являются театры Петербурга. Ордерная система начиналась со второго и с третьего этажа. Декор фасадов — сдержанный, пышное оформление появилось значительно позже. В стиле «неоренессанс» также построены такие здание, как Министерство государственных имуществ, Шуваловский дворец и Городская дума.
Арочные окна и наличники построек богато украшены в стиле итальянского ренессанса 15 — 16 столетий. Ордерная система пилястр возникла на фасаде второго этажа, первый этаж обозначился рустикой как мощный цоколь, хотя функционального значения подобная конструкция не несла
5.Контроль знаний, умений, навыков:
Среди зданий Санкт-Петербурга можно насчитать представителей до 15 архитектурных стилей. Для того, чтобы не путать их, мы должны знать характерные черты, названия архитектурных элементов, деталей, которые помогут отличить один стиль от другого.
Задание : подобрать к каждому определению (архитектурного элемента) свое значение, которые даны на интерактивной доске.
А. Пилястра
| В. Тип композиции, главными элементами которого являются колонны (различают ионический, дорический, коринфский)
|
В.Ордер
| А.Вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, условно изображающий колонну.
|
Б.Рустика
| Г. элемент зданий или отдельно стоящее столбовидное сооружение
|
Г.Колонна
| Б. облицовка внешних стен здания четырехугольными, камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной.
|
Д. Наличник
| Д. декоративное оформление оконного или дверного проёма в виде накладных фигурных профилированных планок
|
6.Подведение итогов урока.
Домашнее задание: Рассмотреть здание Мариинского театра. Познакомиться с его историей, выявить основные черты внешнего и внутреннего архитектурного убранства. Выписать архитектурные термины, которые характеризуют данное сооружение.
Интеренет- ресурсы:
1. http://www.peterburg.biz/stil-neorenessans.html
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F0%F5%E8%F2%E5%EA%F2%F3%F0%E0_%D1%E0%ED%EA%F2%CF%E5%F2%E5%F0%E1%F3%F0%E3%E
1. http://walkspb.ru/zd/konnogvardejskiy7.html
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E5%E0%F2%F0%FB_%D1%E0%ED%EA%F2-%CF%E5%F2%E5%F0%E1%F3%F0%E3%E
3. http://flourishing.ru/
4. http://www.vevivi.ru/best/YEpokha-Vozrozhdeniya-v-Italii-ref179873.html
Литература:
1. Аметова-Давыдовская Л. Эмоциональный Ренессанс// Ремдер.- 2005г.-с.16-28;
2. Кастрия Маркетти Ф., Паули, Стефано Дзуффи Т. Живопись Ренессанса. Открытие мира и человека//АСТ, Астрель.- 2002г.- с. 34-37
3. Степанов А. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век.// Азбука-классика.- 2007г.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 471 г. Санкт - Петербурга
Методическая разработка урока
Тема урока:
“Отголоски эпохи Возрождения в архитектуре Санкт-Петербурга”.
6 класс
Предмет: История и культура Санкт-Петербурга
Тип урока: комбинированный урок
Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга:
Воробьева Мария Николаевна.
г. Санкт- Петербург 2014
Цели урока:
-способствовать формированию интереса к наследию эпохи Возрождения в Петербурге ;
-способствовать развитию умения анализировать материал, работать с картой, таблицами, умению работать на интерактивной доске самостоятельно;
-создать условия для дальнейшего развития общеучебных интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, классификации, обобщения и самоконтроля, самоанализа.
- способствовать развитию творческих способностей учащихся посредством выполнения заданий.
-способствовать формированию конструктивных, доброжелательных взаимоотношений в классе.
Задачи:
образовательные: познакомить с культурой эпохи Возрождения; дать представление об особенностях архитектурного стиля Ренессанс; учить определять архитектурные и художественные стили; учить Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); раскрыть типичные черты стиля на примере архитектурных сооружений Европы и Петербурга;
воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; к истории родного края, страны, гордости за свое отечество; воспитание эстетического восприятия предметов культуры, искусства, уважения к культурному наследию; воспитывать культуру речи и умение работать в группе.
развивающие: продолжить развитие умения сравнивать художественные и архитектурные стили; способствовать развитию творческих способностей учащихся посредством решения общих задач, развивать умение формулировать собственную точку зрения высказывать и аргументировать ее; приводить примеры, формировать умения работы с интерактивной доской, таблицами и схемами .
Оборудование: компьютерная презентация, слайды с заданиями на интерактивной доске; карточки с архитектурными и художественными терминами (рустика, пилястра, Ренессанс и др), карта города, бумага, маркеры, кнопки, липкая лента, жетоны для оценивания учащихся. Интерактивная доска Smart Notebook.
Наглядность на доске:
-
тема урока
-
карта города
-
карточки с архитектурными терминами (Ренессанс, фронтон, пилястр рустика, интерьер)
План урока.
-
Организационный момент(2мин)
-
Целеполагание (2мин)
-
Повторение материала прошлого урока (15 мин.)
4. Изучение нового материала(20мин)
5. Контроль знаний, умений и навыков (4 мин)
6. Подведение итогов урока(2 мин.)
Ход урока.
-
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка отсутствующих на уроке.
-
Целеполагание.
Учитель: Сегодня мы проведём второй урок по теме «Отголоски эпохи Возрождения в Санкт-Петербурге».
Вашей задачей сегодня будет знакомство с архитектурой Ренессанса и Неоренессанса.
А для этого мы с вами выясним следующие вопросы:
1. Какие харктерные черны имеют здания, построенные в стиле Ренессанс?
2. Почему стиль, в котором построены здания в Петербурге называют Неоренессанс ?
3 как правильно пишутся новые для вас архитектурные термины??
5 Рассмотрим фасады зданий
6 Выполним несколько заданий
Но сначала вспомним материал нашего прошлого урока:
3.Повторение материала прошлого урока.
Учитель: На предыдущем уроке вы узнали, что в XIV-XV веке в странах Европы началась новая, бурная эпоха – эпоха Возрождения (Ренессанса – от французского Renaissanse, от "ri" – "снова" или "заново рожденный" ).
Вопрос: с чем связано начало эпохи и где она началась?
Ответ: Начало эпохи связано с освобождением человека от феодально-крепостнической зависимости, развитием наук, искусств и ремёсел. Эпоха Возрождения началась в Италии и продолжила свое развитие в странах северной Европы: Франции, Англии, Германии, Нидерландах, Испании и Португалии.
Влияние церкви на жизнь общества ослабело, возрождается интерес к античности с её вниманием к личности человека, его свободе и возможностям развития. И это ярко проявилось в работах мастеров той эпохи.
На предыдущем уроке мы познакомились с подлинными памятниками эпохи Возрождения, которые находятся в Эрмитаже (была проведена виртуальная экскурсия с подробным рассмотрением памятников европейской культуры)
Вопрос: что значит “ подлинные памятники”?
Коллекция Эрмитажа насчитывает великое множество экспонатов, представляющих эпоху Возрождения.
Вопрос: какие из этих экспонатов вам запомнились? Почему? Появилось ли у вас желание увидеть эти картины и предметы “вживую”? (ответы учащихся)
Показ слайдов. Учащимся предлагается вспомнить автора и название картин европейских художников эпохи возрождения, рассматриваемые на предыдущем уроке:
-
Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа)»
-
Рафаэль «Мадонна с Младенцем (Мадонна Конестабиле)»
-
Караваджо «Юноша с лютней»
-
Доменико Эль Греко «Апостолы Петр и Павел»
-
Диего Веласкес «Завтрак»
-
Питер Пауль Рубенс«Возчики камней»,
-
Франс Снейдерс «Натюрморт с битой дичью и омаром»
-
Якоб Иорданс «Бобовый король»
-
Рембрандт Харменс Фан Рейн «Портрет старика в красном», «Возвращение блудного сына»
-
Клод Лоррен «Утро»
-
Антуан Ватто «Актеры французской комедии»
-
Изучение нового материала:
Учитель: Эпоха Возрождения оставила богатое наследие, которое также проявилось и в архитектуре.
Рассмотрим самые знаменитые памятники архитектуры Ренессанса:
Показ слайдов.
Архитекторы той эпохи стремились возродить зодчество античности.
Задание: выбрать и записать слова и словосочетания, характеризующие черты античной архитектуры:
1.Симметрия
2. Обилие декоративных элементов
3.Мягкость цветов
2. Каркасная система
3.Пропорции
4.Массивность
5 Геометрия и порядок составных частей
6 Устремленность вверх
7. Насыщенная окраска зданий
8. Ордерная система
Особенное значение в этом стиле придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, симметрии архитектурных элементов, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры.
Собор Святого Петра в Риме. Купол собора Святого Петра сооружен по проекту Микеланджело. Его диаметр составляет 42 м, и в Риме его называют cupollone («куполище»).
Родоначальником ренессансной архитектуры был Филиппе Брунеллески (1377—1446) - основоположник ренессансной архитектуры, разработал теорию перспективы и ордерную систему, вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры.
Ивана III можно считать родоначальником Ренессанса в России, поскольку именно при нём в России начал работу ряд архитекторов из Италии, которые принесли новые технологии строительства и некоторые элементы Ренессанса.
В архитектуре Петербурга 19века ярко проявляются следы эпохи Возрождения. Новый стиль получает название неоренессанс (“ нео- “ –новый)
Прототипом для петербуржских зданий, выполненных в стиле «неоренессанс» являлись итальянские здания с широкими арочными окнами, нарядными наличниками, мощными узорчатыми карнизами, глубоким рустом на фасадах
Неоренессанс считается одним из наиболее распространённых направлений в архитектуре Петербурга 19 века.
Отличительные черты этих зданий: тяга к симметрии,прямоугольные планы с внутренними двориками, рациональное членение фасадов, Применение таких элементов, как …..
Задание: разгадать паутинку (ответ : пилястра и рустика)
Записать определения в тетрадь:
Рустика (архитектурный термин) — облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырехугольными, правильно сложенными и плотно пригнанными один к другому камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной.
Пилястра - вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну.
Одним из первых зданий этого стиля (Неоренессанс) (1844—1846 годы) был построен особняк князя Л. В. Кочубея — ныне ул. Чайковского, 30
К данному стилю относят целый ряд особняков и доходных домов на улицах Чайковского, Кирочной и Фурштатской.
Мотивы ренессанса отражаются и в постройках петербургских вокзалов - Николаевского, Балтийского и Варшавского. Фасад Николаевского вокзала напоминает венецианские сооружения 16 столетия: двойные арки с колоннами первого яруса, полуколонны второго яруса, «окна Браманте», башня с часами.
Одними из крупнейших общественных строений в стиле Неоренессанса являются театры Петербурга. Ордерная система начиналась со второго и с третьего этажа. Декор фасадов - сдержанный, пышное оформление появилось значительно позже. В стиле «неоренессанс» также построены такие здание, как Министерство государственных имуществ, Шуваловский дворец и Городская дума.
Арочные окна и наличники построек богато украшены в стиле итальянского ренессанса 15 — 16 столетий. Ордерная система пилястр возникла на фасаде второго этажа, первый этаж обозначился рустикой как мощный цоколь, хотя функционального значения подобная конструкция не несла
5.Контроль знаний, умений, навыков:
Среди зданий Санкт-Петербурга можно насчитать представителей до 15 архитектурных стилей. Для того, чтобы не путать их, мы должны знать характерные черты, названия архитектурных элементов, деталей, которые помогут отличить один стиль от другого.
Задание : подобрать к каждому определению (архитектурного элемента) свое значение, которые даны на интерактивной доске.
-
А. Пилястра
В. Тип композиции, главными элементами которого являются колонны (различают ионический, дорический, коринфский)
В.Ордер
А.Вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, условно изображающий колонну.
Б.Рустика
Г. элемент зданий или отдельно стоящее столбовидное сооружение
Г.Колонна
Б. облицовка внешних стен здания четырехугольными, камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной.
Д. Наличник
Д. декоративное оформление оконного или дверного проёма в виде накладных фигурных профилированных планок
6.Подведение итогов урока.
Домашнее задание: Рассмотреть здание Мариинского театра. Познакомиться с его историей, выявить основные черты внешнего и внутреннего архитектурного убранства. Выписать архитектурные термины, которые характеризуют данное сооружение.
Интеренет- ресурсы:
-
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E5%E0%F2%F0%FB_%D1%E0%ED%EA%F2-%CF%E5%F2%E5%F0%E1%F3%F0%E3%E0
-
http://www.vevivi.ru/best/YEpokha-Vozrozhdeniya-v-Italii-ref179873.html
Литература:
-
Аметова-Давыдовская Л. Эмоциональный Ренессанс// Ремдер.- 2005г.-с.16-28;
-
Кастрия Маркетти Ф., Паули, Стефано Дзуффи Т. Живопись Ренессанса. Открытие мира и человека//АСТ, Астрель.- 2002г.- с. 34-37
-
Степанов А. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век.// Азбука-классика.- 2007г.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Методика подготовки обучающихся к ЕГЭ по истории: написание исторического сочинения
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Внедрение ИКТ-технологий в предметы гуманитарного цикла в соответствии с ФГОС
- Преподавание истории в контексте реализации культурно-исторического стандарта и концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории
- Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания (ФГОС)