Горные породы и минералы.
- Прогнозируемый результат урока – усвоение учащимися знаний о делении горных пород на группы по происхождению, об условиях их образования и разнообразии свойств.
Таменцева Е.Н.
Тезисы.
- Представленная работа – урок по географии по теме «Горные породы и минералы».
- Цель урока – расширение знаний учащихся о горных породах, минералах и их свойствах.
- На уроке решаются образовательные, развивающие и воспитывающие задачи.
- По типу урок комбинированный. На нем используются объяснительно-
иллюстративный и частично-поисковый методы, ИКТ (презентация).
- Перед уроком проводится исследовательская работа учащихся.
- Прогнозируемый результат урока – усвоение учащимися знаний о делении горных пород на группы по происхождению, об условиях их образования и разнообразии свойств.
Таменцева Е.Н.
Урок географии. Тема: «Горные породы и минералы».
Цель урока: расширить знания учащихся о горных породах, минералах и их свойствах.
Задачи урока: 1) образовательные – познакомить учащихся с новыми понятиями, вспомнить уже известные; дать представление о разнообразии горных пород, обусловив их образование.
2) развивающие – развитие внимательности, логического мышления, умения проводить исследования, делать выводы; расширение кругозора
3) воспитывающие – развитие познавательного интереса, творческой активности, информационной культуры; культуры работы в группах.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ (компьютерная презентация).
Оборудование: образцы горных пород; раздаточный материал, иллюстрации горных пород на слайдах; выставка «Горные породы нашей местности».
Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
Термины и понятия: горные породы, минералы, магма, магматические г.п., осадочные г.п., органические г.п., неорганические г.п., обломочные г.п., химические г.п.
Учебная литература: Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., «Начальный курс географии учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений» – 3-е издание, М., «Дрофа», 2008г.
Прогнозируемый результат: учащиеся должны усвоить знания о делении горных пород на группы по происхождению; об условиях их образования; о разнообразии свойств горных пород. Перед уроком проводилась исследовательская (проектная) деятельность учащихся:
-
на основе полученной информации об образовании различных групп горных пород, учащиеся подготовили макеты, отображающие процессы образования горных пород;
-
на основе подобранного материала о горных породах и полезных ископаемых Ростовской области учащиеся оформили стенд «Горные породы Ростовской области».
План урока:
-
Организационный момент. – 1 минута.
-
Актуализация знаний. – 10 минут.
-
Изучение нового материала. – 20 минут.
-
Закрепление изученного материала. – 8 минут.
-
Домашнее задание. – 1 минута.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Итак, ребята, мы продолжаем изучать особенности строения Земли.
- Что вам запомнилось на прошлом уроке?
- Что вам стало известно о строении Земли?
Учащиеся (предполагаемые ответы): Литосфера – верхняя твердая оболочка Земли, а самая верхняя часть литосферы – это земная кора. По своему строению земная кора неоднородна, на разных участках имеет большие отличия. Так, земная кора материков отличается от земной коры океанов, поэтому стали различать два типа земной коры: океаническую и континентальную.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания, выполнив задания на карточках:
-
Подпишите названия внутренних оболочек земли и укажите их размеры.
-
Внешняя оболочка земного шара – часть литосферы, лежащая над мантией – называется …
-
Назовите типы земной коры и их отличия друг от друга.
Учащиеся выполняют задания на карточках, результаты вывешиваются на магнитную доску, анализируются, делается вывод.
Учитель: Скажите, а что, по вашему мнению, еще необходимо знать о литосфере?
Учащиеся: (предполагаемые ответы).
Учитель: Да, нам нужно выяснить вещественный состав литосферы, т.е. из чего она состоит.
Ребята, у вас на столах лежат природные образования. Рассмотрите их. Как вы ду- маете, что это такое?
Учащиеся: Это горные породы, из которых состоит земная кора.
Учитель: Верно, но почему породы называют горные. Разве камни есть только в горах? Оказывается ребята, термин «горная порода» остался нам в наследство от времени, когда геология и рудное дело были неотделимы друг от друга. А руду добывали только в горах. Но наука давным-давно ушла вперед, а название осталось прежним. Поэтому, нужно запомнить, что, говоря о горных породах, мы подразумеваем всю каменную поверхность нашей планеты.
Итак, перед вами образцы горных пород. Рассмотрите их, они все разные, не похожи друг на друга. А чем же они различаются?
Учащиеся: (ответы детей о внешних различиях, различных свойствах).
Учитель: Как вы считаете, в чем причина разнообразия горных пород в природе?
Учащиеся: (предполагаемые ответы).
Учитель: Действительно, все зависит от условий образования горных пород, от их происхождения, от их активной «жизни». Ведь горные породы рождаются, разрушаются, изменяются сами и изменяют лик и строение литосферы.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Давайте познакомимся со страницами жизни разных горных пород. А в этом нам помогут учащиеся, которые провели практическую работу по исследованию происхождения горных пород.
Ученик 1 (с показом макета «Образование магматических горных пород»): Все начинается глубоко под Землей, на границе нижней и верхней мантии. Расплавленное вещество мантии, называемое магмой, перемещается из глубин Земли в верхние слои земной коры. При этом магма теряет тепло, начинает остывать и затвердевать, превращаясь в горные породы, которые называются магматическими (из магмы). Когда магма достигает земной поверхности и изливается на нее, то она остывает быстро. В таких условиях образуются породы, состоящие из мелких кристаллов, которые называют магматические излившиеся.
Однако, это происходит не всегда, и часть магмы остается в глубине и остывает гораздо медленнее. В таких условиях образуются горные породы с крупнокристаллическим строением. Их называют магматические глубинные.
Учитель: Показывает на слайде магматические горные породы.
Ученик 2 (с макетом «Образование осадочных горных пород»): Как только образовались магматические горные породы, за них берутся внешние силы земли: ветер, текучие воды, солнце, микроорганизмы. По их законам земная поверхность должна быть идеально ровной и гладкой. Поэтому они начинают разрушать горы, скалы, их обломки измельчать и переносить на разные участки земной поверхности, заполнять впадины и низины на суше; осаждать на дне океанов и морей и других водоемов. Так образуются осадочные горные породы.
Условия их образования различны, поэтому их большое разнообразие.
Одни возникли в результате жизнедеятельности организмов и образовались из остатков растений и животных, отлагающихся на дне водоемов. На них можно увидеть остатки древних растений и насекомых. Их назвали органическими. Происхождение других связано с неживой природой, поэтому они получили название неорганические. В свою очередь их разделили еще на две группы: те, которые образовались из обломков разрушенных скал, осели во впадинах и уплотнились в горные породы, назвали обломочными; а те, которые образовались из химических веществ, содержащихся в воде морей и океанов, уплотнились, осели на дно и превратились в горные породы, назвали химическими.
Учитель: Показывает на слайде осадочные горные породы.
Ребята, где вам доводилось наблюдать осадочные горные породы? Вспомните любимое занятие летнего отдыха – купание. Дно и берег реки или озера покрыты песком и галькой – это обломочные осадочные горные породы.
Ученик 3 (с показом макета «Образование метаморфических горных пород»): Горные породы обладают прочностью, но при попадании в другие условия их состав и свойства начинают меняться. Так, в результате тектонических движений горные породы могут быть перемещены с поверхности земли в ее глубины. Под давлением пластов других пород, воздействия высоких t глубин Земли, новых потоков магмы горные породы изменяются и превращаются в совершенно другие, которые называются метаморфическими (с греческого «метаморфоз» - превращение).
Учитель: Показывает на слайде метаморфические горные породы.
Вот так на нашей планете появились и живут различные горные породы.
Скажите, какие? (показ на слайде схемы «Горные породы по происхождению»).
Учащиеся: Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.
Учитель: По какому признаку горные породы объединили в эти группы?
Учащиеся: По происхождению.
Учитель: Изучая происхождение горных пород, отдельные учащиеся класса заинтересовались, какие горные породы и минералы распространены на территории Ростовской области, собрали материал, оформили стенд «Горные породы и минералы Ростовской области». Давайте посмотрим. Учащиеся представляют свою работу.
IV. Закрепление изученного материала.
Учитель: А сейчас, ребята, для закрепления изученного материала проведем практическую работу. Из раздаточного материала (различные характеристики горных пород, их изображения) на листках, выданных каждой группе учащихся, нужно создать «портрет» одной из групп горных пород. Работу проведем по группам:
I группа – Магматические горные породы;
II группа – Осадочные горные породы;
III группа – Метаморфические горные породы.
Учащиеся выполняют задания, результаты вывешиваются на магнитную доску, анализируются, делается вывод.
.
Учитель: Подведем итоги урока. С какими группами горных пород мы сегодня познакомились? По какому признаку эти группы образовались?
( Ответы учащихся.). Запишите домашнее задание.
V. Домашнее задание:
§ 17, ответить на вопросы после § устно, №5 письменно (заполнить таблицу «Горные породы по происхождению»).
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»