Психологическая готовность ребенка к школе. Что должны знать родители будущего первоклассника.
Психологическая готовность ребенка к школе.
Что должны знать родители будущего первоклассника.
Когда речь заходит о психологической готовности ребенка к обучению в школе, то многие специалисты, как правило, имеют в виду уровень сформированности различных сфер психической деятельности: познавательной, мотивационной, волевой, коммуникативной.
-
умственная или познавательная готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений;
-
мотивационная готовность — положительное отношение к школе и желание учиться;
-
волевая готовность — достаточно высокий уровень развития произвольного поведения;
-
коммуникативная готовность — способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю.
И тут же возникает ряд вопросов. Что в первую очередь необходимо развивать у будущего первоклассника? На что надо обращать внимание при готовке ребенка к школе?
Вообще, под готовностью к школе понимается результат общего психического развития ребенка на протяжении всей его дошкольной жизни.
В детских садах проводится диагностика готовности детей к школьному обучению, которая направлена на раннее выявление неготовности отдельных функций. И на вопрос: «На что именно надо обращать особое внимание, при подготовке моего ребенка к школе?» вам ответит педагог-психолог, работающий в вашем детском саду.
Но, к сожалению, большинство родителей вынуждены проводить большую часть своего времени на работе, и, приходя вечером домой, не всегда остаются силы на занятия со своим ребёнком. И по сути, воспитанием и развитием наших детей занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Можно так же записать ребёнка на подготовительные курсы при школе, записать в детский развивающий центр в группу подготовки к школе или же обратиться к частному преподавателю. Но перед этим, вам следует определиться не только с выбором образовательного учреждения, в которое пойдет ваш ребенок, но и с программой и учителем. Ведь отдавать ребёнка на подготовительные курсы лучше в то образовательное учреждение, где он будет учиться на протяжении всей своей школьной жизни и по той программе, которая больше подходит восприятию вашего ребенка.
Если же вы все-таки решили готовить своё чадо к школе в домашних условиях, помните, каждый ребенок индивидуален, и ваш – не исключение. Не сравнивайте ребенка с другими детьми – так вы только разовьете в нем комплекс неполноценности. Вы должны сделать занятия не только полезными, но и интересными. Хорошо было бы, если б вы сделали так, чтоб у ребенка появился интерес к познанию.
Что можно сделать?
-
Уделяйте своему ребенку больше времени, общайтесь с ним.
-
Не только отвечайте на его вопросы, но и задавайте свои, особенно после прочтенной книги или просмотренного мультика/фильма.
-
Превратите свою прогулку в игру: считайте птиц, читайте названия магазинов, называйте цвета машин, учите названия деревьев, птиц и т.д.
-
Развивайте у ребенка самостоятельность.
-
Учите правила безопасности дома, на улице, в обществе.
-
Уделите внимание физическому развитию.
Что важно помнить?
-
Занятия не должны длиться более 30 минут. Ребенок может потерять интерес к учебному процессу. Не забывайте про перерывы.
-
Не концентрируйтесь на чем-то одном: чтении, счете, памяти, внимании и т.д. Важно все!
-
Если у вашего ребенка что-то не понимает, не все получается – не злитесь! Задавайте ему наводящие вопросы, помогите ему, но в то же время не торопитесь сделать все за него.
Что должен знать и уметь ребенок перед школой?
Называть и показывать:
-
ФИО своё и родителей, где работают родители, свой домашний адрес, город, страну.
-
Дни недели, времена года, название месяцев, части суток (их последовательность).
-
Цвета, формы.
-
Лево-право, верх-низ.
-
Самые распространенные растения, животные, птицы.
-
Основные правила дорожного движения.
Уметь:
-
Считать до 10 и выполнять простые арифметические действия.
-
Читать набольшие предложения и понимать прочитанное.
-
Пересказывать историю, описывать картинку, учить небольшие стихотворения.
-
Восстанавливать последовательность, выделять общие признаки у предметов и видеть отличия.
-
Обращаться с ножницами, вырезать по контуру, вырезать геометрические фигуры.
-
Управляться с ручкой и карандашом, проводить четкие линии без линейки, штриховать, закрашивать, не выходя за контур.
Литература:
-
Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Предшкольный бум, или Что нужно знать родителям будущих первоклассников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. 181 с.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»