Нестандартные формы проведения занятий по английскому языку, способствующие улучшению качества усвоения материала
Берлин Елена Михайловна
учитель английского языка
МБОУ Лицей №5, г. Воронеж
Современный мир, наполненный научными достижениями и высокими технологиями, предлагает множество интересных способов усвоения знаний и, конечно же, предполагает изменение подхода к обучению школьников и студентов. Чтобы идти в ногу со временем, педагогу и учителю необходимо постоянно находиться в поиске новых способов привлечения внимания учащихся к изучаемому материалу.
В начале 80-х годов прошлого века калифорнийский профессор и специалист по проблемам прикладной лингвистикиСтивен Крашен[1]провел исследование, которое было основано на убеждении, что снижение уровня тревожности в классе повышает качество обучения среди студентов. Выдвинутая им гипотеза о существовании некоего «аффективного фильтра»[2] сводилась к тому, что ученик тем больше усваивает материал, чем больше удовольствия от подачи этого материала на уроке он получает и чем меньше беспокоится о трудностях, ожидающих его в этом процессе. Стоит отметить, что упор сделан именно на эффективное усвоение, а не изучение материала и условия для такого восприятия информации должны быть максимально комфортными для ученика, он не должен волноваться во время занятия из-за того, что может не понять или неправильно сказать.
И, несмотря на то, что термин «аффективный фильтр» в контексте изучения иностранного языка используется в качестве метафоры, на самом деле это не выдумка лингвистов, а реальная химическая реакция: адреналин в состоянии покоя трансформируется в норадреналин, гормон, отвечающий за процесс запоминания, и этот физиологический механизм не стоит сбрасывать со счетов в процессе изучения языка[3][4].
То есть учителю прежде всего необходимо минимизировать уровень тревожности учеников, разрушить их эмоциональный барьер, мешающий восприятию новой информации. Добиться этого можно за счет привнесение чего-то нового в уроки, неожиданных и неординарных видов деятельности, избавляющих учащихся от скуки на занятиях.
Преподаватель Колумбийского университета и популяризатор необычных подходов в обучении Ларри Линч предлагает воспользоваться некоторыми советами[5], которые разнообразят процесс изучения иностранного языка.
Наверняка у ваших учеников есть айподы или сотовые телефоны. Не стоит ругать их за увлечение научно-техническими достижениями, можно попробовать обратить их в свою пользу. В настоящее время существует много хороших сайтов, распространяющих так назваемые подкасты (podcasting – от сочетания английских слов «iPod» и «broadcasting»), информационные аудио-блоги, которые позволяют использовать интернет-технологии для изучения языка и организации его практического применения.
Если нет желания использовать в процессе учебы плееры и телефоны, можно обратиться к помощи телевидения, в его современном понимании.
Например, взять истории про известного британского персонажа — мистера Бина, показать ученикам некоторые смешные эпизоды, обсудить его сатирические высказывания по поводу повседневной жизни. Можно даже предложить им выразить свое мнение по поводу точки зрения мистера Бина, дать оценку и характеристику его поступкам — попросить учеников сравнить его взгляд на мир со своим.
Учащимся младшего школьного возраста в освоении нового материала помогут сказки Уолта Диснея, герои которых непременно заставят детей рассмеяться. Посмотрите вместе эпизоды из его фильмов, а затем попросите учеников изменить ситуацию или представить, что у персонажей может быть другой характер, переделайте конец или начало истории и у вас получится совершенно иной сюжет. Этот процесс разбудит желание говорить, обсуждать, сравнивать, а это как раз именно то, что нужно для преодоления эмоционального барьера. Придумывая новые сюжетные повороты в классических сказках, все получат огромное удовольствие.
Ну и конечно же, ученикам любого возраста будет приятно и интересно поменяться ролями с педагогом. Предоставьте им возможность провести экзамен в классе, придумать задания, оценить их выполнение или запланировать урок-развлечение. Пусть они обсудят любые интересующие их темы — музыку, кино, симпатичных мальчиков или девочек — все, что угодно, для раскрепощения.
Также можно провести заседание дискуссионного клуба, членами которого выступят ваши ученики. Позвольте им воспользоваться тематическим реквизитом и разрешите контролировать процесс настолько максимально, насколько получится. Клубы можно сделать любые — например, клуб читателей или любителей кино, клуб хорошего произношения или актерского мастерства.
Используя эти нетривиальные техники для оживления деятельности по изучению языков, вы подарите своим ученикам что-то новое в повседневной школьной деятельности и сумеете привлечь их интерес к учебе.
Список использованной литературы:
- Stephen Krashen. Wikipedia, the free encyclopedia. [Электронный ресурс] URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Stephen_Krashen(дата обращения: 05.03.14) — Загл. c экрана. — Яз. англ.
- Input hypothesis. Wikipedia, the free encyclopedia. [Электронный ресурс] URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Affective_filter(дата обращения: 05.03.14) — Загл. c экрана. — Яз. англ.
- Все о мозге. Cборник материалов «О системной нейрофизиологии». [Интернет-портал] URL: http://www.scorcher.ru/collection/brain.php(дата обращения: 09.03.14) — Загл. c экрана.
- Эрик Р. Кэнделл, Роберт Д. Хоккинс. Биологические основы обучения и индивидуальности. – Ежемесячный научно-информационный журналВ мире науки Scientific American, Москва: Мир, 1992, № 11-12
- An Inerview with Larry Lynch, American English Language Specialist [Интернет-портал]URL:http://www.e1-network.com/articles/larry_lynch.html(дата обращения: 12.03.14) — Загл. c экрана. — Яз. англ.
