Метапредметный урок «Использование датчиков звука и расстояния при разработке модели «Избушка Бабы-Яги»
Факультативный курс: «ПервоРобот Lego WeDo»
Класс: 3
Программа факультативного курса «ПервоРобот Lego WeDo»
Учитель: Абдурахманов Ринат Ризванович, учитель информатики МБОУ «Лянторская СОШ №4»
ТЕМА РАЗДЕЛА:«Изучаем Lego» (14часов) | |
Тема занятия: «Использование датчиков звука и расстояния при разработке модели «Избушка Бабы-Яги» | |
Тип занятия: метапредметный урок | |
Метапредметная категория: «Модель и способ» | |
Основная задача метапредмета: «Задача» | |
Целеполагание для ученика ( личностный результат, метапредметный результаты, предметный результат) | Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать цель учебной деятельности, развивать ключевые компетенции) |
Личностный результат: У учащихся будет сформировано: -положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно- практической деятельности. Метапредметный результат: Регулятивные УУД Обучающиеся научатся: -планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью; -осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы. Познавательные УУД Обучающиеся научатся: -анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности; -самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной задачей; Коммуникативные УУД: Обучающиеся научатся: -организовывать под руководством учителя совместную работу в команде: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь; -формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать; -выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; - проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы. Предметный результат: Обучающиеся должны знать: — назначение основных элементов конструктора; — основы конструирования; — основы программирования. Обучающиеся должны уметь: - проектировать, конструировать и программировать автоматизированные устройства; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Обучающиеся должны понимать: -принципы работы датчиков |
Задачи Образовательные: -научить применять датчики звука и расстояния при разработке действующей модели на базе конструктора LegoWeDo; Развивающие: — развивать познавательные универсальные учебные действия: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, аналогии, построение рассуждений и выводов; -развивать регулятивные универсальные учебные действия: планирование, контроль, самооценка, саморегуляция; -развивать коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать и вступать в диалог, организовывать взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, организовывать совместную работу в команде. Воспитывающие: -воспитывать положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно- практической деятельности; -воспитывать у обучающихся чувство ответственности за результаты своего труда; -содействовать воспитанию когнитивной самостоятельности, личностного отношения к процессу познания, познавательной инициативы. |
Опорные понятия, термины | Новые понятия, термины |
Модель, моделирование, этапы создания модели, описательная модель, органы чувств, устройство, датчик, блок, мотор, программа, конструирование, звуки. |
«Умный» дом |
Методы обучения:
| |
Форма организации учебно-познавательной деятельности: групповая | |
Оборудование и оснащение урока Учебно - наглядные (информационные) пособия:
|
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (универсальные учебные действия) | Дидактическое обеспечение |
1. Мотивационно-ориентированный блок | ||||
1.1 Актуализация | 1. Организационный момент Вступительное слово учителя Здоровается с классом, проверяет готовность учащихся к занятию. -Здравствуйте ребята, рад видеть на сегодняшнем занятии думающих, внимательных, творческих учеников. Древнеримский политик и философ Цицерон говорил, что «Ум всегда занят исследованием чего-либо». Вот и мы с вами сегодня начинаем наше маленькое исследование. | Готовность к занятию |
Регулятивные: — самоорганизация и организация рабочего места Личностные: — самоопределение Коммуникативные: — планирование ученического сотрудничества с учителем и сверстниками | Презентация Microsoft Office-Power Point « Использование датчиков звука и расстояния при разработке модели Избушки Бабы-Яги» Слайд 1 Слайд 2 |
2. Беседа Посмотрите внимательно на эти картинки (показывает картинки человека) Перед вами Homo sapiens (homo — человек, sapiens — разумный) – Человек разумный. Почему разумный? Потому что полученную информацию он способен анализировать, выделять из нее главное, делать выводы, сохранять и передавать накопленные знания последующим поколениям. -С помощью каких органов чувств человек получает информацию об окружающем его мире? — Верно! — Человека способного к сложным рассуждениям и правильным выводам называют умным. — В современной жизни нас окружают разные предметы. — Могут ли они быть «умными»? -А задумывались ли вы, как человеку удается превратить простой предмет в «умный»? -Конечно, если предмету предоставить возможность получать информацию о состоянии окружающей среды, научить его реагировать на происходящие изменения он станет « умным». Эту возможность обеспечивают устройства, которые называют датчики или сенсоры. Вывод: В современном мире многие устройства оснащены различными датчиками, которые, подобно органам чувств человека собирают информацию об окружающем мире. | Рассматривают картинки человека Учатся выделять основную мысль. Предполагаемые ответы детей: Человек получает информацию об окружающем мире с помощью органов чувств. К ним относятся уши, глаза, кожа, язык, нос. Предполагаемые ответы детей: -Я считаю, что предметы могут быть «умными». Например, у нас дома есть мультиварка, которая сама смешивает продукты и готовит еду. И получается довольно вкусно. |
Личностные: — самоопределение-мотивация учения Регулятивные: — Целеполагание Логические: — анализ объектов с целью выделения признаков; — актуализация мыслительных операций, необходимых для решения задач урока Коммуникативные: -владение монологической и диалогической речью; -умение слушать и понимать речь других. Познавательные: — анализ объектов с целью выделения их признаков -установление причинно-следственных связей | Презентация Microsoft Office-Power Point « Использование датчиков звука и расстояния при разработке модели Избушки Бабы-Яги» Слайд 3 Картинки человека Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 | |
3. Практическая работа -Составьте таблицу соответствий между органами чувств человека и некоторыми существующими датчиками. 4. Фронтальный опрос. | Самостоятельно устанавливают соответствия между органами чувств человека и датчиками. (Карточка 1) | Презентация Microsoft Office-Power Point « Использование датчиков звука и расстояния при разработке модели Избушки Бабы-Яги» Слайд 8 Карточки для практической работы | ||
2.Этап проблематизации. |
1. Беседа -На прошлом занятии мы с вами собрали модель избушки Бабы-Яги. У вас все очень хорошо получилось! Молодцы. Сейчас я предлагаю посмотреть фрагмент сказки «Морозко». Сравните вашу модель со сказочной избушкой. — В чем разница? И можем ли мы превратить нашу модель в действующую? | Смотрят видеофрагмент из сказки « Морозко», высказывают свои предположения Предполагаемые ответы детей: — Избушка Бабы –яги реагирует на внешние события, а наша модель нет. |
Личностные: — самоопределение-мотивация учения Регулятивные: — выделение и осознание того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению; Общеучебные: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели — постановка и формулирование проблемы Логические: — анализ объектов с целью выделения признаков; — актуализация мыслительных операции, необходимых для решения задач урока Коммуникативные: -умение слушать и понимать речь других. | Видеофрагмент сказки « Морозко» Слайд 10 Слайд 11 |
3. Целеполагание | Как вы думаете, какую задачу мы будем решать сегодня на уроке? Тема занятия: «Использование датчиков звука и расстояния при разработке модели Избушки Бабы-Яги» Помогает организовать совместную деятельность в команде, определяет задачи деятельности. -Для решения данной задачи мы будем работать в команде по два человека: «Конструктор» и «Программист». -Покажите, что команды готовы к работе. -Я предлагаю сегодня быть «Конструкторами» тем, кто лучше конструирует. «Программистом» же будет тот, кому лучше удается составлять программу. Но помните, что вы команда, поэтому помощь и поддержка приветствуются. -Определите, какую работу Вам предстоит выполнить для решения поставленной задачи. |
Предполагаемые ответы детей: -Сегодня на занятии, на примере избушки Бабы-Яги, мы проследим, как с помощью датчиков можно превратить простую конструкцию в действующую модель. Учащиеся организуют команды, определяют роли, задачи. Составляют план реализации проекта. План: · Составить описательную модель; · Доработать модель избушки Бабы-Яги, добавив в конструкцию необходимые элементы; · Составить программу управления механизмом; · Провести испытание полученной модели. |
Личностные: — самоопределение-мотивация учения Регулятивные: -целеполагание Общеучебные: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Логические: — анализ объектов с целью выделения признаков; — актуализация мыслительных операции, необходимых для решения задач урока Коммуникативные: -умение слушать и понимать речь других. | Интерактивная доска Компьютер Презентация Microsoft Office-Power Point «Использование датчиков звука и расстояния при разработке модели Избушки Бабы-Яги» Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 |
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: В зависимости от конкретных дидактических задач: актуализация, проблематизация, целеполагание По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, проблемный. По источникам знаний: словесный, наглядный, практический. По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, объяснение, практическая работа. Метод проверки: фронтальный опрос. Учебные приёмы: • на организацию рабочего места; • концентрацию внимания; • на развитие коммуникативных навыков (диалог); • на мыслительные навыки (вывод, сравнение). | ||||
2. Организационно-деятельностный блок |
2.1 Моделирование |
1.Создание описательной модели, формализация. -Предлагаю посмотреть фрагменты сказки «Морозко» и составить описательную модель избушки Бабы Яги. — Для составления описательной модели предлагаю посмотреть фрагмент сказки еще раз. На основании этой модели определите для каждого действия, какие элементы конструктора и блоки программы вы будете использовать. Я думаю, что вы обратили внимание, что в сюжете используются различные звуки. Мы так же можем добавить в программу звуки из набора звуков системы программирования. |
1. Выполнение практической работы. Просматривают видеофрагменты, самостоятельно заполняют таблицу и устанавливают соответствие между действиями персонажей, элементами конструкции и программными блоками. (Карточка 3) 1 фрагмент: Иванушка приказывает избушке повернуться (звуковая команда) Необходимо подать громкий звуковой сигнал (хлопок) 2 фрагмент: Избушка начинает поворачиваться 1 событие: избушка услышала приказ; 2 событие: избушка поворачивается В конструкции необходимо использовать датчик звука. В программе должны быть использованы блоки «Мотор по часовой стрелке», «Ожидание»+ «Датчик расстояния». 3 фрагмент: Избушка поворачивается и останавливается напротив Иванушки 1 событие: избушка повернулась к Иванушке; 2 событие: избушка остановилась. В конструкции необходимо использовать датчик расстояния, мотор. В программе необходимо использовать блоки «Выключить мотор», «Ожидание»+ «Датчик расстояния». 4 фрагмент: Баба-Яга приказывает избушке повернуться. 5 фрагмент: Избушка поворачивается: 1 событие: избушка услышала приказ; 2 событие: избушка поворачивается В конструкции необходимо использовать датчик звука. В программе должны быть использованы блоки «Мотор против часовой стрелки», «Ожидание»+ «Датчик расстояния». 6 фрагмент: Избушка поворачивается и останавливается напротив леса. 1 событие: избушка повернулась к лесу; 2 событие: избушка остановилась. В конструкции необходимо использовать датчик расстояния, мотор. В программе необходимо использовать блоки «Выключить мотор», «Ожидание»+ «Датчик расстояния». 7 фрагмент: Избушка многократно поворачивается, следуя приказам Иванушки и Бабы-Яги. (события повторяются) В программе необходимо использовать блок «Цикл» 2.В течение всего этапа осуществляется самоконтроль по готовому образцу. |
Регулятивные: — уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую; — уметь проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные: — применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов. Коммуникативные: - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; — аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; — владение монологической формой речи. | Видеофрагменты Карточки Интерактивная доска Компьютер Презентация Microsoft Office-Power Point «Использование датчиков звука и расстояния при разработке модели Избушки Бабы-Яги» Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22 Слайд 23 Слайд 24 Слайд 25 Слайд 26 Слайд 27 Слайд 28 Слайд 29 | |
