Урок русского языка. Имя прилагательное. Роль прилагательных в речи.
показать связь между прилагательным и существительным;
доказать значимость имен прилагательных в речи;
развивать навыки устной и письменной речи, образное мышление, внимание;
прививать интерес к предмету.
Урок русского языка. Коррекционная школа VIII вида.
Класс: 6 «б», коррекционная школа VIII вида.
Учитель: Мартынова Наталья Анатольевна.
Тема урока: Имя прилагательное. Роль прилагательных в речи.
Цели: формировать знания учащихся об имени прилагательном как части речи;
показать связь между прилагательным и существительным;
доказать значимость имен прилагательных в речи;
развивать навыки устной и письменной речи, образное мышление, внимание;
прививать интерес к предмету.
Ход урока. I. Организационный момент.
— отгадайте загадку:
Дел у меня немало – я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня ……. (зима).
На доске слова:
День какой? холодный
Лазурь какая? чистая
Утро какое? звонкое
Каникулы какие? зимние
— К какой части речи относятся эти слова?
(1-ый столбик — имена существительные, 2-ой столбик – имена прилагательные).
— Задайте вопросы от существительных к прилагательным. Запишите эти словосочетания.
— А что такое имя прилагательное? (правило отвечают учащиеся по схеме на доске).
II. Сообщение темы и целей урока.
Чтобы лучше узнать и познакомиться с именами прилагательными, а также для чего они нужны в нашей речи, мы совершим прогулку в зимний лес.
III. Изучение нового материала.
Итак, мы попали в зимний лес. (на доске вывешивается плакат зимнего леса).
Необычайно красив лес зимой! Составим с вами текст о зимнем лесе.
Составьте из слов предложения: у каждого ученика на столах лежат листы с деформированным текстом).
надели, снежные, деревья, шапки.
укрыл, белым, землю, пушистым, снег, одеялом.
чудесным, мы, любуемся, лесом, зимним.
кружатся, в, лёгкие, воздухе, снежинки.
— Составим из предложений текст. Прочитайте, что у вас получилось.
(учащиеся зачитывают получившийся текст)
Текст: Пушистый снег укрыл землю белым одеялом. Деревья надели снежные шапки. В воздухе кружатся лёгкие снежинки. Мы любуемся чудесным зимним лесом.
— Найдите в тексте имена существительные.
— Есть ли здесь слова, которые поясняют существительные?
— Задайте к ним вопросы от имени существительного. Запишем с комментированием.
снег какой? пушистый
одеялом каким? белым
шапки какие? снежные
снежинки какие? лёгкие
лесом каким? зимним
лесом каким? чудесным
— К какой части речи относятся слова, которые поясняют имена существительные? (К имени прилагательному).
Мы сейчас сделали важный вывод из нашего наблюдения: имена прилагательные поясняют имена существительные, прилагаются к существительному.
Существительное – обозначает предмет, глагол – действие предмета, а прилагательное – признак предмета.
— Дайте полное определение:
Имя прилагательное – это ….., обозначает …… и отвечает на вопросы …… (по схеме).
— Прочитайте выразительно получившийся текст.
— Прочитайте текст без имен прилагательных.
— Какой текст нам дает более полное восприятие картины зимнего леса?
Сделаем вывод: С именами прилагательными наша речь становится выразительной.
(значение в речи прилагательных).
— Ребята, а снег действительно укрыл землю белым одеялом? (Нет, это образное сравнение).
— Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Они покрывают землю, и кажется, что на земле лежит пышное, белое одеяло.
— А что деревья надели? (снежные шапки).
— А снежинки с чем сравнивают? (с легким пушинками).
— Какие чувства у вас вызывают летящие снежинки?
— Подбор прилагательных : описать «снежинку».
Белая, тонкая, красивая, нежная, серебристая, хрустальная, ажурная.
IV. Работа по теме урока.
1). Работа по учебнику: задание дифференцированное – стр.122, упр.196 (3 ученика), стр.122, упр.197 (4 ученика).
V. Итог урока.
Зачем нам нужны имена прилагательные?
— Чтобы точнее описывать предметы, называя их признаки.
VI. Домашнее задание.
Стр. 123-124, упр.199 ( 2 учеников выполняют задание по карточкам).
Урок русского языка. Коррекционная школа VIII вида.
Класс: 6 «б», коррекционная школа VIII вида.
Учитель: Мартынова Наталья Анатольевна.
Тема урока: Имя прилагательное. Роль прилагательных в речи.
Цели: формировать знания учащихся об имени прилагательном как части речи;
показать связь между прилагательным и существительным;
доказать значимость имен прилагательных в речи;
развивать навыки устной и письменной речи, образное мышление, внимание;
прививать интерес к предмету.
Ход урока.
-
Организационный момент.
- отгадайте загадку:
Дел у меня немало – я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня ……. (зима).
На доске слова:
День какой? холодный
Лазурь какая? чистая
Утро какое? звонкое
Каникулы какие? зимние
- К какой части речи относятся эти слова?
(1-ый столбик - имена существительные, 2-ой столбик – имена прилагательные).
- Задайте вопросы от существительных к прилагательным. Запишите эти словосочетания.
- А что такое имя прилагательное? (правило отвечают учащиеся по схеме на доске).
II. Сообщение темы и целей урока.
Чтобы лучше узнать и познакомиться с именами прилагательными, а также для чего они нужны в нашей речи, мы совершим прогулку в зимний лес.
III. Изучение нового материала.
Итак, мы попали в зимний лес. (на доске вывешивается плакат зимнего леса).
Необычайно красив лес зимой! Составим с вами текст о зимнем лесе.
Составьте из слов предложения: у каждого ученика на столах лежат листы с деформированным текстом).
надели, снежные, деревья, шапки.
укрыл, белым, землю, пушистым, снег, одеялом.
чудесным, мы, любуемся, лесом, зимним.
кружатся, в, лёгкие, воздухе, снежинки.
- Составим из предложений текст. Прочитайте, что у вас получилось.
(учащиеся зачитывают получившийся текст)
Текст: Пушистый снег укрыл землю белым одеялом. Деревья надели снежные шапки. В воздухе кружатся лёгкие снежинки. Мы любуемся чудесным зимним лесом.
- Найдите в тексте имена существительные.
- Есть ли здесь слова, которые поясняют существительные?
- Задайте к ним вопросы от имени существительного. Запишем с комментированием.
снег какой? пушистый
одеялом каким? белым
шапки какие? снежные
снежинки какие? лёгкие
лесом каким? зимним
лесом каким? чудесным
- К какой части речи относятся слова, которые поясняют имена существительные? (К имени прилагательному).
Мы сейчас сделали важный вывод из нашего наблюдения: имена прилагательные поясняют имена существительные, прилагаются к существительному.
Существительное – обозначает предмет, глагол – действие предмета, а прилагательное – признак предмета.
- Дайте полное определение:
Имя прилагательное – это ….., обозначает ….. и отвечает на вопросы ….. (по схеме).
- Прочитайте выразительно получившийся текст.
- Прочитайте текст без имен прилагательных.
- Какой текст нам дает более полное восприятие картины зимнего леса?
Сделаем вывод: С именами прилагательными наша речь становится выразительной.
(значение в речи прилагательных).
- Ребята, а снег действительно укрыл землю белым одеялом? (Нет, это образное сравнение).
- Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Они покрывают землю, и кажется, что на земле лежит пышное, белое одеяло.
- А что деревья надели? (снежные шапки).
- А снежинки с чем сравнивают? (с легким пушинками).
- Какие чувства у вас вызывают летящие снежинки?
- Подбор прилагательных : описать «снежинку».
Белая, тонкая, красивая, нежная, серебристая, хрустальная, ажурная.
IV. Работа по теме урока.
1). Работа по учебнику: задание дифференцированное – стр.122, упр.196 (3 ученика), стр.122, упр.197 (4 ученика).
V. Итог урока.
Зачем нам нужны имена прилагательные?
- Чтобы точнее описывать предметы, называя их признаки.
VI. Домашнее задание.
Стр. 123-124, упр.199 ( 2 учеников выполняют задание по карточкам).
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»