Организация урочной и внеурочной деятельности младших школьников на основе ТРИЗ-педагогики как средство реализации ФГОС второго поколения
Благодер Виктория Гариевна,
Благодер Виктория Гариевна,
учитель начальных классов
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № <metricconverter w:st=«on» productid=«5 г»>5 г. Геленджик
. Геленджик
МБОУ СОШ № <metricconverter w:st=«on» productid=«5 г»>5 г. Геленджик
«Не мыслям надо учить, а мыслить».
«Не мыслям надо учить, а мыслить».
И. Кант.
И. Кант.
Новые образовательные стандарты задают требования к образовательным результатам учащихся, при этом оставляя учителю большую свободу в выборе способов их достижения. В свете стандартов второго поколения Технология Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) становится очень результативной, т.к. позволяет эффективно развивать креативность учащихся.
Известно, что креативность зависит от условий, в которых формируется человек. Ребёнок вырастает пассивным и нетворческим потому, что в детстве получал мало эвристического материала, с ним мало разговаривали, ему редко предоставляли право выбора, не давали пробовать и ошибаться, его не хвалили за самостоятельность и независимость. Но если креативность так зависит от внешних условий – значит, меняя эти условия, её можно развивать, растить практически всех детей креативными. Не талантами и гениями, а просто творческими людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете, наконец, просто получающими удовольствие от творчества. Таким образом, моя задача, как учителя, создать такие условия на уроке и во внеурочной деятельности, где ребенок будет развиваться и «творить».
Цель исследования: разработать, апробировать и внедрить в учебно-воспитательный процесс начальной школы модель творческой самореализации учащихся с использованием теории и практики ТРИЗ-педагогики.
модель творческой самореализации учащихся с использованием теории и практики ТРИЗ-педагогики.
разработать, апробировать и внедрить в учебно-воспитательный процесс начальной школы модель творческой самореализации учащихся с использованием теории и практики ТРИЗ-педагогики.
Задачи исследования:
1. Определить возможности ТРИЗ-педагогики для совершенствования процесса формирования творческих способностей у младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.
Определить возможности ТРИЗ-педагогики для совершенствования процесса формирования творческих способностей у младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.
2. Разработать учебно-методические пособия, рабочие тетради, с помощью которых становится возможной массовая практика по развитию творческих способностей учащихся.
Объектисследования: процесс развития креативности младших школьников.
исследования: процесс развития креативности младших школьников.
исследования: процесс развития креативности младших школьников.
бъектисследования: процесс развития креативности младших школьников.
Предмет исследования: методика развития креативности учащихся.
методика развития креативности учащихся.
Гипотеза исследования: формирование креативности младших школьников в процессе обучения станет более эффективным, если:
формирование креативности младших школьников в процессе обучения станет более эффективным, если:
— процесс обучения будет направлен на развитие творческого потенциала учащихся, будет организовановзаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семей учащихся;
— в процессе креативного обучения будут использоваться методы и приемы, разработанные в ТРИЗ-педагогике как в урочной так и внеурочной деятельности;
Новизна исследования заключается в том, что в результате многолетнего поиска удалось создать продуктивную комбинацию различающихся по уровню сложности учебно-практических заданий, способную активизировать творческую деятельность детей.
заключается в том, что в результате многолетнего поиска удалось создать продуктивную комбинацию различающихся по уровню сложности учебно-практических заданий, способную активизировать творческую деятельность детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют успешно решать задачу формирования креативности младших школьников в процессе обучения. Подготовленное учебно-методическое обеспечение дает возможность осуществлять целенаправленную методическую работу с учителями начальных классов;
исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют успешно решать задачу формирования креативности младших школьников в процессе обучения. Подготовленное учебно-методическое обеспечение дает возможность осуществлять целенаправленную методическую работу с учителями начальных классов;
Опытным путем я выстроила систему творческих упражнений, под которой понимаю упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей учащихся начальных классовв учебном процессе.
в учебном процессе.
учащихся начальных классовв учебном процессе.
Оставаясьосновной формой обучения и воспитаниямладших школьников, урок несёт на себе огромный развивающий потенциал. Именно в рамках учебной деятельности в первую очередь решаются задачи развития воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу.
младших школьников, урок несёт на себе огромный развивающий потенциал. Именно в рамках учебной деятельности в первую очередь решаются задачи развития воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу.
основной формой обучения и воспитаниямладших школьников, урок несёт на себе огромный развивающий потенциал. Именно в рамках учебной деятельности в первую очередь решаются задачи развития воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу.
В своей педагогической деятельности использую следующие приемы ТРИЗ:
– модель «Создай паспорт» для систематизации, обобщения полученных знаний, для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления, создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение). Например, паспорт литературного героя. Части речи.
– модель «Морфологический анализ» для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий и др.
– «Метод Маленьких Человечков» для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы. (окружающий мир 2 кл.)
– При знакомстве с Солнечной системой во 2 классе очень пригодился «Системный лифт». На примере лифта мы актуализировали необходимые знания и перешли к изучению нового материала.
На примере лифта мы актуализировали необходимые знания и перешли к изучению нового материала.
– При составлении плана литературного произведения использую прием раскадровки.Каждый кадр – это схематичное изображение событий, происходящих с героями. Смена кадра – изменение места действия, изменение ситуации для героя и др.
Каждый кадр – это схематичное изображение событий, происходящих с героями. Смена кадра – изменение места действия, изменение ситуации для героя и др.
При составлении плана литературного произведения использую прием раскадровки. Каждый кадр – это схематичное изображение событий, происходящих с героями. Смена кадра – изменение места действия, изменение ситуации для героя и др.
С целью рационализации и оптимизации работы мной разработан учебно-методический комплект, который включает программу курса внеурочной деятельности «Моя Вообразилия», методические разработки, рабочую тетрадь для учащегося на печатной основе, содержащие справочные материалы и разнообразные задания для осуществления самостоятельной творческой деятельности и позволяющие дозировать информационный поток, исключив перегрузку детей, а также восполнить пробел литературы по творчеству для начальной школы, повысить качество образования.
а также восполнить пробел литературы по творчеству для начальной школы, повысить качество образования.
Приведу пример использования метода фокальных объектов «Усовершенствование фонарика». Цель метода: совершенствование объекта за счет получения большого количества его оригинальных модификаций с неожиданными свойствами. Данный метод применяю в двух направлениях: формирование нестандартного мышления, генерирование новых идей и развитие выразительности, образности речи. Если попросить младшего школьника подобрать имена прилагательные к слову «фонарик», то мы получим однотипные примеры словосочетаний (большой – маленький фонарик, красивый – некрасивый и т.д.) Рассмотрим, каким образом происходит расширение и обогащение словарного запаса обучающихся в ходе применения данного метода ТРИЗ. Совершенствуемый объект: Фонарик. Случайные объекты: Очки, валенок, парашют. Подбираем по три имени прилагательных к каждому из случайных объектов: Очки: солнечные, защитные, модные. Валенки: теплые, мягкие, деревенские. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный. Каждое имя прилагательное сочетаем со словом «фонарик».
Новые сочетания: фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.
Отсеиваем те сочетания, которые неуместны, алогичны. В результате, помимо новых словосочетаний, получаем ещё и новые «конструкторские» идеи: Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.
Диагностический инструментарий позволил отследить реализацию поставленных целей за 3 года. В процессе исследования была использована методикаЕ. Е. Туник «Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты.» по изучению вербального творческого мышления.
вербального творческого мышления.
В процессе исследования была использована методикаЕ. Е. Туник «Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты.» по изучению вербального творческого мышления.
А так же «Опросник креативности» Джонсона.
Опросник креативности» Джонсона.
Данные показатели имеют рост. Можно предположить, что к моменту окончания эксперимента, то есть, к концу 4 класса, он будет иметь серьёзную положительную динамику.
Таким образом, предложенный мной комплекс мер на основе ТРИЗ — технологии содержательно и методологически соответствует требованиям ФГОС, способствует достижению личностных и метапредметных результатов обучения, позволяет создавать образовательное поле, в котором происходит формирование нового творческого типа личности.
ФГОС, способствует достижению личностных и метапредметных результатов обучения, позволяет создавать образовательное поле, в котором происходит формирование нового творческого типа личности.
Мы с вами живём в постоянно меняющемся и развивающемся мире. Сегодня ничто не стоит на месте, в том числе — и система поиска новых креативных решений. А это значит, что при умелом использовании непрерывного креативного образования, мы гарантируем миру постоянное появление новых и новых изобретений, способных сделать нашу жизнь легче, интереснее и прогрессивнее.
Организация урочной и внеурочной деятельности младших школьников на основе ТРИЗ-педагогики как средство реализации ФГОС второго поколения
Благодер Виктория Гариевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 5 г. Геленджик
«Не мыслям надо учить, а мыслить».
И. Кант.
Новые образовательные стандарты задают требования к образовательным результатам учащихся, при этом оставляя учителю большую свободу в выборе способов их достижения. В свете стандартов второго поколения Технология Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) становится очень результативной, т.к. позволяет эффективно развивать креативность учащихся.
Известно, что креативность зависит от условий, в которых формируется человек. Ребёнок вырастает пассивным и нетворческим потому, что в детстве получал мало эвристического материала, с ним мало разговаривали, ему редко предоставляли право выбора, не давали пробовать и ошибаться, его не хвалили за самостоятельность и независимость. Но если креативность так зависит от внешних условий – значит, меняя эти условия, её можно развивать, растить практически всех детей креативными. Не талантами и гениями, а просто творческими людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете, наконец, просто получающими удовольствие от творчества. Таким образом, моя задача, как учителя, создать такие условия на уроке и во внеурочной деятельности, где ребенок будет развиваться и «творить».
Цель исследования: разработать, апробировать и внедрить в учебно-воспитательный процесс начальной школы модель творческой самореализации учащихся с использованием теории и практики ТРИЗ-педагогики.
Задачи исследования:
1. Определить возможности ТРИЗ-педагогики для совершенствования процесса формирования творческих способностей у младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.
2. Разработать учебно-методические пособия, рабочие тетради, с помощью которых становится возможной массовая практика по развитию творческих способностей учащихся.
Объект исследования: процесс развития креативности младших школьников.
Предмет исследования: методика развития креативности учащихся.
Гипотеза исследования: формирование креативности младших школьников в процессе обучения станет более эффективным, если:
- процесс обучения будет направлен на развитие творческого потенциала учащихся, будет организовано взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семей учащихся;
- в процессе креативного обучения будут использоваться методы и приемы, разработанные в ТРИЗ-педагогике как в урочной так и внеурочной деятельности;
Новизна исследования заключается в том, что в результате многолетнего поиска удалось создать продуктивную комбинацию различающихся по уровню сложности учебно-практических заданий, способную активизировать творческую деятельность детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют успешно решать задачу формирования креативности младших школьников в процессе обучения. Подготовленное учебно-методическое обеспечение дает возможность осуществлять целенаправленную методическую работу с учителями начальных классов;
Опытным путем я выстроила систему творческих упражнений, под которой понимаю упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей учащихся начальных классов в учебном процессе.
Оставаясь основной формой обучения и воспитания младших школьников, урок несёт на себе огромный развивающий потенциал. Именно в рамках учебной деятельности в первую очередь решаются задачи развития воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу.
В своей педагогической деятельности использую следующие приемы ТРИЗ:
– модель «Создай паспорт» для систематизации, обобщения полученных знаний, для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления, создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение). Например, паспорт литературного героя. Части речи.
– модель «Морфологический анализ» для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий и др.
– «Метод Маленьких Человечков» для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы. (окружающий мир 2 кл.)
– При знакомстве с Солнечной системой во 2 классе очень пригодился «Системный лифт». На примере лифта мы актуализировали необходимые знания и перешли к изучению нового материала.
– При составлении плана литературного произведения использую прием раскадровки. Каждый кадр – это схематичное изображение событий, происходящих с героями. Смена кадра – изменение места действия, изменение ситуации для героя и др.
С целью рационализации и оптимизации работы мной разработан учебно-методический комплект, который включает программу курса внеурочной деятельности «Моя Вообразилия», методические разработки, рабочую тетрадь для учащегося на печатной основе, содержащие справочные материалы и разнообразные задания для осуществления самостоятельной творческой деятельности и позволяющие дозировать информационный поток, исключив перегрузку детей, а также восполнить пробел литературы по творчеству для начальной школы, повысить качество образования.
Приведу пример использования метода фокальных объектов «Усовершенствование фонарика». Цель метода: совершенствование объекта за счет получения большого количества его оригинальных модификаций с неожиданными свойствами. Данный метод применяю в двух направлениях: формирование нестандартного мышления, генерирование новых идей и развитие выразительности, образности речи. Если попросить младшего школьника подобрать имена прилагательные к слову «фонарик», то мы получим однотипные примеры словосочетаний (большой – маленький фонарик, красивый – некрасивый и т.д.) Рассмотрим, каким образом происходит расширение и обогащение словарного запаса обучающихся в ходе применения данного метода ТРИЗ. Совершенствуемый объект: Фонарик. Случайные объекты: Очки, валенок, парашют. Подбираем по три имени прилагательных к каждому из случайных объектов: Очки: солнечные, защитные, модные. Валенки: теплые, мягкие, деревенские. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный. Каждое имя прилагательное сочетаем со словом «фонарик».
Новые сочетания: фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.
Отсеиваем те сочетания, которые неуместны, алогичны. В результате, помимо новых словосочетаний, получаем ещё и новые «конструкторские» идеи: Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.
Диагностический инструментарий позволил отследить реализацию поставленных целей за 3 года. В процессе исследования была использована методика Е. Е. Туник «Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты.» по изучению вербального творческого мышления.
А так же «Опросник креативности» Джонсона.
Данные показатели имеют рост. Можно предположить, что к моменту окончания эксперимента, то есть, к концу 4 класса, он будет иметь серьёзную положительную динамику.
Таким образом, предложенный мной комплекс мер на основе ТРИЗ - технологии содержательно и методологически соответствует требованиям ФГОС, способствует достижению личностных и метапредметных результатов обучения, позволяет создавать образовательное поле, в котором происходит формирование нового творческого типа личности.
Мы с вами живём в постоянно меняющемся и развивающемся мире. Сегодня ничто не стоит на месте, в том числе - и система поиска новых креативных решений. А это значит, что при умелом использовании непрерывного креативного образования, мы гарантируем миру постоянное появление новых и новых изобретений, способных сделать нашу жизнь легче, интереснее и прогрессивнее.
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар "Особенности изучения правил дорожного движения старшими дошкольниками (ФГОС ДО)"