2.2 Конструирование |
1. Практическая работа Учитель организует индивидуальное консультирование и помощь. |
1.Выполнение практической работы Собирают, программируют и испытывают собранную модель. Формулируют затруднения и осуществляют коррекцию либо самостоятельно, либо с помощью учителя. | Конструктор LegoWeDo | ||
2.3 Презентация образовательного продукта |
1. Демонстрация собранных моделей. Фронтально-индивидуальный контроль. -Молодцы, ребята, заканчивайте работу. Мы начинаем этап проверки выполненных работ. Не забудьте выполнить самооценку. Проверяет выполненные работы. 2. Беседа В современной жизни часто встречается еще одно сочетание слова умный- УМНЫЙ ДОМ Что же он из себя представляет? Что бы вы в первую очередь изменили в своем доме, чтобы сделать его комфортнее? |
1.Демонстрациясобранной модели «Избушка Бабы-Яги» 2. Самоконтроль. 3.Отвечают на вопросы, просматривают видеофрагмент, обмениваются впечатлениями. «Умный» дом — жилой дом современного типа, организованный для проживания людей при помощи автоматизации и высокотехнологичных устройств. Под «умным» домом следует понимать систему, которая обеспечивает комфорт, безопасность и ресурсосбережение для всех пользователей. В простейшем случае она должна уметь распознавать конкретные ситуации, происходящие в доме, и соответствующим образом на них реагировать: одна из систем может управлять поведением других по заранее выработанным алгоритмам. Под термином «умный дом» обычно понимают интеграцию следующих систем в единую систему управления зданием: •Системы управления и связи •Система отопления, вентиляции и кондиционирования •Система освещения •Система электропитания здания •Система безопасности и мониторинга | Модель «Избушка Бабы-Яги» Видеофрагмент «Умный дом» Слайд 30 | ||
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: В зависимости от конкретных дидактических задач: моделирование, конструирование, презентация образовательного продукта. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: частично-поисковый По источникам знаний: словесный, наглядный, практический. По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, практическая работа. Учебные приёмы: на мыслительные навыки (вывод, сравнение); на развитие коммуникативных навыков (диалог); на информационные навыки. | |||||
| |||||
3.1. Оценка и рефлексия | 1. Подведение итогов урока. Рефлексия. — Какую задачу мы ставили перед собой на уроке? Удалось ли нам её выполнить? Вы молодцы! -Подведите итог выполненной работы на листе самооценки. Оцените, что у вас получилось на уроке, что не удалось, какие ошибки были допущены. Вывод: Сегодня на занятии на примере простой модели «Избушка Бабы-Яги» мы с вами рассмотрели способ использования датчиков звука и расстояния. -Снимите с модели человечка и расположите его на пьедестале. -Окружающий нас мир Интересно познавать. Его тайны и загадки Нужно все нам разгадать. Спасибо за урок! | Повторение учебной задачи детьми Выводы детей Рефлексия |
Личностные: — смыслообразование; — проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности; -самоанализ урока и определение «нужности» приобретённых знаний на уроке. Регулятивные: — умение структурировать знания. Коммуникативные: — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: — самостоятельное выделение познавательной цели. |
Слайд 31 Карточки для рефлексии Слайд 32 | |
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: В зависимости от конкретных дидактических задач: рефлексия и оценивание. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный По источникам знаний: словесный, наглядный По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: рефлексия. Учебный приём на обобщение информации. | |||||
Органы чувств человека |
Датчики электронного устройства |
||
Зрение |
|
|
|
Слух |
|
||
Обоняние |
|
||
Вкус |
|
||
Осязание |
|
Карточка 1
План реализации проекта
-
__________________________________________________________________
-
__________________________________________________________________
-
__________________________________________________________________
-
__________________________________________________________________
Фрагмент сказки |
Персонаж |
Событие в сказке |
Элемент конструктора (устройство) |
Программирование (Блоки программы) |
Внешнее событие |
1 фрагмент |
Иван |
Приказывает Избушке повернуться |
|
|
Хлопок в ладоши |
2 фрагмент |
Избушка |
Услышала приказ Поворачивается |
Датчик звука Мотор |
Блок «Ожидание» + Блок «Датчик звука» Блок «Мотор по часовой стрелке» |
|
3 фрагмент |
Избушка |
Повернулась лицом к Ивану Остановилась |
Датчик расстояния Мотор |
Блок «Ожидание» + Блок «Датчик расстояния» Блок «Выключить мотор» |
|
4 фрагмент |
Баба-Яга |
Приказывает Избушке повернуться |
|
|
Хлопок в ладоши |
5 фрагмент |
Избушка |
Услышала приказ Поворачивается в обратную сторону |
Датчик звука Мотор |
Блок «Ожидание» + Блок «Датчик звука» Блок «Мотор против часовой стрелке» |
|
6 фрагмент |
Избушка |
Повернулась лицом к лесу Остановилась |
Датчик расстояния Мотор |
Блок «Ожидание» + Блок «Датчик расстояния» Блок «Выключить мотор» |
|
7 фрагмент |
Иван Избушка Баба-Яга |
События фрагментов 1, 2, 3, 4, 5, 6 повторяются многократно |
Датчик звука Датчик расстояния Мотор |
Блок «Цикл» |
|
Карточка 3
Команда
Конструктор_________________________________________________________
Программист________________________________________________________
Фрагмент сказки |
Персонаж |
Событие в сказке |
Элемент конструктора (устройство) |
Программирование (Блоки программы) |
Внешнее событие |
1 действие |
Иван |
Приказывает Избушке повернуться |
________ |
________ |
Хлопок в ладоши |
2 действие |
Избушка |
Услышала приказ Поворачивается |
|
|
________ |
3 действие |
Избушка |
Повернулась лицом к Ивану Остановилась |
|
|
________ |
Баба-Яга |
Приказывает Избушке повернуться |
________ |
________ |
Хлопок в ладоши |
|
5 действие |
Избушка |
Услышала приказ Поворачивается в обратную сторону |
|
|
________ |
6 действие |
Избушка |
Повернулась лицом к лесу Остановилась |
|
|
________ |
7 действие |
Иван Избушка Баба-Яга |
События фрагментов 1, 2, 3, 4, 5, 6 повторяются многократно |
|
|
________ |
Таблица самооценки |
|||
|
Выполнили работу полностью -2 балла |
Выполнили работу с ошибками -1 балл |
Не выполнили работу- 0 баллов |
1 этап |
|
|
|
2-3-4 этап |
|
|
|
ИТОГО: |
|
Карточка 3
Команда
Конструктор_________________________________________________________
Программист________________________________________________________
Фрагмент сказки |
Персонаж |
Событие в сказке |
Элемент конструктора (устройство) |
Программирование (Блоки программы) |
Внешнее событие |
1 действие |
Иван |
|
________ |
________ |
Хлопок в ладоши |
2 действие |
Избушка |
|
|
|
________ |
3 действие |
Избушка |
|
|
|
________ |
4 действие |
Баба-Яга |
|
________ |
________ |
Хлопок в ладоши |
5 действие |
Избушка |
|
|
|
________ |
6 действие |
Избушка |
|
|
|
________ |
7 действие |
Иван Избушка Баба-Яга |
|
|
|
________ |
Таблица самооценки |
|||
|
Выполнили работу полностью -2 балла |
Выполнили работу с ошибками -1 балл |
Не выполнили работу- 0 баллов |
1 этап |
|
|
|
2-3-4 этап |
|
|
|
ИТОГО: |
|
Карточка 3
Команда
Конструктор_________________________________________________________
Программист________________________________________________________
Фрагмент сказки |
Персонаж |
Событие в сказке |
Элемент конструктора (устройство) |
Программирование (Блоки программы) |
Внешнее событие |
1 действие |
|
|
|
|
|
2 действие |
|
|
|
|
|
3 действие |
|
|
|
|
|
4 действие |
|
|
|
|
|
5 действие |
|
|
|
|
|
6 действие |
|
|
|
|
|
7 действие |
|
|
|
|
|
Таблица самооценки |
|||
|
Выполнили работу полностью -2 балла |
Выполнили работу с ошибками -1 балл |
Не выполнили работу- 0 баллов |
1 этап |
|
|
|
2-3-4 этап |
|
|
|
ИТОГО: |
|
Программирование (Блок программы) |
||
1 |
Начало |
|
2 |
Мотор по часовой стрелке |
|
3 |
Мотор против часовой стрелке |
|
4 |
Мощность мотора |
|
5 |
Выключить мотор |
|
6 |
Включить мотор на…. |
|
7 |
Ждать |
|
8 |
Воспроизведение |
|
9 |
Датчик расстояния |
|
10 |
Датчик звука |
|
11 |
Датчик наклона |
|
12 |
Число |
|
13 |
Прибавить к экрану |
|
14 |
Цикл |
Элемент конструктора (устройство) |
|
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
Программа |
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Технологическая карта
Факультативный курс: «ПервоРоботLego»
Класс: 3
Программа факультативного курса «ПервоРобот Lego WeDo»
Учитель: Абдурахманов Ринат Ризванович, учитель информатики МБОУ «Лянторская СОШ №4»
ТЕМА РАЗДЕЛА: «Изучаем Lego» (14часов) |
|
Тема занятия: «Использование датчиков звука и расстояния при разработке модели «Избушка Бабы-Яги» |
|
Тип занятия: метапредметный урок |
|
Метапредметная категория: «Модель и способ» |
|
Основная задача метапредмета: «Задача» |
|
Целеполагание для ученика ( личностный результат, метапредметный результаты, предметный результат) |
Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать цель учебной деятельности, развивать ключевые компетенции) |
Личностный результат: У учащихся будет сформировано: -положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно- практической деятельности. Метапредметный результат: Регулятивные УУД Обучающиеся научатся: -планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью; -осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы. Познавательные УУД Обучающиеся научатся: -анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности; -самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной задачей; Коммуникативные УУД: Обучающиеся научатся: -организовывать под руководством учителя совместную работу в команде: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь; -формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать; -выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; - проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы. Предметный результат: Обучающиеся должны знать: - назначение основных элементов конструктора; - основы конструирования; - основы программирования. Обучающиеся должны уметь: - проектировать, конструировать и программировать автоматизированные устройства; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Обучающиеся должны понимать: -принципы работы датчиков |
Задачи Образовательные: -научить применять датчики звука и расстояния при разработке действующей модели на базе конструктора LegoWeDo; Развивающие: - развивать познавательные универсальные учебные действия: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, аналогии, построение рассуждений и выводов; -развивать регулятивные универсальные учебные действия: планирование, контроль, самооценка, саморегуляция; -развивать коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать и вступать в диалог, организовывать взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, организовывать совместную работу в команде. Воспитывающие: -воспитывать положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно- практической деятельности; -воспитывать у обучающихся чувство ответственности за результаты своего труда; -содействовать воспитанию когнитивной самостоятельности, личностного отношения к процессу познания, познавательной инициативы. |
Опорные понятия, термины |
Новые понятия, термины |
Модель, моделирование, этапы создания модели, описательная модель, органы чувств, устройство, датчик, блок, мотор, программа, конструирование, звуки. |
«Умный» дом |
Методы обучения:
|
|
Форма организации учебно-познавательной деятельности: групповая |
|
Оборудование и оснащение урока Учебно - наглядные (информационные) пособия:
Технические средства обучения:
Технические средства информации:
Атрибуты:
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД (универсальные учебные действия) |
Дидактическое обеспечение |
|
||||
1.1 Актуализация |
Вступительное слово учителя Здоровается с классом, проверяет готовность учащихся к занятию. -Здравствуйте ребята, рад видеть на сегодняшнем занятии думающих, внимательных, творческих учеников. Древнеримский политик и философ Цицерон говорил, что «Ум всегда занят исследованием чего-либо». Вот и мы с вами сегодня начинаем наше маленькое исследование. |
Готовность к занятию |
Регулятивные: - самоорганизация и организация рабочего места Личностные: - самоопределение Коммуникативные: - планирование ученического сотрудничества с учителем и сверстниками |
Презентация Microsoft Office-Power Point « Использование датчиков звука и расстояния при разработке модели Избушки Бабы-Яги» Слайд 1 Слайд 2 |
Посмотрите внимательно на эти картинки (показывает картинки человека) Перед вами Homo sapiens (homo — человек, sapiens — разумный) – Человек разумный. Почему разумный? Потому что полученную информацию он способен анализировать, выделять из нее главное, делать выводы, сохранять и передавать накопленные знания последующим поколениям. - С помощью каких органов чувств человек получает информацию об окружающем его мире? - Верно! - Человека способного к сложным рассуждениям и правильным выводам называют умным. - В современной жизни нас окружают разные предметы. - Могут ли они быть «умными»?
-А задумывались ли вы, как человеку удается превратить простой предмет в «умный»? -Конечно, если предмету предоставить возможность получать информацию о состоянии окружающей среды, научить его реагировать на происходящие изменения он станет « умным». Эту возможность обеспечивают устройства, которые называют датчики или сенсоры. Вывод: В современном мире многие устройства оснащены различными датчиками, которые, подобно органам чувств человека собирают информацию об окружающем мире. |
Рассматривают картинки человека Учатся выделять основную мысль. Предполагаемые ответы детей: Человек получает информацию об окружающем мире с помощью органов чувств. К ним относятся уши, глаза, кожа, язык, нос. Предполагаемые ответы детей: -Я считаю, что предметы могут быть «умными». Например, у нас дома есть мультиварка, которая сама смешивает продукты и готовит еду. И получается довольно вкусно. |
Личностные: - самоопределение-мотивация учения Регулятивные: - Целеполагание Логические: - анализ объектов с целью выделения признаков; - актуализация мыслительных операций, необходимых для решения задач урока Коммуникативные: -владение монологической и диалогической речью; -умение слушать и понимать речь других. Познавательные: - анализ объектов с целью выделения их признаков -установление причинно-следственных связей |
Презентация Microsoft Office-Power Point « Использование датчиков звука и расстояния при разработке модели Избушки Бабы-Яги» Слайд 3 Картинки человека Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 |
|
|
-Составьте таблицу соответствий между органами чувств человека и некоторыми существующими датчиками.
|
Самостоятельно устанавливают соответствия между органами чувств человека и датчиками. (Карточка 1) |
|
Презентация Microsoft Office-Power Point « Использование датчиков звука и расстояния при разработке модели Избушки Бабы-Яги» Слайд 8 Карточки для практической работы |
2.Этап проблематизации. |
1. Беседа -На прошлом занятии мы с вами собрали модель избушки Бабы-Яги. У вас все очень хорошо получилось! Молодцы. Сейчас я предлагаю посмотреть фрагмент сказки «Морозко». Сравните вашу модель со сказочной избушкой. - В чем разница? И можем ли мы превратить нашу модель в действующую? |
Смотрят видеофрагмент из сказки « Морозко», высказывают свои предположения Предполагаемые ответы детей: - Избушка Бабы –яги реагирует на внешние события, а наша модель нет. |
Личностные: - самоопределение-мотивация учения Регулятивные: - выделение и осознание того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению; Общеучебные: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели - постановка и формулирование проблемы Логические: - анализ объектов с целью выделения признаков; - актуализация мыслительных операции, необходимых для решения задач урока Коммуникативные: -умение слушать и понимать речь других. |
Видеофрагмент сказки « Морозко» Слайд 10 Слайд 11 |
3. Целеполагание |
Как вы думаете, какую задачу мы будем решать сегодня на уроке? Тема занятия: «Использование датчиков звука и расстояния при разработке модели Избушки Бабы-Яги» Помогает организовать совместную деятельность в команде, определяет задачи деятельности. -Для решения данной задачи мы будем работать в команде по два человека: «Конструктор» и «Программист». -Покажите, что команды готовы к работе. -Я предлагаю сегодня быть «Конструкторами» тем, кто лучше конструирует. «Программистом» же будет тот, кому лучше удается составлять программу. Но помните, что вы команда, поэтому помощь и поддержка приветствуются. -Определите, какую работу Вам предстоит выполнить для решения поставленной задачи. |
Предполагаемые ответы детей: -Сегодня на занятии, на примере избушки Бабы-Яги, мы проследим, как с помощью датчиков можно превратить простую конструкцию в действующую модель. Учащиеся организуют команды, определяют роли, задачи. Составляют план реализации проекта. План:
|
Личностные: - самоопределение-мотивация учения Регулятивные: -целеполагание Общеучебные: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Логические: - анализ объектов с целью выделения признаков; - актуализация мыслительных операции, необходимых для решения задач урока Коммуникативные: -умение слушать и понимать речь других. |
Интерактивная доска Компьютер Презентация Microsoft Office-Power Point «Использование датчиков звука и расстояния при разработке модели Избушки Бабы-Яги» Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 |
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: В зависимости от конкретных дидактических задач: актуализация, проблематизация, целеполагание По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, проблемный. По источникам знаний: словесный, наглядный, практический. По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, объяснение, практическая работа. Метод проверки: фронтальный опрос. Учебные приёмы:
|
||||
|
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Формирование УУД младших школьников средствами информационно-коммуникативных технологий
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
Все загруженные в библиотеку Портала разработки должны соответствовать критериям
Прошу Вас указать список использованной литературы в текстовом файле конспекта урока, а также привести список ссылок на использованную графику на последнем слайде презентации. Также необходимо добавить логотип Портала в верхний колонтитул разработки.
Подробную информацию см. в разделе
С уважением, С.А. Колодин.