Роль мультисенсорного пособия "Нумикон "в развитии детей с особыми образовательными потребностями
Краткое описание
Буклет применим для учителей - дефектологов, педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровь.Цель буклета: развитие математических способностей детей с особыми образовательными потребностями посредством применения пособия "Нумикон"
Описание
Роль мультисенсорного пособия «НУМИКОН» в развитии детей с особыми образовательными потребностями. «Нумикон»–мультисенсорная математическая программа, в которой применяются специальные наборы наглядно-практического материала, разработанные в Англии в 1996–1998 гг. для детей, испытывающих трудности при изучении математики. «Нумикон» создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей – способность обучаться на практике, способность обучаться наблюдая и способность распознавать паттерны (англ. 'pattern — образец, шаблон, система) — заимствованное слово. Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить их с соответствующими числами. Авторы этой программы убеждены, что важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов чувственного восприятия ребенка – и слух, и зрение, и осязание, а также подключать движение и речь.
В системе Нумикон каждое число имеет зрительный и тактильный образ, который представлен в виде цветной пластмассовой пластинки соответствующего размера и с соответствующим количеством отверстий, диметр которых чуть больше толщины пальца ребёнка. С помощью штырьков, входящих в комплект Нумикона, можно проделывать упражнения, устанавливая соответствие между числом, формой Нумикона и количеством.
1. Формирование и развитие математических представлений. Перечислим возможности включения «Нумикона» в разные содержательные блоки формирования математических представлений.
1. При формировании представлений и понятий о размерах используются задания, которые показывают разницу между большими и маленькими объектами (сравниваются формы «Нумикона» по размеру) 2. При развитии пространственных представлений можно использовать задания по конструированию и ориентировке на белой доске. 3. Развитию временных представлений помогают настенные часы, дополненные формами «Нумикона». 4. На формирование образа числа работает прием представления каждого числа максимальным количеством примеров, которые отражают его суть или ассоциируются с ним. Например, число 3 – это треугольник, три поросенка, квартира № 3, трехколесный велосипед, желтая форма «Нумикона». 5. При обучении прямому и обратному счету в пределах 10, счету от заданного числа, нахождению «соседей» числа выстраивается ряд из форм «Нумикона» от 1 до 5, а на следующих этапах работы – от 1 до 10, используются игры. Например, игра «восстанови ряд», когда одна из форм исчезала или формы менялись местами. 6. При тренировке в пересчете и подведении итога – дети пересчитывают отверстия в формах «Нумикона», вставляют в них штырьки и пересчитывают их. 7. При работе с цифрами и в обучении соотнесению числа и количества используется соотнесение цифрового ряда от 1 до 10 с рядом форм «Нумикона», подбор нужной цифры к форме. Сначала дети опираются не на количество отверстий, а на узнавание целостного образа формы, а затем постепенно переходят к пересчету отверстий. 8. При объяснении состава числа складываются одни формы из других и таким образом наглядно показывается, как одно число составляется при помощи других чисел. 9. При знакомстве с арифметическими действиями Нумикон позволял иллюстрировать сложение и вычитание. Шаблоны, включенные в набор «Нумикон», помогают детям установить связь между числом и величиной, которую оно обозначает. Пособие позволяет детям не только видеть цифры, но и воспринимать их тактильно, что играет ключевую роль для эффективного обучения абстрактным понятиям детей с особыми образовательными потребностями На начальных этапах дети в игровой форме учатся сопоставлять название числа с соответствующим шаблоном, а затем с помощью этих шаблонов выполняются различные арифметические задания. Таким образом, у детей формируются собственное представление о числах, о соотношениях между ними и об арифметических операциях.Постепенно дети начинают все лучше и лучше понимать, что такое числа, и образы чисел перестают быть привязанными только к шаблонам «Нумикона».
«Нумикон» помогает усвоить: · наглядно сложение и вычитание
· чётные и нечётные числа
· поразрядное представление чисел
· состав числа
· сравнение чисел · арифметические действия с переходом через десяток · удвоение и деление пополам
· приблизительное оценивание
· деление, умножение
· проценты, дроби,
· десятичные числа
· понятия о временных представлениях
Формы можно скреплять входящими в набор штырьками, образуя пространственную конструкцию, создавать пространственные модели больших чисел. Ориентируясь на цвет, форму и величину, ребёнок легко запоминает образ числа как соответствующей формы Нумикона. Ученикам нравится выполнять арифметические задачки благодаря привлекательным, ярким и разноцветным шаблонам «Нумикона», будь то индивидуально или в группах. Визуальный, аудиальный и кинестетический подходы, используемые «Нумиконом», подходят для разнообразных форм обучения.
2. Развитие конструктивной деятельности
Ученики составляют из шаблонов разнообразные сооружения и плоскостныеизображения (дорожки, домики, машинки, животных). У детей развивается конструктивная деятельность. Используя наборы «Нумикон», в работе с детьми могут быть использованы такие виды конструирования:
Составление таких рассказов тесно связывает коммуникативную деятельность детей с конструктивной.
