Организация работы психолога с родителями в условиях адаптивной школы
· формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых (психологов, педагогов и родителей).
Основные задачи клуба:
· Способствовать обогащению эмоционального мира родителей и детей
· Содействовать повышению самооценки детей и родителей, приобретению ими чувства собственной значимости
· Тренировать навыки социального общения, обучать участников группы умению корректировать свое поведение
· Предоставить участникам возможность улучшить внутрисемейные отношения в целом
Основные формы работы: · Беседа
· Консультирование
· Арт-терапия;
· Фрагменты из телесно-ориентированной терапии;
· Сказкотерапии;
· Ролевая игра.
Каждое направление — своеобразный модуль, включающий в себя разнообразные темы. Например, диагностическая работа предполагает раскрытие следующих тем таких как: Эмоциональная атмосфера в семье, какая вы мать?, Какой вы отец, Гармоничны ли ваши отношения в семье и т.д. На работу клуба с родителями меня подтолкнуло обучение в ИСВ в Астане, которое проходило с марта по ноябрь 2013 года. Московские психологи поделились с нами многими приемами и упражнениями, которые они используют в работе с семьями. И я бы хотела поделиться некоторыми из них с вами. Итак, давайте начнем со знакомства, т.к. среди нас вновь есть новые лица. Упражнение «Имя наоборот».Напишите свое имя наоборот и назовитесь им. Данное упражнение снимает напряжение, и снижает ту неловкость, которая возникает с людьми разного уровня(начальники, старшие и т.д.) Ну, вот мы и познакомились. Обсуждение. А теперь я предлагаю вам вспомнить о себе, подумать и написать 20 ответов на вопрос «Кто Я»? распределите в 4 сектора кругах20»
Дом/ семья (верх лево)
Работа/ профессия (верх право)
Самореализация(низ лево)
Тело/sex(низ право)
Верхняя часть чаще всего наполнена больше. Задумайтесь, есть ли резкий дисбаланс в вас?
Обсуждение. Теперь я попрошу всех выйти в конец класса и немножко размяться. Упражнение «Австралийский дождь».
Цель: позитивный настрой на работу, умение работать в команде.
Ладошки трем, затем щелчки пальцами, хлопки по груди, по коленям, по полу. Проделываем то же самое в обратном порядке. Можно в процессе ускоряться.
Очень хорошо. Мы с вами зарядились положительными эмоциями, а теперь давайте выполним упражнение, в котором необходимо довериться группе.
Упражнение «Мельница»
Цель: почувствовать доверие к другому человеку, уметь взять ответственность на себя.
Встаем парами в 2 ряда, как в игре «Ручеек». Машем рукой вверх – вниз, человек должен пройти внутри ряда.
Еще одно упражнение на доверие:
Упражнение «Слепой и поводырь»
Цель: помогает установить доверительные отношения, позитивный настрой.
Работа в парах. Один закрывает глаза, второй – водит по классу и руку первого направляет на все возможные предметы, давая почувствовать что-либо. Отгадывать то, что тебе предлагают потрогать необязательно. Главное в упражнении – чувства.
Прошу вас сесть на свои места и изобразить круг, диаметром примерно 10 см.
Упражнение «Семейная социограмма»
Изобразите себя и членов своей семьи в круге. Каждый кружок – член вашей семьи
Обсуждение.
Упражнение на эмоциональное принятиеродителями детей.
На пустом стуле представьте своего ребенка и охарактеризуйте его.
Обсуждение.
Мы увидели, насколько близкие и теплые отношения у мамы к ее ребенку, а ведь очень часто в работе с родителями мы замечаем отсутствие таковых. И наша с вами задача: научить нерадивых родителей, как правильно проявлять свою любовь к детям, как реагировать в тех или иных ситуациях. В этом мне и помогает общение в клубе «Пойми меня».
Ну и последнее упражнение, которое я вам предлагаю, тоже можно использовать в своей работе. Оно называется «Мыльные пузыри»
Цель: позитивный настрой группы, на знакомство группы, на прощание в группе.
Каждый загадывает желание (какое – либо качество характера, пожелание группе и т.д.) и дует, остальные должны догадаться. Скажите пожалуйста теплые пожелания нашей дружной компании. Каждый дует пузыри.
Итак, уважаемые коллегии, вам понравилось наше занятие? Возникло желание еще раз встретиться друг с другом? Так вот, уважаемые коллеги, те чувства, которые вы сейчас испытали и те эмоции, с которыми поделились нисколько не отличаются от эмоций наших родителей, которые на протяжении всего года принимают активное участие в работе нашего клуба. О каких-то определенных результатах пока говорить рано, т.к. проблемы, которые мы поднимаем, требуют не сиюминутного решения, а долгой и кропотливой работы. Но все же надеемся, что рано или поздно мы достигнем тех результатов, которые запланированы, а именно: гармония в семейных отношениях! Но это еще впереди. А сейчас я попрошу вас представить, что ваша рука – это стрелка часов. Вы должны опустить руку на тот уровень, на котором сейчас ваше эмоциональное состояние. (Циферблат) РЕФЛЕКСИЯ. Ваши теплые слова, отзывы и рекомендации, несомненно, помогут в дальнейшей работе психологической службы нашей школы. А вам, в вашей работе, мы надеемся, помогут те материалы, которые находятся у вас на столах. В этих брошюрах вы не только найдете подробное описание методик, увиденных сегодня, но и многих других. Спасибо за внимание!
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3»
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ
В КГУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3»
Педагог – психолог
Мухина Ю.М.
г. Риддер, 2014 год
Памятка для родителей
«Как быть хорошим родителем»
Уважаемые мамы и папы!
Если вы человек, который живет не только настоящим, но и старается заглянуть в будущее, - эта памятка поможет вам сохранить тепло взаимоотношений с вашим ребенком.
Повесьте ее над своим рабочим столом и иногда анализируйте, насколько вы соответствуете требованиям и правилам этой памятки.
Не заменяйте живое общение с ребенком на ваши фотографии на его письменном столе!
-
Помните, что ваша семья и ваш ребенок – это самая большая ценность вашей жизни.
-
Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется, не оставляйте ее в списке своих «больших и важных» дел на «потом».
-
Внятно и доступно объясните своему ребенку, почему вы вынуждены работать с утра до ночи.
-
Познакомьте ребенка со своей работой. Пусть он почувствует, насколько важно и значимо ваше присутствие для многих людей, работающих вместе с вами.
-
Не жалуйтесь своему ребенку, рассказывая о вашей работе. Ожидая вас с работы, он не должен думать о том, как вам плохо.
-
Рассказывайте ребенку о своих успехах и достижениях, демонстрируйте ему свою успешность.
-
Сделайте так, чтобы ваше общение с ребенком после возвращения домой было максимально интенсивным.
-
Не переносите ваши рабочие неурядицы на общение с собственным ребенком.
-
Старайтесь сделать вашу беседу с ребенком эмоциональной в положительном плане.
-
Интересуйтесь не только отметками в дневнике, постарайтесь оценить и узнать его душевное состояние, впечатления от прожитого дня, от общения с друзьями и сверстниками.
-
Если есть немного свободного времени, потратьте его на то, чтобы познакомиться и пообщаться с его друзьями и товарищами.
-
Не тратьте вечера на телевизор, необязательны телефонные звонки, уборки и стирки, лучше обнимите своего ребенка и пошепчитесь с ним о самом важном, дорогом и сокровенном для него, и для вас!
-
Изучайте своего ребенка, знакомьтесь с его внутренним миром вовремя, бойтесь опоздать!
-
Не откупайтесь от своего ребенка подарками, например, за позднее возвращение домой или невыполненные обещания: пройдет немного времени, и он будет ждать не вас, а подарок.
-
Учите вашего ребенка традициям ожидания близких людей дома. Пусть это будет вашим теплым добрым ритуалом: красивая салфетка на столе, ароматный чай, уютный свет, приятная музыка и родители, которые входят в дом. Пройдет совсем немного времени и родители, заложившую такую традицию, сами будут также ожидать своих повзрослевших детей, чтобы пообщаться с ними…
-
Не обрывайте своего ребенка на полуслове, не спешите, дайте ему выговориться, постарайтесь внимательно выслушать его.
-
Не отталкивайте и не отмахивайтесь от него, дайте ему возможность обнять вас, прижаться к вам. Это даст ему эмоциональный заряд на новый день, новые встречи, дает ощущение счастья и уверенности в завтрашнем дне. Не лишайте ребенка этого ощущения!
-
Помните! Лишая своего ребенка радости общения с вами сегодня, вы лишаете себя общения с ними в старости! Знайте: бумерангу свойственно возвращаться!
Пусть ваше родительское счастье будет с вами всегда!
10 заповедей для родителей Януш Корчак
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
100 возможностей сказать ребенку: «Я тебя люблю»
Когда мы выражаем ребенку нашу любовь, мы даем ему поддержку и чувство близости с нами, необходимые для его полного самораскрытия, реализации. Сказать: «Я тебя люблю» — это только одна из возможностей. Есть много других слов и безмолвных жестов, которые более подходят к конкретной ситуации и подкрепляют в ребенке чувство уверенности в себе, принятие мира и любви.
Мы предлагаем только некоторые из возможных фраз - как идеи, примеры. Самое главное — руководствоваться собственным чувством, прислушиваться к себе, чтобы найти свои личные слова и не оставить их про себя, а обязательно сказать ребенку, вложив в них всю силу своей любви.
|
Молодец. |
|
Восхитительно. |
|
Хорошо. |
|
Очень ясно. |
|
Не скромничай |
|
Ювелирно точно. |
|
Удивительно. |
|
Ярко, образно. |
|
Уже лучше. |
|
Сказано здорово - просто и ясно. |
|
Очень мило. |
|
Остроумно, очень забавно. |
|
Отлично. |
|
Прямо энциклопедические знания. |
|
Еще лучше, чем прежде. |
|
Эффективно работаешь. |
|
Гораздо лучше, чем я ожидал. |
|
Очень эффектно. |
|
Значительно лучше меня. |
|
Экстра-класс. |
|
Лучше, чем все кого я знаю. |
|
Прекрасное начало. |
|
Великолепно. |
|
Талантливо. |
|
Потрясающе |
|
Ты просто чудо! |
|
Прекрасно. |
|
Ты одаренный. |
|
Очаровательно. |
|
Ты - самое дорогое из того, что у нас есть. |
|
Дивно. |
|
Ты сегодня много сделал. |
|
Классно. |
|
Здорово. |
|
Высший класс |
|
Ты в этом разобрался (лась). |
|
Поразительно. |
|
Ты ловко это делаешь. |
|
Очень продуманно. |
|
С каждым днем ты становишься все лучше! |
|
Одухотворенно |
|
(Открыто смотреть в глаза.) |
|
Незабываемо. |
|
Это просто сенсация. |
|
Неподражаемо. |
|
Это как раз то, что нужно. |
|
Именно этого давно ждали. |
|
Как тебе это удалось? |
|
Поэтично. |
|
Не отступай. |
|
Несравненно. |
|
Ты все замечаешь. |
|
Головокружительно. |
|
Ух!!! |
|
Красота. |
|
Ты - наша радость. |
|
Ты бьешь без промаха. |
|
Ты сделал это с легкостью. |
|
Как в сказке. |
|
(Выбрать время вместе почитать, обсудить прочитанное). |
|
Это трогает меня до глубины души. |
|
Продолжай работать, у тебя получается все лучше и лучше. |
|
Это подобно прорыву в новое. |
|
Поздравляю. |
|
Ну ты прямо профессор. |
|
Хорошо сделано (имя ребенка). |
|
Ты лучше всех! |
|
Продолжай в том же духе. |
|
Научи меня делать так же. |
|
Я тобой горжусь. |
|
Прекрасная мысль. |
|
Я просто счастлив, когда вижу, что ты так работаешь. |
|
Ты делаешь все хорошо. |
|
Тут мне без тебя не обойтись. |
|
Это действительно получилось. |
|
Я знал, что тебе это по силам. |
|
По-моему, ты это ухватил сейчас. |
|
Ты меня всегда радуешь |
|
Мне очень важна твоя помощь. |
|
Ты мне нужен именно такой(ая), какой(ая) есть. |
|
Вот это я и называю хорошей работой! |
|
Работать с тобой просто радость. |
|
Одно удовольствие учить тебя, когда ты так работаешь. |
|
Ты смотришь в корень |
|
Ты мне просто необходим(а). |
|
Грандиозно! |
|
Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует. |
|
Никто мне не может заменить тебя. |
|
Я горжусь тем, что тебе это удалось. |
|
Поздравляю. |
|
Сегодня ты превзошел (шла), сам(а) себя! |
|
Здорово ты это (написал(а), нарисовал(а) и т.д.). |
|
Еще разок и все получится. |
|
Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится. |
|
Фантастика. |
|
Для меня нет никого красивее тебя. |
|
(Молча обнять). |
|
(Молча погладить, по голове.) |
|
Я сам не смог бы сделать лучше. |
|
(Молча подержать за руку). |
Рекомендации по этике взаимоотношений с родительской общественностью:
1. Чтобы иметь влияние на родителей, надо с уважением относиться к детям. Не критиковать личность ученика перед родителями, анализировать недостатки и отрицательные явления. Необходимо уметь оказывать влияние на семью через ученика.
2. Родители должны видеть заботу не только об их ребёнке, но и обо всём ученическом коллективе.
3. Изучая воспитательные возможности семьи, нужно опираться на положительный опыт семейного воспитания.
4. Необходимо сделать так, чтобы родители не опасались доверить любую информацию о детях.
5. Родители нуждаются в квалифицированном совете, в товарищеской помощи, а не в поучениях, упрёках и жалобах.
6. Посещая семью, нужно подумать о возможных последствиях визита.
7. Вежливая черствость и бездушный формализм не лучше назиданий и командования.
8. Не нужно превращать родительское собрание в судилище над родителями трудных учеников, не сводить повестку дня лишь к вопросам успеваемости и дисциплины.
9. Надо стараться сделать так, чтобы воспитанник приносил в семью радость, мир и покой.
Чтобы воспитывать ребёнка нужно его знать.
Знакомство начинаем с посещения семей и с анкетирования.
Анкета «Знакомство с родителями»
1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребёнок?
2. Каким вы видите классного руководителя своего ребёнка?
3. Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребёнку?
4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
5. Чем бы вы могли помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?
Родители и дети — советы психолога.
Начиная разговор о рекомендациях в воспитании детей, хочу обратить Ваше внимание на то главное, что является основой основ воспитания – любовь к ребенку. Никакой совет психолога, никакая рекомендация в отношении воспитания ребенка не действует, если в отношениях нет любви. Причем, любовь не за то, что ребенок красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Любите его не за ум, талант, красоту или одарённость, а просто за то, что он есть! Говорите о своей любви к ребенку. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребенку, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
Обнимайте своего ребенка не менее четырех раз в день, а лучше 8. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в >день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!
Объятия – знаки любви, они питают ребенка эмоционально, помогая ему психологически развиваться. Неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи. Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью.
Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.
Знаете ли вы своего ребенка?
Ни при каких обстоятельствах не говорите ребенку «Я тебя не люблю!». Эта фраза не должна звучать в вашем доме, чтобы ребенок не натворил.
Чаще обращайтесь к ребенку по имени. У ребенка может быть семейное имя – имя, которое звучит в кругу семьи – это может быть производное от его имени Ната, Тата, Нюша или Зайчик, Солнце и т.д.
Помните о том, что дети являются нашим отражением. Они берут пример с нас и поступают чаще всего так, как мы поступаем в нашей жизни.
Если вы решили провести с ребенком воспитательную беседу… Речь в этом случае может быть строгой, но не в коем случае резкой или грубой. В беседах избегайте многословия, чтобы не потерять главный смысл. Только спокойный и доверительный тон может донести до ребёнка мысли и требования родителей....
Обращаясь к ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо Вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз. Всегда слушайте ребёнка внимательно, смотря в его глаза, только тогда он будет чувствовать, что его проблемы и внутреннее состояние действительно Вас волнуют. Никогда не пытайтесь заниматься воспитанием ребенка, если у Вас плохое настроение. Для этого важно сначала нормализовать свое эмоциональное состояние (спокойная музыка, недолгая прогулка, 15 минут отдыха в тишине (после работы необходимы каждому!) – у каждого свои механизмы восстановления).
Главное – оцените поступок, а не личность. К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно.
Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д.
Как нельзя осуждать личность, так нельзя осуждать чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Например, «Посмотрите — ка обидели..» Раз эти чувства возникли у ребенка, значит, для этого есть основания, об этом можно поговорить (активное слушание).
Никогда не вспоминайте о уже совершённых им ошибках. Всё, что было, должно оставаться в прошлом.
Ни в коем случае нельзя сравнивать детей друг с другом. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, это провоцирует заниженную самооценку, неуверенность в своих силах, тревожность и пр. проблемы.
Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем — 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями.
Если Вы заметили, что Ваш ребенок в данный момент наполнен негативными эмоциями, поговорите с ним об этом. Можно использовать активное слушание. Активно слушать переживания и потребности ребенка – значит, возвращать ему в беседе то, что он Вам поведал, обозначая его чувство, причем в повествовательной, не в вопросительной форме. Это помогает создавать доверительную атмосферу в Ваших с ребенком отношениях.
Если ребенок вызывает у Вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Для этого используйте «Я-сообщения» в разговорах с Вашим ребенком. Когда Вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. Делиться своими чувствами — значит доверять.
Обучать
распознаванию собственного эмоционального
состояния и состояния окружающих
людей(что я чувствую, что другой
чувствует). Развивать способность к
эмпатии (сочувствию)...
Физические
меры воздействия и оскорбления
категорически запрещены. Физические
наказания, основаны на страхе перед
болью. Именно страху перед болью и
инстинкту самосохранения, а не высокой
сознательности взрослые должны быть
обязаны, когда в процессе порки слышат
фразу: «Прости, я больше не буду!». Даже
если ребенок понимал, что виноват, порка
снимает чувство вины – он как бы
расплачивается за проступок. Наказывать
ребенка лучше, лишая его хорошего, чем,
делая ему плохое. Другими
словами, лучше наказывать, двигаясь в
направлении от «плюса» к нулю, чем от
нуля к «минусу»; причем под нулем
подразумевается нейтральный, ровный
тон Ваших взаимоотношений. А что означает
«плюс»? Например, в семье заведено, что
по выходным дням все вместе отправляются
на прогулку, мама печет вкусный пирог,
папа идет с детьми на рыбалку… Когда
взрослый уделяет им специальное внимание,
и с ним интересно – это настоящий
праздник для ребенка. Если случается
непослушание или проступок, то «праздник»
отменяется.
А
какой практический вывод? Нужно
иметь запас больших и маленьких
праздников. Придумайте
несколько занятий с ребенком или
несколько семейных дел, традиций.
Сделайте некоторые из этих занятий или
дел регулярными, чтобы ребенок ждал их
и знал, что они наступят обязательно.
Отменяйте их, только если случился
проступок, действительно ощутимый, и
Вы на самом деле расстроены. Однако не
угрожайте их отменой по мелочам.
Похвала за усилие любое совершенное ребенком усилие, попытку достичь цели необходимо отмечать и поощрять. Не важно, к каким результатам он пришел, главное — отметить старание. Оставить это без положительной оценки нельзя. Тот факт, что Вы оценили, пусть небольшое, достижение ребенка, принесет ему ощущение успеха, радости, удовлетворения от проделанной работы, что уже будет являться наградой. Повышение самооценки.
В помощь родителям.
Иногда родители не правильно используют поощрения: убрал игрушки — вот тебе шоколадка, получил «пятерку» — получи деньги на развлечения и сладости. В результате ребенок привыкнет выполнять какую-либо работу или стремиться к достижению цели, только если за этим последует вознаграждение.
Старайтесь максимально больше проводить с ребёнком своё свободное время, чтобы он всегда себя чувствовал нужным и любимым. Часто родители жалуются: «Нет времени», важно не сколько времени Вы проведете со своим ребенком, а как Вы это свободное время (пусть даже 5 минут), организуете.
Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например, мне с тобой хорошо. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты… Я по тебе соскучилась. Давай посидим, поделаем вместе. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший. Что укрепляет уверенность ребенка, его чувство самоценности, его самооценку. Выполняйте свои обещания! Потому что верить больше не будут! А восстановить доверие ребенка очень нелегко.
Советы психолога родителям подростка
Главное
в общении с подростком – сохранить с
ним контакт и доверительные
отношения.
Старайтесь
быть в курсе его дел (занятий, увлечений,
круга друзей, места прогулок), но не
устраивайте допросов и избегайте
мелочного контроля.
Помните,
что в течение двух-трёх лет друзья будут
для подростка большим авторитетом, чем
родители. Не стоит обижаться. Нужно
просто потерпеть, это пройдёт.
Разговаривайте
с ребёнком чаще. Будьте вместе. Займитесь
общим делом.
Безусловно
принимать ребёнка – это значит любить
его не за то, что он красивый, умный и
так далее, а за то, что он есть.
Можно
выражать недовольство поступком,
отдельными действиями ребенка, но не
ребёнком в целом.
Можно
осуждать действия ребёнка, но не его
чувства. Волшебные слова мудрого
родителя: «Я тебя понимаю. Я вижу, что
тебе плохо (обидно, страшно, грустно, ты
злишься и т.д.)»
Прикасайтесь
к своему ребёнку, чаще обнимайте
его.
Берите
на себя только те дела ребёнка, которые
он не может выполнить сам. Остальное
предоставьте ему делать
самостоятельно.
Позволяйте
ребёнку встречаться с отрицательными
последствиями его действий. Тогда он
научится отвечать за свои поступки.
Чаще
хвалите ребёнка. Похвала принесёт больше
пользы, чем критика.
Не
сравнивайте ребёнка с другими детьми.
Это вызовет только агрессию.
Не
оставляйте без внимания любые резкие
изменения в состоянии и поведении
ребёнка. Может быть, ребёнку нужна помощь
специалистов (врача, психолога,
психиатра).
Правила
(ограничения, требования, запреты)
обязательно должны быть в жизни каждого
ребёнка.
Правил,
запретов не должно быть слишком
много.
Правила
и требования должны быть согласованы
родителями между собой.
Не
занимайтесь «воспитанием», когда вы
взвинчены, раздражены.
Наказывать
ребёнка нужно, лишая его хорошего, а не
делая ему плохое.
Главное,
чтобы ребёнок знал: что бы с ним ни
случилось, он может попросить у вас
помощи.
Помните:
пережитые вместе положительные эмоции
– это «золотой фонд» вашей жизни с
ребёнком!
Как разговаривать с подростком?
Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа "терпеть не могу", "ты меня извёл", "у меня нет сил", "ты мне надоел", повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребёнок просто перестает их слышать.
1.
Не разговаривайте с ребёнком между
делом, раздражённо, показывая всем своим
видом, что он отвлекает вас от более
важных дел, чем общение с ним. Извинитесь,
если не можете отвлечься, и обязательно
поговорите с ним позже.
2.
Если есть возможность отвлечься хотя
бы на несколько минут, отложите все
дела, пусть ребёнок почувствует ваше
внимание, и заинтересованность.
3.
Во время разговора помните, что важны
тон, мимика, жесты, на них ребёнок
реагирует сильнее, чем на слова. Они не
должны демонстрировать недовольство,
раздражение, нетерпение.
4.
Поощряйте ребёнка в ходе разговора,
покажите, что вам интересно и важно то,
о чём он говорит.
5.
Поощряйте ребёнка в ходе разговора,
покажите, что вам интересно и важно то,
о чём он говорит.
Анкета
«Общение в семье»
(для родителей)
При заполнении анкеты поставьте знак «+» в соответствующей графе.
№ |
вопросы |
Ответы |
||
да |
нет |
иногда, отчасти |
||
1 |
Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с ребенком? |
|
|
|
2 |
Говорит ли с вами ребенок «по душам», советуется ли по личным делам ? |
|
|
|
3 |
Интересуется ли он вашей работой? |
|
|
|
4 |
Знаете ли вы друзей вашего ребенка? |
|
|
|
5 |
Бывают ли они у вас дома |
|
|
|
6 |
Участвует ли ребенок в домашних делах вместе с вами? |
|
|
|
7 |
Есть ли у вас с ним общие занятия и увлечения? |
|
|
|
8 |
Проверяете ли вы, как он учит уроки? |
|
|
|
9 |
Участвует ли он в подготовке к семейным праздникам? |
|
|
|
10 |
Предпочитает ли ребенок, чтобы вы были с ним в детские праздники или хочет проводить их «без взрослых»? |
|
|
|
11 |
Обсуждаете ли вы с ним прочитанные книги? |
|
|
|
12 |
А телевизионные передачи и фильмы? |
|
|
|
13 |
Бываете ли вы вместе с ним на прогулках, в тур.походах ? |
|
|
|
14 |
Бываете ли вместе на концертах, выставках? |
|
|
|
15 |
Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с ним или нет? |
|
|
|
Оценка результатов анкеты.
За каждое «да» ставится 2 балла, за каждое «иногда, отчасти» - 1 балл, за «нет» - 0 . Далее подсчитывается количество набранных баллов.
Более 20 баллов: Ваши отношения с ребенком в основном можно считать благополучными.
От 10 до 20 баллов: Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние.
Менее 10 баллов: Ваши контакты с ребенком явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
Самые простые способы понижения конфликтности в общении с подростком - делать упор не на его недостатки, а на его достоинства. Какое бы «трудное» не было ваше чадо, хоть какие-то достоинства у него все равно найдутся. Попробуйте сделать несколько самых простых упражнений по улучшению коммуникации с ребенком:
1.Возьмите лист бумаги и в течении дня или нескольких дней записывайте на нем положительные черты и достоинства вашего ребенка. Постарайтесь найти в своем ребенке не менее 10 позитивных качеств.
2.Как можно чаще читайте то, что вы написали на листе. Утром и вечером обязательно!!!
3.Верьте своему ребенку!!! Даже если вы подозреваете его во лжи – не показывайте этого! Недоверие родителей, пожалуй, самая большая обида для подростка. Не можете поверить - сыграйте свою веру. Существует древнеиндийская пословица: "Ложь направленная для торжества добра, становится правдой" Развивайте в себе доверие к вашему ребенку и ему не придется искать это доверие на стороне в сомнительных компаниях.
4.Хвалите ребенка!!! Не забывайте сказать ему, что он хороший, добрый, позитивный и т.д. Нет детей, которые бы хотели специально быть плохими! Дети всегда хотят быть хорошими и они, может быть иногда подсознательно, ищут тех, кто их похвалит. Пусть этим человеком будете вы!!!
5. Не осуждайте окружения ребенка! Не говорите плохо о его друзьях или подругах. Постарайтесь понять, почему ваше чадо привлекает компания, которую вы считаете негативной. Настройтесь поговорить об этом с ребенком в доброжелательном тоне, без издевательств и наклеивания ярлыков. Выслушайте ребенка и его мнение о его друзьях, постарайтесь принять позитивно. Найдите, за что можно похвалить друзей вашего ребенка. Найдите в них положительные качества и скажите о них ребенку.
В результате выполнения этих простых упражнений по улучшению коммуникации возрастет ваше доверие к ребенку и доверие ребенка к вам, что явится прочным фундаментом для развития позитивных отношений в вашей семье.
Тест
"Семейная социограмма" позволяет
выявить положение субъекта в системе
межличностных отношений и, кроме того,
определить характер коммуникаций в
семье – прямой или опосредованный. Тест
относится к рисуночным проективным
методикам. Для проведения обследования
испытуемым выдают бланки: на каждом
бланке нарисован круг диаметром 110
мм.
Члены
семьи выполняют задание
индивидуально.
Инструкция: "Перед
Вами на листе изображен круг. Нарисуйте
в нем самого себя, членов семьи в форме
кружков и подпишите их имена".
Круг в семейной социограмме отражает
понятие психологического пространства
семьи, а кружки внутри круга - положение
ее членов в этом психологическом
пространстве.
Предложено четыре критерия, по которым производится оценка результатов психодиагностики с помощью этого метода:
Число членов семьи, попавших в площадь круга. Исследователь сопоставляет реальное количество членов семьи и тех, кто вошли в круг. Наличие "забытых" членов семьи указывает на конфликт испытуемого с ними или то, что они не имеют никакого влияния на испытуемого.
Величина кружков, обозначающих членов семьи. Размер круга "Я" указывает на самооценку испытуемого. Крупный размер кружка одного из членов семьи на его доминирование в семье. Или наоборот - маленький, на его незаметную роль в жизни семьи.
Расположение кружков относительно друг друга. Расположение своего кружка в центре круга говорит об эксцентричности испытуемого, внизу - о заниженной самооценке. Наиболее значимые, доминирующие члены семьи будут изображены вверху пространства круга.
Дистанция между ними. Удаленность кружков друг от друга может говорить об эмоциональном отвержении, конфликтных отношениях в семье. Слипание, наслоение - о недифференцированности "Я" у членов семьи, эмоциональном поглощении одним членом семьи других.
Памятка для родителей
по повышению мотивации обучения у подростка.
1. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.
2. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).
3. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. (Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
4. Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).
5. Предъявляйте посильные требования к подростку.
6. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.
7. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.
8. Формируйте положительный стимул. Наказание положительных эмоций не вызывает.
а) выучишься- поступишь в ВУЗ;
б) «ты же не хочешь огорчить родителей»;
в) «ты же хочешь, чтобы тебя уважали»;
г) «ты способен» (сдать, выучить, написать).
9. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.
10. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.
Данная категория игр используется в качестве игр-знакомств и игр-разминки в тренинговой работе с подростками и их родителями. Они направлены на то, чтобы дать почувствовать детям атмосферу групповой работы, расшевелить одних, несколько поубавить пыл других, начать притирку каждого члена группы к группе, поднять общий тонус всей группы и каждого ее участника.
Упражнение «Хвасталки»
«Я ..., мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»
«Прогулка вслепую»
Выбираются два участника. Одному завязывают глаза, второй должен довести его до определенного места. Остальные участники группы на пути передвижения воздвигают различные препятствия. Нужно их преодолеть, провести своего партнера по всему пути. Упражнение можно повторить с другими парами.
Рефлексия
— Какая роль удалась лучше, ведущего или ведомого?
— Была ли уверенность в партнере?
«Диалог руками»
Цель:
развитие умения чувствовать другого
человека.
Ход упражнения: Группа
разбивается на пары, которые закрывают
глаза и пытаются понять состояние друг
друга только через прикосновение
рук.
Участники работают по двое, причем
каждая пара отдельно от остальных.
Ведущий предлагает участникам взять в
пару человека, которого он меньше всего,
как ему кажется, чувствует и понимает.
Затем в каждой паре участники садятся
друг против друга так, чтобы можно было
взять друг друга за руки. Они закрывают
глаза. Их задача: с закрытыми глазами,
обязательно молча, встретиться друг с
другом руками, «познакомиться»,
потом «поссориться», затем «помириться»
и «попрощаться». После 5-7 минут такого
общения все снова садятся в круг и
обсуждают полученный опыт.
Комментарии:
Практически всегда у участников возникает
совершенно новое ощущение партнера,
которое иногда чувствуется даже глубже
и значительнее полученного зрительного
и слухового образа. Возникают новые
чувства к этому партнеру. Возникает
ощущение, что он теперь более понятен
и открыт, появляется ощущение собственной
открытости перед ним, чувство близости,
даже интимности.
«Письмо на руке»
Цель: развитие коммуникабельности, сплочение коллектива. Каждый выбирает себе партнера и становится напротив него. Тот, кто выше, должен закрыть глаза. Если дети одинакового роста, пусть закроет глаза тот, кто раньше родился. Он протягивает вперед свою руку ладонью вверх. Его «зрячий» партнер должен будет сейчас писать на ладони отдельные печатные буквы. «Слепой» игрок должен попытаться расшифровать эти буквы и сказать партнеру, что он прочитал. Прежде чем второй партнер напишет новую букву, он должен «стереть» с руки старую. Задачу можно усложнить, записывая на руке целое слово или целое предложение. Не забывайте прежде, чем написать новое слово, стереть старое.
«Неваляшка» (другое название «ОПОРА»)
Необходимое количество участников – трое, желательно родители и ребенок, либо один взрослый и двое детей. Двое встают на расстоянии 1 метра лицом друг к другу. Ноги ставятся устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2-3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.
Анализ: Что было легче делать: опираться или удерживать?
Если эту процедуру сравнить с процессом общения, какие мысли возникают?
Предупреждение: дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнения с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»