В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Инструменты формирующего оценивания на уроках информатики. Рабочие листы к урокам

Инструменты формирующего оценивания на уроках информатики. Рабочие листы к урокам

Елена Панова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 10022 комментариев: 2
Краткое описание
Одним из инструменты  формирующего оценивания на уроках информатики могут быть рабочие листы для учащихся
Описание
Панова Елена Дмитриевна, заместитель директора по НМР, учитель информатики, МБОУ «СОШ № 32» Контрольно-оценочная деятельность в педагогическом процессе никогда не должна быть и не будет прекращена ни на каком этапе обучения, она не должна и слабеть, она должна только качественно меняться. 5-ти балльная система оценки, существующая в школе, по своей сути является 3-х балльной. И мы часто сталкиваемся с проблемой: ЧТО поставить ученику за работу на уроке, если он сегодня «поднялся» на одну ступеньку выше, но все еще не «дотягивает» до желаемой «4» или «5», или даже «3», но «рост» ученика заметен!!! Как не дать угаснуть тому огоньку, который теплится в нем? Этим вопросом педагоги нашей школы стали заниматься задолго до того времени, когда в школу пришел ФГОС. Сначала школа I-ой, а затем и II-ой ступени работала над поиском решения этого вопроса, и как оказалось, даже в Братске мы были не одиноки. Еще в рамках эксперимента по безотметочному обучению в основной школе мы рассматривали разные подходы к уроку, к формам и методам контроля, оценки и самооценки обучающихся на уроке… вот тогда совместными усилиями педагогов и учеников школы стали появляться листы оценки, самооценки, рабочие листы к отдельным урокам и темам. Часто рабочий лист к уроку включал уже тогда элементы оценивания на разных этапах урока, итоговую самооценку ученика, оценку учителя, имел набор образцовых заданий, был своего рода ориентиром при изучении некоторых тем курса отдельного предмета. Вместе с тем Рабочие листы становились постепенно своего рода диагностической картой по изучению предмета, демонстрируя при этом личностный рост ученика, связь с другими предметами. Итак, Рабочий листэто лист, · где прописаны Ø все задания, которые ученики могут выполнить на уроке; Ø чёткие указания, как и что должны ученики сделать за урок; · где ученику предоставляется Ø возможность самостоятельного формулирования целей и задач предстоящего урока; Ø условие самостоятельного освоения учебным материалом, часто с предложением нескольких маршрутов для этого; Ø возможность оценить свою работу (сравнить с эталоном, образцом выполнения…). В этом году, работая в 5-х классах по новым Стандартам, я использую Рабочие (оценочные) листы как один из инструментов формирующего оценивания. Рабочий лист может быть в 2-х видах: одинаковый для всехучащихся класса или индивидуальный. Индивидуальный Рабочий листсодержит инструкции и материалы, предназначенные для отдельных учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Поскольку преподавание информатики предполагает немалое количество практических и творческих работ, то Рабочие листы дают возможность сделать их максимально индивидуальными. В ходе изучения графического редактора Paintв 5 классе Рабочий лист составляется на основе заполненного учащимися Листа умений работать в ГР Paint,тогда и Рабочий лист к уроку практической работы составляется индивидуально для каждого ученика, где может быть не только задание для практической работы, но и подробный обучающий алгоритм её выполнения и результат, особенно для тех, кто не опытный пользователь этой программы. Видя перед собой конечный результат, ученик может планировать темп работы индивидуально, а учитель – контролировать формирование практических навыков у каждого ученика. Использование индивидуальных рабочих листовпозволяет каждому ученику определять цель своих действий в предложенных рамках работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем, то есть ученик становится активным участником процесса обучения. На уроках в 5 классе по теме «Действия с информацией»каждый выбирает вариант работы в зависимости от сложности,но на листе даны также общие вопросы, и обучающийся может предположить, каков должен быть итог урока, какой вид работы поможет в достижении целей. На современном уроке реализуется системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов. Рабочие листы помогают сделать процесс обучения именно деятельностным и реализуют образовательную функцию урока. В структуру листа сегодня включаются задания на формирование различных УУД. Это может быть контролирующий блок с заданиями разной степени сложности, направленный на контроль и актуализацию знаний, блок формирования новых понятий и терминов, включающий задания по структуризации материала, работе с терминологией, по составлению кластеров разного уровня. Кроме того, есть элементы, соответствующие требованиям стандартов второго поколения – самооцениваниеработы на уроке. И что очень важно – практически весь урок обучающиеся самостоятельно, опираясь на схему рабочего листа, изучают и закрепляют новый материал. Рабочие листы могут включать задания более высокого уровня, требующие умения анализировать, сравнивать, применять знания в новых ситуациях. Вся работа на этом уровне построена на том, что теоретические основы материала изучаются на примерах, практических заданиях, обучающиеся добывают знания самостоятельно, делают выводы и сравнивают их с теорией учебника или иного источника. Задания рабочего листа могут дополнять и иллюстрировать материал уроков, на которых