· Речь детей обогащается новыми терминами и понятиями
· Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).
Таким образом, в ходе конструктивной деятельности, в свою очередь, происходит развитие мыслительной деятельности и речевой активности
3. Развитие графического навыка Отдельное направление работы — это включение в урок и домашние задания графических упражнений с использованием «Нумикона». Использование графических заданий на уроках и в домашней работе, помогает развивать мелкую моторику и закреплять навыки, освоенные во время практической деятельности с «Нумиконом». Вот примеры некоторых заданий: · соединить одинаковые формы «Нумикона» · соединить форму «Нумикона» и ее контур · соединить формы «Нумикона» с цифрами · сравнить две формы «Нумикона» · обвести все формы «Нумикона», которые больше, чем образец; Графические задания на школьной доске, например: соединить цветные формы «Нумикона» и их черно-белые копии.
· Нанизывание форм и деталей форм Нумикона на шнурок способствует развитию координации движений и моторики рук. 4. Развитие творческих способностей С формами Нумикона можно увлекательно играть. Ребёнок может доставать их из воды, из песка, из «волшебного мешочка», обрисовывать, раскрашивать через отверстия, отпечатывать на глине или тесте, взвешивать на весах.
Следует отметить, что возможности использовании «Нумикона» очень разнообразны, и это позволяет поэтапно встраивать его в разные занятия и его части. Часть заданий, направленных на накопление сенсорного опыта при работе с «Нумиконом», можно выполнять во время свободных игр, перемен, игр с водой и сыпучими материалами. Таким образом, применение мультиисенсорного пособия «Нумикон» даёт возможность развивать: математические представления, конструктивную деятельность, графический навык, творческие способности, речевую активность детей с особыми образовательными потребностями, имеющими диагноз: РДА, ОНР, дети с синдромом Дауна, дети с ДЦП (тетрапарез), ЗПР и т.д.
Литература
1. Аткинсон Р., Тэйкон Р., Винг Т. Руководство для учителя и карты с заданиями [Электронный ресурс] / пер. с англ. Е. И. Стальгоровой,
М. Л. Шихиревой. 2010.
2. Бакли С. Как научить математическому мышлению? // Синдром Дауна. XXI век. 2009. № 2. С. 25–28.
3. Стальгорова Е. И. Система «Нумикон» // Там же. 2010. № 1 (4). С. 46–50.
4. Сладкова Е. А., Терентьева К. Ю. Нумикон и другие способы познакомиться с математикой // Сделай шаг. 2011. № 3 (44). С. 5–9.
5. Every child counts. URL: https://everychildcounts.edgehill.ac.uk/
6. www.numicon.com
В системе Нумикон каждое число имеет зрительный и тактильный образ, который представлен в виде цветной пластмассовой пластинки соответствующего размера и с соответствующим количеством отверстий, диметр которых чуть больше толщины пальца ребёнка. С помощью штырьков, входящих в комплект Нумикона, можно проделывать упражнения, устанавливая соответствие между числом, формой Нумикона и количеством.
1. Формирование и развитие математических представлений. Перечислим возможности включения «Нумикона» в разные содержательные блоки формирования математических представлений.
1. При формировании представлений и понятий о размерах используются задания, которые показывают разницу между большими и маленькими объектами (сравниваются формы «Нумикона» по размеру) 2. При развитии пространственных представлений можно использовать задания по конструированию и ориентировке на белой доске. 3. Развитию временных представлений помогают настенные часы, дополненные формами «Нумикона». 4. На формирование образа числа работает прием представления каждого числа максимальным количеством примеров, которые отражают его суть или ассоциируются с ним. Например, число 3 – это треугольник, три поросенка, квартира № 3, трехколесный велосипед, желтая форма «Нумикона». 5. При обучении прямому и обратному счету в пределах 10, счету от заданного числа, нахождению «соседей» числа выстраивается ряд из форм «Нумикона» от 1 до 5, а на следующих этапах работы – от 1 до 10, используются игры. Например, игра «восстанови ряд», когда одна из форм исчезала или формы менялись местами. 6. При тренировке в пересчете и подведении итога – дети пересчитывают отверстия в формах «Нумикона», вставляют в них штырьки и пересчитывают их. 7. При работе с цифрами и в обучении соотнесению числа и количества используется соотнесение цифрового ряда от 1 до 10 с рядом форм «Нумикона», подбор нужной цифры к форме. Сначала дети опираются не на количество отверстий, а на узнавание целостного образа формы, а затем постепенно переходят к пересчету отверстий. 8. При объяснении состава числа складываются одни формы из других и таким образом наглядно показывается, как одно число составляется при помощи других чисел. 9. При знакомстве с арифметическими действиями Нумикон позволял иллюстрировать сложение и вычитание. Шаблоны, включенные в набор «Нумикон», помогают детям установить связь между числом и величиной, которую оно обозначает. Пособие позволяет детям не только видеть цифры, но и воспринимать их тактильно, что играет ключевую роль для эффективного обучения абстрактным понятиям детей с особыми образовательными потребностями На начальных этапах дети в игровой форме учатся сопоставлять название числа с соответствующим шаблоном, а затем с помощью этих шаблонов выполняются различные арифметические задания. Таким образом, у детей формируются собственное представление о числах, о соотношениях между ними и об арифметических операциях.Постепенно дети начинают все лучше и лучше понимать, что такое числа, и образы чисел перестают быть привязанными только к шаблонам «Нумикона».
«Нумикон» помогает усвоить: · наглядно сложение и вычитание
· чётные и нечётные числа
· поразрядное представление чисел
· состав числа
· сравнение чисел · арифметические действия с переходом через десяток · удвоение и деление пополам
· приблизительное оценивание
· деление, умножение
· проценты, дроби,
· десятичные числа
· понятия о временных представлениях
Формы можно скреплять входящими в набор штырьками, образуя пространственную конструкцию, создавать пространственные модели больших чисел. Ориентируясь на цвет, форму и величину, ребёнок легко запоминает образ числа как соответствующей формы Нумикона. Ученикам нравится выполнять арифметические задачки благодаря привлекательным, ярким и разноцветным шаблонам «Нумикона», будь то индивидуально или в группах. Визуальный, аудиальный и кинестетический подходы, используемые «Нумиконом», подходят для разнообразных форм обучения.
2. Развитие конструктивной деятельности
Ученики составляют из шаблонов разнообразные сооружения и плоскостныеизображения (дорожки, домики, машинки, животных). У детей развивается конструктивная деятельность. Используя наборы «Нумикон», в работе с детьми могут быть использованы такие виды конструирования:
- по схеме
- по образцу
- сюжетное
- по замыслу (самостоятельное)
-
объёмное
- плоскостное
Составление таких рассказов тесно связывает коммуникативную деятельность детей с конструктивной.
· Речь детей обогащается новыми терминами и понятиями
· Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).
Таким образом, в ходе конструктивной деятельности, в свою очередь, происходит развитие мыслительной деятельности и речевой активности
3. Развитие графического навыка Отдельное направление работы — это включение в урок и домашние задания графических упражнений с использованием «Нумикона». Использование графических заданий на уроках и в домашней работе, помогает развивать мелкую моторику и закреплять навыки, освоенные во время практической деятельности с «Нумиконом». Вот примеры некоторых заданий: · соединить одинаковые формы «Нумикона» · соединить форму «Нумикона» и ее контур · соединить формы «Нумикона» с цифрами · сравнить две формы «Нумикона» · обвести все формы «Нумикона», которые больше, чем образец; Графические задания на школьной доске, например: соединить цветные формы «Нумикона» и их черно-белые копии.
· Нанизывание форм и деталей форм Нумикона на шнурок способствует развитию координации движений и моторики рук. 4. Развитие творческих способностей С формами Нумикона можно увлекательно играть. Ребёнок может доставать их из воды, из песка, из «волшебного мешочка», обрисовывать, раскрашивать через отверстия, отпечатывать на глине или тесте, взвешивать на весах.
Следует отметить, что возможности использовании «Нумикона» очень разнообразны, и это позволяет поэтапно встраивать его в разные занятия и его части. Часть заданий, направленных на накопление сенсорного опыта при работе с «Нумиконом», можно выполнять во время свободных игр, перемен, игр с водой и сыпучими материалами. Таким образом, применение мультиисенсорного пособия «Нумикон» даёт возможность развивать: математические представления, конструктивную деятельность, графический навык, творческие способности, речевую активность детей с особыми образовательными потребностями, имеющими диагноз: РДА, ОНР, дети с синдромом Дауна, дети с ДЦП (тетрапарез), ЗПР и т.д.
Литература
1. Аткинсон Р., Тэйкон Р., Винг Т. Руководство для учителя и карты с заданиями [Электронный ресурс] / пер. с англ. Е. И. Стальгоровой,
М. Л. Шихиревой. 2010.
2. Бакли С. Как научить математическому мышлению? // Синдром Дауна. XXI век. 2009. № 2. С. 25–28.
3. Стальгорова Е. И. Система «Нумикон» // Там же. 2010. № 1 (4). С. 46–50.
4. Сладкова Е. А., Терентьева К. Ю. Нумикон и другие способы познакомиться с математикой // Сделай шаг. 2011. № 3 (44). С. 5–9.
5. Every child counts. URL: https://everychildcounts.edgehill.ac.uk/
6. www.numicon.com
Размещено в
разделах:
10 марта 2014
Файлы
роль мультисенсорного пособия нумикон.pub
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Применение технологии сотрудничества на уроках в начальной школе как способ реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО