В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс

анна васильченко
Тип материала: Программа
просмотров: 10012
Краткое описание
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для  3  класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  начального  общего образования 2009 г; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования; сборника рабочих программ «Школа России». - М.:Просвещение, 2011г.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
рабочая программа чтение 3 класс.doc Скачать

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Самарская средняя общеобразовательная школа»














      1. Рабочая программа

учебного предмета «Литературное чтение»

3 класс, базовый уровень

(4часа в неделю)







Разработана Васильченко

Анной Михайловной,

учителем начальных классов





с. Самарка



2012г.


Пояснительная записка


Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования; сборника рабочих программ «Школа России». - М.:Просвещение, 2011г.

Для реализации программного содержания используются:

  1. Литературное чтение: учебник для 3 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – М.: Просвещение, 2013.

  2. Литературное чтение: рабочая тетрадь для 3 класса: в 2 ч. / М. В.Бойкина Л. А. , Виноградская. – М.: Просвещение, 2013.

3. Мультимедийное пособие (Диск CD-ROM) к учебнику «Литературное чтение. 3 класс» / Л. Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2013. Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год при проведении 4 часов в неделю.

Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы: окружающему миру, изобразительному искусству, технологии, музыки. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятие литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Рабочая программа по литературному чтению относится к общеобразовательному учреждению. Разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников 3 класса. Уровень подготоленности класса различен. 4 человека средний, 1-низкий. Учитывая особенности класса, считаю необходимым организацию систематической работы на уроках литературного чтения, направленной на развитие не только навыков чтения, но и развития художественно-творческих и познавательных способностей.

Изучение курса литературного чтения в 3 классе с обучения направлено на достижение следующей цели:

- пробуждать интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Задачи:

- развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- развивать образное мышление учащихся;

- развивать творческое воображение;

-развивать поэтический слух детей, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в чтении книг;

Обеспечивать глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно развивать навык чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов. Важной особенностью начального этапа обучения являет­ся то, что ребенок переходит с позиции слушателя в катего­рию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользу­ются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, казалось бы за обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставля­ет его размышлять.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Для достижения образовательных целей используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический. Предпочтительные формы учебного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная. Основными формами контроля являются: наблюдения за интеллектуальными способностями детей, тест, проверочная работа, практические задания, рост техники чтения. Срок реализации рабочей учебной программы 1 год. Осуществляется с помощью завершенной предметной линии учебников по литературному чтению для 1—4 классов общеобразовательных учреждений УМК «Школа России»: Климанова Л. Ф. «Литературное чтение». Данный учебник создан в соответствии с возрастными и психологическими особенностями младших школьников, ориентирован на достижение общих целей начального образования средствами предмета «Литературное чтение» и разработан с учётом основных задач реализации содержания образовательной области «Филология». В учебнике реализуется системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Учебник «Литературное чтение» обеспечивает развитие речевой и читательской компетенции, освоение литературоведческих понятий, воспитывают творческую личность, направлен на достижение учащимися личностных,метапредметных и предметных результатов при изучении предмета«Литературное чтение» в начальной школе.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные.

Виды речевой и читательской деятельности

Базовый уровень. У обучающегося будут сформированы:

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

  • осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Повышенный уровень:

  • понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;

  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.

  • домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).

  • находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).

  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

Творческая деятельность

Базовый уровень. У обучающегося будут сформированы:

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

  • писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.

  • пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Повышенный уровень

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.

  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Базовый уровень. У обучающегося будут сформированы:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.

  • осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.

  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Повышенный уровень:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Базовый уровень. У обучающегося будут сформированы:

  • Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

  • Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

  • Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Повышенный уровень:

  • Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»).

Познавательные УУД

Базовый уровень. У обучающегося будут сформированы:

  • Считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.

  • Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

  • Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстова, Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.

  • Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.

  • Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.

  • Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

  1. Повышенный уровень:

  • Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.

  • Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Коммуникативные УУД

Базовый уровень. У обучающегося будут сформированы:

  • Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 4-5 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

  • Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.

  • Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.

  • Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.

  • Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.

Повышенный уровень:

  • Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

  • Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания. Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.

  • Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.


Личностные

Базовый уровень. У обучающегося будут сформированы:

  • Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.

  • Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово,

  • Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.

  • Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

  • Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине

  • Делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.

  • Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

  • Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.

  • Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.

  • Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами.

  • Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.

  • Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов.

  • Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.

  • Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования

  • Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.

  • Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.

  • Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств, автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.

  • Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.).

  • Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.

  • Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач.

  • Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и туловища, проводить его в классе по просьбе учителя.

  • Осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей.

  • Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.

Повышенный уровень:

  • Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.

  • Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора, (по сути, сделал открытие в литературном произведении).

  • Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.

  • Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).

  • Находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.

  • составлять рассказы о писателях и поэтах, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.

Перечень обязательных практических и контрольных работ:

материалы взяты из контрольно-измерительных материалов по литературному чтению

п/п

Название практической работы к разделу

№ урока

Самое великое чудо на свете

5

«Устное народное творчество»

19

«Поэтическая тетрадь 1»

30

«Великие русские писатели»

53

«Поэтическая тетрадь 2»

60

«Литературные сказки»

68

«Были-небылицы»

78

«Поэтическая тетрадь 1»

84

«Люби живое»

100

«Поэтическая тетрадь 2»

108

«собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

120

«По страницам детских журналов»

128

«Зарубежная литература»

134

Контрольная работа проводится раз в конце полугодия. Взяты из контрольно-измерительных материалов.

п/п

Название контрольной работы

Дата проведения

Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений с.52


Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений с.60


Проводятся диагностические работы по проверки скорости и усвоения прочитанного раз в конце четверти. Рекомендуемые материалы КИМы, начальная школа из приложения журнала «Первое сентября», диагностические работы под издательством «Школа России».


Формы и нормы оценки и контроля знаний обучающихся:

Оценка «5» ставится ученику, если он:

  • читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию;

  • полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;

  • самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе событий, герое);

  • знает и выразительно читает наизусть стихотворение.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

  • читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;

  • делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;

  • составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);

  • самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;

  • читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

  • читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), недостаточно выразительно, допускает от 3 до 5 ошибок;

  • передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план с помощью наводящих вопросов учителя; воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

  • читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, допускает более 6 ошибок;

  • пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;

  • не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;

  • при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

ТЕМП И ОЦЕНИВАНИЕ ЧТЕНИЯ

1 четверть - 60 сл/м; 2 - 65-70 сл/м; 3 – 75-80 сл/м; 4 - 85-90 сл/м.

В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения

Бегло, выразительно читать текст. Ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного. Улавливать главную мысль произведения, логику поведения, смысловые и интонационные связи в тексте.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

  • неправильная постановка ударений (более двух);

  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;

  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

  • неточности при формулировке основной мысли произведения;

  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы

Книгопечатная продукция:

1. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.1/ (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская)

2. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.2/ (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская)

Методические пособия

Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 3 класс.

Книги для учителя

1. Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность.

2. Чутко Н.Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника.

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению.

Словари по русскому языку.

Детские книги из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.

Технические средства:

Классная доска

Мультимедийный проектор

Экспозиционный экран

Список литературы

Литература для учащихся:

Основная:

1.     Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение 3 класс, М.: Просвещение, 2013

Дополнительная:

  1. Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М.: Дом педагогики, 2010

  2. Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004

Пособия для учителя:

1.     Горовая В. И., Дробот Н. И., Кулагина Л. И, Лаврентьева Т. К. Конспекты уроков по внеклассному чтению: 1 – 4 классы. М.: ВЛАДОС, 2005

2.     Гостимская Е. С., Михайлова М. И. Внеклассное чтение: 3 класс: Дидактический материал. М.: 5 за знания, 2005

3.     Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»: 3 класс. – М.: Просвещение, 2010

4.     Кутявина С. В. и др. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2013

5.     Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004

6.     Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004

7.     Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2006

Структура изучаемого предмета

п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

Самое великое чудо на свете

4

Устное народное творчество

14

Поэтическая тетрадь 1

11

Великие русские писатели

24

Поэтическая тетрадь 2

6

Литературные сказки

8

Были-небылицы

10

Поэтическая тетрадь 1

6

Люби живое

16

Поэтическая тетрадь 2

8

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок

12

По страницам детских журналов

8

Зарубежная литература

8


Итого:

136

























Календарно-тематическое планирование

 

урока

Дата

Тема урока

Характеристика видов деятельности


Самое великое чудо на свете(4ч)


Введение. Знакомство с учебником

Ориентироваться в учебнике . знать и применять систему условных обозначений. Находить нужную главу и произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.



Знакомство с названием раздела

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст целыми словами, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить, обобщать необходимую информацию в книге. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Участвовать в работе пары, группы. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



Рукописные книги Древней Руси.



Первопечатник Иван Фёдоров



Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений

http://nachalka.seminfo.ru,

Устное народное творчество(14ч)


Знакомство с названием раздела

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами без ошибок и повторов. Осмысливать содержание почитанного текста. Использовать чтение просебя для выборочного и краткого пересказов. Ускорять и замедлять темп чтения, соотнеся его содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называя волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристики героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать, называть, сравнивать героев произведения. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Участвовать в работе пары, группы. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



Русские народные песни



Докучные сказки



Произведения прикладного искусства

http://nachalka.seminfo.ru,


Знакомство со сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»



Пересказ сказки по иллюстрации, по плану

Аудиозапись сказки

http://nachalka.seminfo.ru


Знакомство со сказкой «Иван-царевич и Серый Волк»



Определение последовательности событий в сказке



Составление плана сказки и её пересказ

http://nachalka.seminfo.ru, тест



Знакомство со сказкой «Сивка-Бурка»



Работа по содержанию сказки

http://nachalka.seminfo.ru, тест


Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин



КВН по разделу «Устное народное творчество»



Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений


Поэтическая тетрадь 1(11ч)


Знакомство с названием раздела

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове, находить рифмующие слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения. Сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе пары, группы. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



Проект «Как научиться читать стихи»



Ф. Тютчев «Весенняя гроза»



Ф. Тютчев «Листья»



А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»



И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»



И.Никитин «Встреча зимы»



И. Суриков «Детство»



И. Суриков «Зима»

http://nachalka.seminfo.ru,


Путешествие в Литературную страну



Оценка достижений


Великие русские писатели(24ч)


Знакомство с названием раздела

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или используясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки и определять нравственный смысл. Сравнивать произведения живописи и художественной литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять различные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать их на основе поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл.



А. Пушкин. Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина»



А.Пушкин. Лирические стихотворения



А. Пушкин «Зимнее утро»



А.Пушкин «Зимний вечер»

http://nachalka.seminfo.ru,


Знакомство со сказкой А.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»



Составление картинного плана к отрывку сказки

http://nachalka.seminfo.ru, тест


Работа над содержанием сказки



Характеристика сказочных героев



Рисунки И.Билибина к сказке.



Подготовка сообщения о И.Крылове



И.Крылов «Мартышка и Очки»

http://nachalka.seminfo.ru,


И.Крылов «Зеркало и Обезьяна»

http://nachalka.seminfo.ru,


И.Крылов «Ворона и Лисица»

http://nachalka.seminfo.ru


М. Лермонтов. Статья В.Воскобойникова



М. Лермонтов «Горные вершины…»



М.Лермонтов «Утёс», «Осень»



Детство Л.Толстого



Л.Толстой «Акула»

http://nachalka.seminfo.ru, тест


Л.Толстой «Прыжок»

http://nachalka.seminfo.ru, тест


Л.Толстой «Лев и собачка»



Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря»

http://nachalka.seminfo.ru


Оценка достижений



Литературный праздник


Поэтическая тетрадь 2(6ч)


Знакомство с названием раздела

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихи, передавая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря учебника или толкового словаря. Высказывать свои впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стиха. Находить среди стихов произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.



Н.Некрасов «Славная осень!..»



Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

http://nachalka.seminfo.ru, тест


К.Бальмонт «Золотое слово»



Стихи И.Бунина



Развивающий час. Оценка достижений


Литературные сказки(8ч)


Знакомство с названием раздела

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок, определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.