Нестандартные формы проведения занятий по английскому языку, способствующие улучшению качества усвоения материала.
Берлин Елена Михайловна
учитель английского языка
МБОУ Лицей №5, г. Воронеж
Современный мир, наполненный научными достижениями и высокими технологиями, предлагает множество интересных способов усвоения знаний и, конечно же, предполагает изменение подхода к обучению школьников и студентов. Чтобы идти в ногу со временем, педагогу и учителю необходимо постоянно находиться в поиске новых способов привлечения внимания учащихся к изучаемому материалу.
В начале 80-х годов прошлого века калифорнийский профессор и специалист по проблемам прикладной лингвистики Стивен Крашен[1] провел исследование, которое было основано на убеждении, что снижение уровня тревожности в классе повышает качество обучения среди студентов. Выдвинутая им гипотеза о существовании некоего «аффективного фильтра»[2] сводилась к тому, что ученик тем больше усваивает материал, чем больше удовольствия от подачи этого материала на уроке он получает и чем меньше беспокоится о трудностях, ожидающих его в этом процессе. Стоит отметить, что упор сделан именно на эффективное усвоение, а не изучение материала и условия для такого восприятия информации должны быть максимально комфортными для ученика, он не должен волноваться во время занятия из-за того, что может не понять или неправильно сказать.
И, несмотря на то, что термин «аффективный фильтр» в контексте изучения иностранного языка используется в качестве метафоры, на самом деле это не выдумка лингвистов, а реальная химическая реакция: адреналин в состоянии покоя трансформируется в норадреналин, гормон, отвечающий за процесс запоминания, и этот физиологический механизм не стоит сбрасывать со счетов в процессе изучения языка[3][4].
То есть учителю прежде всего необходимо минимизировать уровень тревожности учеников, разрушить их эмоциональный барьер, мешающий восприятию новой информации. Добиться этого можно за счет привнесение чего-то нового в уроки, неожиданных и неординарных видов деятельности, избавляющих учащихся от скуки на занятиях.
Преподаватель Колумбийского университета и популяризатор необычных подходов в обучении Ларри Линч предлагает воспользоваться некоторыми советами[5], которые разнообразят процесс изучения иностранного языка.
Наверняка у ваших учеников есть айподы или сотовые телефоны. Не стоит ругать их за увлечение научно-техническими достижениями, можно попробовать обратить их в свою пользу. В настоящее время существует много хороших сайтов, распространяющих так назваемые подкасты (podcasting – от сочетания английских слов «iPod» и «broadcasting»), информационные аудио-блоги, которые позволяют использовать интернет-технологии для изучения языка и организации его практического применения.
Если нет желания использовать в процессе учебы плееры и телефоны, можно обратиться к помощи телевидения, в его современном понимании.
Например, взять истории про известного британского персонажа - мистера Бина, показать ученикам некоторые смешные эпизоды, обсудить его сатирические высказывания по поводу повседневной жизни. Можно даже предложить им выразить свое мнение по поводу точки зрения мистера Бина, дать оценку и характеристику его поступкам — попросить учеников сравнить его взгляд на мир со своим.
Учащимся младшего школьного возраста в освоении нового материала помогут сказки Уолта Диснея, герои которых непременно заставят детей рассмеяться. Посмотрите вместе эпизоды из его фильмов, а затем попросите учеников изменить ситуацию или представить, что у персонажей может быть другой характер, переделайте конец или начало истории и у вас получится совершенно иной сюжет. Этот процесс разбудит желание говорить, обсуждать, сравнивать, а это как раз именно то, что нужно для преодоления эмоционального барьера. Придумывая новые сюжетные повороты в классических сказках, все получат огромное удовольствие.
Ну и конечно же, ученикам любого возраста будет приятно и интересно поменяться ролями с педагогом. Предоставьте им возможность провести экзамен в классе, придумать задания, оценить их выполнение или запланировать урок-развлечение. Пусть они обсудят любые интересующие их темы — музыку, кино, симпатичных мальчиков или девочек — все, что угодно, для раскрепощения.
Также можно провести заседание дискуссионного клуба, членами которого выступят ваши ученики. Позвольте им воспользоваться тематическим реквизитом и разрешите контролировать процесс настолько максимально, насколько получится. Клубы можно сделать любые — например, клуб читателей или любителей кино, клуб хорошего произношения или актерского мастерства.
Используя эти нетривиальные техники для оживления деятельности по изучению языков, вы подарите своим ученикам что-то новое в повседневной школьной деятельности и сумеете привлечь их интерес к учебе.
Список использованной литературы:
-
Stephen Krashen. Wikipedia, the free encyclopedia. [Электронный ресурс] URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Stephen_Krashen (дата обращения: 05.03.14) — Загл. c экрана. — Яз. англ.
-
Input hypothesis. Wikipedia, the free encyclopedia. [Электронный ресурс] URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Affective_filter (дата обращения: 05.03.14) — Загл. c экрана. — Яз. англ.
-
Все о мозге. Cборник материалов «О системной нейрофизиологии». [Интернет-портал] URL: http://www.scorcher.ru/collection/brain.php (дата обращения: 09.03.14) — Загл. c экрана.
-
Эрик Р. Кэнделл, Роберт Д. Хоккинс. Биологические основы обучения и индивидуальности. – Ежемесячный научно-информационный журнал В мире науки Scientific American, Москва: Мир, 1992, № 11-12
-
An Inerview with Larry Lynch, American English Language Specialist [Интернет-портал]URL:http://www.e1-network.com/articles/larry_lynch.html (дата обращения: 12.03.14) — Загл. c экрана. — Яз. англ.
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре