Детский познавательно - исследовательский, технически проект : «Ветреная мельница - чудо инженерной мысли»
Тип материала: Обобщение опыта, конкурсная работа (Международный Конкурс-фестиваль педагогического мастерства "Проекты в образовании: традиции, опыт и инновации")
просмотров: 4673
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению социально личностному развитию детей города Красноуральска (МБДОУ детский сад № 30)
Международный конкурс – фестиваль педагогического мастерства «Проекты в образовании: традиции, опыт и инновации».
Номинация «Проектные технологии в педагогической практике».
ДЕТСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ:
«ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА-ЧУДО ИНЖЕНЕРНОЙ МЫСЛИ»
Шишкина Татьяна Борисовна,
воспитатель МБДОУ детский сад № 30
т – 902-44-17-959
shishkina09@yandex.ru
г . Красноуральск
2019
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению социально личностному развитию детей города Красноуральска (МБДОУ детский сад № 30)
Детский познавательно - исследовательский, технический проект:
«Ветряная мельница-чудо инженерной мысли»
Паспорт проекта
Деятельность родителей в реализации II этапа проекта: изготовление альбома.
III- ЭТАП – ПРЕЗЕНТАТИВНЫЙ. |
Представление детьми модели |
Конечный результат: |
Дети знают: - Как появились мельницы. - сформировались представления о значении мельницы, о различных видах мельниц; - о сельскохозяйственных профессиях, их трудовых действиях; - о различных видах специальной техники помогающей людям в сельском хозяйстве; Дети умеют: - Создавать действующие модели на основе конструктора «Полидрон – проектирование » по разработанной схеме, демонстрируют технические возможности своей модели, - Принимать собственные творческо-технические решения, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создают авторские модели. - составлять рассказы-описания, - создавать коллективные композиции, поделки, применяя художественно-творческие способности, поисковую деятельность и навыки сотрудничества (партнерские отношения); - оценивать свои работы. У родителей: - Обогатились детско-родительские отношения, повысилась заинтересованность в продуктивной деятельности с детьми; Педагоги: - пополнили развивающую предметно-пространственную среду группы; - улучшили методическое обеспечение и распространили опыт работы по данной теме; - получили положительный опыт разработки и реализации проектно- исследовательской деятельности в детском саду. |
Литература
-
Короткова Н. А. Пособие для воспитателей детского сада «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: «Просвещение» 2002. – 52 с.
-
Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
-
Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.
-
Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм
-
Нищева Н. В. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2009. – 118 с.
-
Энциклопедия для детей [Т. 16]. Физика. Ч. 3. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 100с
Интернет ресурсы:
1. ru.wikipedia.org - ВикипедиЯ
2. www.izby.org - Изба
3. www.ecosibir.ru – компания «Эко-Сибирь»
4. www.rusarch.ru - электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
5. www.worldofnature.ru – Мири природы – энциклопедия для детей
6. www.stepandstep.ru - stepandstep – информационно развлекательный портал
7. www.novgorod.ru – Великий Новгород – интернет портал города и региона
8. muzeum-potehi.ucoz.ru - Музей мастрская «Потехи».
Приложение к проекту
Опыт для дошкольников "Водяная мельница"
Задача: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.
Материалы: игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка, фартуки по числу детей.
Описание.
Дед Знай проводит с детьми беседу о том, для чего человеку вода. В ходе беседы дети вспоминают ее свойства.
Может ли вода заставить работать другие предметы?
После ответов детей дед Знай показывает им водяную мельницу.
Что это? Как заставить мельницу работать?
Дети надевают фартуки и закатывают рукава; берут кувшин с водой в правую руку, а левой поддерживают его около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляя струю воды на центр лопасти.
Что видим? Почему мельница движется?
Что ее приводит в движение?
Вода приводит в движение мельницу.
Дети играют с мельницей.
Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струей, то мельница работает быстрее.
Беседа с детьми «Какие бывают мельницы и где они используются?»
Цель: Познакомить с историей возникновения мельниц, различными видами мельниц.
На горе-горушке стоит старушка,
Руками машет, хлеба просит.
(Мельница)
Конечно, это мельница (показывает картинку или макет). Дует ветер, крутит мельничные крылья, вот и кажется, что кто-то на горе руками машет. Кто помнит, что на мельнице делают? Давайте, руками покрутим, как мельница крыльями, и покричим, попросим ветер, чтобы сильнее дул и быстрее мельницу крутил.
Дуйте, дуйте, ветры в поле,
Чтобы мельницы мололи,
Чтобы завтра из муки
Испекли нам пирожки!
Внутри мельницы есть большие круглые камни, они жерновами называются. Крылья вертятся и заставляют шевелиться жернова, а между жерновами зерна в муку растираются. Давайте, потрем ладошку об ладошку, как жернова друг об дружку трутся: ладоням даже горячо стало! Только ладошки мягкие, зернышки между ними не разотрешь: какими были, такими и остались. А камни-жерновки крепкие, твердые. Крутятся они, трут друг друга, а мука так и сыплется.
Мельницы разные бывают. Этой мельнице ветер работать помогает, крылья ей крутит, поэтому она называется ветряная. У этой – крыльев нет, зато есть колесо. (Показывает картинку.) Стоит она не в поле и не на горе, а на речке. Река течет и колесо крутит. Видите, как вода возле колеса бурлит и пенится? Весело крутится колесо, и смотреть на него весело. Даже песенка шуточная вспомнилась:
Под мельницей,
Под вертельницей
Подрались два карася,
Вот и сказка вся!
Уплыли караси-озорники, а мельнице озорничать некогда, она крутится да трудится. Смотрите, сколько муки с мельницы везут: целый воз! Работает она, не устает, хоть сто мешков муки намелет, хоть двести – большая она, сильная.
Но есть у большой мельницы младшая сестричка, маленькая ручная меленка. Вот она, посмотрите (показать ручную мельницу). На ней тоже можно муку молоть, только совсем немного, горсточку. Попробуем эти зернышки в муку смолоть на ручной мельничке. Зернышки у нас пшеничные, значит, и мука пшеничная получится. Засыплем их вот сюда (показывает), закроем крышкой, а теперь будем ручку вертеть. Внутри нашей меленки тоже есть круглые камни-жернова, между которыми зерна в муку растираются. Вот и мука посыпалась – белая, пшеничная! Пусть немного, зато сами намололи. Теперь гречневую муку молоть станем! Какие зерна для этого взять надо? Попробуйте еще раз мельниками побыть. Похожа гречневая мука на пшеничную? Из гречневой муки пекли блины на Масленицу, из овсяной варили кисель – густой, кисловатый. Таким киселем Деда Мороза под Новый год угощали, задабривали: окно открывали, протягивали на улицу ложку киселя и кричали: «Мороз, Мороз, приходи кисель есть! Мороз, Мороз, не бей наш овес!»
Намололи муки, теперь мельница пусть отдохнет, а мы про нее сказку послушаем, да не только про меленку, а и про петушка, про деда с бабой и жадного барина. (Знакомим детей с русской народной сказкой «Петушок – золотой гребешок и чу до-меленка».)
Не завидуй, не жадничай, не воруй! Пусть будет одна горсточка муки, но честно добытая. Тогда и блины, и пирожки из этой муки будут вкусными и сладкими – ешь да похваливай.
Беседа «Как превратить зерно в муку»
Цель: Развивать познавательный интерес; воспитывать трудолюбие, бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей различных профессий; рассказать как в старину получали муку и как сейчас; показать как можно получить муку в домашних условиях; объяснить смысл пословицы "Труд кормит, а лень портит".
Предварительная работа. За один-два дня до беседы прочитать детям русскую народную сказку "Колосок", белорусскую народную сказку "Легкий хлеб" провести беседу по содержанию. подвести к пониманию.
Ход беседы:
Дети вместе с воспитателем сидят за столом, на столе хлеб, мука и зерно.
Воспитатель: Как вы думаете из чего пекут хлеб (ответы детей); А откуда берут муку (ответы детей)
Конечно, чтобы превратить зерна злаков в муку, их нужно измельчить, смолоть. В старину для этого строили мельницы. В наших краях это делали на берегу реки. Речная вода крутила большие мельничные колеса, а те приводили в движение жернова, перетиравшие их в муку. А в степях, где вольно гулял ветер, ставили ветряные мельницы. Порывы ветра вращали крылья мельницы, а те приводили в движения жернова
Труженица мельница
Встала у реки
Намели нам мельница из зерна муки
Мельница не ленится-вертит жернова
И шумит, и пенится быстрая вода.
А мука струится и бежит ручьем
С медом и корицей, коврижку испечем!
В наше время зерно перерабатывают на специальных заводах,где стоят большие электрические мельницы. Потом муку отвозят на хлебозаводы, где пекут хлеб и другие хлебобулочные изделия.
Сейчас мы попробуем получить сами муку из зерна с помощью кофемолки. Представьте, что это маленькая электрическая мельница.
На столе приготовлены три блюда: для пшеничной, ржаной и овсяной муки. Воспитатель объясняет детям, что им нельзя самостоятельно включать электроприборы. После того как муку смололи, рассматривают и сравнивают муку по цвету. Воспитатель показывает манную крупу и объясняет, что её тоже делают из пшеницы. Предлагает потрогать муку руками, спрашивает детей, какие ощущения они испытывают.
Далее проводится игра "Что из чего?"
-Из пшеничной муки-хлеб пшеничный, булки, печенье.
-Из ржаной муки-ржаной хлеб.
Из овсяной муки-овсяное печенье, овсяные хлопья (Геркулес).
Воспитатель:
Иногда муку используют вместо клея, так как она содержит клейковину. Для этого муку разводят теплой водой, размешивают и клей готов. Им можно склеивать бумагу, использовать при наклеивании обоев. Сейчас я вам расскажу сказку о пшеничном зернышке
После прослушивания сказки детям задаются вопросы:
-Как первобытные люди получали муку из зерна?
-Каким был самый первый хлеб на земле
-Как называлась дикая пшеница в те времена?
Конспект непосредственно – образовательной деятельности конструирование и робототехника с детьми подготовительной группы
Тема: «Мельница»
Цель НОД: развивать научно-технический и творческий потенциал личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники. Обучение основам конструирования и элементарного программирования.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование умений и навыков конструирования, приобретение первоначального опыта при решении конструкторских задач.
- Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
- Формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
Развивающие:
- Развитие навыков конструирования, моделирования, элементарного программирования; развитие логического мышления; развитие мотивации к изучению наук естественнонаучного цикла. Развитие конструкторских навыков;
- Развитие логического мышления; пространственного воображения.
- Развитие способности творчески подходить к проблемным ситуациям. Развитие конструктивного мышления средствами робототехники. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
- Воспитание ответственности, коммуникативных способностей.
Технические средства: проектор, ноутбук, интерактивная доска, музыкальный центр.
Оборудование: ИКТ – мультимедийная презентация в SMART-Notebook, разные виды конструктора, стенд «Я выбираю», фотографии детей.
Центр познавательно-исследовательской деятельности: конструкторы в контейнерах разного вида: металлический, деревянный, пластмассовый, магнитный «Клик»
Центр художественно-эстетического развития: краски, кисточки для клея, кисточки для краски, бусинки, цветная бумага, цветной картон, ватные диски, пластилин, салфетки разных цветов, клей, ножницы.
Ход НОД:
Организационный момент: Дети под музыку входят в группу, встают в круг: - Придумано кем – то
Просто и мудро.
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки? (Ответ: да). Послушайте внимательно загадку: Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто.
В магазине занял место. (Хлеб). Воспитатель: Ребята, а из чего пекут хлеб (показ слайда № 1)
Дети: Из муки (слайд № 2)
Воспитатель: Кто мне скажет, откуда берется мука? (Ответы детей).
- А где мелят зерно?
Дети: На мельнице (слайд № 3)
Воспитатель: Мельницы ребята бывают разные, ветряные: они работают при помощи ветра. Водяные, которые работают при помощи воды (слайд № 4).
- Послушайте пословицы и скажите, как вы понимаете их смысл:
- Хлеб – всему голова!
- Без хлеба, худая беседа! (Ответы детей). Слышится звук смс на компьютере. Воспитатель открывает смс.
Воспитатель: Ребята! Нам на электронную почту пришло письмо:
- В штате Колорадо прошёл сильный ураган (слайд № 5). Он нанёс большой вред деревням и посёлкам. В одной деревне, смерч сломал мельницу (слайд № 6, у жителей деревни есть зерно, но нет муки, они не могут испечь хлеб. Большая просьба: кто прочитал сообщение, помогите жителям деревни.
Воспитатель: Давайте подумаем, можем ли мы помочь жителям деревни?
Дети: Да.
Воспитатель: Что мы можем для них сделать? (Ответы детей).
Дети: Построить мельницу из конструктора. (слайды № 7,8,9) дети рассматривают конструкции мельниц из разных видов конструктора.
Воспитатель: Из каких деталей сделана мельница? (4 пластины 1x15; 2 скобы 4x4; 1 диск; 4 пластины 2x5; 2 скобы 1x4; болтики и гайки).
Воспитатель: Следующая конструкция мельницы сделана из деревянного конструктора. Какие детали потребовались для конструирования этой мельницы? (ответы детей).
- Мы сегодня будем работать с программируемым конструктором . Давайте определим какие детали нам понадобятся: Пластины: желтые 2x12, 2/2x4; 1x4, 2/2x6; черные- 2x8, 2/2x2 с выпуклостями для колес; угловые с прорезами- 1, без прорезов-1; красная- без крепления. Кирпичики: желтые- 1/1x2 с проемом для штифта, 2/1x2; угловые- с прорезами 1, и т. д.
Воспитатель: Мы определили детали, которые нам нужны для работы, как вы думаете можем ли приступать к работе?
Дети: Да.
Воспитатель: Для начала предлагаю сделать небольшую разминку.
Физминутка: А теперь, ребята, встали (дети встают в круг)
Руки медленно подняли, (поднимают руки вверх)
Пальцы сжать, потом разжать, (сжимают и разжимают кулачки)
Руки вниз и постоять. (опускают руки вниз)
Наклонитесь вправо, влево. (руки на пояс наклоны в стороны)
И беритесь вновь за дело.
Воспитатель: Сегодня у нас работают два центра: это центр «Художественно-эстетического развития» где вам предлагается разнообразный материал для изготовления схем мельницы; центр «Познавательно-исследовательской деятельности» где вы сможете выбрать конструктор и детали необходимые вам для работы; сможете создать макет мельницы для жителей деревни. Предлагаю вам выбрать тот вид деятельности в центрах, которым вы сегодня будите заниматься!
Воспитатель: Подойдите к стенду «Я выбираю», и повесьте свои фотографии рядом с картинкой того центра, в котором вы будите работать (использование стенда «Я выбираю»).
Для определения времени работы в центрах используется таймер, как только вы услышите звуковой сигнал колокольчика (воспитатель демонстрирует сигнал, вы должны собраться в центре группы для обмена полученной информации. Предлагаю вам разойтись по центрам и приступить к деятельности.
Самостоятельная деятельность в развивающих центрах.
Центр «Познавательно – исследовательской деятельности».
Задания для детей: Выбрать конструктор необходимый для работы; отобрать нужные детали для постройки (дети работают с разными видами конструктора: металлический, деревянный, пластмассовый, магнитный дети работают в паре и подгруппами.
1 этап: дети рассматривают схемы, выбирают необходимые детали и начинают конструировать (воспитатель помогает детям в рассмотрении схем, выборе деталей, креплении).
2 этап презентация конструкции .
После завершения работы дети убирают свое рабочее место.
Полученный результат: готовая конструкция «Мельница» из разных видов конструктора.
Центр «Художественно-эстетического развития»
Задания для детей: при помощи предложенного раздаточного материала изготовить схемы мельницы разными способами (нарисовать, слепить, сделать аппликацию)
Полученный результат: дети разными способами изготовили схемы мельницы – подарок для жителей деревни.
На 15 минуте занятия по звуковому сигналу колокольчика с детьми проводится гимнастика для глаз, при помощи интерактивной доски (дети ищут взглядом персонажа, который появляется то в правом верхнем углу, то в левом нижнем углу, то в центре доски и т. д).
После гимнастики дети расходятся по центрам для завершения своей продуктивной деятельности. После звукового сигнала колокольчика дети собираются в круг для обсуждения полученных результатов. Детям предлагается оформить выставку продуктивной деятельности. По одному представителю из подгрупп дается слово для подведения итога работы группы (что задумывалось, что получилось, какие трудности испытывали). Представитель подгруппы, которая работала в центре познавательно-исследовательской деятельности, рассказывает детям о том, что они сегодня выбирали конструктор для своей постройки, строили мельницу для жителей деревни и приводили ее в действие при помощи аккумуляторной батареи.
Представитель подгруппы, которая работала в центре художественно-эстетического развития рассказывает, какими способами они изготавливали схемы мельницы для жителей деревни и из какого материала.
А сейчас мы сделаем фотографии ваших схем – мельниц, конструкций и отправим жителям деревни, чтобы они могли выбрать и построить в своей деревне новую мельницу.
Рефлексия
Для оценки собственной деятельности детям предлагается на интерактивной доске разместить лучики солнышку:
Желтые лучики – не испытывали ни каких трудностей, все было легко;
Оранжевый лучик – испытывали малейшие трудности, но выполнили задание;
Красный лучик – выполнил задание с помощью взрослого.
Воспитатель: Молодцы ребята! Какое у нас красивое солнышко получилось. У солнышка только желтые лучики, значит, у нас все с вами получилось и вам было легко выполнять задания. Спасибо за работу!
Литературные произведения про мельницы.
1. "Чудо-мельница".
2. «Ветряная мельница» Ганс Христиан Андерсен
3. «Колосок» украинская сказка
4. «Чудо – мельница» (венгерская сказка)
5. «Петушок и чудо-мельница»
6. «Волшебная мельница» Павел Парфин
7. «Сказка о мельнице» Фарида Кривушенкова
8. «Кот в сапогах» Шарль Перро
9. «Дорога на мельницу» Владимир Степанов
10. «Бедный работник с мельницы» Братья Гримм
11. «Разные колеса» Владимир Сутеев
12. «Тителитури» Братья Гримм
13. «Старая мельница» Рихард фон Фолькманн
14. «Сказки старой мельницы» Виктор Меньшов
15. «Дженни» (английская песенка) Корней Чуковский
16. «Краба́т, или Легенды старой мельницы» Отфрид Пройслер — сказочная повесть немецкого писателя, написанная им в 1971 году и признанная лучшим произведением автора. В основе сказки лежат фольклорные сюжеты лужичан, обработанные Пройслером и изложенные в собственной интерпретации.
Игра-тренинг «Король ветров»
Цель. Обобщить представления детей о явлениях природы. Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком.
Детям раздаются вертушки»
Воспитатель. Поиграем с вертушками. Что приводит в движение вертушку? (Ветер.) Подуем «ветерком» на вертушку, чтобы она завертелась. Посмотрим, чья вертушка будет дольше крутится, тот и победит.
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.
2. Загадка.
Живет от ветра,
Сама не ест,
А весь мир кормит. (Ветряная мельница.)
Воспитатель. Почему мельницу называют «ветряная»? Поиграем с макетом ветряной мельницы. Что надо сделать, чтобы мельница заработала? (Надо поиграть в «ветер») Как надо дуть на крылья мельницы, чтобы они завертелись? (Сильно.) Что приводит в движение лопасти вертушки? (Ветер.)
(Воспитатель предлагает ребенку прочитать заранее разученную немецкую песенку.)
Погляди в мешках томится
Золотистая пшеница.
Ветер дует день и ночь
Хочет мельнику помочь.
Станет все зерно мукою,
Потечет мука рекою.
Испекут нам из муки
Булки, плюшки, пирожки.
Воспитатель. Что делали раньше на ветрянной мельнице? (Мололи зерно.)
Вывод. Ветер – наш друг.
Оригами ветряная мельница
Работа с бумагой. Моделирование « Ветряная мельница»
Дидактическая цель: Создать условия для овладения приема конструирования объёмного изделия на основе развёртки
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»