Урок. Клетка – единица (часть) живых организмов
Цель урока: формирование знания о клетке как живой единицы организма
Тип урока:открытие новых знаний
Технология построения урока: проблемно-диалогическая
Задачи:
Предметные.
Развивать умение давать определения биологических терминов; различать органоиды клетки по выполняемым функциям, через проведение аналогии с учреждениями города; раскрыть понятие клетки – как части организма, через взаимосвязь целого и частного.
Метапредметные:
Развивать умения: ставить цель и планировать свои действия, при постановке задач и формулировании темы урока; анализировать и оценивать информацию, через выполнение работы при моделировании и работы с учебником; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу при диалоге с учителем и формулировании выводов; умение работать с источником информации, пользуясь учебником;
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Регулятивная | Коммуникативная | |||||
Осуществляемые действия |
Осуществляемые действия | Формируемые УУД | Осуществляемые действия | Формируемые УУД | Осуществляемые действия | Формируемые УУД | |
1. Оргмомент. | Организация проверки готовности к уроку | Проверяют наличие учебных принадлежностей для урока | Оценивают степень готовности к уроку |
Распределение по группам |
Организовывать работу в группе(самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) | ||
2.Постановка проблемы. Формулирование проблемы. | Организация подводящего диалога | Отвечают на вопросы и выдвигают предположения о том, что организм человека состоит из клеток. Выполняют работу, которая позволяет выяснить, что растения –состоят из частей. | Формулирование темы урока в виде проблемы (Клетка – часть……). | Умение слушать в соответствии с целевой установкой | Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью (выполнение работы с лупой). Принятие и сохранение учебной цели и задачи |
Нахождение общего решения в совместной деятельности (обсуждение) Беседа учащихся и учителя. Выдвижение различных предположений с использованием речевых средств | Формулирование своего мнения с учётом высказываний других |
3. Решение проблемы в малых группах. Обмен полученной информацией | Организация работы в, группах, коррекция результатов работы. | Создание модели клетки, через аналогию со строением города. | Осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям | Демонстрация моделей и сравнение их друг с другом у разных групп | Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки | Высказывать мнение по поводу отличия моделей | Излагать свое мнение, Организовывать работу в паре, группе. |
4. Выражение решения | Организация работы с учебником и составление таблицы по плану (приложение 1) | Знакомство с терминами: органоид, митохондрия, хлоропласт, лизосома, ядро, оболочка, цитоплазма. | Умение работать с учебником. Выделение главного. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | Пошаговый контроль результата |
Самостоятельное оценивание правильности ответов | Обсуждение и вынесение общего решения в совместной деятельности (в построении таблицы). |
Умение формулировать свою позицию. |
5. Рефлексия. | Организация работы с выводом урока |
Делают фигуры — мастерятиз зернового пластилина | умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности | Оценивание пути познания нового. |
Умение дать адекватную оценку выполненного действия. | Работа в группах. |
Умение контролировать действия партнёра в группе. Взаимоконтроль, взаимосотрудничество |
6. Домашнее задание | Выдает карточки для выполнения домашнего задания (приложение 2) |
| Оценивание пути выполнения домашнего задания |
Контроль и самоконтроль |
|
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Оргмомент |
Психологический настрой. Здравствуйте ребята! Сегодня урок природоведения у вас проведу я. Меня зовут Наталия Владимировна. Давайте сразу договоримся, что сегодня на уроке вы не боитесь высказывать своё мнение, даже если оно отличается от мнения соседа или оно вам кажется не правильным. А ещё вы задаёте вопросы если они возникают. На уроке нам понадобятся рабочие листы и один учебник на группу. | Приветствие учителя Проверяют и оценивают свою готовность к уроку |
2.Постановка проблемы | -Давайте начнём. Ребята наш календарный год состоит из 4 сезонов, сейчас у нас зима. А ваше любимое время года? Давайте я догадаюсь наверное лето. Лето- каникулы, море, хорошее настроение и я вам хочу подарить кусочек лета. У вас на столах есть детские пазлы соберите их. — Итак это символ нашего хорошего настроения. Покажите его всем. И сегодня в течении урока вы так же поднимаете эти карточки если считаете, что вашему другу необходима хорошая оценка или вы можете сигнализировать ей когда вам нужна помощь. - Итак мы с вами собрали наше настроение из чего – из пазлов А пазл – это часть нашего настроение. Подводящий диалог А что ещё вас окружающее состоит из частей? -А наша организм? А орган? Например сердце? А кровь? Показывает бланк анализа крови. О чём это говорит? -А как выдумаете яблоко или груша состоит из каких –то частей? Как можно узнать? Давайте сделаем это. Возьмите лупу и чашку Петри с мякотью фрукта. Что вы увидели? Какой вывод можно сделать? А как называются эти части целого нашего организма и растительного организма? Посмотрите на кафедру. Что мы видим? Клетку для птиц, шахматную доску в клетку, шарф в клетку, тетрадь в клетку, да и пиджак у меня тоже в клетку. Теперь дайте сформулируем тему нашего урока Учитель записывает темы высказанные детьми на доске. Клетка — ………….. | Собирают картинку фруктов и ягод из пазлов. Отвечают на вопросы учителя – стол – наш организм - ручка -наш организм состоит из органов -сосуды, кровь Возникает затруднение в ответе из чего состоит кровь (если оно не возникает учитель может согласится с мнением учащихся. которое они выдвинули и просто показать бланк анализа крови). Ученики должны сделать вывод о том, что кровь состоит ещё из каких-то частей. Возникает затруднение. -разрезать, посмотреть внутри -выполняют практическую работу -делают вывод об увиденном -мякоть состоит из крупинок? — могут ответить. Сразу – что это клетка. (если не назвали часть. Перехожу к приёму «клетка»). -каждый формулирует тему у себя в рабочем листе, затем озвучивают. -записывают общую сформулированную тему |
3.Поиск решения | Представьте, что наша страна – это целое Показывает видеофрагмент о нашей стране Что является составной частью нашей страны? А наш маленький город Кунгур? Наш город имеет огромное значение для страны. Вспоминаем слова Басаргина. Значит любая часть может оказать влияние на целое. Анализ крови делают, для того что бы посмотреть что происходит в организме. И так любая клетка имеет важное значение в организме. Давайте вместе сделаем модель нашего города из пластилина Границы города Центр –администрация, власть. образование Красныйцвет- покажите наши зелёные массивы, памятники именно от них мы черпаем энергию, вдохновение Зелёный цвет – это наши гиганты пищевой промышленности, которые известны далеко за пределами нашего город. Они дают нам питательные вещества. Жёлтый цвет – отметим наши лечебные учреждения, которые приходят на помощь, когда нам необходима помощь. Всё это соединяется системой дорог – это наш транспорт.Вы знаете. что в начале 20 века у нас в городе существовал даже речной транспорт. Так Сылва была судоходной. Покажите всем. Что получилось. Что можно сказать о ваших моделях. На что ещё похожи ваши модели? | — смотрят видеофрагмент -делают вывод -отвечают на вопросы Делают из пластилина модель города -делают вывод. О том. Что они разные, но всё же похожи. |
4.Выражение решения | Откройте учебник стр. 104-105 Изучите эти страницы и найдите новые слова А теперь вы должны поработать с рабочим листом и учебником. Вам необходимо заполнит таблицу. (приложение) | -наши модели похожи на клетки Органоид Оболочка Митохондрии Ядро Лизосома Цитоплазма Хлоропласт Самостоятельная работа по заполнению таблицы |
5.Реализация продукта | Озвучьте, что вы заполнили в таблице А теперь давайте возьмём зерновой пластилин, который символизирует клетки и попробуем слепить то. что может состоять из клеток | Представляют результат Лепят фигурки. Потом обсуждают и делают вывод, о том. Что клетка – составная часть живых организмов |
6.Домашнее задание | Выполнить карточку с использованием дополнительной литературы (приложение) |
Приложение 1.
Рабочий лист учеников _________________________________________________ _________________________________
Ваша тема урока_________________________________________________ ________________________
Общая тема урока_________________________________________________ _______________________
Задание «Создание модели города»
Возьмите пластилин и создайте модель города по плану
1ученик. Границы города –белый цвет
2ученик.Центр города – это власть, администрация — коричневый
3ученик.Гиганты пищевой промышленности, которые готовят для нас пищу – зелёный
4ученик.Памятники природы, зелёные насаждения, от которых мы получаем вдохновение, энергию – красным
5ученик.Лечебные учреждения города, приходят на помощь, когда нам не хватает питательных веществ, поэтому участвуют в процессах пищеварения – жёлтый
6ученик.Транспорт, который связывает все части – произвольно.
Части города |
Цвет на модели |
Органоиды |
Границы города |
белый |
|
Центр –администрация, власть, образование. |
коричневый |
|
Гиганты пищевой промышленности (МПЗ»Телец», Мясокомбинат «Кунгурский», Молкомбинат) |
зелёный |
|
Памятники природы, зелёные насаждения, памятники культуры |
красный |
|
Лечебные учреждения |
жёлтый |
|
Транспорт |
синий |
|
Вывод _________________________________________________ _____________________________________________
|
Приложение 2. 1. «Цитосказка» 2. Текст задания: Существует на свете сказочное государство. Правил им царь Нуклеус. Все жители были важными чиновниками. За то, чтобы все были сыты отвечал важный Зелёный Господин. Все запасы находились у госпожи Хранительницы. На посылках у царя Нуклеуса была жидкая и подвижная Цитусиха. На защите рубежей сказочной страны стояла надёжная Плазмаллема. По всей границе государство окружала прочная Целлюлозная стена. Дружной и счастливой была страна. Скажите. как называлась она? Подберите каждому герою сказки соответствующий органоид и его функцию. Заполните таблицу.
Название –
Герой сказки |
Органоид клетки |
Функция органоида |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. «Цитосказка» 2. Текст задания: Существует на свете сказочное государство. Правил им царь Нуклеус. Все жители были важными чиновниками. За то, чтобы все были сыты отвечал важный Зелёный Господин. Все запасы находились у госпожи Хранительницы. На посылках у царя Нуклеуса была жидкая и подвижная Цитусиха. На защите рубежей сказочной страны стояла надёжная Плазмаллема. По всей границе государство окружала прочная Целлюлозная стена. Дружной и счастливой была страна. Скажите. как называлась она? Подберите каждому герою сказки соответствующий органоид и его функцию. Заполните таблицу.
Название –
Герой сказки |
Органоид клетки |
Функция органоида |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ефимова Н.В.
учитель биологии
МБОУ «СОШ№12»
г. Кунгур
Пермский край
учебник Н.И. Сонин. Природоведение.
Тема: Клетка – единица (часть) живых организмов
Урок природоведения в 5 классе
45 минут
Использован видеофрагмент
Технологическая карта
Урок природоведения в 5 классе
УМК Н.И.Сонина
Тема: Клетка – единица (часть) живых организмов
Цель урока: формирование знания о клетке как живой единицы организма
Тип урока: открытие новых знаний
Технология построения урока: проблемно-диалогическая
Задачи:
Предметные.
Развивать умение давать определения биологических термино; различать органоиды клетки по выполняемым функциям , через проведение аналогии с учреждениями города; раскрыть понятие клетки – как части организма, через взаимосвязь целого и частного.
Метапредметные:
Развивать умения: ставить цель и планировать свои действия, при постановке задач и формулировании темы урока; анализировать и оценивать информацию, через выполнение работы при моделировании и работы с учебником; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу при диалоге с учителем и формулировании выводов; умение работать с источником информации, пользуясь учебником;
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||
Познавательная |
Регулятивная |
Коммуникативная |
|||||
Осуществляемые действия |
Осуществляемые действия |
Формируемые УУД |
Осуществляемые действия |
Формируемые УУД |
Осуществляемые действия |
Формируемые УУД |
|
1. Оргмомент. |
Организация проверки готовности к уроку |
|
|
Проверяют наличие учебных принадлежностей для урока |
Оценивают степень готовности к уроку |
Распределение по группам |
Организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) |
2.Постановка проблемы. Формулирование проблемы. |
Организация подводящего диалога |
Отвечают на вопросы и выдвигают предположения о том, что организм человека состоит из клеток. Выполняют работу, которая позволяет выяснить, что растения –состоят из частей.
|
Формулирование темы урока в виде проблемы (Клетка – часть……). |
Умение слушать в соответствии с целевой установкой |
Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью (выполнение работы с лупой). Принятие и сохранение учебной цели и задачи |
Нахождение общего решения в совместной деятельности (обсуждение) Беседа учащихся и учителя. Выдвижение различных предположений с использованием речевых средств |
Формулирование своего мнения с учётом высказываний других |
3. Решение проблемы в малых группах. Обмен полученной информацией |
Организация работы в,группах, коррекция результатов работы. |
Создание модели клетки, через аналогию со строением города. |
Осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям |
Демонстрация моделей и сравнение их друг с другом у разных групп |
Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки |
Высказывать мнение по поводу отличия моделей |
Излагать свое мнение, Организовывать работу в паре, группе. |
4. Выражение решения |
Организация работы с учебником и составление таблицы по плану (приложение 1) |
Знакомство с терминами: органоид, митохондрия, хлоропласт, лизосома, ядро, оболочка, цитоплазма. |
Умение работать с учебником. Выделение главного. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях |
Пошаговый контроль результата |
Самостоятельное оценивание правильности ответов |
Обсуждение и вынесение общего решения в совместной деятельности (в построении таблицы). |
Умение формулировать свою позицию. |
5. Рефлексия. |
Организация работы с выводом урока |
Делают фигуры - мастерят из зернового пластилина |
умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности
|
Оценивание пути познания нового. |
Умение дать адекватную оценку выполненного действия. |
Работа в группах. |
Умение контролировать действия партнёра в группе. Взаимоконтроль, взаимосотрудничество |
6. Домашнее задание |
Выдает карточки для выполнения домашнего задания (приложение 2) |
|
|
Оценивание пути выполнения домашнего задания |
Контроль и самоконтроль |
|
|
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Оргмомент |
Психологический настрой. Здравствуйте ребята! Сегодня урок природоведения у вас проведу я. Меня зовут Наталия Владимировна. Давайте сразу договоримся, что сегодня на уроке вы не боитесь высказывать своё мнение, даже если оно отличается от мнения соседа или оно вам кажется не правильным. А ещё вы задаёте вопросы если они возникают. На уроке нам понадобятся рабочие листы и один учебник на группу. |
Приветствие учителя Проверяют и оценивают свою готовность к уроку |
2.Постановка проблемы |
-Давайте начнём. Ребята наш календарный год состоит из 4 сезонов, сейчас у нас зима. А ваше любимое время года? Давайте я догадаюсь наверное лето . Лето- каникулы, море, хорошее настроение и я вам хочу подарить кусочек лета. У вас на столах есть детские пазлы соберите их. - Итак это символ нашего хорошего настроения. Покажите его всем. И сегодня в течении урока вы так же поднимаете эти карточки если считаете, что вашему другу необходима хорошая оценка или вы можете сигнализировать ей когда вам нужна помощь. - Итак мы с вами собрали наше настроение из чего – из пазлов А пазл – это часть нашего настроение. Подводящий диалог А что ещё вас окружающее состоит из частей? -А наша организм? А орган? Например сердце? А кровь? Показывает бланк анализа крови. О чём это говорит? -А как выдумаете яблоко или груша состоит из каких –то частей? Как можно узнать? Давайте сделаем это. Возьмите лупу и чашку Петри с мякотью фрукта. Что вы увидели? Какой вывод можно сделать? А как называются эти части целого нашего организма и растительного организма? Посмотрите на кафедру. Что мы видим? Клетку для птиц, шахматную доску в клетку, шарф в клетку, тетрадь в клетку, да и пиджак у меня тоже в клетку. Теперь дайте сформулируем тему нашего урока Учитель записывает темы высказанные детьми на доске. Клетка - ………….. |
Собирают картинку фруктов и ягод из пазлов. Отвечают на вопросы учителя – стол – наш организм - ручка -наш организм состоит из органов -сосуды, кровь Возникает затруднение в ответе из чего состоит кровь (если оно не возникает учитель может согласится с мнением учащихся. которое они выдвинули и просто показать бланк анализа крови). Ученики должны сделать вывод о том, что кровь состоит ещё из каких-то частей. Возникает затруднение. -разрезать, посмотреть внутри -выполняют практическую работу -делают вывод об увиденном -мякоть состоит из крупинок? - могут ответить. Сразу – что это клетка. (если не назвали часть. Перехожу к приёму «клетка»). -каждый формулирует тему у себя в рабочем листе, затем озвучивают. -записывают общую сформулированную тему |
3.Поиск решения |
Представьте, что наша страна – это целое Показывает видеофрагмент о нашей стране Что является составной частью нашей страны? А наш маленький город Кунгур? Наш город имеет огромное значение для страны. Вспоминаем слова Басаргина. Значит любая часть может оказать влияние на целое. Анализ крови делают, для того что бы посмотреть что происходит в организме. И так любая клетка имеет важное значение в организме. Давайте вместе сделаем модель нашего города из пластилина Границы города Центр –администрация, власть. образование Красныйцвет- покажите наши зелёные массивы, памятники именно от них мы черпаем энергию, вдохновение Зелёный цвет – это наши гиганты пищевой промышленности, которые известны далеко за пределами нашего город. Они дают нам питательные вещества. Жёлтый цвет – отметим наши лечебные учреждения, которые приходят на помощь, когда нам необходима помощь. Всё это соединяется системой дорог – это наш транспорт.Вы знаете . что в начале 20 века у нас в городе существовал даже речной транспорт. Так Сылва была судоходной. Покажите всем. Что получилось. Что можно сказать о ваших моделях. На что ещё похожи ваши модели? |
- смотрят видеофрагмент -делают вывод -отвечают на вопросы Делают из пластилина модель города -делают вывод. О том. Что они разные, но всё же похожи. |
4.Выражение решения |
Откройте учебник стр. 104-105 Изучите эти страницы и найдите новые слова А теперь вы должны поработать с рабочим листом и учебником. Вам необходимо заполнит таблицу. (приложение) |
-наши модели похожи на клетки Органоид Оболочка Митохондрии Ядро Лизосома Цитоплазма Хлоропласт Самостоятельная работа по заполнению таблицы |
5.Реализация продукта |
Озвучьте, что вы заполнили в таблице А теперь давайте возьмём зерновой пластилин, который символизирует клетки и попробуем слепить то. что может состоять из клеток |
Представляют результат Лепят фигурки. Потом обсуждают и делают вывод, о том. Что клетка – составная часть живых организмов |
6.Домашнее задание |
Выполнить карточку с использованием дополнительной литературы (приложение) |
|
Приложение 1.
Рабочий лист учеников __________________________________________________________________________________
Ваша тема урока_________________________________________________________________________
Общая тема урока________________________________________________________________________
Задание «Создание модели города»
Возьмите пластилин и создайте модель города по плану
1ученик. Границы города –белый цвет
2ученик. Центр города – это власть, администрация - коричневый
3ученик. Гиганты пищевой промышленности, которые готовят для нас пищу – зелёный
4ученик. Памятники природы, зелёные насаждения, от которых мы получаем вдохновение, энергию – красным
5ученик. Лечебные учреждения города, приходят на помощь, когда нам не хватает питательных веществ, поэтому участвуют в процессах пищеварения – жёлтый
6ученик. Транспорт, который связывает все части – произвольно.
Части города |
Цвет на модели |
Органоиды |
Границы города |
белый |
|
Центр –администрация, власть, образование. |
коричневый |
|
Гиганты пищевой промышленности (МПЗ»Телец», Мясокомбинат «Кунгурский», Молкомбинат) |
зелёный |
|
Памятники природы, зелёные насаждения, памятники культуры |
красный |
|
Лечебные учреждения |
жёлтый |
|
Транспорт |
синий |
|
Вывод ______________________________________________________________________________________________
Приложение 2.
1. «Цитосказка»
2. Текст задания:
Существует на свете сказочное государство. Правил им царь Нуклеус. Все жители были важными чиновниками. За то, чтобы все были сыты отвечал важный Зелёный Господин. Все запасы находились у госпожи Хранительницы. На посылках у царя Нуклеуса была жидкая и подвижная Цитусиха. На защите рубежей сказочной страны стояла надёжная Плазмаллема. По всей границе государство окружала прочная Целлюлозная стена. Дружной и счастливой была страна. Скажите. как называлась она? Подберите каждому герою сказки соответствующий органоид и его функцию. Заполните таблицу.
Название –
Герой сказки |
Органоид клетки |
Функция органоида |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. «Цитосказка»
2. Текст задания:
Существует на свете сказочное государство. Правил им царь Нуклеус. Все жители были важными чиновниками. За то, чтобы все были сыты отвечал важный Зелёный Господин. Все запасы находились у госпожи Хранительницы. На посылках у царя Нуклеуса была жидкая и подвижная Цитусиха. На защите рубежей сказочной страны стояла надёжная Плазмаллема. По всей границе государство окружала прочная Целлюлозная стена. Дружной и счастливой была страна. Скажите. как называлась она? Подберите каждому герою сказки соответствующий органоид и его функцию. Заполните таблицу.
Название –
Герой сказки |
Органоид клетки |
Функция органоида |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»