Программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" СКОШ VII вида
Администрация Озёрского городского округа Челябинской области
Муниципальное бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение
Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 34 VII вида
Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» для младших школьников у детей с ЗПР.
Разработчик: С.Ю. Лебедева
учитель начальных классов
Озерск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка. Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
На внеурочную деятельность по курсу «Подвижные народные игры» отводится 33 часа в год (33 учебные недели по 1 часу в неделю) в 1 классе, предусмотренной учебным планом.
Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных народных игр через включение их в совместную деятельность.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
-
активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
-
познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
-
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
-
создавать условия для проявления чувства коллективизма;
-
развивать сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
-
коррекция по развитию основных психических процессов, двигательной сферы, пространственных представлений, психокоррекция поведения и эмоционально-волевой сферы;
-
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Алгоритм работы с играми.
-
Знакомство с содержанием игры.
-
Объяснение содержания игры.
-
Объяснение правил игры.
-
Разучивание игр.
-
Проведение игр.
Учитывая психологические особенности детей с задержкой психического развития, их способности, возрастные возможности, педагог планирует проведение таких мероприятий, которые не дублируют урочную систему обучения, а способствуют развитию интереса к учебе, повышению качества знаний, расширению кругозора, выработке навыков культурного поведения.
Программа обучения не является догматичной и в процессе обучения может развиваться и изменяться в зависимости от загруженности учащихся и интересов преподавателя, т.е. дает возможность сократить или дополнить отдельные темы, уделяя им больше или меньше внимания.
Тематическое планирование подразумевает сочетание на одном занятии теоритической и практической части, кроме 1 занятия, где дети знакомятся с историей возникновения народных игр.
Учебно-тематическое планирование
№п/п |
разделы |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1. |
Введение. Основы знаний о народной подвижной игре. |
2 |
1 |
1 |
2. |
Игры на свежем воздухе |
3 |
- |
3 |
3. |
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! |
1 |
- |
1 |
4. |
Игры-эстафеты. |
4 |
- |
4 |
5. |
Подвижные игры разных народов. |
9 |
- |
9 |
6. |
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств. |
4 |
- |
4 |
7. |
Подвижные игры, основанные на элементах гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивной игры. |
4 |
- |
4 |
8. |
Зимние забавы |
5 |
- |
5 |
9. |
Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
|
Итого |
33 |
1 |
32 |
Содержание программы
1 раздел (2часа)
Основы знаний о народной подвижной игре.
- Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры.
- Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры.
Выработка правил.
- Пятнашки.
- Фанты.
- Горелки.
- Лапта.
- Блуждающий мяч.
2 раздел (3 часа)
Игры на свежем воздухе.
- Русские народные игры. «Ловушка».
- Групповые игры. «Охотник и сторож».
- Групповые игры. «Карусель», «Совушка».
3 раздел (1 час)
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!
- Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек.
Оборудование: скакалки, спортивные обручи, мячи, кегли.
4 раздел (4часа)
Игры-эстафеты.
- Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».
- Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
- Эстафеты с бегом и прыжками.
- Эстафеты с преодолением препятствий.
5 раздел (9 часов)
Подвижные игры разных народов.
-Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки».
-Игры мордовского народа. «Котел» «Салки».
-Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела».
-Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок»
-Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки».
-Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».
-Игры
азербайджанского народа «Белый мяч и
черный мяч» , «Отдай
платочек».
-Игры чувашского
народа. «Хищник
в море», «Рыбки».
-Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча»
6 раздел (4часа)
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
- Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
- Упражнения со скакалками.
- Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.
- Упражнения со скалками.
7 раздел (4часа)
Подвижные игры, основанные на элементах:
- гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;
- легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;
- лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»;
- спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
8 раздел (5 часов)
Зимние забавы
-Зимой на воздухе. «Городки».
- Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов».
- Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров».
- Эстафета на санках.
- Лыжные гонки.
9 раздел (1 час)
Итоговое занятие
-Праздник здоровья и подвижной народной игры.
Ожидаемый результат
В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся I класса должны иметь представление:
-
о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
-
о режиме дня и личной гигиене;
-
о способах изменения направления и скорости движения;
-
о народной игре как средстве подвижной игры;
-
об играх разных народов;
-
о соблюдении правил игры.
Уметь: выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки; выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток; играть в подвижные игры; выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; выполнять строевые упражнения; соблюдать правила игры.
Результаты реализации программы «Подвижные народные игры» - это, в первую очередь, воспитательные результаты.
В первом классе достигаются результаты первого уровня (получение школьниками социально значимых знаний): приобретение школьником представлений о здоровом образе жизни, знаний об истории, культуре народных игр, умений работать в коллективе, формирование у детей уверенности в своих силах.
Литература
Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман. Взрослые игры для детей. Методическое пособие. М 2011 г
Л. В. Выготский Борзова, Л. П. Игры на уроке истории : метод пособие для учителя / Л. П. Борзова 2010 г
Практическое пособие: Учеб пособие для начальной школы, в 3 ч. М 2000 г
Программа обучения детей основам сценического искусства. Методическое пособие 2001 г
Учебно методическое пособие Подвижные игры как средство предупреждения плоскостопия у детей Шарманова С Б 2004 г
Календарно-тематическое планирование
на 2012-2013 учебный год
№ |
Раздел программы |
Тема занятий |
Дата |
1 |
Вводное занятие Основы знаний о народной подвижной игре. |
Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на занятиях. Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры. |
|
2 |
Основы знаний о народной подвижной игре. |
Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры. Выработка правил- Пятнашки. Фанты. Горелки. Лапта. Блуждающий мяч. |
|
3 |
Игры на свежем воздухе. |
Русские народные игры. «Ловушка». |
|
4 |
Игры на свежем воздухе. |
Групповые игры. «Охотник и сторож». |
|
5 |
Игры на свежем воздухе. |
Групповые игры. «Карусель», «Совушка». |
|
6 |
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! |
Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек. Оборудование: скакалки, спортивные обручи, мячи, кегли. |
|
7 |
Игры-эстафеты. |
Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам». |
|
8 |
Игры-эстафеты. |
Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча». |
|
9 |
Игры-эстафеты. |
Эстафеты с бегом и прыжками. |
|
10 |
Игры-эстафеты. |
Эстафеты с преодолением препятствий. |
|
11 |
Подвижные игры разных народов. |
Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки». |
|
12 |
Подвижные игры разных народов. |
Игры мордовского народа. «Котел» «Салки». |
|
13 |
Подвижные игры разных народов. |
Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела». |
|
14 |
Подвижные игры разных народов. |
Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок» |
|
15 |
Подвижные игры разных народов. |
Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки». |
|
16 |
Подвижные игры разных народов. |
Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун». |
|
17 |
Подвижные игры разных народов. |
Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч» , «Отдай платочек». |
|
18 |
Подвижные игры разных народов. |
Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки». |
|
19 |
Подвижные игры разных народов. |
Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча» |
|
20 |
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств. |
Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча». |
|
21 |
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств. |
Упражнения со скакалками. |
|
22 |
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств. |
Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением. |
|
23 |
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств. |
Упражнения со скакалками. |
|
24 |
Подвижные игры, основанные на элементах: |
Гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»; |
|
25 |
Подвижные игры, основанные на элементах: |
Легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»; |
|
26 |
Подвижные игры, основанные на элементах: |
Лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»; |
|
27 |
Подвижные игры, основанные на элементах: |
Спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки». |
|
28 |
Игры на свежем воздухе. |
Русские народные игры. «Ловушка». |
|
29 |
Игры на свежем воздухе. |
Групповые игры. «Охотник и сторож». |
|
30 |
Игры на свежем воздухе. |
Групповые игры. «Карусель», «Совушка». |
|
31 |
Игры-эстафеты. |
Эстафеты с бегом и прыжками. |
|
32 |
Игры-эстафеты. |
Эстафеты с преодолением препятствий. |
|
33 |
Итоговое занятие |
Праздник здоровья и подвижной народной игры. |
|
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»