Урок информатики «Классификация».
Краткое описание
Формирование представлений учащихся о классификации понятий; знакомство с естественной и вспомогательной классификацией; закрепление приемов эффективного построения изображения в графическом редакторе.
Описание
Открытый урок по информатике Класс: 6
Раздел программы: Человек и информация.
Тема: «Классификация».
Цели урока:
Обучающая:
- углубить представления учащихся о классификации понятий;
- познакомить учащихся с естественной и вспомогательной классификацией;
- закрепить приемы эффективного построения изображения в графическом редакторе.
Развивающая:
–обогащение и усложнение словарного запаса,
–развитие внимания, мышления (анализ, сравнение, сопоставление),
–активация творческого начала;
Воспитывающая:
– воспитывать информационную культуру,
–коммуникативность, доброжелательность, ответственность, самостоятельность;
Основные понятия:
— классификация;
— основание классификации;
— естественная классификация;
— вспомогательная классификация.
Тип урока: комбинированный.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.
Приемы обучения: объяснительно-побуждающий, проблемно-деятельностный, эвристический.
Оборудование: компьютеры, проектор, программное обеспечение (Linux).
Литература:
— На предыдущих уроках мы изучили тему «Отношения между понятиями».
— Давайте вспомним с помощью чего удобно представлять отношения между понятиями? (С помощью кругов Эйлера-Венна)
- Какие отношения между понятиями мы изучили?
(Отношение «тождество» — объем одного понятия равен объему другого (друг=приятель),
отношение «пересечение» — объемы совпадают частично, т.е. содержат общие элементы (электронное письмо и бумажное письмо),
отношение «подчинение» — объем одного понятия полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его (клавиатура и устройство ввода),
отношение «соподчинение» — объемы понятий не пересекаются, но принадлежат более общему (понедельник, вторник, среда – дни недели),
отношение «противоположность» — объемы двух понятий разделены объемом третьего ( компьютер с маленькой памятью, компьютер с большой памятью, третье понятие со средней памятью),
отношение «противоречие» — это отношение между понятиями, которое можно выразить присоединением частицы «не».)
Домашним заданиему вас было решение задачи с помощью кругов Эйлера Венна:
Слайд 3. Задача: Каждый ученик в классе изучает по крайней мере один из двух языков: английский или французский. Английский язык изучают 25 человек, французский – 27 человек, оба языка – 18 человек. Сколько учеников изучают только английский язык, только французский язык и сколько учеников всего в классе?
Изобразите на доска ответ с помощью кругов Эйлера. Слайд 4-5.
Решение:
1) 25 – 18 = 7 (уч) – изучают только английский язык
2) 27 – 18 = 9 (уч) – изучают только французский язык
3) 7 + 9 + 18 = 36 (уч) – всего в классе
Слайд 6. Каждое общее понятие может быть представлено как совокупность нескольких понятий.
Слайд 7. Так, понятие «живая природа» включает в себя понятия «человек», «животное», «растение». В свою очередь, понятие «животное» включает в себя понятия «птица», «зверь», «рыба», «насекомое».
Слайд 8. Распределение объема некоторого понятия по избранному основанию на ряд частей называется классификацией.(Записать определение в тетрадь)
Слайд 9. Сгруппируй по «кучкам»: Ознакомьтесь с объектами и попробуйте сгруппировать их по разным группам. Объясните, почему так? Составьте схему своего варианта.
Детям предлагаются геометрические фигурки разного цвета и из различных материалов. Слайд 10. Возможные классификации – по форме, по материалу, наличию углов, по цвету.
Треугольник овал круг прямоугольник
Очень важен выбор основания классификации. Слайд 11. Классификация может производиться по существенным признакам (естественная) или по несущественным признакам (вспомогательная).
Ни один школьный предмет не обходится без классификаций. Так, на уроках русского языка вы сталкиваетесь с естественной классификацией частей речи. Слайд 12.
Слайд 13. Место, занимаемое объектом в естественной классификации, позволяет судить о его свойствах.
Слайд 14. Вспомогательная классификация служит для более лёгкого отыскания объектов: список фамилий по алфавиту, каталог книг
4. Закрепление приобретенных знаний.
Слайд 15. А теперь откройте рабочие тетради на странице 60, №28(1), на выполнение задания отводится 3 мин.
Слайд 16. Физкультминутка.
Раздел программы: Человек и информация.
Тема: «Классификация».
Цели урока:
Обучающая:
- углубить представления учащихся о классификации понятий;
- познакомить учащихся с естественной и вспомогательной классификацией;
- закрепить приемы эффективного построения изображения в графическом редакторе.
Развивающая:
–обогащение и усложнение словарного запаса,
–развитие внимания, мышления (анализ, сравнение, сопоставление),
–активация творческого начала;
Воспитывающая:
– воспитывать информационную культуру,
–коммуникативность, доброжелательность, ответственность, самостоятельность;
Основные понятия:
— классификация;
— основание классификации;
— естественная классификация;
— вспомогательная классификация.
Тип урока: комбинированный.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.
Приемы обучения: объяснительно-побуждающий, проблемно-деятельностный, эвристический.
Оборудование: компьютеры, проектор, программное обеспечение (Linux).
Литература:
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2012.
- Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2012.
- Организационный момент (2 мин).
- Актуализация опорных знаний (10 мин).
- Изучение нового материала (10 мин).
- Закрепление приобретенных знаний (3 мин).
- Практическая работа (15 мин).
- Инструктаж домашнего задания (2 мин).
- Подведение итогов урока, рефлексия (3 мин).
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
— На предыдущих уроках мы изучили тему «Отношения между понятиями».
— Давайте вспомним с помощью чего удобно представлять отношения между понятиями? (С помощью кругов Эйлера-Венна)
- Какие отношения между понятиями мы изучили?
(Отношение «тождество» — объем одного понятия равен объему другого (друг=приятель),
отношение «пересечение» — объемы совпадают частично, т.е. содержат общие элементы (электронное письмо и бумажное письмо),
отношение «подчинение» — объем одного понятия полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его (клавиатура и устройство ввода),
отношение «соподчинение» — объемы понятий не пересекаются, но принадлежат более общему (понедельник, вторник, среда – дни недели),
отношение «противоположность» — объемы двух понятий разделены объемом третьего ( компьютер с маленькой памятью, компьютер с большой памятью, третье понятие со средней памятью),
отношение «противоречие» — это отношение между понятиями, которое можно выразить присоединением частицы «не».)
Домашним заданиему вас было решение задачи с помощью кругов Эйлера Венна:
Слайд 3. Задача: Каждый ученик в классе изучает по крайней мере один из двух языков: английский или французский. Английский язык изучают 25 человек, французский – 27 человек, оба языка – 18 человек. Сколько учеников изучают только английский язык, только французский язык и сколько учеников всего в классе?
Изобразите на доска ответ с помощью кругов Эйлера. Слайд 4-5.
Решение:
1) 25 – 18 = 7 (уч) – изучают только английский язык
2) 27 – 18 = 9 (уч) – изучают только французский язык
3) 7 + 9 + 18 = 36 (уч) – всего в классе
- Изложение нового материала.
Слайд 6. Каждое общее понятие может быть представлено как совокупность нескольких понятий.
Слайд 7. Так, понятие «живая природа» включает в себя понятия «человек», «животное», «растение». В свою очередь, понятие «животное» включает в себя понятия «птица», «зверь», «рыба», «насекомое».
Слайд 8. Распределение объема некоторого понятия по избранному основанию на ряд частей называется классификацией.(Записать определение в тетрадь)
Слайд 9. Сгруппируй по «кучкам»: Ознакомьтесь с объектами и попробуйте сгруппировать их по разным группам. Объясните, почему так? Составьте схему своего варианта.
Детям предлагаются геометрические фигурки разного цвета и из различных материалов. Слайд 10. Возможные классификации – по форме, по материалу, наличию углов, по цвету.
Треугольник овал круг прямоугольник
Очень важен выбор основания классификации. Слайд 11. Классификация может производиться по существенным признакам (естественная) или по несущественным признакам (вспомогательная).
Ни один школьный предмет не обходится без классификаций. Так, на уроках русского языка вы сталкиваетесь с естественной классификацией частей речи. Слайд 12.
Слайд 13. Место, занимаемое объектом в естественной классификации, позволяет судить о его свойствах.
Слайд 14. Вспомогательная классификация служит для более лёгкого отыскания объектов: список фамилий по алфавиту, каталог книг
4. Закрепление приобретенных знаний.
Слайд 15. А теперь откройте рабочие тетради на странице 60, №28(1), на выполнение задания отводится 3 мин.
Слайд 16. Физкультминутка.
- Практическая работа. Слайд 17.
- Постановка домашнего задания Учебник стр.57-58, Рабочая тетрадь с.60-61, №28(2), Работа выполняется аналогично проводимой в классе. Индивидуальные карточки (в тетради). Слайд 18.
- Подведение итогов, рефлексия. Слайд 19.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Поурочное планирование
Информатика и ИКТ
6 класс
20 марта 2014
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре