Образовательная программа дополнительного образования детей по основам компьютерной грамотности "Мой друг - компьютер"
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Станция юных техников»
Принято педагогическим Утверждаю советом. Протокол №_______ Директор МАОУ ДОД «СЮТ» «_____» _____________ 2013 г. ___________ В.Е. Беляева «_____» ___________ 2013 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ПО ОСНОВАМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ
«Мой друг — компьютер»
Для детей младшего школьного возраста
Срок реализации программы: 2 года
Педагог дополнительного образования МАОУ ДОД «СЮТ»
Белослудцева Наталья Владимировна
Iкв. категория
Верещагино 2013
Пояснительная записка
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые компьютерные технологии.
Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важной задачей образовательной программы по основам компьютерной грамотности «Мой друг — компьютер» является формирование у обучающегося знаний и практических умений работы на компьютере, которые будут необходимы им для существования в современном информационном обществе.
Актуальность образовательной программы в том, что она способствует формированию предметных (математика и информатика) и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, прописанных в Федеральных государственных образовательных программах второго поколения, а также удовлетворят потребностям и запросам детей и родителей. Содержание программы включает в себя материалы по правилам безопасного поведения в интернет-пространсве и избирательного использования интернет-ресурсов (вопросы по информационной безопасности рассмотрены в «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы»). Поэтому для детей младшего школьного возраста компьютерная грамотность – это прежде всего:
-
умение использовать компьютер с соответствующим программным обеспечением с пользой для себя при решении задач, поиске и обработке информации;
-
умение работать со стандартными офисными программами, рассматривая их в качестве вспомогательного средства при изучении других учебных предметов (математика, естествознание, изобразительное искусство, технология);
-
развития видов мышления, в том числе алгоритмического (процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств);
-
выполнение правил эксплуатации, информационной безопасности, соблюдение дисциплины при работе с компьютером и программами.
Задачи:
-
научить работать в основных прикладных программах по сбору, обработке, передачи и интерпретации текстовой, графической, аудио информации, в том числе и с использованием Интернета;
-
развивать логическое и алгоритмическое мышления, воображения, творческих способностей обучающихся;
-
формировать нормы информационной безопасности, избирательности и этики;
-
воспитывать бережного отношения к компьютерной технике.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Мой друг компьютер» модифицирована, разработана на основе: образовательного курса «Компьютерная азбука» (МАОУ ДОД ЦДОД «Планирование карьеры», г. Томск). Программа курса «Компьютерная азбука» рассчитана на 272 часа и реализуется в течение 4 лет в начальной школе, рассматривает подробно следующие темы: «Юный компьютерный художник», «Мастер печатных дел», «Мастер презентаций», «Школьная газета РИТМ». Созданная на основе нее образовательная программа по основам компьютерной грамотности «Мой друг — компьютер» в своем содержании содержит аналогичный материал, но он сжат по времени до двух лет, в связи с тем, что интерес детей к однообразной деятельности пропадает. Таким образом, на изучение тем отводится не один учебный год, а максимум одну четверть, затем происходит смена изучаемого содержания.
Образовательная программа предназначена для детей младшего школьного возраста (8-12 лет), набор обучающихся производится на добровольной основе без конкурсного отбора. Продолжительность одного занятия составляет один час, занятия проводятся два раза в неделю с учетом возрастных особенностей детей. Оптимальная наполняемость учебных групп – 10-15 человек, возможны индивидуальные и групповые занятия (3-4 человека).
Содержание тематического плана в течение года может частично корректироваться. В план, а также в выбор последовательности изучения тем могут вноситься изменения, отражающие новые достижения компьютерных технологий или другое программное обеспечение, позволяющее получить программный результат.
Методическое обеспечение
Проведении учебных занятий предусматривает выполнение заданий обучающимися, направленных на развитие мышления.
Объяснение нового материала закрепляется выполнением практических заданий в устной или письменной форме.
Вторая половина учебного занятия направлена на развитие компьютерной грамотности младших школьников, предполагает работу не только в стандартных прикладных программах, но и с применением специальных обучающих программ «Мир информатики», «Компьютер Ёжика». Работа обучающихся завершается выполнением упражнений на релаксацию мышц глаз и пальцев рук.
На учебном занятии работа на компьютере проводится в следующих формах:
-
демонстрация – работу выполняет педагог, а дети наблюдают;
-
фронтальная – недлительная, но синхронная работа обучающихся по освоению или закреплению материала под руководством педагога;
-
самостоятельная – выполнение самостоятельной работы на компьютере в пределах одного, двух или части учебного занятия; педагог обеспечивает индивидуальный контроль за работой обучающихся;
-
творческий проект – выполнение работы в микро-группах или индивидуально на протяжении нескольких занятий;
-
работа консультантов – обучающийся контролирует работу всей подгруппы.
Занятия по компьютерной грамотности несут не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества. Учебное занятие, как основная форма организации образовательной деятельности содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению материала. Каждое такое занятие (условно) разбивается на 3 части, которые и составляют в комплексе целостное занятие:
1 часть– состоит из организационных моментов, изложения нового материала, инструктажа, планирования и распределения работы для каждого обучающегося на занятие.
2 часть — практическая работа обучающегося (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала. Отрабатываются навыки и приемы.
3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов занятия.
Реализуя образовательную программу, обучающиеся будут знать:
-
правила поведения в компьютерном кабинете;
-
как работать в графических и текстовых редакторах;
-
основные функции редакторов;
-
основы работы в сети Интернет
-
работать в графических и текстовых редакторах, редакторе клипов и презентаций;
-
составлять рисунки с применением всех изученных функций графического редактора;
-
составлять поздравительные листы с использованием текста и изображений;
-
составлять презентации с использованием текстовых эффектов, изображений, эффектов анимации, гиперссылок;
-
составлять слайд-фильмы с использованием собственных изображений;
-
сканировать изображения;
-
получать цифровую фотографию с использованием фотоаппарата;
-
работать в сети Интернет (скачивать графическую и текстовую информацию).
Для эффективной организации образовательного процесса необходимы:
-
компьютерный кабинет (персональные компьютеры, наушники с микрофоном, локальная сеть);
-
мультимедийный проектор с экраном;
-
колонки;
-
сканер;
-
выход в Интернет;
-
цифровой фотоаппарат;
-
программное обеспечение — программы для обработки изображений, текстов, проигрыватели звуков, редакторы создания клипов и презентаций, браузер;
-
примеры творческих работ обучающихся, электронное пособие «Мир информатики» (1-2, 3-4 годы обучения).
Учебно-тематическое планирование первого года обучения
№ темы |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 | |
2 |
Компьютер и его устройства |
5 |
2 |
3 |
3 |
Компьютерная графика. Растровый графический редактор |
20 |
6 |
14 |
4 |
Основы работы с текстовыми редакторами |
16 |
6 |
10 |
5 |
Основы работы в редакторе клипов |
14 |
4 |
10 |
6 |
Основы работы в редакторе презентаций |
10 |
4 |
6 |
7 |
Подготовка к демонстрации и защите творческих работ |
4 |
2 |
2 |
8 |
Итоговое занятие |
1 |
1 | |
|
Всего: |
72 |
27 |
45 |
Содержание программы первого года обучения
Тема 1. Вводное занятие. 2 ч
Человек и компьютер. Возможности персональных компьютеров. Знакомство обучающихся с содержанием программы и компьютерным классом. Правила поведения и техника безопасности в компьютерном кабинете. Организация рабочего места. Включение и выключение персонального компьютера. Эвакуация. Поведение в учреждении и на его территории.
Тема 2. Компьютер и его устройства. 5 ч
основные устройства компьютера: системный блок, клавиатура, манипулятор «мышь», монитор. Их назначение и функции. Основные приемы работы с мышью. Периферийные устройства: колонки, наушники, принтер, веб-камера, сканер, внешние флэш носители информации, настройка громкости звука через колонку и наушники. Назначение главного меню Windows(меню Пуск). Запуск программы с помощью главного меню Windows. Текстовый указатель — курсор. Основные направления: вверх, вниз, влево, вправо. Управление курсором с помощью мыши и клавиатуры. Локальная сеть в кабинете, копирование файлов в локальной сети на головной компьютер и с головного компьютера с использованием сетевой папки и флэш носителя.
Практические занятия. Работа в компьютерной программе «Мир информатики».
Тема 3. Компьютерная графика. Растровый графический редактор. 20 ч
Применение компьютерной графики в различных сферах деятельности человека. возможности графических редакторов. Цвета. Основные цвета. Палитра цветов. Раскрашивание компьютерных рисунков. Растровый графический редактор Paint, интерфейс редактора, основные возможности, инструментарий программы. Меню программы, палитра. Сохранение графического файла, открытие файла для продолжения работы. Функции раскрашивания в графическом редакторе. Раскрашивание готовых рисунков. Основные геометрические фигуры (примитивы): круг, прямоугольник, квадрат, ромб, треугольник. Свойства геометрических фигур. Декоративное рисование: линия, прорисовка геометрических тел, узоры, орнамент, цвет. Композиция, тематическая композиция. Простейшие операции с фрагментом рисунка: масштабирование, перемещение, поворот, наклон. Конструирование рисунка из геометрических фигур. Простейшие алгоритмы построения рисунков. Шрифт, виды шрифтов (начертания, размеры), создание надписи, корректировка надписи. Компьютерная аппликация и коллаж. Проект. Книжная графика: обложка книги, открытка. Пейзаж, примеры, понятия – ближе, дальше, за, около, размер, фон. Промышленная графика, образцы упаковки, библиотека символов. Интернет. Правила работы в Интернете, безопасное поведение в интернет-пространстве, опасные и безопасные сайты, сообщения антивирусных программ. Алгоритм скачивания изображения из Интерната.
Практические занятия.Самостоятельные работы по созданию рисунка с использованием инструментов. Выполнение заданий на развития внимания, конструирования объектов, дополнения рисунка различными деталями. Выполнение рисунков по следующим темам: «Обложка моей любимой книги», «Поздравительная открытка», «Компьютерная аппликация», «Пейзаж», «Упаковка (фантик) конфеты, шоколада, мороженного», «Мой город», «Безопасная дорога», «Служба спасения».
Тема 4. Основы работы с текстовыми редакторами. 16 ч
Клавиатура – устройство ввода текстовой информации. Гласные и согласные буквы, строчные и прописные. Расположение букв русского и английского алфавитов на клавиатуре. Правила техники безопасности при работе на клавиатуре. Клавиши ввода, пробел, верхний регистр, удаление. Редактирование текстовой информации с помощью этих клавиш. Текстовые редакторы, вызов программы, клавиатура, основные клавиши, сохранения текстового документа. Меню программы, разметка страницы, отступы, маркеры, шрифт, набор текста, редактирование. Вставка графических изображений в текст, размещение текса и изображения, использование текстовых эффектов. Составление векторного изображения в текстовых редакторах, объемные изображения. Основные функции: копирование, вставка, перемещение. Таблицы, добавление и удаление срок и столбцов. Правила оформления документов, грамота и брошюра. Скачивание готовых текстов из Интернета, сохранение и дальнейшее редактирование.
Практические занятия.Самостоятельные работы по созданию тестовых документов, набор текста. Работа на клавиатурном тренажере. Редактирование текстовой информации из Интернета, использование электронных энциклопедий. Выполнение текстовых документов: «Поздравительная открытка», «Грамота», «Компьютерный рисунок в текстовом редакторе», «Пригласительная», «Брошюра».
Тема 5. Основы работы в редакторе клипов. 14 ч
Слайдфильм (клип). Рабочее окно редактора: строка меню, рабочее поле, панель поиска, раскадровка, временная диаграмма. Примеры слайдфильмов. Принципы работы с MovieMaker. Видеоэффекты и переходы. Предварительная подготовка рабочего материала: звуковое сопровождение, изображения (видео), первичное редактирование. Импорт изображений, видео, звука. Титры. Демонстрация слайдфильма.
Практические занятия.Создание проекта фильма: ввод, редактирование, удаление текстовой информации, импортирование звуковых, графических и видеофайлов, создание слайдов, составление переходов и эффектов, составление титров, надписей, выбор анимации. Использование готовых фотогалерей для создания слайд-фильма. Демонстрация. Работы на темы: «Поздравление к празднику», «Мое детское объединение», «Праздник на нашей станции», «Мой город».
Тема 6. Основы работы в редакторе презентаций. 10 ч
Что такое презентация? Общие сведения о редакторе. Возможности редактора. Назначение. Примеры презентаций. Макет. Использование готовых макетов слайдов. Дизайн презентации. Смена слайдов. Анимация. Демонстрация слайд фильма. Гиперссылка. Управляющие кнопки. Выступление по презентации (защита): критерии эффективного публичного выступления, планирование выступления, взаимодействие с аудиторией, наглядные материалы, вопросы. Сканер, сканирование изображений для презентации.
Практические занятия.Создание проекта презентации. Ввод, редактирование, удаление текстовой, графической, звуковой информации. Изменение структуры презентации. Создание слайдов, цветовая схема слайда, фон. Использование заготовок. Изменение рисунков, цветовых схем. Вставка рисунков. Вывод на печать. Сохранение. Запуск. Работы на тему «Анимация «Часы», «Самопрезентация», «Безопасная дорога», «Мое любимое животное».
Тема 7. Подготовка к демонстрации и защите творческих работ. 4 ч
Повторение. Самостоятельная разработка содержания творческой работы и его реализация в любом из изученных редакторов и его защита.
Тема 8. Итоговое занятие. 1 ч
Проверка знаний и умений за учебный год.
После первого годаобучения обучающиеся должны знать:
-
назначение основных частей компьютера;
-
возможности текстовых и графических редакторов;
-
возможности редакторов для демонстрации выполненных рисунков, набора готовых фотографий по заданной теме (редакторы клипов, презентаций);
-
правила безопасного поведения в интернет-пространстве, безопасного использования интернет-ресурсов.
должны уметь:
-
набирать текст и редактировать его;
-
вставлять в текст различные изображения;
-
пользоваться инструментарием графического редактора для создания изображений, изменять палитру;
-
выбирать макет для презентации, редактировать, вносить информацию;
-
создавать презентации на заданную тему и демонстрировать его;
-
создавать небольшие слайд-фильмы в редакторе клипов;
-
копировать, переносить информацию с одного компьютера на другой;
-
безопасно использовать ресурсы Интернет для выполнения практических заданий.
Учебно-тематическое планирование второго года обучения
№ темы |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 | |
2 |
Повторение пройденного за первый год обучения |
8 |
2 |
6 |
3 |
Стандартные офисные программы |
15 |
5 |
10 |
4 |
Цифровой фотоаппарат |
5 |
2 |
3 |
5 |
Получение и обработка фотографий |
30 |
10 |
20 |
6 |
Подготовка к демонстрации и защите творческих работ |
11 |
11 | |
7 |
Итоговое занятие |
2 |
1 |
1 |
|
Всего: |
72 |
28 |
44 |
Содержание программы второго года обучения
Тема 1. Вводное занятие. 1 ч
Организационные вопросы. Общий инструктаж по технике безопасности. Знакомство с содержанием образовательной программы второго года обучения.
Тема 2. Повторение пройденного за первый год обучения. 8 ч
Назначение основных частей компьютера, алгоритм работы с редакторами, повторение основных возможностей текстовых и графических редакторов, применение редактора клипов и презентаций для демонстрации результатов работы в графическом редакторе.
Практические занятия. Набор текста (5-10 предложений) и его редактирование. Вставка в текст различных изображений. Создание рисунка в графическом редакторе, изменение палитры. Работа по алгоритму в редакторе клипов и презентаций по теме «Мое солнечное лето!», «С днём учителя».
Тема 3. Стандартные офисные программы. 15 ч
Работа с файлами и папками, вид, размер значков, сортировка, режим просмотра, копирование и удаление. Настройка рабочего стола. Экранная лупа и клавиатура. Калькулятор. Вычислительные операции. Стандартные проигрыватели, звукозапись, форматы звуковых файлов, просмотр видео файлов, форматы видео файлов. Редактор для создания диаграмм, графиков и логотипов. Интерфейс редактора, панель инструментов.
Практические занятия. Настройка свойств личной папки. Настройки рабочего стола, восстановление прежних параметров. Использование экранной лупы. Ввод текста экранной клавиатурой. Подбор звуковых файлов по заданной теме, корректное скачивание с Интернет ресурсов, прослушивание. Просмотр видеофрагментов с использованием стандартных проигрывателей. Создание диаграмм, логических графов, разработка логотипа детского объединения.
Тема 4. Цифровой фотоаппарат. 5 ч
Появление фотоаппаратов. Современный цифровой фотоаппарат. Устройство, режимы съемки. Правила пользования и соблюдение техники безопасности. Объектив, зарядное устройство фотоаппарата, настройки. Стандартные функции, копирование с флешки, копирование с помощью usb-шнура. Подготовка к печати, печать снимков.
Практические занятия. Подготовка фотоаппарата к фото и видео съемке. Выбор режима фотосъемки. Зарядка фотоаппарата. Сохранение на компьютер фотографий. Зарядка фотоаппарата.
Тема 5. Получение и обработка фотографий. 30 ч
История фотографии, цифровая фотография, профессия фотографа. Секреты получения хорошей фотографии, предварительная обработка фотографии с помощью фотоаппарата. Основные типы файлов. Сжатие файлов с потерей качества. Определение необходимого объема памяти для разных условий съемки. Пейзажная фотография: понятие, виды, пейзажи разного времени. Портрет, виды портретов, панорамная съемка, съемка движущихся объектов, ночная съемка. Интерфейсы редакторов. Подготовка фотографий к обработке. Графический редактор GIMP. Интерфейс редактора. Функции редакции. Создание композиции. Психология цвета. Цифровой макияж. Работа с текстом. Восстановление фотографий. Улучшение качества фотографий, используя средства графического редактора. Создание коллажей. Форматы файлов в редакторе. Изучение набора инструментов редактора. Основные операции: кадрирование, выравнивание. Удаление эффекта красных глаз, добавление текста, ретуширование. Редактирование (выравнивание света). Создание тематического коллажа. Применение различных эффектов к фотоснимкам. Зеркальное отражение, увеличение, уменьшение, разрешение изображения. Слои, размещения слоев. Использование Интернет ресурсов при составлении компьютерной аппликации и коллажа.
Практические занятия.Фотосъемка на территории учреждения и по улицам города. Обработка растровых изображений в фоторедакторе: надпись на изображении, палитры, изменение. Составление компьютерной аппликации и коллажа.
Тема 6.Подготовка к демонстрации и защите творческих работ. 11 ч
Практические занятия.Повторение пройденного учебного материала. Создание тематического коллажа. Создание презентаций и слайд-фильмов. Самостоятельная разработка содержания творческой работы и его реализация в любом из изученных редакторов, защита.
Тема 7. Итоговое занятие. 2 ч
Выставки работ обучающихся. Демонстрация презентаций клипов. Выявление уровня освоения образовательной программы.
После второго годаобучения обучающиеся должны знать:
-
назначение и основы работы в стандартных офисных программах;
-
основы работы на цифровом фотоаппарате;
-
основы работы в редакторах по обработке цифровых фотографий;
-
требования, предъявляемые к компьютерной аппликации и коллажу;
-
возможности эффективного использования редакторов для подготовки своего выступления.
должны уметь:
-
использовать стандартные офисные программы для решения конкретных практических задач – набор и редактирование нужного текста, создание презентации;
-
создавать фотоснимки на цифровом фотоаппарате;
-
самостоятельно реализовывать свои творческие замыслы в работах;
-
свободно владеть программами по обработке цифровых изображений, презентаций, слайд-фильмов;
-
публично презентовать свои работы для различной аудитории: сверстники, родители, педагоги.
Литература
-
Альбов А., Хайт А. Компьютер для начинающих. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005.
-
Аржаникова И.В. Раннее обучение компьютерной грамотности// Дополнительное образование и воспитание. 2013. № 2.
-
Журин А.А. Самоучитель работы на компьютере. Обучение с нуля. – М, 2006.
-
Залогова Л.А. Компьютерная графика. – М, 2006.
-
Интел. Обучение для будущего: учеб. пособ. – 4-е издание, — М.: Русская Редакция, 2004.
-
Информатика: основы компьютерной грамоты. Начальный курс/ под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2000.
-
Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. — Ярославль: Академия развития: Академия холдинг: 2002.
-
Леонтьев. В.П. Персональный компьютер (+CD). – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.
-
Ремезовский В. Самоучитель «Цифровая фотография». – Питер. 2005.
-
Холмогоров В. Работа на компьютере. Начали! – СПб.: Питер, 2008.
Рекомендуемая литература для детей
-
Журин А.А. Самоучитель работы на компьютере. Обучение с нуля. – М, 2006.
-
Информатика: основы компьютерной грамоты. Начальный курс/ под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2000.
-
Комягин В.Б. Современный самоучитель работы на современном компьютере. – М.: ТРИУМФ, 1997.
-
Холмогоров В. Работа на компьютере. Начали! – СПб.: Питер, 2008.
Управление образования администрации
Верещагинского муниципального района Пермского края
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Станция юных техников»
Принято педагогическим Утверждаю
советом. Протокол №_______ Директор МАОУ ДОД «СЮТ»
«_____» _____________ 2013 г. ___________ В.Е. Беляева
«_____» ___________ 2013 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ПО ОСНОВАМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ
«Мой друг - компьютер»
Для детей младшего школьного возраста
Срок реализации программы: 2 года
Педагог дополнительного образования МАОУ ДОД «СЮТ»
Белослудцева Наталья Владимировна
I кв. категория
Верещагино 2013
Пояснительная записка
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые компьютерные технологии.
Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важной задачей образовательной программы по основам компьютерной грамотности «Мой друг - компьютер» является формирование у обучающегося знаний и практических умений работы на компьютере, которые будут необходимы им для существования в современном информационном обществе.
Актуальность образовательной программы в том, что она способствует формированию предметных (математика и информатика) и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, прописанных в Федеральных государственных образовательных программах второго поколения, а также удовлетворят потребностям и запросам детей и родителей. Содержание программы включает в себя материалы по правилам безопасного поведения в интернет-пространсве и избирательного использования интернет-ресурсов (вопросы по информационной безопасности рассмотрены в «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы»). Поэтому для детей младшего школьного возраста компьютерная грамотность – это прежде всего:
-
умение использовать компьютер с соответствующим программным обеспечением с пользой для себя при решении задач, поиске и обработке информации;
-
умение работать со стандартными офисными программами, рассматривая их в качестве вспомогательного средства при изучении других учебных предметов (математика, естествознание, изобразительное искусство, технология);
-
развития видов мышления, в том числе алгоритмического (процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств);
-
выполнение правил эксплуатации, информационной безопасности, соблюдение дисциплины при работе с компьютером и программами.
Цель программы: формирование базовых знаний при работе на компьютере и обучение эффективному использованию компьютерной техники в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала обучающихся.
Задачи:
-
научить работать в основных прикладных программах по сбору, обработке, передачи и интерпретации текстовой, графической, аудио информации, в том числе и с использованием Интернета;
-
развивать логическое и алгоритмическое мышления, воображения, творческих способностей обучающихся;
-
формировать нормы информационной безопасности, избирательности и этики;
-
воспитывать бережного отношения к компьютерной технике.
Обучающиеся младших школьных используют компьютер, прежде всего, для создания рисунков и это не случайно. Ребенок представляет окружающий мир через образ и гораздо активнее воспринимает рисованное изображение, нежели натуральное. В рисунке он видит преображенный мир, мир его фантазий. И именно через создание, обработку и использование компьютерного рисунка в различных редакторах будет проходить знакомство обучающегося с основами компьютерной грамотности.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Мой друг компьютер» модифицирована, разработана на основе: образовательного курса «Компьютерная азбука» (МАОУ ДОД ЦДОД «Планирование карьеры», г. Томск). Программа курса «Компьютерная азбука» рассчитана на 272 часа и реализуется в течение 4 лет в начальной школе, рассматривает подробно следующие темы: «Юный компьютерный художник», «Мастер печатных дел», «Мастер презентаций», «Школьная газета РИТМ». Созданная на основе нее образовательная программа по основам компьютерной грамотности «Мой друг — компьютер» в своем содержании содержит аналогичный материал, но он сжат по времени до двух лет, в связи с тем, что интерес детей к однообразной деятельности пропадает. Таким образом, на изучение тем отводится не один учебный год, а максимум одну четверть, затем происходит смена изучаемого содержания.
Образовательная программа предназначена для детей младшего школьного возраста (8-12 лет), набор обучающихся производится на добровольной основе без конкурсного отбора. Продолжительность одного занятия составляет один час, занятия проводятся два раза в неделю с учетом возрастных особенностей детей. Оптимальная наполняемость учебных групп – 10-15 человек, возможны индивидуальные и групповые занятия (3-4 человека).
Содержание тематического плана в течение года может частично корректироваться. В план, а также в выбор последовательности изучения тем могут вноситься изменения, отражающие новые достижения компьютерных технологий или другое программное обеспечение, позволяющее получить программный результат.
Методическое обеспечение
Проведении учебных занятий предусматривает выполнение заданий обучающимися, направленных на развитие мышления.
Объяснение нового материала закрепляется выполнением практических заданий в устной или письменной форме.
Вторая половина учебного занятия направлена на развитие компьютерной грамотности младших школьников, предполагает работу не только в стандартных прикладных программах, но и с применением специальных обучающих программ «Мир информатики», «Компьютер Ёжика». Работа обучающихся завершается выполнением упражнений на релаксацию мышц глаз и пальцев рук.
На учебном занятии работа на компьютере проводится в следующих формах:
-
демонстрация – работу выполняет педагог, а дети наблюдают;
-
фронтальная – недлительная, но синхронная работа обучающихся по освоению или закреплению материала под руководством педагога;
-
самостоятельная – выполнение самостоятельной работы на компьютере в пределах одного, двух или части учебного занятия; педагог обеспечивает индивидуальный контроль за работой обучающихся;
-
творческий проект – выполнение работы в микро-группах или индивидуально на протяжении нескольких занятий;
-
работа консультантов – обучающийся контролирует работу всей подгруппы.
При организации процесса обучения применяются следующие методические приемы: наглядные средства обучения и практические упражнения, демонстрационные примеры, проведение экскурсий, внеучебные занятия, дидактических и сюжетно-ролевых игр, тестирование.
Занятия по компьютерной грамотности несут не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества. Учебное занятие, как основная форма организации образовательной деятельности содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению материала. Каждое такое занятие (условно) разбивается на 3 части, которые и составляют в комплексе целостное занятие:
1 часть – состоит из организационных моментов, изложения нового материала, инструктажа, планирования и распределения работы для каждого обучающегося на занятие.
2 часть - практическая работа обучающегося (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала. Отрабатываются навыки и приемы.
3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов занятия.
Реализуя образовательную программу, обучающиеся будут знать:
-
правила поведения в компьютерном кабинете;
-
как работать в графических и текстовых редакторах;
-
основные функции редакторов;
-
основы работы в сети Интернет
должны уметь:
-
работать в графических и текстовых редакторах, редакторе клипов и презентаций;
-
составлять рисунки с применением всех изученных функций графического редактора;
-
составлять поздравительные листы с использованием текста и изображений;
-
составлять презентации с использованием текстовых эффектов, изображений, эффектов анимации, гиперссылок;
-
составлять слайд-фильмы с использованием собственных изображений;
-
сканировать изображения;
-
получать цифровую фотографию с использованием фотоаппарата;
-
работать в сети Интернет (скачивать графическую и текстовую информацию).
По завершению изучения отдельных тем и в целом программы детям предлагается оценить свои знания и умения: в играх, викторинах, выполнении практических заданий, тестов, письменной проверочной работы, демонстрации своих работ для родителей и других обучающихся, по результатам участия в конкурсах.
Для эффективной организации образовательного процесса необходимы:
-
компьютерный кабинет (персональные компьютеры, наушники с микрофоном, локальная сеть);
-
мультимедийный проектор с экраном;
-
колонки;
-
сканер;
-
выход в Интернет;
-
цифровой фотоаппарат;
-
программное обеспечение - программы для обработки изображений, текстов, проигрыватели звуков, редакторы создания клипов и презентаций, браузер;
-
примеры творческих работ обучающихся, электронное пособие «Мир информатики» (1-2, 3-4 годы обучения).
Учебно-тематическое планирование первого года обучения
№ темы |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
0 |
2 |
Компьютер и его устройства |
5 |
2 |
3 |
3 |
Компьютерная графика. Растровый графический редактор |
20 |
6 |
14 |
4 |
Основы работы с текстовыми редакторами |
16 |
6 |
10 |
5 |
Основы работы в редакторе клипов |
14 |
4 |
10 |
6 |
Основы работы в редакторе презентаций |
10 |
4 |
6 |
7 |
Подготовка к демонстрации и защите творческих работ |
4 |
2 |
2 |
8 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
0 |
|
Всего: |
72 |
27 |
45 |
Содержание программы первого года обучения
Тема 1. Вводное занятие. 2 ч
Человек и компьютер. Возможности персональных компьютеров. Знакомство обучающихся с содержанием программы и компьютерным классом. Правила поведения и техника безопасности в компьютерном кабинете. Организация рабочего места. Включение и выключение персонального компьютера. Эвакуация. Поведение в учреждении и на его территории.
Тема 2. Компьютер и его устройства. 5 ч
основные устройства компьютера: системный блок, клавиатура, манипулятор «мышь», монитор. Их назначение и функции. Основные приемы работы с мышью. Периферийные устройства: колонки, наушники, принтер, веб-камера, сканер, внешние флэш носители информации, настройка громкости звука через колонку и наушники. Назначение главного меню Windows (меню Пуск). Запуск программы с помощью главного меню Windows. Текстовый указатель — курсор. Основные направления: вверх, вниз, влево, вправо. Управление курсором с помощью мыши и клавиатуры. Локальная сеть в кабинете, копирование файлов в локальной сети на головной компьютер и с головного компьютера с использованием сетевой папки и флэш носителя.
Практические занятия. Работа в компьютерной программе «Мир информатики».
Тема 3. Компьютерная графика. Растровый графический редактор. 20 ч
Применение компьютерной графики в различных сферах деятельности человека. возможности графических редакторов. Цвета. Основные цвета. Палитра цветов. Раскрашивание компьютерных рисунков. Растровый графический редактор Paint, интерфейс редактора, основные возможности, инструментарий программы. Меню программы, палитра. Сохранение графического файла, открытие файла для продолжения работы. Функции раскрашивания в графическом редакторе. Раскрашивание готовых рисунков. Основные геометрические фигуры (примитивы): круг, прямоугольник, квадрат, ромб, треугольник. Свойства геометрических фигур. Декоративное рисование: линия, прорисовка геометрических тел, узоры, орнамент, цвет. Композиция, тематическая композиция. Простейшие операции с фрагментом рисунка: масштабирование, перемещение, поворот, наклон. Конструирование рисунка из геометрических фигур. Простейшие алгоритмы построения рисунков. Шрифт, виды шрифтов (начертания, размеры), создание надписи, корректировка надписи. Компьютерная аппликация и коллаж. Проект. Книжная графика: обложка книги, открытка. Пейзаж, примеры, понятия – ближе, дальше, за, около, размер, фон. Промышленная графика, образцы упаковки, библиотека символов. Интернет. Правила работы в Интернете, безопасное поведение в интернет-пространстве, опасные и безопасные сайты, сообщения антивирусных программ. Алгоритм скачивания изображения из Интерната.
Практические занятия. Самостоятельные работы по созданию рисунка с использованием инструментов. Выполнение заданий на развития внимания, конструирования объектов, дополнения рисунка различными деталями. Выполнение рисунков по следующим темам: «Обложка моей любимой книги», «Поздравительная открытка», «Компьютерная аппликация», «Пейзаж», «Упаковка (фантик) конфеты, шоколада, мороженного», «Мой город», «Безопасная дорога», «Служба спасения».
Тема 4. Основы работы с текстовыми редакторами. 16 ч
Клавиатура – устройство ввода текстовой информации. Гласные и согласные буквы, строчные и прописные. Расположение букв русского и английского алфавитов на клавиатуре. Правила техники безопасности при работе на клавиатуре. Клавиши ввода, пробел, верхний регистр, удаление. Редактирование текстовой информации с помощью этих клавиш. Текстовые редакторы, вызов программы, клавиатура, основные клавиши, сохранения текстового документа. Меню программы, разметка страницы, отступы, маркеры, шрифт, набор текста, редактирование. Вставка графических изображений в текст, размещение текса и изображения, использование текстовых эффектов. Составление векторного изображения в текстовых редакторах, объемные изображения. Основные функции: копирование, вставка, перемещение. Таблицы, добавление и удаление срок и столбцов. Правила оформления документов, грамота и брошюра. Скачивание готовых текстов из Интернета, сохранение и дальнейшее редактирование.
Практические занятия. Самостоятельные работы по созданию тестовых документов, набор текста. Работа на клавиатурном тренажере. Редактирование текстовой информации из Интернета, использование электронных энциклопедий. Выполнение текстовых документов: «Поздравительная открытка», «Грамота», «Компьютерный рисунок в текстовом редакторе», «Пригласительная», «Брошюра».
Тема 5. Основы работы в редакторе клипов. 14 ч
Слайдфильм (клип). Рабочее окно редактора: строка меню, рабочее поле, панель поиска, раскадровка, временная диаграмма. Примеры слайдфильмов. Принципы работы с Movie Maker. Видеоэффекты и переходы. Предварительная подготовка рабочего материала: звуковое сопровождение, изображения (видео), первичное редактирование. Импорт изображений, видео, звука. Титры. Демонстрация слайдфильма.
Практические занятия. Создание проекта фильма: ввод, редактирование, удаление текстовой информации, импортирование звуковых, графических и видеофайлов, создание слайдов, составление переходов и эффектов, составление титров, надписей, выбор анимации. Использование готовых фотогалерей для создания слайд-фильма. Демонстрация. Работы на темы: «Поздравление к празднику», «Мое детское объединение», «Праздник на нашей станции», «Мой город».
Тема 6. Основы работы в редакторе презентаций. 10 ч
Что такое презентация? Общие сведения о редакторе. Возможности редактора. Назначение. Примеры презентаций. Макет. Использование готовых макетов слайдов. Дизайн презентации. Смена слайдов. Анимация. Демонстрация слайд фильма. Гиперссылка. Управляющие кнопки. Выступление по презентации (защита): критерии эффективного публичного выступления, планирование выступления, взаимодействие с аудиторией, наглядные материалы, вопросы. Сканер, сканирование изображений для презентации.
Практические занятия. Создание проекта презентации. Ввод, редактирование, удаление текстовой, графической, звуковой информации. Изменение структуры презентации. Создание слайдов, цветовая схема слайда, фон. Использование заготовок. Изменение рисунков, цветовых схем. Вставка рисунков. Вывод на печать. Сохранение. Запуск. Работы на тему «Анимация «Часы», «Самопрезентация», «Безопасная дорога», «Мое любимое животное».
Тема 7. Подготовка к демонстрации и защите творческих работ. 4 ч
Повторение. Самостоятельная разработка содержания творческой работы и его реализация в любом из изученных редакторов и его защита.
Тема 8. Итоговое занятие. 1 ч
Проверка знаний и умений за учебный год.
После первого года обучения обучающиеся должны знать:
-
назначение основных частей компьютера;
-
возможности текстовых и графических редакторов;
-
возможности редакторов для демонстрации выполненных рисунков, набора готовых фотографий по заданной теме (редакторы клипов, презентаций);
-
правила безопасного поведения в интернет-пространстве, безопасного использования интернет-ресурсов.
должны уметь:
-
набирать текст и редактировать его;
-
вставлять в текст различные изображения;
-
пользоваться инструментарием графического редактора для создания изображений, изменять палитру;
-
выбирать макет для презентации, редактировать, вносить информацию;
-
создавать презентации на заданную тему и демонстрировать его;
-
создавать небольшие слайд-фильмы в редакторе клипов;
-
копировать, переносить информацию с одного компьютера на другой;
-
безопасно использовать ресурсы Интернет для выполнения практических заданий.
Учебно-тематическое планирование второго года обучения
№ темы |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
0 |
2 |
Повторение пройденного за первый год обучения |
8 |
2 |
6 |
3 |
Стандартные офисные программы |
15 |
5 |
10 |
4 |
Цифровой фотоаппарат |
5 |
2 |
3 |
5 |
Получение и обработка фотографий |
30 |
10 |
20 |
6 |
Подготовка к демонстрации и защите творческих работ |
11 |
0 |
11 |
7 |
Итоговое занятие |
2 |
1 |
1 |
|
Всего: |
72 |
28 |
44 |
Содержание программы второго года обучения
Тема 1. Вводное занятие. 1 ч
Организационные вопросы. Общий инструктаж по технике безопасности. Знакомство с содержанием образовательной программы второго года обучения.
Тема 2. Повторение пройденного за первый год обучения. 8 ч
Назначение основных частей компьютера, алгоритм работы с редакторами, повторение основных возможностей текстовых и графических редакторов, применение редактора клипов и презентаций для демонстрации результатов работы в графическом редакторе.
Практические занятия. Набор текста (5-10 предложений) и его редактирование. Вставка в текст различных изображений. Создание рисунка в графическом редакторе, изменение палитры. Работа по алгоритму в редакторе клипов и презентаций по теме «Мое солнечное лето!», «С днём учителя».
Тема 3. Стандартные офисные программы. 15 ч
Работа с файлами и папками, вид, размер значков, сортировка, режим просмотра, копирование и удаление. Настройка рабочего стола. Экранная лупа и клавиатура. Калькулятор. Вычислительные операции. Стандартные проигрыватели, звукозапись, форматы звуковых файлов, просмотр видео файлов, форматы видео файлов. Редактор для создания диаграмм, графиков и логотипов. Интерфейс редактора, панель инструментов.
Практические занятия. Настройка свойств личной папки. Настройки рабочего стола, восстановление прежних параметров. Использование экранной лупы. Ввод текста экранной клавиатурой. Подбор звуковых файлов по заданной теме, корректное скачивание с Интернет ресурсов, прослушивание. Просмотр видеофрагментов с использованием стандартных проигрывателей. Создание диаграмм, логических графов, разработка логотипа детского объединения.
Тема 4. Цифровой фотоаппарат. 5 ч
Появление фотоаппаратов. Современный цифровой фотоаппарат. Устройство, режимы съемки. Правила пользования и соблюдение техники безопасности. Объектив, зарядное устройство фотоаппарата, настройки. Стандартные функции, копирование с флешки, копирование с помощью usb-шнура. Подготовка к печати, печать снимков.
Практические занятия. Подготовка фотоаппарата к фото и видео съемке. Выбор режима фотосъемки. Зарядка фотоаппарата. Сохранение на компьютер фотографий. Зарядка фотоаппарата.
Тема 5. Получение и обработка фотографий. 30 ч
История фотографии, цифровая фотография, профессия фотографа. Секреты получения хорошей фотографии, предварительная обработка фотографии с помощью фотоаппарата. Основные типы файлов. Сжатие файлов с потерей качества. Определение необходимого объема памяти для разных условий съемки. Пейзажная фотография: понятие, виды, пейзажи разного времени. Портрет, виды портретов, панорамная съемка, съемка движущихся объектов, ночная съемка. Интерфейсы редакторов. Подготовка фотографий к обработке. Графический редактор GIMP. Интерфейс редактора. Функции редакции. Создание композиции. Психология цвета. Цифровой макияж. Работа с текстом. Восстановление фотографий. Улучшение качества фотографий, используя средства графического редактора. Создание коллажей. Форматы файлов в редакторе. Изучение набора инструментов редактора. Основные операции: кадрирование, выравнивание. Удаление эффекта красных глаз, добавление текста, ретуширование. Редактирование (выравнивание света). Создание тематического коллажа. Применение различных эффектов к фотоснимкам. Зеркальное отражение, увеличение, уменьшение, разрешение изображения. Слои, размещения слоев. Использование Интернет ресурсов при составлении компьютерной аппликации и коллажа.
Практические занятия. Фотосъемка на территории учреждения и по улицам города. Обработка растровых изображений в фоторедакторе: надпись на изображении, палитры, изменение. Составление компьютерной аппликации и коллажа.
Тема 6. Подготовка к демонстрации и защите творческих работ. 11 ч
Практические занятия. Повторение пройденного учебного материала. Создание тематического коллажа. Создание презентаций и слайд-фильмов. Самостоятельная разработка содержания творческой работы и его реализация в любом из изученных редакторов, защита.
Тема 7. Итоговое занятие. 2 ч
Выставки работ обучающихся. Демонстрация презентаций клипов. Выявление уровня освоения образовательной программы.
После второго года обучения обучающиеся должны знать:
-
назначение и основы работы в стандартных офисных программах;
-
основы работы на цифровом фотоаппарате;
-
основы работы в редакторах по обработке цифровых фотографий;
-
требования, предъявляемые к компьютерной аппликации и коллажу;
-
возможности эффективного использования редакторов для подготовки своего выступления.
должны уметь:
-
использовать стандартные офисные программы для решения конкретных практических задач – набор и редактирование нужного текста, создание презентации;
-
создавать фотоснимки на цифровом фотоаппарате;
-
самостоятельно реализовывать свои творческие замыслы в работах;
-
свободно владеть программами по обработке цифровых изображений, презентаций, слайд-фильмов;
-
публично презентовать свои работы для различной аудитории: сверстники, родители, педагоги.
Литература
-
Альбов А., Хайт А. Компьютер для начинающих. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005.
-
Аржаникова И.В. Раннее обучение компьютерной грамотности// Дополнительное образование и воспитание. 2013. № 2.
-
Журин А.А. Самоучитель работы на компьютере. Обучение с нуля. – М, 2006.
-
Залогова Л.А. Компьютерная графика. – М, 2006.
-
Интел. Обучение для будущего: учеб. пособ. – 4-е издание, - М.: Русская Редакция, 2004.
-
Информатика: основы компьютерной грамоты. Начальный курс/ под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2000.
-
Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия холдинг: 2002.
-
Леонтьев. В.П. Персональный компьютер (+CD). – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.
-
Ремезовский В. Самоучитель «Цифровая фотография». – Питер. 2005.
-
Холмогоров В. Работа на компьютере. Начали! – СПб.: Питер, 2008.
Рекомендуемая литература для детей
-
Журин А.А. Самоучитель работы на компьютере. Обучение с нуля. – М, 2006.
-
Информатика: основы компьютерной грамоты. Начальный курс/ под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2000.
-
Комягин В.Б. Современный самоучитель работы на современном компьютере. – М.: ТРИУМФ, 1997.
-
Холмогоров В. Работа на компьютере. Начали! – СПб.: Питер, 2008.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»