В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Сценарий педсовета в форме круглого стола на тему «Выпускник детского сада – успешный первоклассник в рамках современных требований к образованию»

Сценарий педсовета в форме круглого стола на тему «Выпускник детского сада – успешный первоклассник в рамках современных требований к образованию»

Краткое описание
обсуждение мнений педагогов дошкольных учреждений и учителей начальной школы по поставленной проблеме с разных точек зрения, выделение способов обеспечения преемственности в образовательных процессах учреждений с учетом ФГОС
Описание
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Сценарий педсовета Благушко М.В..doc Скачать

Сценарий педсовета в форме круглого стола на тему

«Выпускник детского сада – успешный первоклассник в рамках современных требований к образованию»

Автор: Благушко Мария Викторовна, старший воспитатель, высшей квалификационной категории.

Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 общеразвивающего вида «Светлячок» г. Гаджиево, Мурманская область.

«Учить для жизни, а не для школы».

(Разработчики ФГОС ДО)


«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».

(Л.С. Выготский)

Цель мероприятия: обсуждение мнений педагогов дошкольных учреждений и учителей начальной школы по поставленной проблеме с разных точек зрения, выделение способов обеспечения преемственности в образовательных процессах учреждений с учетом ФГОС.


Задачи:

1. Изучить теоретическое обоснование проблемы с позиций педагогов и психологов.

2. Сделать сравнительный анализ ФГОС дошкольного образования и начальной школы, найти сходство и различия с целью обеспечения взаимодействия ДОУ и школы.

Форма проведения: круглый стол.

Участники: заведующий ДОУ, старший воспитатель ДОУ, педагоги групп старшего дошкольного возраста, педагог-психолог ДОУ, приглашенные: директор школы, заместитель директора по УВР, учителя начальных классов и педагог-психолог школы.

Оборудование: мультимедийное оборудование для показа презентации, ручки, листы бумаги.

Подготовительная работа:

  1. Изучение ФГОС ДО и НОО всеми участниками педсовета.

  2. Взаимопосещение педагогами ДОУ и учителями начальной школы занятий и уроков в рамках «Недели педагогического мастерства».

  3. Педагоги школы и детского сада заранее знакомятся с вопросами по итогам проведения недели педмастерства (приложение 1).

  4. Беседа-интервью (запись на видео) с детьми старшего дошкольного возраста и учениками начальных классов, ранее посещающих ДОУ (приложение 2).

  5. Подготовка выступления педагога-психолога ДОУ и школы о психологической готовности детей к обучению в школе, методах диагностики.


Список литературы:

  1. Астапов В.М. Определение готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.

  2. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М., 1993.

  3. Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М., 2001.

  4. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.

  5. Венгер Л.А. как дошкольник становится школьником.// Дошкольное воспитание. – 1995 - №8.

  6. Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.

  7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р).

  8. Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года от 29.12.2001 распоряжение №1756-р.

  9. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003.

  10. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым 04.02.2010 года).

  11. Письмо министерства Образования РФ № 237/23-16 от 09.08.2000 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы».

  12. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М., 2006.

  13. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.

  14. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  15. Черникова Т.В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление ДОУ. – 2005 - №4.

  16. http://www.pandia.ru/text/78/024/7577.php


План проведения педсовета:

1. Вводная часть (постановка проблемы, обсуждение открытых мероприятий по предложенным заранее вопросам) .

2. Дискуссионная часть (разминка, теоретическое раскрытие темы преемственности с разных позиций - воспитателя или учителя, обсуждение ФГОС по подгруппам).

3. Заключительная часть: формулировка решения педсовета, рефлексия.




Ход педсовета:

1. Вводная часть:

Ведущий (старший воспитатель):

Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите начать работу нашего педагогического совета, тема которого - «Выпускник детского сада – успешный первоклассник в рамках современных требований к образованию». На педсовете присутствуют педагоги и специалисты детского сада и школы, и сегодня мы обсудим проблему преемственности в рамках ФГОС.

Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной из важнейших проблем в образовании. Поэтому невозможно не согласиться с мнением учёного, педагога-психолога Е.Е.Кравцовой: «Если по каким-либо причинам развитие ребёнка на одном из этапов было неполноценным, он не освоил свойственной для этого перехода деятельности, не получил специфических черт личности, то на следующем этапе он будет испытывать серьёзные трудности, и его развитие будет идти искажённым путём».

Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Но сегодня главный вопрос: разнятся ли понимания «готовности ребёнка к школе» в детском саду и школе? В чём специфика проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальным звеном общего образования на современном этапе, в условиях введения ФГОС?

Во время недели педагогического мастерства учителя начальных классов школы посещали непосредственно-образовательную деятельность в детском саду, а педагоги детского сада – уроки в первых классах. Цель поджобного мероприятия - предоставить возможность педагогам двух степеней образования своими глазами увидеть особенности организации деятельности в ДОУ и школе, надеясь, что это поможет в сегодняшнем обсуждении вопросов преемственности. А именно, нам не безынтересно услышать ваши впечатления (приложение 1).

(Мнение педагогов о посещенных мероприятиях в рамках совместной недели педмастерства)

Ведущий:

Сравнивая урок в школе и занятие в ДОУ, можно выделить следующие признаки сходства:

1. Одна и та же сущность: управление познавательной деятельностью детей, вооружение их знаниями и умениями и одновременное всестороннее воспитание. Обучение и в школе, и в ДОУ ведется по программам.

2. Четкая и строгая организация: всегда одно и то же время, четкое расписание, обязательность обучения для каждого ребенка, коллективная работа педагога со всеми детьми над одним и тем же материалом.

Наряду со сходством со школьным обучением, дошкольное обучение имеет свои особенности, давайте попробуем их выделить, сравнив содержание обучения, формы организации, применяемые методы и приемы (таблица 1.)

Таблица 1.

ШКОЛА

ДОУ

Содержание обучения

В школе идет предметное обучение, ученики овладевают основами наук, знания даются в строгой научной логике.

В содержание школьного обучения входит также вооружение учащихся довольно сложными практическими умениями умственного труда: решение математических задач, написание сочинений, диктантов, составление схем, работа с книгой (чтение, конспектирование, цитирование).

Содержание обучения в ДОУ проще. Обучение ведется по разделам программы. Детям сообщаются элементарные, доступные их пониманию знания. Усваивая эти разделы обучения, дети подготавливаются к усвоению учебных предметов в школе.

Форма организации

а) по длительности:

4 – 6 уроков по 40 мин.


б) по структуре:

- организационный момент;

- проверка и оценка домашнего задания;

- сообщение нового материала или фронтальная проверка знаний (контрольная работа);

- закрепление изученного;

- задание на дом

а) по длительности:

2 – 3 занятия в день длительностью от 10 до 35 мин.

б) по структуре:

- организационный момент;

- начало занятия (установки к ходу занятия);

- ход занятия;

оценка деятельности детей, подведение итогов (конец занятия).

Нет оценки знаний по 5-балльной системе, оценка только словесная, нет домашних заданий, нет контрольных работ.

Применяемые методы и приемы

В школе преобладают словесные и практические методы в сочетании с наглядными и игровыми.

В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными. Например, Е.И. Тихеева считала, что строить процесс обучения детей в детском саду следует, опираясь на наглядность в обучении. Утверждала, что при этом специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.


2. Дискуссионная часть.

Ведущий:

Мы предлагаем вам ненадолго вспомнить то время, когда вы сами были дошколятами и рассказать, чего вы ждали от школы и учителей.

(Мнения участников)

А теперь посмотрите, что ждут наши воспитанники подготовительной к школе группы.

(Показ видео)

Из ответов детей видно, что они хотят идти в школу, в которой ждут любого проявления доброты, любви и сердечности, и верят, что их учителя будут самыми красивыми, умными и трудолюбивыми рукодельницами.

Но у нас уже есть воспитанники, которые учатся в первых классах школ города, есть даже второклассники. Давайте послушаем, что скажут они,

(Показ видео, комментарии участников круглого стола)

Ведущий

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Но одинаково ли мы - дошкольники и уважаемые учителя понимаем проблему подготовки к школе?

Упражнение «Пирамида» (приложение 3)

(Обсуждение результатов).

Ведущий:

Всеми уважаемый педагог Леонид Абрамович Венгер сказал следующее: «Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться». Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка.

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В. А. Сухомлинский).

Таким образом, на первое место выдвигается психологическая готовность детей к школьному обучению.


Выступление педагога-психолога школы: характеристика стартовой диагностики, которая проходит в начале 1 класса, обозначить критерии, по которым оценивается каждый школьник, результаты данной диагностики первоклассников в этом учебном году и проблемы, с которыми сталкивается дошкольник при переходе в 1 класс.

Выступление педагога-психолога ДОУ: характеристика диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, особенности и проблемы, вопросы родителей на этапе подготовки детей к школьному обучению.

(Обсуждение участниками педсовета).

Ведущий:

Итак, два документа – ФГОС дошкольного и начального образования. Чтобы лучше понимать современные требования в образовании, давайте сделаем сравнительный анализ этих двух документов по следующим подпунктам (ведущий задает вопрос, педагоги отвечают, дискутируют):

  1. Можно ли выделить единую теоретическую основу, если да, то, что она предполагает? (В основу ФГОС двух ступеней образования положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся).

  2. Существует ли связь между основными целями? (Цель ФГОС ДО и НОО едина – это повышение качества образования, реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, в которых педагогический процесс носит целостный последовательный и перспективный характер)


ФГОС ДО выделяет так же целью:

  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

  1. На что направлены основные принципы образовательных программ? (Образование и в ДОУ, и в начальной школе несет развивающий характер, с учетом ведущих видов деятельности и форм общения, разнообразных особенностей детей).

  2. Сходства и различия интегративных качеств воспитанников ДОУ и школьников (таблица 2)

Таблица 2.

Дошкольники

Ученики начальной школы

Деятельный и активный.

Присутствует исследовательский интерес.

Любознательный.

Коммуникативен.

Инициативный.

Ответственен.

Открытый внешнему миру.

Уважительное отношение к окружающим.

Доброжелательный и отзывчивый

Развиты навыки самоорганизации и здорового образа жизни.

Уверен в своих силах



3. Заключительная часть – рефлексия.

Уважаемые коллеги, в заключение нашего круглого стола проведем рефлексию по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп». Предлагаем вам «примерить» одну из шляп.

- Участников с белой шляпой мы просим поделиться какой информацией о ФГОС дошкольного и начального образования вы обладаете. Коротко, только факты. Какие вопросы у вас были до семинара? Получили ли вы ответ? И какие вопросы появились сейчас?

- Группу красных шляп просим поделиться своими чувствами и эмоциями, которые возникают у вас, когда вы слышите понятия - ФГОС, преемственность.

- От группы черных шляп мы ждем критический взгляд на проблему преемственности на современном этапе. Нужна ли преемственность между ДОУ и школой? Существует ли данная проблема? В чем вы видите недостатки реализации преемственности?

- Желтый цвет - это цвет радости и оптимизма, мы ждем от вас только положительных эмоций в решении данной проблемы. Каковы преимущества преемственности?

- Зеленая шляпа собрала настоящих креативщиков, которые предложат нам новые идеи для реализации преемственности и ФГОС.

- Синяя шляпа собрала философов, умудренных опытом людей. Мы просим вас поделиться тем, что вы сегодня увидели и услышали нового на семинаре.

(Рефлексия участников круглого стола).


Ведущий: С введением ФГОС для дошкольников программы дошкольного образования и начальной школы не должны противоречить друг другу. Подготовка к обучению в школе в детском саду не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников.

Введение ФГОС в дошкольном образовании призвано определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования для обеспечения ребенку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе.

Для того чтобы подготовить ребенка к школе больше нет необходимости подменять специфические «дошкольные» виды деятельности «школьными», то есть заранее приучать ребенка к урочной системе, развивать навыки письма, чтения и счета, нарушая тем самым естественный ход его развития.

Понимание понятия «Готовность к школе» остаётся прежним: это не только некое состояние дошкольника, но и усилия всех участников образовательного процесса: детского сада, семьи и начальной школы.

Процесс реализации преемственности трудный и многогранный, но преемственность ФГОС ДОУ и НОО позволяет школе и детскому саду действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, опираясь на развитие ребенка.

Закончить наш педсовет нам хотелось бы словами еще одного мудрого педагога Даниила Борисовича Эльконина: "Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – ПЕДАГОГ".


Проект-решение педагогического совета

  1. Реализация программы преемственности (сроки реализации – 2013-2016 гг.).

  2. Проведение Дня открытых дверей для будущих первоклассников и их родителей (апрель 2014 г.).

  3. Проведение специалистами школы и ДОУ сравнительного мониторинга психологической готовности выпускников детского сада к обучению в школе (октябрь 2014 г.)

  4. Круглый стол для педагогов и специалистов ДОУ и школы «Адаптация обучающихся первого класса к школе» (ноябрь 2014 г.).

  5. Анализ эффективных форм сотрудничества ДОУ и школы по реализации требований ФГОС, запланированных на 2013-2014 учебный год в рамках мероприятий программы преемственности (апрель 2014 )


































Приложение 1.

Вопросы по итогам взаимопосещения в рамках недели педагогического мастерства.


  1. Чем на Ваш взгляд занятия в детском саду отличаются от уроков в школе и как снивелировать эту разницу в подготовительной группе детского сада и первом классе школы?

  2. Что для Вас было непривычным во время посещения занятий в детском саду?

  3. Какие новые моменты в организации детского коллектива Вас удивили, разочаровали, порадовали?

  4. Помогло ли посещение ДОУ по-новому взглянуть на дошкольников как на будущих первоклассников?

































Приложение 2.


Беседа-интервью с детьми старшего дошкольного возраста

и учениками начальных классов.


Вопросы для старших дошкольников:

  1. Хочешь ли ты пойти в школу? Почему?

  2. Как ты думаешь, что для тебя в школе будет самым интересным?

  3. А что может быть самым трудным, непонятным?

  4. Что ты можешь рассказать об учительнице в школе – какая она может быть?


Вопросы для первоклассников:

  1. Хочешь ли ты ходить в школу? Почему?

  2. Что для тебя в школе самое интересное?

  3. А что самое трудное, непонятное?

  4. Что ты можешь рассказать о твоей учительнице – какая она?





























Приложение 3.

Упражнение «Пирамида»


Участникам круглого стола предлагается расположить стикеры с требованиями к ребенку, поступающему в первый класс в убывающем порядке, выстроив пирамиду. На стикерах обозначены следующие требования

- состояние здоровья ребенка;

- умение общаться со взрослыми и сверстниками;

- самостоятельность;

- развитие речи и памяти;

- умение логически мыслить;

- умение организовывать свое рабочее место;

- ответственность;

- умение читать и писать;

- настойчивость, т. е. умение доводить дело до конца.


Презентация к педсовету Благушко М.В..rar Скачать
Сценарий педсовета Благушко М.В..rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров