Конспект урока географии «Погода и климат» 6 класс
Краткое описание
Формирование познавательной активности старших дошкольников в решении проблемно - игровых ситуаций.
Описание
Конспект урока географии для 6 класса
по теме «Погода и климат» Щербакова Екатерина Владимировна,
учитель географии МОУ СОШ №100 г. Волгограда Название учебно-методического комплекса: линия УМК по географии для 6–9 классов под редакцией В. П. Дронова.
Тип урока:изучение нового материала.
Цель: формирование представления о погоде и климате, выявление причин влияющих на погоду и климат.
Задачи:
– сформировать представление о погоде и климате, причинах, влияющих на погоду и климат;
– формировать умения ориентироваться в окружающем мире, умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;
–развивать логическое мышление учащихся.
— воспитывать интерес к предмету.
Оборудование и материалы:проектор, компьютер, электронный ресурс: презентация «Погода и Климат», учебник В. П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Землеведение, 6 класс. – М.: Дрофа, 2007, географический атлас.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
II. Проверка знаний и умений по теме «Атмосферное давление. Ветер».
Учитель:Ребята, посмотрите на доску, перед вами карточки с различными понятиями, я прошу вас выбрать те, которые вам известны и разместить их с правой стороны доски, а те которые вам незнакомы – с левой стороны.
Как вы считаете, чему сегодня будет посвящен урок?
Дети отвечают.
Учитель:Спасибо ребята, вы мне очень помогли. Тема сегодняшнего нашего урока звучит так: Погода и климат. А как вы считаете, какой цели мы должны достичь в конце урока? (слайд 1)
Дети отвечают.
Учитель: Итак, цель нашего сегодняшнего урока – дать определение понятиям «погода» и «климат» (слайд 2).
Откройте ваши тетради, запишите в них число и тему нашего урока: «Погода и климат».
Учитель:Ребята, давайте теперь вернемся к тем карточкам, с которыми мы работали в начале урока. Мне нужны 6 самых умных, смелых и эрудированных учеников.
Дети выходят к доске.
Учитель: Я вам предлагаю игру: На доске карточки с номерами, каждый из вас выбирает любую и дает определение того понятия, которое записано на обратной стороне (дети тянут карточки со знакомыми им определениями и отвечают на вопросы).
Фронтальный опрос:
Учитель: Ребята, а вот подумайте и скажите мне, как вы считаете, география имеет связь с какими-нибудь другими предметами?
Дети отвечают.
Учитель: Я предлагаю вам решить задачу. (слайд 9)
Решение задачи:
Определите высоту холма, если у его подножья атмосферное давление 750 мм рт. ст., а на вершине – 745 мм рт. ст.? (52,5 м).
Учитель вызывает к доске одного ученика, остальные выполняют работу самостоятельно в тетради. Учитель оценивает работу у доски, ставит отметку.
III. Изучение нового материала
Учитель: Мы не случайно вспомнили материал предыдущих уроков. Все о чем мы говорили тесно связано с такими понятиями как «погода» и «климат».
Слово «Погода» знакомо каждому из нас. Скажите мне, в каких ситуациях вы говорите о погоде? Ну и что же такое «погода» по вашему мнению? (дети отвечают). Хорошо, а вот теперь посмотрите какое определение «погоде» дает наука:
Погода — это состояние атмосферы в данное время в данном месте. (слайд 10)
Как вы считаете, какие элементы характеризуют погоду? Какие показатели вы записываете, когда заполняете календарь погоды?
Дети называют.
На предыдущих уроках мы с вами обо всех этих показателях погоды говорили, и вы наверняка помните, с помощью каких приборов эти показатели можно измерить. Я приготовила для вас карточки, сейчас я вам их раздам, а вам нужно установить соответствие между показателем погоды и прибором, который измеряет этот конкретный показатель. У вас на это не более трех минут, кто быстрее всех тот заслуживает особой похвалы.
Игра «Найди пару» (слайд 11)
После сбора карточек, на экране проектора учитель показывает правильное выполнение этого задания (слайд 12)
Учитель: За выполнение этого задания я обязательно поставлю вам отметки и объявлю вам их на следующем уроке.
Учитель:Ребята, скажите, а погода всегда одинаковая? А какая бывает погода? А как вы думаете, что может влиять на изменение погоды?
Дети отвечают.
Учитель: Внимательно выслушав вас, я выделила две основные причины изменения погоды: (слайд 13)
Причины изменения погоды 1. Изменение температуры воздуха
2. Перемещение воздушных масс
Учитель:Итак, при повышении температуры увеличивается влажность воздуха, при понижении – уменьшается.
Другая причина изменения погоды - перемещение воздушных масс с одной территории на другую. Если воздух находится над какой-либо земной поверхностью, он приобретает определенные свойства. Например, над Северным Ледовитым океаном образуется холодная воздушная масса. Над тропическими пустынями воздушная масса горячая, запыленная и сухая. Над океаном воздух, насыщенный водяным паром.
Предсказание погоды
Учитель: Ребята, скажите мне, а как вы узнаете какая погода на улице?
Дети отвечают.
Учитель: Правильно, в большинстве стран мира существуют специальные службы погоды, которые занимаются изучением и измерением погоды, станции эти называются – метеорологические, а сотрудники, работающие там – метеорологи. А как вы считаете, как же люди предсказывали погоду, когда не существовало таких служб и специальных приборов?
Дети отвечают.
Учитель:Кто уже слышал об этом и может нам рассказать?
Дети отвечают.
Учитель: Отлично, эта прекрасная тема для выполнения проекта. Я предлагаю самым творческим и креативным выполнить проект на тему «Животные и растения – уникальные метеорологи». Кого заинтересовало мое предложение, прошу подойти ко мне после уроков, и мы с вами обсудим вопросы, касающиеся этой работы.
Климат (слайд 14)
Учитель: У нас на очереди новое незнакомое определение – «климат». Как вы считаете, климат отличается от погоды или нет? А чем? Как вы считаете, что же такое климат?
Дети отвечают.
Учитель: Климат и погода. Между ними существует тесная связь, и в то же время они отличаются один от другого. Климат, как взрослый человек, имеет постоянный характер. Его «поступки» предсказуемы, и особенных неожиданностей от него не ожидают. Мы знаем, что летом температура будет высокой, а зимой низкой, что зимой выпадет снег, а летом следует ожидать дождей. Все предварительно известно, даже скучно. Но погода не дает скучать. Переменчивая, непостоянная и капризная погода постоянно подносит сюрпризы, в том числе и неприятные: то засуха, то ливневые дожди, то оттепель среди зимы, то похолодания поздней весной.
Мы с вами разобрались, что же такое погода, давайте теперь разберемся что же такое климат. Климат – это многолетний режим погоды, характерный для данной местности. Какие же факторы влияют на климат?
3. Климатообразующие факторы (слайд 15)
1. Географическая широта
2. Рельеф
3. Абсолютная высота
4. Отдаленность от океана
5. Океанические течения
6. Подстилающая поверхность
Комментарии к слайдам
1.Главным из факторов, который обусловливает особенности развития климатообразующих процессов, является географическая широта.От нее зависит количество солнечной энергии, которая попадает на земную поверхность. Поэтому климат в целом имеет хорошо выраженные широтные отличия от экватора к полюсам. (слайд 16) 2.Окружающий рельеф определяет особенности климатообразующих процессов. Горные системы могут защищать равнинные территории от проникновения холодного воздуха или не допускать к ним теплого. (слайд 17) 3.Влияние абсолютной высоты как фактора климата проявляется в том, что в горах температура с высотой уменьшается приблизительно на 6°С на каждый километр, а на определенной высоте (высоте снеговой линии) даже летом оказывается ровной нулю. Выше этой линии начинается царство снегов и льда. (слайд 18) 4.Влияние отдаленности от океанов связано с тем, что способность воды медленно нагреваться и отдавать тепло, постоянное ее перемешивание, обеспечивают нагромождения запасов тепла в океанах. Оно постепенно поступает в атмосферу и воздушными потоками выносится на континенты. Сформированные над океаном воздушные массы, насытившись влагой, которая испаряющаяся из океана, отдают их суше, способствуя этим их увлажнению. (слайд 19) 5.Океанические течения охлаждают или делают теплее климат территорий, около которых проходят, влияют на распределение атмосферных осадков (теплые течения увеличивают, а холодные уменьшают). На западных побережьяхматериков, которые омываются холодными течениями, осадков часто так мало, что там образуются пустыни (Атакама, Намиб). (слайд 20) Учитель: Подстилающая поверхность – это то, чем может быть покрыта земля в определенное время. Скажите мне, чем она может быть покрыта? (слайд 21) Дети отвечают – снег, песок, трава, вода, земля. Учитель:Итак, характер подстилающей поверхности влияет на величину отражения и поглощения энергии, которую несут солнечные лучи. У нас осталось последнее незнакомое нам определение – альбедо. Что же это такое? Альбедо – это способность отражать солнечную энергию (слад 22) Например: · Снег – 85 % (слайд 23) · Песок – 30 % (слайд 24) · Зеленая трава – 26 % (слайд 25) · Вода – 5 % (слайд 26) Учитель: Подумайте, как бы вы могли использовать на практике эту информацию? IV.Закрепление Учитель: Итак, мы дали определения погоды, климата и альбедо, но что бы вы еще лучше смогли их запомнить, найдите эти определения в учебнике и запишите их в тетрадь. V.Рефлексия Учитель:Наш урок подходит к концу, как вы считаете, цель, которую мы поставили в начале урока, была достигнута? А что нового вы сегодня для себя открыли? Вам понравился сегодняшний урок?VI. Домашние задание:учебник параграф 30, 31. Устно, отвечать на вопросы в конце параграфа. (слайд 27)
по теме «Погода и климат» Щербакова Екатерина Владимировна,
учитель географии МОУ СОШ №100 г. Волгограда Название учебно-методического комплекса: линия УМК по географии для 6–9 классов под редакцией В. П. Дронова.
Тип урока:изучение нового материала.
Цель: формирование представления о погоде и климате, выявление причин влияющих на погоду и климат.
Задачи:
– сформировать представление о погоде и климате, причинах, влияющих на погоду и климат;
– формировать умения ориентироваться в окружающем мире, умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;
–развивать логическое мышление учащихся.
— воспитывать интерес к предмету.
Оборудование и материалы:проектор, компьютер, электронный ресурс: презентация «Погода и Климат», учебник В. П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Землеведение, 6 класс. – М.: Дрофа, 2007, географический атлас.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
II. Проверка знаний и умений по теме «Атмосферное давление. Ветер».
Учитель:Ребята, посмотрите на доску, перед вами карточки с различными понятиями, я прошу вас выбрать те, которые вам известны и разместить их с правой стороны доски, а те которые вам незнакомы – с левой стороны.
Как вы считаете, чему сегодня будет посвящен урок?
Дети отвечают.
Учитель:Спасибо ребята, вы мне очень помогли. Тема сегодняшнего нашего урока звучит так: Погода и климат. А как вы считаете, какой цели мы должны достичь в конце урока? (слайд 1)
Дети отвечают.
Учитель: Итак, цель нашего сегодняшнего урока – дать определение понятиям «погода» и «климат» (слайд 2).
Откройте ваши тетради, запишите в них число и тему нашего урока: «Погода и климат».
Учитель:Ребята, давайте теперь вернемся к тем карточкам, с которыми мы работали в начале урока. Мне нужны 6 самых умных, смелых и эрудированных учеников.
Дети выходят к доске.
Учитель: Я вам предлагаю игру: На доске карточки с номерами, каждый из вас выбирает любую и дает определение того понятия, которое записано на обратной стороне (дети тянут карточки со знакомыми им определениями и отвечают на вопросы).
Фронтальный опрос:
- Что такое атмосферное давление? (слайд 3)
- Что такое туман? (слайд 4)
- Что такое ветер? (слайд 5)
- Что такое муссон? (слайд 6)
- Что такое бриз? (слайд 7)
- Что такое атмосферные осадки? (слайд 8)
Учитель: Ребята, а вот подумайте и скажите мне, как вы считаете, география имеет связь с какими-нибудь другими предметами?
Дети отвечают.
Учитель: Я предлагаю вам решить задачу. (слайд 9)
Решение задачи:
Определите высоту холма, если у его подножья атмосферное давление 750 мм рт. ст., а на вершине – 745 мм рт. ст.? (52,5 м).
Учитель вызывает к доске одного ученика, остальные выполняют работу самостоятельно в тетради. Учитель оценивает работу у доски, ставит отметку.
III. Изучение нового материала
Учитель: Мы не случайно вспомнили материал предыдущих уроков. Все о чем мы говорили тесно связано с такими понятиями как «погода» и «климат».
Слово «Погода» знакомо каждому из нас. Скажите мне, в каких ситуациях вы говорите о погоде? Ну и что же такое «погода» по вашему мнению? (дети отвечают). Хорошо, а вот теперь посмотрите какое определение «погоде» дает наука:
Погода — это состояние атмосферы в данное время в данном месте. (слайд 10)
Как вы считаете, какие элементы характеризуют погоду? Какие показатели вы записываете, когда заполняете календарь погоды?
Дети называют.
На предыдущих уроках мы с вами обо всех этих показателях погоды говорили, и вы наверняка помните, с помощью каких приборов эти показатели можно измерить. Я приготовила для вас карточки, сейчас я вам их раздам, а вам нужно установить соответствие между показателем погоды и прибором, который измеряет этот конкретный показатель. У вас на это не более трех минут, кто быстрее всех тот заслуживает особой похвалы.
Игра «Найди пару» (слайд 11)
А. Температура воздуха |
1. Осадкомер |
Б. Атмосферное давление |
2. Флюгер |
В. Сила ветра |
3. Снегомерная рейка |
Г. Влажность воздуха |
4. Барометр |
Д. Толщина снежного покрова |
5. Термометр |
Е. Осадки |
6. Гигрометр |
После сбора карточек, на экране проектора учитель показывает правильное выполнение этого задания (слайд 12)
Учитель: За выполнение этого задания я обязательно поставлю вам отметки и объявлю вам их на следующем уроке.
Учитель:Ребята, скажите, а погода всегда одинаковая? А какая бывает погода? А как вы думаете, что может влиять на изменение погоды?
Дети отвечают.
Учитель: Внимательно выслушав вас, я выделила две основные причины изменения погоды: (слайд 13)
Причины изменения погоды 1. Изменение температуры воздуха
2. Перемещение воздушных масс
Учитель:Итак, при повышении температуры увеличивается влажность воздуха, при понижении – уменьшается.
Другая причина изменения погоды - перемещение воздушных масс с одной территории на другую. Если воздух находится над какой-либо земной поверхностью, он приобретает определенные свойства. Например, над Северным Ледовитым океаном образуется холодная воздушная масса. Над тропическими пустынями воздушная масса горячая, запыленная и сухая. Над океаном воздух, насыщенный водяным паром.
Предсказание погоды
Учитель: Ребята, скажите мне, а как вы узнаете какая погода на улице?
Дети отвечают.
Учитель: Правильно, в большинстве стран мира существуют специальные службы погоды, которые занимаются изучением и измерением погоды, станции эти называются – метеорологические, а сотрудники, работающие там – метеорологи. А как вы считаете, как же люди предсказывали погоду, когда не существовало таких служб и специальных приборов?
Дети отвечают.
Учитель:Кто уже слышал об этом и может нам рассказать?
Дети отвечают.
Учитель: Отлично, эта прекрасная тема для выполнения проекта. Я предлагаю самым творческим и креативным выполнить проект на тему «Животные и растения – уникальные метеорологи». Кого заинтересовало мое предложение, прошу подойти ко мне после уроков, и мы с вами обсудим вопросы, касающиеся этой работы.
Климат (слайд 14)
Учитель: У нас на очереди новое незнакомое определение – «климат». Как вы считаете, климат отличается от погоды или нет? А чем? Как вы считаете, что же такое климат?
Дети отвечают.
Учитель: Климат и погода. Между ними существует тесная связь, и в то же время они отличаются один от другого. Климат, как взрослый человек, имеет постоянный характер. Его «поступки» предсказуемы, и особенных неожиданностей от него не ожидают. Мы знаем, что летом температура будет высокой, а зимой низкой, что зимой выпадет снег, а летом следует ожидать дождей. Все предварительно известно, даже скучно. Но погода не дает скучать. Переменчивая, непостоянная и капризная погода постоянно подносит сюрпризы, в том числе и неприятные: то засуха, то ливневые дожди, то оттепель среди зимы, то похолодания поздней весной.
Мы с вами разобрались, что же такое погода, давайте теперь разберемся что же такое климат. Климат – это многолетний режим погоды, характерный для данной местности. Какие же факторы влияют на климат?
3. Климатообразующие факторы (слайд 15)
1. Географическая широта
2. Рельеф
3. Абсолютная высота
4. Отдаленность от океана
5. Океанические течения
6. Подстилающая поверхность
Комментарии к слайдам
1.Главным из факторов, который обусловливает особенности развития климатообразующих процессов, является географическая широта.От нее зависит количество солнечной энергии, которая попадает на земную поверхность. Поэтому климат в целом имеет хорошо выраженные широтные отличия от экватора к полюсам. (слайд 16) 2.Окружающий рельеф определяет особенности климатообразующих процессов. Горные системы могут защищать равнинные территории от проникновения холодного воздуха или не допускать к ним теплого. (слайд 17) 3.Влияние абсолютной высоты как фактора климата проявляется в том, что в горах температура с высотой уменьшается приблизительно на 6°С на каждый километр, а на определенной высоте (высоте снеговой линии) даже летом оказывается ровной нулю. Выше этой линии начинается царство снегов и льда. (слайд 18) 4.Влияние отдаленности от океанов связано с тем, что способность воды медленно нагреваться и отдавать тепло, постоянное ее перемешивание, обеспечивают нагромождения запасов тепла в океанах. Оно постепенно поступает в атмосферу и воздушными потоками выносится на континенты. Сформированные над океаном воздушные массы, насытившись влагой, которая испаряющаяся из океана, отдают их суше, способствуя этим их увлажнению. (слайд 19) 5.Океанические течения охлаждают или делают теплее климат территорий, около которых проходят, влияют на распределение атмосферных осадков (теплые течения увеличивают, а холодные уменьшают). На западных побережьяхматериков, которые омываются холодными течениями, осадков часто так мало, что там образуются пустыни (Атакама, Намиб). (слайд 20) Учитель: Подстилающая поверхность – это то, чем может быть покрыта земля в определенное время. Скажите мне, чем она может быть покрыта? (слайд 21) Дети отвечают – снег, песок, трава, вода, земля. Учитель:Итак, характер подстилающей поверхности влияет на величину отражения и поглощения энергии, которую несут солнечные лучи. У нас осталось последнее незнакомое нам определение – альбедо. Что же это такое? Альбедо – это способность отражать солнечную энергию (слад 22) Например: · Снег – 85 % (слайд 23) · Песок – 30 % (слайд 24) · Зеленая трава – 26 % (слайд 25) · Вода – 5 % (слайд 26) Учитель: Подумайте, как бы вы могли использовать на практике эту информацию? IV.Закрепление Учитель: Итак, мы дали определения погоды, климата и альбедо, но что бы вы еще лучше смогли их запомнить, найдите эти определения в учебнике и запишите их в тетрадь. V.Рефлексия Учитель:Наш урок подходит к концу, как вы считаете, цель, которую мы поставили в начале урока, была достигнута? А что нового вы сегодня для себя открыли? Вам понравился сегодняшний урок?VI. Домашние задание:учебник параграф 30, 31. Устно, отвечать на вопросы в конце параграфа. (слайд 27)
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Поурочное планирование
География
6 класс
20 марта 2014
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»