Технология обучения в сотрудничестве
Целевыми ориентациями данной технологии являются:
Переход от педагогики требований к педагогике отношений
Гуманно – личностный подход к ребёнку
Единство обучения и воспитания
Целевыми ориентациями данной технологии являются:
ü Переход от педагогики требований к педагогике отношений
ü Гуманно – личностный подход к ребёнку
ü Единство обучения и воспитания
Слайд 3 Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы. Она предполагает распределение функций между учителем и учениками. (Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем, деле». Вступая в общение и участвуя в совместной деятельности, люди взаимодействуют, сотрудничество – это такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга. Сотрудничество предполагает оказание участникам деятельности взаимного содействия в ходе решения ими какой-то задачи, движения к определенной цели. При этом в равной мере соблюдаются интересы обеих сторон. Слайд 4 Главным звеном в технологии сотрудничества выступает учебно-коммуникативная ситуация, в разрешении которой включаются учащиеся. Задача каждого обучающегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник группы овладел необходимыми знаниями и умениями, сформировал нужные навыки, и при этом все должны знать, чего достиг каждый. Слайд 5. Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Но разработка технологии совместного обучения началась лишь в 1970-е годы. Технология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: Р. Славином из университета Джона Хопкинса; Р. Джонсоном и Д. Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Э. Аронсона из университета штата Калифорния. Слайд 6 Основная идея этой технологии – создать условия для активной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. В классе все дети разные: одни схватывают на лету, другим требуется значительное время для осмысления, им трудно, они замыкаются и вскоре оказываются вообще выключенными из учебного процесса. Если же объединить ребят в небольшие группы по 3-4 человека и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого в выполнении этого задания, то возникает ситуация, когда ученик отвечает за результат не только своей работы, но и всей группы в целом. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. В каждой группе должны быть распределены роли.
Слайд 7 Вот некоторые методы и приемы технологии сотрудничества: обучение в команде, «пила», «учимся вместе», исследовательская работа в группах. Сущность метода обучения в командезаключается в том, что уделяется особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над изучаемой темой.
Слайд 8 Сущность методики «Пила»заключается в следующем: 1. Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. 2. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». 3. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, от других членов группы. 4. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). «Учимся вместе»: каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы – награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности.
Исследовательская работа учащихся в группах. Этот метод обучения делает акцент на самостоятельную деятельность учащихся, они работают индивидуально или в группах до 6 человек. Учащиеся выбирают вопрос общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах этот вопрос разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Каждый должен внести свою лепту в общую задачу. Обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика. Слайд 9 Основные идеи всех вариантов – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Успех команды зависит от вклада каждого участника, это предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и имеет шанс оценивается наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивают максимум усилий – каждый для достижения своего уровня, то справедливо, если их усилия будут оценены одинаково.
Слайд 10 Учитель в своей практике может разнообразить и эти варианты творческим подходом применительно к своим ученикам, но при непременном условии – четком соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве:
Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:
· единой цели, которую можно достичь только сообща;
· распределенных внутригрупповых ролей, функций;
· единого учебного материала;
· общих ресурсов;
· одного поощрения на всех.
2) Личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.
3) Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.
4) Рефлексия - обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.
Слайды 11 Данная технология формирует следующие психолого-педагогические принципы:
1.Повышает интерес к изучению математики.
2.Развивает и совершенствует самоконтроль школьника.
3.Способствует сознательному усвоению теоретического материала по математике.
4.Обеспечивает самостоятельность работы ученика, развивает любознательность и смекалку.
Слайд 12 основные преимущества использования технологии сотрудничества: 1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю. 2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях. 3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение. 4. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями. 5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Слайд 13Проведение имитационной игры
Уважаемы коллеги! Я предлагаю вам побывать в роли учеников 6 класса на уроке по теме «Рациональные числа»
Я прошу вас сформировать группу с учетом ваших собственных желаний. Распределите позиции:
— Организатор (организует работу в группе и следит за выполнением заданий и позиций в группе).
— Теоретик (человек, который знает теоретический материал)
— Докладчик (человек, докладывающий у доски результат работы группы).
— Хранитель времени (человек, который следит за временем, отведенным на работу в группе).
Приступайте к работе.Девиз работы: «Научился сам — научи другого».
Рефлексия 1 группа «Я» Как чувствовал себя в процессе обучения, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли собой. 2 группа «Мы» Насколько комфортно мне работалось в малой группе; помогал товарищам, они помогали мне; какие были затруднения в общении с группой. 3 группа «Дело» Я достиг цели обучения, мне этот материал нужен для дальнейшей работы, в чем я затруднялся.
Надеюсь, что наша встреча была полезной, спасибо всем за внимание и удачи всем вам.
ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ГРУППЫ
1.
Уважай
и цени взгляды каждого участника группы.
2.
Не согласен, спокойно объясни почему.
3.
Каждый участник имеет возможность
высказаться, если захочет.
4.
Не перебивай и не разговаривай, когда
говорит другой. Слушай внимательно и
уважай собеседника.
5.
Защищай свою точку зрения, будь открытым
для восприятия чужих идей, мнений, и
интересов.
6.
Поддерживай дружелюбный и открытый
диалог между членами группы.
7.
Старайся, чтобы твои замечания были
кратки и по существу.
Обсуждаются
идеи, предложения, а не люди, которые их
высказали
задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
1). Придумайте периодическую дробь с одной цифрой в периоде
2). Запишите это число в виде обыкновенной дроби
3). Придумайте периодическую дробь с двумя цифрами в периоде
Проделайте то же самое, только умножьте на 100.
Задание 6
Чему равно значение этой дроби, если различным буквам соответствуют различные цифры?
Задание 7
Самостоятельная работа (по методу «пилы»)
-
Каждой группе выдаются карточки (по одной для каждого ученика)
-
Распределение заданий в группе
-
Учащиеся, делавшие одни и те же задания, собираются в одну группу (эксперты) для обсуждения и проверки выполнения
-
Возвращение в свои группы, комментирование по очереди выполненных заданий, оформление записей в тетрадях
Рефлексия
1 группа
«Я»
Как чувствовал себя в процессе обучения, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли собой.
2 группа
«Мы»
Насколько комфортно мне работалось в малой группе; помогал товарищам, они помогали мне; какие были затруднения в общении с группой.
3 группа
«Дело»
Я достиг цели обучения, мне этот материал нужен для дальнейшей работы, в чем я затруднялся.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Подготовка к олимпиадам на уроках математики в 5–6 классах
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
Понравилась презентация своей логичностью, тезисным содержанием, продуманным оформлением. Представление сценария уроков подтверждает теоретические основы, изложенные в презентации.
Но, к сожалению, авторство принадлежит другому человеку. Информация собрана в Интернете с разных сайтов. Например, часть презентации взято из источника:
Работа заслуживает внимания, но присваивая себе результаты чужого труда, автор публикации понижает значимость работы.