Антонимы
загадках, стихотворениях и развернутом тексте.
Обогащение словарного запаса, грамматических форм речи.
Упражнение в составлении сложносочиненных предложений
— Представьте, что вы сидите летом на полянке в лесу на пенёчке и
греетесь на солнышке. Закрыли глаза... Птички поют...(Музыкальное
сопровождение).
По телу разливается тепло и покой… Отдыхаем...
- Открыли глаза. Наклонились к цветку и понюхаем. Ой, как хорошо
пахнет! (2 раза).
- На ладони вдруг паук. Не убиваем его, а тихонько сдуваем (3 раза).
— Артикуляционная гимнастика.
«Заборчик»
«Уточки — лягушечки»
«Лошадка»
«Ссс — шшш: посвистим — пошипим»
«Ззз — жжж: позвеним — пожужжим»
2. Уточнение знаний учащихся о синонимах и многозначных словах.
— А теперь посмотрите на доску. Сравните
схемы:
второе значение третье значение
- Где синонимы? Почему?
- Где многозначное слово? Почему?
Вывод.Синонимы — это слова с одинаковым значением. Многозначное слово имеет два или более значений.
3. Формулировка темы занятия и запись её на доске.
- А сегодня мы будем работать над «словами-«неприятелями», т.е.
антонимами, учиться их распознавать, правильно употреблять их в нашей
речи.
II. Основная часть. 1. Уточнение и закрепление знаний учащихся об антонимах в разных частях речи. Работа по таблицам 1, 2, 3, 4.
— Антонимы мы раньше называли словами-«неприятелями».
С ними вы встречаетесь на уроках чтения и русского языка. Вспомним их.
— Прочитайте слова, данные в таблицах.
А. Таблица 1. Кто? Что?
север — юг верх — низ доброта — жадность небо — земля правда – ложь тепло — холод смех — слезы утро — вечер
мать — мачеха
друг — враг
— Какая это часть речи? (Существительные).
Б. Таблица 2. Какой?
первый — последний
широкий — узкий
белый — черный
чистый — грязный
толстый — тонкий
хороший — плохой
дорогой — дешёвый
сухой — мокрый
жесткий — мягкий
светлый — тёмный (Прилагательные)
В. Таблица 3. Что делать?
смеяться — плакать любить — ненавидеть хвалить — ругать выздороветь — болеть починить — поломать мириться — воевать разрешать — запрещать найти — потерять помочь — мешать убрать — насорить (Глаголы)
Б. Таблица 2. Какой?
первый — последний
широкий — узкий
белый — черный
чистый — грязный
толстый — тонкий
хороший — плохой
дорогой — дешёвый
сухой — мокрый
жесткий — мягкий
светлый — тёмный (Прилагательные)
В. Таблица 3. Что делать?
смеяться — плакать любить — ненавидеть хвалить — ругать выздороветь — болеть починить — поломать мириться — воевать разрешать — запрещать найти — потерять помочь — мешать убрать — насорить (Глаголы)
Г. Таблица 4.
Где? Куда? Откуда? Когда? Как?
внизу — наверху вперед — назад спереди — сзади весной — осенью молодо — старо всегда — никогда быстро — медленно легко — тяжело шагом — бегом кверху — книзу (Наречия)
Вывод. Мы сравнили значения антонимов попарно. Их значения противоположны: одно слово < — ► второе слово
с противоположным значением. Антонимы, т.е. слова-неприятели», слова с противоположным значением. Антонимами могут быть слова различных частей речи. Они встречаются везде. Например, на наших занятиях: звук — буква, глухой -звонкий, твёрдый — мягкий. Также они характеризуют наш окружающий мир: время (вчера — сегодня, зимой — летом), место (тут — там, вдали — вблизи), размер (большой — маленький, коротко — длинно), свойство и качество (сильный — слабый). Антонимы встречаются в книжной речи и в разговоре. Пополним нашу речь ими, и речь станет богаче, ярче.
2. Практическая работа со словарями антонимов и книгой «Всё
наоборот».
— Зачитаем по одному антониму каждый из нас.
3. Игра «Наоборот» с перекидыванием мяча.
Нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот» Скажу тебе я слово «зло», Ответишь ты (добро). Теперь скажу я слово «злой», А ты ответишь (добрый). Скажу тебе я «злиться», Ответишь ты (добреть). Теперь я «злоба», «злость» скажу, И брошу мяч тебе, А ты ответишь «доброта» И мячик бросишь мне.
Вывод.И в жизни тоже: всегда против зла найдётся доброта.
3. Составление предложений по предметным картинкам и схеме
сложносочиненного предложения.
— Составим предложения по двум картинкам с союзами а, но по данным схемам.
Существительное прилагательное, а существительное прилагательное. Существительное прилагательное. но существительное прилагательное
Доска чёрная, а мел белый. Доска чёрная, но мел белый.
Записать в тетрадь. Индивидуальная помощь учащимся в оформлении предложений.
Вывод.Перед союзами «а», «но» всегда ставится запятая, в речи интонацией выделяется раздельно и делается пауза. Старик старый, а юноша молодой. Берёза белая, а черника чёрная. Верёвка толстая, а нитка тонкая.
Соль солёная, а конфета сладкая. Кошка добрая, а собака злая. Дерево высокое, а кустик низкий.
5. Работа над загадками.
Часто антонимы встречаются в загадках. Договорите их.
а) Я антоним слова «зной»,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада, А зовут меня (прохлада)
б)Я антоним слова «лето»,
В шубу снежную одета.
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я (зима).
в)Я антоним к слову «холод»,
В речке все — и стар, и млад,
Меня любит детвора,
Называюсь я (жара)
Вывод.В загадках антонимы создают четкую конструкцию и художественный образ, а противопоставительная интонация помогает сразу отгадать загадку. 6. Физминутка. «Делай наоборот» (с речевым сопровождением)
а) Руки вверх.
Руки вниз.
Руки вверх.
Ноги топают левой ногой.
Ноги топают правой ногой.
б) «Одевайтесь!» (Раздевайтесь!)
- Наденьте (снимите) пальто и шапку)
- Застегните (расстегните) пуговицы
- Завяжите (развяжите) шарф.
- Поднимите (опустите) воротник.
Обувайтесь! (Разувайтесь!)
7. Работа над фразеологизмами.
Задание. Распределите данные устойчивые выражения в два столбика в соответствии с их значением (письменно).
Бездельничать: Усердно трудиться:
в поте лица лежать на боку гонять лодыря засучив рукава спустя рукава палец о палец не ударить не покладая рук бить баклуши от зари до зари считать ворон Вывод.Антонимами могут быть и фразеологизмы. Они выражают восхищение трудягами, а бездельников характеризуют пренебрежительно. 8. Работа над пословицами.
Антонимы часто встречаются и в мудрых народных пословицах. Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы,
И в жизни верные друзья.
И наша речь красна пословицами.
Давайте вспомним их, друзья!
Задание. Соедините 2 полоски бумаги разных цветов (I столбик -голубой, II — салатный), чтобы получились пословицы. Две из них записать в тетрадь. Озаглавьте.
1.
Нет друга — ищи,
2. Дружба верна не лестью,
3. Старый друг
4. Друзья познаются
5. Не тот друг, кто потакает,
6. Сам пропадай,
7. Не имей сто рублей,
в беде.
а нашёл — береги, а друга выручай, а имей сто друзей, а правдой и честью.
а тот, кто помогает.
лучше новых двух.
Объяснение значения слова потакает: угождает, старается понравиться.
Вывод.Метко выражать основную мысль в пословицах помогают именно антонимы. А основная мысль — надо дорожить и ценить дружбу. 8. Антонимы в стихах классиков.
— А теперь прослушайте стихи и отыщите в них антонимы. (Каждый
ученик подготовил одну строфу)
1) Заняты школьники делом -
Пишут по чёрному белым,
пишут по белому чёрным,
Перьями пишут и мелом:
Нам не нужна война.
(С.А.Маршак. «Урок русского языка»)
2) Пред ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.
(А.С.Пушкин. «Сказка о золотом петушке»)
3) Однако ты печален: что с тобой?
— Я печален? Нет, я весел.
(А.С.Пушкин. «Русалка»)
4) У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом. Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. (А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила»)
5) Скажи-ка, чьей рукой
Весной поля оденутся,
А осенью разденутся.
(Н.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»)
6) Полюбил богатый — бедную,
Полюбил учёный — глупую.
Полюбил румяный — бледную,
Полюбил хороший — вредную,
полюбил золотой — медную». (М.Цветаева. «Полюбил богатый...»)
Вывод.На этих примерах вы убедились, что поэты часто используют для выразительности стиха антонимы.
10.Работа над текстами «Когда это бывает? (Коллективная работа).
Теперь проверим, как вы усвоили и запомнили значения антонимов.
Задание. Даны на доске два текста.
Прочитать первый текст, озаглавить (открывается название). Во втором тексте вместо пропущенных слов вставить соответственно словам первого текста антонимы, озаглавить. I. Наступила___________
Дни стали короткие.
Ноги стали длиннее.
Небо пасмурное.
Воздух тёмный.
Солнышко редко светит.
Снег замерзает быстро.
Птицы покидают гнёзда.
Медведи засыпают в своих берлогах.
Колхозники сеют озимые злаки.
Они заканчивают полевые работы.
За____________ придёт зима.
— Это текст или перечень предложений?
П. Наступила_____________
Дни стали (длинные). Ночи стали (короче) Небо (ясное).
Воздух (прозрачный).
Солнышко (часто) светит.
Снег (тает) быстро.
Птицы (заселяют) гнёзда.
Медведи (просыпаются) в своих берлогах.
Колхозники сеют (яровые) злаки.
Они (начинают) полевые работы.
За (весной) придёт лето.
— Когда это бывает?
- Почему так получилось, что мы смогли получить полное
описание другого времени года?
Вывод.Так получилось потому, что сезонные явления осенью и весной происходят противоположные.
П. Итог занятия.
— Чему учились?
(Антонимы запомним и будем их активно использовать в речи, они обогащают нашу речь, делают её выразительнее, точнее и краше).
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
АЛЬШЕЕВСКИЙ РАЙОН
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4 села Раевский
КОНСПЕКТ
логопедического занятия по теме: «Антонимы»
(5 коррекционный класс)
Учитель-логопед МБОУ СОШ №4: Шпирная Валентина Николаевна
2013-2014 учебный год
Конспект логопедического занятия
(пятый класс) Тема: Антонимы.
Цели и задачи.
-
Уточнение понятия об антонимах и распознавание их роли в
загадках, стихотворениях и развернутом тексте. -
Обогащение словарного запаса, грамматических форм речи.
-
Упражнение в составлении сложносочиненных предложений
с союзами а, но и постановке запятой перед ними. -
Развитие памяти, слухового и зрительного внимания,
логического и абстрактного мышления, связной речи. -
Практическая работа со словарями.
-
Воспитание порядочности, коммуникабельности, любви к
труду и доброты.
Оборудование.
-
Предметные картинки.
-
Мяч.
-
Индивидуальные зеркальца.
-
Схема сложносочиненного предложения.
-
Карточки «Устойчивые выражения»,
«Найди пару пословиц».
6. Тексты «Осёл и муравей»,
«Осень», «Весна».
7. Таблицы слов-антонимов: «Существительные».
«Прилагательные».
«Глаголы».
«Наречия».
8. М.Р.Львов «Школьный словарь
антонимов русского языка». М.,
1987.
Ход занятия.
I. Оргмомент
1. Упражнения
- Представьте, что вы сидите летом
на полянке в лесу на пенёчке и
греетесь
на солнышке. Закрыли глаза... Птички
поют...(Музыкальное
сопровождение).
По телу разливается тепло и покой... Отдыхаем...
-
Открыли глаза. Наклонились к цветку и понюхаем. Ой, как хорошо
пахнет! (2 раза). -
На ладони вдруг паук. Не убиваем его, а тихонько сдуваем (3 раза).
- Артикуляционная гимнастика.
«Заборчик»
«Уточки - лягушечки»
«Лошадка»
«Ссс — шшш: посвистим — пошипим»
«Ззз - жжж: позвеним - пожужжим»
2. Уточнение знаний учащихся о синонимах и многозначных словах.
- А теперь посмотрите на доску. Сравните
схемы:
второе значение третье значение
-
Где синонимы? Почему?
-
Где многозначное слово? Почему?
Вывод. Синонимы - это слова с одинаковым значением. Многозначное слово имеет два или более значений.
3. Формулировка темы занятия и запись её на доске.
- А сегодня мы будем работать
над «словами-«неприятелями»,
т.е.
антонимами, учиться их распознавать,
правильно употреблять их в нашей
речи.
II. Основная часть.
1. Уточнение и закрепление знаний учащихся об антонимах в разных частях речи. Работа по таблицам 1, 2, 3, 4.
- Антонимы мы раньше называли словами-«неприятелями».
С ними вы встречаетесь на уроках чтения и русского языка. Вспомним их.
- Прочитайте слова, данные в таблицах.
А. Таблица 1. Кто? Что?
север - юг верх - низ доброта - жадность небо - земля правда – ложь тепло - холод смех - слезы утро - вечер
мать - мачеха
друг - враг
- Какая это часть речи? (Существительные).
Б. Таблица 2. Какой?
первый - последний
широкий - узкий
белый - черный
чистый - грязный
толстый - тонкий
хороший - плохой
дорогой - дешёвый
сухой - мокрый
жесткий - мягкий
светлый - тёмный (Прилагательные)
В. Таблица 3. Что делать?
смеяться - плакать любить - ненавидеть хвалить - ругать выздороветь - болеть починить - поломать мириться - воевать разрешать - запрещать найти - потерять помочь - мешать убрать - насорить (Глаголы)
Б. Таблица 2. Какой?
первый - последний
широкий - узкий
белый - черный
чистый - грязный
толстый - тонкий
хороший - плохой
дорогой - дешёвый
сухой - мокрый
жесткий - мягкий
светлый - тёмный (Прилагательные)
В. Таблица 3. Что делать?
смеяться - плакать любить - ненавидеть хвалить - ругать выздороветь - болеть починить - поломать мириться - воевать разрешать - запрещать найти - потерять помочь - мешать убрать - насорить (Глаголы)
Г. Таблица 4.
Где? Куда? Откуда? Когда? Как?
внизу - наверху вперед - назад спереди — сзади весной - осенью молодо - старо всегда - никогда быстро - медленно легко - тяжело шагом - бегом кверху - книзу (Наречия)
Вывод. Мы сравнили значения антонимов попарно. Их
значения противоположны: одно слово < ► второе слово
с противоположным значением. Антонимы, т.е. слова-неприятели», слова с противоположным значением. Антонимами могут быть слова различных частей речи. Они встречаются везде. Например, на наших занятиях: звук - буква, глухой -звонкий, твёрдый - мягкий. Также они характеризуют наш окружающий мир: время (вчера - сегодня, зимой - летом), место (тут - там, вдали - вблизи), размер (большой - маленький, коротко - длинно), свойство и качество (сильный - слабый). Антонимы встречаются в книжной речи и в разговоре. Пополним нашу речь ими, и речь станет богаче, ярче.
2. Практическая работа со
словарями антонимов и книгой «Всё
наоборот».
- Зачитаем по одному антониму каждый из нас.
3. Игра «Наоборот» с перекидыванием мяча.
Нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот» Скажу тебе я слово «зло», Ответишь ты (добро). Теперь скажу я слово «злой», А ты ответишь (добрый). Скажу тебе я «злиться», Ответишь ты (добреть). Теперь я «злоба», «злость» скажу, И брошу мяч тебе, А ты ответишь «доброта» И мячик бросишь мне.
Вывод. И в жизни тоже: всегда против зла найдётся доброта.
3. Составление предложений по предметным картинкам и схеме
сложносочиненного предложения.
- Составим предложения по двум картинкам с союзами а, но по данным схемам.
Существительное прилагательное, а существительное прилагательное. Существительное прилагательное. но существительное прилагательное
Доска чёрная, а мел белый. Доска чёрная, но мел белый.
Записать в тетрадь. Индивидуальная помощь учащимся в оформлении предложений.
Вывод. Перед союзами «а», «но» всегда ставится запятая, в речи интонацией выделяется раздельно и делается пауза. Старик старый, а юноша молодой. Берёза белая, а черника чёрная. Верёвка толстая, а нитка тонкая.
Соль солёная, а конфета сладкая. Кошка добрая, а собака злая. Дерево высокое, а кустик низкий.
5. Работа над загадками.
Часто антонимы встречаются в загадках. Договорите их.
а) Я антоним слова «зной»,
Я в
реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада, А зовут меня (прохлада)
б) Я антоним слова «лето»,
В
шубу снежную одета.
Хоть люблю мороз
сама,
Потому что я (зима).
в) Я антоним к слову «холод»,
В
речке все - и стар, и млад,
Меня любит
детвора,
Называюсь я (жара)
Вывод. В загадках антонимы создают четкую конструкцию и художественный образ, а противопоставительная интонация помогает сразу отгадать загадку.
6. Физминутка. «Делай наоборот»
(с речевым сопровождением)
а) Руки
вверх.
Руки вниз.
Руки вверх.
Ноги топают левой ногой.
Ноги топают правой ногой.
б) «Одевайтесь!» (Раздевайтесь!)
-
Наденьте (снимите) пальто и шапку)
-
Застегните (расстегните) пуговицы
-
Завяжите (развяжите) шарф.
-
Поднимите (опустите) воротник.
Обувайтесь! (Разувайтесь!)
7. Работа над фразеологизмами.
Задание. Распределите данные устойчивые выражения в два столбика в соответствии с их значением (письменно).
Бездельничать: Усердно трудиться:
в поте лица
лежать на боку
гонять лодыря
засучив рукава
спустя рукава
палец о палец не ударить
не покладая рук
бить баклуши
от зари до зари
считать ворон
Вывод. Антонимами могут быть и фразеологизмы. Они выражают восхищение трудягами, а бездельников характеризуют пренебрежительно.
8. Работа над пословицами.
Антонимы часто встречаются и в мудрых народных пословицах. Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы,
И в жизни верные друзья.
И наша речь красна пословицами.
Давайте вспомним их, друзья!
Задание. Соедините 2 полоски бумаги разных цветов (I столбик -голубой, II - салатный), чтобы получились пословицы. Две из них записать в тетрадь. Озаглавьте.
-
Нет друга - ищи,
-
Дружба верна не лестью,
-
Старый друг
-
Друзья познаются
-
Не тот друг, кто потакает,
-
Сам пропадай,
-
Не имей сто рублей,
в беде.
а нашёл - береги, а друга выручай, а имей сто друзей, а правдой и честью.
а тот, кто помогает.
лучше новых двух.
Объяснение значения слова потакает: угождает, старается понравиться.
Вывод. Метко выражать основную мысль в пословицах помогают именно антонимы. А основная мысль - надо дорожить и ценить дружбу.
8. Антонимы в стихах классиков.
- А теперь прослушайте стихи и отыщите в них антонимы. (Каждый
ученик подготовил одну строфу)
1) Заняты школьники делом -
Пишут по чёрному белым,
пишут по белому чёрным,
Перьями пишут и мелом:
Нам не нужна война.
(С.А.Маршак. «Урок русского языка»)
-
Пред ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.
(А.С.Пушкин. «Сказка о золотом петушке») -
Однако ты печален: что с тобой?
- Я печален? Нет, я весел.
(А.С.Пушкин. «Русалка») -
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом. Идёт направо — песнь заводит, Налево - сказку говорит. (А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила»)
5) Скажи-ка, чьей рукой
Весной
поля оденутся,
А осенью разденутся.
(Н.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»)
6) Полюбил богатый -
бедную,
Полюбил учёный -
глупую.
Полюбил румяный -
бледную,
Полюбил хороший -
вредную,
полюбил золотой - медную». (М.Цветаева. «Полюбил богатый...»)
Вывод. На этих примерах вы убедились, что поэты часто используют для выразительности стиха антонимы.
10.Работа над текстами «Когда это бывает? (Коллективная работа).
Теперь проверим, как вы усвоили и запомнили значения антонимов.
Задание. Даны на доске два текста.
Прочитать первый текст, озаглавить (открывается название). Во втором тексте вместо пропущенных слов вставить соответственно словам первого текста антонимы, озаглавить.
I. Наступила
Дни стали короткие.
Ноги стали длиннее.
Небо пасмурное.
Воздух тёмный.
Солнышко редко светит.
Снег замерзает быстро.
Птицы покидают гнёзда.
Медведи засыпают в своих берлогах.
Колхозники сеют озимые злаки.
Они заканчивают полевые работы.
За придёт зима.
- Это текст или перечень предложений?
П. Наступила
Дни стали (длинные). Ночи стали (короче) Небо (ясное).
Воздух (прозрачный).
Солнышко (часто) светит.
Снег (тает) быстро.
Птицы (заселяют) гнёзда.
Медведи (просыпаются) в своих берлогах.
Колхозники сеют (яровые) злаки.
Они (начинают) полевые работы.
За (весной) придёт лето.
- Когда это бывает?
- Почему так получилось, что мы
смогли получить полное
описание
другого времени года?
Вывод. Так получилось потому, что сезонные явления осенью и весной происходят противоположные.
П. Итог занятия.
- Чему учились?
(Антонимы запомним и будем их активно использовать в речи, они обогащают нашу речь, делают её выразительнее, точнее и краше).
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»