Развитие критического мышления
Смаилова Сауле Хабдуллаевна, Аубакирова Алия Ондасыновна Северо-Казахстанская областная специализированная школа-интернат для одаренных в спорте детей, г. Петропавловск Аннотация: Мастер-класс по развитию критического мышления учащихся для учителей средних школ. Содержит знакомство с различными приемами КМ и практические рекомендации.
Цель: осмысление возможности развития критического мышления в повседневной педагогической деятельности.
Ожидаемый результат:
· Приобретут опыт использования различных приемов КМ · Наметят пути развития КМ в собственной педагогической деятельности.
Эпиграф: Что мысль, когда ни с кем не делится она? Что гордый ум, когда он сам в себе замкнется? Что рукопись, когда она не прочтена? Душа, когда она к другой душе не рвется? (А.С. Пушкин) Ход занятия: (Слайд 1) Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать всех, кто собрался сегодня в этой аудитории. Выступление хотим начать со слов А.С.Пушкина (Слайд 2)
Приём«Верите ли вы …» — Верите ли вы, что узнаете что-нибудь новое для своей дальнейшей педагогической деятельности по окончании нашего занятия? — Верите ли вы, что существует множество стратегий обучения критическому мышлению? — Верите ли вы, что можно научить учеников тому, как учиться?
Безусловно, все семь модулей Программы важны, но именно развитие критического мышления наиболее актуально в современном обществе. Как сказал министр науки и образования РК Аслан Саринжипов: «Мы должны научить ученика самому искать информацию, ориентироваться в
этой информации, правильно принимать решения. Мы должны дать ученику
такие навыки, чтобы, когда он закончил школу, вуз, он умел ориентироваться
в изменившемся мире.» (Слайд 3)
Предлагаю начать с приема «Чистая доска», который будет сопровождать нас в течение всего мастер-класса. Посмотрите на доску, она совсем не чистая, а наоборот, вся заполнена вопросами. Мы время от времени мы будем спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то вопрос убирается. Задача наша в том, чтобы к концу занятия доска оказалась чистой и мы получили ответы на все вопросы.
Сегодня мы хотим поделиться с вами своим опытом по внедрению модуля «Обучение критическому мышлению» в нашу практическую деятельность. Что изменилось в нашей практике? Описание изменений в своей практике начнем с перестановки мебели в кабинете, кажется такая мелочь, а насколько это было сложно психологически. Привыкнув к стройным рядам парт, к дисциплине и порядку на уроке, когда каждый ученик как на ладони, был дискомфорт, когда все вдруг переменилось. Сейчас же это очень удобная организация рабочего места и для учителя, и для учеников. Каким раньше было начало урока? И, конечно, никогда мне не приходило в голову танцевать или играть в начале урока. Скажу более, я считала, что учащимся с самого начала урока необходим серьезный настрой. На практике используются разные приемы по созданию коллаборативной среды: танцы, игры, разговоры в кругу(Слайд 4) Осмысление новой информации проходило традиционно. Учитель сам объяснял новый материал, сам проверял степень усвоения знаний и контролировал ход урока. Ученикам же нравятся новые правила. Ранее в своей практике я использовала лишь фронтальную и индивидуальную работу, редко работу в парах. Групповую работу использовала еще реже, в основном, на открытых уроках. Эта форма работы казалась мне пустой тратой времени. Групповая работа нравится всем ученикам: сильные имеют возможность продемонстрировать свои знания, организовать работу группы, слабые – чувствуют себя комфортнее, нежели на традиционном уроке, потому что вопросы по теме только приветствуются. Из обратной связи стало понятно, что слабым ученикам легче спросить у одноклассника, чем у учителя. Разнообразились формы работы с текстом, кроме вопросов и заданий типа «верно — неверно» составляем кластер, постер; работаем пошляпам де Боно, стратегия «инсерт», заполняем диаграммы Вена, создаем презентации. Помимо этого используем еще много новых приемов работы с текстом.(Слайд 5) Стадия рефлексии раньше присутствовала в форме вопросов «что нового узнали на уроке?», «Что понравилось?» Часто даже эти вопросы учителем не задавались. Мнение учеников об уроке не очень интересовало. На практике применяем разные формы обратной связи: записи на стикерах, стратегия «Две звезды, одно желание », «Лестница успеха», «Дерево пожеланий». Вопросы по уроку стали другими, например: Определите, что было сделано хорошо Объясните, почему это было проделано хорошо Затем... Определите, что может быть улучшено Объясните, как это может быть улучшено (Слайд 6) Пользу от вводных игр сложно переоценить. Дети раскрепощаются, улыбаются и, самое главное, учитель предстает в роли старшего друга, способного подурачиться вместе с детьми. Наряду с этим проводятся игры на логику, внимание и воображение. Много внимания уделяется самостоятельному изучению учебного материала, используются разные стратегии при работе с текстом или грамматической темой. На постоянной основе, проводится консультирование с учениками: обсуждение и составление правил в классе, критериев оценивания, целей изучения той или иной темы, а также методов преподавания.
Предлагаем Вам обсудить основные темы модуля с приведением примеров из своего собственного педагогического опыта. У каждой группы своя тема (карточки с заданиями). Деление на группы («конфета») 1. Критическое мышление учеников в классе (кластер). 2. Развитие критического мышления через диалог (Фишбоун) 3. Критическое мышление учителей (прием «Кубик») 4. Рефлексивное преподавание (Дерево предсказаний) Презентация работ Оценивание «Две звезды и пожелание» 3 этап: Метод “Мои предпочтения”. Цель метода: в игровой форме узнать свои личные качества и то, какими нас видят со стороны. Правила игры: ведущий просит участников назвать любимое животное, описать его тремя словами (например, обезьяна – ловкая, веселая, подвижная). Далее – просит тремя словами описать свой любимый город (например, Петропавловск – мобильный, потрясающий, гостеприимный). Последнее задание – задумать любимый цвет и записать три слова-ассоциации (например, “красный” – горячий, эмоциональный, жесткий). После того как участники запишут все ассоциации, ведущий зачитывает определения: · Три характеристики животного – как вы представляете себя сами в общении с окружающими; · Три характеристики города – как вы проявляете себя в работе;
· Три характеристики цвета – это то, как представляют вас окружающие. Узнали ли вы что-то новое для себя? (На доске)
Проанализируйте наше занятие и используя стратегию «ХИМС» запишите, что по вашему мнению было хорошо, интересно, мешало, возьму с собой (Слайд 8)
Вам понравилось занятие? Тогда давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу громкими аплодисментами. Спасибо! До свидания!
Мастер-класс: «Критическое мышление»
Смаилова Сауле Хабдуллаевна, Аубакирова Алия Ондасыновна
Северо-Казахстанская областная специализированная школа-интернат для одаренных в спорте детей, г. Петропавловск
Аннотация: Мастер-класс по развитию критического мышления учащихся для учителей средних школ. Содержит знакомство с различными приемами КМ и практические рекомендации.
Цель: осмысление возможности развития критического мышления в повседневной педагогической деятельности.
Ожидаемый результат:
-
Приобретут опыт использования различных приемов КМ
-
Наметят пути развития КМ в собственной педагогической деятельности.
Эпиграф:
Что мысль, когда ни с кем не делится она?
Что гордый ум, когда он сам в себе замкнется?
Что рукопись, когда она не прочтена?
Душа, когда она к другой душе не рвется?
(А.С. Пушкин)
Ход занятия:
(Слайд 1)
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать всех, кто собрался сегодня в этой аудитории. Выступление хотим начать со слов А.С.Пушкина (Слайд 2)
- Верите ли вы, что узнаете что-нибудь новое для своей дальнейшей педагогической деятельности по окончании нашего занятия?
- Верите ли вы, что существует множество стратегий обучения критическому мышлению?
- Верите ли вы, что можно научить учеников тому, как учиться?
Безусловно, все семь модулей Программы важны, но именно развитие критического мышления наиболее актуально в современном обществе.
Как сказал министр науки и образования РК Аслан Саринжипов: «Мы должны научить ученика самому искать информацию, ориентироваться в
этой информации, правильно принимать решения. Мы должны дать ученику
такие навыки, чтобы, когда он закончил школу, вуз, он умел ориентироваться
в изменившемся мире.» (Слайд 3)
Предлагаю начать с приема «Чистая доска», который будет сопровождать нас в течение всего мастер-класса. Посмотрите на доску, она совсем не чистая, а наоборот, вся заполнена вопросами. Мы время от времени мы будем спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то вопрос убирается. Задача наша в том, чтобы к концу занятия доска оказалась чистой и мы получили ответы на все вопросы.
Сегодня мы хотим поделиться с вами своим опытом по внедрению модуля «Обучение критическому мышлению» в нашу практическую деятельность.
Что изменилось в нашей практике? Описание изменений в своей практике начнем с перестановки мебели в кабинете, кажется такая мелочь, а насколько это было сложно психологически. Привыкнув к стройным рядам парт, к дисциплине и порядку на уроке, когда каждый ученик как на ладони, был дискомфорт, когда все вдруг переменилось. Сейчас же это очень удобная организация рабочего места и для учителя, и для учеников.
Каким раньше было начало урока? И, конечно, никогда мне не приходило в голову танцевать или играть в начале урока. Скажу более, я считала, что учащимся с самого начала урока необходим серьезный настрой. На практике используются разные приемы по созданию коллаборативной среды: танцы, игры, разговоры в кругу(Слайд 4)
Осмысление новой информации проходило традиционно. Учитель сам объяснял новый материал, сам проверял степень усвоения знаний и контролировал ход урока. Ученикам же нравятся новые правила. Ранее в своей практике я использовала лишь фронтальную и индивидуальную работу, редко работу в парах. Групповую работу использовала еще реже, в основном, на открытых уроках. Эта форма работы казалась мне пустой тратой времени. Групповая работа нравится всем ученикам: сильные имеют возможность продемонстрировать свои знания, организовать работу группы, слабые – чувствуют себя комфортнее, нежели на традиционном уроке, потому что вопросы по теме только приветствуются. Из обратной связи стало понятно, что слабым ученикам легче спросить у одноклассника, чем у учителя. Разнообразились формы работы с текстом, кроме вопросов и заданий типа «верно - неверно» составляем кластер, постер; работаем по шляпам де Боно, стратегия «инсерт», заполняем диаграммы Вена, создаем презентации. Помимо этого используем еще много новых приемов работы с текстом.(Слайд 5)
Стадия рефлексии раньше присутствовала в форме вопросов «что нового узнали на уроке?», «Что понравилось?» Часто даже эти вопросы учителем не задавались. Мнение учеников об уроке не очень интересовало. На практике применяем разные формы обратной связи: записи на стикерах, стратегия «Две звезды, одно желание », «Лестница успеха», «Дерево пожеланий». Вопросы по уроку стали другими, например:
Определите, что было сделано хорошо
Объясните, почему это было проделано хорошо
Затем...
Определите, что может быть улучшено
Объясните, как это может быть улучшено (Слайд 6)
Пользу от вводных игр сложно переоценить. Дети раскрепощаются, улыбаются и, самое главное, учитель предстает в роли старшего друга, способного подурачиться вместе с детьми. Наряду с этим проводятся игры на логику, внимание и воображение. Много внимания уделяется самостоятельному изучению учебного материала, используются разные стратегии при работе с текстом или грамматической темой. На постоянной основе, проводится консультирование с учениками: обсуждение и составление правил в классе, критериев оценивания, целей изучения той или иной темы, а также методов преподавания.
Предлагаем Вам обсудить основные темы модуля с приведением примеров из своего собственного педагогического опыта. У каждой группы своя тема (карточки с заданиями). Деление на группы («конфета»)
1. Критическое мышление учеников в классе (кластер).
2. Развитие критического мышления через диалог (Фишбоун)
3. Критическое мышление учителей (прием «Кубик»)
4. Рефлексивное преподавание (Дерево предсказаний)
Презентация работ
Оценивание «Две звезды и пожелание»
3 этап: Метод “Мои предпочтения”.
Цель метода: в игровой форме узнать свои личные качества и то, какими нас видят со стороны.
Правила игры: ведущий просит участников назвать любимое животное, описать его тремя словами (например, обезьяна – ловкая, веселая, подвижная) . Далее – просит тремя словами описать свой любимый город (например, Петропавловск – мобильный, потрясающий, гостеприимный).
Последнее задание – задумать любимый цвет и записать три слова-ассоциации (например, “красный” – горячий, эмоциональный, жесткий). После того как участники запишут все ассоциации, ведущий зачитывает определения:
-
Три характеристики животного – как вы представляете себя сами в общении с окружающими;
-
Три характеристики города – как вы проявляете себя в работе;
-
Три характеристики цвета – это то, как представляют вас окружающие.
Узнали ли вы что-то новое для себя? (На доске)
Проанализируйте наше занятие и используя стратегию «ХИМС» запишите, что по вашему мнению было хорошо, интересно, мешало, возьму с собой (Слайд 8)
Вам понравилось занятие? Тогда давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу громкими аплодисментами. Спасибо! До свидания!
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»