Д.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»



Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца –Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

мультфильм

http://nachalka.seminfo.ru


В.Гаршин «Лягушка –путешественица»



Характеристика главного героя сказки

http://nachalka.seminfo.ru, тест


В.Одоевский «Мороз-Иванович»



Работа по содержанию сказки

http://nachalka.seminfo.ru, тест


Оценка достижений


Были-небылицы(10ч)


Знакомство с названием раздела

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям.



М.Горький «Случай с Евсейкой»



Работа по содержанию сказки

http://nachalka.seminfo.ru


К.Паустовский «Растрёпанный воробей»



Работа по содержанию сказки



Выборочное чтение сказки

http://nachalka.seminfo.ru, тест


А.Куприн «Слон»



Деление текста на части и составление по нему плана для пересказа



Чтение по ролям

http://nachalka.seminfo.ru,


Урок-путешествие. Оценка достижений


Поэтическая тетрадь 1(6ч)


Знакомство с названием раздела. С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..»

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихи, отражая настроение. Находить в стихе яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его тестом. Самостоятельно оценивать свои достижения.



С.Чёрный «Воробей», «Слон»

http://nachalka.seminfo.ru


А.Блок «Ветхая избушка»



А.Блок «Сны», «Ворона»

http://nachalka.seminfo.ru


С.Есенин «Черёмуха»



Урок-викторина. Оценка достижений


Люби живое(16ч)


Знакомство с названием раздела

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять его жанр. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять его основную мысль. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение по плану. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.



М.Пришвин «Моя Родина»



И.Соколов-Микитов «Листопадничек



Деление текста на части и составление по нему плана

http://nachalka.seminfo.ru, тест


В.Белов «Малька провинилась»



В.Белов «Ещё раз про Мальку»



В.Бианки «Мышонок Пик»



Работа над содержанием сказки

http://nachalka.seminfo.ru, тест


Б.Житков «Про обезьянку»



Работа по содержанию сказки



Составление пересказа по готовому плану

http://nachalka.seminfo.ru, тест


В.Дуров «Наша Жучка»



В.Астафьев «Капалуха»




В.Драгунский «Он живой и светится…»

http://nachalka.seminfo.ru


Урок-конференция «Земля - наш дом родной»



Оценка достижений


Поэтическая тетрадь 2(8ч)


Знакомство с названием раздела

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, оценивать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихи, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. Находить в произведении средства художественной выразительности. Сочинять стихи. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.



С.Маршак «Гроза днём»



А.Барто «Разлука»

http://nachalka.seminfo.ru


А.Барто «В театре»



С.Михалков «Если», «Рисунок»



Е.Благинина «Кукушка», «Котёнок»



«Крестики-нолики»



Оценка достижений


Собирай по ягодке – наберёшь кузовок(12ч)


Знакомство с названием раздела

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы, подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение, читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стиха. Соотносить пословицу с названием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию,, определять главную мысль. Придумывать свои вопросы к тексту. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений, выделять эпизоды, которые вызывают смех, определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»



А.Платонов «Цветок на земле»

http://nachalka.seminfo.ru,


Работа по содержанию произведения



А.Платонов «Ещё мама»



Работа по содержанию произведения



М.Зощенко «Золотые слова»



М.Зощенко «Великие путешественники»

http://nachalka.seminfo.ru,


Н.Носов «Федина задача»



Н.Носов «Телефон»



В.Драгунский «друг детства»



Урок-конкурс. Оценка достижений


По страницам детских журналов(8ч)


Знакомство с названием раздела

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»



Ю. Ермолаев «Проговорился»



Ю.Ермолаев «Воспитатели»



Г.Остер «Вредные привычки»



Г. Остер «Как получаются легенды»



Р. Сеф «Весёлые стихи»

http://nachalka.seminfo.ru,


Читательская конференция. Оценка достижений


Зарубежная литература(8ч)


Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя. Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои. Определять нравственный смысл сказки ( с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору, записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей»



Мифы Древней Греции. «Из жизни Прометея»

http://nachalka.seminfo.ru,


Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»



Составление плана к сказке



Оценка достижений



Развивающий час



«Брейн-ринг»




 

Лист изменений:


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос