Виды придаточных в СПП.
ТЕМА: Виды придаточных в сложноподчинённом предложении
ЦЕЛИ: углубление знаний о видах сложноподчинённых предложений.
Задачи урока:
образовательные:
-
познакомиться со структурой сложноподчинённого предложения и с видами придаточных;
-
формировать умение определять и характеризовать сложноподчинённые предложения с различными видами придаточных;
-
закрепить навык постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении с различными видами придаточных;
-
закрепить навык правильного словоупотребления, исправления речевых ошибок;
развивающие:
-
тренироваться в умении делать комплексный анализ текста;
-
тренироваться выполнять разбор сложноподчинённых предложений с различными видами придаточных;
-
развивать мыслительные навыки;
воспитательные:
-
расширить кругозор учащихся;
-
учить выражать личностное отношение к окружающему миру;
-
поддерживать мотивацию к изучению русского языка через нетрадиционную форму урока.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Вид урока: урок по технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Дидактический материал: раздаточный материал (карточки с текстами, таблицы), кластер.
Наглядные пособия: таблица «Виды сложноподчинённых предложений»
Педагогическая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо, цель которой – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
О с н о в а т е х н о л о г и и – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлекси
План урока:
Фаза |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Приёмы и методы |
Вызов |
1. Слово учителя. 2. Активизация знаний. |
1. Вспоминают, что знают о сложноподчинённом предложении . |
1. Мозговой штурм. |
2. «Верные и неверные утверждения». |
2. Целеполагание. |
|
|
Осмысление |
1. Предлагается текст с теоретическим материалом о сложноподчинённом предложении 2. Обращение к «верным/неверным утверждениям». 3. Даются задания. |
2. Диалог. 3. Выразительное чтение текста, его комплексный анализ. |
1. Активное чтение. Индивидуальная работа.
2. Групповая работа. 3. Индивидуальная и групповая работа. |
Рефлексия |
1. Предлагается кластер. |
1. Ведут записи. |
1. Возврат к полученной информации по теме. 2. Творческая работа. |
ХОД УРОКА
-
ВЫЗОВ.
-
Слово учителя. Обращение к эпиграфу.
Как вы понимаете это выражение.
Ум- одежда которая (н..)когда (н..)износ..т?ся.
2. Активизация знаний.
1. “Верные и неверные утверждения” Заполнение слепой схемы,Если ответ првильный,заполняем таблицу.
-
Раздел р.я, который мы изучаем в 9 классе.(Синтаксис)
-
Что изучает синтаксис(словосочетание)
-
Предложение.
-
Предложения делятся на простые И сложные
-
Сложные ССП,СПП,БСП,
Ребята что ещё осталось добавить в таблицу.? Обратите внимание на 3 стрелочки ,ведущие в неизвестное.
-
Всё ли мы знаем об СПП.
-
Значит ,нам необходимо продолжить изучение данного вида предложений.
-
“Восстановление слепой схемы” (Схема записана на доске.)
Синтаксис-
словосочетание--------предложения---
простые сложные
ССП СПП БСП
-
“Маркировка предложений” (коллективная работа).
(На доске записаны типы предложений: ПП, ССП, СПП, БСП)Определить виды предложений
3.Целеполагание.
-
Итак, исходя из ваших затруднений, сформулируйте цели нашего урока.
Учащиеся: Цели урока:
1)определить типы придаточных вСПП
2)узнать, от чего задаётся вопрос к придаточным (от всей главной части или от одного слова);
3)определить место придаточных в составе сложноподчинённого предложения;
4)определить средства связи в СПП.
-
определить место союзных слов в придаточной части.
Учитель: Какую информацию вам необходимо изучить ,чтобы до конца заполнить таблицу?. Посмотрите на отмеченные вами предложения и сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Учащиеся: Тема урока –Виды сложноподчинённого предложения.
-Как вы считаете, придаточные содержат главную информацию или второстепенную?
-Я предлагаю вам вспомнить, что такое простое предложение(слайд5)Главные и второстепенные члены.
-Уч-ся анализируют и делают вывод, что придаточные- это тоже второстепенная информация и их тоже три.(слайд6)
4.. «Верные/неверные утверждения».
Учитель: Для этого мы поработаем в группах, в которых есть руководитель. Он будет оценивать работу каждого участника группы .У каждой группы- текст с заданием. Ваша задача- сформулировать алгоритм деиствий и определить вид придаточной , обоснуйте свой ответ. (Учащиеся заполняют таблицы на карточках).
Групповая работа.
Объединитесь в группы, обсудите новую информацию и непонятные для вас моменты. Дайте ответы на вопросы в удобной для вас форме: таблица ,конспект, кластер ,презентация.(2-3слайда)
№ п/п |
Утверждение |
Верно/неверно |
1 |
Придаточная……. отвечает на вопрос …. |
|
2 |
Вопрос задаётся от ……части к ….. |
|
3 |
Придаточная …….может присоединяться к главной союзами и союзными словами. |
|
4 |
Сложноподчинённое предложение с придаточной ……состоит не менее чем из двух частей. |
|
5 |
Между главной и придаточной частью сложноподчинённого предложения с придаточной …….запятая не ставится. |
|
6 |
В главной части сложноподчинённого предложения с придаточной ……могут быть указательные слова. |
|
7 |
Вопрос к придаточной части сложноподчинённого предложения с придаточной ……….задаётся……... |
|
8 |
Придаточная ……….в составе сложноподчинённого предложения не имеет определённого места и может стоять где угодно. |
|
.4 группа – теоретики, которые будут работать с учебником .Ваша задача- составить краткий план-конспект по определению типов придаточных и при ответах группы анализировать правильность ответов.
2. Обращение к «верным/неверным утверждениям».
А теперь вернёмся к данным ранее утверждениям. Группы дают ответы,одновременно заполняя таблицу на доске, Теоретики оценивают ответы и проверяют правильность . (Оцените их достоверность, используя полученную только что информацию. )(Учащиеся проверяют и доделывают «верные/неверные утверждения»). Проверим, что у вас получилось сейчас, обоснуйте ответ. (Ответы представителей групп). Оценка теоретиков –верно –неверно.Дополняют
3.Составление сводной таблицы.
Типы придаточных предложений |
К чему в главном относится, что поясняет |
Какими союзами или союзными словами присоединяется |
На какие вопросы отвечает |
Место придаточного |
Определительные Изьяснительные Обстоятельствен ные |
К существит. Чаще всего сказуемое Сказуемое |
Союзные слова: который, какой, где, куда, откуда, чей, что, когда; союзы: чтобы, как, словно, будто, точно … Союзы что чтобы как будто как будто словно Союзные слова кто что чей как отчего зачем почему где когда куда сколько Союзы |
Какой? Вопросы косвенных падежей Вопросы обстоятельтства |
Только после главной части предложения |
3. Первичное формирование умений и навыков. На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно.
Молодцы! Закрепим полученную теоретическую информацию на ярком примере.
-
Перед вами текст. Прочитайте его выразительно. (Работа у доски. Синтаксический разбор.1Выделить Г О2.Определить главную и придаточную часть.3.Средство связи.(союз или союзное слово).5.Задать вопрос и показать, от чего задаём вопрос.6.Исходя из вопроса ,определить вид придаточной.
-
УМ-ОДЕЖДА,,КОТОРАЯ НИКОГДА НЕ ИЗНОСИТСЯ,
Учащиеся делают совместный в ы в о д: Придаточная определительная часть может стоять в середине главной части или после неё, но всегда она находится после определяемого слова.
Придаточная изъяснительная чаще всего стоит после определяемого слова.
Придаточная обстоят.может стоять как после определяем.слова, так и перед определяемым словом.
4. Закрепление материала.
1) Предлагаю вам самостоятельно сконструировать сложноподчинённые предложения с придаточными определительными ,изъяснительными, обстоятельственными.
-
1 задание: составьте сложноподчинённые предложения с придаточными разных типов по их началу, запишите, расставляя знаки препинания.
Так как
Книга источник знаний что
из которого
-
РЕФЛЕКСИЯ.
Конструирование предложений.Сможем ли мы рассказать теперь о структуре предложения,опираясь на схемы.? (Оценка знаний)Ретроспективная и прогностическая.
Поставьте себе оценку,+-смогу выполнить,+-_возникли трудности,-_не смог выполнить, Почему возникли трудности):
На основе 2 простых предложений составить 1 СПП, используя союзные слова чей, который : На последнем школьном звонке выпускники с благодарностью говорили о своих учителях. Труд учителей не пройдет даром. Я решил обратиться за помощью к другу. Преданность и порядочность друга проверены временем.(Как называется такой прием сжатия текста.)
Итак, мы познакомились со сложноподчинёнными предложениями с тремя группами придаточных. Скажите,всю ли информацию мы сегодня получили о каждом конкретном виде придаточных,? Какова будет цель следующего урока,(Каждый вид прид – отдельно)
В конце урока, подводя итог нашей работе по теме сложноподчинённые предложения с придаточным определительным, хочу снова обратиться к эпиграфу. . . .
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. §16, упр.124
- Международный вебинар «Современная концепция дошкольного детства: от «зоны ближайшего развития» к «пространству детской реализации» (ПДР)»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Избыточное употребление пищи (переедание): физиологические, психологические и социальные причины»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей