Образовательная программа дополнительного образования детей "Музыка души".
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеский центр «Русинка» г. Волжский Волгоградской области
«Музыка души» Образовательная программа дополнительного образования (для учащихся 10-18 лет) Срок реализации 3 года Разработчик: Савченкова Ольга Петровна Педагог дополнительного образования первой квалификационной категории г. Волжский 2011г. Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………. стр. 3 – 10
2. Учебно – тематический план………………………………… стр. 11 – 13 3. Содержание курса……………………………………………. стр. 14 – 24 4. Методическое обеспечение…………………………………… стр. 24 5. Литература……………………………………………………… стр. 25
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленностьпрограммы «Музыка души» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению общекультурная; по форме организации групповой; по времени реализации трёхгодичная. При разработке программы за основу взяты требования к умениям и знаниям обучающихся необходимые для свободного владения шестиструнной гитарой и исполнения песен под собственный аккомпанемент. Программа разработана с учётом следующих документов: 1) локальные акты МБОУ ДОД ДЮЦ «Русинка» г Волжский Волгоградской области; 2) санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования (СанПин 2.4.4.1251-03); 3) образец оформления образовательных программ дополнительного образования (разработанный д.п.н.Н.М. Борытко, к.п.н. А.Н. Кузибецкий).
Новизна программы «Музыка души» состоит в интеграции двух видов музыкальной деятельности: игры на гитаре и вокала. В ходе реализации программы, обучающимся предоставляется возможность параллельно научиться выразительному исполнению произведений на гитаре с вокальным сопровождением.
Актуальностьреализации программы «Музыка души» обусловлена тем, что в настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема развития духовной культуры подростков, формировать которую целесообразно посредством обучения игры на гитаре.
Данная программа направлена на:
· создание условий для художественно-эстетического развития ребенка;
· развитие мотивации к освоению музыкальной грамоты и художественного творчества;
· обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
· приобщение детей к общечеловеческим и культурным ценностям;
· профилактику асоциального поведения;
· создание условий для социального и культурного самоопределения обучающихся;
· содействие творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
· интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.
Педагогическая целесообразностьпрограммы объясняется тем, что умение самостоятельно исполнять песни под собственный аккомпанемент даёт более широкие возможности ребёнку для самовыражения, для реализации творческого потенциала, в свою очередь, способствуя более глубокому анализу музыкального материала с точки зрения техники исполнения и эмоциональности.
Данная программа реализуется с учётом следующих общепедагогических принципов обучения и воспитания (систематичности и последовательности, прочности, доступности, наглядности, связи теории с практикой, сознательности и активности; опора на положительное, личностный подход; единство воспитательных воздействий).
При реализации программы предусматриваются следующие методы обучения:
· по источнику «передачи знаний»- словесный, наглядный, практический;
· по характеру взаимодействия педагога и детей – репродуктивный;
· по основным компонентам деятельности – организация учебно — познавательной деятельности, методы мотивации, методы контроля и самоконтроля в обучении.
Средства обучения:
· фортепиано, · гитары, · пюпитры, · подставки для ног, · магнитофон, · доска, · нотный материал, · песенники, · сборники. Цель программы: обучение выразительному исполнению музыкальных произведений средствами вокального и инструментального (гитара) исполнительства.
Задачи:
· сформировать навыки игры на 6-ти струнной гитаре; · обучить различным видам исполнительского мастерства на гитаре; · научить основам вокального исполнения произведений; · развивать музыкальные способности обучающихся: музыкальную память, музыкальный слух, чувство ритма; · расширять музыкальный кругозор обучающихся; · способствовать творческому самообразованию и саморазвитию. · развивать коммуникативные способности детей; · формировать культуру общения; · воспитывать чувство ответственности, отзывчивость; · сплотить детей в дружный творческий коллектив.
Отличительные особенностиданной программы от уже существующих в этой области, заключаются в том, что в программе «Музыка души» объединены два вида деятельности — игра на гитаре и вокал, что позволяет максимально реализовать предусмотренные программой цели развития музыкально – сенсорных способностей с одновременным формированием разносторонних музыкальных умений в художественно- творческих видах деятельности (пение, игра на гитаре). Практические занятия по программе связаны с использованием музыкальных инструментов: гитара и фортепиано. В структуру программы входят два образовательных блока: теория и практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно – практического опыта. Выполнение практических заданий способствуют развитию у детей творческих способностей, умение петь, аккомпанировать на гитаре, исполнять музыкальные пьесы (приложение 1).
Изучение материала происходит по принципу от простого к сложному:
· обучение правильной посадке, постановке рук;
· знакомство с устройством гитары, её видами;
· изучение аккордов с последующей отработкой на пьесах;
· изучение нотной грамоты;
· игра гамм, пьес, песен;
· обучение пению и пению под свой аккомпанемент;
· обучение игре сольно и в ансамбле;
· подготовка к концертной деятельности;
· концертная деятельность.
Построение программы предполагает спиральный способ расположения учебного материала сочетает последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью такого способа является то, что учащиеся не выпускают из поля зрения уже пройденный материал и в тоже время постепенно его расширяют и углубляют.
Возраст детей:
принимаются дети в возрасте 10-18 лет.
Именно этот возраст является благоприятным периодом для развития творчества как устойчивой характеристики личности. Проблема развития творческих способностей стоит наиболее остро, так как само творчество включает в себя способность к самоизменению, самовыражению, яркой эмоциональной подвижности. Главная особенность данного возраста — это осознание собственной индивидуальности непохожести, неповторимости, где личностные качества становятся особой ценностью. Таким образом подросток может осознано ставить перед собой творческую или учебную задачу и выполнять её. В группе одновременно могут заниматься обучающиеся разного возраста, но по необходимости (разный репертуар, индивидуальные особенности) обучающиеся могут делиться на подгруппы.
Срок реализации образовательной программы дополнительного образования 3 года. Форма занятий: Основной организационной формой является учебное занятие, которое позволяет использовать различные методы деятельности: наглядный, словесный, практический, творческий.
ü по количеству детей, участвующих в занятии, — групповая;
ü по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - объяснительно – иллюстративный, репродуктивный;
ü по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
ü по источнику передачи знаний — словесный, наглядный, практический, аудио.
Занятия по данной программе состоят из организационной, теоретической и практической частей, причем, большее количество времени занимает практическая часть. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы инструментов и нотного материала. Теоретическая часть занятия при работе максимально компактна и включает в себя необходимую информацию о теме и музыкальном произведении. Практическую часть можно определить как творческую и самостоятельную деятельность обучающихся. Воспитательнаяработа находит отражение не только в повседневных занятиях. Большое значение имеет проведение в досуговых мероприятиях, участие в концертно – конкурсной деятельности, где учащиеся расширяют свой кругозор, у них формируются общечеловеческие ценности, культура поведения, развивается чувство товарищества, ответственности. Воспитательная деятельность осуществляется в следующих формах: · творческие встречи с другими музыкантами; · экскурсии на выставки, в музеи; · праздники; · лекции и этические беседы, викторины; · досуговые мероприятия. (См. Приложение 2). Для отслеживания активности детей в концертно – конкурсной и досуговой деятельности, педагог постоянно фиксирует результаты в учётном листе (См. Приложение 3,4). Режим занятий В первый год обучениязанятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год). Второй и третий — 216 часов в год, 2 раза в неделю длительностью 3 часа. Группу обучающихся можно разбивать на подгруппы при подготовке к выступлениям, для более качественной проработки номера. Ожидаемые результаты освоения программы: Обучающийся будет знать:
q строение гитары, настройку, посадку, аппликатуру, способы извлечения; q музыкальную грамоту, буквенное и цифровое обозначение нот и аккордов, знаки альтерации, динамику, темп; q приемы игры — арпеджио, «бой», глиссандо; q ритмико – гармонические основы аккомпанемента; q понятие слов — «дыхание», «дикция», «диапазон», «эмоциональность». Обучающийся будет уметь:
q играть наизусть несколько пьес различного характера; q при игре в ансамбле — одновременно вступить и закончить звучание, точно выигрывать длительности нот и пауз, соблюдать единство приемов звукоизвлечения и темпа; q петь песни, аккомпанировать себе на гитаре, используя несложные аккорды и приемы; q заменить струны и настроить гитару; q при пении использовать четкую артикуляцию, правильно работать голосовыми связками; q чисто интонировать. Обучающийся сможет решать следующие жизненно – практические задачи: q раскрыть свои индивидуальные способности - самовыразиться, самоутвердиться; q объяснить жизненные ситуации, которые имеют для человека личностный смысл; q усилить проникновение хорошего репертуара в молодежную среду. Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
q коммуникативность и добросовестность в работе с партнером и в группе; q уважение в коллективе, друг к другу и к старшему поколению; q интерес к отечественной и зарубежной песенной культуре; q оказывать благотворное влияние на сверстников, создавая вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения. Формы подведения итогов: Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы, может быть в форме контроля: 1) текущий – на каждом занятии (См. Приложение 5); 2) тематический – после отдельных тем в форме контрольных срезов, включающих вопросы по теоретическим знаниям и практическим умениям (приложение 6); 3) итоговый – проводится в конце года в форме концерта (приложение 7). Однако, для системы дополнительного образования специфичны и такие формы контроля как: конкурсы, смотры, фестивали, прослушивания и т.д. Такие формы контроля позволяют проверить степень сформированности индивидуально-личностных качеств детей описываются их специфические проявления в особенностях деятельности, поведения, общения, характерных эмоциональных состояниях, а также ситуации, которые должны быть созданы для того, чтобы пронаблюдать эти проявления.
Для отслеживания динамики уровня освоения образовательной программы обучающимися объединения «Музыка души» педагог заполняет диагностические карты по полугодиям (См. Приложение 8).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения№ п/п |
ТЕМА | Кол-во часов | Теория | Практика. |
I |
Вводное занятие. | 2 | 2 | — |
II | «Игра на гитаре».
| 76 | 20 | 56 |
1. Гитара в Европе и в России.
| 2 | 1 | 1 | |
2. Школа игры: посадка, постановка рук, аппликатура.
| 2 | 1 | 1 | |
3. Музыкальная грамота.
| 4 | 2 | 2 | |
4. Приемы звукоизвлечения.
| 8 | 2 | 6 | |
5. Приемы игры.
| 10 | 2 | 8 | |
6. Аккорды.
| 18 | 4 | 14 | |
7. Аккомпанемент.
| 16 | 4 | 12 | |
8. Ансамбль.
| 16 | 4 | 12 | |
III | «Вокал».
| 30 | 8 | 22 |
1. Певческая установка
и звукообразование. | 2 | 1 | 1 | |
2. Дыхание.
| 2 | 1 | 1 | |
3. Литературный текст и музыка.
| 4 | 2 | 2 | |
4. Разучивание песен.
| 14 | 2 | 12 | |
5. Вокальные упражнения.
| 8 | 2 | 6 | |
IV | Контрольный срез.
| 4 | 2 | 2 |
V |
Досуговая деятельность | 18 | — | 18 |
VI | Концертная деятельность
| 6 | — | 6 |
VII | Резервное время.
| 8 | 4 | 4 |
ИТОГО | 144 | 36 | 108 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№ п/п |
ТЕМА | Кол-во часов | Теория | Практика. |
I |
Вводное занятие. | 3 | 1 | 2 |
II | «Игра на гитаре».
| 84 | 23 | 61 |
1.Музыкальная грамота.
| 3 | 2 | 1 | |
2. Приемы игры. Аккорды.
| 6 | 3 | 3 | |
3. Ансамбль.
| 18 | 3 | 15 | |
4. Гармонизация мелодий.
| 18 | 6 | 12 | |
5. Работа с медиатором.
| 15 | 3 | 12 | |
6. Аккорды повышенной сложности.
| 24 | 6 | 18 | |
III | «Вокал».
| 42 | 6 | 36 |
1. Певческая установка
и звукообразование. | 3 | — | 3 | |
2. Дыхание.
| 3 | — | 3 | |
3. Литературный текст и музыка.
| 3 | — | 3 | |
4. Разучивание песен.
| 24 | 6 | 18 | |
5. Вокальные упражнения.
| 9 | — | 9 | |
IV | Контрольный срез.
| 6 | 3 | 3 |
V |
Досуговая деятельность. | 27 | — | 27 |
VI | Конкурсно — концертная деятельность.
| 42 | — | 27 |
VII | Резервное время.
| 12 | — | 12 |
ИТОГО | 216 | 33 | 183 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения
№ п/п |
ТЕМА | Кол-во часов | Теория | Практика |
I |
Вводное занятие. | 3 | 1 | 2 |
II | «Игра на гитаре».
| 72 | 15 | 57 |
1.Приёмы игры. Аккорды.
| 6 | 3 | 3 | |
2. Ансамбль.
| 18 | 3 | 15 | |
3. Гармонизация мелодий.
| 18 | 3 | 15 | |
4. Работа с медиатором.
| 6 | — | 6 | |
5. Аккорды повышенной сложности.
| 24 | 6 | 18 | |
III | «Вокал»
| 54 | 9 | 45 |
1. Певческая установка и звукообразование.
| 3 | — | 3 | |
2. Дыхание.
| 3 | — | 3 | |
3. Литературный текст и музыка.
| 3 | — | 3 | |
4. Двухголосие
| 12 | 3 | 9 | |
5. Разучивание песен.
| 24 | 6 | 18 | |
6. Вокальные упражнения.
| 9 | — | 9 | |
IV | Контрольный срез.
| 6 | — | 6 |
V |
Досуговая деятельность | 27 | — | 27 |
VI | Конкурсно -концертная деятельность.
| 42 | — | 42 |
VII | Резервное время.
| 12 | — | 12 |
Итого. | 216 | 25 | 191 |
Раздел 1. Вводное занятие.
Тема 1.1. Вводное занятие.
Содержание материала: Знакомство с обучающимися объединения “Музыка души”. Ознакомление с целями и задачами курса, планом работы на год, с расписанием занятий. Проведение инструктажа по технике безопасности и правилам дорожного движения. Форма занятия:Беседа.
Методическое обеспечение: Образовательная программа, гитара, пюпитр, сборники песен, таблицы аккордов.
Раздел 2. “Игра на гитаре”.
Тема 2.1. Из истории гитары.
Содержание материала: История происхождения гитары. Известные гитаристы. Виды гитар. Музыкальные жанры. Прослушивание музыкального материала с последующим обсуждением. Изучение интереса детей к конкретным жанрам. Знакомство с 6 струнной гитарой и её особенностями и возможностями. Рекомендации к выбору инструмента.
Форма занятия: теоретическая.
Методическое обеспечение: иллюстрации струнных инструментов, портреты гитаристов, гитара, музыкальные записи различных жанров игры на гитаре. Памятка «Выбор гитары».
Тема 2.2. Школа игры.
Содержание материала: Знакомство с устройством гитары. Отработка посадки. Постановка правой и левой руки. Извлечение звука. Обозначение пальцев обеих рук. Название открытых струн.
Форма занятия:комбинированная.
Методическое обеспечение:– гитары, пюпитры, ноты, подставки для ног, учебная доска.
Тема 2.3. Музыкальная грамота.
Содержание материала:Нотоносец, скрипичный ключ, ноты, звукоряд, октава, такт и тактовая черта. Диапазон основных звуков, употребляемых на гитаре. Буквенное обозначените нот. 1, 2, 3 и малая октава, длительности нот, размер. Работа над ритмом.
Форма занятия: теоретическая.
Методическое обеспечение:гитары, пюпитры, ноты, подставки для ног, учебная доска, мел.
Тема 2.4. Приемы звукоизвлечения.
Содержание материала:Тирандо и апояндо, игра на применение этих приемов на открытых струнах и на аккордах Em — Am. Игра одноголосных мелодий на первой, второй и третьей струне. Игра большим пальцем звуков малой октавы на 5, 6 струнах. Знакомство с основными видами динамики и темпа. Расположение основных звуков на грифе гитары в пределах пяти ладов. Аккорд Dm– Am. Паузы, знаки альтерации, реприза. Форма занятия:комбинированная.
Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты, подставки для ног, нотные тетради, учебная доска, мел.
Тема 2.5. Приемы игры.
Содержание материала:Нисходящее и восходящии легато. Игра пьес и упражнений. Игра и подбор песен с применением трех аккордов – Am–Dm — E7. Прием арпеджио.
Форма занятия:комбинированная.
Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты, подставки для ног, нотные тетради, учебная доска, мел.
Тема 2.6. Аккорды.
Содержание материала:Буквенно – цифровое обозначение и главные последовательности аккордов, подбор песен с применением аккордов:
Am|Dm|E7|Am||
A7|Dm|H7|E||
Am|Dm|G7|C||
C|F|G7|C||
Отработка приема барре (малое и большое).
Форма занятия:комбинированная
Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты, подставки для ног, нотные тетради, учебная доска, мел.
Тема 2.7. Аккомпанемент.
Содержание материалаОсвоение нескольких видов аккомпанемента. Пение под собственный аккомпанемент. Транспонирование аккомпанемента на одну или две ступени вверх или вниз от оригинала.
Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечениегитары, пюпитры, ноты, подставки для ног, нотные тетради, учебная доска, мел.
Тема 2.8. Ансамбль.
Содержание материала Игра в ансамбле различных составов. Подготовка к концертной деятельности.
Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечениегитары, пюпитры, ноты, подставки для ног, нотные тетради.
Раздел 3. Вокал.
Тема 3.1. Певческая установка и звукообразование.
Содержание материала:– Упражнения, “распевки”.
Форма занятия:комбинированная.
Методическое обеспечениепианино, учебная доска, мел.
Тема 3.2. Дыхание.
Содержание материала:– Упражнения на различные виды атаки звука: твердая, мягкая.
Форма занятия:комбинированная.
Методическое обеспечениепианино, учебная доска, мел.
Тема 3.3. Литературный текст и музыка.
Содержание материала: Упражнения на четкость дикции и на различные виды гласных. Заучивание наизусть текстов песен для концертной деятельности.
Форма занятия:комбинированная.
Методическое обеспечение: пианино.
Тема 3.4. Разучивание песни.
Содержание материала: Запоминание текста, отработка трудноисполнимых мест. Работа над точностью интонирования. Работа над ритмом, динамикой и эмоциональным содержанием. Исполнение песни в сопровождении гитары.
Форма занятия:комбинированная.
Методическое обеспечение:пианино, гитара.
Тема 3.5. Вокальные упражнения.
Содержание материала:Исполнение упражнений на:
— различные виды дыхания;
— артикуляцию;
— сохранение идеально точной интонации;
— сохранение позиции при переходе одной гласной к другой;
— расширение диапазона;
— задержку дыхания;
— звонкие согласные;
— подвижностью голоса;
— различные виды голосоведения.
Форма занятия:комбинированная.
Методическое обеспечение: пианино.
Раздел 4. Контрольный срез
Проводится по полугодиям по трём компонентам: знаниевый, умениевый, развивающий.
Раздел 5. Досуговая деятельность.
Посещение концертов, выставок, экспозиций, проведение вечеров отдыха для обучающихся внутри объединения и совместно с другими объединениями Центра и отдела, экскурсии и т.д. Раздел 6. Концертная деятельность Выступления на мероприятиях центра.
Раздел 7. Резервное время
Используется для закрепления материала, досуговых мероприятий, репетиций, концертов.
2 год обучения Раздел 1. Вводное занятие.
Тема 1.1. Вводное занятие.
Содержание материала:Приветствие. Знакомство с планом работы на год, с расписанием занятий. Проведение инструктажа по технике безопасности и правилам дорожного движения. Актуализация пройденного ранее материала. Форма занятия:Беседа.
Методическое обеспечение: Образовательная программа, гитара, пюпитр, сборники песен, таблицы аккордов.
Раздел 2. “Игра на гитаре”
Тема 2.1. Музыкальная грамота
Содержание материала: Повторение изученных аккордов, последовательностей, приемов звукоизвлечения.. Игра гамм первой, второй и малой октав, основные музыкальные термины, динамические оттенки.
Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, схема аккордов.
Тема 2.2. Приемы игры. Аккорды.
Содержание материала:игра аккордов и последовательностей различными приемами.
Форма занятия: практическая.
Методическое обеспечение:гитары, пюпитры, ноты.
Тема 2.3. Ансамбль.
Содержание материала:игра в ансамбле различных составов.
Форма занятия: практическая.
Методическое обеспечение:гитары, пюпитры, ноты.
Тема 2.4. Гармонизация мелодий (подбор по слуху).
Содержание материала:игра простых мелодий и подбор аккордов к ним.
Форма занятия: практическая.
Методическое обеспечение:гитары, пюпитры, ноты.
Тема 2.5. Работа с медиатором.
Содержание материала:игра простых мелодий при помощи медиатора. Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечение:гитары, пюпитры, ноты, медиаторы.
Тема 2.6. Аккорды повышенной сложности
Содержание материала:игра аккордов повышенной сложности (B, Bm, H, Hm, Fm, F#, Fm#, G, Gm, G#, Gm#,A#,Am#).
Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечение:гитары, пюпитры, ноты.
Раздел 3. Вокал.
Тема 3.1. Певческая установка и звукообразование.
Содержание материала:– Упражнения, “распевки”.
Форма занятия:комбинированная
Методическое обеспечениепианино, учебная доска, мел.
Тема 3.2. Дыхание
Содержание материала:– Упражнения на различные виды атаки звука: твердая, мягкая.
Форма занятия:комбинированная.
Методическое обеспечениепианино, учебная доска, мел.
Тема 3.3. Литературный текст и музыка.
Содержание материала: Упражнения на четкость дикции и на различные виды гласных. Заучивание наизусть текстов песен для концертной деятельности.
Форма занятия:комбинированная.
Методическое обеспечение: пианино
Тема 3.4. Разучивание песни.
Содержание материала: Запоминание текста, отработка трудноисполнимых мест. Работа над точностью интонирования. Работа над ритмом, динамикой и эмоциональным содержанием. Исполнение песни в сопровождении гитары.
Форма занятия:комбинированная.
Методическое обеспечение:пианино, гитара.
Тема 3.5. Вокальные упражнения.
Содержание материала:Исполнение упражнений на:
— различные виды дыхания;
— артикуляцию;
— сохранение точной интонации;
— сохранение позиции при переходе одной гласной к другой;
— расширение диапазона;
— задержку дыхания;
— звонкие согласные;
— подвижностью голоса;
— различные виды голосоведения.
Форма занятия:комбинированная.
Методическое обеспечение: пианино.
Раздел 4. Контрольный срез
Проводится по полугодиям по трём компонентам: знаниевый, умениевый, развивающий.
Раздел 5. Досуговая деятельность
Посещение концертов, выставок, экспозиций, проведение вечеров отдыха для обучающихся внутри объединения и совместно с другими объединениями Центра и отдела, экскурсии и т.д. Раздел 6. Конкурсно — концертная деятельность
Выступления на мероприятиях центра, города, участие в конкурсах.
Раздел 7. Резервное время
Используется для закрепления материала, досуговых мероприятий, репетиций, концертов.
3 год обучения Раздел 1. Вводное занятие
Тема 1.1. Вводное занятие.
Содержание материала:Приветствие. Знакомство с планом работы на год, с расписанием занятий. Проведение инструктажа по технике безопасности и правилам дорожного движения. Актуализация пройденного ранее материала. Форма занятия:Беседа.
Методическое обеспечение: Образовательная программа, гитара, пюпитр, сборники песен, таблицы аккордов.
Раздел 2. “Игра на гитаре”
Тема 2.1. Приемы игры. Аккорды
Содержание материала:игра аккордов и последовательностей различными приемами.
Форма занятия: практическая.
Методическое обеспечение:гитары, пюпитры, ноты.
Тема 2.2. Ансамбль
Содержание материала:игра в ансамбле различных составов
Форма занятия: практическая
Методическое обеспечение:гитары, пюпитры, ноты.
Тема 2.3. Гармонизация мелодий (подбор по слуху).
Содержание материала:игра простых мелодий и подбор аккордов к ним.
Форма занятия: практическая.
Методическое обеспечение:гитары, пюпитры, ноты.
Тема 2.4. Работа с медиатором.
Содержание материала:игра простых мелодий при помощи медиатора. Форма занятия: комбинированная
Методическое обеспечение:гитары, пюпитры, ноты, медиаторы.
Тема 2.5. Аккорды повышенной сложности.
Содержание материала:игра аккордов повышенной сложности (C,Cm,C#,Cm#).
Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечение:гитары, пюпитры, ноты.
Раздел 3. Вокал.
Тема 3.1. Певческая установка и звукообразование.
Содержание материала:– Упражнения, “распевки”.
Форма занятия:комбинированная.
Методическое обеспечениепианино, учебная доска, мел.
Тема 3.2. Дыхание
Содержание материала:– Упражнения на различные виды атаки звука: твердая, мягкая.
Форма занятия:комбинированная.
Методическое обеспечениепианино, учебная доска, мел.
Тема 3.3. Литературный текст и музыка.
Содержание материала: Упражнения на четкость дикции и на различные виды гласных. Заучивание наизусть текстов песен для концертной деятельности.
Форма занятия:комбинированная.
Методическое обеспечение: пианино.
Тема 3.4. Двухголосие
Содержание материала:Вокальные упражнения с элементами двухголосия.
Форма зантия:практическая.
Методическое обеспечение:пианино.
Тема 3.5. Разучивание песни.
Содержание материала: Запоминание текста, отработка трудноисполнимых мест. Работа над точностью интонирования. Работа над ритмом, динамикой и эмоциональным содержанием. Исполнение песни в сопровождении гитары.
Форма занятия:комбинированная
Методическое обеспечение:пианино, гитара.
Тема 3.6 Вокальные упражнения.
Содержание материала:Исполнение упражнений на:
— различные виды дыхания;
— артикуляцию;
— сохранение точной интонации;
— сохранение позиции при переходе одной гласной к другой;
— расширение диапазона;
— задержку дыхания;
— звонкие согласные;
— подвижностью голоса;
— различные виды голосоведения.
Форма занятия:комбинированная.
Методическое обеспечение: пианино.
Раздел 4. Контрольный срез.
Проводится по полугодиям по трём компонентам: знаниевый, умениевый, развивающий.
Раздел 5. Досуговая деятельность.
Посещение концертов, выставок, экспозиций, проведение вечеров отдыха для обучающихся внутри объединения и совместно с другими объединениями Центра и отдела, экскурсии и т.д.
Раздел 6. Конкурсно — концертная деятельность
Выступления на мероприятиях центра, города, участие в конкурсах.
Раздел 7. Резервное время.
Используется для закрепления материала, досуговых мероприятий, репетиций, концертов.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают: q учебный кабинет; q фортепиано, гитары, пюпитры, подставки для ног; q учебнаядоска. Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений, текстов песен, нотного материала, сценариев, планов бесед, разработки занятий по темам. Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: нотные и ученические тетради, ручки, аудио и видеозаписи, нотный материал.Список использованной литературы и Интернет-источников 1) Иванов – Крамской А.М. «Школа игры на шестиструнной гитаре». – Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 2002 г. 2) Буреев Г.В «Азбука игры на шестиструнной гитаре». –М.: изд.Лань, Планета музыки, 2000 г. 3) Шумидуб А. «Школа игры на гитаре». – М.: изд. «Композитор», 1999 г. 4) Таблица-схема аккордов (http://www.musicsens.ru/tablitsi-akkordov.html) 5) БорыткоН.М. «Теория обучения».-Волгоград: изд-во ВГИПКРО, 2006 г.
6) Столяренко А.Д. «Основы психологии».- Ростов н/Д: Феникс, 2002г.
7) Горский В.А «Примерные программы дополнительного образования»:-
М.: Просвещение, 2011 г.
8) Интернет ресурсы (http://www.gtp-tabs.ru/).
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеский центр «Русинка» г.Волжский Волгоградской области.
«Музыка души»
Образовательная программа дополнительного образования детей 10-18лет
Срок реализации 3 года.
Разработчик:
Савченкова Ольга Петровна
Педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.
Волжский 2011г.
Содержание
1. Пояснительная записка стр. 3 – 10
2. Учебно – тематические планы стр. 11 – 13
3. Содержание курса стр. 14 – 25
4. Методическое обеспечение стр. 26
5. Литература стр. 27
Направленность программы «Музыка души» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению общекультурная; по форме организации групповой; по времени реализации трёхгодичная.
При разработке программы за основу взяты требования к умениям и знаниям обучающихся необходимые для свободного владения шестиструнной гитарой и исполнения песен под собственный аккомпанемент.
Программа разработана с учётом следующих документов:
- локальные акты МБОУ ДОД ДЮЦ «Русинка» г Волжский Волгоградской области;
- санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования (СанПин 2.4.4.1251-03);
- образец оформления образовательных программ дополнительного образования (разработанный д.п.н.Н.М. Борытко, к.п.н. А.Н. Кузибецкий).
Новизна программы «Музыка души» состоит в интеграции двух видов музыкальной деятельности: игры на гитаре и вокала. В ходе реализации программы обучающимся предоставляется возможность параллельно научиться выразительному исполнению произведений на гитаре с вокальным сопровождением.
Актуальность реализации программы «Музыка души» обусловлена тем, что в настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема развития духовной культуры подростков, формировать которую целесообразно посредством обучения игры на гитаре.
Данная программа направлена на:
-
создание условий для художественно-эстетического развития ребенка;
-
развитие мотивации к освоению музыкальной грамоты и художественного творчества;
-
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
-
приобщение детей к общечеловеческим и культурным ценностям;
-
профилактику асоциального поведения;
-
создание условий для социального и культурного самоопределения обучающихся;
-
содействие творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
-
интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что умение самостоятельно исполнять песни под собственный аккомпанемент даёт более широкие возможности ребёнку для самовыражения, для реализации творческого потенциала, в свою очередь, способствуя более глубокому анализу музыкального материала с точки зрения техники исполнения и эмоциональности.
Данная программа реализуется с учётом следующих общепедагогических принципов обучения и воспитания (систематичности и последовательности, прочности, доступности, наглядности, связи теории с практикой, сознательности и активности; опора на положительное, личностный подход; единство воспитательных воздействий).
При реализации программы предусматриваются следующие методы обучения:
- по источнику «передачи знаний»- словесный, наглядный, практический;
- по характеру взаимодействия педагога и детей – репродуктивный;
- по основным компонентам деятельности – организация учебно - познавательной деятельности, методы мотивации, методы контроля и самоконтроля в обучении;
Средства обучения:
-фортепиано, гитары, пюпитры, подставки для ног, магнитофон, доска, нотный материал, песенники, сборники.
Цель программы:
обучить выразительному исполнению музыкальных произведений посредствам вокала и гитары.
Задачи:
-
познакомить с историей возникновения современной 6-ти струнной гитары, с творчеством русских и зарубежных гитаристов;
-
дать знания по музыкальной теории;
-
сформировать навыки игры на 6-ти струнной гитаре;
-
обучить различным видам исполнительского мастерства на гитаре;
-
научить основам вокального исполнения произведений;
-
развивать музыкальные способности обучающихся: музыкальную память, музыкальный слух, чувство ритма;
-
расширять музыкальный кругозор обучающихся;
-
способствовать творческому самообразованию и саморазвитию.
-
развивать коммуникативные способности детей;
-
формировать культуру общения;
-
воспитывать чувство ответственности, отзывчивость;
-
сплотить детей в дружный творческий коллектив.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области, заключаются в том, что в программе «Музыка души» объединены два предмета - игра на гитаре и вокал, что позволяет максимально реализовать предусмотренные программой цели развития музыкально – сенсорных способностей с одновременным формированием разносторонних музыкальных умений в художественно- творческих видах деятельности (пение, игра на гитаре). Практические занятия по программе связаны с использованием музыкальных инструментов: гитара и фортепиано. В структуру программы входят два образовательных блока: теория и практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно – практического опыта. Выполнение практических заданий способствуют развитию у детей творческих способностей, умение петь, аккомпанировать на гитаре, исполнять музыкальные пьесы (приложение 1).
Изучение материала происходит по принципу от простого к сложному:
- обучение правильной посадке, постановке рук;
- знакомство с устройством гитары, её видами;
- изучение аккордов с последующей отработкой на пьесах;
- изучение нотной грамоты;
- игра гамм, пьес, песен;
- обучение пению и пению под свой аккомпанемент;
- обучение игре сольно и в ансамбле;
- подготовка к концертной деятельности;
- концертная деятельность.
Построение программы предполагает спиральный способ расположения учебного материала сочетает последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью такого способа является то, что учащиеся не выпускают из поля зрения уже пройденный материал и в тоже время постепенно его расширяют и углубляют.
Возраст детей.
Принимаются дети в возрасте 10-18 лет.
Именно этот возраст является благоприятным периодом для развития творчества как устойчивой характеристики личности. Проблема развития творческих способностей стоит наиболее остро, так как само творчество включает в себя способность к самоизменению, самовыражению, яркой эмоциональной подвижности. Главная особенность данного возраста - это осознание собственной индивидуальности непохожести, неповторимости, где личностные качества становятся особой ценностью. Таким образом подросток может осознано ставить перед собой творческую или учебную задачу и выполнять её.
В группе одновременно могут заниматься обучающиеся разного возраста, но по необходимости (разный репертуар, индивидуальные особенности) обучающиеся могут делиться на подгруппы.
Срок реализации образовательной программы дополнительного образования 3 года.
Форма занятий:
. Основной организационной формой является учебное занятие, которое позволяет использовать различные методы деятельности: наглядный, словесный, практический, творческий.
-
по количеству детей, участвующих в занятии, — групповая;
-
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - объяснительно – иллюстративный, репродуктивный;
-
по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
-
по источнику передачи знаний — словесный, наглядный, практический, аудио.
Занятия по данной программе состоят из организационной, теоретической и практической частей, причем, большее количество времени занимает практическая часть. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы инструментов и нотного материала. Теоретическая часть занятия при работе максимально компактна и включает в себя необходимую информацию о теме и музыкальном произведении. Практическую часть можно определить как творческую и самостоятельную деятельность обучающихся.
Воспитательная работа находит отражение не только в повседневных занятиях. Большое значение имеет проведение в досуговых мероприятиях, участие в концертно – конкурсной деятельности, где учащиеся расширяют свой кругозор, у них формируются общечеловеческие ценности, культура поведения, развивается чувство товарищества, ответственности. Воспитательная деятельность осуществляется в следующих формах:
-
творческие встречи с другими музыкантами;
-
экскурсии на выставки, в музеи;
-
праздники;
-
лекции и этические беседы, викторины;
-
досуговые мероприятия. (Приложение 2).
Для отслеживания активности детей в концертно – конкурсной и досуговой деятельности, педагог постоянно фиксирует результаты в учётном листе (приложение 3,4).
Режим занятий
В первый год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа и составляет 144 часа в год. Второй и третий рассчитаны на 216 часов в год, по 2 раза в неделю длительностью 3 часа.
Группу обучающихся можно разбивать на подгруппы при подготовке к выступлениям, для более качественной проработки номера.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Обучающийся будет знать:
-
строение гитары, настройку, посадку, аппликатуру, способы извлечения;
-
музыкальную грамоту, буквенное и цифровое обозначение нот и аккордов, знаки альтерации, динамику, темп;
-
приемы игры - арпеджио, «бой», глиссандо;
-
ритмико – гармонические основы аккомпанемента;
-
понятие слов - «дыхание», «дикция», «диапазон», «эмоциональность».
Обучающийся будет уметь:
-
играть наизусть несколько пьес различного характера;
-
при игре в ансамбле - одновременно вступить и закончить звучание, точно выигрывать длительности нот и пауз, соблюдать единство приемов звукоизвлечения и темпа;
-
петь песни, аккомпанировать себе на гитаре, используя несложные аккорды и приемы;
-
заменить струны и настроить гитару;
-
при пении использовать четкую артикуляцию, правильно работать голосовыми связками;
-
чисто интонировать.
Обучающийся сможет решать
следующие жизненно – практические задачи:
-
раскрыть свои индивидуальные способности - самовыразиться, самоутвердиться;
-
объяснить жизненные ситуации, которые имеют для человека личностный смысл;
-
усилить проникновение хорошего репертуара в молодежную среду.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
-
коммуникативность и добросовестность в работе с партнером и в группе;
-
уважение в коллективе, друг к другу и к старшему поколению;
-
интерес к отечественной и зарубежной песенной культуре;
-
оказывать благотворное влияние на сверстников, создавая вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения.
Формы подведения итогов результатов освоения программы:
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы, может быть в форме контроля:
1) текущий – на каждом занятии (приложение 5);
2) тематический – после отдельных тем в форме контрольных срезов, включающих вопросы по теоретическим знаниям и практическим умениям (приложение 6);
3) итоговый – проводится в конце года в форме концерта (приложение 7).
Однако, для системы дополнительного образования специфичны и такие формы контроля как: конкурсы, смотры, фестивали, прослушивания и т.д. Такие формы контроля позволяют проверить степень сформированности индивидуально-личностных качеств детей описываются их специфические проявления в особенностях деятельности, поведения, общения, характерных эмоциональных состояниях, а также ситуации, которые должны быть созданы для того, чтобы пронаблюдать эти проявления.
Для отслеживания динамики уровня освоения образовательной программы обучающимися объединения «Музыка души» педагог заполняет диагностические карты по полугодиям (приложение 8).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 года обучения
№ п/п |
ТЕМА |
Кол-во часов |
Теория |
Практика. |
I |
Вводное занятие. |
2 |
2 |
- |
II |
«Игра на гитаре». |
76 |
20 |
56 |
1. Гитара в Европе и в России. |
2 |
1 |
1 |
|
2. Школа игры: посадка, постановка рук, аппликатура. |
2 |
1 |
1 |
|
3. Музыкальная грамота. |
4 |
2 |
2 |
|
4. Приемы звукоизвлечения. |
8 |
2 |
6 |
|
5. Приемы игры. |
10 |
2 |
8 |
|
6. Аккорды. |
18 |
4 |
14 |
|
7. Аккомпанемент. |
16 |
4 |
12 |
|
8. Ансамбль. |
16 |
4 |
12 |
|
III |
«Вокал». |
30 |
8 |
22 |
|
1. Певческая установка и звукообразование. |
2 |
1 |
1 |
2. Дыхание. |
2 |
1 |
1 |
|
3. Литературный текст и музыка. |
4 |
2 |
2 |
|
4. Разучивание песен. |
14 |
2 |
12 |
|
5. Вокальные упражнения. |
8 |
2 |
6 |
|
IV |
Контрольный срез. |
4 |
2 |
2 |
V |
Досуговая деятельность |
18 |
- |
18 |
VI |
Концертная деятельность |
6 |
- |
6 |
VII |
Резервное время. |
8 |
4 |
4 |
|
ИТОГО |
144 |
36 |
108 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 года обучения
№ п/п |
ТЕМА |
Кол-во часов |
Теория |
Практика. |
I |
Вводное занятие. |
3 |
1 |
2 |
II |
«Игра на гитаре». |
84 |
23 |
61 |
1.Музыкальная грамота. |
3 |
2 |
1 |
|
2. Приемы игры. Аккорды. |
6 |
3 |
3 |
|
3. Ансамбль. |
18 |
3 |
15 |
|
4. Гармонизация мелодий. |
18 |
6 |
12 |
|
5. Работа с медиатором. |
15 |
3 |
12 |
|
6. Аккорды повышенной сложности. |
24 |
6 |
18 |
|
III |
«Вокал». |
42 |
6 |
36 |
|
1. Певческая установка и звукообразование. |
3 |
- |
3 |
2. Дыхание. |
3 |
- |
3 |
|
3. Литературный текст и музыка. |
3 |
- |
3 |
|
4. Разучивание песен. |
24 |
6 |
18 |
|
5. Вокальные упражнения. |
9 |
- |
9 |
|
IV |
Контрольный срез. |
6 |
3 |
3 |
V |
Досуговая деятельность. |
27 |
- |
27 |
VI |
Конкурсно - концертная деятельность. |
42 |
- |
27 |
VII |
Резервное время. |
12 |
- |
12 |
|
ИТОГО |
216 |
33 |
183 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 года обучения
№ п/п |
ТЕМА |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
I |
Вводное занятие. |
3 |
1 |
2 |
II |
«Игра на гитаре». |
72 |
15 |
57 |
1.Приёмы игры. Аккорды. |
6 |
3 |
3 |
|
2. Ансамбль. |
18 |
3 |
15 |
|
3. Гармонизация мелодий. |
18 |
3 |
15 |
|
4. Работа с медиатором. |
6 |
- |
6 |
|
5. Аккорды повышенной сложности. |
24 |
6 |
18 |
|
III |
«Вокал» |
54 |
9 |
45 |
|
1. Певческая установка и звукообразование. |
3 |
- |
3 |
2. Дыхание. |
3 |
- |
3 |
|
3. Литературный текст и музыка. |
3 |
- |
3 |
|
4. Двухголосие |
12 |
3 |
9 |
|
5. Разучивание песен. |
24 |
6 |
18 |
|
6. Вокальные упражнения. |
9 |
- |
9 |
|
IV |
Контрольный срез. |
6 |
- |
6 |
V |
Досуговая деятельность |
27 |
- |
27 |
VI |
Конкурсно -концертная деятельность. |
42 |
- |
42 |
VII |
Резервное время. |
12 |
- |
12 |
|
Итого. |
216 |
25 |
191 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1 год обучения
Раздел 1. Вводное занятие.
Тема 1.1. Вводное занятие.
Содержание материала: Знакомство с обучающимися объединения “Музыка души”. Ознакомление с целями и задачами курса, планом работы на год, с расписанием занятий. Проведение инструктажа по технике безопасности и правилам дорожного движения.
Форма занятия: Беседа.
Методическое обеспечение: Образовательная программа, гитара, пюпитр, сборники песен, таблицы аккордов.
Раздел 2. “Игра на гитаре”.
Тема 2.1. Из истории гитары.
Содержание материала: История происхождения гитары. Известные гитаристы. Виды гитар. Музыкальные жанры. Прослушивание музыкального материала с последующим обсуждением. Изучение интереса детей к конкретным жанрам. Знакомство с 6 струнной гитарой и её особенностями и возможностями. Рекомендации к выбору инструмента.
Форма занятия: теоретическая.
Методическое обеспечение: иллюстрации струнных инструментов, портреты гитаристов, гитара, музыкальные записи различных жанров игры на гитаре. Памятка «Выбор гитары».
Тема 2.2. Школа игры.
Содержание материала: Знакомство с устройством гитары. Отработка посадки. Постановка правой и левой руки. Извлечение звука. Обозначение пальцев обеих рук. Название открытых струн.
Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечение: – гитары, пюпитры, ноты, подставки для ног, учебная доска.
Тема 2.3. Музыкальная грамота.
Содержание материала: Нотоносец, скрипичный ключ, ноты, звукоряд, октава, такт и тактовая черта. Диапазон основных звуков, употребляемых на гитаре. Буквенное обозначените нот. 1, 2, 3 и малая октава, длительности нот, размер. Работа над ритмом.
Форма занятия: теоретическая.
Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты, подставки для ног, учебная доска, мел.
Тема 2.4. Приемы звукоизвлечения.
Содержание материала: Тирандо и апояндо, игра на применение этих приемов на открытых струнах и на аккордах Em - Am. Игра одноголосных мелодий на первой, второй и третьей струне. Игра большим пальцем звуков малой октавы на 5, 6 струнах. Знакомство с основными видами динамики и темпа. Расположение основных звуков на грифе гитары в пределах пяти ладов. Аккорд Dm – Am. Паузы, знаки альтерации, реприза.
Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты, подставки для ног, нотные тетради, учебная доска, мел.
Тема 2.5. Приемы игры.
Содержание материала: Нисходящее и восходящии легато. Игра пьес и упражнений. Игра и подбор песен с применением трех аккордов – Am –Dm- E7. Прием арпеджио.
Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты, подставки для ног, нотные тетради, учебная доска, мел.
Тема 2.6. Аккорды.
Содержание материала: Буквенно – цифровое обозначение и главные последовательности аккордов, подбор песен с применением аккордов:
Am|Dm|E7|Am||
A7|Dm|H7|E||
Am|Dm|G7|C||
C|F|G7|C||
Отработка приема барре (малое и большое).
Форма занятия: комбинированная
Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты, подставки для ног, нотные тетради, учебная доска, мел.
Тема 2.7. Аккомпанемент.
Содержание материала Освоение нескольких видов аккомпанемента. Пение под собственный аккомпанемент. Транспонирование аккомпанемента на одну или две ступени вверх или вниз от оригинала.
Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечение гитары, пюпитры, ноты, подставки для ног, нотные тетради, учебная доска, мел.
Тема 2.8. Ансамбль.
Содержание материала Игра в ансамбле различных составов. Подготовка к концертной деятельности.
Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечение гитары, пюпитры, ноты, подставки для ног, нотные тетради.
Раздел 3. Вокал.
Тема 3.1. Певческая установка и звукообразование.
Содержание материала:– Упражнения, “распевки”.
Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечение пианино, учебная доска, мел.
Тема 3.2. Дыхание.
Содержание материала:– Упражнения на различные виды атаки звука: твердая, мягкая.
Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечение пианино, учебная доска, мел.
Тема 3.3. Литературный текст и музыка.
Содержание материала: Упражнения на четкость дикции и на различные виды гласных. Заучивание наизусть текстов песен для концертной деятельности.
Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечение: пианино.
Тема 3.4. Разучивание песни.
Содержание материала: Запоминание текста, отработка трудноисполнимых мест. Работа над точностью интонирования. Работа над ритмом, динамикой и эмоциональным содержанием. Исполнение песни в сопровождении гитары.
Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечение: пианино, гитара.
Тема 3.5. Вокальные упражнения.
Содержание материала: Исполнение упражнений на:
-
различные виды дыхания;
-
артикуляцию;
-
сохранение идеально точной интонации;
-
сохранение позиции при переходе одной гласной к другой;
-
расширение диапазона;
-
задержку дыхания;
-
звонкие согласные;
-
подвижностью голоса;
-
различные виды голосоведения.
Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечение: пианино.
Раздел 4 Контрольный срез
Проводится по полугодиям по трём компонентам: знаниевый, умениевый, развивающий.
Раздел 5 Досуговая деятельность.
Посещение концертов, выставок, экспозиций, проведение вечеров отдыха для обучающихся внутри объединения и совместно с другими объединениями Центра и отдела, экскурсии и т.д.
Раздел 6 Концертная деятельность
Выступления на мероприятиях центра.
Раздел 7 Резервное время
Используется для закрепления материала, досуговых мероприятий, репетиций, концертов.
2 год обучения
Раздел 1. Вводное занятие.
Тема 1.1. Вводное занятие.
Содержание материала: Приветствие. Знакомство с планом работы на год, с расписанием занятий. Проведение инструктажа по технике безопасности и правилам дорожного движения. Актуализация пройденного ранее материала.
Форма занятия: Беседа.
Методическое обеспечение: Образовательная программа, гитара, пюпитр, сборники песен, таблицы аккордов.
Раздел 2. “Игра на гитаре”
Тема 2.1. Музыкальная грамота
Содержание материала: Повторение изученных аккордов, последовательностей, приемов звукоизвлечения. . Игра гамм первой, второй и малой октав, основные музыкальные термины, динамические оттенки.
Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, схема аккордов.
Тема 2.2. Приемы игры. Аккорды.
Содержание материала: игра аккордов и последовательностей различными приемами.
Форма занятия: практическая.
Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты.
Тема 2.3. Ансамбль.
Содержание материала: игра в ансамбле различных составов.
Форма занятия: практическая.
Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты.
Тема 2.4. Гармонизация мелодий (подбор по слуху).
Содержание материала: игра простых мелодий и подбор аккордов к ним.
Форма занятия: практическая.
Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты.
Тема 2.5. Работа с медиатором.
Содержание материала: игра простых мелодий при помощи медиатора. Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты, медиаторы.
Тема 2.6. Аккорды повышенной сложности
Содержание материала: игра аккордов повышенной сложности (B, Bm, H, Hm, Fm, F#, Fm#, G, Gm, G#, Gm#,A#,Am#).
Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты.
Раздел 3. Вокал.
Тема 3.1. Певческая установка и звукообразование.
Содержание материала:– Упражнения, “распевки”.
Форма занятия: комбинированная
Методическое обеспечение пианино, учебная доска, мел.
Тема 3.2. Дыхание
Содержание материала:– Упражнения на различные виды атаки звука: твердая, мягкая.
Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечение пианино, учебная доска, мел.
Тема 3.3. Литературный текст и музыка.
Содержание материала: Упражнения на четкость дикции и на различные виды гласных. Заучивание наизусть текстов песен для концертной деятельности.
Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечение: пианино
Тема 3.4. Разучивание песни.
Содержание материала: Запоминание текста, отработка трудноисполнимых мест. Работа над точностью интонирования. Работа над ритмом, динамикой и эмоциональным содержанием. Исполнение песни в сопровождении гитары.
Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечение: пианино, гитара.
Тема 3.5. Вокальные упражнения.
Содержание материала: Исполнение упражнений на:
-
различные виды дыхания;
-
артикуляцию;
-
сохранение точной интонации;
-
сохранение позиции при переходе одной гласной к другой;
-
расширение диапазона;
-
задержку дыхания;
-
звонкие согласные;
-
подвижностью голоса;
-
различные виды голосоведения.
Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечение: пианино.
Раздел 4 Контрольный срез
Проводится по полугодиям по трём компонентам: знаниевый, умениевый, развивающий.
Раздел 5 Досуговая деятельность.
Посещение концертов, выставок, экспозиций, проведение вечеров отдыха для обучающихся внутри объединения и совместно с другими объединениями Центра и отдела, экскурсии и т.д.
Раздел 6 Конкурсно - концертная деятельность
Выступления на мероприятиях центра, города, участие в конкурсах.
Раздел 7 Резервное время
Используется для закрепления материала, досуговых мероприятий, репетиций, концертов.
3 год обучения
Раздел 1. Вводное занятие.
Тема 1.1. Вводное занятие.
Содержание материала: Приветствие. Знакомство с планом работы на год, с расписанием занятий. Проведение инструктажа по технике безопасности и правилам дорожного движения. Актуализация пройденного ранее материала.
Форма занятия: Беседа.
Методическое обеспечение: Образовательная программа, гитара, пюпитр, сборники песен, таблицы аккордов.
Раздел 2. “Игра на гитаре”
Тема 2.1. Приемы игры. Аккорды
Содержание материала: игра аккордов и последовательностей различными приемами.
Форма занятия: практическая.
Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты.
Тема 2.2. Ансамбль
Содержание материала: игра в ансамбле различных составов
Форма занятия: практическая
Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты.
Тема 2.3. Гармонизация мелодий (подбор по слуху).
Содержание материала: игра простых мелодий и подбор аккордов к ним.
Форма занятия: практическая.
Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты.
Тема 2.4. Работа с медиатором.
Содержание материала: игра простых мелодий при помощи медиатора. Форма занятия: комбинированная
Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты, медиаторы.
Тема 2.5. Аккорды повышенной сложности.
Содержание материала: игра аккордов повышенной сложности (C,Cm,C#,Cm#).
Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты.
Раздел 3. Вокал.
Тема 3.1. Певческая установка и звукообразование.
Содержание материала:– Упражнения, “распевки”.
Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечение пианино, учебная доска, мел.
Тема 3.2. Дыхание
Содержание материала:– Упражнения на различные виды атаки звука: твердая, мягкая.
Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечение пианино, учебная доска, мел.
Тема 3.3. Литературный текст и музыка.
Содержание материала: Упражнения на четкость дикции и на различные виды гласных. Заучивание наизусть текстов песен для концертной деятельности.
Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечение: пианино.
Тема 3.4. Двухголосие
Содержание материала:Вокальные упражнения с элементами двухголосия.
Форма зантия: практическая.
Методическое обеспечение: пианино.
Тема 3.5. Разучивание песни.
Содержание материала: Запоминание текста, отработка трудноисполнимых мест. Работа над точностью интонирования. Работа над ритмом, динамикой и эмоциональным содержанием. Исполнение песни в сопровождении гитары.
Форма занятия: комбинированная
Методическое обеспечение: пианино, гитара.
Тема 3.6 Вокальные упражнения.
Содержание материала: Исполнение упражнений на:
-
различные виды дыхания;
-
артикуляцию;
-
сохранение точной интонации;
-
сохранение позиции при переходе одной гласной к другой;
-
расширение диапазона;
-
задержку дыхания;
-
звонкие согласные;
-
подвижностью голоса;
-
различные виды голосоведения.
Форма занятия: комбинированная.
Методическое обеспечение: пианино.
Раздел 4 Контрольный срез.
Проводится по полугодиям по трём компонентам: знаниевый, умениевый, развивающий.
Раздел 5 Досуговая деятельность.
Посещение концертов, выставок, экспозиций, проведение вечеров отдыха для обучающихся внутри объединения и совместно с другими объединениями Центра и отдела, экскурсии и т.д.
Раздел 6 Конкурсно - концертная деятельность
Выступления на мероприятиях центра, города, участие в конкурсах.
Раздел 7 Резервное время.
Используется для закрепления материала, досуговых мероприятий, репетиций, концертов.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают:
-
учебный кабинет;
-
фортепиано, гитары, пюпитры, подставки для ног;
-
учебная доска.
Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений, текстов песен, нотного материала, сценариев, планов бесед, разработки занятий по темам.
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: нотные и ученические тетради, ручки, аудио и видеозаписи, нотный материал.
Литература
-
Иванов – Крамской А.М. «Школа игры на шестиструнной гитаре». –
Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 2002 г.
-
Буреев Г.В «Азбука игры на шестиструнной гитаре». –М.: изд.Лань,
Планета музыки, 2000 г.
-
Шумидуб А. «Школа игры на гитаре». – М.: изд. «Композитор», 1999 г.
-
Таблица-схема аккордов (http://www.musicsens.ru/tablitsi-akkordov.html)
5. БорыткоН.М. «Теория обучения».-Волгоград: изд-во ВГИПКРО, 2006 г.
6. Столяренко А.Д. «Основы психологии».- Ростов н/Д: Феникс, 2002г.
7. Горский В.А «Примерные программы дополнительного образования»:-
М.:Просвещение, 2011 г.
8. Интернет ресурсы (http://www.gtp-tabs.ru/).
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
С уважением, Савченкова О.
С уважением, модератор.