Субтропическая зона России
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
в рамках Федерального государственного образовательного стандарта
УМК «Перспективная начальная школа»
Шульц Елены Александровны
учителя начальных классов
БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47
с углубленным изучением отдельных предметов»
Тема: Субтропическая зона России
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом
Планируемые результаты:
-
сформируется уважительное отношение к иной точке зрения;
-
сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме, выстраивать речевые высказывания, работать в парах и группах;
-
сформируются начальные формы рефлексии;
-
сформируется базовый уровень умения характеризовать субтропическую зону России
Личностные (ЛР): формирование умения выстраивать речевые высказывания
Метапредметные (МПР):
Регулятивные
– формирование начальных форм рефлексии
Познавательные
– формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
- формирование умений отличать животных и растений субтропической зоны
Коммуникативные
- формирование умений работать в статичных группах и парах
Цель урока: Формирование образовательных компетенций(информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Субтропическая зона России».
Основные понятия: субтропики, парк «Дендрарий», Красная Книга России
Межпредметные связи: экология, история, география,
Место урока в разделе: заключительный урок по разделу «Природные зоны России»
Оборудование: (создание подготовленной информационно – образовательной среды): ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, учебники, цветные квадратики для групп, карточки для работы в парах, карточки для самооценки.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат, универсальные учебные действия |
1. Организационный момент |
Психологически настраивает учащихся, мотивирует на плодотворную работу. |
Слушают заданные установки учителя |
Коммуникативные, регулятивные |
2. Актуализация знаний |
Организует беседу с учащимися: - Прощаться с пустыней не будем спешить- О ней сейчас будем говорить. Пустынь в России немного у нас, О географическом положении послушаем рассказ. |
Учатся понимать на слух. |
Познавательные, коммуникативные |
3. Проверка домашнего задания |
Организует проверку домашнего задания |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. |
Познавательные, коммуникатив ные, личностные |
4. Постановка цели урока |
Организует работу всего класса в разгадывании кроссворда для определения темы урока. Учитель в позиции консультанта побуждает учащихся к выдвижению гипотез по принятию учебных задач. Слайд 3 - 1.Вроде сосны, вроде елок, а зимою без иголок? (лиственница) 2.У этого растения твердый каменистый ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, листья похожи на вязальные спицы (саксаул) 3. Дерево из зоны лесов (дуб) 4.Короткое название ледяной зоны (Арктика) 5 Красивая грациозная антилопа из пустыни (Джейран) 6. Ягода из тундры (морошка) 7. Растения, живущие в толще воды ( планктон) 8. Лед кругом, а эти птицы не боятся простудиться(пингвин) 9. Редкая хищная птица, которая охотится на леммингов( кречет) 10. Жалит пчелка, к сожаленью. И ужилить змейка может, это строчное растенье, ты не тронь- ужалит тоже (крапива) |
Работают группой, формулируют тему урока («Отгадай кроссворд») и соотносят её с темой предложенной учителем, конструируют учебные задачи урока. Слушают собеседника, взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, одноклассниками; |
Регулятивные, познавательные |
5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала |
Организует беседу с учащимися: - Что же друзья, пора в дорогу! Ждут с нетерпением нас: Чудный берег, море пляж. Но мы отправляемся не отдыхать, А зону субтропиков России изучать. Слайд 4 - Обратимся к карте- помощнице(стр. 60-61 учебника). Что же она нам расскажет? Слайд 5 - В субтропической зоне России кроется секрет ее удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее - днем или вечером? - Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Климат здесь умеренный. Солнце посылает сюда почти прямые лучи. Оно за лето нагревает море, а затем море отдает побережью тепло зимой. Посмотрите на карту. Какие горы находятся прямо у самого побережья? - Да, это высокие молодые горы. Они являются преградой для холодного северного ветра, поэтому в этой зоне умерено жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю много влаги, и она же задерживается горами. - Что же означает слово «субтропики»? (дети открывают «Толковый словарь» и находят ответ на поставленный вопрос) |
Выдвижение гипотез. Актуализация личного опыта. Учатся строить высказывания в устной форме. Учатся принимать и сохранять учебную цель и задачу. Отличают известную информацию от неизвестной. Учатся понимать на слух. |
Регулятивные, познавательные |
6. Физминутка |
|
|
|
7. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений |
Организует работу в статичных парах для определения темы урока. Организует обмен мнениями по вопросам выступления учащихся. -Предлагаю поделиться на 3 группы по цвету квадратика, которые получили в начале урока. Зеленый цвет- это группа ботаников, желтый – это зоологи, а красный цвет – экологи. Присоединяйтесь, ребята! (Учащиеся рассаживаются по группам) -Об удивительном многообразии природы субтропиков можно судить, изучив природу Черноморского побережья Кавказа, особенно в тех местах в горах, где леса охраняются. Предлагаю узнать о таком заповеднике, собрав пазлы. ( Вызываются 3 желающих с каждого ряда). Слайд 6 -Давайте, заслушаем ботаников. (Учащиеся рассказывают сообщения, заранее подготовленные о растениях, о «Дендрарие») -Спасибо, послушаем выступления зоологов. - А сейчас заслушаем экологов. - Очень стыдно за поведение людей, которые не задумываются о природе. -Спасибо, за работу. |
Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки. Подготовленные учащиеся читают сообщения, остальные слушают и задают вопросы. |
Познавательные, коммуникатив- ные, личностные |
8 Самостоятельное использование сформированных умений и навыков |
Организует самостоятельную работу учащихся, побуждает учащихся к выдвижению гипотез -Откройте ТПО на стр. 37, № 59. прочитайте задание. - Какие растения Черноморского побережья рассматривали на уроке? Запишите их в таблицу. Побуждает к выполнению самостоятельной работы. - Используя текст учебника на стр. 116-117, заполните графу «Животные» |
Читают текст, сопоставляют свои ответы с предложенными выводами. Ребята работают самостоятельно. |
Познавательные, личностные Регулятивные, личностные |
9. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов |
Подводит к оценке усвоения с материалом. -Наше путешествие- исследования по природным зонам России подошло к концу. Давайте попробуем соотнести животных и растений, обитающих в различных зонах. Слайд 7 - Спасибо за работу, справились. |
Выполняют упражнение |
Регулятивные, |
10.Объяснение и понимание домашнего задания |
Объясняет домашнее задание. -Ребята, откройте дневники. Запишите задание на дом: стр. 177-181, чтение и ответы на вопросы. И еще одно творческое задание: придумать правила безопасности поведения на море, составить памятку для отдыхающих на море «Как правильно загорать» |
Дети записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению |
Познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
11. Рефлексия |
Выдаёт листы самооценки, даёт инструктаж по их заполнению - Какие трудности были сегодня на уроке? - Остались ли вы довольны своей работе на уроке? -Спасибо за работу на уроке …(перечислить активно работающих на уроке). Урок окончен! |
Заполняют листы самооценки, продолжают фразы |
Регулятивные |
Использованные источники и литература:
-
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник. 2011.
-
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Наш мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник. 2011.
-
http://strangeworlds.at.ua/news/mnogovekovye_ldy_arktiki_polnostju_rasstajali/
-
http://www.zhivotnye-belarusi.ru/redkue_guvotnue_belorussii/ris/
-
http://900igr.net/fotografii/biologija/ZHivotnyj-mir-Rossii/017-Lesnaja-zona.html
-
http://900igr.net/kartinki/geografija/Zona-stepej/056-Nazovi-zhivotnykh-stepi.html
-
https://www.google.com/url?q=http://videouroki.net/look/superfizmin/ped-kopilka.
-
http://anyamashka.ru/photo/animashki/spasibo/animacija_kartinka_spasibo
-
http://smayli.ru/smile/transporta-914.html
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»