Социализация и развитие детей с ОВЗ средствами дополнительного образования.
Краткое описание
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной жизни и их творческое развитие.
Описание
Социализация и развитие детей с ОВЗсредствами дополнительного образования.
Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества. Одна из главных задач деятельности учрежденийдополнительного образования - социализация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества. Только в тесном сотрудничестве можно помочь ребёнку осознать значимость своей личности, обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка, имеющего нарушения, попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения, помочь ему самореализоваться и утвердиться в общественной жизни. Все без исключения дети имеют право на получение образования. В 90-е годы было принято решение о том, что необучаемых детей нет. В Российской федерации дети с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность обучаться в восьми видах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях. Существуют школы для глухих детей, для слабослышащих и позднооглохших детей, для слабовидящих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с задержкой психического развития, для детей с нарушением интеллекта. Для детей с определёнными заболеваниями возможно дистанционное обучение. И совсем немного учреждений ведут работу по интеграции детей. Л.С. Выготский в своей книге «Коллектив как фактор развития дефектного ребенка» писал о том, что дети с ограниченными возможностями и дети здоровые должны развиваться вместе.Возможность интеграции детей с ОВЗ в социум дает система инклюзивного (интегрированного) образования. Повсеместное внедрение интегрированного обучения требует комплексного подхода, включающего создание безбарьерной среды, подготовку педагогических кадров и формирование толерантного отношения учащихся и родителей к проблемам «особых» детей и их семей. Ребенок-инвалид в процессе инклюзивного образования уже с раннего возраста включен в социум, что позволяет ускорить процесс его адаптации и социализации в обществе, даёт возможность почувствовать себя равным среди равных. Правильно организованная образовательная среда оказывает на ребенка сильное терапевтическое действие. И это позволяет ему наиболее полно и успешно интегрироваться в среду сверстников.Центр детского творчества, как учреждение дополнительного образования, является одним из важнейших социальных институтов, создающих условия для развития, обучения и защиты каждого ребенка, в том числе и ребенка с ОВЗ. Именно здесь педагогов, детей и родителей объединяет забота о здоровье ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. С 2007 года в нашем учреждении реализуется целевая программа «Дети особой заботы» для детей-инвалидов, с ограниченными возможностями здоровья и детей «группы риска» (опекаемых, детей, находящиеся в СОП, КДН, из многодетных семей). При этом появилась новая возможность разнообразить виды деятельности на базе учреждения и предоставить широкий спектр образовательных услуг по художественно-эстетическому, социально-педагогическому, физкультурно-спортивному и эколого-биологическому направлениям. Цель программы: создание условий для комплексного воздействия на ребенка, его развития с целью социальной реабилитации средствами дополнительного образования. Задачи: 1. Преодолеть отрицательные стереотипы представлений окружающих и самого ребенка о его способностях и внутреннем мире;2. Способствовать раскрытию возможностей и творческого потенциала ребенка, используя различные направления деятельности;3. Создать систему волонтерской помощи родителям, имеющих особых детей;4. Организовать культурный досуг, способствующий развитию положительной эмоционально-волевой сферы ребенка в совместной творческой деятельности. Социализация, благодаря которой в последние годы у детей с ограниченными возможностями здоровья появилась реальная возможность быть включенным в общество, приносит свои плоды. Наш Центр детского творчества даёт детям возможность проявить свои таланты – они поют, читают стихи, рисуют, участвуют в выставках декоративно-прикладного творчества, в различных мероприятиях совместно со здоровым окружением. Высокую оценку работе педагогического коллектива ЦДТ дают родители. В октябре 2012года наше учреждение получило диплом победителя в краевом конкурсе «Родительское признание» в номинации «Лучшее учреждение дополнительного образования». В сотрудничестве с родителями педагоги видят сегодня большие воспитательные возможности. Общение с родителями дает возможность изучить их позицию, учитывать её при организации работы, выборе форм и направлений деятельности. Поэтому каждый родитель – желанный гость в творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения учитываются педагогами.Мы используем самые разнообразные формы работы с семьёй: Дни открытых дверей, семейные гостиные, родительские собрания и индивидуальные консультации, анкетирование родителей, выставки творческих работ, открытые занятия, детские концерты, спортивные праздники. От родителя к родителю передаются знания о социальных проблемах, затрагивающих интересы детей, желание изменить положение детей к лучшему через активное участие самих родителей в социальных процессах. При этом используются такие формы работы: беседы, семинары, лекции, мастер-классы, творческие кружки, исследования, акции и т.д. Изменения в социально-политической и экономической жизни России делают реальностью возможность интеграции людей, имеющих инвалидность, в общество и создают предпосылки для их независимой жизни. «Дети особой заботы» - это попытка решить проблему интегрированного обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, посредством обучения в творческих объединениях, которые бы предоставляли им равные возможности. В нашем учреждении для обучающихся, имеющих отклонения в развитии, создана среда, где можно развиваться, адаптироваться в здоровом обществе. Дети занимаются по дополнительным образовательным программам декоративно-прикладного творчества «Радуга», «Сувенир», «Искорки» (ритмика), эколого-биологического направления «Мастерская Берендея», как по индивидуальной образовательной траектории, так и вместе со здоровыми детьми. На каждого ребенка ОВЗ заполняется индивидуальная карта развития, в которой отслеживаются поведенческие, психофизические, организационно-волевые, ориентационные качества, дается характеристика его деятельности. С детьми работает педагог-психолог. В конце учебного года подводится оценка, указываются положительные и отрицательные изменения в поведении, характере, деятельности ребенка, а также намечается перспективный план работы на следующий учебный год. С педагогами дополнительного образования регулярно проводятся обучающие семинары по работе с детьми «группы риска» и использованию приемов и средств коррекционной работы.Комплексный подход в работе с детьми с ОВЗ необходим для того, чтобы организовать обучение детей в режиме «двустороннего движения»:1. Педагоги дополнительного образования едут к ребенку, не имеющему возможности приехать в ЦДТ, и проводят занятия на дому. Обучение на дому необходимо детям со сложными диагнозами, которые по состоянию здоровья не могут посещать Центр детского творчества. Методики обучения включат нетрадиционные формы работы, использование специальных пособий и тренажёров на развитие мелкой моторики рук. В этом нам помогает библиотека для слепых, располагающая огромной «методической базой».2. Занятия как индивидуальные, так и в интегрированных группах, организуемых в Центре.3. Консультации для родителей и занятия проводятся педагогом-психологом.4. Привлечение детей ОВЗ и их родителей к культурно-массовым мероприятиям, проводимым в ЦДТ. Кроме того, на базе «Центра детского творчества» создан добровольческий отряд «Поколение», целью работы которого является объединение подростков и молодежи для развития и защиты творческих, интеллектуальных и других возможностей и интересов. Сегодня участники отряда работают активно и плодотворно. Добровольцы участвуют в трудовой деятельности: благоустройство территорий, уход за памятниками и обелисками, оказывают помощь ветеранам и инвалидам. Добровольцами отряда создана группа в «Контакте» для привлечения новых волонтеров. Организуются досуговые мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья, акции, такие как: — акция «Сердце отдаю детям». Ребята собирали игрушки, вещи, книги, нашли возможность выделить деньги, которые пошли на покупку сладких подарков. Подготовили игровую программу для детей. - акция «Помощь детям». В течение месяца добровольцы расклеивали объявления на остановках, дверях подъездов и обращалась к посетителям Интернета с просьбой об оказании помощи детям с ОВЗ детских домов и интернатов. В планах отряда «Поколение» – постоянное посещение интернатов, домов малютки, детских больниц с различными развлекательными и обучающими программами. Таким образом, наше учреждение стремится всеми доступными средствами обеспечить условия получения творческого развития детьми с ограниченными возможностями здоровья.У нас есть свой богатый опыт работы, появились новые возможности использовать новейшие технологии в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Нам приходиться встречаться со многими проблемами в процессе работы с детьми-инвалидами, но нам активно помогают родители, работники спецслужб, специалисты комитета социальной защиты населения, медицинские работники и многие другие учреждения.В поиске интересных и действенных форм и методов обучения и воспитания нам помогает изучение опыта работы с детьми-инвалидами, ОВЗ в России и за рубежом через Интернет, а также участие в очных и заочных Общероссийских и международных научно-практических конференциях. Работа педагогов с семьями направлена на разностороннее воспитание детей, их творческое развитие и реализацию своих способностей в общественной жизни. Формы и методы работы разнообразны, но все, же опираются на многолетние традиции, совместные праздники и мероприятия. Наши воспитанники, несмотря на свои недуги, заболевания – должны оставаться добрыми, отзывчивыми людьми. Положительные человеческие качества и поступки должны быть приоритетными. Многие наши традиционные мероприятия направлены именно на осознание своих человеческих качеств.В перспективе мы планируем реализовывать программы дистанционного обучения по двум направлениям:
Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества. Одна из главных задач деятельности учрежденийдополнительного образования - социализация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества. Только в тесном сотрудничестве можно помочь ребёнку осознать значимость своей личности, обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка, имеющего нарушения, попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения, помочь ему самореализоваться и утвердиться в общественной жизни. Все без исключения дети имеют право на получение образования. В 90-е годы было принято решение о том, что необучаемых детей нет. В Российской федерации дети с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность обучаться в восьми видах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях. Существуют школы для глухих детей, для слабослышащих и позднооглохших детей, для слабовидящих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с задержкой психического развития, для детей с нарушением интеллекта. Для детей с определёнными заболеваниями возможно дистанционное обучение. И совсем немного учреждений ведут работу по интеграции детей. Л.С. Выготский в своей книге «Коллектив как фактор развития дефектного ребенка» писал о том, что дети с ограниченными возможностями и дети здоровые должны развиваться вместе.Возможность интеграции детей с ОВЗ в социум дает система инклюзивного (интегрированного) образования. Повсеместное внедрение интегрированного обучения требует комплексного подхода, включающего создание безбарьерной среды, подготовку педагогических кадров и формирование толерантного отношения учащихся и родителей к проблемам «особых» детей и их семей. Ребенок-инвалид в процессе инклюзивного образования уже с раннего возраста включен в социум, что позволяет ускорить процесс его адаптации и социализации в обществе, даёт возможность почувствовать себя равным среди равных. Правильно организованная образовательная среда оказывает на ребенка сильное терапевтическое действие. И это позволяет ему наиболее полно и успешно интегрироваться в среду сверстников.Центр детского творчества, как учреждение дополнительного образования, является одним из важнейших социальных институтов, создающих условия для развития, обучения и защиты каждого ребенка, в том числе и ребенка с ОВЗ. Именно здесь педагогов, детей и родителей объединяет забота о здоровье ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. С 2007 года в нашем учреждении реализуется целевая программа «Дети особой заботы» для детей-инвалидов, с ограниченными возможностями здоровья и детей «группы риска» (опекаемых, детей, находящиеся в СОП, КДН, из многодетных семей). При этом появилась новая возможность разнообразить виды деятельности на базе учреждения и предоставить широкий спектр образовательных услуг по художественно-эстетическому, социально-педагогическому, физкультурно-спортивному и эколого-биологическому направлениям. Цель программы: создание условий для комплексного воздействия на ребенка, его развития с целью социальной реабилитации средствами дополнительного образования. Задачи: 1. Преодолеть отрицательные стереотипы представлений окружающих и самого ребенка о его способностях и внутреннем мире;2. Способствовать раскрытию возможностей и творческого потенциала ребенка, используя различные направления деятельности;3. Создать систему волонтерской помощи родителям, имеющих особых детей;4. Организовать культурный досуг, способствующий развитию положительной эмоционально-волевой сферы ребенка в совместной творческой деятельности. Социализация, благодаря которой в последние годы у детей с ограниченными возможностями здоровья появилась реальная возможность быть включенным в общество, приносит свои плоды. Наш Центр детского творчества даёт детям возможность проявить свои таланты – они поют, читают стихи, рисуют, участвуют в выставках декоративно-прикладного творчества, в различных мероприятиях совместно со здоровым окружением. Высокую оценку работе педагогического коллектива ЦДТ дают родители. В октябре 2012года наше учреждение получило диплом победителя в краевом конкурсе «Родительское признание» в номинации «Лучшее учреждение дополнительного образования». В сотрудничестве с родителями педагоги видят сегодня большие воспитательные возможности. Общение с родителями дает возможность изучить их позицию, учитывать её при организации работы, выборе форм и направлений деятельности. Поэтому каждый родитель – желанный гость в творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения учитываются педагогами.Мы используем самые разнообразные формы работы с семьёй: Дни открытых дверей, семейные гостиные, родительские собрания и индивидуальные консультации, анкетирование родителей, выставки творческих работ, открытые занятия, детские концерты, спортивные праздники. От родителя к родителю передаются знания о социальных проблемах, затрагивающих интересы детей, желание изменить положение детей к лучшему через активное участие самих родителей в социальных процессах. При этом используются такие формы работы: беседы, семинары, лекции, мастер-классы, творческие кружки, исследования, акции и т.д. Изменения в социально-политической и экономической жизни России делают реальностью возможность интеграции людей, имеющих инвалидность, в общество и создают предпосылки для их независимой жизни. «Дети особой заботы» - это попытка решить проблему интегрированного обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, посредством обучения в творческих объединениях, которые бы предоставляли им равные возможности. В нашем учреждении для обучающихся, имеющих отклонения в развитии, создана среда, где можно развиваться, адаптироваться в здоровом обществе. Дети занимаются по дополнительным образовательным программам декоративно-прикладного творчества «Радуга», «Сувенир», «Искорки» (ритмика), эколого-биологического направления «Мастерская Берендея», как по индивидуальной образовательной траектории, так и вместе со здоровыми детьми. На каждого ребенка ОВЗ заполняется индивидуальная карта развития, в которой отслеживаются поведенческие, психофизические, организационно-волевые, ориентационные качества, дается характеристика его деятельности. С детьми работает педагог-психолог. В конце учебного года подводится оценка, указываются положительные и отрицательные изменения в поведении, характере, деятельности ребенка, а также намечается перспективный план работы на следующий учебный год. С педагогами дополнительного образования регулярно проводятся обучающие семинары по работе с детьми «группы риска» и использованию приемов и средств коррекционной работы.Комплексный подход в работе с детьми с ОВЗ необходим для того, чтобы организовать обучение детей в режиме «двустороннего движения»:1. Педагоги дополнительного образования едут к ребенку, не имеющему возможности приехать в ЦДТ, и проводят занятия на дому. Обучение на дому необходимо детям со сложными диагнозами, которые по состоянию здоровья не могут посещать Центр детского творчества. Методики обучения включат нетрадиционные формы работы, использование специальных пособий и тренажёров на развитие мелкой моторики рук. В этом нам помогает библиотека для слепых, располагающая огромной «методической базой».2. Занятия как индивидуальные, так и в интегрированных группах, организуемых в Центре.3. Консультации для родителей и занятия проводятся педагогом-психологом.4. Привлечение детей ОВЗ и их родителей к культурно-массовым мероприятиям, проводимым в ЦДТ. Кроме того, на базе «Центра детского творчества» создан добровольческий отряд «Поколение», целью работы которого является объединение подростков и молодежи для развития и защиты творческих, интеллектуальных и других возможностей и интересов. Сегодня участники отряда работают активно и плодотворно. Добровольцы участвуют в трудовой деятельности: благоустройство территорий, уход за памятниками и обелисками, оказывают помощь ветеранам и инвалидам. Добровольцами отряда создана группа в «Контакте» для привлечения новых волонтеров. Организуются досуговые мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья, акции, такие как: — акция «Сердце отдаю детям». Ребята собирали игрушки, вещи, книги, нашли возможность выделить деньги, которые пошли на покупку сладких подарков. Подготовили игровую программу для детей. - акция «Помощь детям». В течение месяца добровольцы расклеивали объявления на остановках, дверях подъездов и обращалась к посетителям Интернета с просьбой об оказании помощи детям с ОВЗ детских домов и интернатов. В планах отряда «Поколение» – постоянное посещение интернатов, домов малютки, детских больниц с различными развлекательными и обучающими программами. Таким образом, наше учреждение стремится всеми доступными средствами обеспечить условия получения творческого развития детьми с ограниченными возможностями здоровья.У нас есть свой богатый опыт работы, появились новые возможности использовать новейшие технологии в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Нам приходиться встречаться со многими проблемами в процессе работы с детьми-инвалидами, но нам активно помогают родители, работники спецслужб, специалисты комитета социальной защиты населения, медицинские работники и многие другие учреждения.В поиске интересных и действенных форм и методов обучения и воспитания нам помогает изучение опыта работы с детьми-инвалидами, ОВЗ в России и за рубежом через Интернет, а также участие в очных и заочных Общероссийских и международных научно-практических конференциях. Работа педагогов с семьями направлена на разностороннее воспитание детей, их творческое развитие и реализацию своих способностей в общественной жизни. Формы и методы работы разнообразны, но все, же опираются на многолетние традиции, совместные праздники и мероприятия. Наши воспитанники, несмотря на свои недуги, заболевания – должны оставаться добрыми, отзывчивыми людьми. Положительные человеческие качества и поступки должны быть приоритетными. Многие наши традиционные мероприятия направлены именно на осознание своих человеческих качеств.В перспективе мы планируем реализовывать программы дистанционного обучения по двум направлениям:
- Во-первых, обучение может проходить в режиме онлайн. Это будет диалог педагога с воспитанником через веб-камеру.
-
Во-вторых, возможно самостоятельное обучение воспитанников, которые осваивают разработанные педагогом поэтапные занятия с подробным описанием способов работы, фото- и видеоматериалами, технологическими картами, образцами, системой тестов, позволяющих закреплять материал. При этом ребенок сам выбирает темп освоения каждой темы. Но есть проблемы и трудности в обучении на расстоянии, так как многим детям необходим «живой» контакт с педагогом, ведь у детей-инвалидов и так ограничен круг общения. А педагог может дать ребёнку положительный эмоциональный настрой, успокоить в случае неудачи, скорректировать занятие под настроение и индивидуальную возможность своего воспитанника. Но, тем не менее, надо изучить все возможности использования Интернет–ресурсов. Педагогический коллектив Центра старается создать максимально-благоприятные условия для социализации личности ребёнка с ОВЗ. Педагогам важно не только научить ребёнка какому-нибудь делу, ремеслу, но и помочь ему в том, чтобы эти знания пригодились ему в дальнейшей жизни, а возможно, стали его профессией. Ещё можно много говорить о проблемах социализации детей-инвалидов, ОВЗ и их творческом развитии, но в условиях учреждения дополнительного образования с учётом новых педагогических технологий можно реализовать множество интересных проектов, которые помогут нам добиться положительных результатов.
Методист МБОУ ДОД ЦДТ п. Уральский Оксана Викторовна Бусовикова.
28 февраля 2014
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
- Проектная деятельность в МБОУ ДО «Центр детского творчества» п. Уральский Нытвенского муниципального района Пермского края. Обобщение опыта работы.
- Личностно-ориентированные технологии в дополнительном образовании детей
- Процессы интеграции в учреждении дополнительного образования. Обобщение опыта работы
Популярное
Образовательные вебинары
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Международный вебинар «Дополнительное образование детей как территория успешности для каждого ребёнка в рамках реализации федерального проекта “Успех каждого ребенка”»