Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Ваше величество БУМАГА».
Краткое описание
Формирование познавательной активности старших дошкольников в решении проблемно - игровых ситуаций.
Описание
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
Воспитатель (ФИО): Скрябина Анна Владимировна Группа: старшая
Область: Коммуникация, социализация, художественное творчество, физическая культура.
Тема непосредственно — образовательной деятельности: «Ваше величество БУМАГА».
Форма проведения: подгрупповая.
Цель: развивать познавательную активность старших дошкольников в решении проблемно — игровых ситуаций.
Задачи:
1. Познакомить детей с процессом изготовления бумаги из дерева, историей возникновения бумаги — предмета, используемого для письма;
2. Обобщить представления о свойствах и качествах бумаги разного вида.
3. развивать умение выполнять словесные инструкции взрослого, отвечать на вопросы полным предложением.
4.Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, умение делать умозаключения на основе увиденного в ходе выполнения опыта с бумагой.
5. Развивать внимание, память, связную речь, логическое мышление, развивать умение работать в команде со сверстниками, достигая общего результата деятельности.
6. закреплять умение выполнять аппликацию способом снимания бумаги.
7.Воспитывать бережное отношение к бумаге, желание использовать бумагу для выполнения творческих работ для того, чтобы продлить «жизнь» использованного бумажного листа.
Методы: Игровой (использование сюрпризного момента, игры на внимание, пальчиковый тренинг)
Наглядный (использование компьютерной презентации «Из чего изготавливают бумагу?»)
Словесный (проблемные вопросы, загадывание загадок о барашке, индивидуальный подход, словесное поощрение, анализ занятия.)
Практический (выполнение детьми опытов в лаборатории, опыт по рисованию карандашом на камне, бересте и бумаге, изготовление коллективной творческой работы «Барашек на лугу»)
Оборудование: ноутбук с презентацией « Из чего изготавливают бумагу?».
Материал: коробка с камнем, кусочками бересты, листом бумаги, карандашами, контейнеры с водой, листы бумаги разного качества: салфеточная бумага, тетрадный лист, альбомный лист, газетная бумага, картон. Большое изображение контура барашка, пасущегося на лугу, розетки на каждого ребенка с газетной бумагой, подставки для кисточек, розетки с клеем, салфетки, клеенки.
Эксперты:
1.Вводная часть
Дети входят, здороваются с гостями, становятся около воспитателя. Воспитатель: — Ребята, мне сегодня для вас передали коробку и сказали, что в ней находится сюрприз для вас. ( показывает детям коробку). Как вы дума6ете, что в ней может лежать? Дети предлагают варианты, пробуют коробку на вес, трясут ее, заглядывают в боковое отверстие. Воспитатель: — Хотите узнать, что там? Тогда, коробку нужно открыть. ( Воспитатель предлагает подойти детям к столу, на который ставит коробку и предлагает детям открыть ее и заглянуть в нее). Дети открывают крышку коробки и обнаруживают в ней камень, бересту и лист бумаги с карандашом. Воспитатель: — Ребята, я что-то не могу понять, зачем положили эти предметы в коробку? Может быть они как-то связаны между собой? Давайте вместе подумаем и скажем, какой камень? Дети определяют на вес, что камень тяжелый, называют его все качества по очереди, не перебивая друг – друга: тяжелый, твердый, гладкий, светло- серый, холодный. Воспитатель: — Молодцы, рассказали про камень. Теперь расскажите про бересту, — какая она? Дети определяют и называют свойства бересты: легкая, тонкая, гибкая, теплая, шершавая и т.д. Воспитатель: — Хорошо, а бумага, какая? Дети определяют качества бумаги: белая, легкая, тонкая, гладкая и др. Воспитатель: — Ребята, как выдумаете, зачем положили в коробку карандаш? Дети отвечают: Карандаш нужен для того, чтобы рисовать или писать. Может быть, нужно попробовать нарисовать на этих предметах? Воспитатель: — Попробуйте, порисуйте и скажите, на каком из них вам было легче всего рисовать, а на каком труднее всего. Дети рисуют на предметах и делают вывод, что легче всего рисовать на бумаге, а сложнее всего рисовать на камне. Воспитатель: — Ребята, представляете, очень много лет назад письменные послания пили на камнях. Но это было очень неудобно, потому, что на камне писать трудно, да и тяжело такое письмо носить с собой. Затем люди догадались, что можно с деревьев снимать бересту, на ней писать острыми палочками стало гораздо легче. Но береста со временем высыхала и становилась хрупкой, ломалась. Спустя много столетий появилась бумага, на которой было легче всего писать и хранить такие послания не представляло труда. Ребята, может быть из вас кто-то знает, где делают бумагу и как ее делают? Варианты ответов детей. Воспитатель: Хотите узнать, как делают бумагу и где? Тогда нам нужно отправить на бумажно — целлюлозный комбинат. Тогда нам нужно присесть на стулья и закрыть глаза. Дети садятся на стулья и закрывают глаза. (Воспитатель в это время настраивает проектор, и произносить считалку «Раз, два, три на бумажную фабрику детей приведи»). Дети открывают глаза. Воспитатель: — Посмотрите на слайд и скажите, что вы на нем видите? (слайд №1). Дети: Это завод. Воспитатель: Да, правильно, ребята, это бумажно — целлюлозный комбинат. Туда привозят из лемма бревна, в основном сосновые или еловые. Можно также использовать и другие деревья для изготовления бумаги. (слайд2). Затем с этих бревен на станках сдирают кору. (слайд3) Потом на других станках бревна измельчают в щепки, а щепки сортируют по размеру и отправляют в огромные баки для варки. (слайд 4)- в этих же баках щепки варятся очень долго, туда добавляется клей, отбеливатели, красители и другие вещества от которых зависит какой, должна получиться бумага; тонкой, белой или серой, толстой, гладкой. (слайд5) потом вареная древесина, которая превратилась в кашу, попадает в бумагоделательную машину. Там она распределяется на сите, утрамбовывается и проходит через множество валиков, которые ее сушат, отжимают, полируют. Так, переходя с валика на валик, древесина превращается в бумагу. (слайд6) затем бумага переходит на другие валики, которые ее распрямляют, натягивают и скатывают в огромные рулоны, которые затем резаками разрезаются по размеру: для тетрадей, для альбомов и т.д. Вам понравилось путешествие? Я предлагаю вам немного поиграть. Представим, что мы с вами настоящий бумажный комбинат, приготовьте свои ручки: (Дети встают рядом со стульями и выполняют движения вместе с педагогом в соответствии со стихотворным текстом.) Лесорубы дерево срубили (Имитация движений топора) На станке на части разделили (Руками разводят в разные стороны) Чурбачки на щепки порубили, (Стучат ребром одной ладони о другую) И в растворе долго их варили. (Имитация помешивания в кастрюле) А потом всю жидкость отжимают, (Сжимание и разжимание ладоней рук) Валиком утюжат, сушат, гладят. (Поглаживающие движения руками) Так выходит чистый лист бумаги для журнала, книги и тетради. Воспитатель: Молодцы, ребята. Скажите, а что можно сделать из бумаги? Варианты ответов детей. Воспитатель: Молодцы, ребята. Скажите, что можно сделать из бумаги? — Я хочу предложить вам поиграть в игру « Что сделано из бумаги?» если я назову предмет, выполненный из бумаги, то вы хлопаете в ладоши, если предмет не бумажный — приседаете. Правила понятны? Тогда начинаем: книга, стул, зеркало, обувь, альбом, яблоко, газета, шкаф, журнал и др. Дети слушают названия предметов и выполняют соответствующие движения: приседания или хлопки. Воспитатель: — Молодцы, все были внимательными. Ребята, скажите, какая бывает бумага по внешнему виду. Дети: Бумага бывает тонкая, толстая, гладкая, шершавая, белая, цветная и т.д. Воспитатель: — Вы все верно ответили. Я хочу пригласить вас в лабораторию и провести несколько опытов с бумагой, и сравним разные ее виды. Опыт №1: ребята, выберите каждый себе лист бумаги такой, какой вам понравится (салфетка, тетрадный лист, альбомный лист, газетный и лист картона). Давайте проверим, у кого бумага лучше и легче всего мнется. Всем было легко сминать бумагу и почему? Дети сминают каждый свой лист бумаги. Делают вывод, что труднее всего сминать картон, легче всего – салфетку, потому, что она тонкая. Воспитатель: — Теперь проведем другой опыт с бумагой. Давайте проверим, у кого из вас бумага будет легче всего рваться и почему? Дети отрывают от своих листов бумаги небольшие клочки. Вывод: вся бумага рвется, но тонкая бумага рвется легко, быстро, а толстая — трудно с усилием. Воспитатель: И третий опыт: для этого опыта нам понадобится вода. Положим кусочки бумаги в воду и посмотрим, что получится. Дети: Бумага размокла, стала тонуть, раскисла в воде. Быстро намокла тонкая бумага, а толстый картон долго не тонет и не сразу размокает. Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень наблюдательные. Скажите, с какими свойствами бумаги вы познакомились? Дети: Бумага сминается, рвется, размокает в воде. Воспитатель: Исходя из этого, можно ли сказать, что бумага прочный материал? Дети: Нет, бумага материал не прочный. Воспитатель: Ребята, вы увидели, что не так-то просто изготовить бумагу. Это очень сложно, на ее изготовление идет много деревьев. Как же нужно относиться к бумаге? Дети: К бумаге нужно относиться бережно, оберегать ее от разрывов, намокания. Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, как можно использовать старую бумагу? Дети: Да. Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в мастерскую (на столах лежат куски старой бумаги, все подготовлено для выполнения аппликации. Лежит перевернутый лист бумаги с изображением контура барашка). Прежде, чем приступить к работе отгадайте загадки: «Кто ни в жару, ни стужу не снимает шубу? По полям по долам бродит шуба да кафтан». Дети: Это баран. Педагог переворачивает лист с изображением. Воспитатель: Правильно отгадали загадки. Скажите, баран — какое животное — дикое или домашнее. Дети: Это домашнее животное. Воспитатель: Скажите, а чего не хватает нашему барашку? Дети: У него нет шерстки. Воспитатель: Правильно, нам нужно одеть барашка в шубку. Для этого нам понадобится старая бумага. Мы будем отрывать небольшие кусочки, сминать их и приклеивать на тело барашка. Эта работа вам уже знакома. Так мы делали цветочки мимозы. Скажите, какие свойства бумаги используем в этой работе? Дети: Бумагу можно рвать, сминать и мазать клеем. Она приклеится. Дети выполняют коллективную работу. При необходимости педагог оказывает помощь детям, если помощь не нужна, то вместе с детьми выполняет работу. По окончании подводится итог работы. Воспитатель: Посмотрите, как здорово у нас получилось. Пока высыхает работа, скажите, ребята, что вам больше всего понравилось сегодня? Вспомните, у кого, что получилось лучше всего? Что не получилось и почему? У кого были затруднения? Где же мы сегодня побывали, что там узнали? Дети дают оценку своей деятельности.
Воспитатель (ФИО): Скрябина Анна Владимировна Группа: старшая
Область: Коммуникация, социализация, художественное творчество, физическая культура.
Тема непосредственно — образовательной деятельности: «Ваше величество БУМАГА».
Форма проведения: подгрупповая.
Цель: развивать познавательную активность старших дошкольников в решении проблемно — игровых ситуаций.
Задачи:
1. Познакомить детей с процессом изготовления бумаги из дерева, историей возникновения бумаги — предмета, используемого для письма;
2. Обобщить представления о свойствах и качествах бумаги разного вида.
3. развивать умение выполнять словесные инструкции взрослого, отвечать на вопросы полным предложением.
4.Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, умение делать умозаключения на основе увиденного в ходе выполнения опыта с бумагой.
5. Развивать внимание, память, связную речь, логическое мышление, развивать умение работать в команде со сверстниками, достигая общего результата деятельности.
6. закреплять умение выполнять аппликацию способом снимания бумаги.
7.Воспитывать бережное отношение к бумаге, желание использовать бумагу для выполнения творческих работ для того, чтобы продлить «жизнь» использованного бумажного листа.
Методы: Игровой (использование сюрпризного момента, игры на внимание, пальчиковый тренинг)
Наглядный (использование компьютерной презентации «Из чего изготавливают бумагу?»)
Словесный (проблемные вопросы, загадывание загадок о барашке, индивидуальный подход, словесное поощрение, анализ занятия.)
Практический (выполнение детьми опытов в лаборатории, опыт по рисованию карандашом на камне, бересте и бумаге, изготовление коллективной творческой работы «Барашек на лугу»)
Оборудование: ноутбук с презентацией « Из чего изготавливают бумагу?».
Материал: коробка с камнем, кусочками бересты, листом бумаги, карандашами, контейнеры с водой, листы бумаги разного качества: салфеточная бумага, тетрадный лист, альбомный лист, газетная бумага, картон. Большое изображение контура барашка, пасущегося на лугу, розетки на каждого ребенка с газетной бумагой, подставки для кисточек, розетки с клеем, салфетки, клеенки.
Эксперты:
1.Вводная часть
Дети входят, здороваются с гостями, становятся около воспитателя. Воспитатель: — Ребята, мне сегодня для вас передали коробку и сказали, что в ней находится сюрприз для вас. ( показывает детям коробку). Как вы дума6ете, что в ней может лежать? Дети предлагают варианты, пробуют коробку на вес, трясут ее, заглядывают в боковое отверстие. Воспитатель: — Хотите узнать, что там? Тогда, коробку нужно открыть. ( Воспитатель предлагает подойти детям к столу, на который ставит коробку и предлагает детям открыть ее и заглянуть в нее). Дети открывают крышку коробки и обнаруживают в ней камень, бересту и лист бумаги с карандашом. Воспитатель: — Ребята, я что-то не могу понять, зачем положили эти предметы в коробку? Может быть они как-то связаны между собой? Давайте вместе подумаем и скажем, какой камень? Дети определяют на вес, что камень тяжелый, называют его все качества по очереди, не перебивая друг – друга: тяжелый, твердый, гладкий, светло- серый, холодный. Воспитатель: — Молодцы, рассказали про камень. Теперь расскажите про бересту, — какая она? Дети определяют и называют свойства бересты: легкая, тонкая, гибкая, теплая, шершавая и т.д. Воспитатель: — Хорошо, а бумага, какая? Дети определяют качества бумаги: белая, легкая, тонкая, гладкая и др. Воспитатель: — Ребята, как выдумаете, зачем положили в коробку карандаш? Дети отвечают: Карандаш нужен для того, чтобы рисовать или писать. Может быть, нужно попробовать нарисовать на этих предметах? Воспитатель: — Попробуйте, порисуйте и скажите, на каком из них вам было легче всего рисовать, а на каком труднее всего. Дети рисуют на предметах и делают вывод, что легче всего рисовать на бумаге, а сложнее всего рисовать на камне. Воспитатель: — Ребята, представляете, очень много лет назад письменные послания пили на камнях. Но это было очень неудобно, потому, что на камне писать трудно, да и тяжело такое письмо носить с собой. Затем люди догадались, что можно с деревьев снимать бересту, на ней писать острыми палочками стало гораздо легче. Но береста со временем высыхала и становилась хрупкой, ломалась. Спустя много столетий появилась бумага, на которой было легче всего писать и хранить такие послания не представляло труда. Ребята, может быть из вас кто-то знает, где делают бумагу и как ее делают? Варианты ответов детей. Воспитатель: Хотите узнать, как делают бумагу и где? Тогда нам нужно отправить на бумажно — целлюлозный комбинат. Тогда нам нужно присесть на стулья и закрыть глаза. Дети садятся на стулья и закрывают глаза. (Воспитатель в это время настраивает проектор, и произносить считалку «Раз, два, три на бумажную фабрику детей приведи»). Дети открывают глаза. Воспитатель: — Посмотрите на слайд и скажите, что вы на нем видите? (слайд №1). Дети: Это завод. Воспитатель: Да, правильно, ребята, это бумажно — целлюлозный комбинат. Туда привозят из лемма бревна, в основном сосновые или еловые. Можно также использовать и другие деревья для изготовления бумаги. (слайд2). Затем с этих бревен на станках сдирают кору. (слайд3) Потом на других станках бревна измельчают в щепки, а щепки сортируют по размеру и отправляют в огромные баки для варки. (слайд 4)- в этих же баках щепки варятся очень долго, туда добавляется клей, отбеливатели, красители и другие вещества от которых зависит какой, должна получиться бумага; тонкой, белой или серой, толстой, гладкой. (слайд5) потом вареная древесина, которая превратилась в кашу, попадает в бумагоделательную машину. Там она распределяется на сите, утрамбовывается и проходит через множество валиков, которые ее сушат, отжимают, полируют. Так, переходя с валика на валик, древесина превращается в бумагу. (слайд6) затем бумага переходит на другие валики, которые ее распрямляют, натягивают и скатывают в огромные рулоны, которые затем резаками разрезаются по размеру: для тетрадей, для альбомов и т.д. Вам понравилось путешествие? Я предлагаю вам немного поиграть. Представим, что мы с вами настоящий бумажный комбинат, приготовьте свои ручки: (Дети встают рядом со стульями и выполняют движения вместе с педагогом в соответствии со стихотворным текстом.) Лесорубы дерево срубили (Имитация движений топора) На станке на части разделили (Руками разводят в разные стороны) Чурбачки на щепки порубили, (Стучат ребром одной ладони о другую) И в растворе долго их варили. (Имитация помешивания в кастрюле) А потом всю жидкость отжимают, (Сжимание и разжимание ладоней рук) Валиком утюжат, сушат, гладят. (Поглаживающие движения руками) Так выходит чистый лист бумаги для журнала, книги и тетради. Воспитатель: Молодцы, ребята. Скажите, а что можно сделать из бумаги? Варианты ответов детей. Воспитатель: Молодцы, ребята. Скажите, что можно сделать из бумаги? — Я хочу предложить вам поиграть в игру « Что сделано из бумаги?» если я назову предмет, выполненный из бумаги, то вы хлопаете в ладоши, если предмет не бумажный — приседаете. Правила понятны? Тогда начинаем: книга, стул, зеркало, обувь, альбом, яблоко, газета, шкаф, журнал и др. Дети слушают названия предметов и выполняют соответствующие движения: приседания или хлопки. Воспитатель: — Молодцы, все были внимательными. Ребята, скажите, какая бывает бумага по внешнему виду. Дети: Бумага бывает тонкая, толстая, гладкая, шершавая, белая, цветная и т.д. Воспитатель: — Вы все верно ответили. Я хочу пригласить вас в лабораторию и провести несколько опытов с бумагой, и сравним разные ее виды. Опыт №1: ребята, выберите каждый себе лист бумаги такой, какой вам понравится (салфетка, тетрадный лист, альбомный лист, газетный и лист картона). Давайте проверим, у кого бумага лучше и легче всего мнется. Всем было легко сминать бумагу и почему? Дети сминают каждый свой лист бумаги. Делают вывод, что труднее всего сминать картон, легче всего – салфетку, потому, что она тонкая. Воспитатель: — Теперь проведем другой опыт с бумагой. Давайте проверим, у кого из вас бумага будет легче всего рваться и почему? Дети отрывают от своих листов бумаги небольшие клочки. Вывод: вся бумага рвется, но тонкая бумага рвется легко, быстро, а толстая — трудно с усилием. Воспитатель: И третий опыт: для этого опыта нам понадобится вода. Положим кусочки бумаги в воду и посмотрим, что получится. Дети: Бумага размокла, стала тонуть, раскисла в воде. Быстро намокла тонкая бумага, а толстый картон долго не тонет и не сразу размокает. Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень наблюдательные. Скажите, с какими свойствами бумаги вы познакомились? Дети: Бумага сминается, рвется, размокает в воде. Воспитатель: Исходя из этого, можно ли сказать, что бумага прочный материал? Дети: Нет, бумага материал не прочный. Воспитатель: Ребята, вы увидели, что не так-то просто изготовить бумагу. Это очень сложно, на ее изготовление идет много деревьев. Как же нужно относиться к бумаге? Дети: К бумаге нужно относиться бережно, оберегать ее от разрывов, намокания. Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, как можно использовать старую бумагу? Дети: Да. Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в мастерскую (на столах лежат куски старой бумаги, все подготовлено для выполнения аппликации. Лежит перевернутый лист бумаги с изображением контура барашка). Прежде, чем приступить к работе отгадайте загадки: «Кто ни в жару, ни стужу не снимает шубу? По полям по долам бродит шуба да кафтан». Дети: Это баран. Педагог переворачивает лист с изображением. Воспитатель: Правильно отгадали загадки. Скажите, баран — какое животное — дикое или домашнее. Дети: Это домашнее животное. Воспитатель: Скажите, а чего не хватает нашему барашку? Дети: У него нет шерстки. Воспитатель: Правильно, нам нужно одеть барашка в шубку. Для этого нам понадобится старая бумага. Мы будем отрывать небольшие кусочки, сминать их и приклеивать на тело барашка. Эта работа вам уже знакома. Так мы делали цветочки мимозы. Скажите, какие свойства бумаги используем в этой работе? Дети: Бумагу можно рвать, сминать и мазать клеем. Она приклеится. Дети выполняют коллективную работу. При необходимости педагог оказывает помощь детям, если помощь не нужна, то вместе с детьми выполняет работу. По окончании подводится итог работы. Воспитатель: Посмотрите, как здорово у нас получилось. Пока высыхает работа, скажите, ребята, что вам больше всего понравилось сегодня? Вспомните, у кого, что получилось лучше всего? Что не получилось и почему? У кого были затруднения? Где же мы сегодня побывали, что там узнали? Дети дают оценку своей деятельности.
Размещено в
разделе:
Дошкольное образование
Воспитатель
Конспекты занятий, сценарии мероприятий
Для всех программ
Старшая группа
20 марта 2014
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»