изучаются наиболее сложные темы, что позволяет расширить информационное пространство урока, а также сделать процесс усвоения материала более эффективным. Кроме того, заполнение листа непосредственно по ходу урока позволяет сразу теоретические знания переводить в практическую форму. Каждый рабочий лист – это модель урока, которую можно корректировать, дополнять, а затем использовать как опорный материал для закрепления или повторения материала. Кроме того, рабочий лист можно дополнить информационным листом, где каждый найдёт для себя новую интересную информацию, что в конечном итоге повышает интерес к предмету, то есть мотивирует на успешное обучение. Стимулом к изучениюпредмета и получению знаний может быть и личная значимость материала для каждого школьника, поэтому, например,на уроке «Как устроен компьютер» Рабочий лист включает задания и информацию именно практической направленности. В настоящее время все большее значение приобретает самообразовательная функция урока. Поэтому работа ученика должна быть в первую очередь осознанной. На уроке в 5 классе «Способы кодирования информации»по ходу чтения текста в рабочем листе предлагается не просто заполнить таблицу, а поработать с текстом в знаковой системе(технология РКТМЧП). Знакомство с текстом в этом случае становится осмысленным, происходит сложный процесс анализа уже имеющихся знаний, сравниваются знакомые факты с теоретической основой. Для осуществления воспитательной функции урока нужна целенаправленная продуманная деятельность в системе уроков. Использование рабочих листов в системе даёт возможность реализовать и эту функцию, поскольку он представляет собой некий план к самостоятельной работе ученика, в основе которого лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия. В этом случае очень важно, чтобы обучающийся видел не только план работы на уроке, но и мог по нему определить цели, а также личную значимость получаемых знаний. На этом этапе учитель реализует функцию тьютора, организующего и сопровождающего процесс обучения. Работа с листами может быть не только индивидуальной, но и предусматривать достижение целей в микро- и макро- группах, что помогает социализации обучающихся, формирует коммуникативные компетенции детей. Развивающая функция урока направлена на развитие у школьников личностных психологических особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности. Поэтому в рабочие листы включаются проблемные вопросы, развивающие задания. Так в Рабочий лист к уроку «Программы и файлы» был поставлен вопрос «Кто/что умнее: ЧЕЛОВЕК или Компьютер?» чтобы решить этот вопрос в ходе урока, учащиеся разработали план решения, доказательства своего предположения, где указали конкретные факты, собранные в ходе работы с учебниками, дополнительными источниками, на эти факты и опирались при озвучивании своей точки зрения. Несомненно, при использовании Рабочих листов необходимо корректировать и план урока, прописывая все этапы работы с Рабочими листами. Только тогда можно контролировать формирование основных компетенций учащихся, предвидеть результат, контролировать и сопровождать процесс обучения. Отдельно нужно сказать о преимуществах, которые дает работа по Рабочим листам учителю. Если обучающийся работает непосредственно в Рабочем листе, то естьвозможность оценить как каждый вид работы в отдельности, так и выполнение работы в целом. Учитель может оценить индивидуальные возможности каждого, прослеживать формирование УУД и участие в процессе обучения, видеть пробелы в изучении темы, корректировать процесс обучения индивидуально, что делает обучение более эффективным. Использование Рабочих листов на уроках и их анализ позволяет проследить личностный рост каждого ребёнка. Работа по алгоритму облегчает и процедуру самооцениваниядля ученика, поскольку по заполненному листу обучающийся может оценить весь объём выполненной им работы, планировать дальнейшие успехи. Выводы: ü Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи. ü Разработанный специально к уроку, рабочий лист помогает ученику разобраться в композиции урока, увидеть, от чего и к чему он в процессе учёбы «двигался». Значит, ученику легче сделать выводы по уроку, «пробежав ещё раз глазами» по своей работе, оценить, насколько он был активен на уроке, насколько продуктивно «учился», есть возможность оценить себя, одноклассников, корректировать оценку в ходе одного урока или серии уроков. ü Процесс разработки и подготовки, как урока, так и Рабочего листа ОЧЕНЬ трудоёмкий! ü Учитель на таком уроке не выполняет главенствующую роль, не является основным «вещателем» знаний, а становится консультантом, координатором и наблюдателем, тогда как ученики становятся учителями, исследователями и сотрудниками. ü Что делать с заполненными Рабочими листами? Из опыта работы я пришла к выводу, что Рабочие листы можно накапливать в портфолио по предмету (как результат продвижения обучающегося), можно сводить промежуточные данные по учащимся, полученные в Рабочих листах, в сводные таблицы «Достижения результатов освоения программы» по классу для получения полной картины по предмету. Таким образом, проанализировав основные момента работы с Рабочими листами, можно уверенно говорить о выполнении основной функции учителя на современном уроке как организатора, управляющего процессом познания, сопровождающего процесс обучения, создающего условия и образовательную среду для каждого ребёнка. Ведь, по словам Конфуция: «Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
РЛ_Действия с информацией.docx Скачать

Рабочий лист к уроку информатики 5 класс

«Действия с информацией»


Проблемный вопрос: Каков будет итог урока по данной теме?

Предполагаемый итог урока: __________________________________________

________________________________________________________________

Выбери наиболее приемлемый для тебя вид работы по параграфам 1.2, 1.3, 1.5,

Вариант работы

Содержание работы



3

(5-6 баллов)

  1. Прочти текст одного параграфа (на твой выбор). Отметь то, что для тебя сегодня оказалось совершенно незнакомым.

  2. Разбери вопросы № 1-3 после параграфа, выпиши номера тех вопросов, на которые ты не нашёл ответа. Предположи, где можно найти ответ.

  3. Подготовь выступление на 2 минуты по теме урока



2

(7-8 баллов)

  1. Прочти тексты параграфов, определи алгоритм изучения темы, запиши его в тетрадь

  2. Рассмотри рисунки к тексту, зарисуй выбранный рисунок в тетрадь. Поясни выбор.

  3. Структурируй материал по тексту параграфа (используй все возможные схемы, таблицы и т.п.).

  4. Запиши вывод по теме, используя не менее трёх и не более пяти предложений.

  5. Подготовься к выступлению на 2 минуты по теме урока



1

(9-10 баллов)

  1. Прочти тексты параграфов, выпиши новые термины, дай им определение.

  2. Сравни материал новой темы с ранее изученным в начальной школе (опираясь на свой опыт). Что изменилось в содержании, как ты думаешь С ЧЕМ это связано?

  3. Структурируй материал, составив и заполнив таблицу по теме урока.

  4. Составь не менее пяти вопросов к теме урока, объединив их в кроссворд/чайнворд/сканворд.

  5. Подготовься к выступлению на 2 минуты по теме урока


По материалу выступлений одноклассников дайте ответы на вопросы:


  1. Прочти проблемный вопрос и предполагаемый итог урока, совпали ли твои ожидания с реальностью? Как ты думаешь, ПОЧЕМУ???

  2. Можно ли сказать, что все действия с информацией взаимосвязаны? Почему?

  3. Предложи свой вариант домашнего задания, обсуди его в микрогруппе.

  4. Оцени выступления по критериям: полнота и грамотность изложения; доступность изложения; соответствие теме урока; логичность изложения.


Дай самооценку работы на уроке по лесенке успешности

Я разобрался в

теме и смог помочь

одноклассникам

Я хорошо разобрался, и думаю,

что смогу дать ответ на любой вопрос

и найти информацию по теме в других

источниках

Я старался разобраться, но пока

еще вопросов больше, чем ответов

Я ничего не понял/

не усвоил на уроке

РЛ_Из истории_ВТ_и_НИ.docx Скачать

Рабочий лист к уроку информатики 5 класс

«Из истории вычислительной техники и носителей информации».

Цель урока: (сформулируйте самостоятельно) _________________________________

___________________________________________________________________________


  1. Что вы можете сказать по теме урока?

  2. Объединитесь в три команды: команда 1. «История ВТ», команда 2. «Носители информации (НИ)». команда 3. «Виртуальный музей».

  3. Команда 3. «Виртуальный музей» - работает над созданием презентации «Из истории вычислительной техники и носителей информации. Интересные факты».

  4. Команды 1 и 2. Определите, с какими параграфами учебника Вы можете работать по теме группы. Прочтите материал параграфа.

  5. Среди предложенных справочников выберите те, которые содержат информацию по вашей теме. Поработайте с ними.

  6. Какие исторические этапы появления ВТ/НИ можно выделить?

_____________________________________________________________________

  1. Заполните таблицу, работая в командах (часть работает на местах с литературой).

  2. Определитесь, на каких сайтах можно получить дополнительную информацию по теме. Приступайте к сбору информации на ПК.

  3. Разместите в таблице ссылки на дополнительный материал по теме вашей команды.


Устройство,

его история появления и интересные факты


Фото устройства































  1. Попробуйте сделать выводы по данным, занесенным в таблицу с точки зрения исторического прогресса в информационной среде,.

  2. Представьте свою работу, для этого подготовьте выступление своей команды на 3 минуты.


  1. Оцените вклад каждого участника команды в общую «копилку».

  2. Укажите трудности, с которыми вам пришлось столкнуться при работе, как вы вышли из них?

  3. Дайте совет одноклассникам, чтобы они не повторили таких ошибок.

РЛ_Как_устроен_ПК.docx Скачать

Рабочий лист к уроку информатики 5 класс

«КАК УСТРОЕН КОМПЬЮТЕР»


Определите истинные и ложные высказывания (И/Л):

  1. Главный в компьютере – принтер.

  2. Обработкой информации в компьютере занимается процессор.

  3. В компьютере есть операционная память.

  4. В постоянной памяти хранятся инструкции, определяющие порядок работы при включении компьютера.

  5. Оперативная память «очищается» в момент отключения компьютера.

  6. Клавиатура используется для ввода информации в память компьютера.

  7. Жесткий диск имеет большую емкость, встроен в системный блок и является представителем внешней памяти.

  8. Монитор и микрофон являются устройствами ввода информации.

  9. К дополнительным (периферийным) устройствам относятся: принтер, акустические колонки, джойстик, сканер, плоттер, микрофон.

  10. Аппаратное обеспечение – это совокупность всех устройств компьютера.


Выберите задание, в зависимости от полученного количества верных ответов (сверьте с эталоном на экране):

10-8 балловзадание А, 7-5 балловзадание Б, менее 5 баллов - задание В.


Задание №1.

    1. Прочтите параграф 2.1, стр. 63-66.

    2. Постройте в тетради схему на основе рисунка на странице 63 (дополните её недостающими элементами)

    3. Заполните таблицу: Аппаратное обеспечение и его характеристика

Группы устройств

Комплект

Устройство

Характеристика

Устройства ввода

Основной



Дополнительный



Устройства вывода

Основной



Дополнительный



Другие

Основной



Дополнительный




    1. Расположи в порядке убывания емкости современные носители информации: дискета, флэшка, винчестер, виниловая пластинка, CD-диск, папирус, DVD-диск, камень, бумага, компьютер, береста, стример

    2. Решите задания в Рабочей тетради: ______________________


Задание №2.

    1. Прочтите параграф 2.1, стр. 63-66.

    2. Постройте в тетради схему на основе рисунка на странице 63 (дополните её недостающими элементами)

    3. Решите задания:

      • Соотнесите устройства и группу, к которой оно относится:

Устройство

Группа устройств

Принтер



Устройства ввода

Сканер

Микрофон

Наушники

Джойстик



Память

ОЗУ

Дискета

Монитор



Процессор

Клавиатура

Винчестер

Устройства вывода

ПЗУ


Сделайте вывод о соответствии левых и правых ячеек: __________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Пронумеруй в порядке возрастания емкости современные носители информации: дискета, береста, флэшка, винчестер, CD-диск, папирус, DVD-диск, стример, виниловая пластинка

5. Решите задания в Рабочей тетради: _____________________


Задание №3.

  1. Прочтите параграф 2.1, стр. 63-66, ответь на вопросы на стр. 66.

  2. Продолжи предложение:

  • Для вычислений, обработки информации и управления работой компьютера предназначен _______________________ .

  • Клавиатура применяется для _________________________________________.

  • К аппаратному обеспечению относятся _______________________________ ________________________________________________________________________.

  • Основной комплект ПК состоит из ___________________________________ ________________________________________________________________________.

  • Дополнительные устройства ПК служат для __________________________ ________________________________________________________________________.

  1. Подчеркни древние носители информации: дискета, береста, флэшка, винчестер, камень, CD-диск, папирус, DVD-диск, вода, стример, виниловая пластинка

  2. Решите задания из Рабочей тетради:



Домашнее задание: «Соберите» желаемый вариант персонального компьютера (для себя), оцените его сильные и слабые стороны, назначение его отдельных частей и их необходимость для вас сегодня. Прогуляйтесь по магазинам, сайтам, чтобы узнать реальную стоимость своего ПК, при желании можете не только описать, но и нарисовать, сделать макет ПК.

Рефлексия: Укажите истинность высказываний, затем ложные измени так, чтобы изменился их смысл (чтобы они стали истинными):

  1. Главный в компьютере – принтер.

  2. Обработкой информации в компьютере занимается процессор.

  3. В компьютере есть операционная память.

  4. В постоянной памяти хранятся инструкции, определяющие порядок работы при включении компьютера.

  5. Оперативная память «очищается» в момент отключения компьютера.

  6. Клавиатура используется для ввода информации в память компьютера.

  7. Жесткий диск имеет большую емкость, встроен в системный блок и является представителем внешней памяти.

  8. Монитор и микрофон являются устройствами ввода информации.

  9. К дополнительным (периферийным) устройствам относятся: принтер, акустические колонки, джойстик, сканер, плоттер, микрофон.

  10. Аппаратное обеспечение – это совокупность всех устройств компьютера.









































РЛ_Кодирование информации.docx Скачать

Рабочий лист к уроку информатики 5 класс

«Кодирование информации. Способы кодирования»

Фамилия _________________ Имя________ ____ класс


Проблемный вопрос: Зачем люди изменяют информацию?


  1. Прочтите материал параграфа. Поработайте со знаковой системой, заполните таблицу.

Это я знаю(+)

Это мне неизвестно(-)

Это мне интересно(!)

Это мне непонятно(?)

Хочу узнать







  1. Попробуйте в беседе с соседом, выяснить непонятные моменты (если они еще есть).

  2. Подумайте и напишите, что такое код, кодирование, кодовая таблица. Сравните с определениями, данными в учебниках.

  3. Попробуйте прочесть текст на карточке № 1.

  4. Используя любую кодировочную таблицу, напишите вдвоем с соседом письмо одноклассникам, используйте не менее трёх предложений.

  5. Подумай, можешь ли теперь дать ответ на вопрос, который был поставлен начале урока. Ответь на этот вопрос.



Заполни таблицу оценивания (ставь 0-не выполнил, 0,5-выполнил частично, 1-выполнил полностью, бонус - 1балл - помогал одноклассникам, активно работал).


Таблица оценивания

Задание

Показатель

Оценил сам

Оценил одноклассник

Оценил учитель

1

Заполнил таблицу




2

Выяснил то, то было не понятно мне, объяснил соседу




3

Написал три определения, сравнил с учебником, совпали /не совпали




4

Прочел текст, осмыслил его.




5

Записал три предложения в виде письма




6

Определил решение проблемного вопроса




помогал одноклассникам




активно работал




среднее значение




Итого баллов за урок





Критерии оценки за урок: «5» - 7, 8 баллов, «4» - 5, 6 баллов, «3» - 3,4 балла

Обсуждение материала
Сергей Колодин
6.04.2014 13:12
Уважаемая Елена Дмитриевна!

Оформление разработки не соответствует критериям Требований.
В существующем виде тип материала лучше изменить на "Справочная информация".

С уважением, С.А. Колодин.
Елена Панова
14.04.2014 18:17
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, а как сделать этот перевод материала в другой "тип"???
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос